Североморский лётчик. 1943, декабрь.
19 декабря 1943 г., ІЧі 00. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ЦЕЛЬ НАЙДЕНА П огода была неособен но хорошей: облач ность 7 — 8 баллов с высотой 2.500 метров, види мость 10 километров. Над аэ ■родромом мы набрали необхо димую высоту, заметили время отхода. Дул ветер, нас сноси ло в море. Я измерил угол снова, по которому расчитал действительную путевую ско рость. Результаты расчета пе редал летчику. Теперь продол жали полет по расчетам, при ходилось ях только уточнять но земным ориентирам. Реки с воздуха видны недостаточно четко, но по расчету времени и по опыту полета определить все же их было можно. Они представляют собой белые уз кие полосы и несколько отли чаются от сопок. Мелкие озера сливаются с местностью — их почти не видно-. Но зато круп ные», которыми наш театр не обижен, отчетливо видны.ввиде белііх полян, выделяющихся между сопками. Шоссейные дороги я узнавал по огням идущих автомашин с включен ными фарами. Берег моря и •заливы были лучшими ориен тирами. Они отлично видны с воздуха, т. к. черная вода и берег белого цвета здорово от личаются друг от друга. Мел кие и даже средние населен ные пункты ночью 'C воздуха но заметны. При подходе к цели погода улучшилась. Я проверил рас четы -- все было точно: внизу должен быть немецкий аэро дром. Ищу характерные ориен тиры и сличаю с картой. В это вромя открыли огонь зенитки. Мне то*іно известно расположе ние их и это помогает обнару жить цоль. В стороне вижу не сколько движущихся огней — идут автомашины. Ищу на кар те шоссейную дорогу, опять уточняю цель. Теперь ищу аэродром. Мне известна его конфигурация. Серая площад ка, имеющая 'более черную j окантовку, точно сходится с планом аэродрома, нанесенным на мою карту. Цель найдена. Даю команду летчику, и мы ложимся на боевой курс. Ко нечно, все это пришлось де лать быстро, но, .в то же время, хладнокровно, с расчетом. Об ратный путь н е имел никаких особых трудностей в ориенти ровке. Хочу заострить внимание на одном моменте, с которым мне •пришлось встретиться в одном из боевых вылетов. В север ных условиях оченѵ часто ме няется погода. Вернувшись как- то с зад ания я увидел, что наш аэродром закрыт густым туманом. Что же делать? Не далеко от аэродрома ость све товой маяк. Луч его идет вер тикально вверх и пробивает ту- м&і* Мы решили привязаться к маяку и ст али ходить около пего. Вскоре на аэродромо также зажегся 'прожектор. Это дало возможность экипажу вый ти на свой аэродром и благо получно произвести посадку. Старший лейтенант А. ПРОКУДИН. Техник-лейтенант Клейменов еще раз осмотрел свою маши ну. — Кажется, все в порядке, — сказал он. Эту машину он только что получил. Широкие крылья ист ребителя 'поблескивали на солнце. Хороша машина. Кто-то на ней полетит. А пойду узнаю. Клейменов торопливо вытер за- масленые руки и отправился на командный пункт. У землян ки веселой, шумливой толпой стояли летчики. Это была мо лодежь, недавно прибывшая из училищ. В новеньких кителях, с неизменными улыбками на лицах младшие лейтенанты громко разговаривали и за дорно хохотали. — Веселые, — удовлетворен но подумал механик, — кото рый из них мой командир? — Товарищ техник, но вы ли будете Клейменов? — раздался за спиной чей-то голос. Меха ник оглянулся. К нему подо шел ладно сбитый, стройный младший лейтенант. — Да, я. — Очень, рад. А я вас ищу. Ну, давайте познакомимся. Младший лейтенант Гущин. Назначен к вам командиром экипажа. Клейменов мельком осмотрел молодого офицера и крепко пожал мускулистую, сильную руку. Помолчали, разглядывая ДРУГ друга. Потом Гущин под мигнул своими внимательными, умными глазами и спросил: — Ну, как, повоюем? Обязательно, товарищ командир. Машина хорошая любому «мессеру» нос утрет. Пока шли к самолету, вкратце Г . С е в е р н ы й — Браво, Гущин, — говорил капитан,' — из него будет толк, ским упорством овладевал лет- и главное, молодой летчик чик искусством. I нисколько не напрягался, не А в свободную минуту спе- 1форсировал попусту мотор. Все шил на самолет к своему мо- [ фигуры делал легко, без вся- ханику. Друзья отходили в сторону и закуривали. Ведя1 неторопливую беседу, они из дали любовались своей маши- j ной, и глаза их светились кого усилия, на минимальных оборотах. Однажды капитан решил лич но «подраться» с Гущиным в воздухе, испытать его силы в лаской. Они крепко полюбили бою. Внешне молодой летчик свой самолет, и может машина j был спокоен, шутил и^ смеялся, так крепко сдружила их. Гу щин понимал, что от безуко ризненной работы механика зависит успех его будущих боев и личная жизнь. А Клей менов давно усвоил факт, что все его усилия, результат дол гого, кропотливого труда,зави сит от того, как вот этот юно ша, этот начинающий истреби тель -развернется в воздухе. Скоро Гущин самостоятельно вылетел на тренировку. Клей менов критически наблюдал с земли за каждым его шагом, за каждой эволюцией и одоб рительно кивал головой. С каждым полетом крепла воздушная походка истребите ля, вырабатывалась сноровка, точность и стремительность во всех^дщіжениях. Клейменов с радостью следил, как изо дня в день растет его друг, расчет ливый, умелый и напористый летчик-истребитель. Самым от радным было то, что в первых же полетах Гущин научился чувствовать свою машину, по нимать ее характер и умело обращаться с ней. В один из дней была назна чена стрельба по конусу. Гу щин лично присутствовал при подготовке машины. Он вместе Литературный вечер і а На-днях в подразделениях, где заместителем командира т. Зателепин , проведены лите ратурные вечера, на которых присутствовало -много офицѳ ров и сержантов. Лекцию на тему: «Пушкин и Россия» прочитал .секретарь Пушкинского комитета Ьоюза советских писателей тов. берг-Самойлов. Офицеры ( большим интересом слУшаігл " докладчика, красочно Раосі зывающего о жизни и стве великого русского поэ а. ІІа все вопросы прису т ствующих т. Фейнберг-Самой- лов дал исчерпывающие отве ты. А. ТИПАНОВ. .......... «>---»......-.ѵ- . ии іи 1 VDHU и плш и» B.ML'Cll Гѵп.т, 1 друг друГа’ с оружейником осмотрел во і ущин, между прочим, был ком сомольцем, а Клейменов—бес партийным. Но это не мешало старательному механику знать свое дело, как подобает коман диру. Вот уже . шесть лот рабо- і тает он в авиа- L. ... ции. Много при- ' " шлось повидать разных машин. И каждую знал детально, все ее капризы, слабые и сильные сторо ны, к каждой умел подойти. Честный и трудо любивый Клей менов днями и ночами нахо- ІІа разведку морских коммуникаций врага. _____ л Фото Б. Маневича. ------ —— - # < & = г = дился у машины. Кажется все оружение, боезапас и остался сделано. Но без дела не сидел доволен, ни минутки. И может поэтому ! ни одна машина, выпущенная в •воздух, но возвращалась из-за какой-нибудь неисправности. А вот и стоянка. Всюду идеальная чистота, порядочек. В углу аккуратно сложены какие-то банки, детали, ин струмент. «Хозяйственный, — одобри тельно подумал Гущин, — по жалуй, с ним у -нас дела ус пешно пойдут». Да и летчик не меньше по нравился технику. Так произошло первое зна комство летчика и техника. Гущин понял./ что Клейменов старый, опытный механик, и •проникся уважением к нему. Он называл его не иначе как «товарищ техник». Это звучало солидно, с. достоинством. Клей менову в свою очередь понра вилась деловитость, -пытли вость, внимание командира. Каждый день шли занятия. Молодые истребители па бое вых примерах подразделения познавали тактику воздушных боев. Такие занятия обычно — А вам но помочь? — об ратился он к механику. — Нет, справлюсь. Отстрелялся Гущин отлично. Но механику об этом не ска зал ни слова. Когда Клейменов узнал от других, с укоризной спросил: —Вы что же, това рищ командир, но порадуете меня? Водь все пули послали в .цель. — А зачем я буду говорить. Ведь вы узнали об этом. Провожая друга в полет, он заботливо спрашивает: Вам но холодно, товарищ командир? Уж очень легко одеты Как бы ие простуди лись', — Ничего, не беспокойтесь. — Ну-ну, смотрите. Если бу дет холодновато, включите по догрев. * * * И вот основная учеба прой дена. Гущин отлично сдал за четы по материальной части. Он прекрасно овладел техни кой пилотирования. Даже невоз мутимый капитан Калашников засматривался на полет Гущи на. Машина красиво, стреми- А в душо его была буря. Он волновался. Да и, откровенно говоря, но верил в свои силы. (Где с капитаном тягаться), — Вы но 'бойтесь, — прово жая друга, наказывал Клейме нов, — машина у нас силь ная —зверь, а но истребитель. Положитесь на нее и но вол нуйтесь. — Ладно, дружок, поста раюсь. Поединок был недолгим, но упорным. Сначала никто но поддавался. Капитан попытал ся единым, стремительным на тиском сбросить «противника» на земь. Не вышло — Гущин тотчас выскользнул из-под уда ра и в свою очередь атаковал командира. И хитрость не по могла капитану. Гущин, умоло используя мощь своей машины, скоро завладел высотой и на чал сверху клевать своего «противника». «Бой» окончился вничью. Когда приземлились, капитан удовлетворенно ска чал: — Молодец, Гущин. Драться умоешь. Скоро Гущин получил первое боевое задание сопровождать торпедоносцев. Клейменов с особой тщательностью подго товил самолет. Он придирчиво осмотрел каждую мелочь, ослу шал, , проворил. Рейс предстоял долгий и труд ный. Здесь каж дая маленькая недоделка могла привести к гибе ли. Да и Гущин то н дело подхо дил к машине, беспокоился, ста рался помочь ме ханику, совето вался с ним. И вот дан сиг нал. — Ну, коман дир, прощай и возвращайся бы стрей. Желаю удачи. —Спасибо, друг. Клейменов дол го смотрел вслед удаляющимся ма шинам, в числе которых была и его. Это ведь первый боевой. И Клейменов моста не находил себе, то и дело курил, подолгу смотрел вдаль. Когда вернулись и прошло первое волнение встречи, Клей менов спросил у Гущина. — Ну, как, товарищ коман дир? — Нормально, — бодро от ветил тот, —машина работала прекрасно. Вот только немцев не встретили,—и по раскрас- невшему лицу пилота мельк нула тень... — А знаешь, как я волно вался .сколько пережил в этот полет? — Понимаю, это ведь не шут ка. Ну, да теперь все пройде но. Лиха беда — начало. Те перь будем воевать. — Да, повоюем. Друзья стояли у машины, как два родных брата, и ку рили. — Я -пойду отдохну, Клейме нов, а ты, конечно, машину под готовишь. — Об этом не беспокойся. ...Проводив командира, Клей менов, тихонько напевая, ігои- нялся 'за работу — готовить машину к новому боевому по лету. А Гущин все-таки новы- О ПОДОГРЕВЕ КАРБЮРА 'ГОРА одогрев карбюратора зимой на вид кажет ся маловажным во просом. Думая так, некото рые летчики не придают ему нужного значения. На-днях в нашем подразделении был та кой случай. Летчик Малахов, возвратившись с -задания, стал корить механика самолета за то, что он плохо смотрит за свечами, а отсюда в воздухе тряс мотор. После тщательного осмотра оказалось, что механик здесь не при чем, а в тряске мотора виноват сам летчик. Взлетов, он но включил полностью п о догрев карбюратора. Закрыв заслонку всасывающего сопла, Малахов но включил при это.ѵ заслонку, через которую про ходит горячий воздух от р а диатора охлаждающей жидко сти. Вследствии этого холод ный воздух в соединении с бензином давал обогащенную смесь, мотор стал дымить, све чи были забрызганы. Подобного рода факты име лись и у других летчиков. Всо они говорят об одном: о но умении правильно пользовать ся подогревом карбюратора. Как же нужно правильно по догревать карбюратор? Перед вылетом летчик дол жен проверить 'закрыта ли за слонка всасывающего сопла. Если нет —закрыть ее. Тут же он обязан открыть заслонку горячего воздуха, идущего от радиатора охлаждающей жид кости. При чем открыть ее на такое положение, чтобы темпе ратура воздуха карбюратора была но болео 15—20 градусов. Эти мероприятия полностью обеспечат правильный подогрев карбюратора. Старший техник-лейтѳнант Н. БУРМИСТРОВ. АВИА ТЕХНИКА ЗА_ РУБЕЖОМ Тормозные хвостовые закрылки пикировщика На некоторых иностранных бомбарди ровщиках в целях улучшения пикиро вания. помимо ооычных тормозных зак рылков, расположенных под плоскостя ми, устроены дополнительные закрылки, являющиеся дополнением хвоста само- летВ. При пикировании все четыре за крылка открываются подобно зонту, со здавая торможение скорости пикирова ния. По выравнивании самолета тормоз ные закрылки немедленно принимают первоначальное положение, в котором они не тормозят полет. („ПОПЮЛЯР МЕКАНИКС"). ____ тельно вычерчивала фигуру за проводил капитан Калашников, фигурой. Точные, стройные И здесь Гущин шел одним из эволюции гибко и эластично' терпел - снова ппшпстт ня первых. Учебе отдавал все переходили одна л другую, | стоянку, чтобы свои молодые силы и способ- j складывались в тончайший і ььгм словом ности, с настоящим комцомоль-! узор. 1друга. теплым, ласко- обогреть боевого З имний п о д о г р е в м о т о р а Моторы американских бомбардиров щиков, онерирующих с аэродромов А л я с ки, подогреваются газолиновыми немка ми, снабженными вентиляторами. Вен тиляторы, работающие от мотора, наду вают горячий воздух в части двигателя, требующие подогрева. С помощью этих печек даже при низких температурах самолеты могут быть подготовлены к вылету в течение нескольких минут. (.ПОПЮЛЯР САЙгіС-). Использование б у м а г и при строительстве самолетов Обществом „Мак Дональд Эркрафт Корп“ (США) для консолей плоскостей хвостового оперения и других частей самолета применяется специальная прес- сованая бумага, пропитаная синтети ческими смолами. Такая смолистая пластмасса обладает прочностью на 40 процентов выше алюминия и, таким об разом, увеличивает прочность самолета, уменьшает его вес и дает экономию металла. (.БРИТИШ ПЛАСТИКС"). Новые испытательные установки В США сооружаются две аэродинами ческие трубы, предназначенные для ис пытания будущих конструкции и моде лей самолетов. Особенностью этих но вых испытательных установок является скорость воздушной струи в 1.120 км|час (девять десятых скорости звука). Мак симальная скорость в современных аэ родинамических трубах не превышает 800 км J час. („БИвНЕСС * ИК-1)-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz