Североморский лётчик. 1943, декабрь.
14 декабря 1943 г., Л і 55. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК „ И Л Ь Ю Ш И Н - 2 “ В В О З Д У Ш Н О М Б О Ю Капитан Д . ОСЫКА. оѳвоѳ применение «Илью-\ Р&ются т т г т г О.. ™ ----------------------- _ ‘ О О п/л ТГ шин-2» показало, что этот самолет явл я е т с я не то л ь ко замечательным штурмови ком, но и способен вести ак тив ную борьбу с истребителями противника. «Ильюшин-2» обла дает мощным огнем, хорошей маневренностью и живучестью. Это позволяет ему противо стоять в воздушном бою даже превосходящим силам немцев. Наивыгодне-йшим порядком группы «ИЛ-2» для ведения воздушного боя являе тся «змейка» с оттягиванием на свою территорию. «Змейка» должна иметь вид не цепочки, составленной из самолетов, идущих д ру г з а другом , а как показано на схеме. Перѳстраиваниѳ самолетов, находящихся ближе к центру, производится на замедленных скоростях, а стоящих у флан гов, на повышенных. Прежде чем прибегать к этому м анев ру, группа должна заранее тщательно его о т р а б о т а в . Истребитель -противника при таком маневре, откуда бы он ни заходил, будет, своевремен но замечен. Боевой порядок «змейки» почти полностью исключает возможность сво бодного захода самолетов про тивника в хвост и д а е т как летчику, так и воздушному стрелку хорошую круговую осмотрительность. нападать внезапно из- t-a облачности или, маскируясь морем, на низких высотах. Поэтому группе непосредствен-^ кого прикрытия надо нахо диться сзади на одной высоте сс- штурмовиками. Бывают случаи, когда штур мовикам приходится в силу каких-либо причин вести бой одним. Некоторые товарищи склонны думать, что это им не іпод силу, что, дескать, на «ИЛ’е» драться невозможно. Эта точка зрения совершенно неправильна. Приведу один характерный пример. , Шестерка «Ильюши ных», вылетев на бомбежку неприятельского аэродрома, еще на подходе к цели была встречена десятью «Ме-109». Истребителей прикрытия было незначительное количество. Они сра зу же были связаны | боем и отвлеклись от штурмо виков. Нам пришлось .встре тить неприятеля самим, да и к тому лее с бомбовой нагру з кой. На шестерку «ИЛ’ов» сра зу под ракурсом две четверги люшли четыре «стодевятых». Bo-время разгадав маневр противника, ведущий «Илью шиных» немедленно подал команду для построения в «змейку». Штурмовики быстро приняли боевой порядок, и первая неприятельская атака ный стрелок защищал хвост іругого самолета. Однако ма- \ \ \ / / I И с т р е б и т е л и п р и к р ы т и я в э т о м с л у ч а е н а х о д я т с я с в е р х у . , , „ „ К о м п а к т н ы й м а н е в р ш т у р м о в и - о ы л а & т б и т а - К а ж д ы й в о з д у ш - к о в о б л е г ч а е т и х д е й с т в и я и ' м е н е е с в я з ы в а е т и х .в м а н е в р е . Они создают н ад штурмовиками «шапку», кото рую трудно про бить врагу. Од нако группе истребителей непосредствен ного прикрытия никогда н ель з я отходить от штурмовиков, ибо немцы в по следнее время стали выделя ть несколько само летов «ФВ-190» для нанесения удара по «змей ке» снизу. Как правило, «Фо'кке- Вульфы» ста- I - V Н ' не-врировать с бомбовой на грузкой было трудно. Коман дир группы принял решение освободиться от груза. ибо «Мессершмитты», пользуясь тем что истребителей прикры тия ’ не было, все яростнее на седали на «ИЛ’ов». Выбрав з а пасную цель, штурмовики сбросили бомбы. Маневриро вать стало легче. Все попытки немцев расстроить боевой по рядок штурмовиков заканчива лись безуспешно. Стрелки от бивали их атаки. С короткой дистанция младший лейтенант Гецман зажег одного «мессе ра», который тут же врезался в сопку. Более пяти минут преследо вали нас еще немцы, но им не удалось даже повредить хотя бы один наш штурмовик. Мы все невредимыми возвратились ка с б о й аэродром. Этот бой, как и многие др>_ гие, показывает, как сильна группа штурмовиков, если она действует умело, решительно и организованно, даже в том случае, когда она не имеет истребителей прикрытия. Многое в бою зависит от правильно выбранного порядкд ведущим в каждом отдельном случае. Здесь не может быть постоянного шаблона. Против ник внимательно следит за нашей тактикой и соответ ственно ей меняет приемы своей противовоздушной обо роны. Если мы будем постоян но применять одинаковые ме- тоды заходов и атак, одинако вые боевыѳ по рядки и манев ры, то, есте ственно, это об легчит против нику борьбу. Наша задача состоит в том, чтобы в каждом бою применять новые приемы, новые боевые порядки, позво ляющие нано сить еще силь нее удары по врагу. НОВОЕ В ТАКТИКЕ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ При налетах на наши аэро дромы немцы пользуются но выми тактическими приемами. Для обеспечения безопасности бомбардировщиков выделяются специальные группы истреби телей отсечения. Как правило, группа отсечения идет сзади и выше группы непосредствен ного прикрытия. В ее задачу входит отсечение советских истребителей, когда они про рвутся сквозь заслон непосред ственного прикрытия. Группы отсечения действуют также и на территории противника, всту пая в бой с нашими истреби телями, преследующими бом бардировщиков. Иногда самолеты отсечения выполняют другую самостоя тельную роль. В этом случае они действуют независимо и имеют цель борьбы с советски ми истребителями, вызванны ми в порядке наращивания сил в бою. Наши летчики быстро разга дывают все уловки врага. При налете группы «Н>87» на один из советских аэродромов нем цы к другому аэродрому, на котором базировались наши истребители, выслали истре бителей отсечения. Посты ВНОС своевременно предупре дили об этом. В результате наши истребители вступили в бой с вражеской группой от сечения, и часть немецких ма шин была сбита, а уцелевшие поспешно развернулись на свою территорию. Таким обра зом была достигнута возмож ность беспрепятственно посы лать подмогу нашим истреби телям, уже ведущим бой. * * * Пленные горманскиѳ летчики показывают, что гитлеровское командование, особенно сейчас, обеспокоено тем, что их летчи ки плохо бомбят. Для контро ля бомбометания немцы иногда высылают старших офицеров. На подходе к одному из на ших аэродромов ведущий груп пы бомбардировщиков был сбит зенитной артиллерией. Среди немцев произошло замеша тельство. Но вдруг вперед выскочил один «Юнкере» и принял командование на се бя. Советскими истребителями был сбит этот новый ведущий. Оказалось, на этом самолете летел немецкий подполковник, в задачу которого входил контроль бомбометания. # * * Недавно был сбит ночной бомбардировщик противника. Пленный стрелок-радист пока зал, что ему было поручено по вспышкам засекать наши зенитные точки. К такомѵ цріч>- му немцы иногда прибегают с I целью разведки наших зеш^- иых средств, і * $ * I Немецкая авиация в послед : нее время стала широко при менять в качестве разведчиков , истребителей «Ме-109» и «ФВ- і 190», Истребители-разведчики на обнаруженную цель сбра- ’ сывают одну—две осколочные бомбы. * * * При попытке налета на круп ный железнодорожный узел гитлеровцы применили следу ющий метод прикрытия: вне запно над целью появилась большая группа бомбардиров щиков. Вражеских истребите лей в воздухе не было. Наши истребители вступили в бой. Немцы не проявляли особой активности,хотя имели числен ное превосходство, и стали ухо дить на свою территорию. Решив, что «Юнкерсы» при шли без всякого прикрытия, некоторые наши летчики увлек ались воздушным боем. А нем і цы старались заманить их на свою территорию, чтобы там I подвестц иод удар большой группы истребителей. Так оно и получилось. Неожиданно п о я в и л и с ь 20 «Мессершмиттов». Из этого боя победителями вышли наши летчики, уничто жившие 6 «Юнкерсов» ц 2 «Мессершмитта». Тем не менее, бой протекал в неблагоприят ных условиях. * * * Этим летом и осенью впер* вью были отмечены действия неприятельских ночных истре бителей парами. Тактика пары I заключается в следующем: об наружив в воздухе бомбарди- ; ровщик, немецкие летчики за- і ходят сзади, но с разных сек- і торов. Один из них стремится отвлечь на себя внимание экипажа нашего самолета, для чего периодически зажигает фары или аэронавигационные огни. Чтобы не подвергнуть себя при этом риску, враже ский летчик держится на по чтительном расстоянии вне сферы действия стрелкового вооружения бомбардировщика. В это время второй истреби тель старается незаметно п о д о й т и 'C другой стороны к на шему самолету как можно бли же и ударить из всех пушек и пулемегтов. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ПРОТИВНИКА АЭРОДРОМОВ В условиях наступления наших частей восстанов ление освобожденных от противника аэродромов приоб ретает первостепенное значе ние для обеспечения беспере бойного боевого взаимодейст вия авиации с наземными и морскими частями. Территория, освоболѵдаемая от противника, достаточно н а сыщена аэродромами. Строи тельство новых аэродромов на этой территории проводится только в виде . исключения, по этому п ер ед аэродромострои- телями стоит боевая задача — быстрое освоение и приведение в годное состояние отбитых у противника аэродромов. Опыт показал , что порча л ет ного поля (полное уничтожение №о невозможно) иде т .по двум основным линиям: минирова ние и порча самой поверхно сти его, создание воронок, перепахивание и т. д. Хотя противник минирует не все аэродромы, однако все без исключения аэродромы, осво бождаемые от немцев, должны «ьіть проверены минерами. Один из освобожденных а э родромов на Волховском фрон те прибывшая часть начала j эксплоатировать, не считаясь с I возможностью наличия мин на нем, и только после первых жертв здесь провели обследо- 1 ваниѳ летного поля, в резуль- | тате чего было обнаружено й | извлечено свыше 600 мин. Противник минирует не толь ко летные ноля, но и сооруже ния: укрытия для самолетов и спецмашин, землянки и т. п. Причем здесь часто заклады ваются «сюрпризы». На Н-ском аэродроме в уцелевшей зем лянке поселились бойцы инже нерно-аэродромного батальона. Когда один из бойцов захотел затопить печку и открыл ее дверцы, раздался взрыв. По счастливой случайности в зем лянке в это время никого боль ше не было, и, кроме неосто рожного бойца, никто не по страдал. Эти факты говорят ' о необ ходимости самой тщательной проверки минерами нѳ только летного поля, но и всех соору жений и территории вокруг аэродромов. Команды минеров, снабжен ные достаточным количеством миноискателей, должны дви гаться непосредственно за пе редовыми частями, чтобы по первому требованию командо вания обеспечить посадку авиации. Вслед за минерами восста новительные подраздаления (рота, команда) без промедле ния должны приступать к вос становлению летного поля аэ родрома. Порча летного поля, как это было сказано выше, обычно заключается в перепа хивании и создании на нем воронок различной величины. Характерным в этом отно шении является один из аэ родромов. Немцы при отходе произвели здесь взрыв 400 фу гасов на расстоянии 40 м.друг от друга. Воронки получились сравнительно небольшие—глу биной до 1 м. и диаметром до 2-х м.. однако, учитывая их большое количество, работа по засыпке оказалась довольно трудоемкой. Только одного щебня потребовалось подвезти до 400 куб. м. Кроме того, для затруднения ремонта летное поле было беспорядочно перепахано, имея около 60 километров борозды. Устранение этой порчи также потребовало немало труда. За сыпку борозд пришлось произ водить вручную, так как при менение грейдера испортило бы дерновой покров и не дало бы необходимой чистоты плани ровки. Опыт показывает, что при засыпке воронок от взрыва фу гасов, а также при ликвидации результатов бомбежек, обяза тельно выполнение следующих правил: 1. Если грунт аэродрома гли нистый или суглинистый, за сыпку воронок необходимо про изводить только местным грун том, перемешивая его для соз дания несущего скелета с 20— 30 проц. щебня или гравия. Ни в коем случае нельзя за сыпать воронки песком, так как в этом случае создаются усло вия для сбора в воронках воды. 2. В целях уменьшения про садок необходимо производить тщательную послойную утрам бовку засыпаемого грунта че рез каждые 15—20 см. 3. Засыпать воронку для компенсации просадок следует с небольшим валиком — 4— 6 см. Восстанавливая взлетно-по- садочные полосы с искусствен ным покрытием, кроме ука занных выше правил, сле дует: 4. Проверить и обязательно восстановить дренажную си стему; 5. Верхний ’слой по толщине искусственного покрытия заде лать смесью щебня или гравия с мастным грунтом, добиваясь жесткости, близкой к искусст венному покрытию. Не реко мендуется сразу заделывать воронки тем же материалом, из которого произведено , искус ственное покрытие (бетон, асфальт). При заделке воронок неизбежна просадка, поэтому целесообразно ликвидировать просадку, а затем уже оконча тельно заделать покрытие. Из аэродромных сооружений в первую очередь подлежат восстановлению укрытия для самолетов и землянки для личного состава. Восстановле ние этих сооружений требует работы опытных рабочих (ин- женерно-аэродромных и строи тельных частей). Несмотря на кажущуюся'про- стоту работ по восстановлению летных полей, эти работы тре буют серьезного и продуман ного отношения к себе, орга низации специальных подраз делений, умеющих быстро и организованно в короткий срок (1—2 дня) восстановить летное поле, ибо задержка этих работ немедленно 'сказывается на взаимодействии авиацпи с пе редовыми частями. Инженер-майор А. ОСТРОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz