Североморский лётчик. 1943, декабрь.

— североморский летчик 16 декабі БОЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ I Боевая ПО РАДИО задача будет Р а д и о т е х н и к К . Л У Б Н Ы Ч ем четче налажена связь и чем лучше умеют ею пользовать­ ся, тем успешнее будут про­ ведены воздушные бои и це­ лые операции. И если до сих пор у истребителей в основном ■связь дей ствует нормально, то паши бомбардировщики в мо­ мент бомбоудара или в бою обычно ухудшают несколько связь между собой и с землей. Это является прямым наруше- I нием одного из основных тре- j Сований к' связи—непрерывно­ сти ее. j В своевременной бомбардиро­ вочной, пикирующей и торпе­ доносной авиации при скоро­ течности боя и быстроте ма­ невра перерывы связи недо­ пустимы, их нужно свести на нет. Оборудование, ранее у с т а ­ новленное на наших бомбарди­ ровщиках, не позволяло под ­ держивать внутреннюю связь между членами экипажей и внешнюю связь между само­ летами. В самые напряженные моменты полета это об ст оя ­ тельство заставляло экипаж переходить на внутреннюю связь и совершенно прерывать внешнюю, что затрудняло ма­ невр строем и огнем всей группы. Задерживалась перес­ дача команд ведущим, ибо уп равлениѳ рацией находилось •только у стрелка - радиста. Нельзя обойти и то, что неко­ торые летчики, недооценивая радиосвязь в бою, требуют от стрелков-радистов все свое внимание уделять наблюдению за воздухом и обеспечению внутренней связи между чле^- нами экипажей. Таким образом, стрелок-радист нередко превра­ щается в обыкновенного стрел ­ ка, и экипаж лишает себя «ушей». Такая неправильная практика также затрудняет ма­ невр летчиков, что иногда при­ водит к потерям. У нас произошел такой с л у ­ чай. Во время нанесения уда­ ра по каравану противника командир группы отдал при­ казание разойтись для пикиро­ вания. Ведомые стали го т о ­ виться к пикированию -и пере­ шли на внутреннюю связь между членами экипажа. В этот момент со стороны берега п о­ явилась группа «Мессершмит- тов». Обстановка в воздухе и з ­ менилась и это вынудило ве- Бомбардировщики гвардейского полка возвращаются ка свой аэродром после вы­ полнения боевого задания. *Фото В Маневича выполнена Техническому составу подраз­ деления, где командиром т. Се­ менов, командование поставило ответственную задачу по вводу строй материальной части. Техники, механики и мотори­ сты с энтузиазмом приступили к делу. Днем и ночью, не считаясь со временем, работают они Группы техник-лейтенантов По сыпкина и Желонкина уже за кончили одно задание и при ступили к выполнению друго го. От них не отстает также бригада старшего техник-лей­ тенанта Королева. — Боевую задачу, котору поставило нам командование, мы выполним точно в назна­ ченный срок, — заявил стар- ший техник-лейтенант т. Се­ менов. А. СНЕЖКОВ. дущего изменить тактику уда­ ра — сбросить бомбы с гори­ зонтального полета. Но экипа­ жами не был принят новый приказ командира, и это при­ вело к нежелательным по сл ед ­ ствиям. Каковы же пути улучшения боевого управления бомбарди­ ровщиками по радио? Прежде всего необходимо, чтобы все члены экипажа безукоризненно освоили о б о р у ­ дование связи и научились им грамотно пользоваться. Стрел­ ки-радисты должны понять, что они призваны выполнять в п о ­ лете три функции: обеспечи­ вать наблюдение, связь и обо­ рону. Кто хотя бы на минуту забывает эти требования, тот вольно или невольно разлажи­ вает взаимодействие, ослаб­ ляет защиту своего экипажа и всей группы. В боевой обста ­ новке это чревато тяжелыми последствиями. На всех машинах старого ти­ па надо изменить самолето­ переговорное у стройство так,, чтобы оно позволяло прослу­ шивать ’-приемник, не прерывая внутренней связи, а управле­ ние передатчиком вывести не­ посредственно летчику. Такую переделку мы произвели у се­ бя. Сейчас стрелок-радист на самолете «ІІетляков-2» может включить 'приемник на всех членов экипалса и одновремен - но поддерживать внутреннюю связь. Благодаря этому усовершен­ ствованию в самые напряжен­ ные моменты воздушной о б ­ становки члены экипажей всех самолетов слышат приказания командира группы. Стрелки- радисты, оставаясь в курсе дел экипажа, не отвлекаются 07 внешней связи. Командир имеет возможность руководить маневром и огнем всех машин, быстро отдавать нужные при­ казания, а его ведомые — о т ­ вечать, запрашивать о даль­ нейших действиях. Можно привести много фак­ тов правильного руководства по радио командиром группы своими ведомыми. Сошлюсь на один из полетов старшего лей­ тенанта т. Тихомирова. Коман­ дуя звеном, т. Тихомиров так наладил в нем связь, что сумел руководить не только манев­ ром, но и огнем всех самоле­ тов одновременно. Есть у нас немало 'примеров своевремен­ ного предупр&кдения опасно­ сти внезапной атаки противни­ ка, что сохранило нам не одну человеческую жизнь и не одну боевую машину. Введенное нами новшество в самолето-перѳговорном у с тр ой ­ стве дало непрерывность связи, которую раньше мы но имели, повысило требования к летно­ му и обслуживающему радио техническому составу, усилило его ответственность за мате­ риальную часть. Кровная месть П прошлом году тов. Ва- сильев получил извеще­ ние, что его отец погиб на фрон­ те смертью храбрых. Известие пришло1 на один из калинин­ ских заводов, где молодой пат­ риот работал -установщиком. Больно сжалось сердце. Тяже­ лая утрата ожесточила к ом со ­ мольца. Хотелось мстить вра­ гу. мстить с оружием в руках. Стремясь к этой цели, Ва­ сильев пошел добровольцем в армию. Он хотел стать летчи­ ком. Желание осуществилось— его прішяли в авиационную школу. По окончании школы Васильева направили в штур ­ мовую авиацию. Молодой воин быстро вклю­ чился в боевую жизнь, стал изучать технику пилотирова- ния, опыт штурмовок. На помощь пришли бывалые лет­ чики. Больше всех беседовал с комсомольцем старший лейте­ нант Гуляев. Опытный штур­ мовик рассказал о традициях части, о храбрости товарищей, об опыте своих вылетов. Васильев с нетерпением ждал задания. И вот долгожданный день наступил. Летчик отпра­ вился на штурмовку. В первом же бою комсомолец сбил вра­ жеский истребитель и подавил огикь двух батарей противни­ ка. Так был открыт счет его мести. Потекли боевые будни. В очередных вылетах Васильев потопил самоходную баржу, повредил крупный транспорт, подавил огонь нескольких вра­ жеских батарей и сбил еще са­ молет противника. Он жестоко мстил за отца. По примеру своего коман­ дира, мужественно сражается АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ g --------------------------------- Тренировочная „кабина" На воздушно-морской станции Сэнл Пойнт (США) применяется простое при­ способление для тренировки летчиков быстро выбираться из кабины тонущего самолета. Это приспособление, иммити- руюшее кабину пилота, спускается на канатах на воду плавательного бассей­ на. По сигналу канаты отпускаются, и „кабина" начинает т о н у т ь .’ Тренирую­ щийся летчик, одетый в летный костюм и снабженный парашютом, должен от­ стегнуть прикрепляющие его ремни, вы­ броситься из кабины и отплыть. иПОПЮЛЯР МЕКАНИКС“). второй член экипажа стрелок- комсомолец тов. Мельник. Он также мстит врагу: его семья осталась в Одесской области. Комсомолец помнит, что роди­ тели ждут освобождения, и неустанно стремится в бой. Недавно в боевом вылете тов. Мельник показал свое ма­ стерство. Враг бросил на са­ молет комсомольцев шестерку истребителей. Отражая их ата­ ки, Мельник сбил один «сто- девятый». Так мстит он ?.а родную одессщину, за своих родителей. Самолет тов. Васильева об­ служивают комсомольцы. Бое­ вые дела летчиков воодушев­ ляют их на самоотверженный труд. Материальная часть, подготовленная руками меха­ ника т. Иванова и оружейника т. Губенко, работает безотказ­ но. В воздухе и на земле мстит врагу комсомольский экипаж Васильева, мстит за гибель его отца, за мучительную жизнь родителей тов. Мельника, за советских людей, несущих ярмо фашистской оккупации. Лейтенант А. МИХАЙЛОВ. Р а з в е д к а зим о й М етеорологические у с ­ ловия (частыѳ заряды, сильные ветры, сне­ гопады), почти полное о т­ су т ст ви е дня значительно усложняют разведку, зимой на нашем театре. Светлое время суток очень ограниче­ но, и поэтому, если разведчик не сможет вылететь на зада­ ние с рассветом, времени на удар в дневных условиях для торпедоносной или бомбарди­ ровочной авиации может не- хватить. Как же лучше вести раз­ ведку зимой, какие советы летчику можно дать по это ­ му вопросу? Немецкие караваны обычно идут около береговой черты. Разведчик должен отлично знать все вражеские фарва­ теры и коммуникации, на па ­ мять, без запинки ориенти­ роваться по береговой черте. Когда разведчик на неболь- шой высоте пролетает с внешней стороны фарватера, то от его- глаза никогда не ускользнет ни один корабль противника, находящийся в этом фарватере-, ибо на бе ­ лом фоне берега всякий чер­ ный предмет прекрасно за­ метен. Именно так удалось несколько дней назад обна­ ружить немецкие транспорты младшему лейтенанту тов. Авцину. Пролетая на малой высоте, он увидел несколько серых точек, вырисовывав­ шихся на береге. Несмотря на камуфляж кораблей, они были видны неплохо. Караваны, идущие в откры­ том море, заметить труднее. Здесь может быть только один совет — лучше смотреть за водной поверхностью. Бы­ вают случаи, когда при низ­ кой температуре воздуха на кораблях намерзает лед—они становятся белыми и дема­ скируют себя. Это должен помнить летчик и учитывать в боевой работе,. Проводить разведку аэро­ дромов зимой, пожалуй, лег­ че даже, чем летом. С возду­ ха хорошо видно укатанное иоле, а на белом фоне по­ стройки и самолеты. Развед­ ка портов мало чем отли­ чается о т летней разведки. Полеты на разведку в зим­ них условиях требуют от летчиков отличной техники пилотирования и грамотной эксплоатации материальной части, от штурманов — пре­ красного самолетовождения, от всего экипажа—настойчи- А . Майор ЖУВЫКИН вости и выносливости. Надо добиваться того, чтобы на ориентировку экипаж почти совершенно не тратил време­ ни. В первые свои вылеты младший лейтенант тов. Смирнов очень много уделял внимания ведению ориенти­ ровки л отвлекался от основ­ ной задачи — разведки. Это сказывалось на результатах боевой работы. Теперь, после того, как Смирнов отлично освоил район, и в зимних ус­ ловиях он стал прекрасно вести разведку, не тратя вре­ мени на дополнительную ори­ ентировку. Быстро меняющаяся погода часто затрудняет после про- доллштеЛьной разведки вы­ ход на свой аэродром. В этом случае экипаж должен про­ являть инициативу. Приме­ ром такой разумной инициа­ тивы на днях показал эки­ паж разведчика (летчик стар­ ший лейтенант тов. Воробьев и штурман младший лейте­ нант тов. Белый). Вылетевв удовлетворительных метео­ условиях, в море разведчик попал в сильные заряды. Но экипаж не растерялся. При помощи радио штурман вы­ вел самолет на аэродром, но и он оказался закрытым. По­ садка была невозможной. Летчик и штурман, заметив в западном направлении «ок­ но», решили обождать, когда это «окно» подойдет к аэро­ дрому, т. к. этому благо­ приятствовало направленно ветра. Через 40 минут заряд ушел в сторону, и экипаж разведчиков благополучно произвел посадку. Заход на цель разведки должен строиться нешаблон­ но. Зимой природные усло­ вия часто помогают внезап­ ности появления над необхо­ димым об’ектом. Облач­ ность — союзница для лет- чика-разведчика. Только бла­ годаря ее старшему лейте­ нанту Попович удалось вне­ запно выйти на караван и уйти от преследования ист­ ребителей противника, при­ крывающих корабли. Такие же факты разумного исполь­ зования облачности были и у других летчиков нашей ча­ сти. В безоблачную погоду часто бывает солнечная заря. Тогда на цель разведчи­ ку следует заходить с про­ тивоположной стороны зари. Это позволяет лучше видеть пб’ ект и маскирует от про­ тивника самолет разведчика.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz