Североморский лётчик. 1943, декабрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 2 декабря 1943 г., М* 45. Подполковник М. Мурга о ВОЗДУШНЫЙ БОИ В СУМЕРКАХ Воздушный бой. начаты!! п сумерках, сплошь и рядом за ­ канчивается в темноте. Поэто­ му летный состав, выделяемый для дежурства в сумерках, должен быть подготовлен к ве­ дению воздушного боя ночью, т е. уметь пилотировать само­ лет вслепую, по приборам. Кроме того, ему надо знать систему ЗОС того района, в котором предстоит ночная ра­ бота. Для ведения воздушного боя б сумерках летному составу необходимо отлично ориенти­ роваться в темноте как в воз­ душной обстановке, так и по наземным световым и другим ориентирам; уметь стрелять по трассѳ; знать разницу в нави­ гационных огнях наших само­ летов и самолетов противника. Разница эта заключается в том, что на самолетах противника стекла навигационных огней матовые и свет излучают бо­ лее бледный. Навигационные огни наших самолетов излуча­ ют яркий свет, так как стекла у них не матовые, а прозрач­ ные. Если днем летчик стремится занять для атаки позицию вы­ ше самолета противника, то в темноте атакующий должен на­ ходиться ниже атакуемого на 100 —200 метров. Необходимо это потому, что силуэт ата­ куемого самолета лучше виден снизу. В наступающей темноте подходить к самолету против­ ника, не освещенному прожек­ торами, надо очень осторожно, чтобы не обнаружить себя преждевременно. Подходить следует как можно ближе, на 50—100 метров, после чего от­ крывать прицельный огонь. Прицел должен иметь ноч­ ную подсветку, сетку которой ставить на максимальный на­ кал не рекомендуетвя, так как яркий свет мешает правиль­ ному прицеливанию. Надо под­ бирать такой накал, чтобы сет­ ка прицела была видна отчет­ ливо, но не слишком ярко. Ведя прицельный огонь, надо контролировать себя по трас­ се. Как определить по трассе, поражена цель или нет? Если трасса сразу пропадает в очер­ таниях самолета противника — значит цель поражена. Если же она проходит дальше — следует взять поправку. После атаки надо уходить в любую сторону вниз, однако не отрываясь далеко от само­ лета противника, иначе можно потерять его из поля зрения и не найти вновь. Сближение с самолетом про­ тивника, освещенным прожек­ торами, осуществляется таким же способом, как и с неосве­ щенным, но подходить к нему можно гораздо ближе и сме­ лее, на дистанцию 50—20 мет­ ров, так как экипаж его ослеп­ лен лучами. Подойдя на т а ­ кую близкую дистанцию, надо Ошибка ведущего группы истребителей Бомбардировщики Н-ского гвардейского авиаполка над вражеской территорией. Фото Б. Маневича. открыть огонь из всех точек пошли прямо на цель, так как по уязвіегым местам атакуемо­ го самолета, стараясь сбить его с одной-двух атак. Огонь лучше всего вести под ракур­ сами одна четвертая — две четвертых. Практика показывает, что летный состав, имеющий боль­ шой опыт в боевой работе днем, с успехом может вести борьбу с 'бомбардировщиками противника в сумерках, даже иѳ пройдя специальной трени­ ровки в ночных условиях. Об этом свидетельствует поучи­ тельный воздушный бой в су­ мерках, проведенный несколько времени назад летчиками на­ шей части с пятнадцатью «Ю-88». Зная о том, что на один из военных- об’ектов с наступле­ нием темноты делают попытки налетать немецкие бомбарди­ ровщики,' мы решили отучить от этого фашистов раз и на­ всегда. Летный состав полу: чил конкретные указания, как производить взлет и посадку в темноте, при свете костров, и как вести бой в ночных усло­ виях. /Д л я розыска своего аэ­ родрома после боя мы исполь­ зовали в качестве ориентиров два больших озера, которые находились поблизости. За десять минут до наступ­ ления темноты над нашим аэ­ родромом появилось пятна­ дцать «Ю-88», которые направ­ лялись к об’екту. Шли они пя­ терками в строю «клин» в кильватерной колонне. Наши летчики были наготове и сиде­ ли в самолетах. По условному сигналу взлетели восемь ист­ ребителей. Бомбардировщики шли на высоте примерно, 1.500 метров. Наши летчики не бомбардировщики уже были в зоне зенитного огня. Они а т а ­ ковали противника при отходе его от цели, причем строй бом­ бардировщиков был нарушен, что облегчало задачу нашим истребителям. / В это время уже стало со­ всем темно. Наши летчики раз- Успех операции, в которой участвуют разнородные груп ­ пы самолетов, целиком зави ­ сит от их четкого взаимодей­ ствия, от того, насколько г л у ­ боко ведомые групп поймут свои задачи, как они помнят указания, данные им ведущи-. ми. Наши летчики неоднократно проявляли образцы умелого взаимодействия, что приносило им крупные победы. Однако, встречаются еще существенные недостатки в организации взаи. модействия как со стороны о т ­ дельных пар, так я с о стороны мелких групп истребителей. На днях группа истребите­ лей непосредственного прикры­ тия, имевшая четкую и опре­ деленную задачу, до конца не выполнила своей роли, чем снизила эффект действий всей ударной группы. Группа штурмовиков в зле­ тела в точно намеченное вре­ мя. З а ней парами поднялись истреОители. Ведущий четвер­ ки истребителей: старший лей ­ тенант нужин, не отдав доста­ точно четких распоряжений своим ведомым о порядке при­ страивания к штурмовикам, сразу же после взлета встре­ тился с затруднениями: ему пришлось совершить несколько кругов над площадкой, чтобы дождаться, когда пристроятся ведомые. Взлетевшая послед­ ней пара истребителей не су ­ мела сразу опознать своего бились на пары, как это и бы- ведущего, что задержало и сбор небольшой группы. Штур. ло предусмотрено заранее, . мовики за эхо время ушли на бросились на немецкие маши- значительное расстояние, и ны. Атака производилась па- когда старший лейтенант Ну- рами снизу сзади с кабриро­ вания под ракурсом одна чет­ вертая и две четвертых. Огонь жин лег на курс, штурмовиков уже не было видно. Подав своим ведомым коман- ■mn к п ДУ «за мной» старший лейте- открывали с дистанции іио о нант Нужин повел летчиков на метров, вели его прицельно, ‘ корректируя по трассе. Благо­ даря умелым и дружным ата­ кам в полной темноте было сбито 5 «Ю-88». Кстати говоря, над данным об’ектом бомбар­ дировщики противника больше не появлялись ни днем, ни ночью. После боя надо было благо­ получно посадить самолеты без специально подготовленного ночного старта. Прожекторов у нас не было. Вышли мы из по­ ложения следующим образом: на месте, где должно было быть «Т», разложили костер, а посадочную полосу освещали три человека, которые, стоя вдоль нее, при заходе самолета на посадку и вплоть до его приземления выпускали осве­ тительные ракеты на парашю- тйках. Действия летчиков при посадке регулировались по ра­ дио. Таким образом все истре­ бители благополучно произвели посадку в ночных условиях. Район Гомеля. повышенных скоростях по кур­ су вероятного полета штурмо­ виков. Пройдя несколько минут, ве­ дущий заметил на горизонте группу самолетов, которые при­ нял за прикрываемых штурмо- викбв. Пристроившись, он про­ должал спокойно иттн на з а ­ дание. Но это продолжалось недолго. Неожиданно для себя старший лейтенант Нужин уви­ дел несколько групп наших истребителей. Это привело т. Нужина в недоумение. Вная, сколько самолетов должны при­ крывать ту же самую группу, что и он, Нужин догадался, что нагнал совершенно другую группу. Четверка истребителей без резуль^атно возвратилась до­ мой. Неправильно поступил и ве­ дущий группы штурмовиков Отсутствие истребителей при­ крытия обязывало ведущего «Илов» не ложиться на марш­ рут полета, а выжидать ист­ ребителей н только после их прихода итги на боевое за ­ дание. Однако ведущий штур­ мовиков вместо этого повел свою группу на запасную цель В чем причина такой несо­ гласованности в действия* групп истребителей и штурмо виков? Ответ дает практика: і пренебрежении элѳмѳнтарнымі законами боевого управления Ведь еще до вылета вѳдущиі истребителей имел полную воз можность договориться с веду щйм штурмовиков о всех под робностях полета, начиная о взлета, пристраивания, поряд ка действий над целью и кон чая посадкой. Но этого сдела но не было. Вполне естественно, что н каждый бой нельзя составит готовый рецепт, хотя бы даж потому, что формы воздушног боя часто меняются. Однакг: при всех обстоятельствах и н всех этапах боя инициатива активность истребителей дола ны оставаться на высоко уровне. Если же, по какиі либо причинам, не удается бою действовать по разраб<; тайному ведущими плану, і в таком -'случае следует обрі титься к установленным пр; вилам, выполнение которк всегда поможет найти правил:-, ный выход из создавшейся о становки. Над целью истребители нИ когда не должны огрываты,- от прикрываемых самолетч или держаться на очень боль ших интервалах. Всем и з в е с т н о , что отрыв ставит 3 затруднительное положений ударную авиацию, а истреб:: тели противника получают та тическоѳ преимущество. Чтобз: нанести по нашим самолете удар, немцы в этот день при менили следующий манев-, они группу истребителей вы слали на маршрут отхо,.* штурмовиков, чтобы их пер хватить. Летчик т. Шевчен:: своевременно разгадал наме­ рение «Мессершмиттов» и и : рѳдал об этом ведущему тс Швечкову. Однако, когда шту,_ мовики после успешного уда: уже возвращались домой, гру _ па наших истребителей знач: тельно растянулась. Ведущс т. Швечков действовал н ѳ э н с гично и не скомандовал вед: мым побыстрее собрать^"" уменьшить интервалы меж, собой и штурмовиками. Уп- щениѳ это не позволило еі® своевременно отсечь немецкая истребителей от наших штуяа мовиков. :і Ошибка истребителей г р у .. пы непосредственного прикр . тия произошла еще и потом " что штаб части не все сдел;,л по линии обеспечения четко взаимодействия. Вполне ест ственно, что при всех жел ниях ведущих, операция могла быть достаточно успеі ной, ибо тт. Климов и Добр '- славин, недостаточно вним • тельно отнеслись к столь ва; ному делу. Ю. НОСТРОВ.U =НАГРАДА ВРУЧЕНА- ПРЯМО У САМОЛЕТА •Младший лейтенант Горбачев только что вер­ нулся из боевого полета. Он взволнован. На лице еще напряжение полета. Когда он снимал пара­ шют. к нему подошел командующий. Младший лейтенант мгновенно вы­ тянулся, как положено, и замер. —Поздравляю, товарищ Горбачев,-произнес ко­ мандующий и, пожимая руку, вручил истребителю орден Красного знамени. Горбачев растерялся —так это было радостно и не­ ожиданно. Это —вторая правитель­ ственная награда Горба­ чева. На его боевом счету 8 сои ых фашистских са­ молетов. Он молод, по­ лон сил и энергии, дерет­ ся он с врагами, как истинный патриот, лет- чик-коммунист,— не жа­ лея ни крови, ни жизни. Однажды Горбачев с двумя друзьями атаковал двенадцать фашистских самолетов и_ обратил их в бегство. В этом бою молодой истребитель мет­ кой очередью сбил „Юн- керс-88“ . Умело и храбро воюет младший лейтенант Гор­ бачев, получивший вто­ рую правительственную награду. СТАРТ БУДЕТ ВСЕГДА ПОДГОТОВЛЕН ;Э а Наступила полярная зима. Выпал снег. На бойцов и офи­ церов обслуживающих подра­ зделений легла трудная зада­ ча—держать летные ноля в полной готовиостн. И люди са­ моотверженно трудятся, при­ лагают все силы, чтобы летчи­ ки могли в любую минуту взмыть в воздух. Хорошо ра­ ботает на своих участках по­ дразделение лейтенанта т. Грибкова. В первый же дегив работы его личный состав в і % полнил задание на 150 пр: центов. Особенно дружно ботает смена младшего ceji жа ата т. Ковалева. ТракторА сты Н. Виноградов, Кузьмиі: СіШЙ и Филипов трудятся, Яі. покладая рук. -ч, Летчики могут не беспоко иться: старт для них всегда oy’j дет подготовлен. . в й «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz