Североморский лётчик. 1943, декабрь.
— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК —..— ... ......— —------ — 25 декабря 1940 г., д і 65. „Прикрывать или дратьея?“ Истребитель прикрытия отвечает за успех удара и за жизнь штурмовика Старший лейтенант И. КАТУНИН. Н апитан Тульский к своей статье «Ирикры- ватн или драться?»*' прав. Действительно, как благодарны бываем мы тем истребителям, которые нас прикрывают по-настоящему. Однажды я водил четверку «Ильюшиных» па удар по вра жоекому каравану. ІІри под ходе к цели по радио услы шал слова ведущего группы истребителей капитана тов. Шыпова: «Бщку четыре «мес сера». Атакую!». Когда удар ная группа вступила в бой, от группы непосредственного прикрытия, неизвестно поче му, отделились два «Яковле вых» и тажже начали драться. Нас осталась прикрывать всего пара истребителей. Над самой целью штурмовики под влиянием зенитного огня, ра зорвались на две группы. Теперь каждую группу при крывал всего..', один «Як». Мою пару трижды пытались атаковывать два «Мессер- пшитта», но как нахально ни лезли враги, «ястребок», прикрывающий меня, отби вал все іих атаки и опять становился на свое место. С теплотой в сердце поду мал я тогда об этом летчи ке. Как только сошел на зем лю, прежде всего спросил: — Кто летал на самолете под номером два? Мно назвали младшего лейтенанта Гончаренко. Креп ко я благодарил его. С тех пор 'мы с Гончаренко —луч шие! друзья. Хорошо помнится и другой случай. Прикрывали тогда нас ■истребители под командой старшого лейтенанта т. Рас садкипа. У самой цели,сира на,, появились два «Фокке- Вульфа». Ведущий нашей группы; капитан т. Осыгеапе редал по радио: — Справа два самолета противника. — Видим. Примем меры, послышался в ответ спокой ный голос Рассадкина. Через несколько секунд в эфире раздался тот же спо койный голос: • — Один сбит. Продолжайте полет. Воздух чист. В своей статье т. Тульский затрагивает вопрос и о недо статках прикрытия. Особый упрек он делает истребите лям т. Уманского. Я вполне согласен с капитаном Туль ским: летать под‘прикрытием истребителей Уманского нам приходилось очень часто, и почти всегда мы возвраща лись с обидой. В чем главный недостаток истребителей т. Уманского? Они до сих пор не уясни ли, что их основной, задачей является прикрытие сопро вождаемых самолетов. Как у нас обычно получается? До ходим до цели всегда нор мально (в нашей части не было случая,, чтобы самолет был сбит йа родходѳ к це ли), а затем, как только по- являются истребители про тивника или начинают бить зенитки, мы остаемся одни, почтя без; прикрытия. Вместе с ударной группой, как пра вило, вступают сразу же в бой почти все самолеты и из группы непосредственного прикрытия. Начинается пол ная неразбериха. В, эфире только и слышишь: «Слева «мессер»!.. Атакуй, что зе ваешь?.. Горит, гадюка!..». Истребители совершенно за бывают о прикрываемых са молетах, а дать им команду * См. «Североморский лет чик» за 23 декабря. Штурмовики «Илыошин-2» на старте. ::ф по радио, призвать на по мощь невозможно: все рав но не услышат. В один из полетов, в котором наши лет чики- потопили 2 крупных танкера врага, машина капи тана т. Павлова, будучи под бита. подверглась яростным атакам «Мессершмнттов». Ка питан т. Павлов несколько раз передавал -по радио: «Прикройте меня, я подбит», однако помощи так и не при шло, хотя истребители неда леко вели воздушный бой. Мало у истребителей бы вает и инициативы. Вот слу чай, который нелестно харак теризует их. При налете на аэродром противника нашу шестерку прикрывало' ^ ист ребителей. При подходе к аэродрому на глазах у всех взлетело 4 немецких истре бителя. Немцы сумели на брать высоту, а затем прой ти около ударной группы через группу непосредствен ного прикрытия и атаковать «Илыошиных». Если бы в том бою командир группы т. Уманский правильно оцени вал обстановку, душой болел за прикрываемые самолеты, такого положения не созда лось бы. У нас очень много споров насчет 'того — пикировать ли группе непосредственного прикрытия на цель вместе с «Ильюшиными» или оста ваться на высоте, вне зоны зенитного огня? Я считаю, что. в большинстве случаев пикировать надо. Уж если ясно видно, что внизу нет истребителей противника и ничто пока «Ильюшиным» не угрожает — можно оставаг ' ться на высоте. Боязнь зенит ного огня, которая еще есть у некоторых истребителей, должна быть изжита. В чем же причина всех , этих недостатков истребите лей т. Уманского? По-моему, ‘в неправильном воспитании летного состава. Истребитель прикрытия отли чается По своему назначе нию от истребителя вообще. А здесь этого не учитывают. Взять хотя бы тот факт, что во всех истребительных под разделениях на досках «Бое вой счет» указаны только сбитые самолеты, и ни слова не!т о том, сколько же тот, или иной летчик обеспечил успешных ..налетов штурмо вой или другой ударной авиа ции. «Сколько сбил?» —вот пер вый вопрос, который обычно задается летчику-истребите- лю, когда он прилетает с за дания на сопровождение. А это- неправильно. «Как при крывал?» — вот вопрос, с которым должны встречать истребителя сопровождения на земле. Такую же тактику «выиски вания» количества сбитых са молетов ведет и штаб этой части. Не успеют летчики- штурмовики совершить по садку, как начинаются теле фонные звонки из штаба ча сти: «Сколько подтверждаете сбитых самолетов?».. Конечно, я не против того, чтобы истребители сбивали самолеты врага на прикры тии. >Но это не главноѳ.(ЧГлав- ноо — обеспечить удар со провождаемым самолетам. Вот вокруг этого и должна проводиться воспитательная работа. Причиной недостатков в прикрытии .является также посылка на сопровождение каждый раз новой группы самолетов с новыми ведущи ми. Однажды меня сопровож дал капитан' т. Шипов. На земле все ошибки, которые были допущены в полете, мы подробно разобрали. Но в следующий вылет мне поче му-то дали нового ведущего истребителей. В результате тѳ же самые ошибки были по вторены. Ясно, что если бы сопровождать меня вновь по летел капитан Шипов, вопро сы взаимодействия, а отсю да и эффект ударе были бы значительно лучшими. 6 0 0 вылетов наприкрытие ИЗ ОПЫТА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ За последние полтора месяца летчики Н-ского полна 235-й Краснознаменной Сталинград ской истребительной авиадиви зии сопроводили на бомбежку около 600 пикирующих самоле тов «Пе-2». За это время не было потеряно ни одного бом бардировщика по вине истре бителей. Полк сбил десять не мецких аэропланов, сохранив без урона все свои машины; Ниже публикуем отрывки о летчиках этого полка из кор респонденции Л . Огнева, напе чатанной в «Правде». * * # К ак мало мы знаем с работе истребителей прикрытия! Труд тя желый, опасный, внешне да же не соответствующий обыч ному представлению о дея тельности 'этих дерзких, огнен ных представителей наступа тельной авиации. Мы привыкли знать истребителей мастерами воздушного боя, свободно и неудержимо рассекающими без. брежный воздушный океан, смело преследующими против ника, ищущими и жаждущими боя. — Наша роль иная, — гово рит подполковник Чолок.—Мы должны охранять доверенные нам бомбардировщики, обере гать их от налета немецких истребителей, помогать выпол нять боѳво^ задание. И если наши подшефные возвратятся без потерь на свой аэродром,— значит, мы хорошо выполнили свою задачу, хотя бы и не сби ли при этом ни одного неприя тельского аэроплана. Истребители прикрытия креп ко-накрепко привязаны к своим бомбардировщикам. Они не имеют права покинуть их ни при каких обстоятельствах. Как часовой на посту, они обязаны умереть, но не сойти с места. Успех этой почетной, труд ной вахты ,в огромной степени зависит от организации рабо ты. Лучшие-"полки прикрытии великолепно связаны со свои ми опекаемыми. Командиры эскадрилий взаимно договари ваются^ всех деталях пред стоящей операции, боевых по рядках, методах работы над целью. По мере возможности командование стремится лик видировать обезличку сопро вождения и сделать так, чтобы группы бомбардировщиков со провождались одними и теми же истребителями. В полку же, которому посвящены эти стро ки, пошли еще дальше и ввели систему постоянных ше стерок прикрытия. Состав их строго закреплен,, и это обес печивает прекрасную слетан ность конвоя, понимание друг друга с полуслова. Для замены заболевших или выбывших из строя командир части имеет несколько резервных дар... j Вечером мы сидели в хате . командира дивизии. Генерал Iподводил итоги боевому дню полка: за день сопровождено до цели 74 пикирующих бом бардировщика «Пе-2». Все под шефные самолеты без всяких потерь вернулись на базу. Истребители также не имели потерь. Не вернулся только младший лейтенант Федорин... — Разрешите доложить, — обратился к генералу вошед ший в хату подполковник На умов. — Младший лейтенант Федорин нашелся. Только что получено донесение из Гиа цинта, В донесении говорилось: «Из-за низкой облачности и плохой видимости потерял ве дущего. Продолжая полет, ра зыскивая своих, вышел из об лаков и встретил девять «Ю-87». Зашел сверху ц со второй очереди сбил правого ведомого. Он горящим упал в десяти километрах западнее Фастова. У деревни Скрагида после атаки ушел опять в об лака, Выйдя из .них, через не сколько минут в-'стретил ту же группу бомбардировщиков, ата ковал отставшего ведомого и с короткой дистанции сбил его. Он упал у села Великое Опи- рино. Горючее было на исходе, пошел домой, но бензин кон чился, сел на аэродроме в Эн,..». ВЕСТИ С БАЛТИКИ Удар по опорному пункту врага Рано утром, с аэродрома, рас положенного невдалеке от фронта, поднялись грозные «Ильюшины-2». Шестерку штур мовиков вел старший лейте нант Базекин. Этой группе предстояло нанести бомбо- штурмовой удар по опорному пункту немецкой обороны. Линия фронта. Немецкие ба тареи открыли ураганный огонь. Огненные трассы вста ли перед штурмовиками. Искус но маневрируя, штурмовики преодолели огневое сопротив ление противника, — группа вышла на цель. По команде ведущего группа сосредоточен но обрушила на врага бомбы и снаряды. Последовали сильные взрывы, возник пожар. Не успела первая группа штурмовиков отойти от цели, как в воздухе появилась вто рая. Пятерку «Ильюшиных-2» вел мастер штурмовок капитан Агеенко. Новый удар,и вспых нули новые очаги взрывов и пожара. Разгром вражеского опорного, пункта довершили группы штурмовиков, возглавляемые' майором Кузьминым д старшим лейтенантом Афанасьевым. Немецкий опорный пункт пе рестал существовать. Балтийский летчик-истре битель трижды 'орденоносец гвардии капитан Е. Цыганов. = £ = ■ ♦ ♦ = Новинки авиации союзников Бомбометание по трудно поражаемым целям При налете на железнодорож ный мост при. Чечине, к югу от Ливорно в Италии,англичане применили интересный метод. Сперва одиночный ночной бомбардировщик, пролетев на высоте менее 300 метров, сбро сил на мост бомбу весом в 2.000 'килограммов без взрыва теля. Позднее в ту же ночь группа «Веллингтонов» намост сбросила несколько 250 -кило граммовых бомб, от которых взорвалась 2 . 000 -килогра.мм 0 - вая, лежавшая в нескольких метрах от моста. Таким обра зом и был взорван мост, яв ляющийся, как известно, труд но поражаемой целью. В настоящее время самолеты «Веллингтон» при ночных по летах на небольшой высоте проделывают то же самое, что прочие бомбардировщики при дневном свете. как утверждает английская печать, такой способ бомбоме тания дает большой эффект по таким целям, как раз’езды, мо сты и г . д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz