Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

ноября 1943 г., № 3?. СЕВЕРОМОРСКИЙ л ет чик 3 Летчик-истребитель П. Рассадкин (в центре) ;елится опытом со своими боевыми, друзьями. Фою И. Михеева. Новое в боевых порядках немецких истребителей ;'OM году для бомбовых г на Севере немцы ши- : применяют истребители ■30» и «Ме-109». Боевые ■си таких истребителей- ‘щіровщиков отличаются .обычного построения. ■гом случае общее число Жителей противника не- ;,і (3,5,7 и т. д.). Впереди, роторам расстоянии, идет амолет—ведущий. За ним от ведомые пара за па- Іоследняя пара оттянута I, обычно, не идет по S, а все время пере- ■іается из одного пеленга Х)Й. ;чцим немцы выделяют ;:Ого летчика. Он ведет ■ную ориентировку, вы- цель и бомбит по ней. немецких истребителях лов для бомбометания .оэтому от ведущего' sa­ ys весь результат удара, з;ые ложат бомбы только :_:;іу. В том, что ведущим ;- выделяют опытного аса, іришлось убедиться «а 3; Факте. »рка «Фокке-Вульфов» Зись совершить налет на б’ект. Подойдя к цели, :И'ий вошел в пике, но тут ;: я подбит нашей зенитной іѳрией и, -снижаясь, по- свой самолет на воду, гіые его сразу же рассы­ пались и начали беспорядочно сбрасывать бомбы. Как только ведущий фашист упал в море, сразу же немецким командова­ нием для спасения его были высланы торпедные катера, а за ними и морской самолет «До-24» под прикрытием истре­ бителей. Ясно, что если бы ве­ дущим был .какой-нибудь ря­ довой летчик, гитлеровское командование не стало бы так заботиться о его спасении, тем более, что все это проходило в районе видимости с нашего берега. В чем преимущество при­ меняемого немцами боевого по­ рядка нечетных чисел? Во-пер­ вых в том, что ведущий имеет возможность более свободно маневрировать, выбирать цель, занимать исходное положение для его атаки, ибо знает, что сзади у него надежная охра­ на. Во-вторых, такой строй об­ легчает первстраивание в лю­ бой боевой порядок. Что необходимо летчику истребителю для того, чтобы успешно уничтожить против­ ника при таком его построе­ нии? В первую очередь летчик должен стремиться во что бы то ни стало сбить ведущего, а затем уже, разбив весь строй, уничтожать врага по одному. Майор А. ОВСЯННИН. Б О Е В А Я П О Д Г О Т О В К А В Д Е Й С Т В У Ю Щ Е Й Ч А С Т И 2 . Подполковник Ж і Зайцев. ПОДГОТОВКА У Д А Р А ПО ВРАЖ ЕСКОЙ Б А Т А Р Е Е Не менее поучительно была проведена подготовка к бомбо- іптурмовому удару по одной из вражеских артбатарей. В за­ вершение предварительно про­ веденной; подготовки и здесь было организовано летно-так­ тическое учение. В связті с иным характером цели — то­ чечная, трудноуязвимая — по­ требовалось провести специ­ альную тренировку экипажей в бомбометании с пикирования и специальные полеты по распоз­ нанию аналогичных целей с воздуха. Известно, что артба- тарея, помимо большой проч­ ности, всегда может быть пре­ красно замаскирована, слита с фоном местности. Искусством обнаружения такого об’екта обладают немногие экипажи, оно дается путем кропотливой работы. Условия же обстанов­ ки в районе цели обычно дик­ тует необходимость поражать цель с одного захода: она, как правило, надежно прикрыта всеми видами огня. Не исклю­ чено и противодействие истре­ бителей. Летно-тактическое учение на этот раз преследовало задачу дать экипажам практику в вы­ ходе на замаскированную цель и уничтожении ее бомбо- штурмовым ударом с первого захода—бомбами, а затем — пушечно-пулеметным огнем. Первое учение показало лет­ чикам и в первую очередь т. Михайлову, который сам во­ дил штурмовиков в атаку, ■всю сложность предстоящей задачи. Первый удар (атака производилась ‘ без бомб, но точность прицеливания фикси­ ровалась аппаратом) дал сла­ бые результаты, и т. Ми­ хайлов спросил разрешения повторить учение, провести его в еще более сложных усло­ виях. Результат такой подготовки не замедлил сказаться, о чем известно из печати: артбата- рея противника была удачно атакована и на долгое время выведена из строя. 3 . ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В авиачасти т. Михайлова и в 9 гвардейском минно-торпед- ном полку, помимо тщательной 4 З аметки по эксплоатации самолетов и моторов. П р и м е н е н и е в о д ы и а н т и ф р и з а в к а ч е с т в е а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и д л я м о т о р о в „ А л л и с о н г эксплоатации самоле- ѴЗІмотором «Аллисон» по- что в наших условиях !і применима эксплоата- ;.:отоіра на отечественной удающейся жидкости — №зѳ и на воде. Однако •,'Д на антифриз или воду шжен без соответствую 'одготовки системы ох ...'«щей жидкости. ■' переводе мотора «Алли- , охлаждение ©одой или Е>изом необходимо: ^Цательно проверить всю . промыть ее горячей -■и подтянуть дюритовые іения; (Проверить и -отрегулиро- ілапан избыточного дав- (на самолетах «Кити- и «Томагаук» — 1,5 ки­ ша на квадратный сан- и на самолете «Аэро- . ~ 1|7 килограмма на угный сантиметр); проверить герметичность ы под вышеуказанным >Шем в течение 10— 15 ПРИ температуре воды _-атифриза 90— 95 град. С. Регулировки клапана очного давления и про Герметичности системы ажной трубке расшири- 'ГО бачка присоединяется со сжатым воздухом. ілѳнйе воздуха в систе-' Г В А Р Д И И С Т А РШ И Й Т Е Х НИ К - Л Е Й Т Е Н А Н Т В. А Р УШ А Н О В , му контролируется маномет­ ром. Регулировка клапана произ­ водится так: предварительно надо создать натяжение пру­ жины клапана не более 5 — 6 мм. После этого-, постепенно затягивая пружину, отрегули­ ровать начало открытия клапа­ на (оно должно происходить при показаниях манометра 1,5— 1,7 килограмма на квадрат­ ный сантиметр). Баллон откры­ вать постепенно, чтобы не со­ здать в системе ^резкого повы­ шения давления, которое мо­ жет вызвать срыв дюритовых соединений. В процессе эксплоатации мо­ тора на воде или антифризе необходим систематический контроль за всеми соединения­ ми трубопроводов и уплотне­ нием блоков. С этой целью следует после первого полета, а в дальнейшем через каждые 10 часов работы мотора, брать пробу масла из маслобака ва предмет выявления в нем нали- 42 я воды или антифриза. В случае обнаружения послед­ них, слить масло из бака и картера, заправить свежее и произвести еще раз проверку после работы мотора на земле. «< Убедившись вторично в нали­ чии воды или антифриза в масле, следует снять мотор и отправить ого івремонт, так как это указывает на нѳгерметич- ность нижнего уплотнения гильзы цилиндра с блоком. При послеполетном осмотре особое внимание обращается на состояние дюритов. Проверяет­ ся также уровень воды или антифриза в расширительном бачке. При этом пробку рас­ ширительного бачка открывать йіедует осторожно, дав охла­ диться жидкости до 90 граду­ сов Цельсия и ниже. Эксллоатация системы ох • лаждения на воде или анти­ фризе должна проводиться с учетом следующих особенно­ стей: а) при пробе и прогреве мо­ тора не допускать повышения температуры свыше 100— 110 градусов; б) внимательно следить за температурой на взле-те, не допуская ее выше 100— 110 гра­ дусов Цельсия, для чего пра­ вильно пользоваться шторками радиатора. В случае перегрева мотора, по достижении высоты 50— 100 метров переходить в горизонтальный полет и охла­ дить мотор. Тогда можно опять приступить к набору высоты. специальной летной подготов­ ки, о которой говорилось вы­ ше, почти каждый боевой вы­ лет отрабатывается путем групповых упражнений, воен­ ных игр и летных учений. Эти формы боевой подготовки до воі.ны были основными форма­ ми оперативно-тактической подготовки летного состава' и сколачивания ‘.подразделений, частей и штабов в целом. В военное время они сохраняют свое значение, но проводятся по измененной методике и пре­ следуют еще одну цель— под­ готовить экипажи подразделе­ ния, части и штабы к выпол­ нению конкретных, а не отвле­ ченных, как было ранее, бое­ вых операций (вылетов). Они являются как бы проигрышем предстоящей боевой задачи. Темы таких занятий обычно даются вышестоящими штаба­ ми ввиде постановки боевых задач. Предстоит в ближайшее вре­ мя нанести удар по такому- то аэродрому противника. Тема всех мероприятий по его под­ готовке должна быть единой. Никакой условности, шаблона, академичности не должно быть. Если готовится удар по друго­ му аэродрому, то вся сумма вопросов, связанная сподготов­ кой к операции, должна быть проведена вновь. При этом нужно стремиться организовать боевую подготовку так, чтобы каждый летчик, каждый эки­ паж готовились к предстояще­ му боевому вылету на своей основной должности, в том взаиморасположении (взаимо­ действии), как это будет в бою. Ни. в коем случае не следует допускать к руководству эти­ ми важнейшими видами заня­ тий второстепенных лиц или людей, которые фактически не будут осуществлять руковод­ ство операцией или участво­ вать в ней .Разработкой мате­ риалов, групповых упражнений по боевому управлению в воздухе и проведением их должен заниматься лично командир подразделения. Воен­ ными учениями и играми по боевому управлению обязан руководить командир части, используя при подготовке всех офицеров своего штаба. Повторяются эти мероприя­ тия в последовательности, оп­ ределенной штабом части. Обычно последний поступает следующим образом: дает ука­ зания командирам подразделе­ ний провести групповые упраж­ нения и проводите командира­ ми подразделений, если в этом есть необходимость, инструк­ тивно-методическое занятие. Командир подразделения, со­ ставив план упражнения, про­ водит по нему двух-трехчасо- вое занятие, на котором на заранее продуманных такти­ ческих эпизодах, производит последовательный проигрыш предстоящего полета, доби­ ваясь усвоения всех вопросов, вытекающих из возможной об­ становки. Подготовка и проведение групповых упражнений имеет исключительное значение, ибо здесь каждый летчик обучает­ ся действиями в бою, здесь передается боевой опыт луч­ ших экипажей молодым. Параллельно с подготовкой экипажей, звеньев и групп,ко­ торые проводятся в подразде­ лениях, штаб части разраба­ тывает и проводит военную игру. Для участия в ней при­ влекаются командиры подраз­ делений, их помощники, офи­ церы штаба, а также офицеры взаимодействующих подразде­ лений. На занятии, которым руководит лично командир ча­ сти или его заместитель, от­ рабатываются, главным обра­ зом, вопросы взаимодействия подразделений (групп) в пред­ стоящем боевом вылете (опе­ рации). Последовательно, начиная от принятия решения на удар и далее (взлет и сбор в воздухе, действия на марш-маневре к цели, развертывание в атаку, выполнение атаки, выход из боя, возвращение на аэродром, посадка и очередность докла­ дов) разбираются действия обучаемых. Выслушиваются мнения каждого и даются установки, как действовать. После этих занятий командир подразделения должен ясно представить свое место в бою с тем, чтобы в случае услож­ нения обстановки он смог бы проявить разумную инициати­ ву, соответствующую общему замыслу боя (операции). На этом занятии офицеры штаба получают практику в подготовке и руководстве 6qe- вым вылетом, а'также в обра­ ботке оперативных документов. Кроме того, для обучения офи ■ церов и сколачивания их в целом, проводятся специальные учения по отработке боевого управления и штабные заня­ тия. Не всегда условия боевой обстановки могут позволить провести летно-тактическоо учение. Помехи противника, нахождение экипажей в боевой готовности зачастую ограничи­ вают возможность подготовки в - полигонных условиях. Это особенно характерно для на­ ступающего зимнего периода, когда и метеоусловия будут резко ограничивать возмож­ ность полетов, когда летную погоду приходится «ловить». И вот в этот-то период боевую подготовку надо устремить на наземные виды. Групповые упражнения, военные игры, учения по боевому управлению и тактические конференции должны занять основное место при подготовке каждой боевой операции , боевого вылета. Опыт передовых частей, ус­ пешно выполняющих боевые задачи в Отечественной войне, говорит о том, что- только так, во всей полноте нужной впол­ не возможно организовывать боевую подготовку в действую­ щей авиачасти. Неприятельский транспорт пошел ко' дну. Рис. художника Г. Веселова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz