Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
2 - СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 28 ноября 1943 г., № 42 . БЫВАЛЫЕ ЛЕТЧИКИ РАССКАЗЫВАЮТ ■ БОИ НА СОПРОВОЖДЕНИИ Имея некоторый опыт веде ния воз душного боя на сопро вождении, я хочу рассказать о его особенностях. Вылет на сопровождение имеет целью не ведение воздушного боя с истребите лями противника, а защиту бомбардировщиков, торпедонос цев или штурмовиков и .обес печение им выполнения бое вых заданий. Поэтому' истре бителям сопровождения, как правило, приходится вести обо ронительные бои, отражать на падающего врага. Однако это не значит, что оборона должна быть пассивной. Наоборот, ак тивно обороняясь, истребители прикрытия могут и должны на носить чувствительные удары по нападающему неприятелю. Каковы же особенности воздушного ‘боя на сопровож дении? Низкая высота, а следова тельно и ограниченная види мость, почти полное отсутствие вертикального маневра, а глав ное, обязанность защиты при крываемых самолетов, делают воздушный бой на сопровожде нии сложным, труднее обыкно венного. Поэтому решающим для достижения нужных ре зультатов является хорошее, слаженное взаимодействие меж ду группами и экипажами, вы сокая отработка техники пило тирования каждым летчиком. Организация прикрытия обыч но строится по общеизвестно му порядку. Истребители раз деляются на две группы:удар ную и группу непосредствен ного прикрытия. Задача удар ной группы нанести удар истребителям противника, от влечь их от прикрываемой группы бомбардировщиков или торпедоносцев и обеспечить таким образом их выход на цель. Принято, что ударная группа находится на некото ром превышении, это ей дает лучший обзор и возможность в вертикальном маневре. Группа непосредственного прикрытия ни при таких обстоятельствах не оставляет прикрываемую группу и вступает в бой лишь тогда, когда немецкие истре бители непосредственно ата куют бомбардировщиков. Всем известная тактика немецких истребителей — оттягивание группы непосредственного при -1 крытия от бомбардировщиков с целью обеспечения себе атаки— ни в коем случае не должна увлекать летчиков от прикры ваемых самолетов. Бой истребителей непосред ственного 1 прикрытия происхо дит, главным образом, на ви ражах. Это обязывает в группу непосредственного прикрытия выделять наиболее опытные! летные кадры, отлично владе ющие техникой пилотирования. Основой боевого порядка ист ребителей сопровождения как ударной, так и группы непо средственного прикрытия я в ляется сильная, слетанная па ра. Я ібы сказал, что в бою на сопровождении пара играет вдвойне ответственнейшую роль. Зная основные особенности и характер воздушного боя на сопровождении, разберем н.а примерах, как в жаждой кон кретной обстановке необходимо действовать экипажам, чтобы лучше провести этот сложный бой, кате лучше организовать его, чтобы, сохранив прикры ваемые самолеты, победить на падающего врага? Возьмем, к примеру, бой, про веденный нашей группой в ию ле под -командованием майора Панина. Сопровождая торпедо1- носцев в открытое море, неда леко от цели мы заметили до 20 неприятельских истребите лей. Ведущий группы сразу же сообщил нам, что вся шестер ка будет в непосредственном прикрытии. В этом бою я участвовал впервые. Чувство ограниченно сти действий и связанности сразу же овладело мною. По- Л е й т е н а п ш JB. Б у р м а т о в рой так и хотелось дать горку, завоевать преимущество в вы/ соте и оттуда атаковать фа шистов. Однако я хорошо пом нил- указания, которые мне д а вали майор Панин и ведущий моей пары Харламов. Отры ваться от торпедоносцев нель зя было ни на метр. Бой ста новился все яростнее. Немцы пытались атаковать со всех сторон. Но, держась всей ше стеркой около прикрываемых самолетов, мы раз за разом отбивали атаки. В этом первом бою я еще многого не понимал, многого не видел. Но каждый раз то, чего я не видел, мне сообщали по радио или Хар ламов или Панин. Попытка истребителей противника отор вать нас от группы торпедо носцев и сбить их с боевого курса — не удалась. Когда враг был измотан, ведущий шестерки передал приказание нашей паре выйти наверх и оттуда наносить. удары. Хар ламов после очередной атаки взял горку, за ним высоту на брал и я. Почему и с какой целью было принято решение в средине боя разделиться на две группы? Во-первых, противник был из мотан, во-вторых, наличие не- высокой облачности позволяло нашей паре взаимодействовать с четверкой Панина И, исполь зовав богатый вертикальный маневр нашей машины, бить рассыпавшегося к этому вре мени врага. Такое решение д^я немцев было неожиданным, "и вскоре Харламов с близкой ди станции нанес смертельный удар одному «Мѳ-109». Через некоторое время один «стоде- вятый» был сбит мной. Четвер ка Панина, держась около тор педоносцев, обеспечила им вы ход в атаку. Самое ответственное в при крытии — обеспечение торпе доносцам . выхода из атаки, по этому Панин заблаговременно отдал -приказание нашей паре снова перейти на непосредст венное прикрытие. С боем на ша группа отошла от цели. Расчет немцев на удачу .’своей атаки при отходе также сор вался. Мы плотным строем ухо дили к своим берегам. Многому меня научил этот бой. На земле мы подробно его разбирали всей группой. Коман дир указал нашей паре на не достаточное внимание и ненуж ное увлечение атаками. Майор говорил, что в бою на сопро вождении никогда не надо увлекаться атаками. Атаковать врага надо только тогда, когда убедишься. в надежной защите сопровождаемых и себя. В этом бою я понял, какую огромную роль имеет радио связь. Без нее -меня наверняка бы сбили. Приказ ведущего —- закон, и это я осознал с пер вого- боя. Стоило мне хотя бы раз пренебречь им, отвлечься боем, я бы наверняка стал жертвой для фашистов. Вторично на сопровождение торпедоносцев повел шестерку капитан Харламов. Метеороло гические условия полета были труднее, чем в первый раз. Над морем стояла низкая облач ность. Она не позволяла нам выделить пару для просмотра, | которая шла бы вверху. Вся ; группа шла сзади торпедонос-' цев, фронтом. Недалеко от кон - 1 воя мы заметили две группы I «Мессершмиттов» и «Фоккѳ- j Вульфов». Увидев нас, они ра зошлись в разные стороны: од- ; на, справа, пыталась атаковать Моряки — герои^ Отечественной войны < х-'й: • Л- '„1 торпедоносцев, другая специ ально шла завязать с нами бой и. таким образом оторвать нас. Харламов принял решение разделиться на две группы. Вместе с ведущим мы завяза ли бой со второй группой, нем цев, имея целью оттянуть ее как можно дальше в сторону, а четверка под -командованием j Попова, ведя жестокий нерав н ы й бой с первой группой нем цев, не -отрывалась от сопро вождаемых. Большую помощь в отраже нии нападающего врага группе Попова оказали стрелки-ради сты и штурманы экипажей тор педоносцев. Меткими очередя ми они сбили двух истребите лей- противника, сделали недо ступной сферу своего обстрела. Попов и его ведомые сумели организовать правильное взаи модействие с торпедоносцами. В коротком бою они сбили еще два -фашистских истребителя. Труднее пришлось нашей ударной группе. Тройное пре восходство немцев давало себя знать. Фашисты пытались* ра зорвать замкнутое кольцо обо роны пары. Но им этого сде лать не удалось. Защищая друг друга, вначале Харла мов, а потом и я, мы сбили еще два самолета противника. Что обеспечило нам в этом бою победу? Правильное решение ведуще го о своевременном разделении группы прикрытия на две; для четверки Попова — хорошее- взаимодействие огня истреби телей с огнем экипажей торпе доносцев; для нашей груп пы — умелое использование оборонительного боя пары. Не -менее характерный бой нами был проведен в сентябре под командованием старшего лейтенанта Расс-адкина. Наша группа тогда насчитывала все го три самолета и имела зада чу непосредственного прикры тия штурмовиков во взаимо действии с ударной группой истребителей, ведомых майо ром Томашевским. За несколь ко километров до цели, справа наперерез нашей группе шли около 15 вражеских, истребите лей. Мы имели некоторое преи мущество в высоте и это дало возможность сразу же по сбли жении атаковать противника. С пикирования Рассадкин сбил одного «Ме-109». Я и младший лейтенант Власов нѳ отрыва лись от штурмовиков. отбивая атаки «стодевятых». Немцы, поняв, что всей группой им не достичь желаемого результата, рассыпались и мелкими частя ми попытались прорвать обо рону штурмовиков. Однако и это им не удалось. У самой цели, когда штурмовики во шли в пике, с короткой дистан ции я зажег «ФВ-190». На отхо де бой становился все напря женнее. Враг хитрил, он пы тался любой ценой расстроить наши боевые порядки. Видя, что мы действуем тройкой, он попытался перебросить свой удар на Власова, который не имел напарника. Но Власов действовал хитро. Он мгновен но перестраивался ведомым то к Рассадкину, то ко мне, со ставляя как бы постоянство двух пар. Это дало возможность всем троим действовать раз дельно. Эти три боя наглядно пока зывают, насколько сложен воз душный бой на сопровождении. Из них, как и из всех осталь ных, -нельзя, конечно, сделать какого-то постоянного и проч ного вывода как лучше ве сти бой на сопровождении. Каждый бой имеет свое отли чие, свои особенности и тре бует определенного и правиль ного решения от ведущего и ведомого-. Обмен опытом боев на сопро вождении во многом поможет проводить их еще лучше, за щищать сопровождаемые само леты еще надежнее, всегда вы полнять поставленную задачу и не иметь потерь. ■шМШЯШ *т Ш ш Ж ж ш Ш ш Ш йш т ят Командир 393 Новороссийского отдельного батальона морской пехоты — Герой Советского Союза капитан-лейте нант Василий Андреевич Ботылев. В 1941 году он окончил черноморское вы сш ее Военно- Морское училище и с первых дней Великой Отечественной войны сражается за Родину. Защитник Севастополя, участник феодосийской и дру гих смелых десантных операций, один из богатырей отряда Куникова—его воспитанник—Василий Ботылев свято хранит и приумножает славные бо евые традиции своег о прослав ленного командира. Так же, как Куников, он настойчиво го товил своих бойцов к битве за Новороссийск. Приучал их действовать в самых трудных и сложных условиях. И когда последовал приказ итти на врага, Ботылев п ов ел своих чу до-богатырей в бой. Так же, как Куников, под ураганным огнем противника он ворвался в порт и первым высадился на бер ег. Матросская лихость, безу д ержн а я храбрость, трезвый расчет и б ое во е мастерство командира увлекали бойцов. Так ж е, как Куников, он был вп ереди, был там, где больше опасности. С возгласом— „За мной, матросы, вперед!* — Ботылев повел черноморцев в атаку на сильно укр епл енные немецкие позиции. Капитан-лейтенант отвоевывал у врага родной г о род. Его бойцы взломали о б о р о н у противника, уничтожили до 1750 немцев, захватили вокзал и в о др у зи ли над ним овеянный боевой славой военно-морской флаг. Пять суток батальон Василия Ботылева храбро, ио-флотски сражался с полчищами гитлеровцев и вышел п о беди т ел ем из этой нерав ной жестокой схватки. Питомцы Ботылева первыми ворвались в г ор о д и за воевали своему батальону право называться Новороссийским . Командовал ими мужественный, умелый воин Василий Анд реевич Ботылев. Капитан-лейтенанту Ботылеву 23 года. Слава о нем гре мит по всей нашей Родине. Советское правительство высоко оценило подвиги молодого, закаленного в б оях, морского офицера, присвоив ем у звание Героя Совет ского Союза, наградив его двумя орденами Красного Знамени, орд еном Отечественной войны 1-й степени и медалью „За о б ор он у Севастополя*. А В И А Т Е Х Н И К А З А Р У Б Е Ж О М Бомбардировщик I ради0 в испытательную лаборатс^ и I где таковые автоматически наносят< „ІТІарОДЭр j ленту, на звуковой фильм и дис Новый американский бомбардировщик- | воска* истребитель „Мародэр“ обладает ско ростью полета около 560 км. в час и высо кой маневренностью. Поворот на 180 гра дусов он может произвести по кругу диаметром менее 450 м. Радиус действия самолета более 4800 км., потолок выше 12000 м. Данных о вооружении не приводится, но имеются сведения, что самолет на столько сильно вооружен, что может вести бой самостоятельно без прикрытия истребителями. „Мародэр" может быть использован и в качестве торпедоносца. („Эр Сервис") Аппарат, ускоряющий испытание самолета в воздухе Обществом „Консолидэтед Вулти Эрк- рафт Корпорэйшн" (США) разработан аппарат, значительно сокращающий сро ки летных испытаний самолетов. Для установления характеристики сов ременного самолета необходимо одно временное измерение 50 факторов, при чем в'одно и тоже время требуется получение более 100 разных показаний (температуры авиамотора, показаний аэронавигационных приборов, давления в воздуховоде и т. д.). Новый прибор фиксирует в секунду все эти 100 показаний и передает их по („Продакг Энжинирин' Зимние покрышки Американской фирмой „Гудрич“ пущены самолетные покрышки Ш: типа, препятствующие скольжению лес по снегу и льду на посадочных щадках и стартовых дорожках. Особенностью новых покрышек ляется включение в резину при в; низации витков стальной прово. расположенных рядами параллельно ружности пневматика. („Нейшионел Аэранаутиксѵ Защита пилота Для фонаря кабины пилота на саі. тах гражданского воздушного 4 СШ А применяется новое небьюш стекло •из пластмассы, предназначу для защиты пилота при столкновені полете с птицами. До сих пор имели место многочи ные несчастные случаи в резулі разбития переднего стекла кабины лота дикими утками, гусями, чайка другими птицами. Прочность нового стекла определг в опытных условиях стрельбой по ; битой птицей из специального ор причем выстрелы по скорости сос ствовали действительным условиям та. I Нейшионел Аэранаутиь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz