Североморский лётчик. 1943, декабрь.

.УМЕЛО О Р Г А Н И З О В А Т Ь В З А И М О Д Е Й С Т В И Е ВСЕХ Р О Д О В В О Й С К И У П Р А В Л Я Т Ь И М И В Б О Ю “ И . С т а л и н . Главное в прикрытии Прикрывать .или драться? Мы считаем, что проти­ вопоставлять эти два нераз­ рывно связанных элемента вылета на прикрытие удар­ ных самолетов—нельзя. Прикрытие штурмовиков, бомбардировщиков и торпе- доносцев — это боевые дей­ ствия истребителей против вражеской авиации, обеспе­ чивающие точность выполне­ ния задания ударных само­ летов и целость их экипажей. Естественно, прикрытие са­ мо по себе—самый активный и сложный вид боевой рабо­ ты истребителей. Без ак­ тивного наступательного боя прикрытия нет и не может быть. Если же иногда нашим са­ молетам удается выполнить прикрытие без ■боя, то лишь потому, что не было встречи с авиацией противника, или же была, но отсутствовала его активность, а прикры­ вающие в ’бой никогда не вступают, если нет непо­ средственной угрозы при­ крываемым. По «одержанию статьи т. Тульского, и опять-таки то заголовку, 'понятие при­ крытия кажется пассивным полетом истребителей в хво­ сте или на флангах сопро­ вождаемых самолетов. Это ’не совсем ’правильно, ибобой от прикрытия неотделим, -по­ этому сопровождающие истре­ бители должны прикрывать и драться. Бои эскортирующих истре­ бителей своеобразны. Они значительно отличаются от свободных боев- и бое® но от­ ражению воздушного против­ ника. Бои на сопровождении много сложнее, т. к. у истре­ бителей ограничивается зона их действий в определенном радиусе вокруг сопровождае­ мых, чем до некоторой сте­ пени сглаживается их ско­ рость, маневр. В комбинированных груп­ пах больше, чем где-либо, должны проявляться взаи­ модействие, чувство товари­ щеской выручки как со сто­ роны истребителей прикры­ тия, так и со стороны при­ крываемых. В первую оче­ редь нужно останавливаться •на этом, говоря о практике' прикрытия. Безусловно, недостатки прикрытия существуют еще и по сей день, но не все они по вине истребителей. Летчики прикрытия перед летчиками ударных групп ставят определенные требо­ вания, которые последние слабо или вообще но выпол­ няют. По сей' день можно наблюдать случаи, когда, выполнив задачу, ударные самолеты, но собираясь, от­ ходят от цели неорганизо­ ванно. На. этот случай т. Туль­ ский дает метод Героя Со­ ветского Союза П. Орлова — сопровождать по одному са ­ молету. Но это не всегда удается, т. -к. в большинстве вылетов истребителям при­ крытия приходится драться с численно- превосходящим противником и в таком слу­ чае может быть много по­ терь. Этот случай тактики прикрытая приемлем тогда, когда силы противника шги равны или малочисленны. Мы попрежнему остаемся при своем мнении, что отход от цели—самый опасный момент для жизни ударных само­ летов, что его нужно произ­ водить строго организованно, компактной группой. А ведь это' во многом зависит от штурмовиков, торпедоносцев и бомбардировщиков. Летчики ударных самоле­ тов должны отказываться от ухода от цели на максималь­ ном газе, по дожидаясь ос­ новной группы. Это будет приводить к потерям. Большой вопрос в прикры­ тии- — взаимодействие огня истребителей с -огнем стрел­ ков ударных самолетов. Когда сопровождаемые са­ молеты; идут плотным строем, то огонь стрелков внушите­ лен для противника- и в не­ которых моментах временно прикрывает истребителя, ма­ неврирующего для новой ата­ ки. В заключение хочется ска­ зать, что т. Тульский, к со­ жалению, упустил в статье тот факт, что и среди лет­ чиков Уманского были и есть мастера сопровождения, как тт. Мельдизин, Гончаренко, Гонтарь, Кужанов, Шевченко и другие. Сопровождая удар­ ные самолеты, они боями прикрывали их, сбив не­ сколько истребителей про­ тивника. Старший лейтенант А. ТАРАСОВ. Лейтенант П. САХАРОВ . О Т Е Х , Н Т О О Б Е Р Е Г А Е Т Н А Ш И Ж И З Н И Штурман под­ разделения штурмовиков лейтенант А. Пейсахович в своей части пользуется авто­ ритетом it ува­ жением ’ среди летчиков, техни­ ков и воздуш­ ных стрелков. Многих из них он в -повседнев­ ной учебе и по­ летах учит ма­ стерству, делясь своим богатым. боевым опытом НА СНИМКЕ: лейтенант А. Пейсахович. ; Б последних номерах «Севе- роморского летчика» напечатан ряд -статей о прикрытии ; истребителями ударной авиаг I ции. ; Для нас, торпедоносцев, этот вопрос представляет большой интерес, ибо от того, как на­ дежно организовано прикры­ тие, во многом зависит ре­ зультат групповой атаки. Я полностью согласен с вывода­ ми капитана Тульского, что «оценку работы истребителя со­ провождения следует давать не по количеству им лично сбитых самолетов, а по тому, как он сумел обеспечить удар прикрываемых самолетов». Что мы требуем от истреби­ телей прикрытия? Прежде все­ го устранить противодействие, оказываемое нам со стороны авиации противника. Это зна­ чит, обеспечить группе торпе­ доносцев в зоне зенитной ар­ тиллерии полет разомкнутым строем и дать им возможность сбросить тортіеды о короткой дистанции, ибо при сильном противодействии -со стороны авиации ’противника мы вы­ нуждены атаковать конвой сомкнутой группой,что застав­ ляет увеличить дистанцию тор­ педного ізалпа. При хорошем же 'прикрытии торпедоносцы всегда смогут производить ата­ ку успешно с коротких ди­ станций. В подтверждение я хочу тгри- ,вести два. іщнмера. В одной атаке на нас напало свыше 20 немецких самолетов, но группа истребителей прикрытия май­ ора Панина, исключительно слаженно и умело повела бой. Несмотря на численное пре­ восходство, противнику нѳуд£ь лось атаковать нас с близкой дистанции: его беспрерывно выбивали из-под нашего хвоста истребители прикрытия. Это псізволило ведущему нашей группы разомкнуть строй и атаковать кОнвой фронтом на увеличенных интервалах. По­ добное построение группы д а ­ ло нам свободу маневра и бы­ стрый выход из атакИ по од­ ному. В результате этой опе­ рации ударной группой было потоплено два фашистских транспорта. В этом бою я ,все время ви­ дел, что истребители против­ ника не могут меня атаковать. Как только какой-нибудь из них заходил мне в хвост, ого немедленно выбивал истреби­ тель прикрытия и тем самым не давал -врагу -вести прицель­ ный огонь. I В ' другой раз, когда мы хо- . дили в атаку со штур-мовика- I ми, истребители прикрытия той же части снова нам обес­ печили удар. Несмотря на то, что группа штурмовиков и торпедоносцев была разомкну та, все же истребители сопро­ вождения дали нам возмож­ ность свободно торпедировать конвой. Группу «Ме-110», пы­ тавшуюся напасть на штурмо­ виков, связала боем ударная группа истребителей, ведомая капитаном Калашниковым, а истребители н епосредств енно- го прикрытия всѳ время отго­ няли «мессеров» из-под наших хвостов. Истребители непо­ средственного прикрытия не­ прерывно следовали за нами, не отрываясь от нас даже в зоне зенитного огня. В этот раз был характерный случай. Гвардии ' старший* лейтенант т. Зайцев торпедировал тран­ спорт с короткой дистанции и очутился внутри конвоя. На выходе из атаки на. наго кину­ лись 3 «ФВ-109», но следо­ вавший за торпедоносцем наш истребитель сам атаковал эту тройку, дав возможность Зай­ цеву спокойно отойти от цели и пристроиться] ж группе. Я и мои товарищи были в -обоих случаях очень благо­ дарны своим боевым друзьям— истребителям Панину, Калаш­ никову, Самаркову, Бурматову и другим, давшим нам воз­ можность успешно и без по­ терь провести операцию. Когда лѳгчик-торподоносод чувствует над собой сильную и надежную охрану от авиации противника, это его радует. О'н -с-мелеѳ идет в атаку, сво­ боднее маневрирует. При хо­ рошем и надежном прикрытии ударная группа лучше выпол­ няет свою задачу. Там, где действует слажен­ ный коллектив, вернее, успеш­ нее добывается победа над врагом. Это должно быть зако­ ном для истребителя прикры­ тия. Этого хотим и мы, -торпе­ доносцы. Гвардии старший .лейтенант В. ПИРОГОВ. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ---------- ;------------- - ' " 29 дшсабі>я г., № 68. С О П Р О В О Ж Д Е Н И Е Майор А. КОЛОСОВ. Борьба за господство в в о з - 1 духе неразрывно связана с о ; стремлением обоих воюющих ] сторон в максимальной степени : использовать мощь бомбарди-| ровочной авиации, а также начинающих завоевывать в с е ! большее и большее значение торпедоносцев и штурмовиков. Однако, если возросшая за ! последние годы мощь зенитной артиллерии все же в значи-! тельной мере нейтрализова­ лась под’емом высоты полета— все же действия всех основ-. ных видов ударной авиации | (БА, МТА, ША), занимающей в ряде стран 60—70 проц. всех ! видов ВВС, стали встречать! еще более возрастающее огне-1 воѳ противодействие истреби­ телей, обладающих прекрасны-; ми высотными качествами и j большой скоростью. В связи с этим крупные j операции ВВС стали немысли-j мы без организации мощного истребительного эскорта н а ; всех этапах проведения бомбо- j штурмового или торпедного удара. I Боевое обеспечение истреби­ телями операций ВВС, незави­ симо от действий по ближним : или дальним об’ектам, включает в себя 3 основных формы: 1. Непосредственное сопро­ вождение боевой авиации; 2. Тактика «вытеснения» или «выметания» истребителей про­ тивника из района предстоя­ щих действий нашей авиации; 3. Косвенное обеспечение (бомбо-штур^вые удары или блокировка аэродромов ИЛ противника, высылка своих истребителей в районы «отсеч­ ки» с іцалыо перехвата ИА противника, пытающейся вый­ ти на маршруты пролета на­ ших самолетов). В задачу настоящей статьи входит освещение первого комплекса вопросов, связан­ ных с организацией сопровож­ дения бомбардировочной, тор­ педоносной и -штурмовой авиа­ ции истребителями. Основным и наибі^іее эффек­ тивным способом боевого обеспечения БА, МТА и ША к воздухе является непосред­ ственное сопровождение в по­ лете на всю его глубину, на­ сколько позволяет это радиус действия истребительных са­ молетов. Глубина сопровождения обычно зависит от общей I продолжительности .полета, дан­ ного типа истребителя с уче­ том времени, затрачиваемого на взлет, сбор, и 20--2а проц. ' на ведение воздушного боя и I другие непредвиденные за­ держки на маршруте. К настоящему времени про­ блема дальнего истребительно- ; го прикрытия одноместными I самолетами почти разрешена. j Самые отдаленные зоны оказа- і лись в сфере действия наших і одноместных истребителей. Из- I менился тем самым коренным образом характер боевого обес­ печения наших бомбардиров­ щиков и торпедоносцев. Ответственность за органи­ зацию . боевого вылета бомбар­ дировщиков (торпедоносцев или штурмовиков), идущих на - задание —с истребительным прикрытием, целиком возла­ гается на соответствующего командира частіи БА, МТА, ША, через которого осуще­ ствляется- и боевое управление ; как в полете на маршруте, так j и в районе цели. Истребители прикрытия в ! зависимости от полученной за­ дачи и имеющихся в наличии средств, как правило, делятся на две группы: группа , непосредственного прикрытия- и ударная группа, или как ее еще иногда называют на фло­ тах—группа боя. Война в воздухе, как и во­ обще всякие виды боевых дей­ ствий, не терпит шаблонов. Это означает, что не может быть чего-то застывшего и в мето­ дах сопровождения истребито- лей. Боевая практика знает ряд новых методов прикрытия авиации, например, не двумя, а тремя группами, путем вы­ деления дополнительной груп­ пы поддержки главных сил прикрытия (ударной группы). Последний метод весьма эф­ фективно был неоднократно использован истребителями под 'командованием ныне Героя Со­ ветского Союза подполковника 'Слепенкова. Немецкие летчики, изучив нашу тактику прикрытия дву­ мя группами, решили восполь­ зоваться этим, выслав третью ■группу с тем, чтобы, заняв ею выгодное исходное положение но высоте, захватить инициа­ тиву боя в своп руки. Но коварная уловка немец- ких «асов» была бита. Они сами -попались на ату ловуШ- j I ку и.подверглись разгрому, т.к. I наши истребители были к это- ! му заранее подготовлены. Ставка немцев на внезапный, ошеломляющий удар была со­ рвана. [ Разберем в отдельности j принципы построения и задачи [■названных нами групп, j Основная задача группы непосредственного прикрытия, j как и показывает само назва­ ние—не ' допустить атак охра­ няемых самолетов истребите­ лями противника, отбить и уничтожить прорывающиеся : самолеты неприятельской ИА. Главное в действиях группы j непосредственного 'прикрытия— ! строгое сохранение мест в j боевом порядке,. Только неот- I ступно следуя за охраяяе- . мыми самолетами, даже вместе ! пикируя с ними, истребители I сопровождения могут в любой момент обеспечить их от в н р - I запных атак противника. На всех этапах полета ни в j коем случае не должно быть 1ослаблено внимание1 прикры- і вающнх истребителей. К чему I это может привести, ярко пока- I зывает пример, имевший ме- I сто на Черноморском флоте. Девять «ИЛ-2» в сопровож­ дении 12 «ЯК-1», успешно вы- I 'полнив боевое задание, воз- врадцарись иа свой аэродром.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz