Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

2 - СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 28 ноября 1943 г., № 42 . БЫВАЛЫЕ ЛЕТЧИКИ РАССКАЗЫВАЮТ ■ БОИ НА СОПРОВОЖДЕНИИ Имея некоторый опыт веде­ ния воз душного боя на сопро­ вождении, я хочу рассказать о его особенностях. Вылет на сопровождение имеет целью не ведение воздушного боя с истребите­ лями противника, а защиту бомбардировщиков, торпедонос­ цев или штурмовиков и .обес­ печение им выполнения бое­ вых заданий. Поэтому' истре­ бителям сопровождения, как правило, приходится вести обо­ ронительные бои, отражать на­ падающего врага. Однако это не значит, что оборона должна быть пассивной. Наоборот, ак­ тивно обороняясь, истребители прикрытия могут и должны на­ носить чувствительные удары по нападающему неприятелю. Каковы же особенности воздушного ‘боя на сопровож­ дении? Низкая высота, а следова­ тельно и ограниченная види­ мость, почти полное отсутствие вертикального маневра, а глав­ ное, обязанность защиты при­ крываемых самолетов, делают воздушный бой на сопровожде­ нии сложным, труднее обыкно­ венного. Поэтому решающим для достижения нужных ре­ зультатов является хорошее, слаженное взаимодействие меж­ ду группами и экипажами, вы­ сокая отработка техники пило­ тирования каждым летчиком. Организация прикрытия обыч­ но строится по общеизвестно­ му порядку. Истребители раз­ деляются на две группы:удар­ ную и группу непосредствен­ ного прикрытия. Задача удар­ ной группы нанести удар истребителям противника, от­ влечь их от прикрываемой группы бомбардировщиков или торпедоносцев и обеспечить таким образом их выход на цель. Принято, что ударная группа находится на некото­ ром превышении, это ей дает лучший обзор и возможность в вертикальном маневре. Группа непосредственного прикрытия ни при таких обстоятельствах не оставляет прикрываемую группу и вступает в бой лишь тогда, когда немецкие истре­ бители непосредственно ата­ куют бомбардировщиков. Всем известная тактика немецких истребителей — оттягивание группы непосредственного при -1 крытия от бомбардировщиков с целью обеспечения себе атаки— ни в коем случае не должна увлекать летчиков от прикры­ ваемых самолетов. Бой истребителей непосред­ ственного 1 прикрытия происхо­ дит, главным образом, на ви­ ражах. Это обязывает в группу непосредственного прикрытия выделять наиболее опытные! летные кадры, отлично владе­ ющие техникой пилотирования. Основой боевого порядка ист­ ребителей сопровождения как ударной, так и группы непо­ средственного прикрытия я в ­ ляется сильная, слетанная па­ ра. Я ібы сказал, что в бою на сопровождении пара играет вдвойне ответственнейшую роль. Зная основные особенности и характер воздушного боя на сопровождении, разберем н.а примерах, как в жаждой кон­ кретной обстановке необходимо действовать экипажам, чтобы лучше провести этот сложный бой, кате лучше организовать его, чтобы, сохранив прикры­ ваемые самолеты, победить на­ падающего врага? Возьмем, к примеру, бой, про­ веденный нашей группой в ию­ ле под -командованием майора Панина. Сопровождая торпедо1- носцев в открытое море, неда­ леко от цели мы заметили до 20 неприятельских истребите­ лей. Ведущий группы сразу же сообщил нам, что вся шестер­ ка будет в непосредственном прикрытии. В этом бою я участвовал впервые. Чувство ограниченно­ сти действий и связанности сразу же овладело мною. По- Л е й т е н а п ш JB. Б у р м а т о в рой так и хотелось дать горку, завоевать преимущество в вы/ соте и оттуда атаковать фа­ шистов. Однако я хорошо пом­ нил- указания, которые мне д а ­ вали майор Панин и ведущий моей пары Харламов. Отры­ ваться от торпедоносцев нель­ зя было ни на метр. Бой ста­ новился все яростнее. Немцы пытались атаковать со всех сторон. Но, держась всей ше­ стеркой около прикрываемых самолетов, мы раз за разом отбивали атаки. В этом первом бою я еще многого не понимал, многого не видел. Но каждый раз то, чего я не видел, мне сообщали по радио или Хар­ ламов или Панин. Попытка истребителей противника отор­ вать нас от группы торпедо­ носцев и сбить их с боевого курса — не удалась. Когда враг был измотан, ведущий шестерки передал приказание нашей паре выйти наверх и оттуда наносить. удары. Хар­ ламов после очередной атаки взял горку, за ним высоту на ­ брал и я. Почему и с какой целью было принято решение в средине боя разделиться на две группы? Во-первых, противник был из­ мотан, во-вторых, наличие не- высокой облачности позволяло нашей паре взаимодействовать с четверкой Панина И, исполь­ зовав богатый вертикальный маневр нашей машины, бить рассыпавшегося к этому вре­ мени врага. Такое решение д^я немцев было неожиданным, "и вскоре Харламов с близкой ди­ станции нанес смертельный удар одному «Мѳ-109». Через некоторое время один «стоде- вятый» был сбит мной. Четвер­ ка Панина, держась около тор­ педоносцев, обеспечила им вы­ ход в атаку. Самое ответственное в при­ крытии — обеспечение торпе­ доносцам . выхода из атаки, по­ этому Панин заблаговременно отдал -приказание нашей паре снова перейти на непосредст­ венное прикрытие. С боем на­ ша группа отошла от цели. Расчет немцев на удачу .’своей атаки при отходе также сор­ вался. Мы плотным строем ухо­ дили к своим берегам. Многому меня научил этот бой. На земле мы подробно его разбирали всей группой. Коман­ дир указал нашей паре на не­ достаточное внимание и ненуж­ ное увлечение атаками. Майор говорил, что в бою на сопро­ вождении никогда не надо увлекаться атаками. Атаковать врага надо только тогда, когда убедишься. в надежной защите сопровождаемых и себя. В этом бою я понял, какую огромную роль имеет радио­ связь. Без нее -меня наверняка бы сбили. Приказ ведущего —- закон, и это я осознал с пер­ вого- боя. Стоило мне хотя бы раз пренебречь им, отвлечься боем, я бы наверняка стал жертвой для фашистов. Вторично на сопровождение торпедоносцев повел шестерку капитан Харламов. Метеороло­ гические условия полета были труднее, чем в первый раз. Над морем стояла низкая облач­ ность. Она не позволяла нам выделить пару для просмотра, | которая шла бы вверху. Вся ; группа шла сзади торпедонос-' цев, фронтом. Недалеко от кон - 1 воя мы заметили две группы I «Мессершмиттов» и «Фоккѳ- j Вульфов». Увидев нас, они ра­ зошлись в разные стороны: од- ; на, справа, пыталась атаковать Моряки — герои^ Отечественной войны < х-'й: • Л- '„1 торпедоносцев, другая специ­ ально шла завязать с нами бой и. таким образом оторвать нас. Харламов принял решение разделиться на две группы. Вместе с ведущим мы завяза­ ли бой со второй группой, нем­ цев, имея целью оттянуть ее как можно дальше в сторону, а четверка под -командованием j Попова, ведя жестокий нерав­ н ы й бой с первой группой нем­ цев, не -отрывалась от сопро­ вождаемых. Большую помощь в отраже­ нии нападающего врага группе Попова оказали стрелки-ради­ сты и штурманы экипажей тор­ педоносцев. Меткими очередя­ ми они сбили двух истребите­ лей- противника, сделали недо­ ступной сферу своего обстрела. Попов и его ведомые сумели организовать правильное взаи­ модействие с торпедоносцами. В коротком бою они сбили еще два -фашистских истребителя. Труднее пришлось нашей ударной группе. Тройное пре­ восходство немцев давало себя знать. Фашисты пытались* ра­ зорвать замкнутое кольцо обо­ роны пары. Но им этого сде­ лать не удалось. Защищая друг друга, вначале Харла­ мов, а потом и я, мы сбили еще два самолета противника. Что обеспечило нам в этом бою победу? Правильное решение ведуще­ го о своевременном разделении группы прикрытия на две; для четверки Попова — хорошее- взаимодействие огня истреби­ телей с огнем экипажей торпе­ доносцев; для нашей груп­ пы — умелое использование оборонительного боя пары. Не -менее характерный бой нами был проведен в сентябре под командованием старшего лейтенанта Расс-адкина. Наша группа тогда насчитывала все­ го три самолета и имела зада­ чу непосредственного прикры тия штурмовиков во взаимо­ действии с ударной группой истребителей, ведомых майо­ ром Томашевским. За несколь­ ко километров до цели, справа наперерез нашей группе шли около 15 вражеских, истребите­ лей. Мы имели некоторое преи­ мущество в высоте и это дало возможность сразу же по сбли­ жении атаковать противника. С пикирования Рассадкин сбил одного «Ме-109». Я и младший лейтенант Власов нѳ отрыва­ лись от штурмовиков. отбивая атаки «стодевятых». Немцы, поняв, что всей группой им не достичь желаемого результата, рассыпались и мелкими частя­ ми попытались прорвать обо рону штурмовиков. Однако и это им не удалось. У самой цели, когда штурмовики во­ шли в пике, с короткой дистан­ ции я зажег «ФВ-190». На отхо­ де бой становился все напря­ женнее. Враг хитрил, он пы­ тался любой ценой расстроить наши боевые порядки. Видя, что мы действуем тройкой, он попытался перебросить свой удар на Власова, который не имел напарника. Но Власов действовал хитро. Он мгновен­ но перестраивался ведомым то к Рассадкину, то ко мне, со­ ставляя как бы постоянство двух пар. Это дало возможность всем троим действовать раз­ дельно. Эти три боя наглядно пока­ зывают, насколько сложен воз­ душный бой на сопровождении. Из них, как и из всех осталь­ ных, -нельзя, конечно, сделать какого-то постоянного и проч­ ного вывода как лучше ве­ сти бой на сопровождении. Каждый бой имеет свое отли­ чие, свои особенности и тре­ бует определенного и правиль­ ного решения от ведущего и ведомого-. Обмен опытом боев на сопро­ вождении во многом поможет проводить их еще лучше, за­ щищать сопровождаемые само­ леты еще надежнее, всегда вы­ полнять поставленную задачу и не иметь потерь. ■шМШЯШ *т Ш ш Ж ж ш Ш ш Ш йш т ят Командир 393 Новороссийского отдельного батальона морской пехоты — Герой Советского Союза капитан-лейте­ нант Василий Андреевич Ботылев. В 1941 году он окончил черноморское вы сш ее Военно- Морское училище и с первых дней Великой Отечественной войны сражается за Родину. Защитник Севастополя, участник феодосийской и дру­ гих смелых десантных операций, один из богатырей отряда Куникова—его воспитанник—Василий Ботылев свято хранит и приумножает славные бо евые традиции своег о прослав­ ленного командира. Так же, как Куников, он настойчиво го­ товил своих бойцов к битве за Новороссийск. Приучал их действовать в самых трудных и сложных условиях. И когда последовал приказ итти на врага, Ботылев п ов ел своих чу­ до-богатырей в бой. Так же, как Куников, под ураганным огнем противника он ворвался в порт и первым высадился на бер ег. Матросская лихость, безу д ержн а я храбрость, трезвый расчет и б ое во е мастерство командира увлекали бойцов. Так ж е, как Куников, он был вп ереди, был там, где больше опасности. С возгласом— „За мной, матросы, вперед!* — Ботылев повел черноморцев в атаку на сильно укр епл енные немецкие позиции. Капитан-лейтенант отвоевывал у врага родной г о ­ род. Его бойцы взломали о б о р о н у противника, уничтожили до 1750 немцев, захватили вокзал и в о др у зи ли над ним овеянный боевой славой военно-морской флаг. Пять суток батальон Василия Ботылева храбро, ио-флотски сражался с полчищами гитлеровцев и вышел п о беди т ел ем из этой нерав­ ной жестокой схватки. Питомцы Ботылева первыми ворвались в г ор о д и за­ воевали своему батальону право называться Новороссийским . Командовал ими мужественный, умелый воин Василий Анд­ реевич Ботылев. Капитан-лейтенанту Ботылеву 23 года. Слава о нем гре­ мит по всей нашей Родине. Советское правительство высоко оценило подвиги молодого, закаленного в б оях, морского офицера, присвоив ем у звание Героя Совет ского Союза, наградив его двумя орденами Красного Знамени, орд еном Отечественной войны 1-й степени и медалью „За о б ор он у Севастополя*. А В И А Т Е Х Н И К А З А Р У Б Е Ж О М Бомбардировщик I ради0 в испытательную лаборатс^ и I где таковые автоматически наносят< „ІТІарОДЭр j ленту, на звуковой фильм и дис Новый американский бомбардировщик- | воска* истребитель „Мародэр“ обладает ско­ ростью полета около 560 км. в час и высо­ кой маневренностью. Поворот на 180 гра­ дусов он может произвести по кругу диаметром менее 450 м. Радиус действия самолета более 4800 км., потолок выше 12000 м. Данных о вооружении не приводится, но имеются сведения, что самолет на­ столько сильно вооружен, что может вести бой самостоятельно без прикрытия истребителями. „Мародэр" может быть использован и в качестве торпедоносца. („Эр Сервис") Аппарат, ускоряющий испытание самолета в воздухе Обществом „Консолидэтед Вулти Эрк- рафт Корпорэйшн" (США) разработан аппарат, значительно сокращающий сро­ ки летных испытаний самолетов. Для установления характеристики сов­ ременного самолета необходимо одно­ временное измерение 50 факторов, при­ чем в'одно и тоже время требуется получение более 100 разных показаний (температуры авиамотора, показаний аэронавигационных приборов, давления в воздуховоде и т. д.). Новый прибор фиксирует в секунду все эти 100 показаний и передает их по („Продакг Энжинирин' Зимние покрышки Американской фирмой „Гудрич“ пущены самолетные покрышки Ш: типа, препятствующие скольжению лес по снегу и льду на посадочных щадках и стартовых дорожках. Особенностью новых покрышек ляется включение в резину при в; низации витков стальной прово. расположенных рядами параллельно ружности пневматика. („Нейшионел Аэранаутиксѵ Защита пилота Для фонаря кабины пилота на саі. тах гражданского воздушного 4 СШ А применяется новое небьюш стекло •из пластмассы, предназначу для защиты пилота при столкновені полете с птицами. До сих пор имели место многочи ные несчастные случаи в резулі разбития переднего стекла кабины лота дикими утками, гусями, чайка другими птицами. Прочность нового стекла определг в опытных условиях стрельбой по ; битой птицей из специального ор причем выстрелы по скорости сос ствовали действительным условиям та. I Нейшионел Аэранаутиь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz