Североморский лётчик. 1943, декабрь.

— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК —..— ... ......— —------ — 25 декабря 1940 г., д і 65. „Прикрывать или дратьея?“ Истребитель прикрытия отвечает за успех удара и за жизнь штурмовика Старший лейтенант И. КАТУНИН. Н апитан Тульский к своей статье «Ирикры- ватн или драться?»*' прав. Действительно, как благодарны бываем мы тем истребителям, которые нас прикрывают по-настоящему. Однажды я водил четверку «Ильюшиных» па удар по вра жоекому каравану. ІІри под­ ходе к цели по радио услы­ шал слова ведущего группы истребителей капитана тов. Шыпова: «Бщку четыре «мес­ сера». Атакую!». Когда удар­ ная группа вступила в бой, от группы непосредственного прикрытия, неизвестно поче­ му, отделились два «Яковле­ вых» и тажже начали драться. Нас осталась прикрывать всего пара истребителей. Над самой целью штурмовики под влиянием зенитного огня, ра­ зорвались на две группы. Теперь каждую группу при­ крывал всего..', один «Як». Мою пару трижды пытались атаковывать два «Мессер- пшитта», но как нахально ни лезли враги, «ястребок», прикрывающий меня, отби­ вал все іих атаки и опять становился на свое место. С теплотой в сердце поду­ мал я тогда об этом летчи­ ке. Как только сошел на зем­ лю, прежде всего спросил: — Кто летал на самолете под номером два? Мно назвали младшего лейтенанта Гончаренко. Креп­ ко я благодарил его. С тех пор 'мы с Гончаренко —луч­ шие! друзья. Хорошо помнится и другой случай. Прикрывали тогда нас ■истребители под командой старшого лейтенанта т. Рас садкипа. У самой цели,сира на,, появились два «Фокке- Вульфа». Ведущий нашей группы; капитан т. Осыгеапе­ редал по радио: — Справа два самолета противника. — Видим. Примем меры, послышался в ответ спокой­ ный голос Рассадкина. Через несколько секунд в эфире раздался тот же спо­ койный голос: • — Один сбит. Продолжайте полет. Воздух чист. В своей статье т. Тульский затрагивает вопрос и о недо­ статках прикрытия. Особый упрек он делает истребите­ лям т. Уманского. Я вполне согласен с капитаном Туль­ ским: летать под‘прикрытием истребителей Уманского нам приходилось очень часто, и почти всегда мы возвраща­ лись с обидой. В чем главный недостаток истребителей т. Уманского? Они до сих пор не уясни­ ли, что их основной, задачей является прикрытие сопро­ вождаемых самолетов. Как у нас обычно получается? До­ ходим до цели всегда нор­ мально (в нашей части не было случая,, чтобы самолет был сбит йа родходѳ к це­ ли), а затем, как только по- являются истребители про­ тивника или начинают бить зенитки, мы остаемся одни, почтя без; прикрытия. Вместе с ударной группой, как пра­ вило, вступают сразу же в бой почти все самолеты и из группы непосредственного прикрытия. Начинается пол­ ная неразбериха. В, эфире только и слышишь: «Слева «мессер»!.. Атакуй, что зе­ ваешь?.. Горит, гадюка!..». Истребители совершенно за­ бывают о прикрываемых са­ молетах, а дать им команду * См. «Североморский лет­ чик» за 23 декабря. Штурмовики «Илыошин-2» на старте. ::ф по радио, призвать на по­ мощь невозможно: все рав­ но не услышат. В один из полетов, в котором наши лет­ чики- потопили 2 крупных танкера врага, машина капи­ тана т. Павлова, будучи под­ бита. подверглась яростным атакам «Мессершмнттов». Ка­ питан т. Павлов несколько раз передавал -по радио: «Прикройте меня, я подбит», однако помощи так и не при­ шло, хотя истребители неда­ леко вели воздушный бой. Мало у истребителей бы­ вает и инициативы. Вот слу­ чай, который нелестно харак­ теризует их. При налете на аэродром противника нашу шестерку прикрывало' ^ ист­ ребителей. При подходе к аэродрому на глазах у всех взлетело 4 немецких истре­ бителя. Немцы сумели на­ брать высоту, а затем прой­ ти около ударной группы через группу непосредствен­ ного прикрытия и атаковать «Илыошиных». Если бы в том бою командир группы т. Уманский правильно оцени­ вал обстановку, душой болел за прикрываемые самолеты, такого положения не созда­ лось бы. У нас очень много споров насчет 'того — пикировать ли группе непосредственного прикрытия на цель вместе с «Ильюшиными» или оста­ ваться на высоте, вне зоны зенитного огня? Я считаю, что. в большинстве случаев пикировать надо. Уж если ясно видно, что внизу нет истребителей противника и ничто пока «Ильюшиным» не угрожает — можно оставаг ' ться на высоте. Боязнь зенит­ ного огня, которая еще есть у некоторых истребителей, должна быть изжита. В чем же причина всех , этих недостатков истребите­ лей т. Уманского? По-моему, ‘в неправильном воспитании летного состава. Истребитель прикрытия отли­ чается По своему назначе­ нию от истребителя вообще. А здесь этого не учитывают. Взять хотя бы тот факт, что во всех истребительных под­ разделениях на досках «Бое­ вой счет» указаны только сбитые самолеты, и ни слова не!т о том, сколько же тот, или иной летчик обеспечил успешных ..налетов штурмо­ вой или другой ударной авиа­ ции. «Сколько сбил?» —вот пер­ вый вопрос, который обычно задается летчику-истребите- лю, когда он прилетает с за­ дания на сопровождение. А это- неправильно. «Как при крывал?» — вот вопрос, с которым должны встречать истребителя сопровождения на земле. Такую же тактику «выиски­ вания» количества сбитых са­ молетов ведет и штаб этой части. Не успеют летчики- штурмовики совершить по­ садку, как начинаются теле­ фонные звонки из штаба ча­ сти: «Сколько подтверждаете сбитых самолетов?».. Конечно, я не против того, чтобы истребители сбивали самолеты врага на прикры­ тии. >Но это не главноѳ.(ЧГлав- ноо — обеспечить удар со­ провождаемым самолетам. Вот вокруг этого и должна проводиться воспитательная работа. Причиной недостатков в прикрытии .является также посылка на сопровождение каждый раз новой группы самолетов с новыми ведущи­ ми. Однажды меня сопровож­ дал капитан' т. Шипов. На земле все ошибки, которые были допущены в полете, мы подробно разобрали. Но в следующий вылет мне поче­ му-то дали нового ведущего истребителей. В результате тѳ же самые ошибки были по­ вторены. Ясно, что если бы сопровождать меня вновь по­ летел капитан Шипов, вопро­ сы взаимодействия, а отсю­ да и эффект ударе были бы значительно лучшими. 6 0 0 вылетов наприкрытие ИЗ ОПЫТА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ За последние полтора месяца летчики Н-ского полна 235-й Краснознаменной Сталинград­ ской истребительной авиадиви­ зии сопроводили на бомбежку около 600 пикирующих самоле­ тов «Пе-2». За это время не было потеряно ни одного бом­ бардировщика по вине истре­ бителей. Полк сбил десять не­ мецких аэропланов, сохранив без урона все свои машины; Ниже публикуем отрывки о летчиках этого полка из кор­ респонденции Л . Огнева, напе­ чатанной в «Правде». * * # К ак мало мы знаем с работе истребителей прикрытия! Труд тя­ желый, опасный, внешне да­ же не соответствующий обыч­ ному представлению о дея­ тельности 'этих дерзких, огнен­ ных представителей наступа­ тельной авиации. Мы привыкли знать истребителей мастерами воздушного боя, свободно и неудержимо рассекающими без. брежный воздушный океан, смело преследующими против­ ника, ищущими и жаждущими боя. — Наша роль иная, — гово­ рит подполковник Чолок.—Мы должны охранять доверенные нам бомбардировщики, обере­ гать их от налета немецких истребителей, помогать выпол­ нять боѳво^ задание. И если наши подшефные возвратятся без потерь на свой аэродром,— значит, мы хорошо выполнили свою задачу, хотя бы и не сби­ ли при этом ни одного неприя­ тельского аэроплана. Истребители прикрытия креп­ ко-накрепко привязаны к своим бомбардировщикам. Они не имеют права покинуть их ни при каких обстоятельствах. Как часовой на посту, они обязаны умереть, но не сойти с места. Успех этой почетной, труд­ ной вахты ,в огромной степени зависит от организации рабо­ ты. Лучшие-"полки прикрытии великолепно связаны со свои­ ми опекаемыми. Командиры эскадрилий взаимно договари­ ваются^ всех деталях пред­ стоящей операции, боевых по­ рядках, методах работы над целью. По мере возможности командование стремится лик­ видировать обезличку сопро­ вождения и сделать так, чтобы группы бомбардировщиков со­ провождались одними и теми же истребителями. В полку же, которому посвящены эти стро­ ки, пошли еще дальше и ввели систему постоянных ше­ стерок прикрытия. Состав их строго закреплен,, и это обес­ печивает прекрасную слетан­ ность конвоя, понимание друг друга с полуслова. Для замены заболевших или выбывших из строя командир части имеет несколько резервных дар... j Вечером мы сидели в хате . командира дивизии. Генерал Iподводил итоги боевому дню полка: за день сопровождено до цели 74 пикирующих бом­ бардировщика «Пе-2». Все под­ шефные самолеты без всяких потерь вернулись на базу. Истребители также не имели потерь. Не вернулся только младший лейтенант Федорин... — Разрешите доложить, — обратился к генералу вошед­ ший в хату подполковник На­ умов. — Младший лейтенант Федорин нашелся. Только что получено донесение из Гиа­ цинта, В донесении говорилось: «Из-за низкой облачности и плохой видимости потерял ве­ дущего. Продолжая полет, ра­ зыскивая своих, вышел из об­ лаков и встретил девять «Ю-87». Зашел сверху ц со второй очереди сбил правого ведомого. Он горящим упал в десяти километрах западнее Фастова. У деревни Скрагида после атаки ушел опять в об­ лака, Выйдя из .них, через не­ сколько минут в-'стретил ту же группу бомбардировщиков, ата­ ковал отставшего ведомого и с короткой дистанции сбил его. Он упал у села Великое Опи- рино. Горючее было на исходе, пошел домой, но бензин кон­ чился, сел на аэродроме в Эн,..». ВЕСТИ С БАЛТИКИ Удар по опорному пункту врага Рано утром, с аэродрома, рас­ положенного невдалеке от фронта, поднялись грозные «Ильюшины-2». Шестерку штур­ мовиков вел старший лейте­ нант Базекин. Этой группе предстояло нанести бомбо- штурмовой удар по опорному пункту немецкой обороны. Линия фронта. Немецкие ба­ тареи открыли ураганный огонь. Огненные трассы вста­ ли перед штурмовиками. Искус­ но маневрируя, штурмовики преодолели огневое сопротив­ ление противника, — группа вышла на цель. По команде ведущего группа сосредоточен­ но обрушила на врага бомбы и снаряды. Последовали сильные взрывы, возник пожар. Не успела первая группа штурмовиков отойти от цели, как в воздухе появилась вто­ рая. Пятерку «Ильюшиных-2» вел мастер штурмовок капитан Агеенко. Новый удар,и вспых­ нули новые очаги взрывов и пожара. Разгром вражеского опорного, пункта довершили группы штурмовиков, возглавляемые' майором Кузьминым д старшим лейтенантом Афанасьевым. Немецкий опорный пункт пе­ рестал существовать. Балтийский летчик-истре­ битель трижды 'орденоносец гвардии капитан Е. Цыганов. = £ = ■ ♦ ♦ = Новинки авиации союзников Бомбометание по трудно поражаемым целям При налете на железнодорож­ ный мост при. Чечине, к югу от Ливорно в Италии,англичане применили интересный метод. Сперва одиночный ночной бомбардировщик, пролетев на высоте менее 300 метров, сбро­ сил на мост бомбу весом в 2.000 'килограммов без взрыва­ теля. Позднее в ту же ночь группа «Веллингтонов» намост сбросила несколько 250 -кило­ граммовых бомб, от которых взорвалась 2 . 000 -килогра.мм 0 - вая, лежавшая в нескольких метрах от моста. Таким обра­ зом и был взорван мост, яв­ ляющийся, как известно, труд­ но поражаемой целью. В настоящее время самолеты «Веллингтон» при ночных по­ летах на небольшой высоте проделывают то же самое, что прочие бомбардировщики при дневном свете. как утверждает английская печать, такой способ бомбоме­ тания дает большой эффект по таким целям, как раз’езды, мо­ сты и г . д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz