Североморский лётчик. 1943, декабрь.
Киселев избрал самый круп ный транспорт водоизмещением в 10—12 тысяч тонн. Этот 1 ранспорт охранялся более других, и командир группы капитан Киселев, верный тра дициям североморских торпе доносцев, повел на него свою машину. Сотни снарядов с берега, и с кораблей рвались вокруг само лета и один из них ударил по мотору, когда необходимая для торпедного выстрела дистан ция еще не ібыла достигнута Киселевым. Мотор задымил, по том пламя охватило машину. На горящем самолете капитан Киселев, старший лейтенант Покало, старшина Бѳрденников и сержант Жучков продолжали атаку. Торпеда была сброшена с предельно-короткой дистан ции, свидетельствующей о том, что мужество и воля ни на мгновение не покинули герои ческий экипаж. Торпеда ударила в борт транспорта. Раздался сильный взрыв. Транспорт разломился пополам. Корма и нос, подняв шись кверху, сошлись почти вместе и в таком виде судно погрузилось в воду. Из донесений других экипа жей известно, что об’ятый ила. менем самолет Киселева про скочил над торпедированным транспортом и упал в воду невдалеке от одного из кораб лей охранения. Очевидно, ка питан Киселев и старший лей тенант Покало намеревались нанести еще один удар фа шистскому конвою и врезать ся на своей пылающей маши не в сторожевой корабль. Но мотор отказал раньше, чем рарсчитывали герои. Советы боевым друзьям ф Летчик - торпедоно сец должен упорно гото- ... -.................... пить себя к боям. Он дол жен неустанно учиться па опыте войны, из каж дого полета извлекать что-то новое. Вез этого немыслимо отличное вы- ; шк нолпение боевых зада- J B | nnfi. А наш закон один: боевой приказ выполни во что бы то ни стало. <5- Воина многому нас учит. Нужно постоянно изучать тактику против- ^ М § § ника, менять, совершен ствовать свою тактику. ф Уходя на задание, ты должен быть уверен в том, что выполнишь его. Вкралось малейшее сомнение— и наполовину ты не подготовлен к бою. <■- 'й В полете я веду се- ' . V бя спокойно, говорю ма- /' ло. Мое спокойствие пе редается всему экипаж у, и это позволяет ему нор мально работать. ♦ Летчик должен тре- і бовать от каждого члена экипажа отличного зна- ' 'ШШьжіжШп і ния своего дела и доби ваться слетанности, пол ного взаимопонимания /я а & в воздухе и, что само со- бой разумеется, желез- ной дисциплины в поле- те и на земле. { ф Прежде чем принять рбшение я советуюсь с членами экипажа; Но когда решение мною уже і \ принято, я не допускаю никаких обсуждении: оно выполняется быстро, четко. ф Внутренняя связь— залог успеха в воздухе. Вез нее я никогда не вылетаю. Заметив, напри мер, противника, командир тут же сообщает об этом членам экипажа, н те приводит себя в бое вую готовность,, каждый быстро принимает ре шение. ф Осмотрительность в воздухе должна бы ть исключительно высокой. Хорошо, когда ты пер вый обнаружишь противника, а не он тебя! ф Вести наблюдение должны все члены экипа жа. Два глаза хорошо, а восемь— еще лучше. З а метив врага, немедленно доложп командиру. ф Идеіць в гр у п п е— наблюдай за ведомыми и в необходимых случаях прикрывай их своим о г нем. ф Когда идешь в атаку, торпедируй с поло женной дистанции с таким расчетом.Ѵгобы к а ж дый экипаж мог выбрать себе цель. ф Торпедные атаки очень сложны и требуют от экипажа навыков, дерзости, смелости и боль шого умения. Необходимо постоянно отрабаты вать в себе эти качества. Подчас у нас не хва тает на это времени. Но я, например, добива юсь этого в каждом боевом вылете. Я трёниру- юсь водить машину на низкой высоте, делаю на такой высоте виражи, произвожу посадку с пря мой, с бреющего полета и т. д. Это помогает мне лучше отшлифовывать элементы самолето вождения. Я сознательно усложняю свои полеты. Встречаю заряды— обязательно захвачу их край, войду в облака. Этим я готовлю себя к поле там ^ в сложных метеорологических условиях. Свой опыт я передаю многим летчикам. ф Экипаж должен грамотно эксплоатировать ма териальную часть самолета и моюра. Для этого нужно хорошо знать режимы работы моторов и | 1. НИСЕЛЕВ УЧИТСЯ У Г АРБ УЗА В полной мере капитан Ки селев проявил присущие ему качества воздушного бойца в ме сяцы. когда вместе с другими летчиками - разведчиками он был переведен во вновь сфор мированный полк сэвероморі ских торпедоносцев, в эскад рилью прославленного капита на Гарбуза. «Для нас, бывших летчиков разведывательного полка, тор педа была новым, никогда не испытанным оружием, — вспо минал позже Киселев.—Капи тан Гарбуз уверял нас, что мы, морские разведчики, имеем все возможности стать первоклас сными торпедоносцами, ибо, как он считал, владели теми «моряцкими» навыками, кото рые необходимы, как воздух, торпедоносной авиации. В са мом деле, каждый из нас имел долголетний опыт полетов над морем «а малых высотах (про изводимых в целях достиже ния скрытности при заданиях на разведку или при поиске подводных лодок), каждый из нас прекрасно знал морской театр и его климатические особенности., умел предугады вать изменения метеоусловий и, наконец, мы, как моряки в полном смысле этого слова, безошибочно определяли класс, корабля, его линейные разме ры и элементы движения, «('ловом,—говорил Иван Яков левич, — вам все карты в руки: наполовину вы ужо тор педоносцы». Исполненный вопы в мощь вручаемого ему нового авиа ционного оружия, убежденный, что оно удесятерит ого силы в борьбе с фашизмом и позво лит наиболее эффективно уничтожать вражеские корабли, капитан Киселев с увлечением, настойчиво и рьяно принялся за освоение новой материаль ной части, а затем—техники и тактики торпедомотания. Вско ре он становится любимым учеником капитана Гарбуза, который видит в спокойном и уравновешенном летчике тем перамент подлинного торпедо носца, способного сочетать трезвый расчет со смелым ри ском, во имя победы готового, как говорил Маяковский, «и к смерти и к бессмертной славе». Не случайно именно Киселев в дальнейшем становится пре емником Гарбуза в качестве командира эскадрильи и водит своих давних соратников, Став ших теперь торпедоносцами, в самые ожесточенные, неизмен но увенчивающиеся победами бои. 2. С Т И Л Ь С Е В Е Р О М О Р С К О Г О Т О Р П Е Д О Н О С Ц А В памятные дни января 1943 года, когда взрывы северомор ских торпед уничтожили один за другим 15 транспортов об щим водоизмещением в 95 ты сяч тонн и 1 сторожевой ко рабль, капитан Киселев пото пил двумя лихими атаками два вражеских судна: 14 января— транспорт водоизмещением в О тысяч тонн и 29 января — второй транспорт водоизмеще нием в 9 тысяч тонн. Таким образом, к концу ян варя капитан Киселев, как и другие летчики-торпедоносцы, проверил себя в жестоких схватках с врагом и уже имел за плечами немалый боевой опыт, основной вывод и? кото- Рис. Г. Веселова, регулировать пх Нагрузку. Иначе можно лиши ть ся одного мотора, а, значит, ,не выполнить боево го задания. Важно уметь производить мягкие посадки п взлеты. Ч ув ств уй машину, веди ее плавно, без рывков. ф Командиру экипажа не следует выпускать из поля зрения технический состав. Он должен хо рошо знать своего техника и механика, моторис та и оружейника, вручающи х ему боевой само лет. Ни в коем случае не нужно торопить те х ников. Иначе нарушится плановость подготовки магчасгн, и спеш ка подчас может отразиться на качестве подготовки машины и вооружения. ф В ерн увш и сь с задания, летчик должен рас сказать технику, как вели себя/В воздухе само5 лет и мотор. При этом надо обращать его вни мание на главное. Иногда у нас бывает так. П ри летит летчик и говорит своему техни ку: „Плохо вела себя машина, барахлили моторы". И тех ник не знает, за что ему раньше взяться. ф Н уж н о ценить труд механика и всеТда пом нить, что он живой человек, который душ у вкладывает в дело. К механику надо относить ся с большим уважением. После боевого вылета командир экипажа должен рассказать механикам, что сделал экипаж в полете, как протекал полет. Ведь все это очень интересует технический со с тав. ф Я уч/ілся и скусств у самолетовождения у нрос- лавленНЬго героя-североморца Бориса Сафонова, у мастера торпедных ударов Ивана Гарбуза. Подражай им— и ты победишь вр^га. Нам нужно добиться того, чтобы противник трепетал перед нами, бежал от нас. Герой Советского Союза капитан В. КИСЕЛЕВ. Так в жарком бою с врагами нашей Родины погиб, покрыв свое имя бессмертной славой, один из самых заслуженных летчиков Северного флота, ка валер трех орденов Красного знамени, мастер торпедных и бомбовых ударов, потопивший бомбами подводную лодку и торпедами—4 транспорта, лѳт- чик-больщевик, храібрый сын великого народа — капитан Василий Николаевич Киселев. 24 июля 1943 года Президиум Верховного Совета Союза ССР присвоил ему и его штурману старшему лейтенанту Михаилу Федоровичу Покало званио Героя Советского Союза. Имена обоих героев окруже ны в родном им полку и во всех частях флотской ' авиации безмерным уважением. «Тради ции Киселева» — таково было название доклада, прочтенного капитаном Островским на пар тийном собрании. Традиции Киселева в действии — такова боевая практика всех летчи- ков-торпедоносцѳв Севера, гро мящих вражеские коммуника ции и. поставивших своей за дачей навсегда закрыть Барен- цово море для фашистских пи ратов. Неугасимая, благодарная па мять о героическом воине зо вет его сподвижников и уче ников к новым подвигам во имя нашей победы. С . В А Р Ш А В С К И Й , Б . Р Е С Т . рого гласил: успех достигает ся не каким-либо одним при годным в разных обстоятель ствах методом уничтожения кораблей противника, а творче ским разрешением тактических задач, возникающих от случая к случаю—в зависимости от характера об’ектов, от состава и расположения кораблей охра, нения, от противодействия ко рабельной и береговой артил лерии, от наличия самолетов, прикрывающих конвои, от вре мени суток, от метеорологиче ских условий и т. д. Но стиль Киселева, ставший общим сти лем всех североморских торпе, доносцѳв со дня их выхода на коммуникации противника, в основе основ заключался в тем, чтобы каждая сброшенная - СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т ЧИ К -------------------------- ----------------- — 22 декабря 1943 г., 02. Герои североліорцы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz