Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
ноября 1943 г., № 3?. СЕВЕРОМОРСКИЙ л ет чик 3 Летчик-истребитель П. Рассадкин (в центре) ;елится опытом со своими боевыми, друзьями. Фою И. Михеева. Новое в боевых порядках немецких истребителей ;'OM году для бомбовых г на Севере немцы ши- : применяют истребители ■30» и «Ме-109». Боевые ■си таких истребителей- ‘щіровщиков отличаются .обычного построения. ■гом случае общее число Жителей противника не- ;,і (3,5,7 и т. д.). Впереди, роторам расстоянии, идет амолет—ведущий. За ним от ведомые пара за па- Іоследняя пара оттянута I, обычно, не идет по S, а все время пере- ■іается из одного пеленга Х)Й. ;чцим немцы выделяют ;:Ого летчика. Он ведет ■ную ориентировку, вы- цель и бомбит по ней. немецких истребителях лов для бомбометания .оэтому от ведущего' sa ys весь результат удара, з;ые ложат бомбы только :_:;іу. В том, что ведущим ;- выделяют опытного аса, іришлось убедиться «а 3; Факте. »рка «Фокке-Вульфов» Зись совершить налет на б’ект. Подойдя к цели, :И'ий вошел в пике, но тут ;: я подбит нашей зенитной іѳрией и, -снижаясь, по- свой самолет на воду, гіые его сразу же рассы пались и начали беспорядочно сбрасывать бомбы. Как только ведущий фашист упал в море, сразу же немецким командова нием для спасения его были высланы торпедные катера, а за ними и морской самолет «До-24» под прикрытием истре бителей. Ясно, что если бы ве дущим был .какой-нибудь ря довой летчик, гитлеровское командование не стало бы так заботиться о его спасении, тем более, что все это проходило в районе видимости с нашего берега. В чем преимущество при меняемого немцами боевого по рядка нечетных чисел? Во-пер вых в том, что ведущий имеет возможность более свободно маневрировать, выбирать цель, занимать исходное положение для его атаки, ибо знает, что сзади у него надежная охра на. Во-вторых, такой строй об легчает первстраивание в лю бой боевой порядок. Что необходимо летчику истребителю для того, чтобы успешно уничтожить против ника при таком его построе нии? В первую очередь летчик должен стремиться во что бы то ни стало сбить ведущего, а затем уже, разбив весь строй, уничтожать врага по одному. Майор А. ОВСЯННИН. Б О Е В А Я П О Д Г О Т О В К А В Д Е Й С Т В У Ю Щ Е Й Ч А С Т И 2 . Подполковник Ж і Зайцев. ПОДГОТОВКА У Д А Р А ПО ВРАЖ ЕСКОЙ Б А Т А Р Е Е Не менее поучительно была проведена подготовка к бомбо- іптурмовому удару по одной из вражеских артбатарей. В за вершение предварительно про веденной; подготовки и здесь было организовано летно-так тическое учение. В связті с иным характером цели — то чечная, трудноуязвимая — по требовалось провести специ альную тренировку экипажей в бомбометании с пикирования и специальные полеты по распоз нанию аналогичных целей с воздуха. Известно, что артба- тарея, помимо большой проч ности, всегда может быть пре красно замаскирована, слита с фоном местности. Искусством обнаружения такого об’екта обладают немногие экипажи, оно дается путем кропотливой работы. Условия же обстанов ки в районе цели обычно дик тует необходимость поражать цель с одного захода: она, как правило, надежно прикрыта всеми видами огня. Не исклю чено и противодействие истре бителей. Летно-тактическое учение на этот раз преследовало задачу дать экипажам практику в вы ходе на замаскированную цель и уничтожении ее бомбо- штурмовым ударом с первого захода—бомбами, а затем — пушечно-пулеметным огнем. Первое учение показало лет чикам и в первую очередь т. Михайлову, который сам во дил штурмовиков в атаку, ■всю сложность предстоящей задачи. Первый удар (атака производилась ‘ без бомб, но точность прицеливания фикси ровалась аппаратом) дал сла бые результаты, и т. Ми хайлов спросил разрешения повторить учение, провести его в еще более сложных усло виях. Результат такой подготовки не замедлил сказаться, о чем известно из печати: артбата- рея противника была удачно атакована и на долгое время выведена из строя. 3 . ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В авиачасти т. Михайлова и в 9 гвардейском минно-торпед- ном полку, помимо тщательной 4 З аметки по эксплоатации самолетов и моторов. П р и м е н е н и е в о д ы и а н т и ф р и з а в к а ч е с т в е а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и д л я м о т о р о в „ А л л и с о н г эксплоатации самоле- ѴЗІмотором «Аллисон» по- что в наших условиях !і применима эксплоата- ;.:отоіра на отечественной удающейся жидкости — №зѳ и на воде. Однако •,'Д на антифриз или воду шжен без соответствую 'одготовки системы ох ...'«щей жидкости. ■' переводе мотора «Алли- , охлаждение ©одой или Е>изом необходимо: ^Цательно проверить всю . промыть ее горячей -■и подтянуть дюритовые іения; (Проверить и -отрегулиро- ілапан избыточного дав- (на самолетах «Кити- и «Томагаук» — 1,5 ки ша на квадратный сан- и на самолете «Аэро- . ~ 1|7 килограмма на угный сантиметр); проверить герметичность ы под вышеуказанным >Шем в течение 10— 15 ПРИ температуре воды _-атифриза 90— 95 град. С. Регулировки клапана очного давления и про Герметичности системы ажной трубке расшири- 'ГО бачка присоединяется со сжатым воздухом. ілѳнйе воздуха в систе-' Г В А Р Д И И С Т А РШ И Й Т Е Х НИ К - Л Е Й Т Е Н А Н Т В. А Р УШ А Н О В , му контролируется маномет ром. Регулировка клапана произ водится так: предварительно надо создать натяжение пру жины клапана не более 5 — 6 мм. После этого-, постепенно затягивая пружину, отрегули ровать начало открытия клапа на (оно должно происходить при показаниях манометра 1,5— 1,7 килограмма на квадрат ный сантиметр). Баллон откры вать постепенно, чтобы не со здать в системе ^резкого повы шения давления, которое мо жет вызвать срыв дюритовых соединений. В процессе эксплоатации мо тора на воде или антифризе необходим систематический контроль за всеми соединения ми трубопроводов и уплотне нием блоков. С этой целью следует после первого полета, а в дальнейшем через каждые 10 часов работы мотора, брать пробу масла из маслобака ва предмет выявления в нем нали- 42 я воды или антифриза. В случае обнаружения послед них, слить масло из бака и картера, заправить свежее и произвести еще раз проверку после работы мотора на земле. «< Убедившись вторично в нали чии воды или антифриза в масле, следует снять мотор и отправить ого івремонт, так как это указывает на нѳгерметич- ность нижнего уплотнения гильзы цилиндра с блоком. При послеполетном осмотре особое внимание обращается на состояние дюритов. Проверяет ся также уровень воды или антифриза в расширительном бачке. При этом пробку рас ширительного бачка открывать йіедует осторожно, дав охла диться жидкости до 90 граду сов Цельсия и ниже. Эксллоатация системы ох • лаждения на воде или анти фризе должна проводиться с учетом следующих особенно стей: а) при пробе и прогреве мо тора не допускать повышения температуры свыше 100— 110 градусов; б) внимательно следить за температурой на взле-те, не допуская ее выше 100— 110 гра дусов Цельсия, для чего пра вильно пользоваться шторками радиатора. В случае перегрева мотора, по достижении высоты 50— 100 метров переходить в горизонтальный полет и охла дить мотор. Тогда можно опять приступить к набору высоты. специальной летной подготов ки, о которой говорилось вы ше, почти каждый боевой вы лет отрабатывается путем групповых упражнений, воен ных игр и летных учений. Эти формы боевой подготовки до воі.ны были основными форма ми оперативно-тактической подготовки летного состава' и сколачивания ‘.подразделений, частей и штабов в целом. В военное время они сохраняют свое значение, но проводятся по измененной методике и пре следуют еще одну цель— под готовить экипажи подразделе ния, части и штабы к выпол нению конкретных, а не отвле ченных, как было ранее, бое вых операций (вылетов). Они являются как бы проигрышем предстоящей боевой задачи. Темы таких занятий обычно даются вышестоящими штаба ми ввиде постановки боевых задач. Предстоит в ближайшее вре мя нанести удар по такому- то аэродрому противника. Тема всех мероприятий по его под готовке должна быть единой. Никакой условности, шаблона, академичности не должно быть. Если готовится удар по друго му аэродрому, то вся сумма вопросов, связанная сподготов кой к операции, должна быть проведена вновь. При этом нужно стремиться организовать боевую подготовку так, чтобы каждый летчик, каждый эки паж готовились к предстояще му боевому вылету на своей основной должности, в том взаиморасположении (взаимо действии), как это будет в бою. Ни. в коем случае не следует допускать к руководству эти ми важнейшими видами заня тий второстепенных лиц или людей, которые фактически не будут осуществлять руковод ство операцией или участво вать в ней .Разработкой мате риалов, групповых упражнений по боевому управлению в воздухе и проведением их должен заниматься лично командир подразделения. Воен ными учениями и играми по боевому управлению обязан руководить командир части, используя при подготовке всех офицеров своего штаба. Повторяются эти мероприя тия в последовательности, оп ределенной штабом части. Обычно последний поступает следующим образом: дает ука зания командирам подразделе ний провести групповые упраж нения и проводите командира ми подразделений, если в этом есть необходимость, инструк тивно-методическое занятие. Командир подразделения, со ставив план упражнения, про водит по нему двух-трехчасо- вое занятие, на котором на заранее продуманных такти ческих эпизодах, производит последовательный проигрыш предстоящего полета, доби ваясь усвоения всех вопросов, вытекающих из возможной об становки. Подготовка и проведение групповых упражнений имеет исключительное значение, ибо здесь каждый летчик обучает ся действиями в бою, здесь передается боевой опыт луч ших экипажей молодым. Параллельно с подготовкой экипажей, звеньев и групп,ко торые проводятся в подразде лениях, штаб части разраба тывает и проводит военную игру. Для участия в ней при влекаются командиры подраз делений, их помощники, офи церы штаба, а также офицеры взаимодействующих подразде лений. На занятии, которым руководит лично командир ча сти или его заместитель, от рабатываются, главным обра зом, вопросы взаимодействия подразделений (групп) в пред стоящем боевом вылете (опе рации). Последовательно, начиная от принятия решения на удар и далее (взлет и сбор в воздухе, действия на марш-маневре к цели, развертывание в атаку, выполнение атаки, выход из боя, возвращение на аэродром, посадка и очередность докла дов) разбираются действия обучаемых. Выслушиваются мнения каждого и даются установки, как действовать. После этих занятий командир подразделения должен ясно представить свое место в бою с тем, чтобы в случае услож нения обстановки он смог бы проявить разумную инициати ву, соответствующую общему замыслу боя (операции). На этом занятии офицеры штаба получают практику в подготовке и руководстве 6qe- вым вылетом, а'также в обра ботке оперативных документов. Кроме того, для обучения офи ■ церов и сколачивания их в целом, проводятся специальные учения по отработке боевого управления и штабные заня тия. Не всегда условия боевой обстановки могут позволить провести летно-тактическоо учение. Помехи противника, нахождение экипажей в боевой готовности зачастую ограничи вают возможность подготовки в - полигонных условиях. Это особенно характерно для на ступающего зимнего периода, когда и метеоусловия будут резко ограничивать возмож ность полетов, когда летную погоду приходится «ловить». И вот в этот-то период боевую подготовку надо устремить на наземные виды. Групповые упражнения, военные игры, учения по боевому управлению и тактические конференции должны занять основное место при подготовке каждой боевой операции , боевого вылета. Опыт передовых частей, ус пешно выполняющих боевые задачи в Отечественной войне, говорит о том, что- только так, во всей полноте нужной впол не возможно организовывать боевую подготовку в действую щей авиачасти. Неприятельский транспорт пошел ко' дну. Рис. художника Г. Веселова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz