Североморский лётчик. 1943, декабрь.

2і декабря І94іі г., JNs 01., С ЕВЕРО М О РС КИ Й Л ЕТ Ч И К место комсомольца В БОЮ С СОБРАНИЯ КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА У мелое прикрытие штур­ мовиков — главное в боевой работе летчнков- пстребнтелей Н-ского под­ разделения. Отдельные недо­ статки последних боевых вы­ летов стали в центре внимания комсомольской организации. В подразделении состоялся ком­ сомольский актив о вопросом: «Рол£ и место комсомольцев в бою». Докладчик капитан т. Бойков на конкретных примерах пока­ зал ошибки отдельных летчи­ ков и остро поставил на об­ суждение актива ряд вопросов, связанных с сопровождением бомбардировщиков истребите­ лями. По докладу разверну­ лись оживленные прения. — Недостатком прикрытия,— говорит т. Кузнецов, —являет­ ся некоторая неорганизован­ ность. В этом я убедился при последнем вылете. Истребите, ли растягиваются, нарушают строй. Недавно нам пришлось вести неравный бой с самоле­ тами противника. При этом па­ ра летчика т. Лапина разбре­ лась в воздухе. После несколь­ ких маневров летчики вышли по одиночке из 'боя. ІІо этой лее причине часть истребителей своей роли но выполнила. Ска­ залась недостаточная подготов­ ка к Ьылету. Летчик т. ЗахарцеВ; прод’явил требование к бомбардировщи­ кам,—Мне, — заявил он, — при­ ходилось наблюдать, как штур-1 мовики, уклоняясь от атаквра-, жеских истребителей, исполь­ зуют максимальную скорость самолета. Это. невольно при­ водит к нарушению строя. Нам, потребителям, приходится рас­ пылять силы. ' Чтобы избежать потерь, надо сохранять строй, что очень важно при отходе от цели. Важную мысль высказал, приглашенный на актив лет- так-штурмовик т. Хомутский, —В нашей боевой работе,—го­ ворит он, — часто проявляется благородное качество совет­ ских летчиков — взаимная вы­ ручка в бою. Это качество на­ до развивать, доводить его до теплой сердечной дружбы меж­ ду штурмовиками и истребите-, лями. На активе выступили почти все присутствующие. А. ТИПАНОВ. В этой статье я хочу рассказать об опыте своей работы в лет­ ный боевой день. С вечера, накануне командир подразде­ ления дает распоряжения о подготовке к следующему дню, которые ад’ютант должен запи­ сать в свой блокнот. Вечером Же он все вопросы тщательно продумывает, и часть из них, которые необходимо, выпол­ няет. Я, например, всегда на­ кануне узнавал у оперативного Дежурного части позывные, орал сведения о метѳообстанов- j!ке, уточнял у старшего техни- ка состояние материальной ча- Iсти, отдавал распоряжения о побудке технического и летно­ го состава, если необходимо, заказывал расход в столовую, адмой ад’ютанту заранее надо побеспокоиться о том, чтобы к Утру были расчищены от сне­ га стоянки самолетов и выхо­ ды на старт. С этой целью я :всегда давал заявку комендан­ ту аэродрома и в случае необ­ ходимости заблаговременно поднимал техсостав. До прихода командира, ут- 1*>м должно быть проверено выполнение всех заданий, ко­ торые отдавались с вечера. Ес­ ли не были получены опозна­ вательные — получить их, а также уточнить прогноз пого­ ды на день и сверить время с оперативным дежурным. Очень часто бывает, что к утру ме­ няется обстановка и в связи с ^нм меняется боевое задание. Ад’ютант • принимает его с Командного пункта н доклады­ вает об изменениях командиру. Майор тов. Мещерин (в центре) проводит беседу с летчиками Н-ской эскадрильи по докладу товарища ■талина. Фото И. Михеева. УЛУЧШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ Два самолета по халатности техников оказались неподго­ товленными. На задание ушли другие машины. Приказ был выполнен, по факт остался фактом—успех мог быть боль­ шим. Этому вопросу и был по­ священ сразу лее созванный партийный актив нашего под­ разделения. После доклада тов. Цецорина развернулись ожив­ ленные прения. — Парторганизация еще сла­ бо занимается воспитанием личного состава, — говорит т. Великанов. — Материальная часть, обслуживаемая техником т. Александровым, дважды ока­ зывалась неподготовленной. Я, как парторг, беседовал 'С Александровым, но уже после того, как эти факты соверши­ лись. Если бы партийная ор­ ганизация заранее занялась воспитанием техника,недостат­ ков можно было избежать. — Приходится сожалеть, что у нас берутся за воспитание людей лишь после допущения ими проступков, — говорит т. Славуцкий. Развивая его мысль, т. Попов обратил внима­ ние коммунистов на слабоеру- ководсгво подчиненными со стороны' командиров и техников звеньев. Грань между ними I стирается, что, в свою очередь, ослабляет дисциплину. I Тов. Попов привел факт о ! том, что командир звена т. Ко­ пии сам нарушает дисциплину, и, естественно, ему трудно за­ ниматься воспитанием подчи­ ненных. Капитан т. Скиарев вновь подверг резкой критике млад­ шего лейтенанта т. Аминьева. За полгода т. Аминьев не сде­ лал ни одного вылета. Имя этого летчика упоминается почти на всех собраниях, а парторганизация не смогла до сих пор повлиять на\ Аминье­ ва, почему ему не привита гордость за свою часть, стрем­ ление добиться боевого успе­ ха. В заключение выступил т. Кпдалинский. Оценив делови­ тые выступления большинства товарищей, способствующие усилению боевой работы под­ разделения, он выдвинул пе- ! ред парторганизацией ряд за- і дач. Актив' принял решение, направленное на улучшение воспитательной работы среди личного состава и устранение недостатков в работе отдель­ ных коммунистов. Г. СВИРСКИЙ. ✓ ТЕХНИКИ - НОЧНИКИ Н ? ак правило, подготов- і ку к ночному поле- і ту мы производим днем. I Нелегкая задача ложится j на технический состав, вы - j пускающий в полет дальний бомбардировщик. Чтобы все ого механизмы в многочасовом по­ лете работали 'безотказно, надо много поработать на земле. Обслуживать ночной полет труднее, чем дневной. Самоле­ ты нередко возвращаются с полета поврежденными. Надо в темноте быстро отыскать не­ исправность, произвести необ­ ходимый ремонт. Большое зна­ чение в эксплоатации самолета ночью имеет рассказ летчика, когда он после полета подроо- но говорит о работе матери­ альной части в воздухе со своим техником. На днях, у нас был такой случай. Коман­ дир экипажа старший лейтен иант Лапе после второго вы­ лета, сказал своему технику, что один из моторов плохо ра­ ботает на правом магнето. Это намного облегчило труд тех- иик-лейтенанта Селезнева. В темноте он менее чем за 20 минут устранил дефект, и ма­ шина без опозданий вышла на очередной вылет. Сокращение сроков подго­ товки материальной части к полету во многом зависит от оружейников. Только четкая организация, правильная рас­ становка сил при подвеске бомб может обеспечить свое­ временную подготовку воору­ жения. Вооруженны Платонов, Демский, Парфенов и Лущай обеспечивают за ночь по че­ тыре—пять боевых вылетов без единой задержки. Они успе­ вают подвесить бомбы, попол­ нить боекомплект в три раза быстрее положенных норм. Немалых успехов в подго­ товке самолетов к ночным дей­ ствиям достигли механики тт. Красильников, Захаров и Бон­ дарев. Их машины не имеют ни одного отказа и всегда подготовляются к вылету в срок. Самоотверженный труд тех- ииков-ночников высоко оцени­ ло командование, наградив не­ давно многих из них орденами и медалями Советского Союза. Старший техник-лейтенант Н. ШУЕВ. БОЕВАЯ РАБОТА печения приема возвращаю­ щихся самолетов. Он контро- АДЪЮТАНТА ЭСКАДРИЛЬИ “ ли вылет производится в обе- Гвардач капитан И. БЕЛОВ. Получив новое задание, ад’ю­ тант собирает летный состав и доводит до летчиков боевую обстановку дня. Здесь же сле­ дует проверить у летчиков со­ стояние обмундирования. В моей практике были случаи, когда выявлялось, что у неко­ торых летчиков перед самым вылетом оказываются неис­ правными капки, очки, перчат- j кн и прочее. При нахождении в готовности ; «два» ад’ютант согласовывает с ' командиром: кто на каких само­ летах дежуриа1, и на случай1 вылета уточняет, какая чет-1 верка или шестерка взлетает‘ первой. Обо всем этом заранее і надо предупредить летный с о - j став. Это необходимо потому,1 что нередко бывают случаи,! когда в готовности «один» си- j дит, допустим, восьмерка эки- j пажей, а поступает приказа-, ниѳ поднять в воздух всего лишь четверку. Для того, что­ бы не получилось замешатель­ ства и путаницы, мы обычно при готовности «два» договари­ ваемся с ведущими о сигна­ лах. Такая договоренность необходима, ибо мы имели случаи, когда без этого задер­ живался вылет — поднимались не те самолеты. Иногда обстановка меняется в то время, когда летчики уж» в гвтовновти «один», перед самым сигналом на вы- лат. Ад’ютант должен иметь при себе посыльного, который быстро передает .все измене­ ния экипажам, сидящим в ка­ бинах. Вопрос, как быстрее органи­ зовать вылет по сигналу — очень важный и ответствен­ ный, требующий еще доработ­ ки. От того, как быстро само­ леты поднимутся в воздух, иногда зависит успешный исход боя. Поэтому ад’ютант эскадрильи должен сделать все, чтобы сократить время передачи приказаний и сигна­ лов. Одним из решающих элемен­ тов в сокращении времени на организацию вылета, является связь. При хорошей связи и правильном использовании ее можно добиться отличных ре­ зультатов. Практика показала, что оперативный телефон дол­ жен быть выведен на стоянку самолета. В готовности «один» ад’ютант находится возле него. Это значительно сокращает время от приема приказаний командного пункта до подачи сигнала. Во время нахождения само­ лета в воздухе ад’ютант вме­ сте' со старшим техником под­ разделения руководит подго­ товкой всех ередста для обес- денное время, надо позаботить­ ся о заявке расхода на обед. Я улге не говорю, что когда командир в воздухе, ад’ютант остается полным хозяином в подразделении и принимает очередные боевые задания,раз- раоатывает их и обо всем до ­ кладывает командиру по воз­ вращении с полита. При вылете истребителей по боевой тревоге цд’ютант орга­ низует противоьюздушную обо­ рону своего участка. Для это­ го он заранее составляет рас­ писание обязанностей каждому офицеру и сержанту, оставше­ муся на земле. Большая и ответственная задача ложится на ад’ютанта эскадрильи по возвращении самолетов с боевого задания. Он контролирует подготовку материальной ч^асти к следую­ щему вылету, принимает до­ клады летчиков и немедленно сообщает предварительное и т о ­ г и и ход боя на командный пункт. Если вылет был: пос­ ледний в этот день, ад’.ютант по письменным донео&ниям каждого летчика составляет боевое донесение эскадрильи за день, с прилолсеннем охемы воздушных боев. Из этого до­ несения и из докладов леггчи- ков подготавливаются им так- жѳ материалы комаддиру для разбора. 20 декабря 1805 года g этот день в 1905 году закончилась всеобщая политическая забастовка и вооруженное восстание ра­ бочих Москвы. 7 декабря 1905 года в „Известиях" Московского Совета ра­ бочих депутатов было опуб­ ликовано постановление Совета о прекращении ра­ боты на предприятиях и уч­ реждениях. На другой день не работали все 'фабрики, заводы, железные дороги, кроме Николаев' кой (ныне Октябрьской). Газеты не выходили, за исключением „Известий" Совета. Забас­ товка переросла в восста­ ние. Восставшие требовали свержения царского прави­ тельства, созыва учреди­ тельного собрания и уста­ новления демократической республики. Восстание было подавле­ но войсками, переброшен­ ными в Москву по Нико­ лаевской дороге. Войскам было дано указание: „Арес­ тованных, не иметь п дей­ ствовать б е с п о щ а д и о“. Район упорных боев—Прес­ ня,—был разрушен. Несмот­ ря на преследование, руко­ водителям боевых дружин —Ухтомскому, Котляренко, Татаринскому и другим, а также многим членам бое­ вых дружин у д а л о с ь скрыться. Ленин писал, что после декабря народ в России переродился: „...Он получил боевое крещение Он зака­ лился в восстании. Он под­ готовил ряды бойцов, кото­ рые победили в 1917 го- ДУ-“ _____ 21 дз кабря 1942 года президиум Верховного ' Совета СССР 21 де­ кабря 1942 года утвердил новый образец красного знамени для формирующих- | ся частей и Положение о нем. Красное знамя сохра­ няется за воинской частью j на все время и всегда на­ ходится со своей частью. В Положении говорится: „Красное знамя—есть сим­ вол воинской чести; доблес­ ти и славы, оно является напоминанием каждому из бойцов и командиров воин­ ской части об их священ­ ном долге преданно служить Советской Родине, защи­ щать ее мужественно и умело, отстаивать ог врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и са­ мой жизни". Ч т о ч и т а ю т л е т ч и н и Летчики Н-ской части охотно посещают библиотеку. За по­ следний месяц они прочитали много замечательных книг. Лейтенант Бурматов увлекает­ ся произведениями Байрона, старший лейтенант России, скнй заинтересовался творче­ ством украинского писателя Ивана Франко. Летчики читают произведения Толстого, Салты­ кова-Щедрина, Бальзака. Большим спросом пользуется также специальная литература, помогающая совершенствовать военные знания. Так, напри­ мер, летчик-истребитель т. Рас- садкин взял учебник по теории авиации. В последние дни библиотека пополнилась значительным ко- Iлнчоством книг русских класси- Iков. Получены полные собра- Iпня сочинений Пушкина, Тол I с того, Гоголя. Это позволит еще лучше удовлетворить куль- і турныѳ запросы летчиков. Г. РОГОЗИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz