Североморский лётчик. 1943, декабрь.

— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 декабря 1943 г., ДЪ gg Капит ан А. Я КШ И М Записка офицера ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ В офицерской среде все ч а ш ѳ завязываются беседы о том ка к им должен быть офицер морской а ви ации— в бога, в учебе, на отдыхе, какие требования пр ед ’являет к нему современ­ ная война, к а к он формируется, растет, оттачивает свое воин­ ское мастерство и идейную вооруженность. П уб л и ку я статью к а п и т а н а т. Яншина, редакция п р и гл аш а е т офицеров наш их мастей высказаться на с тр а ниц а х нашей га зе ты по затрону тым в статье вопросам. ★ ★ ★ І / І офицор-пехотинец, и мор- * * сісой офицер имеют каж­ дый какой-то свой, твердо установившийся облик. Они проходят продолжительное обу­ чение, особенно морские офи­ церы. В русской пехоте, в рус­ ском флоте веками складыва­ лись традиции, которые играли /раньше и играют сейчас боль­ шую роль в формировании мо­ лодого офицера, вступающего в иовую для нбго среду. Иначе обстоит дело у 'нас, в авиации. Как родоружия, авиа­ ция — один из самых молодых. Она — детище сталинских пя­ тилеток. В наших авиа­ ционных частях преобладает молодой летный и техни­ ческий состав. В процессе обучения летчика в учи­ лище основное внимание, есте­ ственно, сосредотачивалось на овладении техникой, на тех ■элементах, которые необходимы для боя в прямом смысле сло­ ва. Материальная часть, техни­ ка пилотирования, вооружение, тактика— вот круг вопросов, ко­ торые охватывает подготовка в училище. Политическое, воен­ ное, общекультурное образова­ ние молодого офицера, юноши по возрасту, может пополнить­ ся в училище далеко на в том об’еме, какого хотелось бы каж­ дому. /у і олодой летчик прибыл в часть. Ему вручают бое­ вую машину, на которой он пойдет в бой. В жизни офи­ цера происходит громадное со­ бытие, которое не может не Некоторые наши летчики и штурманы, которые сегодня во­ дят самолеты на врага, —■ это вчерашние курсанты. Они не искушены в 'боях, не шохалн по­ роха. У них неистощимоежела­ ние 'быстрее- выйти в бой, сра­ жаться за Родину, получить боевое крещение и стать пол­ нокровным членом семьи ста­ рых, испытанных авиаторов. Энергия в них бьет живым, го­ рячим родником. Они рвутся в бой и так бывают счастливы первой 'победой, что невольно радуешься вместе с ними. Но мастерства у них еще нет. Черты характера не сфор­ мировались. Неразрывности своей с офицерской семьей, со средой уже прошедших бое­ вую школу офицеров, молодые еще не ощущают. Традиции, начавшие складываться в ча­ сти, они еще не восприняли. Короче говоря, с приходом в часть начинается биография молодого летчика, избравшего своей профессией суровую про­ фессию воина. Здесь начинает формироваться его характер, его облик. Естественно, что следовала бы с первых же ша­ гов дать возможность молодо­ му офицеру-лѳтчику уяснить: каким должен он стать и ка­ ковы требования к офицеру морской авиации. ко ошибок. Во-первых, мы от­ ступаем от хорошей тради­ ции — тепло, заботливо, дру­ жески встречать нового члена офицерской семьи — как раз в тот момент, когда такая ду- ление вступить в- бой. Командир j т а н и я о ф и ц е р о в . передовой эскадрильи развел- ......... чиков очень много отдал сил для того, чтобы такие офице­ р ы , как Суворов, стали не только мастерами своей про фессии, но я.волевыми коман­ дирами. Известно также, какое внимание уделяют подчинен­ ным офицерам опытные воз­ душные бойцы— тт. Сыромятни­ ков, Цѳцорин и Литвинов. Но, ■пожалуй, никто еще у нас не достиг такого умелого воспи- как т. Лап- шенков. Это — военный педа­ гог в самом лучшем смысле слова. Человек широкого, рево­ люционного кругозора, большо­ го военного образования: он умел находить доступ к серд­ цу подчиненного, пробуждать в нем и развивать самые лучшие качества. Я надеюсь, что това­ рищи, которые знают Лаишен- кова, скажут свое слово в по­ чата, чтобы раскрыть его опыт, сделать его достоянием всех. В этом сейчас есть большая необ­ ходимость. Однако работа старших офи­ церов -с молодыми — лишь по­ ловина дела. Важно, чтобы са­ ми молодые товарищи серьез­ нее отнеслись к своей подго­ товке, к своему делу, сознавая всю ответственность возложен­ ных на них задач. К глубоко­ му сожалению, здесь мы встречаемся с серьезными не­ достатками. Я взволновать его душу, не но-' нео’бходимее всего (Родить 'множество самых раз личных мыслей. іВоѳ мы пом­ етим эти красивые минуты, это благородное волнение. Но всег­ да ли такое событие становит­ ся событием для всех офице­ ров, принимающих в свою семью нового члена?.. Больше того, молодой летчик с момента вручения ему само­ лета стал еще и командиром -экипажа. В его подчинении теперь целый коллектив, с ко­ торым вместе надо воевать. •Отныне летчик — командир- воспитатель целой группы лю­ дей! У каждого из них свой, только ему свойственный, ха­ рактер. Свои привычки. Свои взгляды на жизнь. Все они смотрят на своего командира и ждут: каков он, как себя по­ ведет?.. Этого поворотного мо­ мента в своей жизни . и слу­ жебной биографии некоторые офицеры не замечают. Поэтому и чне могут сразу расстаться со школьными привычками, не могут сразу охватить всю прин­ ципиальную значимость собы­ тий, происшедших в их жизни. Во-вторых, даем понять моло дому товарищу, что, собствен­ но, не все офицеры уважают то неписанные законы, кото- рые, скажем, цементировали іофицерские собрания в старо;” 1армии. Ясно, что мы и ему даем повод не считаться с эти­ ми законами. Наконец, мы не помогаем ему стать сразу на правильный путь, как коман­ диру экипажа, и это, пожалуй, наиболее крупная ошибка. В самом деле, кто, как не командир экипажа, несет всю полноту ответственности за воспитание подчиненного ему личного состава? Эта его обя­ занность сформулирована до статочно четко в уставах и на­ ставлениях. Значит, придя в экипаж, летчик сразу должен найти свое место, а техники, механики, мотористы — обре­ сти в нем смелого’, справедли­ вого, твердого командира.. Его авторитет с первого же дня должен стать прочным, а в дальнейшем — непрерывно ра­ сти. Своим мужеством, воин­ ской доблестью, дисцйплини- А мы, старые летчики? Всегда Рованностью — всем поведа­ ли мы приходим на помощь" в НІ№М команДиР должен являть такие моменты?.. Не чаще ли £,бразѳц советского офицера, забываем мы о них, предостав- :Гут~то и нужна помощь, «уж- ляя нашему молодому това- но влняниеі нашей офицерской рищу самому, разбираться в сРеДьг- Каждому из нас не грех сомнениях и заново проходить УДѲЛИТЬ новому товарищу по- путь, уже пройденный нами ®ольшеі внимания, заботы, что- со всеми ошибками?. ' ’ бы чувствовал он, что попал в гт Iродную, но строгую и требова- ^ так 110 отноше- тельную офицерскую семью, ко- нию к молодым офицерам,!торая хочет, чтобы мы совершаем сразу несколь- ее порядки. знаю двух молодых офи­ церов. Оба они командиры экипажей. Оба окончили учили­ ще, получили одинаковое обра­ зование. По здоровью и лет­ ным качествам почти не отли­ чаются один от другого. Но поведение их в части с первых же дней резко различное. Младший лейтенант т. Воро­ ной стал сразу лее на невер­ ный и опасный путь. Он избе­ гал тренировок, являющихся самым верным средством до­ стижения мастерства. Под вся­ кими предлогами оттягивал свое вступление в строй. На­ рушал дисциплину и однажды, совершив недостойный офицера поступок, был подвергнут взы­ сканию. Учебе он предпочитал легкомысленное ухаживание за легкомысленными женщинами, несерьезно, поверхностно смот­ рящими на жизнь и вряд ли способными к большому чув­ ству. Собственно говоря, Воро­ ного это и не беспокоило. Мы часто беседовали с Во­ роным. «Поймите, товарищ Во­ роной, — заканчивал я свои беседы с ним, — что вы ро­ няете офицерское достоинство и своим поведением; порочите офицерскую семью. Задумай­ тесь над тем, что вы собою представляете. Каким вы ви­ дите свое, будущее?.. Я его по­ ка не вижу». — Учту, товарищ капитан, — отвечал мне Вороной с винова­ тым видом. — Исправлюсь. Но своего офицерского слова с-нно сдерживал, продолжая ве­ сти себя попрежнему. А ведь, казалось бы, что может быть надежнее офицерского слова? Лучшие представители русско­ го офицерства умели держать его до конца. Интересно в свя­ зи с этим привести высказы­ вание Э. Свидзинского из его малчивать «Заметок об общих ~военных принципах», опубликованных е щ е в 1857 году. Вот что он говорит: «Офицер должен удержаться от всяких увлечений и от всех удовольствий, могущих набро­ сить хотя бы малейшую тень на него лично, а тем более на корпус офицеров. Слово офице­ ра всегда должно быть зало­ гом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обя­ зательства. — пороки, подры­ вающие веру в правдивость офицера, бесчестят его. звание и не могут быть терпимыми» Вскоре в подразделении о Во­ р о н о м заговорили вое това­ рищи. Недостойное поведение одного из нас, порочащее всех, взволновало летчиков. Много резких, неприятных, но чест­ ных и справедливых слов вы сказано было Вороному. Одна­ ко он не Понял тревоги и за­ боты товарищей, посчитал, что к н е м у придираются. А .если посмотреть глубже, то можно сказать и прямее: у Вороного н е хватило мужества, воли ис­ править свои ошибки. Дурной пример Вороного ска­ зался на его штурмане Ласрв- сісом: последний тоже увлекся 'беготней за юбками, вдобавок еще и бравируя этим. И ему, как Вороному, говорили, что не туда расходует он свою энер­ гию. Однако Ласовский настаи­ вал на своем. Однажды слу­ чилось так, что события заста­ вили его спохватиться, но упу­ щено было столько, что нелег­ ко было наверстывать. Таких, как Вороной и Ласов­ ский, редко встретишь среди нас. Однако подобные случаи еще бывают, и в офицерской среде мы не имеем права за­ уважали J I ѳтчик и штурман долж­ ны обладать железной во­ лей, инициативностью, сме­ ло итти на риск и не оста­ навливаться перед самопожерт­ вованием для достижения побе­ ды. Какими путями воспиты­ ваем мы в себе и подчиненных эти качества? И какими путя­ ми должно это воспитание ии и? Наши старшие командиры не­ утомимо работают с молодыми офицерами. Умело закаляют их!командир с широким кругозо- волю и прививают дисциплини- ;ром и смелой, творческой рованность, постоянное стрем-1 мыслью. Мы знаем, что он, А дмирал Макаров , ука- зывал, что русские офи­ церы должны быть «отваж­ ны в бою и хладнокров­ ны в опасности». Каждый летчик, будь-то бомбардиров­ щик, торпедоносец или истре- ібитѳль должен таким и быть. Он — душа боя, душа победы. Смелость и отвага в наступле- I А ногда наши молодыеофи- церы позволяют себе пре­ небрежительно относиться к своей учебе в части, считая, что они постигли все в школе в больше им учиться нечему. Иногда также ведут себя и некоторые побывавшие в боях товарищи. Больно становится, когда слышишь подобные разговоры или видишь такое поведение. .Больно потому, что однажды, в минуту встречи с сильным, опытным противником, такие люди оказываются битыми. Таким, «все постигшим» това­ рищам, я не могу не напом­ нить С. В. Лапшенкова. Как много работал он над собою! ■Ночами просиживал над кни­ гами, изучал военно-теоретиче­ ские труды и политическую ли ^ературу, увлекался бессмерт­ ными творениями лучших пи­ сателей. Это был всесторонне развитый, высококультурный НИИ, спокойствие и железная выдержка в минуты смертель­ ной опасности — это черты, украшающие авиационного офи­ цера, поднимающие его авто­ ритет на высоту того уваже­ ния, той любви, которой окру­ жает наш народ свою авиацию. (Благородная цель защиты Оте ,как равный, вошел в славную плеяду героев и новаторов, прославивших североморскую авиацию. Я не буду приводить фами­ лии тех, кто позволяет, себе говорить: «Чего нам учиться? Учились, учились — и снова учиться?». Не буду- потому, что это невежды, ничего не смыслящие ни в военном от­ ношении, ни в офицерском до­ стоинстве. Не буду еще и по­ тому, что, как мне кажется, не может -быть ничего более по­ стыдного для офицера авиа­ ции, как стремление отмах­ нуться от знаний и жить не тем, что приобретено своим і трудом, а преподнесенными j кем-то готовыми истинами. Мне кажется также, что вокруг та­ ких товарищей надо создавать обстановку резкого осуждения. Генерал Драгомнров писал, что «офицеру нужно беспре­ рывно работать, если он хочет быть достоин своего звания». Адмирал Макаров говорил, что поведение таких товарищей. Не имеем потому, что таким путем размагничи­ вается воля ЭТИХ ЛЮДОЙ, они начинают жить по воле слу­ чая и, в конце концов, очень печально заканчивает свою служебную карьеру. Приведу и противоположный пример. іОдним из экипажей командует лейтенант т. Крюч­ ков. Его отличает замечатель­ ное для офицера качество — ревностность к службе. Она порождена глубоким понима­ нием своего долга и правиль­ ным представлением о честн офицера. За короткий срок этот вдумчивый, работающий над, собою командир стал в ряд с 'мастерами бомбоударов, имея уже несколько успешных вылетов. Смелость, летное искусство, безукоризненная дисциплинированность воздей­ ствуют и на весь экипаж, за­ ставляя 'подтягиваться осталь­ ных. Жадный к знаниям, Крючков учится, увлекая за собой других. Из каждого полета он '•трѳмится, путем пристального анализа, извлечь все уроки на будущее. Знакомясь с боевым прошлым части, он проникает­ ся духом ее славных тради­ ций, всеми силами стремится стать таким, как Лапшенжов, Квирикашвшш, Кобзарв- Я дол­ жен сказать, нто экипаж моло­ дого офицера Крючкова мало чем отличается от бывалых экипажей, и голос Крючкова в офицерской среде звучит авто- С'итетно, веско. Мне думается, что в этом офицере немало тех черт, которыми и должен об­ ладать офицер советской авиа­ ции. чѳства — вот стимул, ведущий воздушного воина на подвиги, подобные подвигам Сафонова, Киселева и Панина. Быть та­ ким, как они, мужественным и бесстрашным, безграничнопре­ данным своему народу и пар­ тии] — разве это не цель жизни авиационного офицера? «с выходом из школы учение не оканчивается... всю свою службу офицер, не желающий итти назад, должен учиться и работать». Я позволю себепрн- вести несколько- замечаний Фрунзе из той же области. Он говорит: «Подготовка нашего командного состава должна включать в себя знание не только чисто военных, но и экономических и политических условий возможных театров военных действий». В другом месте он. подчеркивает, что «командир должен научиться в полной мере владеть тем мето­ дом мышления, тем искусством анализа явлений, который дан марксистским учением». «Нужно все время следить за тем, что делается и у нас и в других странах, нужно постоянно раз­ вивать, обогащать свои позна­ ния». Вряд ли к этим отчетливым высказываниям требуются ка­ кие-либо комментарии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz