Североморский лётчик. 1943, декабрь.

2 2 -декабря Ш 8 г ., № 02. С Е В Е РО М О Р С К И Й л е т ч и к — 3 По примеру героев * А $ т і а н м е м а а п & р т І о В 1 . землянке светло и уют­ но. Летчики и штурма­ ны но случаю нелет­ ной погоды почти все собра­ лись сегодня здесь. Как до­ ма, единой дружной семьей они проводят короткие часы своего досуга. Некоторые пи­ шут письма родным и знако­ мым, двое на тумбочке иг­ рают в шахматы, а осталь­ ные собрались у длинного, покрытого красной материей стола. Над картой своего района они о чем-то дружно спорят. Их разговоры привле­ кают внимание других. По­ степенно круг становится все плотнее. Говорили по очереди, о разном. Сначала о районе, потом о вчерашних полетах на корабль-цель, а йотом темой для их интересного разговора была фотовитрина, / висѳвшал перед столом, над которой было написано: «Эскадрилья в Отечествен­ ной войне». Здесь — фотографии лет­ чиков, штурманов ц стрелков- радистов. Некоторых из них собравшиеся никогда не ви­ дели. О них сегодня им рас­ сказывал гвардии капитан Макаревич. Просто и понятно он говорил об Иване і 'арбу­ з е—первом командире эска­ дрильи, родоначальнике се­ вероморской торпедоносной авиации, о герое Советского Союза гвардии капитане Киселеве, который был так же воспитанником этого подразделения. Макаревич рассказывал молодым торпе­ доносцам про первые своп полеты над Баренцевым мо­ рем. — Главное выдержать на­ правление и высоту. Отхо­ дить от цели старайтесь как можно ниже, тогда кораблям противника труднее вести огонь. Николай Зайцев старался запомнить каждое слово: ему и его ближайшему другу Владимиру Пирогову, вместе с которым он прибыл в полк торпедоносцев из училища, где оба были инструкторами, предстоял контрольный полет перед вводом в строй. Т орпедоносец Владими­ ра Пирогова шел, над морем. Командир со­ средоточенно осматривался по сторонам. Сепцце его чуяло, нто скоро он найдет врага. Оно его не обмануло. — Товарищ командир, через 4 минуты меняем курс, — пре­ дупредил штурман. Это значи­ ло, что самолет дошел до рас­ четного места и сейчас возь­ мет новое направление, повер­ нет ближе к берегу. Низко над морем несется грозный торпе­ доносец, едва не задевая свои­ ми могучими крыльями волн моря. Вскоре раздалась команда командира: — Внимание за воздухом, подхожу к берегам. Бдительнее, зорче стал не­ сти свою вахту стрелок-радист. Исключительную находчи­ вость, разумную инициативу проявил он сегодня. Предоста­ вим же слово ему, герою этой замечательной операции. Вот что рассказывает сержант Че- Ремных; «Подойдя к фйорду, коман­ дир заявил: — Вижу мотоботы и катера. Набираю высоту и обстреляю пориоо судно, идущее но на­ шему курсу. Войдя в пологоо пике, лет­ чик стал поливать 'фрицев ог­ нем своих пулеметов. Выров­ няв машину, мы попали даль­ і і и т о т щ ы эскадрильи Гарбуза Через несколько дней Пи­ рогов и Зайцев вместе выле­ тели на контрольное торпе- домѳтаниѳ. Вслед за Пирого­ вым «торпедировал» корабль Зайцев. На корабле-цели при­ нимал зачет гвардии капи­ тан Макаревич. Опытный, бывалый торпедоносец на­ блюдал за своими ученика­ ми. Придраться было реши­ тельно не к чему. Зайцева и Пирогова отдали в прика­ зе, как вошедших в строй. В августе этого года гвар­ дии старшие лейтенанты Зайцев и Пирогов вылетели на боевое задание. Три тор­ педоносца, прикрываемые истребителями, должны бы­ ли нанести по каравану торпедный удар. Видимость позволила торпедоносцам еще издалека заметить не­ мецкие корабли. Четыре круп­ ных транспорта шли в ох­ ранении нескольких десят­ ков кораблей, среди кото­ рых находилось три эсмин­ ца. Ведущий знал, что та ­ кую армаду немцы обяза­ тельно будут прикрывать с воздуха. Он передал но ра­ дио ведомым: усилить на­ блюдение за воздухом. — Валеу трех истребите­ лей, — доложил ведущему Зайцев. Водя ожесточенное сраже­ ние, гвардейцы упорно проби­ лись к цели. По команде ве­ дущего звено сбросило тор­ педы. Маневрируя среди сплошных разрывов, у самой воды, гвардейцы разверну­ лись и стали отходить от це­ ли. Снова на них кинулись «стодовятыѳ». Тяжелым было крещение для молодых. В горячей схват­ ке некогда было посмотреть даже на результаты своего удара. О них потом сообщи­ ли истребители и разведчик. Два транспорта было потоп­ лено. На боевой счет Пирого­ ва и Зайцева записали одну общую победу. Тверже и увереннее почув­ ствовали себя друзья. Этот боевой 'полет послужил им большим уроком.' До поздней ночи беседовали они со свои­ ми экипажами, делясь впе­ чатлениями. Они сидели за тем же столом, накрытым красной материей, и им ка­ залось, что и Гарбуз и Кисе­ лев внимательно смотрят на них. ной школы, работавший все время вместо с Пироговым и Зайцевым. Пока. Шебанов проходил учобу, Пирогов и Зайцев вме­ сте потопили еще один транс­ порт водоизмещением 8 ты­ сяч тонн. В этой атаке лет­ чики показали высокое ма­ стерство. Ведя неравный бой с истребителями противника, под шквальным зенитным ог­ нем* в трудных метеоусло­ виях они держали себя му­ жественно. Особенно отличал­ ся Зайцев: на его машине вражеская зенитка повредила цилиндр мотора. Зайцев, пре­ следуемый истребителями противника, отбился от их атак и пришел на свой аэродром. Часто в перерывах между полетами в нелетную погоду три товарища собирались вместе. Часто с ними можно было видеть кх учителей: Островского, Макаревича, Литвинова. Собираясь, они готовились к наступающей заполярной осени — сезону «охоты» торпедоносцев. Гвардии старший лейтенант В. Пирогов. Николай Зайцев и Влади­ мир Пирогов в августе уча­ ствовали еще в одной тор­ педной атаке. Водил их гвар­ дии капитан Макаревич. В результате удара Пирогов по­ топил транспорт, а Макаре­ вич вместо с Зайцевым — сторожевой корабль. Атака эта, несмотря на то, что тор­ педоносцы не имели встречи с истребителями.противника, была также трудной и поучи­ тельной. Макаревич произвел раз­ бор, в котором обоих ведо­ мых похвалил за хорошие действия, особенно на выхо­ де из атаки. Вскоре в эскадрилью при­ шел Григорий Шебанов, так­ же бывший инструктор лѳт- Гвардии старший лейтенант Г. Шебанов. Североморский стиль ше. Справа, на одном из мысов замаячил яркобелый свет — немецкий пост затребовал у нас опознавательный. Штур­ ман, первый заметивший сиг­ нал, сообщил о нем летчику. Пи­ рогов плавно покачал крыльями, и мы спокойно продолжили по­ лет. Немцы видимо посчитали самолет за свой и пропустили нас. Между тем видимость ухудшалась, все сливалось с водой. Командир набрал высо­ ту до 400 — 500 метров и стал' разворачиваться в один из фиордов. Как раз в это время и услышал от командира, что он увидел конвой. Еще мгно­ венье и Пирогов вскрикнул: — Вижу два транспорта, тральщик и два сторожевых корабля. Сейчас я им дам. Трудно передать нашу об­ щую радость. Наконец-то' на­ шли! Стало легче на душе. На­ строение у всех было припод­ нятое, бодрое. Самолет потерял высоту и несся над самыми гребнями волн. Снова слышна команда лѳтдика. — Внимание, иду в атаку. Через несколько секунд ко­ рабли охранения открыли оже­ сточенный огонь.,. Машина в умелых руках Пирогова укло­ нялась то » одну, то и другую сторону, сбивая наводку у нем­ цев. В тот же миг самолет вздрогнул: от него отделилась торпеда. Мне ясно было видно, как она вошла в воду, и обра­ зовавшийся бурун с белой п е ­ ной подтверждал точность на­ правления и нормальный ход ее. Большущий столб воды сопровождался черным дымом, кверху потянулись языки пла­ мени. — Все в норме, транспорт накрылся, — кричу я коман­ диру. Мы облегченно вздохнули: главное сделано! Вражеский транспорт до 7 тысяч тонн во­ доизмещения нами пущен на дно. Пока я наблюдал за тор­ педой, штурман Дмитриев по­ могал летчику маневрировать. Он все командовал: — Вправо, влево, так дер- лсать! Моментами казалось, что мы благополучно выберемся из этого шквала огня. Вдруг сильный толчек, в машине раз­ дался оглушительный треск. Как будто у моих ног разор­ вался снаряд. Я взглянул вниз, ничего не увидел. Но что та­ кое?—мы командуем летчику— левее, ниже, а самолет идет твердо по к у р с у , б ад маневра. Неужели командир ранен, — с тревогой подумал я и снова кричу ему: — Левее, слышите нас! Вновь молчание. Спустя ми­ нуту—две мы, наконец, услы­ шали голос летчика. Он сооб­ щал, что маневрировать не мо­ жет. Стрельба прекратилась. Эс. кортирующиѳ корабли развер. нулись в сторону тонущего транспорта. Летчик убрал газ и поставил машину в опреде­ ленный режим полета. Тут мы спросили, — как моторы, и услышали, что двигатели в по^ рядке, не работают рули уп­ равления. Предупредив штур­ мана о наблюдении за возду­ хом, я спустился вниз осматри­ вать машину. Правый борт са­ молета был пробит, в нем зия­ ло отверстие диаметром 15—20 сантиметров. Оказалось, что один из снарядов угодил в ка­ бину и порвал два троса руля поворота, а также надорвал трос глубины, державшийся на одной нитке. Машинально я ухватился за этот трос, вернее за уцелевшую нитку, как будто удержал бы его, если он со ­ вершенно оборвался. Опомнив­ шись, я доложил летчику о слу­ чившемся, Мне было приказа­ 24 ноября па рассвете два торпедоносца, пилотируемые гвардии майором Литвино­ вым и гвардии старшим лей­ тенантом Пироговым, в раз­ ное время и в разные райо­ ны отправились в крейсер­ ский полет. В результате их торпедных атак были потоп­ лены танкер и транспортпро- тивника по б тысяч тонн во­ доизмещением калсдый. Лит­ винов и Пирогов открыли се­ зон гвардейской «охоты» за фашистскими транспортами. На следующий день Зайцев тоже потопил транспорт та­ кого же водоизмещения. За ним открыл свой счет и мо­ лодой торпедоносец, гвардии старший лейтенант Шебанов. А 28 ноября Литвинов пу­ стил на дно пятый по счету за четыре дня транспорт. Серьезно повредил 1 в этот день шестой транспорт про­ тивника Зайцев. Молодая гвардия, унасле­ довавшая боевые традиции торпедоносцев-героев, неук­ лонно умножает свой гроз­ ный счет: 18 декабря в дале­ ком вражеском фиорде наве­ ки скрылся в пучинах моря еще один транспорт, торпе­ дированный Пироговым. Ha-днях отличился и Зай­ цев: он пустил на дно еще один крупный фашистский корабль. На этот раз Зайцев поставил рекорд продолжи­ тельности полета на своем самолете: он искал врага не­ сколько часов, нашел его и уничтожил. Витрина эскадрильи гвар­ дейского полка теперь попол­ нилась новыми фотография­ ми. Среди них — фото заме­ чательных мастеров торпед­ ного удара, гвардии старших Лейтенантов Николая Зайце­ ва, Владимира Пирогэва, Григория Шебанова. Молодая гвардия умножает боевую славу своей эскад­ рильи, созданной Гарбузом, в которой геройски сражался и Киселев. Н. ДУБИНИН. но перевязать тросы. Сам о н классически вел машину. Она шла так тихо, словно мы н а х о ­ дились не в воздухе, а на зем­ ле. Пирогов все довороты де­ лал на моторах, почти не ка­ саясь управления.' — Что делать, чем связать тросы, — вот мысль, к о т о р а я всецело мною овладела. Мне было ясно одно: что-то н а д о предпринять, чем быстрее, тем лучше. Долго я рыскал по ка­ бине, ничего не нашел. Тут на глаза мне попалась перенос­ ная лампочка. Я оборвал от нее шнур. Увы! Он оказался очень коротким и ничего сделать нельзя было. Тогда кинулся к аптечке, достал бинты, свер­ нул их в несколько рядов и связал ими концы колец, ко­ торые еще раньше свернул у тросов. Затем снял ремень от своего снаряжения, продел его в кольца и стянул их. Один трос руля поворота был «в по­ рядке». Потом я раздел штур­ мана и снял с него ремень и точно таким же образом стя­ нул второй трос. Чертовски усталый, но довольный, я до­ ложил командиру, что тросы исправлены. — Чем? — спросил он. — Снял ремень с себя и со штурмана. — Н у , молодец, теперь-то у ж до дому дотянем». Г. НАГАЛЬНИЦМИИ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz