Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

- СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 ноября 1943 г., № 35 II. Д убинин . 1Іервая встреча Лейтенант Михаил Харламов, после получения новой матери­ альной части и освоения ее, бил назначен командиром звена и вместе с полком прибыл на Се­ вер. Эскадрилья, в которой был он, заняла ст©£№су, где в начале войны размещались самолеты зна­ менитого сафоновского полка. Сыну ирминского шахтера хоте­ лось воевать по-сафоночски. Хар­ ламов много знал о славных де­ лах сафоновцев.Он интересовался подробностями их боев, изучал са­ фоновскую тактику и приемы удара. Ле ітенант понимал, что бой можно с успехом провести лишь тогда, когда есть надежная за- щ..,з, когда истребители сведены в пары—дружные и обученные; знал, что Сафонов в каждом бою побеждал потому, что у него бы­ ли такие замечательные напарни­ ки, как Семененко, Максимович, Покровский, Обувалоч и Синев. Без железной, крепкой пары не­ чего и рассчитывать на победу. И Харламов искал себе такого на­ парника. В первых воздушных боях, про­ веденных его звеном, он заметил крепкую боевую хватку у младше­ го лейтенанта Сергея Попова. Харламов взял его в свою пару. Вдвоем с Поповым они часто вы­ летали тренироваться. Командир звена считал, что ведущий и ве­ домый должны так озладеть по­ летами парой, '.тобы ведомый без слов и сигнала понимал и чувствовал, чего хочет ведущий, чтобы он действовал так, как действует хороший второй номер у пулемета. Пара Харламова с каждым днем совершенствовала свею выучку, отрабатывая все детали боя. По­ пов в любом положении был у хвоста самолета ведущего. Про­ веденный ими первый воздушный бой оправдал их старания. Ко­ мандир под прикрытием Попова дрался с вдвое превышающим ко­ личеством вражеских истребите­ лей, но, имея надежную защиту, он смело шел на врага и сбил одного „стодевятого“. Но недолго пришлось Харламо­ ву летать в паре с Поповым. Командование назначило послед­ него командиром звена, а Харла­ мову вверили эскадрилью. Уход Попова означал разрыв пары Харламова. Надо было вновь под­ бирать напарника, вновь его учить. это в р о й в эскадрилью при­ был сержант Бурматов. командир приметил в нем черточки, к о т о ­ рые давали повод взять pro к •ебе в пзру. Долгое время он об этом ни слова не говорил Бурма- тову, но однажды после боя Хар­ ламов высказал свое желание. Сержант с охотой согласился и пара начала свою боевую учебу. Обстановка заставляла вылетать им обоим в бой, не отработав некоторых элементов до него И в бою пара продолжала свою уче­ бу. С первой встречи Харламов и Бурматов крепко.подружились, а жажда боя и мести сроднила двух истребителей. На приеме у майора Бои, которые приходится вести истребителям сопровождения, — сложные и трудные бои, рассчи­ танные, главным образом, на от­ ражение нападающего врага. Как лучше организовать н провести воздушное сражение, когда вни­ мание летчика сосредоточено в основном на прикрываемых само­ летах? Как победить врага, бу ­ дучи связанным в маневре? Эти вопросы стали перед Харламовым. Его эскадрилья была выделена на обеспечение прикрытия наших ударных групп торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмови­ ков. Харламов понимал, что ста­ рыми приемами и методами боя здесь действовать нельзя. Нужно было найти новое, выработать свою тактику. Старший тѳхник-лѳйтенант тов. Алексеев. Майор С. Мурычев. РАСЧЕТ БОМБАРДИРОВОЧНОМ ОПЕРАЦИИ Заметки по эксплоатации. самолетов и моторов Самолет „Белл Аэрокобра" В процессе эксплоатации са­ молета «Белл Аэрокобра» встре­ чается нередко дефект—тряска. По своему характеру, тряску можно подразделить на дв-ека­ тегории: а) тряска самолета, б) тряска мотора. Тряска самолета вызывается причинами, зависящими от а г ­ регатов и оборудования, отно­ сящихся к «амолету: непра­ вильный подбор воздушного винта, ослабление и срыв от­ дельных шпилек крепления ре­ дуктора и люфта подшипника вала винта. Тряска мотора вызывается причинами, зависящими от оборудования и агрегатов, об­ служивающих работу мотора. Основным}! так называемыми «виновниками» ее являются: зажигание мотора, газораспре­ деление и карбюрация. Разберем подробно каждую из этих причин. Что значит не­ правильный подбор воздушного винта? Винт может иметь на­ рушение весовой симметрии лопастей от попадания масла в пустотелую часть его лопа­ стей, от неравномерного рас­ пределения масла, залитого во втулку винта для смазки рабо­ чих частей, от неправильного монтажа диска и обтекателя (кока) или, наконец, от непра­ вильной посадки втулки винта на задний конус вала редук­ тора. При глубоком изучении при­ чин тряски выявляется необ­ ходимость: а) на консолях лопастей вин ­ та просверлить отверстие в 1—1,5 мм. для того, чтобы при попадании масла в лопасть оно выходило через эти сверления; б) во втулку винта для смаз­ ки рабочих частей заливать масло полностью, под некото­ рым давлением, с тем, чтобы око равномерно распределялось по гнездам комлевых частей лопасти винта; в) перед постановкой жикта обязательно проверять его на балансировочном станке (экви- либраторе), причем проверку производить только после пол­ ного монтажа (с диском, ко­ ком, обтекателем и электромо­ тором); г) не допускать перестановку вицтов с одного самолета на другой. Поучительный случай прои- Для Харламова стало очевид­ ным, что роль пары в боях на сопровожденчи еще ответствен­ ней, что бои в море, далеко от своих баз не могут быть выиг­ раны без крепких, спаянных, хо­ рошо обученных пар. Старый, опытный и требитель, командир полка майор Панин ежедневно посещал эскадрилью Харламова. Он лично подбирал состазы пар, тренировал ведомых, делился своим богатым опытом. — Главное в таком бою -уметь хорошо маневрировать по гори­ зонтали. Бон на сопровождении, как правило, проходят на низких высотах, на виражах. Поэтому летчику, особенно группы непо­ средственного прикрытия, необ­ ходимо хорошо владеть бреющим полетом, уметь маневрировать в ограниченном радиусе. Летчики со вниманием слушали своего любимого командира. В этом году шестерка, ве­ домая майором Паниным, впервые вылетела на сопровождение груп­ пы торпедоносцев. Летчикам пред­ стояло пройти большой путь в открытое море. Панин шел с По­ повым,Харламов сБурматовым. Не­ далеко от цели они заметили иду­ щих навстречу 18 неприятельских истребителей. Немцы набросились на торпедоносцев. Истребители Панина вступили в тяжелый, не­ равный бой. Отбивая атаки нем­ цев, они спасли торпедоносцев и дали им возможность атаковать транспорты. Североморцы измо­ тали „сгодевятьіх* и „Фокке-Вуль- фов“. Панин по радио отдал рас­ поряжение—паре Харламова вый­ ти вверх и оттуда наносить уда­ ры по немцам. Взаимодействуя попарно, шестерка еще сильнее изматывала врага, н была непри­ ступной. Вскоре от очередей Харламова и Бурматова свали­ лись в воду один за другим два немецких самолета. После посадки майор вызвал к себе Харламова и Бурматова. Они втроем подробно разбирали этот бон. Майор высоко оценил действия пары Харламова, но указал и на некоторые недостатки. — Никогда не увлекайтесь ата­ ками. Атаковать врага надо толь­ ко тогда, когда видишь, что свои все защищены и атака твоя бу ­ дет наверняка успешной. В се­ годняшнем бою был тот недос­ таток, что ваша пара иногда от­ рывалась. Хорошо, что эту ошиб­ ку не сумел использовать враг, а то мы могли бы тяжело попла­ титься за нее. (иканчание в следующем номере). зошел на одном из машин. По­ сле полета летчик доложил, что в воздухе самолет трясет. Заменив и испытав до шести воздушных винтов, проделав множество работ, от которых могла завнсить тряска, так и не смогли добиться положи­ тельных результатов. Проверка ка балансировочном станке по­ казала, что две лопасти винта тяжелее третьей. Выяснилось, что в пустотелости этих лопа­ стей было в одной до 200 грамм масла, в другой 150 і грамм. После удаления масла и отбалансировкн, винт был I установлен на самолет и при I испытании показал отличные I результаты. Люфт в подшипнике вала I винта также влияет на равно­ мерную работу самолета. На одной из машин он вышел из предела всех норм. На машине ! в полете наблюдалась тряска на всех режимах. Ясно, что в этом случае нарушается прямоли­ нейность тяги винта относи­ тельно оси самолета. Это и вы ­ зывает биение вала винта. Та­ кой редуктор к эксплоатации не пригоден и подлежит за- і мене. і Пда неправильной установке ' опережения зажигания (ранне­ го или позднего) мотор трясет также как и при малом или большом зазоре в прерывате­ ле. Явление обгорания контак­ тов в прерывателе сопровож­ дается дымлением мотора, от- Успех боевой операции, осо­ бенно оомоардировочнои, преж­ де всего зависит от того, как тщательно и умело она подго­ товлена. Важнейшим же вопро­ сом подготовки операции ' яв ­ ляется ее расчет, т. е. точная разработка всех элементов по­ лета, начиная от выруливания на старт и кончая посадкой. Всей подготовкой операции, а также и ее расчетом зани­ мается штаб части. Следова­ тельно, успешные действия частей, хорошее проведение ими операции целиком и пол­ ностью оудет зависеть от чет­ кой и организованной работы штаба, от того, как правильно понимает он стоящие перед ним задачи и как умело он умеет эти задачи решать. Рассчитывая бомбардировоч­ ную операцию, следует прежде всего сократить путь самоле­ тов от места входа в сферу на­ блюдения вражеских постов ВНОС до цели. Путь этот следует сокращать как по про­ тяжению, так и по времени, то есть проходя его по крат­ чайшему расстоянию с воз­ можно наибольшей скоростью. Можно считать, что пост на­ блюдения обнаружит группу самолетов, идущую на высоте 2 —3 тысяч метров, на рас ■ стоянии 10—12 километров, а будучи снабжен акустическими приоорами — на 25—30 кило­ метров. Это значит, что до момента открытия эффективно­ го огня противовоздушной обороны, противник будет иметь 4—5 мин. времени для приведения в готовность зе­ нитной артиллерии и всех рас­ четных данных стрельбы. Продолжительность пребывания самолетов в зоне огня зенит­ ной артиллерии зависит от взаимного расположения их пути и места расположения зенитных батарей. Во всех случаях путь этот должен быть прямым, так как при нем са­ молеты будут находиться на­ именьшее время в зоне огня зенитной артиллерии. Указав экипажам на это по­ ложение, очень важно учесть боевой порядок труппы. Про­ ходя через зону зенитной артиллерии противника, летчи­ ки должны предпринимать противозенитный маневр, итти строем несколько растянутым. Однако по выходе из аоны по рядок остаться таким не мо­ жет, так как самолеты могут быть атакованы вражескими истребителями .Расчет опера­ ции должен учитывать пере- страивание самолетов по выхо- казом свечей и тряской. Наиболее ра спространенными причинами неравномерной ра­ боты мотора в системе зажи­ гания, являются дефекты кол­ лектора, особенно правого, об­ служивающего внешние свечи. К ним относятся утечка тока высокого напряжения на экра­ нировку вследствие прогара резиновой изоляции наконеч­ ников проводников к свечам; замасливание контактных пру- ліин от’емных наконечников и разрушение эбонитовой изоля ции; прогар проводника тока высокого напряжения от маг­ нето к колодке распределителя и утечка тока на маіссу мото­ ра; попадание значительного количества влаги на систему проводки; пробивание и прогар эбонитовой изоляции корпуса ротора (бегунка) распредели­ теля; утечка тока высокого на­ пряжения через лопнувшие ко­ лодки распределителя (трещи­ ны в колодках появляются в результате резких изменений температур и -идут от контак­ тов колодки к угольку распре­ делителя); полное сгорание уголька и, как следствие это­ го, прогар проводника высо­ кого напряжения; неправильная установка рабочего контакта бегунка относительно момента размыкания прерывателя маг­ нето. В эксплоатации выяснились также и причины отказа све­ чей: свечи освинцовывались яе из зоны зенитной артилле. рии. Строй самолетов на атом пути должен соответствовать ; строю, при котором экипажи имеют наилучшее огнезоз взаимодействие, то-есть бьггь плотным. При расчете операции очень важным фактором является правильная оценка среде® противовоздушной ооороны противника, ее организации и насыщенности. Только учтя это можно правильно строить бое­ вые порядки группы и пра- вильно выбрать ее маршрут, Пример образцово проведен­ ной операции представлаад собой бомбардировочный удар группы пикировщиков под командованием капитана ик- шина, произведенный ны- нешним летом, і руппа Якшина получила задание наиеети бомбовой удар с пикирования по- судам противника в его б а з а Операция была заблаго­ временно разработана и pat. считана штабом. Уяснив ее, бомбардировщики поднялись а воздух. Удачное использование мно- гослойной облачности, пра- -: вильные боевые порядки н строгое выполнение заранее рассчитанного маршрута дала возмолшость экипажам внезал- но появиться над целью. Про- тивник почти не смог исіюль- il зовать 'своих средств обороны. Его зенитная артиллерия бы­ ла застигнута врасплох и от- : крыла лишь запоздалый рас- : сеянный огонь, а истребители ;.: не смогли обнаружить нашей группы. В результате дикиров-и щики, потопив транспорт вод»-.: измещением ів 10 тысяч тонн,:, благополучно возвратились нч з с свои базы. Н Ж Перед штабами и командира# ми всех степеней Верховный1; Главнокомандующий Маршал" Советского . Союза товарищ Сталии поставил задачу «со- вершенствовать управление f войсками на поле боя и ®заи-* модѳйствие всех родов войск, ^ прочно закреплять успехи на­ ступления, стремительно пре­ следовать войска противника, быстрее подтягивать .тылы, смелее использовать резервы:> для новых ударов». Тщатель- ная и умелая подготовка произ водимых нами операций, гра-: мотный их расчет — дадут® нам возможность выполнять рв эти указания вождя и нано- сить еще более сильные уда- ры по врагу. ;йч§ - вследствие избыточного коли- ; чества в горючем отложения этиловой жидкости, разруша- лась внутренняя изоляция све-.. чей, выгорали контакты, свечи перегревались при длительном ■форсировании мотора. Тряска мотора также проис­ ходит по причине неисправно-.; сти карбюратора. На о дном са­ молото в воздухе затрясло мо­ тор потому, что гайки шпилй^ соединения главного регулятор ра с камерой дифузоров отошлг и происходил подсос воздух Ввиду этого горючее доступа- « ло неравномерно. После под- тяжки гаек мотор стал рабо-у тать -нормально. Интересный сі, случай был еще на двух само-..я летах. До высоты трех тысяі метров моторы работали нор- мально; с увеличением высотыs наблюдалась -тряска. После по- лета было установлено: на од- ной машине выпала игла паро- -: отделителя и поплавок карою- ратора упал на бензофильтр, на другой машине незначв- ^ тельно отошел высотный Р®'- лятор и образовался п»Дс ѣ воздуха. ;Д В Все вышеперечисленные н? исправности не страшны , еел» их отлично знать, овоеврс,-т '" |5$ но вскрывать и на месте устра. нять. С т а р ш и й те хн и к-л е й те н а н т В . ЩЕДРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz