Североморский лётчик. 1943, ноябрь.
С ЕВ Е РОМ О РС КИЙ Л Е Т Ч И К 12 н о я б р я ІЭ43 г., № 29, НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ Тяжелые бон в воздухе вы держали люди этой эскадрильи. Они пережили горечь потерь и .радость боевых побед. На і самые сложные задания п е р -! вым вылетал командир эскад рильи Лаіишенков, вдохновляя подчиненных высоким военным мастерством, волей к победе. Глядя на своего командира, люди .шли на любые 'испыта ния, зная, что они победят. — Для летчика-болыыевика нет .преград, — говорил коман дир, выражая думы всего лич ного состава эскадрильи, по ставленной волей народа на правый фланг громадного фрон та Отечественной войны. С уважением вспоминают в эскадрилье о тех, кто на при фронтовом аэродроме в самые опасные дни, под бомбами, го товил себя к новым победным боям. Надо было иметь боль шую силу воли, чтобы овладе вать техникой пилотирования и бомбометанием, когда кругом шныряли «Мессершмитты». Но люди это делали, зная, что бои предстоят упорные, жестокие, требующие огромного напря жения сил и нервов. Люди по стигали военное мастерство, которого требовал, товарищ Сталин, и дела этих людей, их опыт сейчас с гордостью наследует молодежь, недавно прибывшая в эскадрилью. Штурман эскадрильи орде ноносец Скнарев, неоднократно наносивший меткие бомбарди ровочные удары по вражеским аэродромам и опорным пунк там, дает высокую оценку мо лодым экипажам. Обычно сдер жанный на похвалу, он с пер вых дней знакомства с моло дым пополнением по-настояще му познал людей, их отноше ние к боевой учебе. Младший лейтенант Николай Копьітин, летчик, еще не име ющий боевых вылетов, но упор но готовящий себя к боям за Родину, является достойным Г. Крымский, представителем молодежи, о котором командир эскадрильи отзывается с похвалой. — Приказ товарища Сталина ; № 309, — говорит Копытин, — наполнил мое сердце еще боль шей уверенностью в победе. Но чтобы победа пришла бы стро, надо учиться так, как требует Верховный Главно- ' командующий. ! И Копытин учится очень н а стойчиво. j Училище, которое он совсем I недавно окончил, дало ему мно- ' гое. Но это не успокоило воина. ! Знакомясь с боевыми тради циями части, он узнал, что д а же Лапшенков, мастер пикиро вания, за время службы в авиации летавший на десятках машин различных марок, ни на минуту не прекращал боевую учебу, в каждом вылете пред’- являя и себе и 'Своему экипа жу самые жесткие требования. И это обуславливало успех. Достойно наследовать тради- ; ции части, ее лучших предста- j вителей стало делом чести для ; Николая Копытина. Во время ' первых провозных полетов он допускал ошибки. Особенно за- . метными были они при первом : пикировании и состояли в том, что Копытин не выдерживал постоянного темпа ввода ма шины в пике, отчего менялся угол. Беря пример со старших . товарищей, Копытин много по- : работал над устранением-ошиб- I ки и уже при последующем 1пикировании первая ошибка не . повторялась. Но возникла дру- ; гая: летчик резко вводил ма шину в пикирование, при этом теряя цель. Обратившись к теории пики рования и к опытным това рищам, Копытин установил причину ошибки, устранив и этот недостаток. Последний свой тренировочный полет Ко пытин совершал в составе зве на. Задание было обычное: отработка техники пилотирова ния, хождение в строю и пи кирование звеном на цель, ъесь комплекс он выполнил отлич но потому, что заранее проду мал весь полет, хорошо его подготовил и с большой на стойчивостью осуществил. Ошибки, допущенные Копы- тнным при первых полетах, как мы видим, не только не разочаровали молодого пики ровщика, а наоборот, возбуди ли горячее желание устранить их, и молодой летчик шел за советом к тем, кто неоднократ но побывал в огне сражений, кто много раз бомбардировал военные об’екты противника. Летчик-разведчик Фомин неод нократно рассказывал молодо му летчику о практике пики рования в зоне зенитного ог ня. О боях с «Мессершмитта- ми» рассказывал младший лей тенант Откидач. Штурман Скнарев учил распределению внимания в воздухе. Опыт товарищей — та сила, при помощи которой Николай Копытин становится в строй боевых экипажей. Он понимает, что мастерством бомбардиро вочных ударов овладеть не просто, что оно дается соеди нением теории с практикой. И эту науку он постигает, как | постигали ее Лапшенков, Коб - | ■зарь и другие лучшие люди ; I эскадрильи. I і Унаследование традиций ста- ! і новится делом чести летной молодежи. Делом чести потому, что она понимает: победу на до брать с боя. К тому, кто бу дет сидеть сложа руки, она не придет никогда. И молодежь готовится к тому, чтобы побе ду, к которой нас зовет и ве дет товарищ Сталин, в бою вырвать у врага, изгнав фаши стов с советской земли и со ветского неба. Летчик-истребитель младший лейтенант А. Горбачев, лично сбивший семь самолетов противника, рассказывает механику своего самолета старшему сержанту С. Наумову о только что проведенном воздушном бое. Фото И. Михеева. ■-Ч ..... ■ ■■■7-= ф ф = = = = = ГОТОВНОСТЬ АЭРОДРОМОВ ЗИМОЙ Инженер-капитан И. Н е п о м н я щ и й Р Е А Н Т И В Н А Я Э Н Е Р Г И Я В П О М ОЩ Ь В З Л Е Т У Т Я Ж Е Л Ы Х Б О М Б А Р Д И Р О ВЩ И К О В Американским ракетным об ществом успешно проведены эксперименты с использова нием небольших реактивных моторов в качестве вспомога тельной энергии . при взлете самолетов, что имеет особенно большое значение для бомбар дировщиков. Предназначенный для этой цели реактивный двигатель очень прост и состоит из ка меры сгорания и жиклера. Го рючее—обычно углеводороды и жидкий кислород — подается из различных баков под дав лением азота, находящегося в третьем баке. После зажигания при помощи запальной свечи А В И А Т Е Х Н И К А З А JP у Б Е Ж О М или какого-либо другого уст ройства, продукты горения с оольшой скоростью выходят че рез жиклер. («Нейшионел А эранаутикс»). НОВЫЙ Т Р А Н С П О Р Т НЫ Й С А М О Л Е Т I Обществом «Локхид» выпу- I щен новый гигантский транс- I портный скоростной самолет ; «Констеллэшен», предназна ченный для использования в ; армии США. Самолет снабжен j четырьмя моторами по 2.000 : л. .с. Грузопод’емность его — 5 человек экипажа и 57 пасса жиров. Скорость «Констеллэ- шена» позволяет совершить пе релет через континент Север ной Америки с полным грузом менее, чем за 9 часов. Герметическая кабина даст возможность лететь без кисло родных приборов на высоте 10.500 м. Самолет оборудован антиобледенителем, специаль ной электрической аппарату рой для обнаружения и быст рого тушения случайно возник шего пожара и гидроприводом к механизмам управления,пред отвращающим утомляемость пи лота. Предусмотрена быстрая сме на авиамоторной группы, кото рая может быть произведена® течение 45 минут. Конструкция отличается вы сокой аэродинамичностью, до стигнутой проведением более 500 испытаний модели самоле та в аэродинамической трубе. («Сайэнтифик Америкэн>: Опыт эксплуатации аэродро мов двух прошлых военных зим показывает, что решающим фактором в обеспечении по стоянной готовности аэродро мов является хорошо проду манная организация работ, lie устойчивые на нашем театре климатические условия, частые .'.хотели и снегопады требуют большой оперативности, быст роты переключения рабочей] силы и техники с одного вида работы на другой. Дело чести аэродромно-инженерных работ ников уже сейчас продумать организацию работ, предусмот реть все вопросы, связанные с очгісткой снега, закрепить лю дей за участками, выделить опытных, технически грамот ных руководителей. Так и сделали в части тов. Жеринова. Здесь разработаны мероприятия по организации снегоочистки, за каждым под разделением закреплены участ ки работ, систематически про ходят занятия со всеми спе циалистами. Большая работа проводится по усовершенство ванию и изобретению новых механических средств. Не так давно испытывался новый раз грузитель снега, сконструиро ванный своими силами. Это изобретение увеличит произво дительность труда. Хорошо, подготовленно встре чает зиму также и брига да младшего сержанта Янов ского. Ее специалисты еже дневно выполняют норму на 180—200 процентов. По инициа тиве т. Яновского проведен ряд усовершенствований в изго товлении лопат. Дефицитные, дорогостоящие предметы, за менены более дешевыми на местных ресурсов: вместо гвоз дей были применены заклепки из остатков кровельного же леза. К сожалению, в -части упу скают из вида существенные вопросы. Слабо идет ремонт автомашин, тракторов и при цепных приспособлений. В под разделении т. Красильникова ремонт инвентаря идет само теком. Без надлежащего при смотра эксплуатируется транс порт и в подразделениях тт. Бурцева и 'Соловьева. Из-за нераспорядительности здесь не успевают с текущим ремонтом. Зима уже на дворе. Она вступила в полную силу. Но пока не загудели вьюги, мож но и нужно завершить всю под готовку к зимней эксплуата ции аэродромов. Наравне с по стоянной готовностью взлетных площадок, надо добиться образ цового содержания всех под’- ездных путей. Необходимо про думать вопрос о создании со ответствующих условий для личного состава. Дело чести наших партий ных организаций и всех офи церов во всеоружии встретить наступающие метели, держать в постоянной готовности аэро дромы и тем самым помочь сталинским соколам еще силь нее наносить удары по врагу. Товарищ Сталин зовет нас на борьбу іза окончательный раз гром врага. Для североморских летчиков готовность аэродро мов зимой сыграет одну из первостепенных ролей при вы полнении .этой задачи. ЗАМЕТКИ Герой Советского Союза гвардии капитан Г. Костылев О ТАКТИКЕ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ Отступая под ударами Крас ной Армии, немцы несут ог ромные потери в живой силе и технике. Каждый день Сое- информбюро сообщает о десят ках сбитых самолетов против ника. Эти цифры говорят об упорных воздушных сраже ниях, о всевозрастающем бое вом мастерстве советских лет чиков. Стремясь сократить эти ги гантские потери, гитлеровцы всячески пытаются улучшить боевые качества своих самоле тов. Они модернизировали истребитель «Ме-109», поставив на него высотный мотор и уси лив вооружение до 3 пушек; усовершенствовали знакомый нам пикирующий бомбардиров щик «Ю-87», получивший т е перь дополнительную задачу— истребителя танков. Для этой цели на нем установлена 37 мм. пушка, убраны шасси и скорость «Ю-87» доведена до 320 км. в час. На фронтах все чаще встречаются новые само леты: бомбардировщик «Хе-177», истребитель «ФВ-190», штурмо вик «Хеншѳль-129-B». Но все старания фашистов вернуть былое господство в воздухе-— не помогают им. Наши летчики беспощадно вгоняют в землю и старые, и новые, и модерни зированные фашистские само леты). Не имея сил для завоевания превосходства, противник то и дело прибегает к новым улов кам в использовании авиации. В последних воздушных сра жениях очень часто немцы при меняют метод заманивания на ших истребителей в тыл под удар сильных групп своих ист ребителей. Нередко при встрече с наши ми истребителями немцы, пы таясь, якобы, неумело выйти из боя, подводят бросившихся в преследование наших истре бителей под удар своей силь ной засады. Вражеские уловки не трудно разгадать. Для это го требуется только внимание, трезвый расчет и умение оце нить обстановку. Немцы стали часто применять лобовые атаки и бой на не больших скоростях на виражах. Над полем боя они широко ис пользуют взаимодействие ше стерок и восьмерок истребите лей. эшелонированных от ма лой высоты до 8.000 —9.000 м. При этом «ФВ-190» работают обычно на 1.500 —'2.500 м, а «Ме-109» на высоте 3.500 — і 4.500 м. Воздушные бои в ос- , новном происходят на высоте J от 1.500 до 5.000 м, причем так- I тическиѳ приемы немцев не ! отличаются особенной новиз ной и сводятся попрѳжнему к стремлению завладеть превос ходством в высоте, к внезап ности удара, к широкому ис пользованию вертикального ма невра. По показанию пленных не мецких летчиков,некоторые фа шистские асы любят атаковать наши самолеты, находящиеся в вираже или развороте, ведя заградительный огонь под ра курсом 414. Этот прием а т а ки обычно применяется и по нашим штурмовикам, ставшим в круг для обороны. Атака ве дется по всему боевому поряд ку штурмовиков с внешней стороны виража, с последу ющим уходом вверх. Немцы прилагают сейчас мно го усилий для обеспечения действий своих бомбардиров щиков. Для этого они посыла ют большие группы, от 100 до 150 бомбардировщиков, сильно прикрытых истребителями (40— 80 машин). Эти группы истре бителей имеют обычно задачу на. короткое время вытеснить j с поля боя наших истребите- | лей, тем самым обеспечив ра- | боту своим бомбардировщикам. Усилили немцы и непосрѳдст- венное их прикрытие, посылая иногда на каждый бомбарда- і ровщик по 2 истребителя при : крытия. Для воспрепятствования уда- j рам наших штурмовиков в бомбардировщиков гитлеровцы группами по 40 самолетов про никают в глубь нашей террито рии на 15—20 км. и, разбиваясь на группки в 4—6 самолетов, эшелонированных на высот осуществляют свободный поиск наших самолетов, перехваты вая их в момент следования к линии фронта. Истекающий кровью враг бу дет непрерывно искать новые методы борьбы, применяя са- мыѳ неожиданные тактические приемы. Задача советских лет чиков — настойчиво изучав тактику врага, чтобы уметь бы стро разгадать все его уловка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz