Североморский лётчик. 1943, декабрь.
2і декабря І94іі г., JNs 01., С ЕВЕРО М О РС КИ Й Л ЕТ Ч И К место комсомольца В БОЮ С СОБРАНИЯ КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА У мелое прикрытие штур мовиков — главное в боевой работе летчнков- пстребнтелей Н-ского под разделения. Отдельные недо статки последних боевых вы летов стали в центре внимания комсомольской организации. В подразделении состоялся ком сомольский актив о вопросом: «Рол£ и место комсомольцев в бою». Докладчик капитан т. Бойков на конкретных примерах пока зал ошибки отдельных летчи ков и остро поставил на об суждение актива ряд вопросов, связанных с сопровождением бомбардировщиков истребите лями. По докладу разверну лись оживленные прения. — Недостатком прикрытия,— говорит т. Кузнецов, —являет ся некоторая неорганизован ность. В этом я убедился при последнем вылете. Истребите, ли растягиваются, нарушают строй. Недавно нам пришлось вести неравный бой с самоле тами противника. При этом па ра летчика т. Лапина разбре лась в воздухе. После несколь ких маневров летчики вышли по одиночке из 'боя. ІІо этой лее причине часть истребителей своей роли но выполнила. Ска залась недостаточная подготов ка к Ьылету. Летчик т. ЗахарцеВ; прод’явил требование к бомбардировщи кам,—Мне, — заявил он, — при ходилось наблюдать, как штур-1 мовики, уклоняясь от атаквра-, жеских истребителей, исполь зуют максимальную скорость самолета. Это. невольно при водит к нарушению строя. Нам, потребителям, приходится рас пылять силы. ' Чтобы избежать потерь, надо сохранять строй, что очень важно при отходе от цели. Важную мысль высказал, приглашенный на актив лет- так-штурмовик т. Хомутский, —В нашей боевой работе,—го ворит он, — часто проявляется благородное качество совет ских летчиков — взаимная вы ручка в бою. Это качество на до развивать, доводить его до теплой сердечной дружбы меж ду штурмовиками и истребите-, лями. На активе выступили почти все присутствующие. А. ТИПАНОВ. В этой статье я хочу рассказать об опыте своей работы в лет ный боевой день. С вечера, накануне командир подразде ления дает распоряжения о подготовке к следующему дню, которые ад’ютант должен запи сать в свой блокнот. Вечером Же он все вопросы тщательно продумывает, и часть из них, которые необходимо, выпол няет. Я, например, всегда на кануне узнавал у оперативного Дежурного части позывные, орал сведения о метѳообстанов- j!ке, уточнял у старшего техни- ка состояние материальной ча- Iсти, отдавал распоряжения о побудке технического и летно го состава, если необходимо, заказывал расход в столовую, адмой ад’ютанту заранее надо побеспокоиться о том, чтобы к Утру были расчищены от сне га стоянки самолетов и выхо ды на старт. С этой целью я :всегда давал заявку комендан ту аэродрома и в случае необ ходимости заблаговременно поднимал техсостав. До прихода командира, ут- 1*>м должно быть проверено выполнение всех заданий, ко торые отдавались с вечера. Ес ли не были получены опозна вательные — получить их, а также уточнить прогноз пого ды на день и сверить время с оперативным дежурным. Очень часто бывает, что к утру ме няется обстановка и в связи с ^нм меняется боевое задание. Ад’ютант • принимает его с Командного пункта н доклады вает об изменениях командиру. Майор тов. Мещерин (в центре) проводит беседу с летчиками Н-ской эскадрильи по докладу товарища ■талина. Фото И. Михеева. УЛУЧШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ Два самолета по халатности техников оказались неподго товленными. На задание ушли другие машины. Приказ был выполнен, по факт остался фактом—успех мог быть боль шим. Этому вопросу и был по священ сразу лее созванный партийный актив нашего под разделения. После доклада тов. Цецорина развернулись ожив ленные прения. — Парторганизация еще сла бо занимается воспитанием личного состава, — говорит т. Великанов. — Материальная часть, обслуживаемая техником т. Александровым, дважды ока зывалась неподготовленной. Я, как парторг, беседовал 'С Александровым, но уже после того, как эти факты соверши лись. Если бы партийная ор ганизация заранее занялась воспитанием техника,недостат ков можно было избежать. — Приходится сожалеть, что у нас берутся за воспитание людей лишь после допущения ими проступков, — говорит т. Славуцкий. Развивая его мысль, т. Попов обратил внима ние коммунистов на слабоеру- ководсгво подчиненными со стороны' командиров и техников звеньев. Грань между ними I стирается, что, в свою очередь, ослабляет дисциплину. I Тов. Попов привел факт о ! том, что командир звена т. Ко пии сам нарушает дисциплину, и, естественно, ему трудно за ниматься воспитанием подчи ненных. Капитан т. Скиарев вновь подверг резкой критике млад шего лейтенанта т. Аминьева. За полгода т. Аминьев не сде лал ни одного вылета. Имя этого летчика упоминается почти на всех собраниях, а парторганизация не смогла до сих пор повлиять на\ Аминье ва, почему ему не привита гордость за свою часть, стрем ление добиться боевого успе ха. В заключение выступил т. Кпдалинский. Оценив делови тые выступления большинства товарищей, способствующие усилению боевой работы под разделения, он выдвинул пе- ! ред парторганизацией ряд за- і дач. Актив' принял решение, направленное на улучшение воспитательной работы среди личного состава и устранение недостатков в работе отдель ных коммунистов. Г. СВИРСКИЙ. ✓ ТЕХНИКИ - НОЧНИКИ Н ? ак правило, подготов- і ку к ночному поле- і ту мы производим днем. I Нелегкая задача ложится j на технический состав, вы - j пускающий в полет дальний бомбардировщик. Чтобы все ого механизмы в многочасовом по лете работали 'безотказно, надо много поработать на земле. Обслуживать ночной полет труднее, чем дневной. Самоле ты нередко возвращаются с полета поврежденными. Надо в темноте быстро отыскать не исправность, произвести необ ходимый ремонт. Большое зна чение в эксплоатации самолета ночью имеет рассказ летчика, когда он после полета подроо- но говорит о работе матери альной части в воздухе со своим техником. На днях, у нас был такой случай. Коман дир экипажа старший лейтен иант Лапе после второго вы лета, сказал своему технику, что один из моторов плохо ра ботает на правом магнето. Это намного облегчило труд тех- иик-лейтенанта Селезнева. В темноте он менее чем за 20 минут устранил дефект, и ма шина без опозданий вышла на очередной вылет. Сокращение сроков подго товки материальной части к полету во многом зависит от оружейников. Только четкая организация, правильная рас становка сил при подвеске бомб может обеспечить свое временную подготовку воору жения. Вооруженны Платонов, Демский, Парфенов и Лущай обеспечивают за ночь по че тыре—пять боевых вылетов без единой задержки. Они успе вают подвесить бомбы, попол нить боекомплект в три раза быстрее положенных норм. Немалых успехов в подго товке самолетов к ночным дей ствиям достигли механики тт. Красильников, Захаров и Бон дарев. Их машины не имеют ни одного отказа и всегда подготовляются к вылету в срок. Самоотверженный труд тех- ииков-ночников высоко оцени ло командование, наградив не давно многих из них орденами и медалями Советского Союза. Старший техник-лейтенант Н. ШУЕВ. БОЕВАЯ РАБОТА печения приема возвращаю щихся самолетов. Он контро- АДЪЮТАНТА ЭСКАДРИЛЬИ “ ли вылет производится в обе- Гвардач капитан И. БЕЛОВ. Получив новое задание, ад’ю тант собирает летный состав и доводит до летчиков боевую обстановку дня. Здесь же сле дует проверить у летчиков со стояние обмундирования. В моей практике были случаи, когда выявлялось, что у неко торых летчиков перед самым вылетом оказываются неис правными капки, очки, перчат- j кн и прочее. При нахождении в готовности ; «два» ад’ютант согласовывает с ' командиром: кто на каких само летах дежуриа1, и на случай1 вылета уточняет, какая чет-1 верка или шестерка взлетает‘ первой. Обо всем этом заранее і надо предупредить летный с о - j став. Это необходимо потому,1 что нередко бывают случаи,! когда в готовности «один» си- j дит, допустим, восьмерка эки- j пажей, а поступает приказа-, ниѳ поднять в воздух всего лишь четверку. Для того, что бы не получилось замешатель ства и путаницы, мы обычно при готовности «два» договари ваемся с ведущими о сигна лах. Такая договоренность необходима, ибо мы имели случаи, когда без этого задер живался вылет — поднимались не те самолеты. Иногда обстановка меняется в то время, когда летчики уж» в гвтовновти «один», перед самым сигналом на вы- лат. Ад’ютант должен иметь при себе посыльного, который быстро передает .все измене ния экипажам, сидящим в ка бинах. Вопрос, как быстрее органи зовать вылет по сигналу — очень важный и ответствен ный, требующий еще доработ ки. От того, как быстро само леты поднимутся в воздух, иногда зависит успешный исход боя. Поэтому ад’ютант эскадрильи должен сделать все, чтобы сократить время передачи приказаний и сигна лов. Одним из решающих элемен тов в сокращении времени на организацию вылета, является связь. При хорошей связи и правильном использовании ее можно добиться отличных ре зультатов. Практика показала, что оперативный телефон дол жен быть выведен на стоянку самолета. В готовности «один» ад’ютант находится возле него. Это значительно сокращает время от приема приказаний командного пункта до подачи сигнала. Во время нахождения само лета в воздухе ад’ютант вме сте' со старшим техником под разделения руководит подго товкой всех ередста для обес- денное время, надо позаботить ся о заявке расхода на обед. Я улге не говорю, что когда командир в воздухе, ад’ютант остается полным хозяином в подразделении и принимает очередные боевые задания,раз- раоатывает их и обо всем до кладывает командиру по воз вращении с полита. При вылете истребителей по боевой тревоге цд’ютант орга низует противоьюздушную обо рону своего участка. Для это го он заранее составляет рас писание обязанностей каждому офицеру и сержанту, оставше муся на земле. Большая и ответственная задача ложится на ад’ютанта эскадрильи по возвращении самолетов с боевого задания. Он контролирует подготовку материальной ч^асти к следую щему вылету, принимает до клады летчиков и немедленно сообщает предварительное и т о г и и ход боя на командный пункт. Если вылет был: пос ледний в этот день, ад’.ютант по письменным донео&ниям каждого летчика составляет боевое донесение эскадрильи за день, с прилолсеннем охемы воздушных боев. Из этого до несения и из докладов леггчи- ков подготавливаются им так- жѳ материалы комаддиру для разбора. 20 декабря 1805 года g этот день в 1905 году закончилась всеобщая политическая забастовка и вооруженное восстание ра бочих Москвы. 7 декабря 1905 года в „Известиях" Московского Совета ра бочих депутатов было опуб ликовано постановление Совета о прекращении ра боты на предприятиях и уч реждениях. На другой день не работали все 'фабрики, заводы, железные дороги, кроме Николаев' кой (ныне Октябрьской). Газеты не выходили, за исключением „Известий" Совета. Забас товка переросла в восста ние. Восставшие требовали свержения царского прави тельства, созыва учреди тельного собрания и уста новления демократической республики. Восстание было подавле но войсками, переброшен ными в Москву по Нико лаевской дороге. Войскам было дано указание: „Арес тованных, не иметь п дей ствовать б е с п о щ а д и о“. Район упорных боев—Прес ня,—был разрушен. Несмот ря на преследование, руко водителям боевых дружин —Ухтомскому, Котляренко, Татаринскому и другим, а также многим членам бое вых дружин у д а л о с ь скрыться. Ленин писал, что после декабря народ в России переродился: „...Он получил боевое крещение Он зака лился в восстании. Он под готовил ряды бойцов, кото рые победили в 1917 го- ДУ-“ _____ 21 дз кабря 1942 года президиум Верховного ' Совета СССР 21 де кабря 1942 года утвердил новый образец красного знамени для формирующих- | ся частей и Положение о нем. Красное знамя сохра няется за воинской частью j на все время и всегда на ходится со своей частью. В Положении говорится: „Красное знамя—есть сим вол воинской чести; доблес ти и славы, оно является напоминанием каждому из бойцов и командиров воин ской части об их священ ном долге преданно служить Советской Родине, защи щать ее мужественно и умело, отстаивать ог врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и са мой жизни". Ч т о ч и т а ю т л е т ч и н и Летчики Н-ской части охотно посещают библиотеку. За по следний месяц они прочитали много замечательных книг. Лейтенант Бурматов увлекает ся произведениями Байрона, старший лейтенант России, скнй заинтересовался творче ством украинского писателя Ивана Франко. Летчики читают произведения Толстого, Салты кова-Щедрина, Бальзака. Большим спросом пользуется также специальная литература, помогающая совершенствовать военные знания. Так, напри мер, летчик-истребитель т. Рас- садкин взял учебник по теории авиации. В последние дни библиотека пополнилась значительным ко- Iлнчоством книг русских класси- Iков. Получены полные собра- Iпня сочинений Пушкина, Тол I с того, Гоголя. Это позволит еще лучше удовлетворить куль- і турныѳ запросы летчиков. Г. РОГОЗИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz