Североморский лётчик. 1943, ноябрь.

С ЕВ Е РОМ О РС КИЙ Л Е Т Ч И К 12 н о я б р я ІЭ43 г., № 29, НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ Тяжелые бон в воздухе вы­ держали люди этой эскадрильи. Они пережили горечь потерь и .радость боевых побед. На і самые сложные задания п е р -! вым вылетал командир эскад­ рильи Лаіишенков, вдохновляя подчиненных высоким военным мастерством, волей к победе. Глядя на своего командира, люди .шли на любые 'испыта­ ния, зная, что они победят. — Для летчика-болыыевика нет .преград, — говорил коман­ дир, выражая думы всего лич­ ного состава эскадрильи, по­ ставленной волей народа на правый фланг громадного фрон­ та Отечественной войны. С уважением вспоминают в эскадрилье о тех, кто на при­ фронтовом аэродроме в самые опасные дни, под бомбами, го­ товил себя к новым победным боям. Надо было иметь боль­ шую силу воли, чтобы овладе­ вать техникой пилотирования и бомбометанием, когда кругом шныряли «Мессершмитты». Но люди это делали, зная, что бои предстоят упорные, жестокие, требующие огромного напря­ жения сил и нервов. Люди по­ стигали военное мастерство, которого требовал, товарищ Сталин, и дела этих людей, их опыт сейчас с гордостью наследует молодежь, недавно прибывшая в эскадрилью. Штурман эскадрильи орде­ ноносец Скнарев, неоднократно наносивший меткие бомбарди­ ровочные удары по вражеским аэродромам и опорным пунк­ там, дает высокую оценку мо­ лодым экипажам. Обычно сдер­ жанный на похвалу, он с пер­ вых дней знакомства с моло­ дым пополнением по-настояще­ му познал людей, их отноше­ ние к боевой учебе. Младший лейтенант Николай Копьітин, летчик, еще не име­ ющий боевых вылетов, но упор­ но готовящий себя к боям за Родину, является достойным Г. Крымский, представителем молодежи, о котором командир эскадрильи отзывается с похвалой. — Приказ товарища Сталина ; № 309, — говорит Копытин, — наполнил мое сердце еще боль­ шей уверенностью в победе. Но чтобы победа пришла бы­ стро, надо учиться так, как требует Верховный Главно- ' командующий. ! И Копытин учится очень н а ­ стойчиво. j Училище, которое он совсем I недавно окончил, дало ему мно- ' гое. Но это не успокоило воина. ! Знакомясь с боевыми тради­ циями части, он узнал, что д а ­ же Лапшенков, мастер пикиро­ вания, за время службы в авиации летавший на десятках машин различных марок, ни на минуту не прекращал боевую учебу, в каждом вылете пред’- являя и себе и 'Своему экипа­ жу самые жесткие требования. И это обуславливало успех. Достойно наследовать тради- ; ции части, ее лучших предста- j вителей стало делом чести для ; Николая Копытина. Во время ' первых провозных полетов он допускал ошибки. Особенно за- . метными были они при первом : пикировании и состояли в том, что Копытин не выдерживал постоянного темпа ввода ма­ шины в пике, отчего менялся угол. Беря пример со старших . товарищей, Копытин много по- : работал над устранением-ошиб- I ки и уже при последующем 1пикировании первая ошибка не . повторялась. Но возникла дру- ; гая: летчик резко вводил ма­ шину в пикирование, при этом теряя цель. Обратившись к теории пики­ рования и к опытным това­ рищам, Копытин установил причину ошибки, устранив и этот недостаток. Последний свой тренировочный полет Ко­ пытин совершал в составе зве­ на. Задание было обычное: отработка техники пилотирова­ ния, хождение в строю и пи кирование звеном на цель, ъесь комплекс он выполнил отлич­ но потому, что заранее проду­ мал весь полет, хорошо его подготовил и с большой на­ стойчивостью осуществил. Ошибки, допущенные Копы- тнным при первых полетах, как мы видим, не только не разочаровали молодого пики­ ровщика, а наоборот, возбуди­ ли горячее желание устранить их, и молодой летчик шел за советом к тем, кто неоднократ­ но побывал в огне сражений, кто много раз бомбардировал военные об’екты противника. Летчик-разведчик Фомин неод­ нократно рассказывал молодо­ му летчику о практике пики­ рования в зоне зенитного ог­ ня. О боях с «Мессершмитта- ми» рассказывал младший лей­ тенант Откидач. Штурман Скнарев учил распределению внимания в воздухе. Опыт товарищей — та сила, при помощи которой Николай Копытин становится в строй боевых экипажей. Он понимает, что мастерством бомбардиро­ вочных ударов овладеть не просто, что оно дается соеди­ нением теории с практикой. И эту науку он постигает, как | постигали ее Лапшенков, Коб - | ■зарь и другие лучшие люди ; I эскадрильи. I і Унаследование традиций ста- ! і новится делом чести летной молодежи. Делом чести потому, что она понимает: победу на­ до брать с боя. К тому, кто бу­ дет сидеть сложа руки, она не придет никогда. И молодежь готовится к тому, чтобы побе­ ду, к которой нас зовет и ве­ дет товарищ Сталин, в бою вырвать у врага, изгнав фаши­ стов с советской земли и со­ ветского неба. Летчик-истребитель младший лейтенант А. Горбачев, лично сбивший семь самолетов противника, рассказывает механику своего самолета старшему сержанту С. Наумову о только что проведенном воздушном бое. Фото И. Михеева. ■-Ч ..... ■ ■■■7-= ф ф = = = = = ГОТОВНОСТЬ АЭРОДРОМОВ ЗИМОЙ Инженер-капитан И. Н е п о м н я щ и й Р Е А Н Т И В Н А Я Э Н Е Р Г И Я В П О М ОЩ Ь В З Л Е Т У Т Я Ж Е Л Ы Х Б О М Б А Р Д И Р О ВЩ И К О В Американским ракетным об­ ществом успешно проведены эксперименты с использова­ нием небольших реактивных моторов в качестве вспомога­ тельной энергии . при взлете самолетов, что имеет особенно большое значение для бомбар­ дировщиков. Предназначенный для этой цели реактивный двигатель очень прост и состоит из ка­ меры сгорания и жиклера. Го­ рючее—обычно углеводороды и жидкий кислород — подается из различных баков под дав­ лением азота, находящегося в третьем баке. После зажигания при помощи запальной свечи А В И А Т Е Х Н И К А З А JP у Б Е Ж О М или какого-либо другого уст­ ройства, продукты горения с оольшой скоростью выходят че­ рез жиклер. («Нейшионел А эранаутикс»). НОВЫЙ Т Р А Н С П О Р Т НЫ Й С А М О Л Е Т I Обществом «Локхид» выпу- I щен новый гигантский транс- I портный скоростной самолет ; «Констеллэшен», предназна­ ченный для использования в ; армии США. Самолет снабжен j четырьмя моторами по 2.000 : л. .с. Грузопод’емность его — 5 человек экипажа и 57 пасса­ жиров. Скорость «Констеллэ- шена» позволяет совершить пе­ релет через континент Север­ ной Америки с полным грузом менее, чем за 9 часов. Герметическая кабина даст возможность лететь без кисло­ родных приборов на высоте 10.500 м. Самолет оборудован антиобледенителем, специаль­ ной электрической аппарату­ рой для обнаружения и быст­ рого тушения случайно возник­ шего пожара и гидроприводом к механизмам управления,пред­ отвращающим утомляемость пи лота. Предусмотрена быстрая сме­ на авиамоторной группы, кото­ рая может быть произведена® течение 45 минут. Конструкция отличается вы­ сокой аэродинамичностью, до­ стигнутой проведением более 500 испытаний модели самоле­ та в аэродинамической трубе. («Сайэнтифик Америкэн>: Опыт эксплуатации аэродро­ мов двух прошлых военных зим показывает, что решающим фактором в обеспечении по­ стоянной готовности аэродро­ мов является хорошо проду­ манная организация работ, lie устойчивые на нашем театре климатические условия, частые .'.хотели и снегопады требуют большой оперативности, быст­ роты переключения рабочей] силы и техники с одного вида работы на другой. Дело чести аэродромно-инженерных работ­ ников уже сейчас продумать организацию работ, предусмот­ реть все вопросы, связанные с очгісткой снега, закрепить лю­ дей за участками, выделить опытных, технически грамот­ ных руководителей. Так и сделали в части тов. Жеринова. Здесь разработаны мероприятия по организации снегоочистки, за каждым под­ разделением закреплены участ­ ки работ, систематически про­ ходят занятия со всеми спе­ циалистами. Большая работа проводится по усовершенство­ ванию и изобретению новых механических средств. Не так давно испытывался новый раз­ грузитель снега, сконструиро­ ванный своими силами. Это изобретение увеличит произво­ дительность труда. Хорошо, подготовленно встре­ чает зиму также и брига­ да младшего сержанта Янов­ ского. Ее специалисты еже­ дневно выполняют норму на 180—200 процентов. По инициа­ тиве т. Яновского проведен ряд усовершенствований в изго­ товлении лопат. Дефицитные, дорогостоящие предметы, за­ менены более дешевыми на местных ресурсов: вместо гвоз­ дей были применены заклепки из остатков кровельного же­ леза. К сожалению, в -части упу­ скают из вида существенные вопросы. Слабо идет ремонт автомашин, тракторов и при­ цепных приспособлений. В под­ разделении т. Красильникова ремонт инвентаря идет само­ теком. Без надлежащего при­ смотра эксплуатируется транс­ порт и в подразделениях тт. Бурцева и 'Соловьева. Из-за нераспорядительности здесь не успевают с текущим ремонтом. Зима уже на дворе. Она вступила в полную силу. Но пока не загудели вьюги, мож­ но и нужно завершить всю под­ готовку к зимней эксплуата­ ции аэродромов. Наравне с по­ стоянной готовностью взлетных площадок, надо добиться образ­ цового содержания всех под’- ездных путей. Необходимо про­ думать вопрос о создании со­ ответствующих условий для личного состава. Дело чести наших партий­ ных организаций и всех офи­ церов во всеоружии встретить наступающие метели, держать в постоянной готовности аэро­ дромы и тем самым помочь сталинским соколам еще силь­ нее наносить удары по врагу. Товарищ Сталин зовет нас на борьбу іза окончательный раз­ гром врага. Для североморских летчиков готовность аэродро­ мов зимой сыграет одну из первостепенных ролей при вы­ полнении .этой задачи. ЗАМЕТКИ Герой Советского Союза гвардии капитан Г. Костылев О ТАКТИКЕ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ Отступая под ударами Крас­ ной Армии, немцы несут ог­ ромные потери в живой силе и технике. Каждый день Сое- информбюро сообщает о десят­ ках сбитых самолетов против­ ника. Эти цифры говорят об упорных воздушных сраже­ ниях, о всевозрастающем бое­ вом мастерстве советских лет­ чиков. Стремясь сократить эти ги­ гантские потери, гитлеровцы всячески пытаются улучшить боевые качества своих самоле­ тов. Они модернизировали истребитель «Ме-109», поставив на него высотный мотор и уси­ лив вооружение до 3 пушек; усовершенствовали знакомый нам пикирующий бомбардиров­ щик «Ю-87», получивший т е ­ перь дополнительную задачу— истребителя танков. Для этой цели на нем установлена 37 мм. пушка, убраны шасси и скорость «Ю-87» доведена до 320 км. в час. На фронтах все чаще встречаются новые само­ леты: бомбардировщик «Хе-177», истребитель «ФВ-190», штурмо­ вик «Хеншѳль-129-B». Но все старания фашистов вернуть былое господство в воздухе-— не помогают им. Наши летчики беспощадно вгоняют в землю и старые, и новые, и модерни­ зированные фашистские само­ леты). Не имея сил для завоевания превосходства, противник то и дело прибегает к новым улов­ кам в использовании авиации. В последних воздушных сра­ жениях очень часто немцы при­ меняют метод заманивания на­ ших истребителей в тыл под удар сильных групп своих ист­ ребителей. Нередко при встрече с наши­ ми истребителями немцы, пы­ таясь, якобы, неумело выйти из боя, подводят бросившихся в преследование наших истре­ бителей под удар своей силь­ ной засады. Вражеские уловки не трудно разгадать. Для это­ го требуется только внимание, трезвый расчет и умение оце­ нить обстановку. Немцы стали часто применять лобовые атаки и бой на не­ больших скоростях на виражах. Над полем боя они широко ис­ пользуют взаимодействие ше­ стерок и восьмерок истребите­ лей. эшелонированных от ма­ лой высоты до 8.000 —9.000 м. При этом «ФВ-190» работают обычно на 1.500 —'2.500 м, а «Ме-109» на высоте 3.500 — і 4.500 м. Воздушные бои в ос- , новном происходят на высоте J от 1.500 до 5.000 м, причем так- I тическиѳ приемы немцев не ! отличаются особенной новиз­ ной и сводятся попрѳжнему к стремлению завладеть превос­ ходством в высоте, к внезап­ ности удара, к широкому ис­ пользованию вертикального ма­ невра. По показанию пленных не­ мецких летчиков,некоторые фа­ шистские асы любят атаковать наши самолеты, находящиеся в вираже или развороте, ведя заградительный огонь под ра­ курсом 414. Этот прием а т а ­ ки обычно применяется и по нашим штурмовикам, ставшим в круг для обороны. Атака ве ­ дется по всему боевому поряд­ ку штурмовиков с внешней стороны виража, с последу­ ющим уходом вверх. Немцы прилагают сейчас мно­ го усилий для обеспечения действий своих бомбардиров­ щиков. Для этого они посыла­ ют большие группы, от 100 до 150 бомбардировщиков, сильно прикрытых истребителями (40— 80 машин). Эти группы истре­ бителей имеют обычно задачу на. короткое время вытеснить j с поля боя наших истребите- | лей, тем самым обеспечив ра- | боту своим бомбардировщикам. Усилили немцы и непосрѳдст- венное их прикрытие, посылая иногда на каждый бомбарда- і ровщик по 2 истребителя при : крытия. Для воспрепятствования уда- j рам наших штурмовиков в бомбардировщиков гитлеровцы группами по 40 самолетов про­ никают в глубь нашей террито­ рии на 15—20 км. и, разбиваясь на группки в 4—6 самолетов, эшелонированных на высот осуществляют свободный поиск наших самолетов, перехваты­ вая их в момент следования к линии фронта. Истекающий кровью враг бу­ дет непрерывно искать новые методы борьбы, применяя са- мыѳ неожиданные тактические приемы. Задача советских лет­ чиков — настойчиво изучав тактику врага, чтобы уметь бы­ стро разгадать все его уловка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz