Североморский лётчик. 1943, декабрь.

19 декабря 1943 г., ІЧі 00. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ЦЕЛЬ НАЙДЕНА П огода была неособен­ но хорошей: облач ность 7 — 8 баллов с высотой 2.500 метров, види­ мость 10 километров. Над аэ ■родромом мы набрали необхо­ димую высоту, заметили время отхода. Дул ветер, нас сноси­ ло в море. Я измерил угол снова, по которому расчитал действительную путевую ско­ рость. Результаты расчета пе­ редал летчику. Теперь продол­ жали полет по расчетам, при­ ходилось ях только уточнять но земным ориентирам. Реки с воздуха видны недостаточно четко, но по расчету времени и по опыту полета определить все же их было можно. Они представляют собой белые уз кие полосы и несколько отли­ чаются от сопок. Мелкие озера сливаются с местностью — их почти не видно-. Но зато круп­ ные», которыми наш театр не обижен, отчетливо видны.ввиде белііх полян, выделяющихся между сопками. Шоссейные дороги я узнавал по огням идущих автомашин с включен­ ными фарами. Берег моря и •заливы были лучшими ориен­ тирами. Они отлично видны с воздуха, т. к. черная вода и берег белого цвета здорово от­ личаются друг от друга. Мел­ кие и даже средние населен­ ные пункты ночью 'C воздуха но заметны. При подходе к цели погода улучшилась. Я проверил рас­ четы -- все было точно: внизу должен быть немецкий аэро­ дром. Ищу характерные ориен­ тиры и сличаю с картой. В это вромя открыли огонь зенитки. Мне то*іно известно расположе­ ние их и это помогает обнару­ жить цоль. В стороне вижу не­ сколько движущихся огней — идут автомашины. Ищу на кар­ те шоссейную дорогу, опять уточняю цель. Теперь ищу аэродром. Мне известна его конфигурация. Серая площад­ ка, имеющая 'более черную j окантовку, точно сходится с планом аэродрома, нанесенным на мою карту. Цель найдена. Даю команду летчику, и мы ложимся на боевой курс. Ко­ нечно, все это пришлось де­ лать быстро, но, .в то же время, хладнокровно, с расчетом. Об­ ратный путь н е имел никаких особых трудностей в ориенти­ ровке. Хочу заострить внимание на одном моменте, с которым мне •пришлось встретиться в одном из боевых вылетов. В север­ ных условиях оченѵ часто ме­ няется погода. Вернувшись как- то с зад ания я увидел, что наш аэродром закрыт густым туманом. Что же делать? Не­ далеко от аэродрома ость све­ товой маяк. Луч его идет вер ­ тикально вверх и пробивает ту- м&і* Мы решили привязаться к маяку и ст али ходить около пего. Вскоре на аэродромо также зажегся 'прожектор. Это дало возможность экипажу вый­ ти на свой аэродром и благо­ получно произвести посадку. Старший лейтенант А. ПРОКУДИН. Техник-лейтенант Клейменов еще раз осмотрел свою маши­ ну. — Кажется, все в порядке, — сказал он. Эту машину он только что получил. Широкие крылья ист­ ребителя 'поблескивали на солнце. Хороша машина. Кто-то на ней полетит. А пойду узнаю. Клейменов торопливо вытер за- масленые руки и отправился на командный пункт. У землян­ ки веселой, шумливой толпой стояли летчики. Это была мо­ лодежь, недавно прибывшая из училищ. В новеньких кителях, с неизменными улыбками на лицах младшие лейтенанты громко разговаривали и за ­ дорно хохотали. — Веселые, — удовлетворен­ но подумал механик, — кото­ рый из них мой командир? — Товарищ техник, но вы ли будете Клейменов? — раздался за спиной чей-то голос. Меха­ ник оглянулся. К нему подо­ шел ладно сбитый, стройный младший лейтенант. — Да, я. — Очень, рад. А я вас ищу. Ну, давайте познакомимся. Младший лейтенант Гущин. Назначен к вам командиром экипажа. Клейменов мельком осмотрел молодого офицера и крепко пожал мускулистую, сильную руку. Помолчали, разглядывая ДРУГ друга. Потом Гущин под­ мигнул своими внимательными, умными глазами и спросил: — Ну, как, повоюем? Обязательно, товарищ командир. Машина хорошая любому «мессеру» нос утрет. Пока шли к самолету, вкратце Г . С е в е р н ы й — Браво, Гущин, — говорил капитан,' — из него будет толк, ским упорством овладевал лет- и главное, молодой летчик чик искусством. I нисколько не напрягался, не А в свободную минуту спе- 1форсировал попусту мотор. Все шил на самолет к своему мо- [ фигуры делал легко, без вся- ханику. Друзья отходили в сторону и закуривали. Ведя1 неторопливую беседу, они из­ дали любовались своей маши- j ной, и глаза их светились кого усилия, на минимальных оборотах. Однажды капитан решил лич­ но «подраться» с Гущиным в воздухе, испытать его силы в лаской. Они крепко полюбили бою. Внешне молодой летчик свой самолет, и может машина j был спокоен, шутил и^ смеялся, так крепко сдружила их. Гу­ щин понимал, что от безуко­ ризненной работы механика зависит успех его будущих боев и личная жизнь. А Клей­ менов давно усвоил факт, что все его усилия, результат дол­ гого, кропотливого труда,зави­ сит от того, как вот этот юно­ ша, этот начинающий истреби­ тель -развернется в воздухе. Скоро Гущин самостоятельно вылетел на тренировку. Клей­ менов критически наблюдал с земли за каждым его шагом, за каждой эволюцией и одоб­ рительно кивал головой. С каждым полетом крепла воздушная походка истребите­ ля, вырабатывалась сноровка, точность и стремительность во всех^дщіжениях. Клейменов с радостью следил, как изо дня в день растет его друг, расчет­ ливый, умелый и напористый летчик-истребитель. Самым от­ радным было то, что в первых же полетах Гущин научился чувствовать свою машину, по­ нимать ее характер и умело обращаться с ней. В один из дней была назна­ чена стрельба по конусу. Гу­ щин лично присутствовал при подготовке машины. Он вместе Литературный вечер і а На-днях в подразделениях, где заместителем командира т. Зателепин , проведены лите­ ратурные вечера, на которых присутствовало -много офицѳ ров и сержантов. Лекцию на тему: «Пушкин и Россия» прочитал .секретарь Пушкинского комитета Ьоюза советских писателей тов. берг-Самойлов. Офицеры ( большим интересом слУшаігл " докладчика, красочно Раосі зывающего о жизни и стве великого русского поэ а. ІІа все вопросы прису т ­ ствующих т. Фейнберг-Самой- лов дал исчерпывающие отве­ ты. А. ТИПАНОВ. .......... «>---»......-.ѵ- . ии іи 1 VDHU и плш и» B.ML'Cll Гѵп.т, 1 друг друГа’ с оружейником осмотрел во і ущин, между прочим, был ком­ сомольцем, а Клейменов—бес­ партийным. Но это не мешало старательному механику знать свое дело, как подобает коман­ диру. Вот уже . шесть лот рабо- і тает он в авиа- L. ... ции. Много при- ' " шлось повидать разных машин. И каждую знал детально, все ее капризы, слабые и сильные сторо­ ны, к каждой умел подойти. Честный и трудо­ любивый Клей­ менов днями и ночами нахо- ІІа разведку морских коммуникаций врага. _____ л Фото Б. Маневича. ------ —— - # < & = г = дился у машины. Кажется все оружение, боезапас и остался сделано. Но без дела не сидел доволен, ни минутки. И может поэтому ! ни одна машина, выпущенная в •воздух, но возвращалась из-за какой-нибудь неисправности. А вот и стоянка. Всюду идеальная чистота, порядочек. В углу аккуратно сложены какие-то банки, детали, ин­ струмент. «Хозяйственный, — одобри­ тельно подумал Гущин, — по­ жалуй, с ним у -нас дела ус­ пешно пойдут». Да и летчик не меньше по­ нравился технику. Так произошло первое зна­ комство летчика и техника. Гущин понял./ что Клейменов старый, опытный механик, и •проникся уважением к нему. Он называл его не иначе как «товарищ техник». Это звучало солидно, с. достоинством. Клей­ менову в свою очередь понра­ вилась деловитость, -пытли­ вость, внимание командира. Каждый день шли занятия. Молодые истребители па бое­ вых примерах подразделения познавали тактику воздушных боев. Такие занятия обычно — А вам но помочь? — об­ ратился он к механику. — Нет, справлюсь. Отстрелялся Гущин отлично. Но механику об этом не ска­ зал ни слова. Когда Клейменов узнал от других, с укоризной спросил: —Вы что же, това­ рищ командир, но порадуете меня? Водь все пули послали в .цель. — А зачем я буду говорить. Ведь вы узнали об этом. Провожая друга в полет, он заботливо спрашивает: Вам но холодно, товарищ командир? Уж очень легко одеты Как бы ие простуди­ лись', — Ничего, не беспокойтесь. — Ну-ну, смотрите. Если бу­ дет холодновато, включите по­ догрев. * * * И вот основная учеба прой­ дена. Гущин отлично сдал за­ четы по материальной части. Он прекрасно овладел техни­ кой пилотирования. Даже невоз­ мутимый капитан Калашников засматривался на полет Гущи­ на. Машина красиво, стреми- А в душо его была буря. Он волновался. Да и, откровенно говоря, но верил в свои силы. (Где с капитаном тягаться), — Вы но 'бойтесь, — прово­ жая друга, наказывал Клейме­ нов, — машина у нас силь­ ная —зверь, а но истребитель. Положитесь на нее и но вол­ нуйтесь. — Ладно, дружок, поста­ раюсь. Поединок был недолгим, но упорным. Сначала никто но поддавался. Капитан попытал­ ся единым, стремительным на­ тиском сбросить «противника» на земь. Не вышло — Гущин тотчас выскользнул из-под уда­ ра и в свою очередь атаковал командира. И хитрость не по­ могла капитану. Гущин, умоло используя мощь своей машины, скоро завладел высотой и на­ чал сверху клевать своего «противника». «Бой» окончился вничью. Когда приземлились, капитан удовлетворенно ска­ чал: — Молодец, Гущин. Драться умоешь. Скоро Гущин получил первое боевое задание сопровождать торпедоносцев. Клейменов с особой тщательностью подго­ товил самолет. Он придирчиво осмотрел каждую мелочь, ослу­ шал, , проворил. Рейс предстоял долгий и труд­ ный. Здесь каж­ дая маленькая недоделка могла привести к гибе­ ли. Да и Гущин то н дело подхо­ дил к машине, беспокоился, ста­ рался помочь ме­ ханику, совето­ вался с ним. И вот дан сиг­ нал. — Ну, коман­ дир, прощай и возвращайся бы­ стрей. Желаю удачи. —Спасибо, друг. Клейменов дол­ го смотрел вслед удаляющимся ма­ шинам, в числе которых была и его. Это ведь первый боевой. И Клейменов моста не находил себе, то и дело курил, подолгу смотрел вдаль. Когда вернулись и прошло первое волнение встречи, Клей­ менов спросил у Гущина. — Ну, как, товарищ коман­ дир? — Нормально, — бодро от­ ветил тот, —машина работала прекрасно. Вот только немцев не встретили,—и по раскрас- невшему лицу пилота мельк­ нула тень... — А знаешь, как я волно­ вался .сколько пережил в этот полет? — Понимаю, это ведь не шут­ ка. Ну, да теперь все пройде­ но. Лиха беда — начало. Те­ перь будем воевать. — Да, повоюем. Друзья стояли у машины, как два родных брата, и ку­ рили. — Я -пойду отдохну, Клейме­ нов, а ты, конечно, машину под­ готовишь. — Об этом не беспокойся. ...Проводив командира, Клей­ менов, тихонько напевая, ігои- нялся 'за работу — готовить машину к новому боевому по­ лету. А Гущин все-таки новы- О ПОДОГРЕВЕ КАРБЮРА 'ГОРА одогрев карбюратора зимой на вид кажет­ ся маловажным во­ просом. Думая так, некото­ рые летчики не придают ему нужного значения. На-днях в нашем подразделении был та­ кой случай. Летчик Малахов, возвратившись с -задания, стал корить механика самолета за то, что он плохо смотрит за свечами, а отсюда в воздухе тряс мотор. После тщательного осмотра оказалось, что механик здесь не при чем, а в тряске мотора виноват сам летчик. Взлетов, он но включил полностью п о ­ догрев карбюратора. Закрыв заслонку всасывающего сопла, Малахов но включил при это.ѵ заслонку, через которую про­ ходит горячий воздух от р а ­ диатора охлаждающей жидко­ сти. Вследствии этого холод­ ный воздух в соединении с бензином давал обогащенную смесь, мотор стал дымить, све­ чи были забрызганы. Подобного рода факты име­ лись и у других летчиков. Всо они говорят об одном: о но умении правильно пользовать­ ся подогревом карбюратора. Как же нужно правильно по­ догревать карбюратор? Перед вылетом летчик дол­ жен проверить 'закрыта ли за­ слонка всасывающего сопла. Если нет —закрыть ее. Тут же он обязан открыть заслонку горячего воздуха, идущего от радиатора охлаждающей жид­ кости. При чем открыть ее на такое положение, чтобы темпе­ ратура воздуха карбюратора была но болео 15—20 градусов. Эти мероприятия полностью обеспечат правильный подогрев карбюратора. Старший техник-лейтѳнант Н. БУРМИСТРОВ. АВИА ТЕХНИКА ЗА_ РУБЕЖОМ Тормозные хвостовые закрылки пикировщика На некоторых иностранных бомбарди­ ровщиках в целях улучшения пикиро­ вания. помимо ооычных тормозных зак­ рылков, расположенных под плоскостя­ ми, устроены дополнительные закрылки, являющиеся дополнением хвоста само- летВ. При пикировании все четыре за­ крылка открываются подобно зонту, со­ здавая торможение скорости пикирова­ ния. По выравнивании самолета тормоз­ ные закрылки немедленно принимают первоначальное положение, в котором они не тормозят полет. („ПОПЮЛЯР МЕКАНИКС"). ____ тельно вычерчивала фигуру за проводил капитан Калашников, фигурой. Точные, стройные И здесь Гущин шел одним из эволюции гибко и эластично' терпел - снова ппшпстт ня первых. Учебе отдавал все переходили одна л другую, | стоянку, чтобы свои молодые силы и способ- j складывались в тончайший і ььгм словом ности, с настоящим комцомоль-! узор. 1друга. теплым, ласко- обогреть боевого З имний п о д о г р е в м о т о р а Моторы американских бомбардиров­ щиков, онерирующих с аэродромов А л я с ­ ки, подогреваются газолиновыми немка­ ми, снабженными вентиляторами. Вен­ тиляторы, работающие от мотора, наду­ вают горячий воздух в части двигателя, требующие подогрева. С помощью этих печек даже при низких температурах самолеты могут быть подготовлены к вылету в течение нескольких минут. (.ПОПЮЛЯР САЙгіС-). Использование б у м а г и при строительстве самолетов Обществом „Мак Дональд Эркрафт Корп“ (США) для консолей плоскостей хвостового оперения и других частей самолета применяется специальная прес- сованая бумага, пропитаная синтети­ ческими смолами. Такая смолистая пластмасса обладает прочностью на 40 процентов выше алюминия и, таким об­ разом, увеличивает прочность самолета, уменьшает его вес и дает экономию металла. (.БРИТИШ ПЛАСТИКС"). Новые испытательные установки В США сооружаются две аэродинами­ ческие трубы, предназначенные для ис­ пытания будущих конструкции и моде­ лей самолетов. Особенностью этих но­ вых испытательных установок является скорость воздушной струи в 1.120 км|час (девять десятых скорости звука). Мак­ симальная скорость в современных аэ­ родинамических трубах не превышает 800 км J час. („БИвНЕСС * ИК-1)-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz