Североморский лётчик. 1943, декабрь.

Киселев избрал самый круп­ ный транспорт водоизмещением в 10—12 тысяч тонн. Этот 1 ранспорт охранялся более других, и командир группы капитан Киселев, верный тра­ дициям североморских торпе­ доносцев, повел на него свою машину. Сотни снарядов с берега, и с кораблей рвались вокруг само­ лета и один из них ударил по мотору, когда необходимая для торпедного выстрела дистан­ ция еще не ібыла достигнута Киселевым. Мотор задымил, по­ том пламя охватило машину. На горящем самолете капитан Киселев, старший лейтенант Покало, старшина Бѳрденников и сержант Жучков продолжали атаку. Торпеда была сброшена с предельно-короткой дистан­ ции, свидетельствующей о том, что мужество и воля ни на мгновение не покинули герои­ ческий экипаж. Торпеда ударила в борт транспорта. Раздался сильный взрыв. Транспорт разломился пополам. Корма и нос, подняв­ шись кверху, сошлись почти вместе и в таком виде судно погрузилось в воду. Из донесений других экипа­ жей известно, что об’ятый ила. менем самолет Киселева про­ скочил над торпедированным транспортом и упал в воду невдалеке от одного из кораб­ лей охранения. Очевидно, ка­ питан Киселев и старший лей­ тенант Покало намеревались нанести еще один удар фа­ шистскому конвою и врезать­ ся на своей пылающей маши­ не в сторожевой корабль. Но мотор отказал раньше, чем рарсчитывали герои. Советы боевым друзьям ф Летчик - торпедоно­ сец должен упорно гото- ... -.................... пить себя к боям. Он дол­ жен неустанно учиться па опыте войны, из каж ­ дого полета извлекать что-то новое. Вез этого немыслимо отличное вы- ; шк нолпение боевых зада- J B | nnfi. А наш закон один: боевой приказ выполни во что бы то ни стало. <5- Воина многому нас учит. Нужно постоянно изучать тактику против- ^ М § § ника, менять, совершен­ ствовать свою тактику. ф Уходя на задание, ты должен быть уверен в том, что выполнишь его. Вкралось малейшее сомнение— и наполовину ты не подготовлен к бою. <■- 'й В полете я веду се- ' . V бя спокойно, говорю ма- /' ло. Мое спокойствие пе­ редается всему экипаж у, и это позволяет ему нор­ мально работать. ♦ Летчик должен тре- і бовать от каждого члена экипажа отличного зна- ' 'ШШьжіжШп і ния своего дела и доби­ ваться слетанности, пол­ ного взаимопонимания /я а & в воздухе и, что само со- бой разумеется, желез- ной дисциплины в поле- те и на земле. { ф Прежде чем принять рбшение я советуюсь с членами экипажа; Но когда решение мною уже і \ принято, я не допускаю никаких обсуждении: оно выполняется быстро, четко. ф Внутренняя связь— залог успеха в воздухе. Вез нее я никогда не вылетаю. Заметив, напри­ мер, противника, командир тут же сообщает об этом членам экипажа, н те приводит себя в бое­ вую готовность,, каждый быстро принимает ре­ шение. ф Осмотрительность в воздухе должна бы ть исключительно высокой. Хорошо, когда ты пер­ вый обнаружишь противника, а не он тебя! ф Вести наблюдение должны все члены экипа­ жа. Два глаза хорошо, а восемь— еще лучше. З а ­ метив врага, немедленно доложп командиру. ф Идеіць в гр у п п е— наблюдай за ведомыми и в необходимых случаях прикрывай их своим о г­ нем. ф Когда идешь в атаку, торпедируй с поло­ женной дистанции с таким расчетом.Ѵгобы к а ж ­ дый экипаж мог выбрать себе цель. ф Торпедные атаки очень сложны и требуют от экипажа навыков, дерзости, смелости и боль­ шого умения. Необходимо постоянно отрабаты­ вать в себе эти качества. Подчас у нас не хва­ тает на это времени. Но я, например, добива­ юсь этого в каждом боевом вылете. Я трёниру- юсь водить машину на низкой высоте, делаю на такой высоте виражи, произвожу посадку с пря­ мой, с бреющего полета и т. д. Это помогает мне лучше отшлифовывать элементы самолето­ вождения. Я сознательно усложняю свои полеты. Встречаю заряды— обязательно захвачу их край, войду в облака. Этим я готовлю себя к поле­ там ^ в сложных метеорологических условиях. Свой опыт я передаю многим летчикам. ф Экипаж должен грамотно эксплоатировать ма­ териальную часть самолета и моюра. Для этого нужно хорошо знать режимы работы моторов и | 1. НИСЕЛЕВ УЧИТСЯ У Г АРБ УЗА В полной мере капитан Ки­ селев проявил присущие ему качества воздушного бойца в ме­ сяцы. когда вместе с другими летчиками - разведчиками он был переведен во вновь сфор­ мированный полк сэвероморі ских торпедоносцев, в эскад­ рилью прославленного капита­ на Гарбуза. «Для нас, бывших летчиков разведывательного полка, тор­ педа была новым, никогда не испытанным оружием, — вспо­ минал позже Киселев.—Капи­ тан Гарбуз уверял нас, что мы, морские разведчики, имеем все возможности стать первоклас­ сными торпедоносцами, ибо, как он считал, владели теми «моряцкими» навыками, кото­ рые необходимы, как воздух, торпедоносной авиации. В са­ мом деле, каждый из нас имел долголетний опыт полетов над морем «а малых высотах (про­ изводимых в целях достиже­ ния скрытности при заданиях на разведку или при поиске подводных лодок), каждый из нас прекрасно знал морской театр и его климатические особенности., умел предугады­ вать изменения метеоусловий и, наконец, мы, как моряки в полном смысле этого слова, безошибочно определяли класс, корабля, его линейные разме­ ры и элементы движения, «('ловом,—говорил Иван Яков­ левич, — вам все карты в руки: наполовину вы ужо тор­ педоносцы». Исполненный вопы в мощь вручаемого ему нового авиа­ ционного оружия, убежденный, что оно удесятерит ого силы в борьбе с фашизмом и позво­ лит наиболее эффективно уничтожать вражеские корабли, капитан Киселев с увлечением, настойчиво и рьяно принялся за освоение новой материаль­ ной части, а затем—техники и тактики торпедомотания. Вско­ ре он становится любимым учеником капитана Гарбуза, который видит в спокойном и уравновешенном летчике тем­ перамент подлинного торпедо­ носца, способного сочетать трезвый расчет со смелым ри­ ском, во имя победы готового, как говорил Маяковский, «и к смерти и к бессмертной славе». Не случайно именно Киселев в дальнейшем становится пре­ емником Гарбуза в качестве командира эскадрильи и водит своих давних соратников, Став­ ших теперь торпедоносцами, в самые ожесточенные, неизмен­ но увенчивающиеся победами бои. 2. С Т И Л Ь С Е В Е Р О М О Р С К О Г О Т О Р П Е Д О Н О С Ц А В памятные дни января 1943 года, когда взрывы северомор­ ских торпед уничтожили один за другим 15 транспортов об­ щим водоизмещением в 95 ты­ сяч тонн и 1 сторожевой ко­ рабль, капитан Киселев пото­ пил двумя лихими атаками два вражеских судна: 14 января— транспорт водоизмещением в О тысяч тонн и 29 января — второй транспорт водоизмеще­ нием в 9 тысяч тонн. Таким образом, к концу ян­ варя капитан Киселев, как и другие летчики-торпедоносцы, проверил себя в жестоких схватках с врагом и уже имел за плечами немалый боевой опыт, основной вывод и? кото- Рис. Г. Веселова, регулировать пх Нагрузку. Иначе можно лиши ть­ ся одного мотора, а, значит, ,не выполнить боево­ го задания. Важно уметь производить мягкие посадки п взлеты. Ч ув ств уй машину, веди ее плавно, без рывков. ф Командиру экипажа не следует выпускать из поля зрения технический состав. Он должен хо ­ рошо знать своего техника и механика, моторис­ та и оружейника, вручающи х ему боевой само­ лет. Ни в коем случае не нужно торопить те х­ ников. Иначе нарушится плановость подготовки магчасгн, и спеш ка подчас может отразиться на качестве подготовки машины и вооружения. ф В ерн увш и сь с задания, летчик должен рас­ сказать технику, как вели себя/В воздухе само5 лет и мотор. При этом надо обращать его вни­ мание на главное. Иногда у нас бывает так. П ри ­ летит летчик и говорит своему техни ку: „Плохо вела себя машина, барахлили моторы". И тех­ ник не знает, за что ему раньше взяться. ф Н уж н о ценить труд механика и всеТда пом­ нить, что он живой человек, который душ у вкладывает в дело. К механику надо относить­ ся с большим уважением. После боевого вылета командир экипажа должен рассказать механикам, что сделал экипаж в полете, как протекал полет. Ведь все это очень интересует технический со с­ тав. ф Я уч/ілся и скусств у самолетовождения у нрос- лавленНЬго героя-североморца Бориса Сафонова, у мастера торпедных ударов Ивана Гарбуза. Подражай им— и ты победишь вр^га. Нам нужно добиться того, чтобы противник трепетал перед нами, бежал от нас. Герой Советского Союза капитан В. КИСЕЛЕВ. Так в жарком бою с врагами нашей Родины погиб, покрыв свое имя бессмертной славой, один из самых заслуженных летчиков Северного флота, ка­ валер трех орденов Красного знамени, мастер торпедных и бомбовых ударов, потопивший бомбами подводную лодку и торпедами—4 транспорта, лѳт- чик-больщевик, храібрый сын великого народа — капитан Василий Николаевич Киселев. 24 июля 1943 года Президиум Верховного Совета Союза ССР присвоил ему и его штурману старшему лейтенанту Михаилу Федоровичу Покало званио Героя Советского Союза. Имена обоих героев окруже­ ны в родном им полку и во всех частях флотской ' авиации безмерным уважением. «Тради­ ции Киселева» — таково было название доклада, прочтенного капитаном Островским на пар­ тийном собрании. Традиции Киселева в действии — такова боевая практика всех летчи- ков-торпедоносцѳв Севера, гро­ мящих вражеские коммуника­ ции и. поставивших своей за­ дачей навсегда закрыть Барен- цово море для фашистских пи­ ратов. Неугасимая, благодарная па­ мять о героическом воине зо­ вет его сподвижников и уче­ ников к новым подвигам во имя нашей победы. С . В А Р Ш А В С К И Й , Б . Р Е С Т . рого гласил: успех достигает­ ся не каким-либо одним при­ годным в разных обстоятель­ ствах методом уничтожения кораблей противника, а творче­ ским разрешением тактических задач, возникающих от случая к случаю—в зависимости от характера об’ектов, от состава и расположения кораблей охра, нения, от противодействия ко­ рабельной и береговой артил­ лерии, от наличия самолетов, прикрывающих конвои, от вре­ мени суток, от метеорологиче­ ских условий и т. д. Но стиль Киселева, ставший общим сти­ лем всех североморских торпе, доносцѳв со дня их выхода на коммуникации противника, в основе основ заключался в тем, чтобы каждая сброшенная - СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т ЧИ К -------------------------- ----------------- — 22 декабря 1943 г., 02. Герои североліорцы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz