Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
севером о рский л ет чик 18 ноября 1013 г., № 33. ГЕРОИ СЕВЕРОМОРСКОЙ АВИАЦИИ Капитан Иван Яковлевич Гарбуз 1. Звено балтийцев В 'середине сентября 1941 года на нашем участке фрон та происходили ожесточенные бои с 'немецкими дивизиями, рвавшимися ж Мурманску. Бои шли .на (земле и в воздухе. Противник обладал несравнен но большим числом самолетов, и для того, чтобы свести на нет это его преимущество, лет чики-североморцы совершали в день по 5 - 7 боевых вылетов, парализуя действия фашист ских бомбардировщиков и в свою очередь нанося бомбовые и штурмовые удары по боевым порядкам наступающего врага. Каждый самолет в этих усло виях приобретал для нашего командования многократную ценность, и когда в сентябре на один из заполярных аэро дромов прибыло звено самоле тов ДБ-Зф из Краснознаменно го Балтийского флота, балтий цы тотчас же, без отдыха, вы летели на ноле боя. В первом же боевом вылете экипажи Г-арбуза уничтожили бомбами фашистскую батарею, обстреливавшую наши назем ные войска. Этот -вылет, явив шийся боевым крещением зве на Гарбуза на. Севере, .произо шел 15 сентября, в «большой день» 'североморской авиации, когда капитан Сафонов во гла ве пятерки истребителей -спер ва одержал блистательную победу над 40 немецкими само летами, а несколькими часами позже, возглавляя семерку ист ребителей, разгромил немец кую авиационную армаду в со ставе 52 «Юнкерсов» и «Мес- сершмиттов». Именно 15 сентября 1941 го да Иван Яковлевич Гаірбуз стал однополчанином и боевым соратником Бориса 'Феоктисто вича Сафонова. 2. Бомба и торпеда „Я учился боевом у и ск у с ств у у п р о с л а в л е н ного героя-северомэрца Бориса С аф о н ова и м а с тера тор п едны х ударов Ивана Гарбуза. П одраж ай им, и ты п обе диш ь врага. Нам н уж н о д о б и ть с я того, чтобы противник трепетал перед нами, бе жал от нас". Эти слова п р и н ад л еж а т Герою Советского С о юза капитану В. Киселеву. Они были произнесе ны на партийном собрании, на котором В. К и се лев, один из авторитетнейших офи ц е ров с е в е р о морской торпедоносной ави аци и , обобщ ал опы т своей боевой работы. Имя Сафонова я в л я е тся д л я л е т ч и ко в в с е х со ветски х мзрей син он им а м воинской отваги и доблести, беззаветного с л уж е н и я Ро ди н е и н е примиримой н е на ви сти к врагу. Р я д о м с б л а го р о д ным образом рыцаря заполярного н еба д в а ж д ы Героя Советского Союза Б ориса Ф е о к т и с т о вича Сафон ова в л етоп и сях ави ац и он н ой войны н а д Б а р е н ц е в ы м морем в с та е т _и__образ д ругого воина к ры л ато й с т а л и н с к о й гв а р д и и — п е р во го т ор п едон осца С е ве ра к а п и т а н а И в а н а Я к о в л е в и ч а Гарбуза. Т орп еда — с а м ы й м о л о д о й в и д а в и а ц и о н н о го оружия, п р ош е дш и й р а з в е р н у т у ю б о е в ую п р о в е р ку в дн и ве л и к о й О те ч е ст в е н н о й в о й ны . „ Д о н ы нешн е й вой ны у нас не было, н априм ер, б ое вого о пы та по п р и м ен е н ию т о р п е д о н о с ц е в п роти в в р а ж е с к и х к о р а б л е й 1', — п иш е т з и ц е - а д м и р а л А. Г о ловко, говоря о п о д в и г а х Б аш т ы р к о в а , Г а в р и л о в а , Ки селева, Покало, Б а л аш о в а и д р уги х п р о с л а в л е н ны х с е в е р о м о р с к и х то р п е д о н о с ц е в . — „ Ч у в с т в о нового п омогло им в ы р а б о т а т ь с в ою с о б с т в е н ную та кти ку, — п о д ч е р к и в а е т к о м а н д у ю щ и й С е в е р н ы м фл о то м , — и у сп е х бы л о б е с п е ч е н " . Иван Я к о в л е в и ч Г а р б у з бы л р о д о н а ч а л ь н и к о м сл а вн о й п л е я д ы героев, к о то ры е с т а л и грозой ф а ш и с т с к и х к о н в о е в и к о то ры е п р е в р а щ а ю т Б а ренцево море в м о ги л у д л я н е м е ц к и х кораблей. Звено Гарбуза -прибыло „на Север из балтийского минно-1 торпедного полка. В ту по-ру Северный флот еще не имел торпедоносной авиации, и на старшего лейтенанта Гарбуза возлагалась ответственная за дача — первому в Заполярьи применить новый вид авиа ционного оружия — торпеду. Иван Яковлевич Гарбуз с са мого начала своей самостоя тельной летной жизни посвя тил себя работе в минно-тор педной авиации. Долгие годы он совершенствует свое ма стерство на учебных полиго нах Черноморья и Балтики, но до Севера случая применить торпеду -против врага -ему не представлялось. Даже во вре мя войны с белофиніна-ми усло вия зимы и балтийского мор ского театра не позволяли ис пользовать торпедоносцев по их прямому назначению. Гар буз воевал, как бомбардиров щик, и как бомбардировщик был награжден орденом Крас ной Звезды. На Севере деятельность Гар буза начинается опять-таки с бомбардировочных налетов, но, едва предоставляется возмож ность, он готовит 'свое звено и к торпедным ударам. 18 января 1942 года полк, в рядах которого воюют Сафонов и Гарбуз, преобразовывается в Гвардейский. Первые торпедо носцы -Севера — Гарбуз и его товарищи — становятся гвар дейцами в одном строю е лет- чиками-сафоновцами. В тот же знаменательный день, 18 янва ря, гарбузовцы наносят торпед ный удар по базе -противника, открывая им счет побед севе роморской торпедоносной авиа ции и гвардейского полка, ко торому впоследствии -присвое но имя дважды Героя Совет ского Союза Сафонова. 3. Торпедоносцы выходят в море Эпизодические торпедные удары по морским базам про тивника не удовлетворяют Гар буза, Он лопрѳжнему мечтает о дерзких торпедных атаках на морских коммуникациях. Мечта его осуществляется не сколько -позже, ко-лда в полку организуется новая -ми-нно-тор- педная эскадрилья и создают ся -более широкие -возможное;и для атак торпедоносцев в про сторах Баренцова моря. Однако, первые вылеты >с торпедами на коммуникации противника успехом не увен чиваются. Между тем эскад рилья добивается значитель ных результатов в своей бом бардировочной и разведыва тельной работе. Гарбуз и Ба лашов топят бомбами круп ные вражеские Суда, а 5 июля вылетевший -на разведку Гар буз в сложнейших метеорологи ческих условиях обнаруживает немецкую эскадру во главе с линкором «Тирпиц». Эта воз душная разведка предшествует торпедированию «Тирпица» подводной лодкой Лунина, но торпедные атаки летчиков остаются безрезультатными. Все это создавало в полку настроения далеко не в поль зу торпедометания, іно Гарбуз, несмотря на постигающие его неудачи, сохранял полную уве ренность в , своем оружии и продолжал настаивать на том, что торпеда может и должна быть широко использована се вероморской авиацией, как од но из самых мощных боевых средств в борьбе на коммуни кациях противника. Летчики поставили перед со бой вопрос о -причинах, обус ловивших 'неуспех их торпед ных -атак, и Гарбуз с больше вистской прямотой заявил: — Торпедоносцы более, чем летчики других родов авиации, нуждаются в повседневных тренировках и непрерывном совершенствовании своего ма стерства. Мы же понадеялись на старые навыки и на накоп ленный в прошлом учебный опыт. Это .привело к тому, что ни одна из произведенных на ми торпедных атак не дала желаемого результата. Винова то не наше оружие, а мы, пло хо его использовавшие. Обстановка -на фронте и мор ском театре не допускала пе рерыва в бомбардировочной и разведывательной работе. Но каждый час, свободный от вы полнения боевых заданий, Гар буз и -его летчики проводят в учебных полетах, безуетали практикуясь в сбрасывании то-рпед и в атаках по. кораблю- цели. Боевым экзаменом, по- дытаживающим эти учения, оказался вылет гвардии капи тана Гарбуза 29 июля 1942 года. 4. Транспорт потоплен 29 июля разведка установи ла, что в районе Н. движется ко-нвой противника: 3 тран спорта в охранении эсминца и 9-.10 сторожевых кораблей. Гарбузу ібыло поручено произ вести торпедный удар по конвою. Полет происходил в ясную солнечную погоду, и ко-нвай был обнаружен 1’арбузом без труда. Большое число кораблей эскорта, просто неслыханное по тем временам, когда фашист ские транспорты обычно ходи ли вообще без охранения, -сви детельствовало об особой -цен ности доставляемого в по-рты Северной Норвегии воинского груза. , Обнаружив конвой, Гарбуз избрал своей целью самый крупный транспорт водоизме щением в 15 -тысяч тонн и по дал сигнал ведомому гвардии старшему лейтенанту Громову. Оба самолета -ринулись в ата ку. Прорвав -заслон яростного артиллерийского огня, они проскочили между ко-раблями охранения и очутились внутри каравана. Все огневые сред ства, имевшиеся на самолетах, по приказу Гарбуза были пу щены в ход: стрелки беспре рывно били из пулеметов по кораблям, оказывавшимся впе реди или по сторонам само лета. Наконец, когда нужная ди станция была достигнута, две торпеды — Гарбу-за и Громо ва,— сброшенные одновременно, устремились к атакуемому транспорту. Огромный взрыв решил -его судьбу: транспорт потонул. Гарбуз был восхищен пано рамой .торпедной атаки, ее грандиозностью и мощностью и своей непосредственной бли зостью к гибнущей фашистской громадине. 5. Две победы Гарбуза Торпедная атака Гарбуза бы- I ла значительна не только I своим результатом — потопле- і иием транспорта водоизмеще- ! нием в 15 тысяч тонн. Эта I операция по праву занимает : почетное место в истории на- ! шей торпедоносной авиации, ; являясь второй успешной то-р- ; педной атакой, произведенной I советскими летчиками. Первый ; результативный удар торпедой по фашистскому кораблю нанес Ю июля 1942 года гвардеец Краснознаменного Балтийского флота -капитан Балебин. Гвар деец самого молодого из совет- ; ских флотов — Северного фло- j та, капитан Гарбуз торпедиро- ! вал фашистский транспорт 1вскоре вслед за Балебиным, блестяще продолжив открытый им счет. О том, что эффективность его атаки не была счастливой слу чайностью, а являлась плодом долгой и упорной работы над собой и тщательной подготов ки, выковавшей мастерство, свидетельствует следующий торпедный удар Гарбуза 10 августа, когда он потопил транспорт водоизмещением в 7— 8 тысяч тонн. Гвардии капитан Гарбуз стал героем боевого дня. Однако он не успокаивается на до стигнутом, меньше всего пола гает’ возможным почить на лаврах и продолжает со своими товарищами готовиться ос но вым торпедным ударам. Начала, положенные Иваном Яковлевичем Гарбузом, полу чают широкое развитие в бое вой деятельности формируемо го в октябре 1942 гада полка североморских торпедоносцев. 6. Командир эскадрильи Организацию -минно-торпед ного полка капитан Гарбуз встретил с воодушевлением и энтузиазмом. Получив назначе ние командиром эскадрильи, он с жаром и пылом, свой ственным его характеру, взял ся за работу, стремясь как можно быстрее обучить и вве сти в строй новое подразделе ние торпедоносцев. «Капитан Гарбуз никогда не скрывал от нас трудностей на пути к постижению искусства ■торпедометания, но никогда и не преувеличивал эти трудно сти и не пугал ими, — указы вает в своих воспоминаниях Герой Советского Союза капи тан В. Киселев. — Иван Яков левич всегда говорил, что лю бой летчик, если он обладает смелостью и упорством, может стать мастером торпедной ата ки. -Наш новый командир -зара жал нас своей любовью к ору жию, которым можно наверня ка уничтожать фашистские ко рабли, и кто из нас не запом нил данное Гарбузом образное и верное сравнение торпедной і атаки со штыковым боем: I I ~ -Пехотинец в штыко-в-ом I бою сходится с противником і пицом ік лицу, -глаз на -глаз, чуть ли не кулаками дерутся. Точ-но также и мы. Никто из летчиков не подходит ближе нас к врагу, и торпеда, как штык, вонзается в него и раз рывает в клочья. Русского пхтыка издавна боялись -немцы. Содрогнутся они и от совет ской торпеды». ^«Все, что Иван Яковлевич Гарбуз вынес из своих торпед ных атак,—продолжает В. Ки селев,—он передавал нам, жад но прислушивавшимся к его указаниям и советам. Еще не приняв участия ни в одной торпедной атаке, я ізнал, как грамотно производить выбор цели и -заход на ,цѳль, как вы ходить из атаки, был осведом лен в тонкостях и уловках противозенитного маневра. Ка питан Гарбуз обобщал свои знания в продуманную и ' стройную тактическую систему и оказывал нам неоценимую помощь в выработке общепри нятой сейчас тактики совет ской торпедоносной авиации. Всегда утверждая, что в тор педных атаках не должно быть шаблона, он вместе с тем под черкивал, что нельзя укло няться от общих принципов». Но Гарбуз учил не только правилам торпедометания. Он учил летчиков - торпедоносцев и правилам личного поведения в бою. Однажды во время учений і арбуз об’яснял, как выдер живать режим полета при вы ходе в атаку и сбрасывании торпеды. Он подчеркивал необ ходимость строго соблюдать взятую скорость, направление высоту и не допускать ни ма лейшего кабрирования. Капи тан Киселев заметил, что это пожалуй, будет самым трудным для летчика моментом, так как справа и слева от него станут рваться снаряды и не легко будет подавить инстинк тивное желание отвернуть. — Верно,—ответил Гарбуз, но в этом—залог -победы. Если будете так держать, несмотря ни на что выдерживать ско рость, высоту, -направление - транспорт от вас не уйдет. А в бою ни о чем, кроме победы, думать нельзя. 7. Клятва летчика Киселева Для того, чтобы летчики во очию убедились в -эффективно сти неиспытанного ими еще в бою оружия, 17 ноября 1942 го да капитану Га-рбузу коман дование поручило сбросить в заливе торпеду, приготовлен ную по-боевому. Мощный взрыв торпеды, на правленной Гарбузом в высо кую прибрежную скалу, произ вел на летчиков огромное впе чатление. Ііо словам Б. Кисе лева «забывалось, что мы при сутствуем на показательных учениях. В памяти всплывало все, что мы знали о торпед ных атаках командира нашей эскадрильи. -Имя Гарбуза было у всех на устах. И то, что не за горами день, когда Иван Яковлевич поведет нас на вы полнение боевых заданий, со здавало в эскадрилье и во всем полку приподнятое, праздничное настроение». Но капитану Гарбузу не до велось .повести своих учеников на разгром вражеских конвоев. Его деятельная, кипучая жизнь неутомимого и самоотверженно го офицера Военно-Воздушных сил Северного флота, воспита теля героических воинов севе роморской авиации, безвремен но оборвалась на следующий день, 18 ноября. 18 ноября 1942 .года при исполнении слу жебных обязанностей погиб этот первый лѳтчик-торпедоно- сец Севера, большевик кри стальной душевной чистоты, патриот, беззаветно преданный Родине, воин, подвиги которого были отменены тремя боевыми орденами. У свежей могилы капитана Гарбуза выступил будущий Герой Советского Союза Васи лий Киселев и, прощаясь со, своим командиром и учителем, дал торжественную клятву: — Твои боевые дела, дорог Иван Яковлевич, продолжим мы, твои ученики, продолжим так, как ты інас учил. Мы не будем знать страха в бою, мы никогда не отступим перед лицом врага, как никодда не отступал ты. Твой образ и твои подвиги, твоя железная воля большевика, смело веду щего к победе, всегда будут служить нам примером и об разцом. Знамя советской тор педоносной авиации, которое ты высоко поднял над Барен цевым морем, мы пр-онесем да леко на Запад. Кляне-мся быть достойными тебя! ■Герой Советского Союза №■ силий Киселев, Герои Совет ского Союза А н д р е й - -Баштыр- ков, Михаил Покало, Влад®'® Гаврилов и другие достойны е ученики капитана Гарбуза вы полнили эту клятву. Оружие^і владеть которым научил ® . Иван Гарбу-з, они потопил I десятки фашистских транспор тов и кораблей. G. ВАРШАВСКИЙ , Б. РЕСТ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz