Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
25 ноября 1943 г ., № 39. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Восстановление ориентировки после, боя в море 'л Воздушный бой — горячее :Р; лоло іПослѳ яѳго нѳ сразу вос станавливает равновесие даже '1 бы ва лы й летчик. Для молодого в о з д у ш н о г о бойца бои прохо- I пят еще напряженнее. Летчик 1 лѳгхо может оторваться от * пѵппы и потерять орионти- повку. В этом случае необхо- іимо после боя как можно ско- пѳѳ определить свое местона- хождение?найти верный курс. : Т ем более, что особенностью / г,93ой 'работы « а Севере я в ляется значительная удален - . ность вражеских целей, осо бенно морских, от наших баз. ••■цо заставляет летчика внима- ‘тельно относиться к расчету пасходования горючего. 4асто L т0 чтобы «болтаться», вос станавливать ориентировку, бензина в баках совершенно не :остается. Как же в таком случае ■быть, ; что нужно летчику для того, чтобы не заблудиться? . Прежде всего, отлично знать напамять район действий. Соб ственно, в море-то особых характерных ориентиров и нет, а вот: береговую черту, на ко- ; горую следует всегда выхо дить, потеряв ориентировку, на- - цо знать безукоризненно. Это- ~'го следует добиваться еще на ;3ѳмле, до боевых вылетов.. Во время любого полета на :-)оѳвоѳ задание надо постоянно ірѳдставлять себе, где в д ан ную минуту находишься. Бой іожег возникнуть в любой мо мент, но всегда н а д о знать, уде, на каком курсе и в какое лрѳмя он начался. Для этого Летчик должен выработать при. іычку перед началом боя по- мотреть на компас и часы, "-ценить окружающую обста- -і-овку и, кроме того, обязатель- :о запомнить положение солн ца, а в зимнее время на Севе ре — луны. "Опыт показывает, что тот •:етчик, который хорошо знает айон действий, серьезно отно сится к вопросам штурман ской подготовки, даже в наших трудных условиях, всегда бы стро восстанавливает ориенти ровку. Лейтенант Борисов в паре ■с младшим лейтенантом Федоро вым, выполняя задание, попа ли- в трудную метеорологиче скую обстановку. Отражая ата ки истребителей противника, они тут же быстро уточняли ориентировку и точно пришли на аэродром. Только отличная подготовка этих летчиков в аэронавигационном отношении помогла им точно выдержать курс. Примерно такой же случай был с группой самолетов, ко торую вел капитан Осыка. Вра жеские истребители очень дол го атаковали наших штурмо виков. Пришлось уходить в мо ре. Когда воздушный бой за кончился и нужно было итти домой, то ни берега, ни других каких-либо ориентиров видно не было, а горючее подходило к концу. Только благодаря тому, что капитан Осыка все время внимательно следил за курсом и временем, ему удалось на пределе горючего, без потерь привести всю группу на аэрод ром. Прекрасным, а часто и не заменимым (особенно в море) средством быстрого восстанов ления ориентировки и прихода на аэродром, является ■радио навигация. Задача летчика — отлично овладеть ею. Настрой ку приборов радионавигации следует делать на .земле. .'Зна комство с позывными радио- точек также нужно производить до вылета, наслух. В полете летчик никогда не должен надеяться на «авось». Такие надежды приводят толь ко к напрасной трате горючего. Заблудившись, летчик должен выдерживать крейсерскую ско рость. Это даст ему возмож ность покрыть большее рас стояние. Л е й т е н а н т В. О С А Д Ш И Й . ЛЕТЧИКИ-СЕВЕРОМОРЦЫ В ГОСТЯХ % У а з е р б а й д ж а н ц е в Встреча призывников с Героями Советского Союза Т БАКУ. Ворошиловский райком Климовым и его б о е в ы м другом омсомола города Баку провел Николаем Бокий, которые рас- нте-р&сную встречу призывны- сказали о своих боѳвых д е -л а х . и, отправляющихся в Крас- От имени призывников ком- "УЮ Армию, с Героями Совет- сомолец Михаил Джангйров дал кого Союза, воспитанником крепкое слово призывников :ікинского аэроклуба Павлом беспощадно бить немцев. Друг летчиков Кандидат партии т. Моисеен- ко—отличный помощник летчи ков, настоящий мастер своего дела. Помнится такой случай: з один из летних дней экипаж летчика т. Туганова вернулся на аэродром с крупной победой. Им был потоплен большой тран спорт противника. Вылезая из кабины, летчик Туганов в пер вую очередь обратился к меха нику коммунисту Моисеенко и выразил ему горячую благо дарность за отличную подго товку материальной части. В практике работы т. Мои сеенко на материальной части еще не было случая, чтобы его машина по техническим не исправностям возвращалась с задания. Недавно комиссия проверяла состояние материальной части, ее готовность к эксплоатации в зимних условиях. Материаль ная часть, вверенная -т. Мои сеенко, признана отличной. Во всяком, деле коммунист Моисеенко показывает высокую сознательность, честность, ра ботает самоотверженно. За ко роткое время ему об’явлено девять благодарностей. Моисеенко — любимец всего летно-технического состава. Он отлично играет на баяне. Когда видишь его за баяном, окру женного людьми, невольно вспоминаются слова Лебедева- Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После ,боя сердце просит му зыки вдвойне». Часто по заданию парторга Моисеенко оформляет нагляд ную агитацию,—пишет лозунги, художественно оформляет бое- еой счет летчиков. Комсорг В. КОНОВАЛОВ. і 25- ноября 1936 г. — НАШ ИАЛЕНДАРЬ Семь лет назад в этот день в Москве открылся Чрезвычай ный VIII Всесоюзный с‘езд Советов, созванный для утверждек ния Конституции Союза Советских Социалистических Респубиа. По решению предыдущего, VII с'езда Советов, для влир- ботки текста Конституции, ввиду происшедших изменены» в жизни СССР, была образована 7 февраля 1935 года Конститу ционная комиссия во главе с товарищем Сталиным. Проект Конституции Союза ССР, выработанный комиссией, был поставлен на всенародное обсуждение. Оно длилось около 5 месяцев, вплоть до открытия Чрезвычайного VIII Всесоюзного с'езда Советов. Чрезвычайный VIII с'езд Советов после обсуждения докла да товарища Сталина о проекте Конституции СССР 1 декабря 1936 года одобрил и принял за основу представленный проект Конституции. Для рассмотрения внесенных поправок, дополне ний и установления окончательного текста с‘езД избрал редак ционную комиссию в составе 220 человек. Редакционная комис сия вела работу под председательством товарища Сталина. 5 декабря І 935 года г'езл после доклада председателя редак ционной комис сии товарища Сталина, утвер дил Конститу цию Союза ССР Народ назвал новую Консти туцию Сталин ской. Под этим именем она во шла в историю, ибо ее рожде ние неразрывно связано с име нем товарища Сталина. Из недавнего прошлого Первые вылеты майора Цецорина Дважды орденоносец майор тов. Цецорин. . В июне 1941 г., когда обагри лась родная земля кровью со ветских людей, капитан Цецо рин не находил себе места. Он с нетерпением ожидал приказа о вылете. И вот 25 июня 1941 года т. Цецорин повел своих питомцев в первый боевой по лет. Был нелетный день. Плот ный туман .закрывал верхушки сопок. Под крыльями мелькнула се верная окраина вражеского аэродрома. Около 300 немецких солдат было видно на летном полѳ. Они оборудовали пло щадку. Бомбы, срываясь с замков, полетели вниз. Развернувшись, т. Цецорин увидел, как рвутся бомбы. Восемь самолетов и свыше взвода солдат было уничтоже но на аэродроме. Через четыре дня — 29 июня 1941 г. капитан Цецорин вновь повел свою эскадрилью в бой. Сплошной стеной зенитных разрывов встретил ,их финский порт. Прорвавшись сквозь за градительный огонь, летчики обрушили бомбовый груз на бое припасы, выгруженные с ко раблей. На причале вспыхнули пожары. — В этом же полете,—вспо минает тов. Цецорин, — я впервые столкнулся с ковар ством немцев. На обратном п у ти к нашей группе стал при страиваться «Мессершмитт. 110». Он давал наши опозна- тельныѳ, пытаясь подойти бли же и срезать ведомых. Но стрелки-радисты отогнали его от строя. В октябре 1941 года капитан Цецорин проложил ночные трассы в логово врага. В ночь на 19 октября он бомбил вра жескую военно-морскую базу, а 20 октября—финский порт. Тов.. Цецорин воспитал плеяду бесстрашных и умелых воздушных бойцов, неудержимо рвущихся в бой. Он сам их во дил в первый боевой полет. И молодежь оправдала его на дежды. Тогда при взлете у машины младшего лейтенанта Квирикашвили не убрались шаоси. Но он не пошел на по садку. Хладнокровно и быстро выяснив причину отказа, устра нил неисправность и полетел за командиром. — Этот первый боевой вы лет, — говорит тов. Цецо рин, — был очень сложен. В воздухе стояла плотная дым ка. Только в одном месте лучи солнца, пробиваясь через ту ман, оставляли на воде золо тые полоски. Караван медлен но вполз в них и сразу же был обнаружен. Я отдал эки пажам приказание — самостоя тельно пикировать... Когда са молеты легли на обратный курс, внизу медленно погру жался в воду, взорванный бом бами КвйрикашЕили транспорт водоизмещением 14 тысяч тонн. Так в первом же вылете одержала победу молодежь, воспитанная опытным поляр ным летчиком дважды ордено носцем Цецориным. Г. СВИРСНИЙ. Отвечаем нашим читателям Немецкий узел сопротивления В сводках Совннформбюро часто сообщается, что наши войска овладели рядом сильно укрепленных пунктов или разгромили узел сопротивления противника. Тт. іііихалеа, Якшин, Караваев и Но говицын просят рассказать об обирлнительных укреплениях нем цев. С этой целью мы помещаем отатью полковника В. Дерман. Опыт войны показывает, что емцы не в силах создать плотную полосу прочной обо- - ОНЫ. Поэтому ими обычно I одбираются наиболее выгод- ыѳ Рубежи — высоты, узлы . юсс&йных и железных дорог, : Деленные пункты и приспо- доливаются к обороне. От ельные укрепления с их пре пятствиями соединяются в : оборонительных соору- >ѵнии и составляют так назы- йѳмьш опорные пункты. Здесь . ычно располагаются взвод рота. Площадь такого опор- :ѵГ9<;Пункта Достигает по фрон ту а в. глубину — 2 км. зад сопротивления состоит нескольких опорных пунк- и чаще всего занимается •Ши Пдхотнъш батальоном с :іи данньіми средствами усиле- А ося оборона но си т ярко выраженный очаговый харак тер. Между опорными пункта ми остаются промежутки, ко торые простреливаются пуле метным огнем. Величина этих промежутков зависит от харак тера местности и наличия ог невых средств. Промежутки остаются и меж ду узлами 'сопротивления. Они также, как и между опорными пунктами простреливаются ав томатным, минометным и ар тиллерийским огнем. Кроме то. го, здесь устанавливаются все возможного рода заграждения и в .первую очередь подрывные. Каждый опорный пункт, как я узел сопротивления в целом, приспосабливается для круго вой обороны. Характерно, что этот принцип положен в осно ву создания и отдельных фор тификационных сооружений. Если же по условиям местно сти не удается подчас органи зовать огонь из одного дота или дзота в разные стороны, тогда укрепления располагают ся во взаимной огневой связи: туда, где нельзя вести стрель бу из одного сооружения, стре ляют из другого. Рассмотрим несколько под робнее систему устройства ук реплений и заграждений в у з ле сопротивления. Начнем с переднего края. Местность под бирается с таким расчетом, чтобы иметь хороший обзор и. обстрел. Для этой цели чаще всего используются высоты,, крутые берега рек и населен ные пункты, расположенные на холмах. Все, что мешает веде нию огня — лес, кустарник, убирается из зоны обстрела. В пределах четырехсот метров не остается ни одного предме та, который бы мог помешать ведению огня. Эту полосу нем цы обычно называют «пустын ной зоной». Плотность расположения обо ронительных сооружений зави сит от важности данного на правления, характера местно сти и продолжительности не мецкой обороны. Так например, на одном направлении Ленин, градского фронта на уч а стк е 200 метров по фронту и 150 метров в глубину находилось 12 дзотов в большинстве своем со спаренными пулеметами. Дзоты бывают различного ти па. Пулеметные — чаще всего имеют одну амбразуру, реже — две—три, а иногда попадаются и с круговым обстрелом. Кроме дзотов, предназначенных для фронтального действия,устраи ваются полукапониры для ве дения фланкирующего огня. Фашисты широко применяют различного рода .заграждения и особенно проволочные пре пятствия, как например, немец кий забор, спираль Бруно, сеть на кольях, рогатки и малоза метные препятствия. Проволоч ные заграждения строятся не только вдоль переднего края узла сопротивления, но и в глубине, опоясывая иногда и отдельные фортификационные сооружения. Кроме того, пе ред передним краем обороны и в промежутках между опор ными пунктами узла ’сопротив ления устанавливаются мины, фугасы, строятся завалы. До нападения на нашу Ро дину немцы были сторонника ми открытия огня с дальних дистанций. Наша артиллерия и минометы заставили их изме нить эти взгляды. Из-за опа сения быть уничтоженными еще до подхода нашей пехоты фа шисты тщательно укрывают свои огневые средства и вво дят их в действие на сокра щенных дистанциях — 300 — 400 м. Некоторые пулеметы, особенно расположенные в глу бине, продолжают молчать до момента нашей атаки. На всей площади опорного пункта и узла сопротивления широко применяется маневр. Для этого заблаговременно подготавли ваются запасные позиции для минометов, ручных и станко вых пулеметов. Этим, между прочим, преследуется цель вве сти в заблуждение наши под разделения относительно на сыщенности обороны огневыми средствами. Опыт боев показывает, что ни вражеские укрепления, ни его огонь и маневр в обороне не смогут задержать победную по ступь наших воинов. Ведя тщательную разведку, хорошо организуя маневр, наши под разделения умело преодоле вают любые заграждения про тивника, выходят во фланг * и тыл узлов сопротивления и уничтожают его живую силу и технику. Полковник В. Д Е Р М А Н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz