Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 16 ноября 1943 г., № зі_ БЫВАЛЫЕ ЛЕТЧИКИ РАССКАЗЫВАЮТ■ Первые бои совместно с молодым ведомым Всегда в боевой готовности Каждый из 'нас был .когда- нибудь молодым летчиком и знает, с каким нетерпением ожидаются лервые бои, первые встречи с противником. Обыч но у молодого летчика скла дывается впечатление, что в сою он лучше, чем где-либо, поймет «музыку боя» и выйдет кз него, как говорят, обстре лянным. Конечно, первые бои дают летчику большую практику. Они заставляют над многим подумать, с д е л а в определен ные выводы. Но один сделает для себя правильный вывод, посоветуется с товарищами, как лучше действовать в том или ином случае, как и куда выйти после той или иной ата ки. Другие же, я бы сказал, легкомысленные товарищи, из первого боя делают необычай но поспешные выводы, считая себя уже вполне обстрелянны ми. Опыт показывает, что такие товарищи обычно во втором или третьем бою терпят пе чальную неудачу. Воспитывая молодого летчи ка, формируя его „сознание, особое внимание надо обра тить на соединение в человеке желания с умением, высо кого боевого духа с трезвым расчетом, железной дисципли ны с добросовестностью. Очень многое здесь зависит от ве дущего. На нем лежит благо родная -задача — сделать из своего ведомого надежную опо ру в бою и добиться такого | положения, чтобы он нигде, ни ! при каких обстоятельствах, не ! бросил ведущего, не оторвался ; от него. Ведущий должен во е -! іпитывать ведомого так ate доб росовестно, как и самого себя .' Заметим, что выручка молодо-1 го летчика из беды — отром-! ная моральная сила. Она кров-! ной дружбой скрепляет пару , 1 делает ее одним боевым орга низмом. Симпатии летчиков друг к другу сразу возраста ют, взаимное доверие крепнет. Ранней весной этого года был назначен моим ведомым молодой летчик Качевский. При обычном знакомстве мне он очень понравился. Первые на ши беседы протекали подолгу и на^ самые разнообразные те- мы. Качевский — любознатель ный человек. Он расспрашивал о практике боев с «Мессер- шмиттами» и «Юнкерсами», о поведении на различных режи мах той машины, на которой ему предстояло летать, инте ресовался горизонтальной и вертикальной маневренностью самолета по сравнению с вра жескими. На все эти вопросы я старался давать самые под робные ответы. Перед самостоятельными по летами Качевский уже имел полное представление о своем самолете и всех его качест вах, напамять изучил кабину (кстати, это имеет немаловаж ное .значение). С первых поле тов я начал с ним последова тельно отрабатывать технику пилотирования. От простого постепенно переходили к слож ному. Это крепило боевой дух летчика, вселяло в него уве ренность. Передо мной, как ведущим, стала задача обучить ведомого непосредственной динамике воздушного боя. ^В ходе обучения, еще до боя, Качевский уже был ознаком лен с наивыгоднейшей атакой и дистанцией стрельбы. Не раз приходилось доказывать, что страіьба под большими ракур сами неэффективна, что выгод нее стрелять с малых дистан ций короткими очередями. Летчику легче произвести атаку, чем правильно выйти из нее. На этом молодые обычно и проигрывают. Пришлось до казывать Качевскому, что пе ред атакой нужіно оценить об становку, чтобы выходить в зависимости от боевых порядков противника. Наибо- Терой Советского Союза 1 вар<) ии^лемтенант 11. Климов. лее выгодно выходить вверх, под прикрытие своей группы или пары, а также в сторону солнца. От «Меосерцімитта», если последний зашел в хвост, уходить нужно резкой горкой вверх, ибо у нашей машины горка круче, нежели у немец-' кой. Из-под атака уходить пе реворотом крайне опасно:этим маневром, как правило, под ставляешь себя под огонь вра жеских истребителей. — А как быть в бою? — спросил Качевский. — Запомни навсегда: в бою действуем попарно. Ведущий атакует, а ведомый обеспечи вает исход его атаки, дубли рует в с е действия ведущего и отражает нападающего против ника от задней полусферы. Ве домый никогда не должен увлекаться целью. Эти боевые законы стали правилом для нашей пары. Когда Качевский отработал взлет и посадку, я повел его в зону. Отшлифовывали технику пилотирования — крутые гор ки с последующим переходом ів пике, виражи. Ведомый дер жался в строю крепко. Прав да, иногда он допускал ошиб ки, но я его поправлял по радио. После нескольких -поле тов этот комплекс был успеш но пройден. — Ну, теперь полетим на боевое задание, — сказал я Качевскому. С командного пункта пере дали, что в квадрате Н. обна- рунсен вражеский разведчик. Вылетели на перехват. Чтобы не упустить противника, взяли упреждение по его- курсу. Не прошло и нескольких минут, как был замечен сзади нас разведчик. Это был «Ю-88». Я немедленно передал сигналКа чевскому, а сам по обстановке вижу, что противник от нас никуда не денется: солнце с юга, а он идет на север. Тог да, спокойно вайдя сзади, я выпустил по «Юнкерсу» снача ла -одну,, а затем, для гаран тии, вторую очередь. Подхожу поближе. Немец начинает ма неврировать. Новой очередью зажег ему мотор. После этого предоставляю полную инициа тиву Качевскому. — Нагоняй и бей, — передаю по радио. Вижу, Качевский от радости рванулся вперед и с большой дистанции открыл огонь. — Поближе подойди, — гово рю ему. Когда между противником и моим ведомым была лятидеся- тиметровая дистанция, скоман довал: — Стреляй!- Конечно, первый раз попада ний у Каневского было мало. Тогда я вновь атаковал «Юн- кѳрса» и окончательно его до бил. Второй случай был не менее поучительным, чем первый. Правда, за -этим разведчиком долго пришлось охотиться, под жидать на курсах вероятной встречи. К тому же стояла пло хая погода, низкая облач ность (200 метров высота), сла бая видимость. Это затрудняло поиск. Перед взлетом с Качевским договорился, что летим парой: я иду мористее и просматри ваю сторону моря, а он смот рит за берегом. Летим и внимательно наблюдаем. Ка чевский -заметил разведчика и быстро сообщил. «Молодец», — думаю. Но как же его атако вать? Прикинул обстановку, вижу — лобовая атака невы годна: «Юнкере,> идет под са мой нижней кромкой облачно сти, в случае неударной ата ки — скроется. Маскируясь темным -фоном, спокойно; захожу разведчику в хвост, сближаюсь. -С дистан- цшг-&в--метров даю очередь по стрелку-радисту, затем даю вторую очередь по левому мо тору. От мотора сразу повалил дым. «Юнкере» уже не мог ит- ти вверх, чтобы удрать в об лака. После этого передаю Ка чевскому: — Добивай немца! Качевский быстро выполнил мою команду, подошел к раз ведчику на близкое расстояние и так ударил, что «Юнкере» начал падать в море. Втягивать -молодого летчика в нормальную боевую работу посредством встреч с против ником — наиболее правильно. Діослѳ проведенных боев лет- лик начинает разбираться в обстановке и понимать дина мику боя. . . У нас стало законом: выле тающая на задание четверка берет, с собой одного молодого летчика, шестерка — двоих. Если брать больше — внима ние будет рассеиваться: надо и противника поражать, и вни мательно наблюдать за нович ком, чтобы его не подбили, поэтому в составе четверки Орать лучше одного. Однажды мы летели четверкой на отра жение самолетов противника от одного нашего об'екта. Я с собою взял Каневского. Знал, что бой будет горячим, поэто му Качевскому определил ме сто ведомым ведущей пары, а замыкающей парой были наи более опытные летчики. Летим. Насматриваю за ведомым. В строю держится хорошо. Была ■облачность, 1.500 метров. Толь ко мы появились над заливом, Качевский передает: слева «мессеры». Вижу, ведомый на чал торопиться, делать резкие эволюции. Предупреждаю его: спокойнее. Атаку наша группа произве ла успешно. Потеряв несколько самолетов, немцы со снижением начали уходить. Качевский стремился вырваться вперед и атаковать, но я ему не разре шал залезать в «карусель», в которой подчас трудно разо браться даже опытному летчи ку. Выполнив задание, мы воз вратились на свой аэродром. — Ну, что? Повидал «Мес- сершмиттов»? — спрашиваю у ведомого. И здесь же добав ляю: — На первый раз и это го хватит. В следующий раз будешь сам атаковать. Через час по тревоге мы вы летели на прикрытие каравана. Вой с вражескими истребите лями опять разгорелся горячий. Внимательно наблюдаю, как реагирует ведомый. Вижу, не отрывается, все делает, словно привязанный к ведущему. Но в наиболее острый момент схватки, когда и сзади и впе реди оказались вражеские истребители, Качевский не вы держал и оторвался. Я не бро сил ведомого. Разворачиваюсь іи пристраиваюсь к ведомому. — Атакуй смелее, прикры ваю, — передал по радио. Вижу Качевский так удачно атаковал «Мессершмитта», что тот загорелся и со снижением отвалил в сторону. Два захода в этот раз произвел Канев ский, а я его прикрывал. Как только обстановка облегчилась, скомандовал ому: — Пристраивайся ко мне. После этого боя подробно бе седовал с летчиком, указал на его ошибки, строго потребовал неповторения их. Несколько раз потом я летал с ним на самые сложные задания, и не понадо билось уже делать замечаний. В последующих боях он вел себя не так, как в первых: стал достаточно обстрелянным, способным здраво реагировать на обстановку и своевременно предупреждать ведущего обо всех изменениях, чтобы совме стными усилиями одержать победу. I Самолет, который о б сл уж и в а е т м е х а н и к К. Лопатин, всегда находится в боевой готовности. 10 неп р и я тел ьск и х истребите лей и бом б а р д ир о вщ и к о в сбил л е т ч и к -и с т р е б и т е л ь В. Бурма- тов на этой боевой машине. — Материальная часть р а б о та е тп р ѳ к р а сн о ,— та кую похвалу заслужил механик от своего боевого то в а р ищ а — летника. НА СНИМКЕ: л е тч и к -и стр е б и те л ь В. Б у р м а т о в и механик самолета К. Лопатин. Фото И. Михеева. День отмщения пришел! К мести, суровой, беспощад ной мести взывает каждая строка письма -моей двоюрод ной сестры лины, которое на печатано в «иевероморском лет- ,-шке» J .2 но-яоря. (J .горечью узнал я из н ею о том, что проклятые немцы варварски уоили моего дядю и брата Ва- сю. К жестокой, беспощадной .\;ести зовут мучения моих од носельчан, все то горе, которое- іііринес варвар. ини пришли, эти немѳцчшо хищники, в чужие края, чтобы сеять везде смерть и разруше ние, чтооы истреблять народ, который возродил свою Годи ну, сделал ее цветущей и мо гучей. Они пришли, эти зло деи, чтобы разграбить чужую страну, поставить на колени народ и понукать им. Ныне гитлеровская банда ка тится на Валад, а вслед -ей ле тит не только раскаленный ме талл наших снарядов и бомб, мин и пуль. Вслед ей несутся слова вечного проклятья, свя тые слова народной клятвы — мстить и мстить беспощадно. Когда я представляю себе родные места Орловщины, бо гатые колхозные села, чудес ные леса и роскошные поля, истерзанные и оскверненные подлым немцем, у меня сжима ются кулаки, а сердце просит боя. Мне еще неизвестно, что сделал враг с моими родны ми — старым ■ отцом и ма терью. Я со дня на день жду от них весточки. Может быть, их постигла такая же участь, как дядю и брата. Может быть, мое родное село и дом, в ко тором я родился, испепелен немцем так же, как испепеле ны им многие города и села... Это тяжкое ожидание и то, о чем я узнал из письма, зовет меня к священному возмездию. Есть у меня и личный счет Младший лейтенант М. Воронин. с немцами. Я никогда не забу ду тот день, когда, еще не имея достаточного боевого опыта, вступил в неравную схватку >с фашистами в -запо лярном небе. То было мое бое вое крещение, в котором я по лучил тяжкую рану. И тогда дал себе клятву жестоко отпла тить врагу з а пролитую кровь. Возвратившись из госпиталя,, я с горячим желанием принял ся за освоение новой матери-. альной части. На горьком опы те первых своих -воздушных. боев я убедился,, -как необхо димы летчику знания, высокая, техника пилотирования. Те перь я возвратился в число боевых экипажей. Опытные, бывалые в- боях истребители помогли мне освоить сложную машину, с та ть настоящим бон дом. Я многим .обязан в этом летчикам старшему лейте-нан- ту Рассадкину, .лейтенантам Бурматову и Горбачеву. При шло и для меня время рас платы с врагом, время свя щенной .мести! Мудрые слова доклада и приказа великого Сталина вдохновляют меня на бой. Боевым девизом для меня служит его призыв—«Наш на род .не простит этих преступ лений немецким извергам. Мы заставим немецких преступни ков держать ответ за все их злодеяния». Впереди предстоят жестокие бои. Пока еще немец топчет нашу іземлю, убивает наших людей, .палит наши сеша,. Нескончаем счет его злодея-,, ний. Но варвары ответят за. в с е — за кровь невинных де тей, женщин, стариков, за сож- л-сенныѳ дома. Они .заплатят за все стори цей! Мы отомстим им, как., мстят наши братья на всем фронте Отечественной войны! Авиатехника за рубежом Защита пилотов от солнечных ожогов В США разработан новый пластический материал, задер живающий ультра-фиолетовые солнечные лучи, вызывающие ожоги. При длительных поле тах на больших высотах лет чики нередко получают силь ные солнечные ожоги- Замена- стекла в кабине пилота новым пластиком значительно ослаб ляет ожоги лица. . («Нейшионел Аэронаутинс»). Тренировка летного состава Для быстрого распознавания помощью экрана, н а котором на самолетов, кораблей и танков мгновение появляются различ- в США применяется трени - 1 ----------- ------------- -л’ол-тз ровка летного состава по так называемой системе Рэншоу, улучшающая общее зрительное восприятие и позволяющая точно определять число об’ек- тов в поле зрения и их тип по особенностям общего конту ра самолета, корабля или тан ка, а не по отдельным дета лям, часто незаметным под тем или иным углом наблюде ния. Тренировка производится с п и с с п д о л и л і і л і и і У 1* " ные группы военных о б ’е-кто . К концу обучения, длящегося в течение четырх недель 36 часов в неделю), обучаю щиеся, полупив знание более 65 типов союзных и вражеских самолетов, свыше 35 надводных судов и около 5и типов танков, могут раепозна- вать шесть об’ектов в течение 0,01 секунды , семь об’ектов в течение 0,50 скунды и восемь- об’ектов в течение 0,1 секунды- («Авиэйшен»)*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz