Североморский лётчик. 1943, декабрь.
2 2 -декабря Ш 8 г ., № 02. С Е В Е РО М О Р С К И Й л е т ч и к — 3 По примеру героев * А $ т і а н м е м а а п & р т І о В 1 . землянке светло и уют но. Летчики и штурма ны но случаю нелет ной погоды почти все собра лись сегодня здесь. Как до ма, единой дружной семьей они проводят короткие часы своего досуга. Некоторые пи шут письма родным и знако мым, двое на тумбочке иг рают в шахматы, а осталь ные собрались у длинного, покрытого красной материей стола. Над картой своего района они о чем-то дружно спорят. Их разговоры привле кают внимание других. По степенно круг становится все плотнее. Говорили по очереди, о разном. Сначала о районе, потом о вчерашних полетах на корабль-цель, а йотом темой для их интересного разговора была фотовитрина, / висѳвшал перед столом, над которой было написано: «Эскадрилья в Отечествен ной войне». Здесь — фотографии лет чиков, штурманов ц стрелков- радистов. Некоторых из них собравшиеся никогда не ви дели. О них сегодня им рас сказывал гвардии капитан Макаревич. Просто и понятно он говорил об Иване і 'арбу з е—первом командире эска дрильи, родоначальнике се вероморской торпедоносной авиации, о герое Советского Союза гвардии капитане Киселеве, который был так же воспитанником этого подразделения. Макаревич рассказывал молодым торпе доносцам про первые своп полеты над Баренцевым мо рем. — Главное выдержать на правление и высоту. Отхо дить от цели старайтесь как можно ниже, тогда кораблям противника труднее вести огонь. Николай Зайцев старался запомнить каждое слово: ему и его ближайшему другу Владимиру Пирогову, вместе с которым он прибыл в полк торпедоносцев из училища, где оба были инструкторами, предстоял контрольный полет перед вводом в строй. Т орпедоносец Владими ра Пирогова шел, над морем. Командир со средоточенно осматривался по сторонам. Сепцце его чуяло, нто скоро он найдет врага. Оно его не обмануло. — Товарищ командир, через 4 минуты меняем курс, — пре дупредил штурман. Это значи ло, что самолет дошел до рас четного места и сейчас возь мет новое направление, повер нет ближе к берегу. Низко над морем несется грозный торпе доносец, едва не задевая свои ми могучими крыльями волн моря. Вскоре раздалась команда командира: — Внимание за воздухом, подхожу к берегам. Бдительнее, зорче стал не сти свою вахту стрелок-радист. Исключительную находчи вость, разумную инициативу проявил он сегодня. Предоста вим же слово ему, герою этой замечательной операции. Вот что рассказывает сержант Че- Ремных; «Подойдя к фйорду, коман дир заявил: — Вижу мотоботы и катера. Набираю высоту и обстреляю пориоо судно, идущее но на шему курсу. Войдя в пологоо пике, лет чик стал поливать 'фрицев ог нем своих пулеметов. Выров няв машину, мы попали даль і і и т о т щ ы эскадрильи Гарбуза Через несколько дней Пи рогов и Зайцев вместе выле тели на контрольное торпе- домѳтаниѳ. Вслед за Пирого вым «торпедировал» корабль Зайцев. На корабле-цели при нимал зачет гвардии капи тан Макаревич. Опытный, бывалый торпедоносец на блюдал за своими ученика ми. Придраться было реши тельно не к чему. Зайцева и Пирогова отдали в прика зе, как вошедших в строй. В августе этого года гвар дии старшие лейтенанты Зайцев и Пирогов вылетели на боевое задание. Три тор педоносца, прикрываемые истребителями, должны бы ли нанести по каравану торпедный удар. Видимость позволила торпедоносцам еще издалека заметить не мецкие корабли. Четыре круп ных транспорта шли в ох ранении нескольких десят ков кораблей, среди кото рых находилось три эсмин ца. Ведущий знал, что та кую армаду немцы обяза тельно будут прикрывать с воздуха. Он передал но ра дио ведомым: усилить на блюдение за воздухом. — Валеу трех истребите лей, — доложил ведущему Зайцев. Водя ожесточенное сраже ние, гвардейцы упорно проби лись к цели. По команде ве дущего звено сбросило тор педы. Маневрируя среди сплошных разрывов, у самой воды, гвардейцы разверну лись и стали отходить от це ли. Снова на них кинулись «стодовятыѳ». Тяжелым было крещение для молодых. В горячей схват ке некогда было посмотреть даже на результаты своего удара. О них потом сообщи ли истребители и разведчик. Два транспорта было потоп лено. На боевой счет Пирого ва и Зайцева записали одну общую победу. Тверже и увереннее почув ствовали себя друзья. Этот боевой 'полет послужил им большим уроком.' До поздней ночи беседовали они со свои ми экипажами, делясь впе чатлениями. Они сидели за тем же столом, накрытым красной материей, и им ка залось, что и Гарбуз и Кисе лев внимательно смотрят на них. ной школы, работавший все время вместо с Пироговым и Зайцевым. Пока. Шебанов проходил учобу, Пирогов и Зайцев вме сте потопили еще один транс порт водоизмещением 8 ты сяч тонн. В этой атаке лет чики показали высокое ма стерство. Ведя неравный бой с истребителями противника, под шквальным зенитным ог нем* в трудных метеоусло виях они держали себя му жественно. Особенно отличал ся Зайцев: на его машине вражеская зенитка повредила цилиндр мотора. Зайцев, пре следуемый истребителями противника, отбился от их атак и пришел на свой аэродром. Часто в перерывах между полетами в нелетную погоду три товарища собирались вместе. Часто с ними можно было видеть кх учителей: Островского, Макаревича, Литвинова. Собираясь, они готовились к наступающей заполярной осени — сезону «охоты» торпедоносцев. Гвардии старший лейтенант В. Пирогов. Николай Зайцев и Влади мир Пирогов в августе уча ствовали еще в одной тор педной атаке. Водил их гвар дии капитан Макаревич. В результате удара Пирогов по топил транспорт, а Макаре вич вместо с Зайцевым — сторожевой корабль. Атака эта, несмотря на то, что тор педоносцы не имели встречи с истребителями.противника, была также трудной и поучи тельной. Макаревич произвел раз бор, в котором обоих ведо мых похвалил за хорошие действия, особенно на выхо де из атаки. Вскоре в эскадрилью при шел Григорий Шебанов, так же бывший инструктор лѳт- Гвардии старший лейтенант Г. Шебанов. Североморский стиль ше. Справа, на одном из мысов замаячил яркобелый свет — немецкий пост затребовал у нас опознавательный. Штур ман, первый заметивший сиг нал, сообщил о нем летчику. Пи рогов плавно покачал крыльями, и мы спокойно продолжили по лет. Немцы видимо посчитали самолет за свой и пропустили нас. Между тем видимость ухудшалась, все сливалось с водой. Командир набрал высо ту до 400 — 500 метров и стал' разворачиваться в один из фиордов. Как раз в это время и услышал от командира, что он увидел конвой. Еще мгно венье и Пирогов вскрикнул: — Вижу два транспорта, тральщик и два сторожевых корабля. Сейчас я им дам. Трудно передать нашу об щую радость. Наконец-то' на шли! Стало легче на душе. На строение у всех было припод нятое, бодрое. Самолет потерял высоту и несся над самыми гребнями волн. Снова слышна команда лѳтдика. — Внимание, иду в атаку. Через несколько секунд ко рабли охранения открыли оже сточенный огонь.,. Машина в умелых руках Пирогова укло нялась то » одну, то и другую сторону, сбивая наводку у нем цев. В тот же миг самолет вздрогнул: от него отделилась торпеда. Мне ясно было видно, как она вошла в воду, и обра зовавшийся бурун с белой п е ной подтверждал точность на правления и нормальный ход ее. Большущий столб воды сопровождался черным дымом, кверху потянулись языки пла мени. — Все в норме, транспорт накрылся, — кричу я коман диру. Мы облегченно вздохнули: главное сделано! Вражеский транспорт до 7 тысяч тонн во доизмещения нами пущен на дно. Пока я наблюдал за тор педой, штурман Дмитриев по могал летчику маневрировать. Он все командовал: — Вправо, влево, так дер- лсать! Моментами казалось, что мы благополучно выберемся из этого шквала огня. Вдруг сильный толчек, в машине раз дался оглушительный треск. Как будто у моих ног разор вался снаряд. Я взглянул вниз, ничего не увидел. Но что та кое?—мы командуем летчику— левее, ниже, а самолет идет твердо по к у р с у , б ад маневра. Неужели командир ранен, — с тревогой подумал я и снова кричу ему: — Левее, слышите нас! Вновь молчание. Спустя ми нуту—две мы, наконец, услы шали голос летчика. Он сооб щал, что маневрировать не мо жет. Стрельба прекратилась. Эс. кортирующиѳ корабли развер. нулись в сторону тонущего транспорта. Летчик убрал газ и поставил машину в опреде ленный режим полета. Тут мы спросили, — как моторы, и услышали, что двигатели в по^ рядке, не работают рули уп равления. Предупредив штур мана о наблюдении за возду хом, я спустился вниз осматри вать машину. Правый борт са молета был пробит, в нем зия ло отверстие диаметром 15—20 сантиметров. Оказалось, что один из снарядов угодил в ка бину и порвал два троса руля поворота, а также надорвал трос глубины, державшийся на одной нитке. Машинально я ухватился за этот трос, вернее за уцелевшую нитку, как будто удержал бы его, если он со вершенно оборвался. Опомнив шись, я доложил летчику о слу чившемся, Мне было приказа 24 ноября па рассвете два торпедоносца, пилотируемые гвардии майором Литвино вым и гвардии старшим лей тенантом Пироговым, в раз ное время и в разные райо ны отправились в крейсер ский полет. В результате их торпедных атак были потоп лены танкер и транспортпро- тивника по б тысяч тонн во доизмещением калсдый. Лит винов и Пирогов открыли се зон гвардейской «охоты» за фашистскими транспортами. На следующий день Зайцев тоже потопил транспорт та кого же водоизмещения. За ним открыл свой счет и мо лодой торпедоносец, гвардии старший лейтенант Шебанов. А 28 ноября Литвинов пу стил на дно пятый по счету за четыре дня транспорт. Серьезно повредил 1 в этот день шестой транспорт про тивника Зайцев. Молодая гвардия, унасле довавшая боевые традиции торпедоносцев-героев, неук лонно умножает свой гроз ный счет: 18 декабря в дале ком вражеском фиорде наве ки скрылся в пучинах моря еще один транспорт, торпе дированный Пироговым. Ha-днях отличился и Зай цев: он пустил на дно еще один крупный фашистский корабль. На этот раз Зайцев поставил рекорд продолжи тельности полета на своем самолете: он искал врага не сколько часов, нашел его и уничтожил. Витрина эскадрильи гвар дейского полка теперь попол нилась новыми фотография ми. Среди них — фото заме чательных мастеров торпед ного удара, гвардии старших Лейтенантов Николая Зайце ва, Владимира Пирогэва, Григория Шебанова. Молодая гвардия умножает боевую славу своей эскад рильи, созданной Гарбузом, в которой геройски сражался и Киселев. Н. ДУБИНИН. но перевязать тросы. Сам о н классически вел машину. Она шла так тихо, словно мы н а х о дились не в воздухе, а на зем ле. Пирогов все довороты де лал на моторах, почти не ка саясь управления.' — Что делать, чем связать тросы, — вот мысль, к о т о р а я всецело мною овладела. Мне было ясно одно: что-то н а д о предпринять, чем быстрее, тем лучше. Долго я рыскал по ка бине, ничего не нашел. Тут на глаза мне попалась перенос ная лампочка. Я оборвал от нее шнур. Увы! Он оказался очень коротким и ничего сделать нельзя было. Тогда кинулся к аптечке, достал бинты, свер нул их в несколько рядов и связал ими концы колец, ко торые еще раньше свернул у тросов. Затем снял ремень от своего снаряжения, продел его в кольца и стянул их. Один трос руля поворота был «в по рядке». Потом я раздел штур мана и снял с него ремень и точно таким же образом стя нул второй трос. Чертовски усталый, но довольный, я до ложил командиру, что тросы исправлены. — Чем? — спросил он. — Снял ремень с себя и со штурмана. — Н у , молодец, теперь-то у ж до дому дотянем». Г. НАГАЛЬНИЦМИИ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz