Североморский лётчик. 1943, декабрь.
— североморский летчик 16 декабі БОЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ I Боевая ПО РАДИО задача будет Р а д и о т е х н и к К . Л У Б Н Ы Ч ем четче налажена связь и чем лучше умеют ею пользовать ся, тем успешнее будут про ведены воздушные бои и це лые операции. И если до сих пор у истребителей в основном ■связь дей ствует нормально, то паши бомбардировщики в мо мент бомбоудара или в бою обычно ухудшают несколько связь между собой и с землей. Это является прямым наруше- I нием одного из основных тре- j Сований к' связи—непрерывно сти ее. j В своевременной бомбардиро вочной, пикирующей и торпе доносной авиации при скоро течности боя и быстроте ма невра перерывы связи недо пустимы, их нужно свести на нет. Оборудование, ранее у с т а новленное на наших бомбарди ровщиках, не позволяло под держивать внутреннюю связь между членами экипажей и внешнюю связь между само летами. В самые напряженные моменты полета это об ст оя тельство заставляло экипаж переходить на внутреннюю связь и совершенно прерывать внешнюю, что затрудняло ма невр строем и огнем всей группы. Задерживалась перес дача команд ведущим, ибо уп равлениѳ рацией находилось •только у стрелка - радиста. Нельзя обойти и то, что неко торые летчики, недооценивая радиосвязь в бою, требуют от стрелков-радистов все свое внимание уделять наблюдению за воздухом и обеспечению внутренней связи между чле^- нами экипажей. Таким образом, стрелок-радист нередко превра щается в обыкновенного стрел ка, и экипаж лишает себя «ушей». Такая неправильная практика также затрудняет ма невр летчиков, что иногда при водит к потерям. У нас произошел такой с л у чай. Во время нанесения уда ра по каравану противника командир группы отдал при казание разойтись для пикиро вания. Ведомые стали го т о виться к пикированию -и пере шли на внутреннюю связь между членами экипажа. В этот момент со стороны берега п о явилась группа «Мессершмит- тов». Обстановка в воздухе и з менилась и это вынудило ве- Бомбардировщики гвардейского полка возвращаются ка свой аэродром после вы полнения боевого задания. *Фото В Маневича выполнена Техническому составу подраз деления, где командиром т. Се менов, командование поставило ответственную задачу по вводу строй материальной части. Техники, механики и мотори сты с энтузиазмом приступили к делу. Днем и ночью, не считаясь со временем, работают они Группы техник-лейтенантов По сыпкина и Желонкина уже за кончили одно задание и при ступили к выполнению друго го. От них не отстает также бригада старшего техник-лей тенанта Королева. — Боевую задачу, котору поставило нам командование, мы выполним точно в назна ченный срок, — заявил стар- ший техник-лейтенант т. Се менов. А. СНЕЖКОВ. дущего изменить тактику уда ра — сбросить бомбы с гори зонтального полета. Но экипа жами не был принят новый приказ командира, и это при вело к нежелательным по сл ед ствиям. Каковы же пути улучшения боевого управления бомбарди ровщиками по радио? Прежде всего необходимо, чтобы все члены экипажа безукоризненно освоили о б о р у дование связи и научились им грамотно пользоваться. Стрел ки-радисты должны понять, что они призваны выполнять в п о лете три функции: обеспечи вать наблюдение, связь и обо рону. Кто хотя бы на минуту забывает эти требования, тот вольно или невольно разлажи вает взаимодействие, ослаб ляет защиту своего экипажа и всей группы. В боевой обста новке это чревато тяжелыми последствиями. На всех машинах старого ти па надо изменить самолето переговорное у стройство так,, чтобы оно позволяло прослу шивать ’-приемник, не прерывая внутренней связи, а управле ние передатчиком вывести не посредственно летчику. Такую переделку мы произвели у се бя. Сейчас стрелок-радист на самолете «ІІетляков-2» может включить 'приемник на всех членов экипалса и одновремен - но поддерживать внутреннюю связь. Благодаря этому усовершен ствованию в самые напряжен ные моменты воздушной о б становки члены экипажей всех самолетов слышат приказания командира группы. Стрелки- радисты, оставаясь в курсе дел экипажа, не отвлекаются 07 внешней связи. Командир имеет возможность руководить маневром и огнем всех машин, быстро отдавать нужные при казания, а его ведомые — о т вечать, запрашивать о даль нейших действиях. Можно привести много фак тов правильного руководства по радио командиром группы своими ведомыми. Сошлюсь на один из полетов старшего лей тенанта т. Тихомирова. Коман дуя звеном, т. Тихомиров так наладил в нем связь, что сумел руководить не только манев ром, но и огнем всех самоле тов одновременно. Есть у нас немало 'примеров своевремен ного предупр&кдения опасно сти внезапной атаки противни ка, что сохранило нам не одну человеческую жизнь и не одну боевую машину. Введенное нами новшество в самолето-перѳговорном у с тр ой стве дало непрерывность связи, которую раньше мы но имели, повысило требования к летно му и обслуживающему радио техническому составу, усилило его ответственность за мате риальную часть. Кровная месть П прошлом году тов. Ва- сильев получил извеще ние, что его отец погиб на фрон те смертью храбрых. Известие пришло1 на один из калинин ских заводов, где молодой пат риот работал -установщиком. Больно сжалось сердце. Тяже лая утрата ожесточила к ом со мольца. Хотелось мстить вра гу. мстить с оружием в руках. Стремясь к этой цели, Ва сильев пошел добровольцем в армию. Он хотел стать летчи ком. Желание осуществилось— его прішяли в авиационную школу. По окончании школы Васильева направили в штур мовую авиацию. Молодой воин быстро вклю чился в боевую жизнь, стал изучать технику пилотирова- ния, опыт штурмовок. На помощь пришли бывалые лет чики. Больше всех беседовал с комсомольцем старший лейте нант Гуляев. Опытный штур мовик рассказал о традициях части, о храбрости товарищей, об опыте своих вылетов. Васильев с нетерпением ждал задания. И вот долгожданный день наступил. Летчик отпра вился на штурмовку. В первом же бою комсомолец сбил вра жеский истребитель и подавил огикь двух батарей противни ка. Так был открыт счет его мести. Потекли боевые будни. В очередных вылетах Васильев потопил самоходную баржу, повредил крупный транспорт, подавил огонь нескольких вра жеских батарей и сбил еще са молет противника. Он жестоко мстил за отца. По примеру своего коман дира, мужественно сражается АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ g --------------------------------- Тренировочная „кабина" На воздушно-морской станции Сэнл Пойнт (США) применяется простое при способление для тренировки летчиков быстро выбираться из кабины тонущего самолета. Это приспособление, иммити- руюшее кабину пилота, спускается на канатах на воду плавательного бассей на. По сигналу канаты отпускаются, и „кабина" начинает т о н у т ь .’ Тренирую щийся летчик, одетый в летный костюм и снабженный парашютом, должен от стегнуть прикрепляющие его ремни, вы броситься из кабины и отплыть. иПОПЮЛЯР МЕКАНИКС“). второй член экипажа стрелок- комсомолец тов. Мельник. Он также мстит врагу: его семья осталась в Одесской области. Комсомолец помнит, что роди тели ждут освобождения, и неустанно стремится в бой. Недавно в боевом вылете тов. Мельник показал свое ма стерство. Враг бросил на са молет комсомольцев шестерку истребителей. Отражая их ата ки, Мельник сбил один «сто- девятый». Так мстит он ?.а родную одессщину, за своих родителей. Самолет тов. Васильева об служивают комсомольцы. Бое вые дела летчиков воодушев ляют их на самоотверженный труд. Материальная часть, подготовленная руками меха ника т. Иванова и оружейника т. Губенко, работает безотказ но. В воздухе и на земле мстит врагу комсомольский экипаж Васильева, мстит за гибель его отца, за мучительную жизнь родителей тов. Мельника, за советских людей, несущих ярмо фашистской оккупации. Лейтенант А. МИХАЙЛОВ. Р а з в е д к а зим о й М етеорологические у с ловия (частыѳ заряды, сильные ветры, сне гопады), почти полное о т су т ст ви е дня значительно усложняют разведку, зимой на нашем театре. Светлое время суток очень ограниче но, и поэтому, если разведчик не сможет вылететь на зада ние с рассветом, времени на удар в дневных условиях для торпедоносной или бомбарди ровочной авиации может не- хватить. Как же лучше вести раз ведку зимой, какие советы летчику можно дать по это му вопросу? Немецкие караваны обычно идут около береговой черты. Разведчик должен отлично знать все вражеские фарва теры и коммуникации, на па мять, без запинки ориенти роваться по береговой черте. Когда разведчик на неболь- шой высоте пролетает с внешней стороны фарватера, то от его- глаза никогда не ускользнет ни один корабль противника, находящийся в этом фарватере-, ибо на бе лом фоне берега всякий чер ный предмет прекрасно за метен. Именно так удалось несколько дней назад обна ружить немецкие транспорты младшему лейтенанту тов. Авцину. Пролетая на малой высоте, он увидел несколько серых точек, вырисовывав шихся на береге. Несмотря на камуфляж кораблей, они были видны неплохо. Караваны, идущие в откры том море, заметить труднее. Здесь может быть только один совет — лучше смотреть за водной поверхностью. Бы вают случаи, когда при низ кой температуре воздуха на кораблях намерзает лед—они становятся белыми и дема скируют себя. Это должен помнить летчик и учитывать в боевой работе,. Проводить разведку аэро дромов зимой, пожалуй, лег че даже, чем летом. С возду ха хорошо видно укатанное иоле, а на белом фоне по стройки и самолеты. Развед ка портов мало чем отли чается о т летней разведки. Полеты на разведку в зим них условиях требуют от летчиков отличной техники пилотирования и грамотной эксплоатации материальной части, от штурманов — пре красного самолетовождения, от всего экипажа—настойчи- А . Майор ЖУВЫКИН вости и выносливости. Надо добиваться того, чтобы на ориентировку экипаж почти совершенно не тратил време ни. В первые свои вылеты младший лейтенант тов. Смирнов очень много уделял внимания ведению ориенти ровки л отвлекался от основ ной задачи — разведки. Это сказывалось на результатах боевой работы. Теперь, после того, как Смирнов отлично освоил район, и в зимних ус ловиях он стал прекрасно вести разведку, не тратя вре мени на дополнительную ори ентировку. Быстро меняющаяся погода часто затрудняет после про- доллштеЛьной разведки вы ход на свой аэродром. В этом случае экипаж должен про являть инициативу. Приме ром такой разумной инициа тивы на днях показал эки паж разведчика (летчик стар ший лейтенант тов. Воробьев и штурман младший лейте нант тов. Белый). Вылетевв удовлетворительных метео условиях, в море разведчик попал в сильные заряды. Но экипаж не растерялся. При помощи радио штурман вы вел самолет на аэродром, но и он оказался закрытым. По садка была невозможной. Летчик и штурман, заметив в западном направлении «ок но», решили обождать, когда это «окно» подойдет к аэро дрому, т. к. этому благо приятствовало направленно ветра. Через 40 минут заряд ушел в сторону, и экипаж разведчиков благополучно произвел посадку. Заход на цель разведки должен строиться нешаблон но. Зимой природные усло вия часто помогают внезап ности появления над необхо димым об’ектом. Облач ность — союзница для лет- чика-разведчика. Только бла годаря ее старшему лейте нанту Попович удалось вне запно выйти на караван и уйти от преследования ист ребителей противника, при крывающих корабли. Такие же факты разумного исполь зования облачности были и у других летчиков нашей ча сти. В безоблачную погоду часто бывает солнечная заря. Тогда на цель разведчи ку следует заходить с про тивоположной стороны зари. Это позволяет лучше видеть пб’ ект и маскирует от про тивника самолет разведчика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz