Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК О 25 ноября 1943 г., № за ГВАРДЕИСКИИ УДАР ЭКИПАЖИ ТОРПЕДОНОСЦЕВ ПИРОГОВА И ЛИТВИНОВА ПОТОПИЛИ ВЧЕРА ФАШИСТСКИЙ ТАНКЕР И ТРАНСПОРТ ПО 6000 ТОНН ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ Так держать! Вчера гв ард ейские э к и п аж и торпедоносцев гв ард ии с тарш его л ей т е н а н та т. П И Р 0 Г 0 3 А и гв ардии майора т. Л И Т В И Н О В А , вылетев на кр ей се р скую операцию , нанесли удар по ком м у н и к а ц и ям про тивни ка. В ре зуль та те удара торпедированы и потоплены ф ашис тс кий тр а н с пор т и та нкер водоизмещением по 6.000 тонн каждый. Г в ардии с та рш и й л е й тен а н т Пирогов обна р уж и в ал в р аж е ски е корабли дважды. Первый раз это был тра нс порт в 2.000 тонн. Пирогов решил не торпедировать его, а и скать более зн ач и тельн ую цель. Через некоторое время он обн а р ужил нонвой про тив ни ка в составе 1 та нкера, 3 транспортов, 2 сторожевых ко раблей и 2 тральщиков. Пирогов вышел в а т а к у на та н к е р и выпустил торпеду. М е т ким поп аданием фашистское судно было п у щено ко дну. Самолет Пирогова был п од в ер гн ут ярост ному обстрелу про тивни ка, в р е зуль тате ко торого за кли нило руль поворота и повредило ряд приборов. Несмотря на это, Пирогов п р и вел самолет на свой аэродром и благополуч но приземлился, хотя обратный полет вновь протекал в весьма сложных метеорологиче ских условиях. Г вардии майор Ли тв ино в действовал в д р у гом районе. Поиск кораблей протекал в еще более сложных метеорологических условиях. К о гд а был обн а р уж ен тр а н с п о р т про тив ни к а 6.000 тонн водоизмещением, Л и тв ин о в вышел в а т а к у и нанес смертельный удар по т р а н с порту, охраняемому 2 сторожевыми ко раблями. На аэродроме о тл и ч ивши хс я летчиков, первыми открывших счет в эту пол ярн ую зиму, встретил ком а н д ующ и й ВВС . Р а с с п р о сив э к и п аж и об обстоятельствах их у с пешных ударов, к ом а н д ующ ий перед вы строившимися гв ард е йцами поблагодарил отважные э к и п а ж и за у сп ешны е действия. Стрелков-радистов тт. Б А Д Ю Н , Д А Н И Л О В А и Ч Е Р Е М Н Ы Х ком а н д ующ и й н а гр а д и л орде нами Отечественной войны 1 степени. Т т . П И РОГОВ , Л И Т В И Н О В , ОБЛОГИН и С К О Р И К представлены к н а гр а ж д е н ию орденами К р а с ного З наме ни. П уб л и ку ем н и ж е рассказы у ч а с тн и ко в этой операции, при н е сше й новый у с п е х севе роморским летчи кам . Танкер пошел ко дну Караван противника насчи тывал 8 судов. Зная о том,что предстоит неравная схватка, я сразу принял решение итти в атаку немедленно, вы играв при этом внезапность нападения. До цели остава лось всего 5 —10 километров, когда фашисты нас обнаружи ли. Однако внезапность и,оче видно, присутствие только од ного самолета вначале не очень волновало фрицев. Это можно заключить из того, что голов ной сторожевик конвоя по ра дио и световыми сигналами что-то у нас запрашивал. Оче видно, этот сигнал означал — «Чей это 'самолет»? До каравана оставалось 1.000— 1.200 метров, : і немцы все еще не открывали огня. Пользуясь этим, мы со штурманом, гвар дии младшим лейтенантом Ско- рик, произвели расчеты атаки и легли на боевой курс. Лишь когда от самолета оторвалась ■іориеда, противник спохватил ся и начал вести вначале рас сеянный, а потом и кучный зе нитный огонь. Заход на караван я произ вел таким образом, что эффек тивный обстрел могли вести лишь несколько 'судов, да и те только с кормовых точек. Вза имное расположение каравана и моего торпедоносца позволя- Твардии старший лейтенант „ В. ІІирогов. ло ■стрелять только вблизи стоящим от выбранного мною для атаки ’судна, т. к. осталь ные, ввиду малой высоты, по падали бы в- своего соседа. Это на много облегчило- наше поло жение. Однако огонь все уси ливался. Вскоре на нас обру шили свои снаряды и берего вые зенитные батареи. Снаряды • рвались совсем близко, около самолета. На вы ходе из атаки один из них ра зорвался в нескольких метрах от моей кабины. Осколки по лоснули по ней, посыпались •разбитые стекла фонаря, из строя вышли многие приборы, заметно стал трясти левый moj тор. Прижав самолет к самой волне, маневрируя, мы стали отходить от каравана. А вслед все еще продолжали нестись огненные трассы. На отходе я почувствовал, как вдруг самолет подбросило волной близко разорвавшегося снаряда. Тут же мне доложил стщлок-радист гвардии сер жант Черемных. что на само лете поврежден хвост. Управ ление пока действовало, и я на. предельной скорости вышел из і зоны обстрела неприятельских зениток. Через минуту штур ман и стрелок-радист передали но радио: — Крайнее судно взорвалось! Убедившись в том, что дей ствительно вражеский танкер взорвался и скрылся в пучине моря, я лег на обратный путь. Метеоусловия резко менялись в худшую сторону. Через не сколько минут полета облач ность закрыла все небо, со сто рон надвигались заряды. Ви димость не превышала одного километра. Идя на бреющем, мы вышли к родным берегам. Штурман проложил курс на аэродром, и мы точно выскочили на него. После четырехчасового пре ібывания в воздухе я произвел посадку и к своему удивлению почувствовал, что вконце про бега на машине совершенно от казал руль поворота. Он был заклинен и не действовал. При чина тряски мотора также бы ла установлена: винт левого мотора имел большую пробои ну от осколка снаряда. В этом сложном и трудном полете, принесшем мне четвер тую победу, хорошо и умело действовал молодой, первый раз вылетевший на боевое за дание штурман, гвардии млад ший лейтенант т. Скорик. Гвардии майор С. Литвинов . ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОВОЙ ТРАНСПОРТ Н ТАНКЕР ПО 6.000 ТОНН ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ ТРАНСПОРТ Ориентировочно его величина может быть танова: длина 66— 90 метров, ши ри н а 9— 12 м., осадка с полным грузом 4— 5 м. Т ра нс порт в 6.000 тонн мож е т перевезти в своих трюмах 3 — 3,6 тыс. тонн полезного г р у з а . Т а н к и , орудия, тя га ч и , прицепы, тракторы , лошади, повозки легко м о гу т быть ра зме щены в трюмах транспорта и на его палубах. З а рейс на нем можно перевезти до 120 танков среднего тип а или 40— 55 тяжелых танков. На таном потопленном тр анспорте, перевозящем войска, гибнет до 1.200 немецких солдат и офицеров с вооружением и боезапасом. П у с ка я на дно 6.000-тонный транспорт, наши л етчи ки лишают продовольствия 2— 3 ф аш истские дивизии в течение двух месяцев. Чтобы перевезти это количество про довольствия автотранспортом, потребовалась бы колонна в 600— 700 пятитонных грузовых машин, которые р а с т я н у тс я по дороге на 13— 17 километров. Д л я перевозки у гл я , который вмещается на 6.000-тонный транспорт, требуется 220 двухос ных вагонов. ТАНК Е Р Т а к а я потеря особенно ощ утительн а для фашистов. Т а н к е р может вместить в свои цистерны до 3.600 тонн горючего. Этого количества хватило бы для одной за пр а в ки более 6 тыс. автомашин и тракторов и до 600 самолетов-бомбарди ровщиков «Ю-88я. нашими летчи- промышленный Ме ха ни змы двух кораблей, потопленных ками, могли бы обслужить электроэнергией центр с населением в 120 тыс. человек. Стоимость этих двух судов равна, примерно, 20 — 25 млн. рублей. Металла, необходимого для их постройки, хватило бы на изготовление около 600 тыс. снарядов для 76-миллиметро вых орудий. Счет возмездия открыт Гвардии младший лейтенант В. Скорик. Для меня, молодого штурмана, этот полег явился большой шко лой. В нем я впервые испытал, чіо значит торпедная атака, что значит поединок охотника-торпе- доносца с караваном противника далеко от своей базы в море. Для меня этот полет явился по учительным еще и потому, что мне пришлось в нем самостоя тельно вести самолет в сложных метеорологических условиях. Когда командир экипажа гвар дии старший лейтенант Пирогов заметил караван, он немедленно об этом сообщил мне, отдал при казание приготовиться к атаке. По этой команде я, внимательно следя за воздухом, изготовился у пулемета (атаку в этот раз произ водил сам летчик). Я видел как от самолета оторвалась торпеда и устремилась точно на один из кораблей каравана. Этот полег надолго останется в моей памяти. Он открыл мне до рогу в море на вражеские ком муникации, он начал мой счет расплаты с ненавистным врагом. Ежедневно Совинформбюро сообщает о победах морских летчиков на Черном и Балтий ских морях. Мы же из-за погоды вылетов не имели. Слушаешь о победах собратьев по оружию и обидно становит ся, что мы не летаем: все эти дни одно стремление — быст рее бы в море, на задание. Вечером я попросил разре шения лететь на свободную охоту. Командир разрешил. Всю ночь не спалось. Беспокойство вызывала погода. В 4 часа но чи встал экипаж. Вместе со штурманом наметили маршру ты. Их было избрано три: с т а ким расчетом, что если в од ном районе не окажется не мецких транспортов, то во вто ром или третьем они обяза тельно будут. Ознакомились с метеорологи ческой обстановкой на маршру те. Погода хорошего не сули ла, но решили все равно ле теть. Придя к самолету и вы слушав доклад гвардии т ех ник-лейтенанта Котовского, проверили материальную часть. Она была в полной готовности. Взлетели еще в темноте. Ото шли от аэродрома. Неожидан но в моей кабине перегорела лампочка компаса. Передаю штурману: — Возвращаться не будем. Наводи на курс. Штурман сообщил, что у не го компас освещается. Я его предупреждаю: — Когда будем ложиться на курс, ты меня хорошо доверни. — Все будет сделано, — от вечает Облогин. Легли на курс. Облачность прижимает машину к гребням ьолн. Но это продолжается недолго. Выскакиваем на чи стую полосу. Видимость уве личилась до километра. 20 ми нут шли спокойно. Опять снеж ный заряд, переходящий в дождевой со снегом. Опасаясь обледенения, высовываю руку в окошко, пробую по борту са- молета. Признаков обледенения нет. , Полтора часа летим бреющим и почти вслепую. Разворачи ваюсь курсом в район наме ченной охоты. Штурман пере дает: ; — Подверни ближе к шор ту Н. Доворачиваю. Проходим две минуты. Штурман справа по борту -заметил вражеский транспорт. Всегда спокойный на этот раз он обрадованно воскликнул: — Вижу транспорт! — При пав к прицелу, он добавил: — Майор, подверни вправо. Доворачиваю еще. — Стоп. Так держать!—гово- рит он. Самолет несется над саіЧой водой. В это время как раз вы- ходим из заряда. До каравана не больше тысячи метров. — Бросаю, — передает штур ман. — Бей наверняка! — говорю ему. . 1 і Машина вздрогнула. Торпеда, пошла в цель. Резко развора- чиваюсь влево. Прошло не сколько секунд. Вижу — взрыв." Черным дымом охватило фа- шистский транспорт. — Молодец, штурман! 1 С берега начали бить зенит-. ные батареи, с кораблей охра нения — автоматы. Поздно фа-: шисты спохватились!.. Мы возвратились на аэро дром. По пути вновь преододо. ли несколько снежных заря- дов. Как назло закрыт. Идет снег. С 'земли дают ракеты. Захо жу на посадку. . Выйдя из кабины, доложил командиру: j — Первый транспорт в этом зимнем сезоне есть. Надеюсь, что не последний. аэродром Трудный полет Гвардии майор П . Облогин Условия 'этого полета были наредкость трудными. Не пол ностью еще сошедшая дымка рассвета и сплошная облач ность, временами дождь и сн е говые заряды, заставляли ве сти самолет почти вслепую и итти над самым морем. Види мость не превышала полутора километров. Крейсерская операция торпе. доносца, или, как мы ее н а зы ваем, свободная охота, — труд ный и ответственный полет для штурмана. Здесь мало знать хорошо район. Штурман дол жен отличать каждую извилин- ку фиорда, которыми изоби лует наш театр. Экипаж, в состав которого входил я, в этом полете имел задачу свободной охоты во многих вражеских фиордах и торпедирования судов в случае обнаружения последних. Про верив несколько мест, где мог ли быть немецкие суда, мы взяли курс в один из дальних фиордов северного побережья Норвегии. При самом входе, сквозь туман заметили густой черный дым. Майор Литвинов подал мне команду «Пригото виться», по которой я быстро произвел все нужные расчеты для торпедной атаки. Коман дир экипажа сделал разворот и передал: — Атакуем с хода! Такое решение было правиль ным, ибо оно обеспечивало нам :1* внезапность удара. Подойдя зй каравану н а предельно близ* кую дистанцию, с высоты 25— 30 метров я выпустил торпеду.. Только после этого немцы спо* хватились и начали обстрел." За 'зенитками сторожевиков на чали стрелять и береговые зе нитные батареи, но огонь их был рассеянный, и снаряды ло жились далеко в стороне. Взяв курс на север, мы ста ли отходить от цели. Через не- сколько секунд стрелок-радист,ц, гвардии старший сержант Ба-г дюк доложил: аі — Торпеда идет хорошо, пря- мо на транс-порт. А еще через минуту он гром- ко кричал: — Капут фрицам! Транспорт з взлетел в воздух. В подобной крейсерской one- рации мне приходится участво- ^ вать уже второй раз. В июне этого года я летал на свобод- ную охоту с гвардии капита- ном Макаревичем. В тот Р^з ^ были почти такие же трудные : метеорологические условия і §; Тогда мы отыскали вражеский ; транспорт в одном из фиордов и таким же образом нанесли ■.J ему смертельный удар. Тот,, удар открыл счет гвардейского :j полка, этот—его продолжил, еще лишний раз показал, как эффективны п о л е т ы 'о д и н о ч н о г о торпедоносца на свободную;; охоту за с у д а м и противника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz