Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
- СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 ноября 1943 г., № 35 II. Д убинин . 1Іервая встреча Лейтенант Михаил Харламов, после получения новой матери альной части и освоения ее, бил назначен командиром звена и вместе с полком прибыл на Се вер. Эскадрилья, в которой был он, заняла ст©£№су, где в начале войны размещались самолеты зна менитого сафоновского полка. Сыну ирминского шахтера хоте лось воевать по-сафоночски. Хар ламов много знал о славных де лах сафоновцев.Он интересовался подробностями их боев, изучал са фоновскую тактику и приемы удара. Ле ітенант понимал, что бой можно с успехом провести лишь тогда, когда есть надежная за- щ..,з, когда истребители сведены в пары—дружные и обученные; знал, что Сафонов в каждом бою побеждал потому, что у него бы ли такие замечательные напарни ки, как Семененко, Максимович, Покровский, Обувалоч и Синев. Без железной, крепкой пары не чего и рассчитывать на победу. И Харламов искал себе такого на парника. В первых воздушных боях, про веденных его звеном, он заметил крепкую боевую хватку у младше го лейтенанта Сергея Попова. Харламов взял его в свою пару. Вдвоем с Поповым они часто вы летали тренироваться. Командир звена считал, что ведущий и ве домый должны так озладеть по летами парой, '.тобы ведомый без слов и сигнала понимал и чувствовал, чего хочет ведущий, чтобы он действовал так, как действует хороший второй номер у пулемета. Пара Харламова с каждым днем совершенствовала свею выучку, отрабатывая все детали боя. По пов в любом положении был у хвоста самолета ведущего. Про веденный ими первый воздушный бой оправдал их старания. Ко мандир под прикрытием Попова дрался с вдвое превышающим ко личеством вражеских истребите лей, но, имея надежную защиту, он смело шел на врага и сбил одного „стодевятого“. Но недолго пришлось Харламо ву летать в паре с Поповым. Командование назначило послед него командиром звена, а Харла мову вверили эскадрилью. Уход Попова означал разрыв пары Харламова. Надо было вновь под бирать напарника, вновь его учить. это в р о й в эскадрилью при был сержант Бурматов. командир приметил в нем черточки, к о т о рые давали повод взять pro к •ебе в пзру. Долгое время он об этом ни слова не говорил Бурма- тову, но однажды после боя Хар ламов высказал свое желание. Сержант с охотой согласился и пара начала свою боевую учебу. Обстановка заставляла вылетать им обоим в бой, не отработав некоторых элементов до него И в бою пара продолжала свою уче бу. С первой встречи Харламов и Бурматов крепко.подружились, а жажда боя и мести сроднила двух истребителей. На приеме у майора Бои, которые приходится вести истребителям сопровождения, — сложные и трудные бои, рассчи танные, главным образом, на от ражение нападающего врага. Как лучше организовать н провести воздушное сражение, когда вни мание летчика сосредоточено в основном на прикрываемых само летах? Как победить врага, бу дучи связанным в маневре? Эти вопросы стали перед Харламовым. Его эскадрилья была выделена на обеспечение прикрытия наших ударных групп торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмови ков. Харламов понимал, что ста рыми приемами и методами боя здесь действовать нельзя. Нужно было найти новое, выработать свою тактику. Старший тѳхник-лѳйтенант тов. Алексеев. Майор С. Мурычев. РАСЧЕТ БОМБАРДИРОВОЧНОМ ОПЕРАЦИИ Заметки по эксплоатации. самолетов и моторов Самолет „Белл Аэрокобра" В процессе эксплоатации са молета «Белл Аэрокобра» встре чается нередко дефект—тряска. По своему характеру, тряску можно подразделить на дв-ека тегории: а) тряска самолета, б) тряска мотора. Тряска самолета вызывается причинами, зависящими от а г регатов и оборудования, отно сящихся к «амолету: непра вильный подбор воздушного винта, ослабление и срыв от дельных шпилек крепления ре дуктора и люфта подшипника вала винта. Тряска мотора вызывается причинами, зависящими от оборудования и агрегатов, об служивающих работу мотора. Основным}! так называемыми «виновниками» ее являются: зажигание мотора, газораспре деление и карбюрация. Разберем подробно каждую из этих причин. Что значит не правильный подбор воздушного винта? Винт может иметь на рушение весовой симметрии лопастей от попадания масла в пустотелую часть его лопа стей, от неравномерного рас пределения масла, залитого во втулку винта для смазки рабо чих частей, от неправильного монтажа диска и обтекателя (кока) или, наконец, от непра вильной посадки втулки винта на задний конус вала редук тора. При глубоком изучении при чин тряски выявляется необ ходимость: а) на консолях лопастей вин та просверлить отверстие в 1—1,5 мм. для того, чтобы при попадании масла в лопасть оно выходило через эти сверления; б) во втулку винта для смаз ки рабочих частей заливать масло полностью, под некото рым давлением, с тем, чтобы око равномерно распределялось по гнездам комлевых частей лопасти винта; в) перед постановкой жикта обязательно проверять его на балансировочном станке (экви- либраторе), причем проверку производить только после пол ного монтажа (с диском, ко ком, обтекателем и электромо тором); г) не допускать перестановку вицтов с одного самолета на другой. Поучительный случай прои- Для Харламова стало очевид ным, что роль пары в боях на сопровожденчи еще ответствен ней, что бои в море, далеко от своих баз не могут быть выиг раны без крепких, спаянных, хо рошо обученных пар. Старый, опытный и требитель, командир полка майор Панин ежедневно посещал эскадрилью Харламова. Он лично подбирал состазы пар, тренировал ведомых, делился своим богатым опытом. — Главное в таком бою -уметь хорошо маневрировать по гори зонтали. Бон на сопровождении, как правило, проходят на низких высотах, на виражах. Поэтому летчику, особенно группы непо средственного прикрытия, необ ходимо хорошо владеть бреющим полетом, уметь маневрировать в ограниченном радиусе. Летчики со вниманием слушали своего любимого командира. В этом году шестерка, ве домая майором Паниным, впервые вылетела на сопровождение груп пы торпедоносцев. Летчикам пред стояло пройти большой путь в открытое море. Панин шел с По повым,Харламов сБурматовым. Не далеко от цели они заметили иду щих навстречу 18 неприятельских истребителей. Немцы набросились на торпедоносцев. Истребители Панина вступили в тяжелый, не равный бой. Отбивая атаки нем цев, они спасли торпедоносцев и дали им возможность атаковать транспорты. Североморцы измо тали „сгодевятьіх* и „Фокке-Вуль- фов“. Панин по радио отдал рас поряжение—паре Харламова вый ти вверх и оттуда наносить уда ры по немцам. Взаимодействуя попарно, шестерка еще сильнее изматывала врага, н была непри ступной. Вскоре от очередей Харламова и Бурматова свали лись в воду один за другим два немецких самолета. После посадки майор вызвал к себе Харламова и Бурматова. Они втроем подробно разбирали этот бон. Майор высоко оценил действия пары Харламова, но указал и на некоторые недостатки. — Никогда не увлекайтесь ата ками. Атаковать врага надо толь ко тогда, когда видишь, что свои все защищены и атака твоя бу дет наверняка успешной. В се годняшнем бою был тот недос таток, что ваша пара иногда от рывалась. Хорошо, что эту ошиб ку не сумел использовать враг, а то мы могли бы тяжело попла титься за нее. (иканчание в следующем номере). зошел на одном из машин. По сле полета летчик доложил, что в воздухе самолет трясет. Заменив и испытав до шести воздушных винтов, проделав множество работ, от которых могла завнсить тряска, так и не смогли добиться положи тельных результатов. Проверка ка балансировочном станке по казала, что две лопасти винта тяжелее третьей. Выяснилось, что в пустотелости этих лопа стей было в одной до 200 грамм масла, в другой 150 і грамм. После удаления масла и отбалансировкн, винт был I установлен на самолет и при I испытании показал отличные I результаты. Люфт в подшипнике вала I винта также влияет на равно мерную работу самолета. На одной из машин он вышел из предела всех норм. На машине ! в полете наблюдалась тряска на всех режимах. Ясно, что в этом случае нарушается прямоли нейность тяги винта относи тельно оси самолета. Это и вы зывает биение вала винта. Та кой редуктор к эксплоатации не пригоден и подлежит за- і мене. і Пда неправильной установке ' опережения зажигания (ранне го или позднего) мотор трясет также как и при малом или большом зазоре в прерывате ле. Явление обгорания контак тов в прерывателе сопровож дается дымлением мотора, от- Успех боевой операции, осо бенно оомоардировочнои, преж де всего зависит от того, как тщательно и умело она подго товлена. Важнейшим же вопро сом подготовки операции ' яв ляется ее расчет, т. е. точная разработка всех элементов по лета, начиная от выруливания на старт и кончая посадкой. Всей подготовкой операции, а также и ее расчетом зани мается штаб части. Следова тельно, успешные действия частей, хорошее проведение ими операции целиком и пол ностью оудет зависеть от чет кой и организованной работы штаба, от того, как правильно понимает он стоящие перед ним задачи и как умело он умеет эти задачи решать. Рассчитывая бомбардировоч ную операцию, следует прежде всего сократить путь самоле тов от места входа в сферу на блюдения вражеских постов ВНОС до цели. Путь этот следует сокращать как по про тяжению, так и по времени, то есть проходя его по крат чайшему расстоянию с воз можно наибольшей скоростью. Можно считать, что пост на блюдения обнаружит группу самолетов, идущую на высоте 2 —3 тысяч метров, на рас ■ стоянии 10—12 километров, а будучи снабжен акустическими приоорами — на 25—30 кило метров. Это значит, что до момента открытия эффективно го огня противовоздушной обороны, противник будет иметь 4—5 мин. времени для приведения в готовность зе нитной артиллерии и всех рас четных данных стрельбы. Продолжительность пребывания самолетов в зоне огня зенит ной артиллерии зависит от взаимного расположения их пути и места расположения зенитных батарей. Во всех случаях путь этот должен быть прямым, так как при нем са молеты будут находиться на именьшее время в зоне огня зенитной артиллерии. Указав экипажам на это по ложение, очень важно учесть боевой порядок труппы. Про ходя через зону зенитной артиллерии противника, летчи ки должны предпринимать противозенитный маневр, итти строем несколько растянутым. Однако по выходе из аоны по рядок остаться таким не мо жет, так как самолеты могут быть атакованы вражескими истребителями .Расчет опера ции должен учитывать пере- страивание самолетов по выхо- казом свечей и тряской. Наиболее ра спространенными причинами неравномерной ра боты мотора в системе зажи гания, являются дефекты кол лектора, особенно правого, об служивающего внешние свечи. К ним относятся утечка тока высокого напряжения на экра нировку вследствие прогара резиновой изоляции наконеч ников проводников к свечам; замасливание контактных пру- ліин от’емных наконечников и разрушение эбонитовой изоля ции; прогар проводника тока высокого напряжения от маг нето к колодке распределителя и утечка тока на маіссу мото ра; попадание значительного количества влаги на систему проводки; пробивание и прогар эбонитовой изоляции корпуса ротора (бегунка) распредели теля; утечка тока высокого на пряжения через лопнувшие ко лодки распределителя (трещи ны в колодках появляются в результате резких изменений температур и -идут от контак тов колодки к угольку распре делителя); полное сгорание уголька и, как следствие это го, прогар проводника высо кого напряжения; неправильная установка рабочего контакта бегунка относительно момента размыкания прерывателя маг нето. В эксплоатации выяснились также и причины отказа све чей: свечи освинцовывались яе из зоны зенитной артилле. рии. Строй самолетов на атом пути должен соответствовать ; строю, при котором экипажи имеют наилучшее огнезоз взаимодействие, то-есть бьггь плотным. При расчете операции очень важным фактором является правильная оценка среде® противовоздушной ооороны противника, ее организации и насыщенности. Только учтя это можно правильно строить бое вые порядки группы и пра- вильно выбрать ее маршрут, Пример образцово проведен ной операции представлаад собой бомбардировочный удар группы пикировщиков под командованием капитана ик- шина, произведенный ны- нешним летом, і руппа Якшина получила задание наиеети бомбовой удар с пикирования по- судам противника в его б а з а Операция была заблаго временно разработана и pat. считана штабом. Уяснив ее, бомбардировщики поднялись а воздух. Удачное использование мно- гослойной облачности, пра- -: вильные боевые порядки н строгое выполнение заранее рассчитанного маршрута дала возмолшость экипажам внезал- но появиться над целью. Про- тивник почти не смог исіюль- il зовать 'своих средств обороны. Его зенитная артиллерия бы ла застигнута врасплох и от- : крыла лишь запоздалый рас- : сеянный огонь, а истребители ;.: не смогли обнаружить нашей группы. В результате дикиров-и щики, потопив транспорт вод»-.: измещением ів 10 тысяч тонн,:, благополучно возвратились нч з с свои базы. Н Ж Перед штабами и командира# ми всех степеней Верховный1; Главнокомандующий Маршал" Советского . Союза товарищ Сталии поставил задачу «со- вершенствовать управление f войсками на поле боя и ®заи-* модѳйствие всех родов войск, ^ прочно закреплять успехи на ступления, стремительно пре следовать войска противника, быстрее подтягивать .тылы, смелее использовать резервы:> для новых ударов». Тщатель- ная и умелая подготовка произ водимых нами операций, гра-: мотный их расчет — дадут® нам возможность выполнять рв эти указания вождя и нано- сить еще более сильные уда- ры по врагу. ;йч§ - вследствие избыточного коли- ; чества в горючем отложения этиловой жидкости, разруша- лась внутренняя изоляция све-.. чей, выгорали контакты, свечи перегревались при длительном ■форсировании мотора. Тряска мотора также проис ходит по причине неисправно-.; сти карбюратора. На о дном са молото в воздухе затрясло мо тор потому, что гайки шпилй^ соединения главного регулятор ра с камерой дифузоров отошлг и происходил подсос воздух Ввиду этого горючее доступа- « ло неравномерно. После под- тяжки гаек мотор стал рабо-у тать -нормально. Интересный сі, случай был еще на двух само-..я летах. До высоты трех тысяі метров моторы работали нор- мально; с увеличением высотыs наблюдалась -тряска. После по- лета было установлено: на од- ной машине выпала игла паро- -: отделителя и поплавок карою- ратора упал на бензофильтр, на другой машине незначв- ^ тельно отошел высотный Р®'- лятор и образовался п»Дс ѣ воздуха. ;Д В Все вышеперечисленные н? исправности не страшны , еел» их отлично знать, овоеврс,-т '" |5$ но вскрывать и на месте устра. нять. С т а р ш и й те хн и к-л е й те н а н т В . ЩЕДРИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz