Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 16 ноября 1943 г., № зі_ БЫВАЛЫЕ ЛЕТЧИКИ РАССКАЗЫВАЮТ■ Первые бои совместно с молодым ведомым Всегда в боевой готовности Каждый из 'нас был .когда- нибудь молодым летчиком и знает, с каким нетерпением ожидаются лервые бои, первые встречи с противником. Обыч­ но у молодого летчика скла­ дывается впечатление, что в сою он лучше, чем где-либо, поймет «музыку боя» и выйдет кз него, как говорят, обстре­ лянным. Конечно, первые бои дают летчику большую практику. Они заставляют над многим подумать, с д е л а в определен­ ные выводы. Но один сделает для себя правильный вывод, посоветуется с товарищами, как лучше действовать в том или ином случае, как и куда выйти после той или иной ата­ ки. Другие же, я бы сказал, легкомысленные товарищи, из первого боя делают необычай­ но поспешные выводы, считая себя уже вполне обстрелянны­ ми. Опыт показывает, что такие товарищи обычно во втором или третьем бою терпят пе­ чальную неудачу. Воспитывая молодого летчи­ ка, формируя его „сознание, особое внимание надо обра­ тить на соединение в человеке желания с умением, высо­ кого боевого духа с трезвым расчетом, железной дисципли­ ны с добросовестностью. Очень многое здесь зависит от ве­ дущего. На нем лежит благо­ родная -задача — сделать из своего ведомого надежную опо­ ру в бою и добиться такого | положения, чтобы он нигде, ни ! при каких обстоятельствах, не ! бросил ведущего, не оторвался ; от него. Ведущий должен во е -! іпитывать ведомого так ate доб­ росовестно, как и самого себя .' Заметим, что выручка молодо-1 го летчика из беды — отром-! ная моральная сила. Она кров-! ной дружбой скрепляет пару , 1 делает ее одним боевым орга­ низмом. Симпатии летчиков друг к другу сразу возраста­ ют, взаимное доверие крепнет. Ранней весной этого года был назначен моим ведомым молодой летчик Качевский. При обычном знакомстве мне он очень понравился. Первые на­ ши беседы протекали подолгу и на^ самые разнообразные те- мы. Качевский — любознатель­ ный человек. Он расспрашивал о практике боев с «Мессер- шмиттами» и «Юнкерсами», о поведении на различных режи­ мах той машины, на которой ему предстояло летать, инте­ ресовался горизонтальной и вертикальной маневренностью самолета по сравнению с вра­ жескими. На все эти вопросы я старался давать самые под­ робные ответы. Перед самостоятельными по­ летами Качевский уже имел полное представление о своем самолете и всех его качест­ вах, напамять изучил кабину (кстати, это имеет немаловаж­ ное .значение). С первых поле­ тов я начал с ним последова­ тельно отрабатывать технику пилотирования. От простого постепенно переходили к слож­ ному. Это крепило боевой дух летчика, вселяло в него уве­ ренность. Передо мной, как ведущим, стала задача обучить ведомого непосредственной динамике воздушного боя. ^В ходе обучения, еще до боя, Качевский уже был ознаком­ лен с наивыгоднейшей атакой и дистанцией стрельбы. Не раз приходилось доказывать, что страіьба под большими ракур­ сами неэффективна, что выгод­ нее стрелять с малых дистан­ ций короткими очередями. Летчику легче произвести атаку, чем правильно выйти из нее. На этом молодые обычно и проигрывают. Пришлось до­ казывать Качевскому, что пе­ ред атакой нужіно оценить об­ становку, чтобы выходить в зависимости от боевых порядков противника. Наибо- Терой Советского Союза 1 вар<) ии^лемтенант 11. Климов. лее выгодно выходить вверх, под прикрытие своей группы или пары, а также в сторону солнца. От «Меосерцімитта», если последний зашел в хвост, уходить нужно резкой горкой вверх, ибо у нашей машины горка круче, нежели у немец-' кой. Из-под атака уходить пе­ реворотом крайне опасно:этим маневром, как правило, под­ ставляешь себя под огонь вра­ жеских истребителей. — А как быть в бою? — спросил Качевский. — Запомни навсегда: в бою действуем попарно. Ведущий атакует, а ведомый обеспечи­ вает исход его атаки, дубли­ рует в с е действия ведущего и отражает нападающего против­ ника от задней полусферы. Ве­ домый никогда не должен увлекаться целью. Эти боевые законы стали правилом для нашей пары. Когда Качевский отработал взлет и посадку, я повел его в зону. Отшлифовывали технику пилотирования — крутые гор­ ки с последующим переходом ів пике, виражи. Ведомый дер­ жался в строю крепко. Прав­ да, иногда он допускал ошиб­ ки, но я его поправлял по радио. После нескольких -поле­ тов этот комплекс был успеш­ но пройден. — Ну, теперь полетим на боевое задание, — сказал я Качевскому. С командного пункта пере­ дали, что в квадрате Н. обна- рунсен вражеский разведчик. Вылетели на перехват. Чтобы не упустить противника, взяли упреждение по его- курсу. Не прошло и нескольких минут, как был замечен сзади нас разведчик. Это был «Ю-88». Я немедленно передал сигналКа­ чевскому, а сам по обстановке вижу, что противник от нас никуда не денется: солнце с юга, а он идет на север. Тог­ да, спокойно вайдя сзади, я выпустил по «Юнкерсу» снача­ ла -одну,, а затем, для гаран­ тии, вторую очередь. Подхожу поближе. Немец начинает ма­ неврировать. Новой очередью зажег ему мотор. После этого предоставляю полную инициа­ тиву Качевскому. — Нагоняй и бей, — передаю по радио. Вижу, Качевский от радости рванулся вперед и с большой дистанции открыл огонь. — Поближе подойди, — гово­ рю ему. Когда между противником и моим ведомым была лятидеся- тиметровая дистанция, скоман­ довал: — Стреляй!- Конечно, первый раз попада­ ний у Каневского было мало. Тогда я вновь атаковал «Юн- кѳрса» и окончательно его до­ бил. Второй случай был не менее поучительным, чем первый. Правда, за -этим разведчиком долго пришлось охотиться, под­ жидать на курсах вероятной встречи. К тому же стояла пло­ хая погода, низкая облач­ ность (200 метров высота), сла­ бая видимость. Это затрудняло поиск. Перед взлетом с Качевским договорился, что летим парой: я иду мористее и просматри­ ваю сторону моря, а он смот­ рит за берегом. Летим и внимательно наблюдаем. Ка­ чевский -заметил разведчика и быстро сообщил. «Молодец», — думаю. Но как же его атако­ вать? Прикинул обстановку, вижу — лобовая атака невы­ годна: «Юнкере,> идет под са­ мой нижней кромкой облачно­ сти, в случае неударной ата­ ки — скроется. Маскируясь темным -фоном, спокойно; захожу разведчику в хвост, сближаюсь. -С дистан- цшг-&в--метров даю очередь по стрелку-радисту, затем даю вторую очередь по левому мо­ тору. От мотора сразу повалил дым. «Юнкере» уже не мог ит- ти вверх, чтобы удрать в об­ лака. После этого передаю Ка­ чевскому: — Добивай немца! Качевский быстро выполнил мою команду, подошел к раз­ ведчику на близкое расстояние и так ударил, что «Юнкере» начал падать в море. Втягивать -молодого летчика в нормальную боевую работу посредством встреч с против­ ником — наиболее правильно. Діослѳ проведенных боев лет- лик начинает разбираться в обстановке и понимать дина­ мику боя. . . У нас стало законом: выле­ тающая на задание четверка берет, с собой одного молодого летчика, шестерка — двоих. Если брать больше — внима­ ние будет рассеиваться: надо и противника поражать, и вни­ мательно наблюдать за нович­ ком, чтобы его не подбили, поэтому в составе четверки Орать лучше одного. Однажды мы летели четверкой на отра­ жение самолетов противника от одного нашего об'екта. Я с собою взял Каневского. Знал, что бой будет горячим, поэто­ му Качевскому определил ме­ сто ведомым ведущей пары, а замыкающей парой были наи­ более опытные летчики. Летим. Насматриваю за ведомым. В строю держится хорошо. Была ■облачность, 1.500 метров. Толь­ ко мы появились над заливом, Качевский передает: слева «мессеры». Вижу, ведомый на­ чал торопиться, делать резкие эволюции. Предупреждаю его: спокойнее. Атаку наша группа произве­ ла успешно. Потеряв несколько самолетов, немцы со снижением начали уходить. Качевский стремился вырваться вперед и атаковать, но я ему не разре­ шал залезать в «карусель», в которой подчас трудно разо­ браться даже опытному летчи­ ку. Выполнив задание, мы воз­ вратились на свой аэродром. — Ну, что? Повидал «Мес- сершмиттов»? — спрашиваю у ведомого. И здесь же добав­ ляю: — На первый раз и это­ го хватит. В следующий раз будешь сам атаковать. Через час по тревоге мы вы ­ летели на прикрытие каравана. Вой с вражескими истребите­ лями опять разгорелся горячий. Внимательно наблюдаю, как реагирует ведомый. Вижу, не отрывается, все делает, словно привязанный к ведущему. Но в наиболее острый момент схватки, когда и сзади и впе­ реди оказались вражеские истребители, Качевский не вы ­ держал и оторвался. Я не бро­ сил ведомого. Разворачиваюсь іи пристраиваюсь к ведомому. — Атакуй смелее, прикры­ ваю, — передал по радио. Вижу Качевский так удачно атаковал «Мессершмитта», что тот загорелся и со снижением отвалил в сторону. Два захода в этот раз произвел Канев­ ский, а я его прикрывал. Как только обстановка облегчилась, скомандовал ому: — Пристраивайся ко мне. После этого боя подробно бе­ седовал с летчиком, указал на его ошибки, строго потребовал неповторения их. Несколько раз потом я летал с ним на самые сложные задания, и не понадо­ билось уже делать замечаний. В последующих боях он вел себя не так, как в первых: стал достаточно обстрелянным, способным здраво реагировать на обстановку и своевременно предупреждать ведущего обо всех изменениях, чтобы совме­ стными усилиями одержать победу. I Самолет, который о б сл уж и в а е т м е х а н и к К. Лопатин, всегда находится в боевой готовности. 10 неп р и я тел ьск и х истребите­ лей и бом б а р д ир о вщ и к о в сбил л е т ч и к -и с т р е б и т е л ь В. Бурма- тов на этой боевой машине. — Материальная часть р а б о та е тп р ѳ к р а сн о ,— та кую похвалу заслужил механик от своего боевого то в а р ищ а — летника. НА СНИМКЕ: л е тч и к -и стр е б и те л ь В. Б у р м а т о в и механик самолета К. Лопатин. Фото И. Михеева. День отмщения пришел! К мести, суровой, беспощад­ ной мести взывает каждая строка письма -моей двоюрод­ ной сестры лины, которое на­ печатано в «иевероморском лет- ,-шке» J .2 но-яоря. (J .горечью узнал я из н ею о том, что проклятые немцы варварски уоили моего дядю и брата Ва- сю. К жестокой, беспощадной .\;ести зовут мучения моих од­ носельчан, все то горе, которое- іііринес варвар. ини пришли, эти немѳцчшо хищники, в чужие края, чтобы сеять везде смерть и разруше­ ние, чтооы истреблять народ, который возродил свою Годи­ ну, сделал ее цветущей и мо­ гучей. Они пришли, эти зло­ деи, чтобы разграбить чужую страну, поставить на колени народ и понукать им. Ныне гитлеровская банда ка­ тится на Валад, а вслед -ей ле­ тит не только раскаленный ме­ талл наших снарядов и бомб, мин и пуль. Вслед ей несутся слова вечного проклятья, свя ­ тые слова народной клятвы — мстить и мстить беспощадно. Когда я представляю себе родные места Орловщины, бо­ гатые колхозные села, чудес­ ные леса и роскошные поля, истерзанные и оскверненные подлым немцем, у меня сжима­ ются кулаки, а сердце просит боя. Мне еще неизвестно, что сделал враг с моими родны­ ми — старым ■ отцом и ма­ терью. Я со дня на день жду от них весточки. Может быть, их постигла такая же участь, как дядю и брата. Может быть, мое родное село и дом, в ко­ тором я родился, испепелен немцем так же, как испепеле­ ны им многие города и села... Это тяжкое ожидание и то, о чем я узнал из письма, зовет меня к священному возмездию. Есть у меня и личный счет Младший лейтенант М. Воронин. с немцами. Я никогда не забу­ ду тот день, когда, еще не имея достаточного боевого опыта, вступил в неравную схватку >с фашистами в -запо­ лярном небе. То было мое бое­ вое крещение, в котором я по­ лучил тяжкую рану. И тогда дал себе клятву жестоко отпла­ тить врагу з а пролитую кровь. Возвратившись из госпиталя,, я с горячим желанием принял­ ся за освоение новой матери-. альной части. На горьком опы­ те первых своих -воздушных. боев я убедился,, -как необхо­ димы летчику знания, высокая, техника пилотирования. Те­ перь я возвратился в число боевых экипажей. Опытные, бывалые в- боях истребители помогли мне освоить сложную машину, с та ть настоящим бон­ дом. Я многим .обязан в этом летчикам старшему лейте-нан- ту Рассадкину, .лейтенантам Бурматову и Горбачеву. При­ шло и для меня время рас­ платы с врагом, время свя­ щенной .мести! Мудрые слова доклада и приказа великого Сталина вдохновляют меня на бой. Боевым девизом для меня служит его призыв—«Наш на­ род .не простит этих преступ­ лений немецким извергам. Мы заставим немецких преступни­ ков держать ответ за все их злодеяния». Впереди предстоят жестокие бои. Пока еще немец топчет нашу іземлю, убивает наших людей, .палит наши сеша,. Нескончаем счет его злодея-,, ний. Но варвары ответят за. в с е — за кровь невинных де­ тей, женщин, стариков, за сож- л-сенныѳ дома. Они .заплатят за все стори­ цей! Мы отомстим им, как., мстят наши братья на всем фронте Отечественной войны! Авиатехника за рубежом Защита пилотов от солнечных ожогов В США разработан новый пластический материал, задер­ живающий ультра-фиолетовые солнечные лучи, вызывающие ожоги. При длительных поле­ тах на больших высотах лет­ чики нередко получают силь­ ные солнечные ожоги- Замена- стекла в кабине пилота новым пластиком значительно ослаб­ ляет ожоги лица. . («Нейшионел Аэронаутинс»). Тренировка летного состава Для быстрого распознавания помощью экрана, н а котором на самолетов, кораблей и танков мгновение появляются различ- в США применяется трени - 1 ----------- ------------- -л’ол-тз ровка летного состава по так называемой системе Рэншоу, улучшающая общее зрительное восприятие и позволяющая точно определять число об’ек- тов в поле зрения и их тип по особенностям общего конту­ ра самолета, корабля или тан ­ ка, а не по отдельным дета­ лям, часто незаметным под тем или иным углом наблюде­ ния. Тренировка производится с п и с с п д о л и л і і л і и і У 1* " ные группы военных о б ’е-кто . К концу обучения, длящегося в течение четырх недель 36 часов в неделю), обучаю­ щиеся, полупив знание более 65 типов союзных и вражеских самолетов, свыше 35 надводных судов и около 5и типов танков, могут раепозна- вать шесть об’ектов в течение 0,01 секунды , семь об’ектов в течение 0,50 скунды и восемь- об’ектов в течение 0,1 секунды- («Авиэйшен»)*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz