Североморский лётчик. 1943, декабрь.
.УМЕЛО О Р Г А Н И З О В А Т Ь В З А И М О Д Е Й С Т В И Е ВСЕХ Р О Д О В В О Й С К И У П Р А В Л Я Т Ь И М И В Б О Ю “ И . С т а л и н . Главное в прикрытии Прикрывать .или драться? Мы считаем, что проти вопоставлять эти два нераз рывно связанных элемента вылета на прикрытие удар ных самолетов—нельзя. Прикрытие штурмовиков, бомбардировщиков и торпе- доносцев — это боевые дей ствия истребителей против вражеской авиации, обеспе чивающие точность выполне ния задания ударных само летов и целость их экипажей. Естественно, прикрытие са мо по себе—самый активный и сложный вид боевой рабо ты истребителей. Без ак тивного наступательного боя прикрытия нет и не может быть. Если же иногда нашим са молетам удается выполнить прикрытие без ■боя, то лишь потому, что не было встречи с авиацией противника, или же была, но отсутствовала его активность, а прикры вающие в ’бой никогда не вступают, если нет непо средственной угрозы при крываемым. По «одержанию статьи т. Тульского, и опять-таки то заголовку, 'понятие при крытия кажется пассивным полетом истребителей в хво сте или на флангах сопро вождаемых самолетов. Это ’не совсем ’правильно, ибобой от прикрытия неотделим, -по этому сопровождающие истре бители должны прикрывать и драться. Бои эскортирующих истре бителей своеобразны. Они значительно отличаются от свободных боев- и бое® но от ражению воздушного против ника. Бои на сопровождении много сложнее, т. к. у истре бителей ограничивается зона их действий в определенном радиусе вокруг сопровождае мых, чем до некоторой сте пени сглаживается их ско рость, маневр. В комбинированных груп пах больше, чем где-либо, должны проявляться взаи модействие, чувство товари щеской выручки как со сто роны истребителей прикры тия, так и со стороны при крываемых. В первую оче редь нужно останавливаться •на этом, говоря о практике' прикрытия. Безусловно, недостатки прикрытия существуют еще и по сей день, но не все они по вине истребителей. Летчики прикрытия перед летчиками ударных групп ставят определенные требо вания, которые последние слабо или вообще но выпол няют. По сей' день можно наблюдать случаи, когда, выполнив задачу, ударные самолеты, но собираясь, от ходят от цели неорганизо ванно. На. этот случай т. Туль ский дает метод Героя Со ветского Союза П. Орлова — сопровождать по одному са молету. Но это не всегда удается, т. -к. в большинстве вылетов истребителям при крытия приходится драться с численно- превосходящим противником и в таком слу чае может быть много по терь. Этот случай тактики прикрытая приемлем тогда, когда силы противника шги равны или малочисленны. Мы попрежнему остаемся при своем мнении, что отход от цели—самый опасный момент для жизни ударных само летов, что его нужно произ водить строго организованно, компактной группой. А ведь это' во многом зависит от штурмовиков, торпедоносцев и бомбардировщиков. Летчики ударных самоле тов должны отказываться от ухода от цели на максималь ном газе, по дожидаясь ос новной группы. Это будет приводить к потерям. Большой вопрос в прикры тии- — взаимодействие огня истребителей с -огнем стрел ков ударных самолетов. Когда сопровождаемые са молеты; идут плотным строем, то огонь стрелков внушите лен для противника- и в не которых моментах временно прикрывает истребителя, ма неврирующего для новой ата ки. В заключение хочется ска зать, что т. Тульский, к со жалению, упустил в статье тот факт, что и среди лет чиков Уманского были и есть мастера сопровождения, как тт. Мельдизин, Гончаренко, Гонтарь, Кужанов, Шевченко и другие. Сопровождая удар ные самолеты, они боями прикрывали их, сбив не сколько истребителей про тивника. Старший лейтенант А. ТАРАСОВ. Лейтенант П. САХАРОВ . О Т Е Х , Н Т О О Б Е Р Е Г А Е Т Н А Ш И Ж И З Н И Штурман под разделения штурмовиков лейтенант А. Пейсахович в своей части пользуется авто ритетом it ува жением ’ среди летчиков, техни ков и воздуш ных стрелков. Многих из них он в -повседнев ной учебе и по летах учит ма стерству, делясь своим богатым. боевым опытом НА СНИМКЕ: лейтенант А. Пейсахович. ; Б последних номерах «Севе- роморского летчика» напечатан ряд -статей о прикрытии ; истребителями ударной авиаг I ции. ; Для нас, торпедоносцев, этот вопрос представляет большой интерес, ибо от того, как на дежно организовано прикры тие, во многом зависит ре зультат групповой атаки. Я полностью согласен с вывода ми капитана Тульского, что «оценку работы истребителя со провождения следует давать не по количеству им лично сбитых самолетов, а по тому, как он сумел обеспечить удар прикрываемых самолетов». Что мы требуем от истреби телей прикрытия? Прежде все го устранить противодействие, оказываемое нам со стороны авиации противника. Это зна чит, обеспечить группе торпе доносцев в зоне зенитной ар тиллерии полет разомкнутым строем и дать им возможность сбросить тортіеды о короткой дистанции, ибо при сильном противодействии -со стороны авиации ’противника мы вы нуждены атаковать конвой сомкнутой группой,что застав ляет увеличить дистанцию тор педного ізалпа. При хорошем же 'прикрытии торпедоносцы всегда смогут производить ата ку успешно с коротких ди станций. В подтверждение я хочу тгри- ,вести два. іщнмера. В одной атаке на нас напало свыше 20 немецких самолетов, но группа истребителей прикрытия май ора Панина, исключительно слаженно и умело повела бой. Несмотря на численное пре восходство, противнику нѳуд£ь лось атаковать нас с близкой дистанции: его беспрерывно выбивали из-под нашего хвоста истребители прикрытия. Это псізволило ведущему нашей группы разомкнуть строй и атаковать кОнвой фронтом на увеличенных интервалах. По добное построение группы д а ло нам свободу маневра и бы стрый выход из атакИ по од ному. В результате этой опе рации ударной группой было потоплено два фашистских транспорта. В этом бою я ,все время ви дел, что истребители против ника не могут меня атаковать. Как только какой-нибудь из них заходил мне в хвост, ого немедленно выбивал истреби тель прикрытия и тем самым не давал -врагу -вести прицель ный огонь. I В ' другой раз, когда мы хо- . дили в атаку со штур-мовика- I ми, истребители прикрытия той же части снова нам обес печили удар. Несмотря на то, что группа штурмовиков и торпедоносцев была разомкну та, все же истребители сопро вождения дали нам возмож ность свободно торпедировать конвой. Группу «Ме-110», пы тавшуюся напасть на штурмо виков, связала боем ударная группа истребителей, ведомая капитаном Калашниковым, а истребители н епосредств енно- го прикрытия всѳ время отго няли «мессеров» из-под наших хвостов. Истребители непо средственного прикрытия не прерывно следовали за нами, не отрываясь от нас даже в зоне зенитного огня. В этот раз был характерный случай. Гвардии ' старший* лейтенант т. Зайцев торпедировал тран спорт с короткой дистанции и очутился внутри конвоя. На выходе из атаки на. наго кину лись 3 «ФВ-109», но следо вавший за торпедоносцем наш истребитель сам атаковал эту тройку, дав возможность Зай цеву спокойно отойти от цели и пристроиться] ж группе. Я и мои товарищи были в -обоих случаях очень благо дарны своим боевым друзьям— истребителям Панину, Калаш никову, Самаркову, Бурматову и другим, давшим нам воз можность успешно и без по терь провести операцию. Когда лѳгчик-торподоносод чувствует над собой сильную и надежную охрану от авиации противника, это его радует. О'н -с-мелеѳ идет в атаку, сво боднее маневрирует. При хо рошем и надежном прикрытии ударная группа лучше выпол няет свою задачу. Там, где действует слажен ный коллектив, вернее, успеш нее добывается победа над врагом. Это должно быть зако ном для истребителя прикры тия. Этого хотим и мы, -торпе доносцы. Гвардии старший .лейтенант В. ПИРОГОВ. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ---------- ;------------- - ' " 29 дшсабі>я г., № 68. С О П Р О В О Ж Д Е Н И Е Майор А. КОЛОСОВ. Борьба за господство в в о з - 1 духе неразрывно связана с о ; стремлением обоих воюющих ] сторон в максимальной степени : использовать мощь бомбарди-| ровочной авиации, а также начинающих завоевывать в с е ! большее и большее значение торпедоносцев и штурмовиков. Однако, если возросшая за ! последние годы мощь зенитной артиллерии все же в значи-! тельной мере нейтрализова лась под’емом высоты полета— все же действия всех основ-. ных видов ударной авиации | (БА, МТА, ША), занимающей в ряде стран 60—70 проц. всех ! видов ВВС, стали встречать! еще более возрастающее огне-1 воѳ противодействие истреби телей, обладающих прекрасны-; ми высотными качествами и j большой скоростью. В связи с этим крупные j операции ВВС стали немысли-j мы без организации мощного истребительного эскорта н а ; всех этапах проведения бомбо- j штурмового или торпедного удара. I Боевое обеспечение истреби телями операций ВВС, незави симо от действий по ближним : или дальним об’ектам, включает в себя 3 основных формы: 1. Непосредственное сопро вождение боевой авиации; 2. Тактика «вытеснения» или «выметания» истребителей про тивника из района предстоя щих действий нашей авиации; 3. Косвенное обеспечение (бомбо-штур^вые удары или блокировка аэродромов ИЛ противника, высылка своих истребителей в районы «отсеч ки» с іцалыо перехвата ИА противника, пытающейся вый ти на маршруты пролета на ших самолетов). В задачу настоящей статьи входит освещение первого комплекса вопросов, связан ных с организацией сопровож дения бомбардировочной, тор педоносной и -штурмовой авиа ции истребителями. Основным и наибі^іее эффек тивным способом боевого обеспечения БА, МТА и ША к воздухе является непосред ственное сопровождение в по лете на всю его глубину, на сколько позволяет это радиус действия истребительных са молетов. Глубина сопровождения обычно зависит от общей I продолжительности .полета, дан ного типа истребителя с уче том времени, затрачиваемого на взлет, сбор, и 20--2а проц. ' на ведение воздушного боя и I другие непредвиденные за держки на маршруте. К настоящему времени про блема дальнего истребительно- ; го прикрытия одноместными I самолетами почти разрешена. j Самые отдаленные зоны оказа- і лись в сфере действия наших і одноместных истребителей. Из- I менился тем самым коренным образом характер боевого обес печения наших бомбардиров щиков и торпедоносцев. Ответственность за органи зацию . боевого вылета бомбар дировщиков (торпедоносцев или штурмовиков), идущих на - задание —с истребительным прикрытием, целиком возла гается на соответствующего командира частіи БА, МТА, ША, через которого осуще ствляется- и боевое управление ; как в полете на маршруте, так j и в районе цели. Истребители прикрытия в ! зависимости от полученной за дачи и имеющихся в наличии средств, как правило, делятся на две группы: группа , непосредственного прикрытия- и ударная группа, или как ее еще иногда называют на фло тах—группа боя. Война в воздухе, как и во обще всякие виды боевых дей ствий, не терпит шаблонов. Это означает, что не может быть чего-то застывшего и в мето дах сопровождения истребито- лей. Боевая практика знает ряд новых методов прикрытия авиации, например, не двумя, а тремя группами, путем вы деления дополнительной груп пы поддержки главных сил прикрытия (ударной группы). Последний метод весьма эф фективно был неоднократно использован истребителями под 'командованием ныне Героя Со ветского Союза подполковника 'Слепенкова. Немецкие летчики, изучив нашу тактику прикрытия дву мя группами, решили восполь зоваться этим, выслав третью ■группу с тем, чтобы, заняв ею выгодное исходное положение но высоте, захватить инициа тиву боя в своп руки. Но коварная уловка немец- ких «асов» была бита. Они сами -попались на ату ловуШ- j I ку и.подверглись разгрому, т.к. I наши истребители были к это- ! му заранее подготовлены. Ставка немцев на внезапный, ошеломляющий удар была со рвана. [ Разберем в отдельности j принципы построения и задачи [■названных нами групп, j Основная задача группы непосредственного прикрытия, j как и показывает само назва ние—не ' допустить атак охра няемых самолетов истребите лями противника, отбить и уничтожить прорывающиеся : самолеты неприятельской ИА. Главное в действиях группы j непосредственного 'прикрытия— ! строгое сохранение мест в j боевом порядке,. Только неот- I ступно следуя за охраяяе- . мыми самолетами, даже вместе ! пикируя с ними, истребители I сопровождения могут в любой момент обеспечить их от в н р - I запных атак противника. На всех этапах полета ни в j коем случае не должно быть 1ослаблено внимание1 прикры- і вающнх истребителей. К чему I это может привести, ярко пока- I зывает пример, имевший ме- I сто на Черноморском флоте. Девять «ИЛ-2» в сопровож дении 12 «ЯК-1», успешно вы- I 'полнив боевое задание, воз- врадцарись иа свой аэродром.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz