Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
— с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 30 ноября 1943 г., № 43 . ОХОТНИКИ ЗА ТРАНСПОРТАМИ ЭКИПАЖ т о р п е д о н о с ц а ГВАРДИИ МАЙОРА ЛИТВИНОВА ПОТОПИЛ НЕМЕЦКИЙ ТРАНСПОРТ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ В 10.000 ТОНН Гвардии майор Литвинов по завчера потопил немецкий транспорт водоизмещением в 10 тысяч тонн. Это пятый ко рабль противника, пущенный па дно нашими охотниками- ггвардейцами за последние 4. лня и вторая победа за это же время экипажа Литвинова. Вот что рассказывает о своем нолетѳ гвардии майор Литви нов: — Для охоты за транспорта ми, как и для обыкновенной охоты, необходимы благопри ятные условия погоды и вре мени, т. е. то, что мы называем сезоном. Чтобы удачно прове сти крейсерскую операцию, надо правильно и умело ис пользовать этот сезон. Кстати сказать, условия нашего теат ра позволяют, особенно зимой, охотиться почти каждый день. — Мы считаем, что самыми хорошими условиями для охо ты являются: видимость 5— 0 клм., высота (100— 150 метров и наличие небольших туманов и зарядов. Полет в таких усло виях, естественно, требует от экипажа высокого мастерства. Летчик, который даже хорошо владеет техникой пилотирова ния, не может итти на зада ние: для крейсерского поле та нужна только отличная тех ды. Пробивая их, торпедоносец шел по намеченному курсу. — Не везет мне с компа сом, — говорит Литвинов. — Опять перегорела лампочка, и пришлось вести машину по указаниям штурмана и по стрелке «пионера». Пробив последний заряд, охотник вышел к морю. Пого да резко изменилась — была хорошая видимость. Такие ме теоусловия не благоприятст вуют охоте, и поэтому лет чик решил уйти подальше в море, рассчитывая, что там появятся «кустики облаков», в которых можно было бы пря таться и незаметно, маскиру ясь ими, найти цель, подойти к ней. И действительно, прой дя еще несколько минут, охот ник встретил низкую облач ность и дождевые заряды. Опять обходя и пробивая их, он уверенно продолжал свой путь. Здесь досталось много работы штурману. — Пока мы пробивали заря ды, у меня была исчерчена вся карта на поправках курса. Дол гое йремя мы шли вслепую. Приходилось определять место разворота самолета по компасу и радиосредСтвам, — говорит гвардии капитан Сырчин. За облачностью и зарядами совсем неожиданно показался ника пилотирования. Штурман, вражеский берег. Сырчину бы ло достаточно лишь на секун ду взглянуть- на него, как он определил точное место на хождения и передал летчику следующий курс. Охотник пе ресекал полуостров. Это было место первой намеченной еще перед вылетом цели. Командир экипажа быстро осмотрелся и решил в случае обнаружения судов производить атаку спра ва, где было облако тумана. Надежды охотника оправда лись. Через минуту штурман доложил: «Вижу два корабля». Это были небольшие стороже вики. Пройдя над ними, Литви нов почти у самого берега за метил «здоровенный» тран спорт. Он решил его атаковать. Немцы заметили самолет и стали вести рассеянный огонь из зенитных автоматов.. Гем временем охотник, скрывшись на время в тумане, развернулся над морем, лег на боевой курс и неожиданно для врага, вы скочил из облака тумана. Тор педа пошла точно на тран спорт. На охотника обрушили огонь все.корабли и береговая артиллерия. Снаряды ложи лись немного в стороне и вы ше. Отчетливо видя их, Бадюк передавал командиру: «Ниже, ниже!» Прижав самолет к са мой воде, охотник вышел из обстрела. Привычный наблюдать подоб ные картины гвардии старши на Бадюк (он участник 12 ус пешных атак) ровным голосом докладывал: «Вижу взрыв». Весь экипаж наблюдал за огромным густым черным обла ком, из которого разворачива лись купола пара. Торпеда ви димо угодила в котлы, которые взорвались. Немного позже Ба дюк доложил, что у транспор та садится корма. Он уходил на дно. Охотники-гвардейцы возвра тились домой с большой уда чей. На свой счет гвардия за писала еще один транспорт противника в 10.000 тонн водо измещением. А. СНЕЖКОВ. знающий район хорошо, не мо жет вести самолет в крейсер ском полете: знание района должно быть отличное. Больше того, его надо знать так, как знает охотник свою местность, чтобы по малейшему признаку всегда уметь определять место нахождение самолета. Задачи и ответственность стрелка ради, ста и воздушного стрелка в таком полете также значитель но возрастают. Летчик и весь экипаж торпе доносца, идущий на свобод ную охоту за кораблями про тивника в море, должен прежде всего тщательно подготовить ся. «Кто зевает, тот воду хле бает», — гласит старинная по словица. Подготовка к крейсер-, скому полету производится за долго до вылета. — Прежде чем итти на это задание, — рассказал майор Литвинов, — мы вместе со штурманом четыре дня тща тельно его изучали. Приходи лось несколько раз беседовать с разведчиками,детально узна вать обстановку, проверять свои знания района, изучать метеоусловия и внимательно готовить материальную часть. Отправляясь на охоту, опыт ный охотник заранее знает, где он мож&т встретить зверя. Так и экипаж гвардейца Литвинова еще перед вылетом наметил три пункта, где торпедоносец мог обнаружить вражеские ко рабли. Когда подготовка к по лету была закончена, гвардии майор перед самым вылетом еще раз проверил экипаж. Штурман гвардии капитан Сыр- чин доложил ему о своей го товности, стрелок-радист гвар дии старшина Бадюк—об ис правности рации и пулометов. После этого торпедоносец под нялся в воздух. Набрав высоту, он лег на курс. В нескольких километрах от аэродрома на пути охотни ка встретились снеговые заря- ★ ★ ★ В офицерском клубе, где начальником т. Нудельман, 28 ноября состоялась встреча офицеров с экипажем торпедонос- цг гвардии майора т. Литвинова. Командир экипажа и штур ман рассказали о своем полете и о том, как их торпедой был потоплен крупный немецкий транспорт. После беседы в честь победителей был дан концерт брига дой артистов Узбекской республики. Долгими аплодис ментами встретили офицеры и все присутствующие сообще ние о том, что на концерт прибыли участники операции, при несшей новую победу североморцам—гвардейцы тт. Литвинов и Сырчин. В своем выступлении гвардии майор Литвинов заверил присутствующих: — Я твердо уверен, что боевые успехи гвардейцев бу дут возрастать с каждым днем. Еще не один немецкий ко рабль пойдет на дно от наших торпед. Маленький фельетон „ О х о т н и ч и й с е з о н “ Мой дружок, герой-торпедоносец Любит поохотиться порой, Только не ружье с собой он носит: Видите — торпеда за спиной. Чуть восток рассветом озарится, Наш охотник «лазит» по портам. Бьет оін не оленя и не птицу — «Дичь» гвардейца — вражьи транспорта. Справедливо тут подметил кто-то: Чтоб скорей победы нам достичь — Выходите чаще на охоту, Добывайте покрупнее «дичь». Н. ДУБИНИН. Младший лейтенант В. ХОМУТСКИЙ Бой неуправляемого штурмовика с „Мессершмиттами". 26 ноября в нашей газете были напеча таны материалы о налете наших самолетов на вражеские аэродромы. Одним из участников этой операции был младший лейтенант В. Хо- мутский. Его машина в воздушном бою была I ★ сильно повреждена, но летчик, отбившись от атак «Мессершмиттов», привел ее на свой аэродром, где благополучно совершил посад ку. Публикуемая ниже статья рассказывает подробно об этом боевом эпизоде. В этот день я во второй раз взлетел на своем штурмовике для выполнения боевого зада ния. Командование поручило нам нанести бомбо-штурмовои удар но большому вражескому аэродрому. Полет до цели происходил в спокойных условиях, но на под ходах нас встретил интенсив ный огонь зенитной артилле рии всех калибров. Такой силь ный огонь я увидел впервые, так как это был всего-навсего мой второй боевой вылет. Один фашистский - автомат пристрелялся по моей машине. Три его снаряда сделали про боины в плоскости. Но мой ведущий продолжал набирать высоту, и я, не отставая, сле довал за ним. Я верил в свою машину, знал, что она меня не подведет. Достигнув высоты, наши эки пажи услышали команду веду щего: «В атаку».. Одна за дру гой входили машины в пике. Тут же избирали для себя по крупнее, поценнее цели и об рушивали на них огонь. Я по шел в атаку на стоянку, где, почти рядом, были три самоле та. Сначала вел пристрелку пулеметами, потом в дело пу стил пушки и другое вооруже ние. Вражеские машины заго релись. В заключение я произ вел бомбовой удар. Задача бы ла выполнена. Предстояло возвратиться на аэродром. Передо мной встала задача — спасти жизнь эки пажа, самолет и благополучно долететь до места посадки. При выходе из атаки на ме ня навалились 2 «Ме-109». Стрелок, младший сержант Ни кифоров, не успевал отбивать их атаки. На помощь нам при шел истребитель прикрытия — младший лейтенант Шевченко. Одного немца он сбил на на ших глазах, но ему нужно бы ло спешить на помощь друго му штурмовику. Второй «Мес- сершмитт» неотступно следовал за нами и все время вел огонь. С первых же его атак у нас вышло из строя радио, потом оружие стрелка, а сам Ники форов был тяжело ранен и от пугивал немца выстрелами из ракетницы. У меня созрело ре шение сделать змейку и при строиться к группе штурмови ков, но все движения ножным управлением были вхолостую. Самолет настойчиво шел впе ред. Я понял, что перебиты тросы или отбит окончательно руль поворота. Разворачивать ся за счет крена было опасно, так как была мала высота. Созрело решение — итти по прямой. Так и сделал. Но про клятый «Мессершмитт» не от ставал. -Он подходил сзади почти вплотную . к нашей ма тине и всю ее, с носа до хво ста, осыпал снопами пулемет но-пушечных трасс. У нас пе рестали работать показатель скорости и термометр выходя щего масла. Завлинило элеро ны и закрылки, трос управле ния триммером был перебит. Оставались неповрежденными рули глубины и надежно тя нул мотор. За его безотказную работу я много раз говорил спасибо своему механику т. 11о- кидину: вся наша жизнь за ключалась теперь в безотказ ности мотора. На уже неуправляемой маши не я все же нашел выход ускользать от огня «Мессер- шмитта»: когда немец подхо дил к хвосту и открывал огонь, я бросал машину вверх и вниз. В эти моменты пули и снаря ды проходили выше или ниже машины и немец, развивая ско рость, проскакивал вперед. Так горками я продолжал ускользать от огня немца. Вскоре у противника боезапас иссяк. Тогда я кое-как создал крен машины за счет неболь шого отклонения .элеронов и вошел в необыкновенный ви раж, радиус которого исчис лялся почти десятком километ ров. Мы уже взяли курс на род ную землю, но немец все ле тел и летел за нами. Через несколько минут нам стало из вестно его намерение: оказы вается, он вызвал по радио еще одного «Мессершмитта» и этот, видно, прилетел с новым боекомплектом. Снова для нас начались тяжелые минуты. Те перь они вдвоем заходили на нас в атаку и брали в кин жальный огонь то спереди, то сзади, причем тот немец, у ко торого вышел боекомплект, хо дил в ложные атаки, и мне сначала трудно оыло понять, который из них будет стре лять и которому нужно под ставить броню машины. Через несколько атак я разгадал их ! очередность. И при нападении і кое-как разворачивал неуправ- і ляемую машину, подставляя і под удар наиболее неуязвимые I места. Так они нас провожали до самого залива Н., а потом, убедившись в бесплодности атак, ушли. Израненную, неуправляемую машину, нужно было еще поса дить. Расчет на посадку я на чал производить с небольшой высоты, не доходя несколько километров. Первый раз немно- го просчитался. Захожу на вто рой круг. Остались последние капли горючего. Начинаю планировать. Все идет хорошо. Вот уже вемля. Машина грубо ударилась о нее и начала с неимоверной тря ской пробег. «Пробиты пневма тики», — понял я. Начинаю нажимать на тормоза — они но действуют: пробита пневмоси стема тормозов. Посреди аэро дрома штурмовик остановился. Нужно освободить поле. Я даю газ. Мотор заработал и стал. Нет горючего. Выйдя из каби ны, я не поверил своим гла зам: машина была изрешечена. Руля поворота совсем не было: его у нас отбили еще над целью. Подсчитали пробоины— их было 187,не считая мелких, были выведены из строя мно гие агрегаты, но самолет про должал летать, сопротивляясь немцам. С этого полета я ещебольш» уверен в своей машине. Нет и не было таких грозных и неуяз. вимых машин во всем мире- Лишь советские инженерысоз- I дали этот летающий танк, та кой же непокоримый, как со ветский народ. Сейчас мой «Ильюшин» ок ружен вниманием технического состава. Через несколько дней он снова будет грозным и неуязвимым, и мы с ним не раз пройдем черной смертью ■ над логовом заклятого врага.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz