Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 21 ноября 1043 г., U о» II. Дубинин . Мастерство дает свой результат (Окончание. Начало см. а «а за е.м нинорн). Однажды Харламов получил задание сопровождать ударную группу, которая выходила в мо ре торпедировать корабли. Усло вия полета были трудными—низ кая облачность не позволяла вы делить из состава истребителей ударную груплу. Вся шестерка шла фронтом за торпедоносцами с целью прикрытия их флангов и хвостов. На подходе к цели одна группа „Ме-109“ и „Фокке- Вульф-190“ пыталась атаковать торпедоносцев, а другая оторвать истребителей, связав их боем. Положение прикрывающих, так же, как и прикрываемых, было тяжелое. Но Харламов нашел из него выход: вместе с Бурматовым они завязали бой и стали оттяги вать истребителей противника в сторону, давая возможность вый ти торпедоносцам на цель. Пара, ведомая Поповым, ведя нерав ный бой, все время держалась воз ле торпедоносцев. Bo-время приня тое и умелое решение команди ра группы дало свои результаты: оно сорвало намерение немцев и обеспечило торпедоносцам выполнение задания. В июле и августе Харламов сбил 5 самолетов противника, Бурматов — 3. Наряду с флагманской парой в эскадрильи росли и закалялись пары Попова, Рассадкина и дру гих, росли все новые мастера боя на сопровождении, Воспитанный Харламовым млад ший лейтенант Бурматов был не только хорошим ведомым, но и мог уже сам водить пару в бой. Хар ламов частенько практиковал за мену ролей в бою, чтобы дать своему ведомому навыки веду щего Он видел, что Бурматов уже вполне справится, как веду щий, и Бурматов стал возглавлять пару, начал летать вместе с Гор балевым. Командир эскадрильи часто водил четверку, r которой вторую пару вел бывший его ве домый. Это давало большой зф фект. Бурматов хорошо понимал ве дущего первой пары и действовал з тесном взаимодействии с ней Замечательными победами эта четверка отметила сентябрь. Она часто вылетала на сопровожде ние и почти каждый раз возвра щалась с победой. Характерный бой был проведен ею 20 сентяб ря. Вся группа тогда составляла группу непосредственного при крытия и шла за штурмовиками с некоторым превышением. За 25—30 клм. до цели, справа на перерез, показалось около 15 вра жеских истребителей. „Стодевя- тые“ и „Фок-'е-Вульфы",сблизив шись, стали атаковать штурмови ков. Четверка немедленно кину лась на врага. Имея некоторое преимущество в высоте, Харла мов зашел одному „Мессеру" в хвост и зажег его с первой оче реди. Не отрываясь от штурмо виков, атаковали врага Бурматов и Власов. Фашисты поняли, что всей группой им не достичь ре зультата, рассыпались и попыта лись прорвать кольцо обороны. Однако и это им не удалось, и по одиночке их находил зоркий г л а з североморцев. Противник имел почти двойной перевес, но наши истребители отразили все j 4 самолета атаки фашистов. Было сбито 5 самолетов противника, из них —Бурматовым. Итог сентября вывел капитана Харламова на одно из первых мест среди асов-североморцев. На его счету — 10 сбитых самолетов противника. Немного от него от стал и Бурматов: у него —8 сби тых самолетов, из которых в сен тябре он сбил 5. для истребителя прикрытия—пре выше всего. Это хорошо понимал Харламов и его ведомые. Коман дир эскадрильи всегда первый обнаруживал врага. Он строго взыскивал с тех, кто по своей халатности подпускал на близкую дистанцию фашистов, не замечая их. Однажды он вел свою шестер ку над морем. Торпедоносцы шли на бреющем полете. Видимость не превышала 5 км. На подходе к цели командир заметил приб лижающееся точки. Это были „Мессеры”. Капитан, оставив пару непосредственного прикрытия, с четверкой вырвался вперед и, не дав немцам подойти к торпедонос цам, навязал им бой,. в резуль тате которого противник потерял НАШИ ПУТИ ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО Гвардии старш ий техник-лейтенант М. Куприянов . Командир звена Низкая высота полета истреби телей прикрытия ограничивает их видимость. Враг маскируется мо рем. Он может незаметно подой ти и атаковать. Осмотрительность Гвардии младший лейтенант А. Ревенко. В средине октября вновь раз горелись ожесточенные бои. Эскадрилья обеспечивала актив ные действия торпедоносцев на коммуникациях противника. Т о р п е д о н о с ц ы совместно с пикировщиками и штурмовика ми'’вылетели для нанесения ком бинированного удара по крупно му вражескому конвою. Действия торпедоносцев прикрывала ше стерка истребителей, ведомая Харламовым. У самой цели они встретили несколько патрулирую щих групп яМе-109“, „Ме-110“ и „ФВ-190“. Преодолевая сплошную огневую завесу, торпедоносцы шли на караван. Атаки фашистов смело и мужественно отражали истребители прикрытия. Увлеченный неравной ехваткоіі, Харламов дерзко атаковал само леты противника. В тяжелую ми нуту боя, когда на помощь непри ятелю подошла еще одна группа, капитан вдруг лишился своего ве домого. Увидев, что на Харламо ва насело несколько „Фоккеров", Бурматов устремился на выручку своему учителю. С близкой дис танции он атаковал одного немца и стал на защиту своего люби мого командира. В этом бою Бурматов сбил девятый самолет противника. ...Эскадрилья Харламова свято хранит славные боевые традиции. Воспитанник и ученик капитана Владимир Бурматов, его боевой напарник, недавно н а з н а ч е н командиром звена. В звене моло дые летчики. Вспоминая свой боевой путь от краснофлотца до лейтенанта, от ведомого до коман дира звена, Бурматов воспитыва ет молодых так, как воспитывали его. Подполковник М. Зайцев. В октябре наше подразделение сэкономило свыше трех тонн горючего. Этого мы достигли благодаря ряду проведенных мероприятий со стороны тех нического и летного состава. Прежде всего карбюраторы, ранее отрегулированные на обогащенную смесь, мы отре гулировали на нормальную. Этим добились меньшего рас ходования горючего на кило грамм воздуха. Если на обога щенной смеси расход бензина был 240—250 грамм на лоша диную силу в час, то теперь снизился до 225—230. В сред нем от этого мы получили эко номию 25—30 кг. бензина на час работы мотора. Немалую экономию нам дал пересмотр графика пробы и прогрева мотора. Раньше про грев мотора мы вели на 800 оборотах, теперь обороты по высили до 1000. Раз обороты стали большими, то темпера тура воды и масла, необходи мая для взлета самолета, ста ла расти быстрее, а отсюда расход горючего на прогрев уменьшился. Почему мы стали прогревать моторы именно на 1.000 обо ротах? Инструкция по эксплоа- тации мотора разрешает вести прогрев на оборотах от 800 до 1.100. Механику звена тѳхнику- лейтенанту т. Кузнецову было поручено произвести экспери мент прогрева мотора на ра з личных оборотах в диапазоне, указанном инструкцией. Тов. Кузнецов сразу же стал про гревать на 1.100 оборотах. В действие вступила дозирую щая система и расход горюче го повысился. Не дал долж ных результатов и прогрев на 900 оборотах. На 1.000 же обо ротах т. Кузнецов сделал три пробы продолжительностью по 7—8 минут каждую. В резуль тате расход горючего по срав нению с 800 оборотами снизился за эти три пробы на 5-8 кг. 1. Дата работы Мото 2. Время (в минутах) раб^ ’ мотора: а) на земле, б) в Č духе; 3. Получено бензиа- 4. Израсходовано бензрч4’ 5. Роспись техника. '4| Такой учет дает наглядНуй картину расходования ropiJ час w, ГО 32L КЗ.ЖДЫЙ вылет И боты мотора на землѳ. Раньше отстой бензина шими механиками исдодьзі вался на промывку само>- о-тдельных деталей. Теперь 1 этот отстой сливается в а циальную бочку и сдается», склад. А промывка самолета деталей производятся горячей водой. Это мероприятие да^- ЕОЗМОЖНОСТЬ ЭКОНОМИТЬ десг ки килограмм горючего. Сейчас при минусовой теа- пературѳ мы р-азжижаѳм масло Этим достигаем экономии щ- торѳссурса и горючего, т. s прогрев мотора с разжиженный маслом можно производит реже. Не малый процент .сэконом ленного горючего приінадлежл и нашим летчикам. Весь лет ный состав пересмотрел сей- 48.с рѳжимы полета и осоОбн- но пользование» шагом винта. На самолете младшего лейте нанта Шевченко долгое время был перерасход горючего. За интересовались мы — почему так. В беседах выяснилось, что во время полета Шевченко не подбирал наивыгоднейший шаг винта для данного режи ма и держался в строю засчет д-ачи газа, чем увеличивался расход горючего. Это .раз’яси- ли Шевченко. Теперь, после каждого полета, у него эконо мия горючего. Не было раньше строгости а в вопросе пользования скоро стями нагнетателя. Вылетит, бывало, летчик в полет над аэродромом и газует, включая После этого было дано указа- | вторую скорость, тогда как ш барраже положено ходить толь ко на первой скорости. Фактов таких теперь у нас яѳт. Это дает экономию 25—30 грамм ние всем механикам самолетов довести обороты прогрева до 1 . 000 . Большую роль в экономии горючего играет специально введенный нами строгий учет на лошадиную силу в час. его. В тетради приема и сдачи ; Экономия горючего дог» самолета мы несколько послед- гается еще и тем, что лете них листков отвели под журнал „ тг получения и расхода горюче-1 стараются во 'время полета го. В нем ввели следующие ходить на минимальных оборо- графы: тах винта. Б0Е8АЯ ПОДГОТОВКА В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ 1 . Верховный Главнокоманду ющий Маршал Советского Союза товарищ Сталин в своем (при казе № 309 от 7 ноября 1943 года, во имя победы н а шей Родины над немецко-фа шистскими извергами, вно-вь потребовал от всего рядово го и ‘сержантского состава «неустаняо совершенствовать свое боевое мастерство, .стро жайше выполнять требования уставов...», а от офицеров и (ге нералов — «...совершенствовать управление войсками на поле боя и взаимодействие всех ро дов войск,..». Работа над осуществлением этих требований в наших ча стях и подразделениях идет уже давно, но сейчас, после доклада и приказа товарища Сталина, она, несомненно, раз вернется с новой силой. На копленный уже опыт боевой подготовки в военное время бесспорно принесет значитель ную пользу для подготовки в максимально короткий срок эки пажей, звеньев, подразделений и частей вместе с их штабами к выполнению предстоящих боевых задач. Великая Отечественная вой на дает много примеров, пока зывающих, что только благода ря отличной выучке войск и предварительной подготовке их в условиях, близких к ожидае мым в районе действий, ста новится возможным решитель ный успех операции. Невиданный в истории войн исход сталинградского сраже ния был достигнут благодаря предварительной подготовке наших частей, обученных, с учетом опыта предыдущих боев, преодолению вражеской обороны. Общеизвестны приме ры «обкатки» ng-хоты танками с целью выработки у бойцов бесстрашия и умения отражать атаки танков. Широко практи куется обучение пехоты на ступлению всл'ед за артилле рийским огневым валом. Раз рушение Чѳрнаводского моста в 1941 году черноморскими летчиками, а также моста через режу Нарва летчиками Красно знаменной Балтики в 1913 г. было произведено успешно ма лыми средствами только пото му, что операциям предшество вала тщательная тренировка выделенных экипажей. На нашем театре также не мало примеров подобной орга низации -боевой подготовки, следствием чего было успеш ное выполнение ряда опера ций. Наши штурмовики, торпе доносцы и бомбардировщики топят большое количество ко раблей противника в Баренце вом море лишь благодаря кро потливой, повседневной учебе и тренировке. ПОДГОТОВКА УДАРА ПО ВРАЖЕСКОМУ .АЭРОДРОМУ В некоторых частях уже прочно вошла в быт система боевой подготовки, которая обычно предшествует каждой вновь проводимой операции. Сущность этой системы в сле дующем: при подготовке к опе рации в подразделениях орга низуется тренировка экипажей по бомбометанию и торпедомѳ- танию, воздушным стрельбам и воздушному бою. Трениров ка строится в зависимости от характера об’екта, подлежаще го уничтожению. Даются сбу словленные этим нормативы по ; стрельбе и бомбометанию. От рабатывается групповая сле танность и боевое ’ управление по радио в воздухе. Проводятся групповые упражнения. Штаб проводит военную игру, а для сколачивания штаба занятия. В завершение всего, с целью проверки подготовлен ности всех подразделений,про водится репетиция в полигон ных условиях — летно-такти- ческоѳ учение. В некоторых частях практи куются доклады и лекции, а если имеется боевой опыт, то проводятся тактические конфе ренции. Такая организация боевой' подготовки дает свои резуль таты. В части, где т. Михай лов, хорошо провели операцию по уничтожению материальной части противника на одном из его аэродромов. В ходе под готовки были проведены все перечисленные мероприятия, а незадолго перед выполнением бсмбо-ш-турмового удара по аэродрому противника, на ту же тему прошло летно-такти ческое учение, в ходе которого экипажи получили тренировку в фактическом применении авиабомб и других огневых средств в условиях, близких к дейсгвителыны-м. С целью создания условий, в .которых экипажи могли бы, как на генеральной репети ции, проверить себя в уме нии применить оружие, штаб этой части организовал ми шенную обстановку ва однои из -недействующих аэродромов, по конфигурации и возможно стям подхода к нему очень близким к об’екту намеченныі действий. На этом аэродро® из летчиков, назначенных « операцию, до учения никто не был. Перед ударом в район ц® выехал командир части. Шр: вый удар наметили яанеся авиабомбами по сяѳциальн; подготовленной цели. Часть сил выделили для подавлен® огневых точек. На повторим заходе производилась штур мовка пулеметно-пушечным ог нем мишеней, расположен® на окраине аэродрома. Умело построенный ра учения во многом помог пажам, штабу и командир! Были устранены выявленные недостатки, а штаб ч а с т и смог лучше организовать УДаР целом. Большое внимание в сти уделяется отработке W вого управления в воздр. Перед учением, о котором и- речь выше, как и на «ада учении, каждый грушк®011“ лет использовался для три ровки ведущих в отдаче кома - по радио ведомым. Резу-чь* тренировки сказался: Упр^«то ние группой в воздухе о • т в е р д ы м и гибким. Каждый паж, благодаря этому, .. вал уверенно и наносил Р<\ щие удары, St
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz