Североморский лётчик. 1943, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 2 декабря 1943 г., М* 45. Подполковник М. Мурга о ВОЗДУШНЫЙ БОИ В СУМЕРКАХ Воздушный бой. начаты!! п сумерках, сплошь и рядом за канчивается в темноте. Поэто му летный состав, выделяемый для дежурства в сумерках, должен быть подготовлен к ве дению воздушного боя ночью, т е. уметь пилотировать само лет вслепую, по приборам. Кроме того, ему надо знать систему ЗОС того района, в котором предстоит ночная ра бота. Для ведения воздушного боя б сумерках летному составу необходимо отлично ориенти роваться в темноте как в воз душной обстановке, так и по наземным световым и другим ориентирам; уметь стрелять по трассѳ; знать разницу в нави гационных огнях наших само летов и самолетов противника. Разница эта заключается в том, что на самолетах противника стекла навигационных огней матовые и свет излучают бо лее бледный. Навигационные огни наших самолетов излуча ют яркий свет, так как стекла у них не матовые, а прозрач ные. Если днем летчик стремится занять для атаки позицию вы ше самолета противника, то в темноте атакующий должен на ходиться ниже атакуемого на 100 —200 метров. Необходимо это потому, что силуэт ата куемого самолета лучше виден снизу. В наступающей темноте подходить к самолету против ника, не освещенному прожек торами, надо очень осторожно, чтобы не обнаружить себя преждевременно. Подходить следует как можно ближе, на 50—100 метров, после чего от крывать прицельный огонь. Прицел должен иметь ноч ную подсветку, сетку которой ставить на максимальный на кал не рекомендуетвя, так как яркий свет мешает правиль ному прицеливанию. Надо под бирать такой накал, чтобы сет ка прицела была видна отчет ливо, но не слишком ярко. Ведя прицельный огонь, надо контролировать себя по трас се. Как определить по трассе, поражена цель или нет? Если трасса сразу пропадает в очер таниях самолета противника — значит цель поражена. Если же она проходит дальше — следует взять поправку. После атаки надо уходить в любую сторону вниз, однако не отрываясь далеко от само лета противника, иначе можно потерять его из поля зрения и не найти вновь. Сближение с самолетом про тивника, освещенным прожек торами, осуществляется таким же способом, как и с неосве щенным, но подходить к нему можно гораздо ближе и сме лее, на дистанцию 50—20 мет ров, так как экипаж его ослеп лен лучами. Подойдя на т а кую близкую дистанцию, надо Ошибка ведущего группы истребителей Бомбардировщики Н-ского гвардейского авиаполка над вражеской территорией. Фото Б. Маневича. открыть огонь из всех точек пошли прямо на цель, так как по уязвіегым местам атакуемо го самолета, стараясь сбить его с одной-двух атак. Огонь лучше всего вести под ракур сами одна четвертая — две четвертых. Практика показывает, что летный состав, имеющий боль шой опыт в боевой работе днем, с успехом может вести борьбу с 'бомбардировщиками противника в сумерках, даже иѳ пройдя специальной трени ровки в ночных условиях. Об этом свидетельствует поучи тельный воздушный бой в су мерках, проведенный несколько времени назад летчиками на шей части с пятнадцатью «Ю-88». Зная о том, что на один из военных- об’ектов с наступле нием темноты делают попытки налетать немецкие бомбарди ровщики,' мы решили отучить от этого фашистов раз и на всегда. Летный состав полу: чил конкретные указания, как производить взлет и посадку в темноте, при свете костров, и как вести бой в ночных усло виях. /Д л я розыска своего аэ родрома после боя мы исполь зовали в качестве ориентиров два больших озера, которые находились поблизости. За десять минут до наступ ления темноты над нашим аэ родромом появилось пятна дцать «Ю-88», которые направ лялись к об’екту. Шли они пя терками в строю «клин» в кильватерной колонне. Наши летчики были наготове и сиде ли в самолетах. По условному сигналу взлетели восемь ист ребителей. Бомбардировщики шли на высоте примерно, 1.500 метров. Наши летчики не бомбардировщики уже были в зоне зенитного огня. Они а т а ковали противника при отходе его от цели, причем строй бом бардировщиков был нарушен, что облегчало задачу нашим истребителям. / В это время уже стало со всем темно. Наши летчики раз- Успех операции, в которой участвуют разнородные груп пы самолетов, целиком зави сит от их четкого взаимодей ствия, от того, насколько г л у боко ведомые групп поймут свои задачи, как они помнят указания, данные им ведущи-. ми. Наши летчики неоднократно проявляли образцы умелого взаимодействия, что приносило им крупные победы. Однако, встречаются еще существенные недостатки в организации взаи. модействия как со стороны о т дельных пар, так я с о стороны мелких групп истребителей. На днях группа истребите лей непосредственного прикры тия, имевшая четкую и опре деленную задачу, до конца не выполнила своей роли, чем снизила эффект действий всей ударной группы. Группа штурмовиков в зле тела в точно намеченное вре мя. З а ней парами поднялись истреОители. Ведущий четвер ки истребителей: старший лей тенант нужин, не отдав доста точно четких распоряжений своим ведомым о порядке при страивания к штурмовикам, сразу же после взлета встре тился с затруднениями: ему пришлось совершить несколько кругов над площадкой, чтобы дождаться, когда пристроятся ведомые. Взлетевшая послед ней пара истребителей не су мела сразу опознать своего бились на пары, как это и бы- ведущего, что задержало и сбор небольшой группы. Штур. ло предусмотрено заранее, . мовики за эхо время ушли на бросились на немецкие маши- значительное расстояние, и ны. Атака производилась па- когда старший лейтенант Ну- рами снизу сзади с кабриро вания под ракурсом одна чет вертая и две четвертых. Огонь жин лег на курс, штурмовиков уже не было видно. Подав своим ведомым коман- ■mn к п ДУ «за мной» старший лейте- открывали с дистанции іио о нант Нужин повел летчиков на метров, вели его прицельно, ‘ корректируя по трассе. Благо даря умелым и дружным ата кам в полной темноте было сбито 5 «Ю-88». Кстати говоря, над данным об’ектом бомбар дировщики противника больше не появлялись ни днем, ни ночью. После боя надо было благо получно посадить самолеты без специально подготовленного ночного старта. Прожекторов у нас не было. Вышли мы из по ложения следующим образом: на месте, где должно было быть «Т», разложили костер, а посадочную полосу освещали три человека, которые, стоя вдоль нее, при заходе самолета на посадку и вплоть до его приземления выпускали осве тительные ракеты на парашю- тйках. Действия летчиков при посадке регулировались по ра дио. Таким образом все истре бители благополучно произвели посадку в ночных условиях. Район Гомеля. повышенных скоростях по кур су вероятного полета штурмо виков. Пройдя несколько минут, ве дущий заметил на горизонте группу самолетов, которые при нял за прикрываемых штурмо- викбв. Пристроившись, он про должал спокойно иттн на з а дание. Но это продолжалось недолго. Неожиданно для себя старший лейтенант Нужин уви дел несколько групп наших истребителей. Это привело т. Нужина в недоумение. Вная, сколько самолетов должны при крывать ту же самую группу, что и он, Нужин догадался, что нагнал совершенно другую группу. Четверка истребителей без резуль^атно возвратилась до мой. Неправильно поступил и ве дущий группы штурмовиков Отсутствие истребителей при крытия обязывало ведущего «Илов» не ложиться на марш рут полета, а выжидать ист ребителей н только после их прихода итги на боевое за дание. Однако ведущий штур мовиков вместо этого повел свою группу на запасную цель В чем причина такой несо гласованности в действия* групп истребителей и штурмо виков? Ответ дает практика: і пренебрежении элѳмѳнтарнымі законами боевого управления Ведь еще до вылета вѳдущиі истребителей имел полную воз можность договориться с веду щйм штурмовиков о всех под робностях полета, начиная о взлета, пристраивания, поряд ка действий над целью и кон чая посадкой. Но этого сдела но не было. Вполне естественно, что н каждый бой нельзя составит готовый рецепт, хотя бы даж потому, что формы воздушног боя часто меняются. Однакг: при всех обстоятельствах и н всех этапах боя инициатива активность истребителей дола ны оставаться на высоко уровне. Если же, по какиі либо причинам, не удается бою действовать по разраб<; тайному ведущими плану, і в таком -'случае следует обрі титься к установленным пр; вилам, выполнение которк всегда поможет найти правил:-, ный выход из создавшейся о становки. Над целью истребители нИ когда не должны огрываты,- от прикрываемых самолетч или держаться на очень боль ших интервалах. Всем и з в е с т н о , что отрыв ставит 3 затруднительное положений ударную авиацию, а истреб:: тели противника получают та тическоѳ преимущество. Чтобз: нанести по нашим самолете удар, немцы в этот день при менили следующий манев-, они группу истребителей вы слали на маршрут отхо,.* штурмовиков, чтобы их пер хватить. Летчик т. Шевчен:: своевременно разгадал наме рение «Мессершмиттов» и и : рѳдал об этом ведущему тс Швечкову. Однако, когда шту,_ мовики после успешного уда: уже возвращались домой, гру _ па наших истребителей знач: тельно растянулась. Ведущс т. Швечков действовал н ѳ э н с гично и не скомандовал вед: мым побыстрее собрать^"" уменьшить интервалы меж, собой и штурмовиками. Уп- щениѳ это не позволило еі® своевременно отсечь немецкая истребителей от наших штуяа мовиков. :і Ошибка истребителей г р у .. пы непосредственного прикр . тия произошла еще и потом " что штаб части не все сдел;,л по линии обеспечения четко взаимодействия. Вполне ест ственно, что при всех жел ниях ведущих, операция могла быть достаточно успеі ной, ибо тт. Климов и Добр '- славин, недостаточно вним • тельно отнеслись к столь ва; ному делу. Ю. НОСТРОВ.U =НАГРАДА ВРУЧЕНА- ПРЯМО У САМОЛЕТА •Младший лейтенант Горбачев только что вер нулся из боевого полета. Он взволнован. На лице еще напряжение полета. Когда он снимал пара шют. к нему подошел командующий. Младший лейтенант мгновенно вы тянулся, как положено, и замер. —Поздравляю, товарищ Горбачев,-произнес ко мандующий и, пожимая руку, вручил истребителю орден Красного знамени. Горбачев растерялся —так это было радостно и не ожиданно. Это —вторая правитель ственная награда Горба чева. На его боевом счету 8 сои ых фашистских са молетов. Он молод, по лон сил и энергии, дерет ся он с врагами, как истинный патриот, лет- чик-коммунист,— не жа лея ни крови, ни жизни. Однажды Горбачев с двумя друзьями атаковал двенадцать фашистских самолетов и_ обратил их в бегство. В этом бою молодой истребитель мет кой очередью сбил „Юн- керс-88“ . Умело и храбро воюет младший лейтенант Гор бачев, получивший вто рую правительственную награду. СТАРТ БУДЕТ ВСЕГДА ПОДГОТОВЛЕН ;Э а Наступила полярная зима. Выпал снег. На бойцов и офи церов обслуживающих подра зделений легла трудная зада ча—держать летные ноля в полной готовиостн. И люди са моотверженно трудятся, при лагают все силы, чтобы летчи ки могли в любую минуту взмыть в воздух. Хорошо ра ботает на своих участках по дразделение лейтенанта т. Грибкова. В первый же дегив работы его личный состав в і % полнил задание на 150 пр: центов. Особенно дружно ботает смена младшего ceji жа ата т. Ковалева. ТракторА сты Н. Виноградов, Кузьмиі: СіШЙ и Филипов трудятся, Яі. покладая рук. -ч, Летчики могут не беспоко иться: старт для них всегда oy’j дет подготовлен. . в й «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz