Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 21 ноября 1043 г., U о» II. Дубинин . Мастерство дает свой результат (Окончание. Начало см. а «а за е.м нинорн). Однажды Харламов получил задание сопровождать ударную группу, которая выходила в мо­ ре торпедировать корабли. Усло­ вия полета были трудными—низ­ кая облачность не позволяла вы­ делить из состава истребителей ударную груплу. Вся шестерка шла фронтом за торпедоносцами с целью прикрытия их флангов и хвостов. На подходе к цели одна группа „Ме-109“ и „Фокке- Вульф-190“ пыталась атаковать торпедоносцев, а другая оторвать истребителей, связав их боем. Положение прикрывающих, так же, как и прикрываемых, было тяжелое. Но Харламов нашел из него выход: вместе с Бурматовым они завязали бой и стали оттяги­ вать истребителей противника в сторону, давая возможность вый­ ти торпедоносцам на цель. Пара, ведомая Поповым, ведя нерав­ ный бой, все время держалась воз­ ле торпедоносцев. Bo-время приня­ тое и умелое решение команди­ ра группы дало свои результаты: оно сорвало намерение немцев и обеспечило торпедоносцам выполнение задания. В июле и августе Харламов сбил 5 самолетов противника, Бурматов — 3. Наряду с флагманской парой в эскадрильи росли и закалялись пары Попова, Рассадкина и дру­ гих, росли все новые мастера боя на сопровождении, Воспитанный Харламовым млад­ ший лейтенант Бурматов был не только хорошим ведомым, но и мог уже сам водить пару в бой. Хар ламов частенько практиковал за мену ролей в бою, чтобы дать своему ведомому навыки веду щего Он видел, что Бурматов уже вполне справится, как веду­ щий, и Бурматов стал возглавлять пару, начал летать вместе с Гор балевым. Командир эскадрильи часто водил четверку, r которой вторую пару вел бывший его ве домый. Это давало большой зф фект. Бурматов хорошо понимал ве дущего первой пары и действовал з тесном взаимодействии с ней Замечательными победами эта четверка отметила сентябрь. Она часто вылетала на сопровожде­ ние и почти каждый раз возвра­ щалась с победой. Характерный бой был проведен ею 20 сентяб­ ря. Вся группа тогда составляла группу непосредственного при­ крытия и шла за штурмовиками с некоторым превышением. За 25—30 клм. до цели, справа на­ перерез, показалось около 15 вра­ жеских истребителей. „Стодевя- тые“ и „Фок-'е-Вульфы",сблизив­ шись, стали атаковать штурмови­ ков. Четверка немедленно кину­ лась на врага. Имея некоторое преимущество в высоте, Харла­ мов зашел одному „Мессеру" в хвост и зажег его с первой оче­ реди. Не отрываясь от штурмо­ виков, атаковали врага Бурматов и Власов. Фашисты поняли, что всей группой им не достичь ре­ зультата, рассыпались и попыта­ лись прорвать кольцо обороны. Однако и это им не удалось, и по­ одиночке их находил зоркий г л а з североморцев. Противник имел почти двойной перевес, но наши истребители отразили все j 4 самолета атаки фашистов. Было сбито 5 самолетов противника, из них —Бурматовым. Итог сентября вывел капитана Харламова на одно из первых мест среди асов-североморцев. На его счету — 10 сбитых самолетов противника. Немного от него от­ стал и Бурматов: у него —8 сби­ тых самолетов, из которых в сен­ тябре он сбил 5. для истребителя прикрытия—пре­ выше всего. Это хорошо понимал Харламов и его ведомые. Коман­ дир эскадрильи всегда первый обнаруживал врага. Он строго взыскивал с тех, кто по своей халатности подпускал на близкую дистанцию фашистов, не замечая их. Однажды он вел свою шестер­ ку над морем. Торпедоносцы шли на бреющем полете. Видимость не превышала 5 км. На подходе к цели командир заметил приб­ лижающееся точки. Это были „Мессеры”. Капитан, оставив пару непосредственного прикрытия, с четверкой вырвался вперед и, не дав немцам подойти к торпедонос­ цам, навязал им бой,. в резуль­ тате которого противник потерял НАШИ ПУТИ ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО Гвардии старш ий техник-лейтенант М. Куприянов . Командир звена Низкая высота полета истреби­ телей прикрытия ограничивает их видимость. Враг маскируется мо рем. Он может незаметно подой­ ти и атаковать. Осмотрительность Гвардии младший лейтенант А. Ревенко. В средине октября вновь раз­ горелись ожесточенные бои. Эскадрилья обеспечивала актив­ ные действия торпедоносцев на коммуникациях противника. Т о р п е д о н о с ц ы совместно с пикировщиками и штурмовика­ ми'’вылетели для нанесения ком­ бинированного удара по крупно­ му вражескому конвою. Действия торпедоносцев прикрывала ше­ стерка истребителей, ведомая Харламовым. У самой цели они встретили несколько патрулирую­ щих групп яМе-109“, „Ме-110“ и „ФВ-190“. Преодолевая сплошную огневую завесу, торпедоносцы шли на караван. Атаки фашистов смело и мужественно отражали истребители прикрытия. Увлеченный неравной ехваткоіі, Харламов дерзко атаковал само леты противника. В тяжелую ми­ нуту боя, когда на помощь непри­ ятелю подошла еще одна группа, капитан вдруг лишился своего ве­ домого. Увидев, что на Харламо­ ва насело несколько „Фоккеров", Бурматов устремился на выручку своему учителю. С близкой дис­ танции он атаковал одного немца и стал на защиту своего люби­ мого командира. В этом бою Бурматов сбил девятый самолет противника. ...Эскадрилья Харламова свято хранит славные боевые традиции. Воспитанник и ученик капитана Владимир Бурматов, его боевой напарник, недавно н а з н а ч е н командиром звена. В звене моло­ дые летчики. Вспоминая свой боевой путь от краснофлотца до лейтенанта, от ведомого до коман­ дира звена, Бурматов воспитыва­ ет молодых так, как воспитывали его. Подполковник М. Зайцев. В октябре наше подразделение сэкономило свыше трех тонн горючего. Этого мы достигли благодаря ряду проведенных мероприятий со стороны тех­ нического и летного состава. Прежде всего карбюраторы, ранее отрегулированные на обогащенную смесь, мы отре­ гулировали на нормальную. Этим добились меньшего рас­ ходования горючего на кило­ грамм воздуха. Если на обога­ щенной смеси расход бензина был 240—250 грамм на лоша­ диную силу в час, то теперь снизился до 225—230. В сред­ нем от этого мы получили эко­ номию 25—30 кг. бензина на час работы мотора. Немалую экономию нам дал пересмотр графика пробы и прогрева мотора. Раньше про­ грев мотора мы вели на 800 оборотах, теперь обороты по­ высили до 1000. Раз обороты стали большими, то темпера­ тура воды и масла, необходи­ мая для взлета самолета, ста­ ла расти быстрее, а отсюда расход горючего на прогрев уменьшился. Почему мы стали прогревать моторы именно на 1.000 обо­ ротах? Инструкция по эксплоа- тации мотора разрешает вести прогрев на оборотах от 800 до 1.100. Механику звена тѳхнику- лейтенанту т. Кузнецову было поручено произвести экспери­ мент прогрева мотора на ра з­ личных оборотах в диапазоне, указанном инструкцией. Тов. Кузнецов сразу же стал про­ гревать на 1.100 оборотах. В действие вступила дозирую­ щая система и расход горюче­ го повысился. Не дал долж­ ных результатов и прогрев на 900 оборотах. На 1.000 же обо­ ротах т. Кузнецов сделал три пробы продолжительностью по 7—8 минут каждую. В резуль­ тате расход горючего по срав­ нению с 800 оборотами снизился за эти три пробы на 5-8 кг. 1. Дата работы Мото 2. Время (в минутах) раб^ ’ мотора: а) на земле, б) в Č духе; 3. Получено бензиа- 4. Израсходовано бензрч4’ 5. Роспись техника. '4| Такой учет дает наглядНуй картину расходования ropiJ час w, ГО 32L КЗ.ЖДЫЙ вылет И боты мотора на землѳ. Раньше отстой бензина шими механиками исдодьзі вался на промывку само>- о-тдельных деталей. Теперь 1 этот отстой сливается в а циальную бочку и сдается», склад. А промывка самолета деталей производятся горячей водой. Это мероприятие да^- ЕОЗМОЖНОСТЬ ЭКОНОМИТЬ десг ки килограмм горючего. Сейчас при минусовой теа- пературѳ мы р-азжижаѳм масло Этим достигаем экономии щ- торѳссурса и горючего, т. s прогрев мотора с разжиженный маслом можно производит реже. Не малый процент .сэконом­ ленного горючего приінадлежл и нашим летчикам. Весь лет­ ный состав пересмотрел сей- 48.с рѳжимы полета и осоОбн- но пользование» шагом винта. На самолете младшего лейте­ нанта Шевченко долгое время был перерасход горючего. За­ интересовались мы — почему так. В беседах выяснилось, что во время полета Шевченко не подбирал наивыгоднейший шаг винта для данного режи­ ма и держался в строю засчет д-ачи газа, чем увеличивался расход горючего. Это .раз’яси- ли Шевченко. Теперь, после каждого полета, у него эконо­ мия горючего. Не было раньше строгости а в вопросе пользования скоро­ стями нагнетателя. Вылетит, бывало, летчик в полет над аэродромом и газует, включая После этого было дано указа- | вторую скорость, тогда как ш барраже положено ходить толь­ ко на первой скорости. Фактов таких теперь у нас яѳт. Это дает экономию 25—30 грамм ние всем механикам самолетов довести обороты прогрева до 1 . 000 . Большую роль в экономии горючего играет специально введенный нами строгий учет на лошадиную силу в час. его. В тетради приема и сдачи ; Экономия горючего дог» самолета мы несколько послед- гается еще и тем, что лете них листков отвели под журнал „ тг получения и расхода горюче-1 стараются во 'время полета го. В нем ввели следующие ходить на минимальных оборо- графы: тах винта. Б0Е8АЯ ПОДГОТОВКА В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ 1 . Верховный Главнокоманду­ ющий Маршал Советского Союза товарищ Сталин в своем (при­ казе № 309 от 7 ноября 1943 года, во имя победы н а ­ шей Родины над немецко-фа­ шистскими извергами, вно-вь потребовал от всего рядово­ го и ‘сержантского состава «неустаняо совершенствовать свое боевое мастерство, .стро­ жайше выполнять требования уставов...», а от офицеров и (ге­ нералов — «...совершенствовать управление войсками на поле боя и взаимодействие всех ро­ дов войск,..». Работа над осуществлением этих требований в наших ча­ стях и подразделениях идет уже давно, но сейчас, после доклада и приказа товарища Сталина, она, несомненно, раз вернется с новой силой. На­ копленный уже опыт боевой подготовки в военное время бесспорно принесет значитель­ ную пользу для подготовки в максимально короткий срок эки­ пажей, звеньев, подразделений и частей вместе с их штабами к выполнению предстоящих боевых задач. Великая Отечественная вой­ на дает много примеров, пока­ зывающих, что только благода­ ря отличной выучке войск и предварительной подготовке их в условиях, близких к ожидае­ мым в районе действий, ста­ новится возможным решитель­ ный успех операции. Невиданный в истории войн исход сталинградского сраже­ ния был достигнут благодаря предварительной подготовке наших частей, обученных, с учетом опыта предыдущих боев, преодолению вражеской обороны. Общеизвестны приме­ ры «обкатки» ng-хоты танками с целью выработки у бойцов бесстрашия и умения отражать атаки танков. Широко практи­ куется обучение пехоты на­ ступлению всл'ед за артилле­ рийским огневым валом. Раз­ рушение Чѳрнаводского моста в 1941 году черноморскими летчиками, а также моста через режу Нарва летчиками Красно­ знаменной Балтики в 1913 г. было произведено успешно ма­ лыми средствами только пото­ му, что операциям предшество­ вала тщательная тренировка выделенных экипажей. На нашем театре также не мало примеров подобной орга­ низации -боевой подготовки, следствием чего было успеш­ ное выполнение ряда опера­ ций. Наши штурмовики, торпе­ доносцы и бомбардировщики топят большое количество ко­ раблей противника в Баренце­ вом море лишь благодаря кро­ потливой, повседневной учебе и тренировке. ПОДГОТОВКА УДАРА ПО ВРАЖЕСКОМУ .АЭРОДРОМУ В некоторых частях уже прочно вошла в быт система боевой подготовки, которая обычно предшествует каждой вновь проводимой операции. Сущность этой системы в сле­ дующем: при подготовке к опе­ рации в подразделениях орга­ низуется тренировка экипажей по бомбометанию и торпедомѳ- танию, воздушным стрельбам и воздушному бою. Трениров­ ка строится в зависимости от характера об’екта, подлежаще го уничтожению. Даются сбу словленные этим нормативы по ; стрельбе и бомбометанию. От­ рабатывается групповая сле­ танность и боевое ’ управление по радио в воздухе. Проводятся групповые упражнения. Штаб проводит военную игру, а для сколачивания штаба занятия. В завершение всего, с целью проверки подготовлен­ ности всех подразделений,про­ водится репетиция в полигон­ ных условиях — летно-такти- ческоѳ учение. В некоторых частях практи­ куются доклады и лекции, а если имеется боевой опыт, то проводятся тактические конфе­ ренции. Такая организация боевой' подготовки дает свои резуль­ таты. В части, где т. Михай­ лов, хорошо провели операцию по уничтожению материальной части противника на одном из его аэродромов. В ходе под­ готовки были проведены все перечисленные мероприятия, а незадолго перед выполнением бсмбо-ш-турмового удара по аэродрому противника, на ту же тему прошло летно-такти­ ческое учение, в ходе которого экипажи получили тренировку в фактическом применении авиабомб и других огневых средств в условиях, близких к дейсгвителыны-м. С целью создания условий, в .которых экипажи могли бы, как на генеральной репети­ ции, проверить себя в уме­ нии применить оружие, штаб этой части организовал ми­ шенную обстановку ва однои из -недействующих аэродромов, по конфигурации и возможно­ стям подхода к нему очень близким к об’екту намеченныі действий. На этом аэродро® из летчиков, назначенных « операцию, до учения никто не был. Перед ударом в район ц® выехал командир части. Шр: вый удар наметили яанеся авиабомбами по сяѳциальн; подготовленной цели. Часть сил выделили для подавлен® огневых точек. На повторим заходе производилась штур­ мовка пулеметно-пушечным ог­ нем мишеней, расположен® на окраине аэродрома. Умело построенный ра учения во многом помог пажам, штабу и командир! Были устранены выявленные недостатки, а штаб ч а с т и смог лучше организовать УДаР целом. Большое внимание в сти уделяется отработке W вого управления в воздр. Перед учением, о котором и- речь выше, как и на «ада учении, каждый грушк®011“ лет использовался для три ровки ведущих в отдаче кома - по радио ведомым. Резу-чь* тренировки сказался: Упр^«то ние группой в воздухе о • т в е р д ы м и гибким. Каждый паж, благодаря этому, .. вал уверенно и наносил Р<\ щие удары, St

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz