Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

севером о рский л ет чик 18 ноября 1013 г., № 33. ГЕРОИ СЕВЕРОМОРСКОЙ АВИАЦИИ Капитан Иван Яковлевич Гарбуз 1. Звено балтийцев В 'середине сентября 1941 года на нашем участке фрон­ та происходили ожесточенные бои с 'немецкими дивизиями, рвавшимися ж Мурманску. Бои шли .на (земле и в воздухе. Противник обладал несравнен­ но большим числом самолетов, и для того, чтобы свести на нет это его преимущество, лет­ чики-североморцы совершали в день по 5 - 7 боевых вылетов, парализуя действия фашист­ ских бомбардировщиков и в свою очередь нанося бомбовые и штурмовые удары по боевым порядкам наступающего врага. Каждый самолет в этих усло­ виях приобретал для нашего командования многократную ценность, и когда в сентябре на один из заполярных аэро­ дромов прибыло звено самоле­ тов ДБ-Зф из Краснознаменно­ го Балтийского флота, балтий­ цы тотчас же, без отдыха, вы­ летели на ноле боя. В первом же боевом вылете экипажи Г-арбуза уничтожили бомбами фашистскую батарею, обстреливавшую наши назем­ ные войска. Этот -вылет, явив­ шийся боевым крещением зве­ на Гарбуза на. Севере, .произо­ шел 15 сентября, в «большой день» 'североморской авиации, когда капитан Сафонов во гла­ ве пятерки истребителей -спер­ ва одержал блистательную победу над 40 немецкими само летами, а несколькими часами позже, возглавляя семерку ист­ ребителей, разгромил немец­ кую авиационную армаду в со­ ставе 52 «Юнкерсов» и «Мес- сершмиттов». Именно 15 сентября 1941 го­ да Иван Яковлевич Гаірбуз стал однополчанином и боевым соратником Бориса 'Феоктисто­ вича Сафонова. 2. Бомба и торпеда „Я учился боевом у и ск у с ств у у п р о с л а в л е н ­ ного героя-северомэрца Бориса С аф о н ова и м а с ­ тера тор п едны х ударов Ивана Гарбуза. П одраж ай им, и ты п обе диш ь врага. Нам н уж н о д о б и ть с я того, чтобы противник трепетал перед нами, бе­ жал от нас". Эти слова п р и н ад л еж а т Герою Советского С о ­ юза капитану В. Киселеву. Они были произнесе­ ны на партийном собрании, на котором В. К и се ­ лев, один из авторитетнейших офи ц е ров с е в е р о ­ морской торпедоносной ави аци и , обобщ ал опы т своей боевой работы. Имя Сафонова я в л я е тся д л я л е т ч и ко в в с е х со ветски х мзрей син он им а м воинской отваги и доблести, беззаветного с л уж е н и я Ро ди н е и н е ­ примиримой н е на ви сти к врагу. Р я д о м с б л а го ­ р о д ным образом рыцаря заполярного н еба д в а ж ­ д ы Героя Советского Союза Б ориса Ф е о к т и с т о ­ вича Сафон ова в л етоп и сях ави ац и он н ой войны н а д Б а р е н ц е в ы м морем в с та е т _и__образ д ругого воина к ры л ато й с т а л и н с к о й гв а р д и и — п е р во го т ор п едон осца С е ве ра к а п и т а н а И в а н а Я к о в л е в и ч а Гарбуза. Т орп еда — с а м ы й м о л о д о й в и д а в и а ц и о н н о го оружия, п р ош е дш и й р а з в е р н у т у ю б о е в ую п р о в е р ­ ку в дн и ве л и к о й О те ч е ст в е н н о й в о й ны . „ Д о н ы ­ нешн е й вой ны у нас не было, н априм ер, б ое вого о пы та по п р и м ен е н ию т о р п е д о н о с ц е в п роти в в р а ­ ж е с к и х к о р а б л е й 1', — п иш е т з и ц е - а д м и р а л А. Г о ­ ловко, говоря о п о д в и г а х Б аш т ы р к о в а , Г а в р и л о в а , Ки селева, Покало, Б а л аш о в а и д р уги х п р о с л а в л е н ­ ны х с е в е р о м о р с к и х то р п е д о н о с ц е в . — „ Ч у в с т в о нового п омогло им в ы р а б о т а т ь с в ою с о б с т в е н ­ ную та кти ку, — п о д ч е р к и в а е т к о м а н д у ю щ и й С е ­ в е р н ы м фл о то м , — и у сп е х бы л о б е с п е ч е н " . Иван Я к о в л е в и ч Г а р б у з бы л р о д о н а ч а л ь н и к о м сл а вн о й п л е я д ы героев, к о то ры е с т а л и грозой ф а ш и с т с к и х к о н в о е в и к о то ры е п р е в р а щ а ю т Б а ­ ренцево море в м о ги л у д л я н е м е ц к и х кораблей. Звено Гарбуза -прибыло „на Север из балтийского минно-1 торпедного полка. В ту по-ру Северный флот еще не имел торпедоносной авиации, и на старшего лейтенанта Гарбуза возлагалась ответственная за­ дача — первому в Заполярьи применить новый вид авиа­ ционного оружия — торпеду. Иван Яковлевич Гарбуз с са­ мого начала своей самостоя­ тельной летной жизни посвя­ тил себя работе в минно-тор­ педной авиации. Долгие годы он совершенствует свое ма­ стерство на учебных полиго­ нах Черноморья и Балтики, но до Севера случая применить торпеду -против врага -ему не представлялось. Даже во вре­ мя войны с белофиніна-ми усло­ вия зимы и балтийского мор­ ского театра не позволяли ис­ пользовать торпедоносцев по их прямому назначению. Гар­ буз воевал, как бомбардиров­ щик, и как бомбардировщик был награжден орденом Крас­ ной Звезды. На Севере деятельность Гар­ буза начинается опять-таки с бомбардировочных налетов, но, едва предоставляется возмож­ ность, он готовит 'свое звено и к торпедным ударам. 18 января 1942 года полк, в рядах которого воюют Сафонов и Гарбуз, преобразовывается в Гвардейский. Первые торпедо­ носцы -Севера — Гарбуз и его товарищи — становятся гвар­ дейцами в одном строю е лет- чиками-сафоновцами. В тот же знаменательный день, 18 янва­ ря, гарбузовцы наносят торпед­ ный удар по базе -противника, открывая им счет побед севе­ роморской торпедоносной авиа­ ции и гвардейского полка, ко­ торому впоследствии -присвое­ но имя дважды Героя Совет­ ского Союза Сафонова. 3. Торпедоносцы выходят в море Эпизодические торпедные удары по морским базам про­ тивника не удовлетворяют Гар­ буза, Он лопрѳжнему мечтает о дерзких торпедных атаках на морских коммуникациях. Мечта его осуществляется не­ сколько -позже, ко-лда в полку организуется новая -ми-нно-тор- педная эскадрилья и создают­ ся -более широкие -возможное;и для атак торпедоносцев в про­ сторах Баренцова моря. Однако, первые вылеты >с торпедами на коммуникации противника успехом не увен­ чиваются. Между тем эскад­ рилья добивается значитель­ ных результатов в своей бом­ бардировочной и разведыва­ тельной работе. Гарбуз и Ба­ лашов топят бомбами круп­ ные вражеские Суда, а 5 июля вылетевший -на разведку Гар­ буз в сложнейших метеорологи­ ческих условиях обнаруживает немецкую эскадру во главе с линкором «Тирпиц». Эта воз­ душная разведка предшествует торпедированию «Тирпица» подводной лодкой Лунина, но торпедные атаки летчиков остаются безрезультатными. Все это создавало в полку настроения далеко не в поль­ зу торпедометания, іно Гарбуз, несмотря на постигающие его неудачи, сохранял полную уве­ ренность в , своем оружии и продолжал настаивать на том, что торпеда может и должна быть широко использована се­ вероморской авиацией, как од­ но из самых мощных боевых средств в борьбе на коммуни­ кациях противника. Летчики поставили перед со­ бой вопрос о -причинах, обус­ ловивших 'неуспех их торпед­ ных -атак, и Гарбуз с больше­ вистской прямотой заявил: — Торпедоносцы более, чем летчики других родов авиации, нуждаются в повседневных тренировках и непрерывном совершенствовании своего ма­ стерства. Мы же понадеялись на старые навыки и на накоп­ ленный в прошлом учебный опыт. Это .привело к тому, что ни одна из произведенных на­ ми торпедных атак не дала желаемого результата. Винова­ то не наше оружие, а мы, пло­ хо его использовавшие. Обстановка -на фронте и мор­ ском театре не допускала пе­ рерыва в бомбардировочной и разведывательной работе. Но каждый час, свободный от вы­ полнения боевых заданий, Гар­ буз и -его летчики проводят в учебных полетах, безуетали практикуясь в сбрасывании то-рпед и в атаках по. кораблю- цели. Боевым экзаменом, по- дытаживающим эти учения, оказался вылет гвардии капи­ тана Гарбуза 29 июля 1942 года. 4. Транспорт потоплен 29 июля разведка установи­ ла, что в районе Н. движется ко-нвой противника: 3 тран­ спорта в охранении эсминца и 9-.10 сторожевых кораблей. Гарбузу ібыло поручено произ­ вести торпедный удар по конвою. Полет происходил в ясную солнечную погоду, и ко-нвай был обнаружен 1’арбузом без труда. Большое число кораблей эскорта, просто неслыханное по тем временам, когда фашист­ ские транспорты обычно ходи­ ли вообще без охранения, -сви­ детельствовало об особой -цен­ ности доставляемого в по-рты Северной Норвегии воинского груза. , Обнаружив конвой, Гарбуз избрал своей целью самый крупный транспорт водоизме­ щением в 15 -тысяч тонн и по­ дал сигнал ведомому гвардии старшему лейтенанту Громову. Оба самолета -ринулись в ата­ ку. Прорвав -заслон яростного артиллерийского огня, они проскочили между ко-раблями охранения и очутились внутри каравана. Все огневые сред­ ства, имевшиеся на самолетах, по приказу Гарбуза были пу­ щены в ход: стрелки беспре­ рывно били из пулеметов по кораблям, оказывавшимся впе­ реди или по сторонам само­ лета. Наконец, когда нужная ди­ станция была достигнута, две торпеды — Гарбу-за и Громо­ ва,— сброшенные одновременно, устремились к атакуемому транспорту. Огромный взрыв решил -его судьбу: транспорт потонул. Гарбуз был восхищен пано­ рамой .торпедной атаки, ее грандиозностью и мощностью и своей непосредственной бли­ зостью к гибнущей фашистской громадине. 5. Две победы Гарбуза Торпедная атака Гарбуза бы- I ла значительна не только I своим результатом — потопле- і иием транспорта водоизмеще- ! нием в 15 тысяч тонн. Эта I операция по праву занимает : почетное место в истории на- ! шей торпедоносной авиации, ; являясь второй успешной то-р- ; педной атакой, произведенной I советскими летчиками. Первый ; результативный удар торпедой по фашистскому кораблю нанес Ю июля 1942 года гвардеец Краснознаменного Балтийского флота -капитан Балебин. Гвар­ деец самого молодого из совет- ; ских флотов — Северного фло- j та, капитан Гарбуз торпедиро- ! вал фашистский транспорт 1вскоре вслед за Балебиным, блестяще продолжив открытый им счет. О том, что эффективность его атаки не была счастливой слу­ чайностью, а являлась плодом долгой и упорной работы над собой и тщательной подготов­ ки, выковавшей мастерство, свидетельствует следующий торпедный удар Гарбуза 10 августа, когда он потопил транспорт водоизмещением в 7— 8 тысяч тонн. Гвардии капитан Гарбуз стал героем боевого дня. Однако он не успокаивается на до­ стигнутом, меньше всего пола­ гает’ возможным почить на лаврах и продолжает со своими товарищами готовиться ос но­ вым торпедным ударам. Начала, положенные Иваном Яковлевичем Гарбузом, полу­ чают широкое развитие в бое­ вой деятельности формируемо­ го в октябре 1942 гада полка североморских торпедоносцев. 6. Командир эскадрильи Организацию -минно-торпед­ ного полка капитан Гарбуз встретил с воодушевлением и энтузиазмом. Получив назначе­ ние командиром эскадрильи, он с жаром и пылом, свой­ ственным его характеру, взял­ ся за работу, стремясь как можно быстрее обучить и вве­ сти в строй новое подразделе­ ние торпедоносцев. «Капитан Гарбуз никогда не скрывал от нас трудностей на пути к постижению искусства ■торпедометания, но никогда и не преувеличивал эти трудно­ сти и не пугал ими, — указы­ вает в своих воспоминаниях Герой Советского Союза капи­ тан В. Киселев. — Иван Яков­ левич всегда говорил, что лю­ бой летчик, если он обладает смелостью и упорством, может стать мастером торпедной ата­ ки. -Наш новый командир -зара­ жал нас своей любовью к ору­ жию, которым можно наверня­ ка уничтожать фашистские ко­ рабли, и кто из нас не запом­ нил данное Гарбузом образное и верное сравнение торпедной і атаки со штыковым боем: I I ~ -Пехотинец в штыко-в-ом I бою сходится с противником і пицом ік лицу, -глаз на -глаз, чуть ли не кулаками дерутся. Точ-но также и мы. Никто из летчиков не подходит ближе нас к врагу, и торпеда, как штык, вонзается в него и раз­ рывает в клочья. Русского пхтыка издавна боялись -немцы. Содрогнутся они и от совет­ ской торпеды». ^«Все, что Иван Яковлевич Гарбуз вынес из своих торпед­ ных атак,—продолжает В. Ки­ селев,—он передавал нам, жад­ но прислушивавшимся к его указаниям и советам. Еще не приняв участия ни в одной торпедной атаке, я ізнал, как грамотно производить выбор цели и -заход на ,цѳль, как вы­ ходить из атаки, был осведом­ лен в тонкостях и уловках противозенитного маневра. Ка­ питан Гарбуз обобщал свои знания в продуманную и ' стройную тактическую систему и оказывал нам неоценимую помощь в выработке общепри­ нятой сейчас тактики совет­ ской торпедоносной авиации. Всегда утверждая, что в тор­ педных атаках не должно быть шаблона, он вместе с тем под­ черкивал, что нельзя укло­ няться от общих принципов». Но Гарбуз учил не только правилам торпедометания. Он учил летчиков - торпедоносцев и правилам личного поведения в бою. Однажды во время учений і арбуз об’яснял, как выдер­ живать режим полета при вы­ ходе в атаку и сбрасывании торпеды. Он подчеркивал необ­ ходимость строго соблюдать взятую скорость, направление высоту и не допускать ни ма­ лейшего кабрирования. Капи­ тан Киселев заметил, что это пожалуй, будет самым трудным для летчика моментом, так как справа и слева от него станут рваться снаряды и не­ легко будет подавить инстинк­ тивное желание отвернуть. — Верно,—ответил Гарбуз, но в этом—залог -победы. Если будете так держать, несмотря ни на что выдерживать ско­ рость, высоту, -направление - транспорт от вас не уйдет. А в бою ни о чем, кроме победы, думать нельзя. 7. Клятва летчика Киселева Для того, чтобы летчики во­ очию убедились в -эффективно­ сти неиспытанного ими еще в бою оружия, 17 ноября 1942 го­ да капитану Га-рбузу коман­ дование поручило сбросить в заливе торпеду, приготовлен­ ную по-боевому. Мощный взрыв торпеды, на­ правленной Гарбузом в высо­ кую прибрежную скалу, произ­ вел на летчиков огромное впе­ чатление. Ііо словам Б. Кисе­ лева «забывалось, что мы при­ сутствуем на показательных учениях. В памяти всплывало все, что мы знали о торпед­ ных атаках командира нашей эскадрильи. -Имя Гарбуза было у всех на устах. И то, что не за горами день, когда Иван Яковлевич поведет нас на вы­ полнение боевых заданий, со­ здавало в эскадрилье и во всем полку приподнятое, праздничное настроение». Но капитану Гарбузу не до­ велось .повести своих учеников на разгром вражеских конвоев. Его деятельная, кипучая жизнь неутомимого и самоотверженно­ го офицера Военно-Воздушных сил Северного флота, воспита­ теля героических воинов севе­ роморской авиации, безвремен­ но оборвалась на следующий день, 18 ноября. 18 ноября 1942 .года при исполнении слу­ жебных обязанностей погиб этот первый лѳтчик-торпедоно- сец Севера, большевик кри­ стальной душевной чистоты, патриот, беззаветно преданный Родине, воин, подвиги которого были отменены тремя боевыми орденами. У свежей могилы капитана Гарбуза выступил будущий Герой Советского Союза Васи­ лий Киселев и, прощаясь со, своим командиром и учителем, дал торжественную клятву: — Твои боевые дела, дорог Иван Яковлевич, продолжим мы, твои ученики, продолжим так, как ты інас учил. Мы не будем знать страха в бою, мы никогда не отступим перед лицом врага, как никодда не отступал ты. Твой образ и твои подвиги, твоя железная воля большевика, смело веду­ щего к победе, всегда будут служить нам примером и об­ разцом. Знамя советской тор­ педоносной авиации, которое ты высоко поднял над Барен­ цевым морем, мы пр-онесем да­ леко на Запад. Кляне-мся быть достойными тебя! ■Герой Советского Союза №■ силий Киселев, Герои Совет­ ского Союза А н д р е й - -Баштыр- ков, Михаил Покало, Влад®'® Гаврилов и другие достойны е ученики капитана Гарбуза вы­ полнили эту клятву. Оружие^і владеть которым научил ® . Иван Гарбу-з, они потопил I десятки фашистских транспор­ тов и кораблей. G. ВАРШАВСКИЙ , Б. РЕСТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz