Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК О 25 ноября 1943 г., № за ГВАРДЕИСКИИ УДАР ЭКИПАЖИ ТОРПЕДОНОСЦЕВ ПИРОГОВА И ЛИТВИНОВА ПОТОПИЛИ ВЧЕРА ФАШИСТСКИЙ ТАНКЕР И ТРАНСПОРТ ПО 6000 ТОНН ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ Так держать! Вчера гв ард ейские э к и п аж и торпедоносцев гв ард ии с тарш его л ей т е н а н та т. П И Р 0 Г 0 3 А и гв ардии майора т. Л И Т В И Н О В А , вылетев на кр ей се р скую операцию , нанесли удар по ком­ м у н и к а ц и ям про тивни ка. В ре зуль та те удара торпедированы и потоплены ф ашис тс кий тр а н с пор т и та нкер водоизмещением по 6.000 тонн каждый. Г в ардии с та рш и й л е й тен а н т Пирогов обна­ р уж и в ал в р аж е ски е корабли дважды. Первый раз это был тра нс порт в 2.000 тонн. Пирогов решил не торпедировать его, а и скать более зн ач и тельн ую цель. Через некоторое время он обн а р ужил нонвой про тив ни ка в составе 1 та нкера, 3 транспортов, 2 сторожевых ко­ раблей и 2 тральщиков. Пирогов вышел в а т а к у на та н к е р и выпустил торпеду. М е т ­ ким поп аданием фашистское судно было п у ­ щено ко дну. Самолет Пирогова был п од в ер гн ут ярост­ ному обстрелу про тивни ка, в р е зуль тате ко­ торого за кли нило руль поворота и повредило ряд приборов. Несмотря на это, Пирогов п р и ­ вел самолет на свой аэродром и благополуч ­ но приземлился, хотя обратный полет вновь протекал в весьма сложных метеорологиче­ ских условиях. Г вардии майор Ли тв ино в действовал в д р у ­ гом районе. Поиск кораблей протекал в еще более сложных метеорологических условиях. К о гд а был обн а р уж ен тр а н с п о р т про тив ни к а 6.000 тонн водоизмещением, Л и тв ин о в вышел в а т а к у и нанес смертельный удар по т р а н с ­ порту, охраняемому 2 сторожевыми ко­ раблями. На аэродроме о тл и ч ивши хс я летчиков, первыми открывших счет в эту пол ярн ую зиму, встретил ком а н д ующ и й ВВС . Р а с с п р о ­ сив э к и п аж и об обстоятельствах их у с ­ пешных ударов, к ом а н д ующ ий перед вы­ строившимися гв ард е йцами поблагодарил отважные э к и п а ж и за у сп ешны е действия. Стрелков-радистов тт. Б А Д Ю Н , Д А Н И Л О В А и Ч Е Р Е М Н Ы Х ком а н д ующ и й н а гр а д и л орде­ нами Отечественной войны 1 степени. Т т . П И ­ РОГОВ , Л И Т В И Н О В , ОБЛОГИН и С К О Р И К представлены к н а гр а ж д е н ию орденами К р а с ­ ного З наме ни. П уб л и ку ем н и ж е рассказы у ч а с тн и ко в этой операции, при н е сше й новый у с п е х севе­ роморским летчи кам . Танкер пошел ко дну Караван противника насчи­ тывал 8 судов. Зная о том,что предстоит неравная схватка, я сразу принял решение итти в атаку немедленно, вы­ играв при этом внезапность нападения. До цели остава­ лось всего 5 —10 километров, когда фашисты нас обнаружи­ ли. Однако внезапность и,оче­ видно, присутствие только од­ ного самолета вначале не очень волновало фрицев. Это можно заключить из того, что голов­ ной сторожевик конвоя по ра­ дио и световыми сигналами что-то у нас запрашивал. Оче­ видно, этот сигнал означал — «Чей это 'самолет»? До каравана оставалось 1.000— 1.200 метров, : і немцы все еще не открывали огня. Пользуясь этим, мы со штурманом, гвар­ дии младшим лейтенантом Ско- рик, произвели расчеты атаки и легли на боевой курс. Лишь когда от самолета оторвалась ■іориеда, противник спохватил­ ся и начал вести вначале рас­ сеянный, а потом и кучный зе­ нитный огонь. Заход на караван я произ­ вел таким образом, что эффек­ тивный обстрел могли вести лишь несколько 'судов, да и те только с кормовых точек. Вза­ имное расположение каравана и моего торпедоносца позволя- Твардии старший лейтенант „ В. ІІирогов. ло ■стрелять только вблизи стоящим от выбранного мною для атаки ’судна, т. к. осталь­ ные, ввиду малой высоты, по­ падали бы в- своего соседа. Это на много облегчило- наше поло­ жение. Однако огонь все уси­ ливался. Вскоре на нас обру­ шили свои снаряды и берего­ вые зенитные батареи. Снаряды • рвались совсем близко, около самолета. На вы­ ходе из атаки один из них ра­ зорвался в нескольких метрах от моей кабины. Осколки по­ лоснули по ней, посыпались •разбитые стекла фонаря, из строя вышли многие приборы, заметно стал трясти левый moj тор. Прижав самолет к самой волне, маневрируя, мы стали отходить от каравана. А вслед все еще продолжали нестись огненные трассы. На отходе я почувствовал, как вдруг самолет подбросило волной близко разорвавшегося снаряда. Тут же мне доложил стщлок-радист гвардии сер­ жант Черемных. что на само­ лете поврежден хвост. Управ­ ление пока действовало, и я на. предельной скорости вышел из і зоны обстрела неприятельских зениток. Через минуту штур­ ман и стрелок-радист передали но радио: — Крайнее судно взорвалось! Убедившись в том, что дей­ ствительно вражеский танкер взорвался и скрылся в пучине моря, я лег на обратный путь. Метеоусловия резко менялись в худшую сторону. Через не­ сколько минут полета облач­ ность закрыла все небо, со сто­ рон надвигались заряды. Ви­ димость не превышала одного километра. Идя на бреющем, мы вышли к родным берегам. Штурман проложил курс на аэродром, и мы точно выскочили на него. После четырехчасового пре ібывания в воздухе я произвел посадку и к своему удивлению почувствовал, что вконце про бега на машине совершенно от­ казал руль поворота. Он был заклинен и не действовал. При­ чина тряски мотора также бы ла установлена: винт левого мотора имел большую пробои­ ну от осколка снаряда. В этом сложном и трудном полете, принесшем мне четвер­ тую победу, хорошо и умело действовал молодой, первый раз вылетевший на боевое за ­ дание штурман, гвардии млад­ ший лейтенант т. Скорик. Гвардии майор С. Литвинов . ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОВОЙ ТРАНСПОРТ Н ТАНКЕР ПО 6.000 ТОНН ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ ТРАНСПОРТ Ориентировочно его величина может быть танова: длина 66— 90 метров, ши ри н а 9— 12 м., осадка с полным грузом 4— 5 м. Т ра нс порт в 6.000 тонн мож е т перевезти в своих трюмах 3 — 3,6 тыс. тонн полезного г р у з а . Т а н к и , орудия, тя га ч и , прицепы, тракторы , лошади, повозки легко м о гу т быть ра зме ­ щены в трюмах транспорта и на его палубах. З а рейс на нем можно перевезти до 120 танков среднего тип а или 40— 55 тяжелых танков. На таном потопленном тр анспорте, перевозящем войска, гибнет до 1.200 немецких солдат и офицеров с вооружением и боезапасом. П у с ка я на дно 6.000-тонный транспорт, наши л етчи ки лишают продовольствия 2— 3 ф аш истские дивизии в течение двух месяцев. Чтобы перевезти это количество про­ довольствия автотранспортом, потребовалась бы колонна в 600— 700 пятитонных грузовых машин, которые р а с т я н у тс я по дороге на 13— 17 километров. Д л я перевозки у гл я , который вмещается на 6.000-тонный транспорт, требуется 220 двухос­ ных вагонов. ТАНК Е Р Т а к а я потеря особенно ощ утительн а для фашистов. Т а н к е р может вместить в свои цистерны до 3.600 тонн горючего. Этого количества хватило бы для одной за пр а в ки более 6 тыс. автомашин и тракторов и до 600 самолетов-бомбарди­ ровщиков «Ю-88я. нашими летчи- промышленный Ме ха ни змы двух кораблей, потопленных ками, могли бы обслужить электроэнергией центр с населением в 120 тыс. человек. Стоимость этих двух судов равна, примерно, 20 — 25 млн. рублей. Металла, необходимого для их постройки, хватило бы на изготовление около 600 тыс. снарядов для 76-миллиметро­ вых орудий. Счет возмездия открыт Гвардии младший лейтенант В. Скорик. Для меня, молодого штурмана, этот полег явился большой шко­ лой. В нем я впервые испытал, чіо значит торпедная атака, что значит поединок охотника-торпе- доносца с караваном противника далеко от своей базы в море. Для меня этот полет явился по­ учительным еще и потому, что мне пришлось в нем самостоя­ тельно вести самолет в сложных метеорологических условиях. Когда командир экипажа гвар­ дии старший лейтенант Пирогов заметил караван, он немедленно об этом сообщил мне, отдал при казание приготовиться к атаке. По этой команде я, внимательно следя за воздухом, изготовился у пулемета (атаку в этот раз произ­ водил сам летчик). Я видел как от самолета оторвалась торпеда и устремилась точно на один из кораблей каравана. Этот полег надолго останется в моей памяти. Он открыл мне до­ рогу в море на вражеские ком­ муникации, он начал мой счет расплаты с ненавистным врагом. Ежедневно Совинформбюро сообщает о победах морских летчиков на Черном и Балтий­ ских морях. Мы же из-за погоды вылетов не имели. Слушаешь о победах собратьев по оружию и обидно становит­ ся, что мы не летаем: все эти дни одно стремление — быст­ рее бы в море, на задание. Вечером я попросил разре­ шения лететь на свободную охоту. Командир разрешил. Всю ночь не спалось. Беспокойство вызывала погода. В 4 часа но­ чи встал экипаж. Вместе со штурманом наметили маршру­ ты. Их было избрано три: с т а ­ ким расчетом, что если в од­ ном районе не окажется не­ мецких транспортов, то во вто­ ром или третьем они обяза­ тельно будут. Ознакомились с метеорологи­ ческой обстановкой на маршру­ те. Погода хорошего не сули­ ла, но решили все равно ле­ теть. Придя к самолету и вы­ слушав доклад гвардии т ех ­ ник-лейтенанта Котовского, проверили материальную часть. Она была в полной готовности. Взлетели еще в темноте. Ото­ шли от аэродрома. Неожидан­ но в моей кабине перегорела лампочка компаса. Передаю штурману: — Возвращаться не будем. Наводи на курс. Штурман сообщил, что у не­ го компас освещается. Я его предупреждаю: — Когда будем ложиться на курс, ты меня хорошо доверни. — Все будет сделано, — от­ вечает Облогин. Легли на курс. Облачность прижимает машину к гребням ьолн. Но это продолжается недолго. Выскакиваем на чи­ стую полосу. Видимость уве­ личилась до километра. 20 ми­ нут шли спокойно. Опять снеж­ ный заряд, переходящий в дождевой со снегом. Опасаясь обледенения, высовываю руку в окошко, пробую по борту са- молета. Признаков обледенения нет. , Полтора часа летим бреющим и почти вслепую. Разворачи­ ваюсь курсом в район наме­ ченной охоты. Штурман пере­ дает: ; — Подверни ближе к шор­ ту Н. Доворачиваю. Проходим две минуты. Штурман справа по борту -заметил вражеский транспорт. Всегда спокойный на этот раз он обрадованно воскликнул: — Вижу транспорт! — При­ пав к прицелу, он добавил: — Майор, подверни вправо. Доворачиваю еще. — Стоп. Так держать!—гово- рит он. Самолет несется над саіЧой водой. В это время как раз вы- ходим из заряда. До каравана не больше тысячи метров. — Бросаю, — передает штур­ ман. — Бей наверняка! — говорю ему. . 1 і Машина вздрогнула. Торпеда, пошла в цель. Резко развора- чиваюсь влево. Прошло не­ сколько секунд. Вижу — взрыв." Черным дымом охватило фа- шистский транспорт. — Молодец, штурман! 1 С берега начали бить зенит-. ные батареи, с кораблей охра­ нения — автоматы. Поздно фа-: шисты спохватились!.. Мы возвратились на аэро­ дром. По пути вновь преододо. ли несколько снежных заря- дов. Как назло закрыт. Идет снег. С 'земли дают ракеты. Захо­ жу на посадку. . Выйдя из кабины, доложил командиру: j — Первый транспорт в этом зимнем сезоне есть. Надеюсь, что не последний. аэродром Трудный полет Гвардии майор П . Облогин Условия 'этого полета были наредкость трудными. Не пол­ ностью еще сошедшая дымка рассвета и сплошная облач­ ность, временами дождь и сн е ­ говые заряды, заставляли ве­ сти самолет почти вслепую и итти над самым морем. Види­ мость не превышала полутора километров. Крейсерская операция торпе. доносца, или, как мы ее н а зы ­ ваем, свободная охота, — труд ­ ный и ответственный полет для штурмана. Здесь мало знать хорошо район. Штурман дол­ жен отличать каждую извилин- ку фиорда, которыми изоби­ лует наш театр. Экипаж, в состав которого входил я, в этом полете имел задачу свободной охоты во многих вражеских фиордах и торпедирования судов в случае обнаружения последних. Про­ верив несколько мест, где мог­ ли быть немецкие суда, мы взяли курс в один из дальних фиордов северного побережья Норвегии. При самом входе, сквозь туман заметили густой черный дым. Майор Литвинов подал мне команду «Пригото­ виться», по которой я быстро произвел все нужные расчеты для торпедной атаки. Коман­ дир экипажа сделал разворот и передал: — Атакуем с хода! Такое решение было правиль­ ным, ибо оно обеспечивало нам :1* внезапность удара. Подойдя зй каравану н а предельно близ* кую дистанцию, с высоты 25— 30 метров я выпустил торпеду.. Только после этого немцы спо* хватились и начали обстрел." За 'зенитками сторожевиков на­ чали стрелять и береговые зе­ нитные батареи, но огонь их был рассеянный, и снаряды ло­ жились далеко в стороне. Взяв курс на север, мы ста­ ли отходить от цели. Через не- сколько секунд стрелок-радист,ц, гвардии старший сержант Ба-г дюк доложил: аі — Торпеда идет хорошо, пря- мо на транс-порт. А еще через минуту он гром- ко кричал: — Капут фрицам! Транспорт з взлетел в воздух. В подобной крейсерской one- рации мне приходится участво- ^ вать уже второй раз. В июне этого года я летал на свобод- ную охоту с гвардии капита- ном Макаревичем. В тот Р^з ^ были почти такие же трудные : метеорологические условия і §; Тогда мы отыскали вражеский ; транспорт в одном из фиордов и таким же образом нанесли ■.J ему смертельный удар. Тот,, удар открыл счет гвардейского :j полка, этот—его продолжил, еще лишний раз показал, как эффективны п о л е т ы 'о д и н о ч н о г о торпедоносца на свободную;; охоту за с у д а м и противника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz