Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

25 ноября 1943 г ., № 39. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Восстановление ориентировки после, боя в море 'л Воздушный бой — горячее :Р; лоло іПослѳ яѳго нѳ сразу вос­ станавливает равновесие даже '1 бы ва лы й летчик. Для молодого в о з д у ш н о г о бойца бои прохо- I пят еще напряженнее. Летчик 1 лѳгхо может оторваться от * пѵппы и потерять орионти- повку. В этом случае необхо- іимо после боя как можно ско- пѳѳ определить свое местона- хождение?найти верный курс. : Т ем более, что особенностью / г,93ой 'работы « а Севере я в ­ ляется значительная удален - . ность вражеских целей, осо­ бенно морских, от наших баз. ••■цо заставляет летчика внима- ‘тельно относиться к расчету пасходования горючего. 4асто L т0 чтобы «болтаться», вос­ станавливать ориентировку, бензина в баках совершенно не :остается. Как же в таком случае ■быть, ; что нужно летчику для того, чтобы не заблудиться? . Прежде всего, отлично знать напамять район действий. Соб­ ственно, в море-то особых характерных ориентиров и нет, а вот: береговую черту, на ко- ; горую следует всегда выхо­ дить, потеряв ориентировку, на- - цо знать безукоризненно. Это- ~'го следует добиваться еще на ;3ѳмле, до боевых вылетов.. Во время любого полета на :-)оѳвоѳ задание надо постоянно ірѳдставлять себе, где в д ан ­ ную минуту находишься. Бой іожег возникнуть в любой мо­ мент, но всегда н а д о знать, уде, на каком курсе и в какое лрѳмя он начался. Для этого Летчик должен выработать при. іычку перед началом боя по- мотреть на компас и часы, "-ценить окружающую обста- -і-овку и, кроме того, обязатель- :о запомнить положение солн­ ца, а в зимнее время на Севе­ ре — луны. "Опыт показывает, что тот •:етчик, который хорошо знает айон действий, серьезно отно­ сится к вопросам штурман­ ской подготовки, даже в наших трудных условиях, всегда бы­ стро восстанавливает ориенти­ ровку. Лейтенант Борисов в паре ■с младшим лейтенантом Федоро­ вым, выполняя задание, попа­ ли- в трудную метеорологиче­ скую обстановку. Отражая ата­ ки истребителей противника, они тут же быстро уточняли ориентировку и точно пришли на аэродром. Только отличная подготовка этих летчиков в аэронавигационном отношении помогла им точно выдержать курс. Примерно такой же случай был с группой самолетов, ко­ торую вел капитан Осыка. Вра­ жеские истребители очень дол­ го атаковали наших штурмо­ виков. Пришлось уходить в мо­ ре. Когда воздушный бой за­ кончился и нужно было итти домой, то ни берега, ни других каких-либо ориентиров видно не было, а горючее подходило к концу. Только благодаря тому, что капитан Осыка все время внимательно следил за курсом и временем, ему удалось на пределе горючего, без потерь привести всю группу на аэрод­ ром. Прекрасным, а часто и не­ заменимым (особенно в море) средством быстрого восстанов­ ления ориентировки и прихода на аэродром, является ■радио­ навигация. Задача летчика — отлично овладеть ею. Настрой­ ку приборов радионавигации следует делать на .земле. .'Зна­ комство с позывными радио- точек также нужно производить до вылета, наслух. В полете летчик никогда не должен надеяться на «авось». Такие надежды приводят толь­ ко к напрасной трате горючего. Заблудившись, летчик должен выдерживать крейсерскую ско­ рость. Это даст ему возмож­ ность покрыть большее рас­ стояние. Л е й т е н а н т В. О С А Д Ш И Й . ЛЕТЧИКИ-СЕВЕРОМОРЦЫ В ГОСТЯХ % У а з е р б а й д ж а н ц е в Встреча призывников с Героями Советского Союза Т БАКУ. Ворошиловский райком Климовым и его б о е в ы м другом омсомола города Баку провел Николаем Бокий, которые рас- нте-р&сную встречу призывны- сказали о своих боѳвых д е -л а х . и, отправляющихся в Крас- От имени призывников ком- "УЮ Армию, с Героями Совет- сомолец Михаил Джангйров дал кого Союза, воспитанником крепкое слово призывников :ікинского аэроклуба Павлом беспощадно бить немцев. Друг летчиков Кандидат партии т. Моисеен- ко—отличный помощник летчи­ ков, настоящий мастер своего дела. Помнится такой случай: з один из летних дней экипаж летчика т. Туганова вернулся на аэродром с крупной победой. Им был потоплен большой тран­ спорт противника. Вылезая из кабины, летчик Туганов в пер­ вую очередь обратился к меха­ нику коммунисту Моисеенко и выразил ему горячую благо­ дарность за отличную подго­ товку материальной части. В практике работы т. Мои­ сеенко на материальной части еще не было случая, чтобы его машина по техническим не­ исправностям возвращалась с задания. Недавно комиссия проверяла состояние материальной части, ее готовность к эксплоатации в зимних условиях. Материаль­ ная часть, вверенная -т. Мои­ сеенко, признана отличной. Во всяком, деле коммунист Моисеенко показывает высокую сознательность, честность, ра­ ботает самоотверженно. За ко­ роткое время ему об’явлено девять благодарностей. Моисеенко — любимец всего летно-технического состава. Он отлично играет на баяне. Когда видишь его за баяном, окру­ женного людьми, невольно вспоминаются слова Лебедева- Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После ,боя сердце просит му­ зыки вдвойне». Часто по заданию парторга Моисеенко оформляет нагляд­ ную агитацию,—пишет лозунги, художественно оформляет бое- еой счет летчиков. Комсорг В. КОНОВАЛОВ. і 25- ноября 1936 г. — НАШ ИАЛЕНДАРЬ Семь лет назад в этот день в Москве открылся Чрезвычай­ ный VIII Всесоюзный с‘езд Советов, созванный для утверждек ния Конституции Союза Советских Социалистических Респубиа. По решению предыдущего, VII с'езда Советов, для влир- ботки текста Конституции, ввиду происшедших изменены» в жизни СССР, была образована 7 февраля 1935 года Конститу­ ционная комиссия во главе с товарищем Сталиным. Проект Конституции Союза ССР, выработанный комиссией, был поставлен на всенародное обсуждение. Оно длилось около 5 месяцев, вплоть до открытия Чрезвычайного VIII Всесоюзного с'езда Советов. Чрезвычайный VIII с'езд Советов после обсуждения докла­ да товарища Сталина о проекте Конституции СССР 1 декабря 1936 года одобрил и принял за основу представленный проект Конституции. Для рассмотрения внесенных поправок, дополне­ ний и установления окончательного текста с‘езД избрал редак­ ционную комиссию в составе 220 человек. Редакционная комис­ сия вела работу под председательством товарища Сталина. 5 декабря І 935 года г'езл после доклада председателя редак­ ционной комис­ сии товарища Сталина, утвер­ дил Конститу­ цию Союза ССР Народ назвал новую Консти­ туцию Сталин­ ской. Под этим именем она во­ шла в историю, ибо ее рожде­ ние неразрывно связано с име­ нем товарища Сталина. Из недавнего прошлого Первые вылеты майора Цецорина Дважды орденоносец майор тов. Цецорин. . В июне 1941 г., когда обагри­ лась родная земля кровью со­ ветских людей, капитан Цецо­ рин не находил себе места. Он с нетерпением ожидал приказа о вылете. И вот 25 июня 1941 года т. Цецорин повел своих питомцев в первый боевой по­ лет. Был нелетный день. Плот­ ный туман .закрывал верхушки сопок. Под крыльями мелькнула се­ верная окраина вражеского аэродрома. Около 300 немецких солдат было видно на летном полѳ. Они оборудовали пло­ щадку. Бомбы, срываясь с замков, полетели вниз. Развернувшись, т. Цецорин увидел, как рвутся бомбы. Восемь самолетов и свыше взвода солдат было уничтоже­ но на аэродроме. Через четыре дня — 29 июня 1941 г. капитан Цецорин вновь повел свою эскадрилью в бой. Сплошной стеной зенитных разрывов встретил ,их финский порт. Прорвавшись сквозь за ­ градительный огонь, летчики обрушили бомбовый груз на бое­ припасы, выгруженные с ко­ раблей. На причале вспыхнули пожары. — В этом же полете,—вспо­ минает тов. Цецорин, — я впервые столкнулся с ковар­ ством немцев. На обратном п у ­ ти к нашей группе стал при­ страиваться «Мессершмитт. 110». Он давал наши опозна- тельныѳ, пытаясь подойти бли­ же и срезать ведомых. Но стрелки-радисты отогнали его от строя. В октябре 1941 года капитан Цецорин проложил ночные трассы в логово врага. В ночь на 19 октября он бомбил вра­ жескую военно-морскую базу, а 20 октября—финский порт. Тов.. Цецорин воспитал плеяду бесстрашных и умелых воздушных бойцов, неудержимо рвущихся в бой. Он сам их во­ дил в первый боевой полет. И молодежь оправдала его на­ дежды. Тогда при взлете у машины младшего лейтенанта Квирикашвили не убрались шаоси. Но он не пошел на по­ садку. Хладнокровно и быстро выяснив причину отказа, устра­ нил неисправность и полетел за командиром. — Этот первый боевой вы­ лет, — говорит тов. Цецо­ рин, — был очень сложен. В воздухе стояла плотная дым­ ка. Только в одном месте лучи солнца, пробиваясь через ту­ ман, оставляли на воде золо­ тые полоски. Караван медлен­ но вполз в них и сразу же был обнаружен. Я отдал эки­ пажам приказание — самостоя­ тельно пикировать... Когда са­ молеты легли на обратный курс, внизу медленно погру­ жался в воду, взорванный бом­ бами КвйрикашЕили транспорт водоизмещением 14 тысяч тонн. Так в первом же вылете одержала победу молодежь, воспитанная опытным поляр­ ным летчиком дважды ордено­ носцем Цецориным. Г. СВИРСНИЙ. Отвечаем нашим читателям Немецкий узел сопротивления В сводках Совннформбюро часто сообщается, что наши войска овладели рядом сильно укрепленных пунктов или разгромили узел сопротивления противника. Тт. іііихалеа, Якшин, Караваев и Но­ говицын просят рассказать об обирлнительных укреплениях нем­ цев. С этой целью мы помещаем отатью полковника В. Дерман. Опыт войны показывает, что емцы не в силах создать плотную полосу прочной обо- - ОНЫ. Поэтому ими обычно I одбираются наиболее выгод- ыѳ Рубежи — высоты, узлы . юсс&йных и железных дорог, : Деленные пункты и приспо- доливаются к обороне. От­ ельные укрепления с их пре­ пятствиями соединяются в : оборонительных соору- >ѵнии и составляют так назы- йѳмьш опорные пункты. Здесь . ычно располагаются взвод рота. Площадь такого опор- :ѵГ9<;Пункта Достигает по фрон­ ту а в. глубину — 2 км. зад сопротивления состоит нескольких опорных пунк- и чаще всего занимается •Ши Пдхотнъш батальоном с :іи данньіми средствами усиле- А ося оборона но си т ярко выраженный очаговый харак­ тер. Между опорными пункта­ ми остаются промежутки, ко­ торые простреливаются пуле­ метным огнем. Величина этих промежутков зависит от харак­ тера местности и наличия ог­ невых средств. Промежутки остаются и меж­ ду узлами 'сопротивления. Они также, как и между опорными пунктами простреливаются ав­ томатным, минометным и ар ­ тиллерийским огнем. Кроме то. го, здесь устанавливаются все­ возможного рода заграждения и в .первую очередь подрывные. Каждый опорный пункт, как я узел сопротивления в целом, приспосабливается для круго­ вой обороны. Характерно, что этот принцип положен в осно­ ву создания и отдельных фор­ тификационных сооружений. Если же по условиям местно­ сти не удается подчас органи­ зовать огонь из одного дота или дзота в разные стороны, тогда укрепления располагают­ ся во взаимной огневой связи: туда, где нельзя вести стрель­ бу из одного сооружения, стре­ ляют из другого. Рассмотрим несколько под­ робнее систему устройства ук­ реплений и заграждений в у з ­ ле сопротивления. Начнем с переднего края. Местность под­ бирается с таким расчетом, чтобы иметь хороший обзор и. обстрел. Для этой цели чаще всего используются высоты,, крутые берега рек и населен­ ные пункты, расположенные на холмах. Все, что мешает веде­ нию огня — лес, кустарник, убирается из зоны обстрела. В пределах четырехсот метров не остается ни одного предме­ та, который бы мог помешать ведению огня. Эту полосу нем­ цы обычно называют «пустын­ ной зоной». Плотность расположения обо­ ронительных сооружений зави­ сит от важности данного на­ правления, характера местно­ сти и продолжительности не­ мецкой обороны. Так например, на одном направлении Ленин, градского фронта на уч а стк е 200 метров по фронту и 150 метров в глубину находилось 12 дзотов в большинстве своем со спаренными пулеметами. Дзоты бывают различного ти­ па. Пулеметные — чаще всего имеют одну амбразуру, реже — две—три, а иногда попадаются и с круговым обстрелом. Кроме дзотов, предназначенных для фронтального действия,устраи­ ваются полукапониры для ве­ дения фланкирующего огня. Фашисты широко применяют различного рода .заграждения и особенно проволочные пре­ пятствия, как например, немец­ кий забор, спираль Бруно, сеть на кольях, рогатки и малоза­ метные препятствия. Проволоч­ ные заграждения строятся не только вдоль переднего края узла сопротивления, но и в глубине, опоясывая иногда и отдельные фортификационные сооружения. Кроме того, пе­ ред передним краем обороны и в промежутках между опор­ ными пунктами узла ’сопротив­ ления устанавливаются мины, фугасы, строятся завалы. До нападения на нашу Ро­ дину немцы были сторонника­ ми открытия огня с дальних дистанций. Наша артиллерия и минометы заставили их изме­ нить эти взгляды. Из-за опа­ сения быть уничтоженными еще до подхода нашей пехоты фа­ шисты тщательно укрывают свои огневые средства и вво­ дят их в действие на сокра­ щенных дистанциях — 300 — 400 м. Некоторые пулеметы, особенно расположенные в глу­ бине, продолжают молчать до момента нашей атаки. На всей площади опорного пункта и узла сопротивления широко применяется маневр. Для этого заблаговременно подготавли­ ваются запасные позиции для минометов, ручных и станко­ вых пулеметов. Этим, между прочим, преследуется цель вве­ сти в заблуждение наши под­ разделения относительно на­ сыщенности обороны огневыми средствами. Опыт боев показывает, что ни вражеские укрепления, ни его огонь и маневр в обороне не смогут задержать победную по­ ступь наших воинов. Ведя тщательную разведку, хорошо организуя маневр, наши под­ разделения умело преодоле­ вают любые заграждения про­ тивника, выходят во фланг * и тыл узлов сопротивления и уничтожают его живую силу и технику. Полковник В. Д Е Р М А Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz