Североморский лётчик. 1943, декабрь.
— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 декабря 1943 г., ДЪ gg Капит ан А. Я КШ И М Записка офицера ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ В офицерской среде все ч а ш ѳ завязываются беседы о том ка к им должен быть офицер морской а ви ации— в бога, в учебе, на отдыхе, какие требования пр ед ’являет к нему современ ная война, к а к он формируется, растет, оттачивает свое воин ское мастерство и идейную вооруженность. П уб л и ку я статью к а п и т а н а т. Яншина, редакция п р и гл аш а е т офицеров наш их мастей высказаться на с тр а ниц а х нашей га зе ты по затрону тым в статье вопросам. ★ ★ ★ І / І офицор-пехотинец, и мор- * * сісой офицер имеют каж дый какой-то свой, твердо установившийся облик. Они проходят продолжительное обу чение, особенно морские офи церы. В русской пехоте, в рус ском флоте веками складыва лись традиции, которые играли /раньше и играют сейчас боль шую роль в формировании мо лодого офицера, вступающего в иовую для нбго среду. Иначе обстоит дело у 'нас, в авиации. Как родоружия, авиа ция — один из самых молодых. Она — детище сталинских пя тилеток. В наших авиа ционных частях преобладает молодой летный и техни ческий состав. В процессе обучения летчика в учи лище основное внимание, есте ственно, сосредотачивалось на овладении техникой, на тех ■элементах, которые необходимы для боя в прямом смысле сло ва. Материальная часть, техни ка пилотирования, вооружение, тактика— вот круг вопросов, ко торые охватывает подготовка в училище. Политическое, воен ное, общекультурное образова ние молодого офицера, юноши по возрасту, может пополнить ся в училище далеко на в том об’еме, какого хотелось бы каж дому. /у і олодой летчик прибыл в часть. Ему вручают бое вую машину, на которой он пойдет в бой. В жизни офи цера происходит громадное со бытие, которое не может не Некоторые наши летчики и штурманы, которые сегодня во дят самолеты на врага, —■ это вчерашние курсанты. Они не искушены в 'боях, не шохалн по роха. У них неистощимоежела ние 'быстрее- выйти в бой, сра жаться за Родину, получить боевое крещение и стать пол нокровным членом семьи ста рых, испытанных авиаторов. Энергия в них бьет живым, го рячим родником. Они рвутся в бой и так бывают счастливы первой 'победой, что невольно радуешься вместе с ними. Но мастерства у них еще нет. Черты характера не сфор мировались. Неразрывности своей с офицерской семьей, со средой уже прошедших бое вую школу офицеров, молодые еще не ощущают. Традиции, начавшие складываться в ча сти, они еще не восприняли. Короче говоря, с приходом в часть начинается биография молодого летчика, избравшего своей профессией суровую про фессию воина. Здесь начинает формироваться его характер, его облик. Естественно, что следовала бы с первых же ша гов дать возможность молодо му офицеру-лѳтчику уяснить: каким должен он стать и ка ковы требования к офицеру морской авиации. ко ошибок. Во-первых, мы от ступаем от хорошей тради ции — тепло, заботливо, дру жески встречать нового члена офицерской семьи — как раз в тот момент, когда такая ду- ление вступить в- бой. Командир j т а н и я о ф и ц е р о в . передовой эскадрильи развел- ......... чиков очень много отдал сил для того, чтобы такие офице р ы , как Суворов, стали не только мастерами своей про фессии, но я.волевыми коман дирами. Известно также, какое внимание уделяют подчинен ным офицерам опытные воз душные бойцы— тт. Сыромятни ков, Цѳцорин и Литвинов. Но, ■пожалуй, никто еще у нас не достиг такого умелого воспи- как т. Лап- шенков. Это — военный педа гог в самом лучшем смысле слова. Человек широкого, рево люционного кругозора, большо го военного образования: он умел находить доступ к серд цу подчиненного, пробуждать в нем и развивать самые лучшие качества. Я надеюсь, что това рищи, которые знают Лаишен- кова, скажут свое слово в по чата, чтобы раскрыть его опыт, сделать его достоянием всех. В этом сейчас есть большая необ ходимость. Однако работа старших офи церов -с молодыми — лишь по ловина дела. Важно, чтобы са ми молодые товарищи серьез нее отнеслись к своей подго товке, к своему делу, сознавая всю ответственность возложен ных на них задач. К глубоко му сожалению, здесь мы встречаемся с серьезными не достатками. Я взволновать его душу, не но-' нео’бходимее всего (Родить 'множество самых раз личных мыслей. іВоѳ мы пом етим эти красивые минуты, это благородное волнение. Но всег да ли такое событие становит ся событием для всех офице ров, принимающих в свою семью нового члена?.. Больше того, молодой летчик с момента вручения ему само лета стал еще и командиром -экипажа. В его подчинении теперь целый коллектив, с ко торым вместе надо воевать. •Отныне летчик — командир- воспитатель целой группы лю дей! У каждого из них свой, только ему свойственный, ха рактер. Свои привычки. Свои взгляды на жизнь. Все они смотрят на своего командира и ждут: каков он, как себя по ведет?.. Этого поворотного мо мента в своей жизни . и слу жебной биографии некоторые офицеры не замечают. Поэтому и чне могут сразу расстаться со школьными привычками, не могут сразу охватить всю прин ципиальную значимость собы тий, происшедших в их жизни. Во-вторых, даем понять моло дому товарищу, что, собствен но, не все офицеры уважают то неписанные законы, кото- рые, скажем, цементировали іофицерские собрания в старо;” 1армии. Ясно, что мы и ему даем повод не считаться с эти ми законами. Наконец, мы не помогаем ему стать сразу на правильный путь, как коман диру экипажа, и это, пожалуй, наиболее крупная ошибка. В самом деле, кто, как не командир экипажа, несет всю полноту ответственности за воспитание подчиненного ему личного состава? Эта его обя занность сформулирована до статочно четко в уставах и на ставлениях. Значит, придя в экипаж, летчик сразу должен найти свое место, а техники, механики, мотористы — обре сти в нем смелого’, справедли вого, твердого командира.. Его авторитет с первого же дня должен стать прочным, а в дальнейшем — непрерывно ра сти. Своим мужеством, воин ской доблестью, дисцйплини- А мы, старые летчики? Всегда Рованностью — всем поведа ли мы приходим на помощь" в НІ№М команДиР должен являть такие моменты?.. Не чаще ли £,бразѳц советского офицера, забываем мы о них, предостав- :Гут~то и нужна помощь, «уж- ляя нашему молодому това- но влняниеі нашей офицерской рищу самому, разбираться в сРеДьг- Каждому из нас не грех сомнениях и заново проходить УДѲЛИТЬ новому товарищу по- путь, уже пройденный нами ®ольшеі внимания, заботы, что- со всеми ошибками?. ' ’ бы чувствовал он, что попал в гт Iродную, но строгую и требова- ^ так 110 отноше- тельную офицерскую семью, ко- нию к молодым офицерам,!торая хочет, чтобы мы совершаем сразу несколь- ее порядки. знаю двух молодых офи церов. Оба они командиры экипажей. Оба окончили учили ще, получили одинаковое обра зование. По здоровью и лет ным качествам почти не отли чаются один от другого. Но поведение их в части с первых же дней резко различное. Младший лейтенант т. Воро ной стал сразу лее на невер ный и опасный путь. Он избе гал тренировок, являющихся самым верным средством до стижения мастерства. Под вся кими предлогами оттягивал свое вступление в строй. На рушал дисциплину и однажды, совершив недостойный офицера поступок, был подвергнут взы сканию. Учебе он предпочитал легкомысленное ухаживание за легкомысленными женщинами, несерьезно, поверхностно смот рящими на жизнь и вряд ли способными к большому чув ству. Собственно говоря, Воро ного это и не беспокоило. Мы часто беседовали с Во роным. «Поймите, товарищ Во роной, — заканчивал я свои беседы с ним, — что вы ро няете офицерское достоинство и своим поведением; порочите офицерскую семью. Задумай тесь над тем, что вы собою представляете. Каким вы ви дите свое, будущее?.. Я его по ка не вижу». — Учту, товарищ капитан, — отвечал мне Вороной с винова тым видом. — Исправлюсь. Но своего офицерского слова с-нно сдерживал, продолжая ве сти себя попрежнему. А ведь, казалось бы, что может быть надежнее офицерского слова? Лучшие представители русско го офицерства умели держать его до конца. Интересно в свя зи с этим привести высказы вание Э. Свидзинского из его малчивать «Заметок об общих ~военных принципах», опубликованных е щ е в 1857 году. Вот что он говорит: «Офицер должен удержаться от всяких увлечений и от всех удовольствий, могущих набро сить хотя бы малейшую тень на него лично, а тем более на корпус офицеров. Слово офице ра всегда должно быть зало гом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обя зательства. — пороки, подры вающие веру в правдивость офицера, бесчестят его. звание и не могут быть терпимыми» Вскоре в подразделении о Во р о н о м заговорили вое това рищи. Недостойное поведение одного из нас, порочащее всех, взволновало летчиков. Много резких, неприятных, но чест ных и справедливых слов вы сказано было Вороному. Одна ко он не Понял тревоги и за боты товарищей, посчитал, что к н е м у придираются. А .если посмотреть глубже, то можно сказать и прямее: у Вороного н е хватило мужества, воли ис править свои ошибки. Дурной пример Вороного ска зался на его штурмане Ласрв- сісом: последний тоже увлекся 'беготней за юбками, вдобавок еще и бравируя этим. И ему, как Вороному, говорили, что не туда расходует он свою энер гию. Однако Ласовский настаи вал на своем. Однажды слу чилось так, что события заста вили его спохватиться, но упу щено было столько, что нелег ко было наверстывать. Таких, как Вороной и Ласов ский, редко встретишь среди нас. Однако подобные случаи еще бывают, и в офицерской среде мы не имеем права за уважали J I ѳтчик и штурман долж ны обладать железной во лей, инициативностью, сме ло итти на риск и не оста навливаться перед самопожерт вованием для достижения побе ды. Какими путями воспиты ваем мы в себе и подчиненных эти качества? И какими путя ми должно это воспитание ии и? Наши старшие командиры не утомимо работают с молодыми офицерами. Умело закаляют их!командир с широким кругозо- волю и прививают дисциплини- ;ром и смелой, творческой рованность, постоянное стрем-1 мыслью. Мы знаем, что он, А дмирал Макаров , ука- зывал, что русские офи церы должны быть «отваж ны в бою и хладнокров ны в опасности». Каждый летчик, будь-то бомбардиров щик, торпедоносец или истре- ібитѳль должен таким и быть. Он — душа боя, душа победы. Смелость и отвага в наступле- I А ногда наши молодыеофи- церы позволяют себе пре небрежительно относиться к своей учебе в части, считая, что они постигли все в школе в больше им учиться нечему. Иногда также ведут себя и некоторые побывавшие в боях товарищи. Больно становится, когда слышишь подобные разговоры или видишь такое поведение. .Больно потому, что однажды, в минуту встречи с сильным, опытным противником, такие люди оказываются битыми. Таким, «все постигшим» това рищам, я не могу не напом нить С. В. Лапшенкова. Как много работал он над собою! ■Ночами просиживал над кни гами, изучал военно-теоретиче ские труды и политическую ли ^ературу, увлекался бессмерт ными творениями лучших пи сателей. Это был всесторонне развитый, высококультурный НИИ, спокойствие и железная выдержка в минуты смертель ной опасности — это черты, украшающие авиационного офи цера, поднимающие его авто ритет на высоту того уваже ния, той любви, которой окру жает наш народ свою авиацию. (Благородная цель защиты Оте ,как равный, вошел в славную плеяду героев и новаторов, прославивших североморскую авиацию. Я не буду приводить фами лии тех, кто позволяет, себе говорить: «Чего нам учиться? Учились, учились — и снова учиться?». Не буду- потому, что это невежды, ничего не смыслящие ни в военном от ношении, ни в офицерском до стоинстве. Не буду еще и по тому, что, как мне кажется, не может -быть ничего более по стыдного для офицера авиа ции, как стремление отмах нуться от знаний и жить не тем, что приобретено своим і трудом, а преподнесенными j кем-то готовыми истинами. Мне кажется также, что вокруг та ких товарищей надо создавать обстановку резкого осуждения. Генерал Драгомнров писал, что «офицеру нужно беспре рывно работать, если он хочет быть достоин своего звания». Адмирал Макаров говорил, что поведение таких товарищей. Не имеем потому, что таким путем размагничи вается воля ЭТИХ ЛЮДОЙ, они начинают жить по воле слу чая и, в конце концов, очень печально заканчивает свою служебную карьеру. Приведу и противоположный пример. іОдним из экипажей командует лейтенант т. Крюч ков. Его отличает замечатель ное для офицера качество — ревностность к службе. Она порождена глубоким понима нием своего долга и правиль ным представлением о честн офицера. За короткий срок этот вдумчивый, работающий над, собою командир стал в ряд с 'мастерами бомбоударов, имея уже несколько успешных вылетов. Смелость, летное искусство, безукоризненная дисциплинированность воздей ствуют и на весь экипаж, за ставляя 'подтягиваться осталь ных. Жадный к знаниям, Крючков учится, увлекая за собой других. Из каждого полета он '•трѳмится, путем пристального анализа, извлечь все уроки на будущее. Знакомясь с боевым прошлым части, он проникает ся духом ее славных тради ций, всеми силами стремится стать таким, как Лапшенжов, Квирикашвшш, Кобзарв- Я дол жен сказать, нто экипаж моло дого офицера Крючкова мало чем отличается от бывалых экипажей, и голос Крючкова в офицерской среде звучит авто- С'итетно, веско. Мне думается, что в этом офицере немало тех черт, которыми и должен об ладать офицер советской авиа ции. чѳства — вот стимул, ведущий воздушного воина на подвиги, подобные подвигам Сафонова, Киселева и Панина. Быть та ким, как они, мужественным и бесстрашным, безграничнопре данным своему народу и пар тии] — разве это не цель жизни авиационного офицера? «с выходом из школы учение не оканчивается... всю свою службу офицер, не желающий итти назад, должен учиться и работать». Я позволю себепрн- вести несколько- замечаний Фрунзе из той же области. Он говорит: «Подготовка нашего командного состава должна включать в себя знание не только чисто военных, но и экономических и политических условий возможных театров военных действий». В другом месте он. подчеркивает, что «командир должен научиться в полной мере владеть тем мето дом мышления, тем искусством анализа явлений, который дан марксистским учением». «Нужно все время следить за тем, что делается и у нас и в других странах, нужно постоянно раз вивать, обогащать свои позна ния». Вряд ли к этим отчетливым высказываниям требуются ка кие-либо комментарии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz