Североморский лётчик. 1943, декабрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 10 декабря 1913 г., М» 60. О п р о в е рж е н и е Т А С С Некоторые английские газе­ ты поместили на-днях сообще­ ние из Нью-Йорка о том, что якобы Болгария через посред­ ство СССР внесла мирные пред­ ложения с тем, чтобы выйти из войны при условии сохра­ нения Македонии и Западной Фракии. ТАСС уполномочен заявить, что это сообщение является ложным и не имеет иод собой никакой почвы. СУДЕБНЫЙ процесс о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территориигорода Харькова иХарьковской области в период их временной оккупации Утреннее заседание 16 декабря Допрашивается подсудимый Рѳцлав Рейнгард — чиновник 560-й группы германской тай­ ной полевой полиции. Он про­ шел специальную подготовку в батальоне особого назначения «альтенбург», являющемся шко­ лой для чиновников германской тайной полевой полиции. В этой школе давалась исходив­ шая от германского правитель­ ства установка, что русский народ, как низшая раса, дол­ жен быть уничтожен. Вот как это выглядело на практике. Все арестованные — ни в чем неповинные советские гражда­ не, показывает Рецлав, прежде всего, подвергались зверским избиениям. Таким образом, гит­ леровцы хотели получить нуж­ ные им показании. Многие аре­ стованные советские люди тут лее умирали от побоев, а чи­ новники тайной полиции со­ ставляли за них фальсифици­ рованные показания. Помимо массовых расстрелов и висе­ лиц, командование германской армии применяло для уничто­ жения советских людей так называемые «газовые машины- душегубки». Рецлав принимал непосредственное участие в этих страшных преступлениях. — Назначение «газового ав ­ томобиля» держалось в строгой тайне, но тем не менее некото­ рым, очевидно, было известно о нем. Некоторые арестованные сопротивлялись при посадке в «газовый автомобиль». Их уда­ рами дубинок, прикладов и ру­ коятками пистолетов загоняли туда, — показывает Рецлав. — Среди арестованных находи­ лись старики, женщины и да­ же дети... Припоминаю случай, когда у одной женщины был вырван из рук ребенок, и она забилась в рыданиях, броси­ лась на стоящего офицера СД и расцарапала ему лицо. Этот офицер немедленно вынул пи­ столет и пристрелил женщину. — Сколько всего было уни­ чтожено советских людей при помощи «газового .автомоби­ ля»? — спрашивает 'прокурор. — ...Мне известно', —отвечает подсудимый, — что в марте месяце было уничтожено всего 5.000. Если учесть, что «газо­ вый автомобиль» совершал ежедневно свои смертные рей­ сы, можно считать, что общее количество умерщвленных в городе Харькове, примерно, 30.000 человек. Рецлав показывает далее, что «аналогичную деятельность» группа ГФП тайной поле­ вой полиций проводила также в городах Иваников, Переяслав. Лубны, Полтава, Житомир. — Сколько было уничтожено советских людей в отдельности , ео всех городах, в которых вам приходилось бывать? — спра­ шивает председатель. — Только тайной полевой по­ лицией в городе Житомире было уничтожено, примерно, 5.000 человек. Точную цифру я затрудняюсь назвать. Председатель спрашивает Рецлава о количестве истреб­ ленных советских людей в Пе- реяелаве и Лубнах. — ...В этих городах, — заяв­ ляет Рецлав, — уничтожением советских граждан занимались органы СД. Мне известны сле­ дующие данные: в Киеве было уничтожено 35.000 советских граждан, в Лубнах — 4.000, в Пе-реяславе — 2.000... Из последующих показаний Рецлава явствует, что массо­ выми расстрелами советских людей занимались все работ­ ники 560-й группы тайной по­ левой полиции. Признавая, что он лично дважды принимал участие в погрузке людей в «газовый автомобиль», Рецлав заявляет, что гитлеровцы сжигали тру­ пы людей, удушенных в «га­ зовой машине», чтобы замести следы своих злодеяний. — Когда привезенные нами трупы умерщвленных людей были сложены в коридоре ба­ рака, то солдаты СД вошли в барак и облили бензином тру­ пы. Также были облиты бен­ зином наружные стены барака, затем солдаты СД бросили за- женный факел внутрь барачно­ го помещения и подожгли его. Я видел еще 6 подобных бара­ ков, сожженных таким же спо­ собом. Комиссар тайной полевой по­ лиции Мелисс требовал прояв­ лять изобретательность на до­ просе арестованных. Присут­ ствуя на одном из допросов, он указал, Рѳцлаву, как надо про­ изводить пьгтки. — Вот видите, — сказал Me. лисс, — указывая на аресто­ ванных. — у этого чудесная борода, выдерните из нее во­ лосы, а другого колите игол­ кой. Рецлав в точности выполнил этот приказ. После того, как все эти пытки не дали ника­ ких результатов, т. к. совет­ ские люди отказывались удов­ летворить требования палачей, по приказу комиссара тайной полевой полиции были расстре­ ляны 15 ни в чем неповинных рабочих Харьковского трактор­ ного завода. — На этих 15 рабочих вы давали какое-либо заключе­ ние? — спрашивает у подсу­ димого председатель. — Нет. Вообще в тайной по- 1лиции не заводилось никаких I дел и не писалось никаких за­ ключений,—отвечает Рецлав. — Я просто составил список и передал его комиссару поли­ ции. И по списку они были расстреляны. Рецлав ‘заявляет, что подоб­ ный метод им был применен дважды — один раз в апреле по приказу комиссара полиции Кархан, другой раз позднее по приказу- комиссара полиции Вульф, когда были арестованы рабочие электростанции. По специальности радист, служивший затем в батальоне по охране военнопленных. Рец­ лав был отобран своим быв­ шим начальником и направлен в батальон «альтенбург». Здесь он прошел 6-ти недельный курс убийства и п р о в о к а ц и й , гото­ вясь к д е я т е л ь н о с т и в к а ч е с т - П о и с к ц е л и ве чиновника тайной полиции. — Кто читал вам лекции об истреблении советских лю­ дей, — спрашивает председа­ тель. — По знакам различия это были руководящие сотрудники германской тайной полевой по­ лиции, — заявляет подсуди­ мый. Признавая, что он система­ тически /занимался истребле­ нием ни в чем неповинных со­ ветских людей, Рецлав говорит, что он выполнял приказы свое­ го «непосредственного коман­ дования». — От кого же исходили ука­ зания по иетреблению совет­ ских людей,—спрашивает пред­ седатель. — Я получал приказы от своих начальников, — отвечает г’ецлав. — Хочу также доба­ вить. что германский народ го­ дами воспитывался национал- социалистскими руководителя, ми в духе проведения подоб­ ной политики. ^ треннеѳ заседание закончи­ лось допросом изменника Ро­ дины іэуланова—шофера Харь­ ковской «зондеркоманды СД». Буланов возил гитлеровцев арестовывать и расстреливать советских людей. В декабре г., показывает он, немцы расстреляли 'большую группу больных, находившихся на из­ лечении в Харьковской город­ ской больнице. Буланов участ- ствовал в доставке их к месту расстрела. Он сделал 4 рейса на трехтонной машине и до­ ставил около 150 человек. Боль­ ных грузили в одном белье. Столь чудовищный массовый расстрел был произведен окку­ пантами в станице Нижне-Чир- I ской. В этом преступлении Бу- , ланов также участвовал. Из і Нижне-Чирской больницы по- ■грузили детей в автомобиль и I отвезли за 4 километра от ста- ; ницы. Буланов вытаскивал де- ! тей из машины и подводил их I к яме. Здесь стоял немецкий I офицер, который в упор рас­ стреливал детей. Дети выры­ вались, плакали, просили их отпустить, но немецкий палач был неумолим и уничтожил всех до одного. Дети были в возрасте от 6 до 12 лет. Була­ нов ремонтировал «газовую ма­ шину». Часто, очищая ее, он находил внутри шапки, дет­ ские ботинки и другие вещи, которые люди срывали с себя в предсмертной агонии. — Какое же вознаграждение от немцев вы получили за свою предательскую деятель­ ность, — спрашивает Буланова прокурор. — Мне платили деньги, — отвечает Буланов. — Я полу­ чал также паек. Кроме того, веши от расстрелянных совет­ ских граждан, которые остава­ лись, когда немцы отбирали себе лучшее. На вечернем заседании 16 декабря допрос подсудимого Буланова. (ТАСС). Н О Ч Ь Ю Самый ответ­ ственный этап в работе «ночни- ,:а> ■- поиск це­ ли и точное по­ ражение ее. Если на зада- А?:® нио летит боль­ шая группа са -Щ молотов, 'нужно выделять само­ лет - осветитель, который подхо­ дит к цели на 2 — 3 минуты раньше группы,? н до ее подхода сбрасывает осве­ тительны е бомбы. Когда же подхо^ дит вся группа, она ясно видит об'ект. Боевой опыт учит, что экипаж должен знать средства обеспе­ чения самолето­ вождения и их расположение. . Пользоваться з а / писями в кабине самолета штурман не может, т. к. за­ жигать над целью свет нель­ зя. В одном ночном рейде наш стрелок-радист включил свет. Противник, воспользовав­ шись этой оплошностью, опре­ делил высоту полета . и под­ верг нас интенсивному зенит­ ному обстрелу. Мы, правда, ускользнули из зоны огня, но привезли много пробоин. Как мы осуществляли выход на вражеский об’ект посред­ ством земного обеспечения? Я брал определенный маяк, уста­ новленный у исходного пункта маршрута, и маяк, лежащий на маршруте, и производил полет но расчету времени. Поиску цели во многом способствует огонь вражеских зениток, от­ крываемый немцами при под­ ходе наших самолетов к об’екту. Но как быть, когда фашистские зенитки молчат? Тогда выводить самолет сле­ дует по расчету времени, и разведать цель огнем, т. е. сбросить одну бомбу. Немцы, конечно, не замедлят пустить в ход свои зенитки. Этого бу­ дет достаточно для обнаруже­ ния врага. Нужно только-, что­ бы экипаж четко представлял себе расположение батарей, что дает .возможность вести прицельное бомбометание. Практика ночных полетов по­ казала, что штурман обязан отлично знать расположение фиордов, озер и рек. Нельзя полагаться только на основные характерные ориентиры. Когда я, например, лечу бомбить аэродром П., то обнаруживаю его по развилке двух рек и из­ гибу шоссейной дороги. Я знаю, что аэродром находится между этими ориентирами и точно сбрасываю свой бомбо­ вый груз. Бывало и так, когда аэродром заволакивало тума­ ном. и немецкие зенитки до бомбометания не производили ни одного выстрела, тем но ме­ нее, мне удавалось удачно от­ бомбиться. По характерным ориентирам также легко найти фашистский порт Н. В ночное время при наличии снежного 'Покрова луч­ ше всего его отыскивать по фиордам: -береговая черта рез­ ко выделяется. Зайдя по центру Б — фиорда, штурман всегда выведет самолет точно на го­ род. Сразу за. ним расположе- Штурман подразделения пикирующих бомбарди­ ровщиков орденоносец капитан А. Скнарев. ♦ = = = Капитан А. СКНАРЕВ. но очень боль­ шое озеро, помо­ гающее найти вражеский порт. В лунную ночь, когда земля по­ крыта снежным покровом, а реки и озера еще не замерзли, поиск цели вовсе не представляет трудности. Важ;^ только знать рас­ положение ориен­ тиров. Опыт под­ сказывает, ЧТО заходить на цель надо так, чтобы выйти на нее против луны. Та­ кой заход не поз­ волит противни­ ку заметить са­ молет, между тем, как наши летчи­ ки смогут легко найти об’ект. Не<- трудно обнару-' ф -------- . .. жить цель и ког­ да парят реки и озера, штурману нужно лишь знать, как они па­ рят. Роки, например, дают белую ленту такой, как она выглядит на местности. Испа­ рение озер поднимается прямо вверх и образует собой белое пятно, по которому можно с успехом определить место. Мне не раз 'приходилось оты­ скивать аэродромы врага по изгибам рек, дающим испаре­ ние. Ночью при больших снеж­ ных покровах найти намечен­ ный к поражению об’ект тяже­ ло, т. к. вся местность пред­ ставляет собой единый белый фон. Однако, это обстоятельст­ во не должно смущать моло­ дых «ночников». В таких слу­ чаях ориентироваться надо по незамерзающим фиордам и брать к цели створные ориен­ тиры. Задача поиска цели в тем­ ную ‘ночь может быть намного облегчена, если экипаж доста­ точно знаком с характерностью дорог. Немецкие водители ав­ тотранспорта часто зажигают фары машин, помогающие нам в ориентировке. Приведу 'пример. В одном своеім полете, когда я 'прибли­ зился к неприятельскому аэро­ дрому, передо мной предстала сплошная белая пелена, покры­ вавшая местность. Некоторое время мы нѳ могли обнаружить цели. Выручило меня то, что я неплохо знал район и все время старался уловить какой- нибудь огонек. Вдруг внизу замаячил свет проезжавшей машины. По нему я сразу вос­ становил ориентировку и вы­ шел на аэродром. Для ночного самолетовожде­ ния и 'бомбометания шаблона не существует. Чтобы отлично пилотировать самолет в слож­ ных метеорологических усло­ виях, летчик и штурман долж­ ны себя повседневно готовить, упорно и настойчиво работать над собой, (постоянно совер­ шенствовать свои знания, обо­ гащать свой опыт. Главное ус­ ловие успеха ночного полета— вера экипажа в свои расчеты. Тщательное изучение района полетов, знание метеообстанов. ки, выполнение приказов, на­ ставлений и предполетных ука­ заний командиров — залог ус­ пешного выполнения боевого задания. БЕСЕДЫ О НАШЕМ ТЫЛЕ Летчик-истребитель т. Саха­ ров побывал недавно у наших шефов — новосибирцев. Он по. сѳтил многие фабрики и заво­ ды, посмотрел, как работают советские люди в тылу. На-днях т. Сахаров во всех подразделениях своей части провел беседы о советском тыле, богато насытив их при­ мерами, свидетелем которых он был . сам. Эти беседы выз­ вали большой интерес у всего летно-технического состава. К, СЕРЖАНТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz