Североморский лётчик. 1943, декабрь.
*12 декабря 19i:j г., № 54. СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к И стория эта случилась в од ном из гвардейских полков и, по правде сказать, очень всех рассмешила. Но так как все очень любили лейтенанта Загогу ленко, о ней не очень распростра нялись. Зачем на всю дивизию шум поднимать? Тем более, что Паша Загогуленко был душой полка, штурмовик отчаянный, товарищ отменный. Такого летчика очень трудно описать, так много у него было достоинств. Это, можно сказать, был типичный гордый сокол чер номорской авиации. Но была своя темная точка в этом парне с золотыми руками и голубыми глазами. Паша любил цеть, хотя слуха у него и в помине не было И штурмовики-гвардейцы предпочли бы 1 } чше находиться в грохоте зенитных разрывов, чем в о б ществе Загогуленко, когда его одолевала песенная страсть. А тут как раз дела на Тамани пошли горячие. На штурмовку вылетали каждый день, бывало по два и по три раза. Паша н а своем „Ил‘е “ носился словно крылатая смерть над немецкими колоннами, летая днем и ночыо. Казалось, возвращаясь после штурмовок, что станешь делать: бегом в кубрик и, набив рог шо коладом, на свежую постель. Так все и делали. Но Загогуленко минуты не отдохнет, все чего-то носится, размахивая руками, точ но ему трех штурмовок и сотня другая фрицев в день мало, и затянет петушиным тенорком, от которого у товарищей в животе делалось холодно: —Мой костер в Тамани светит... И, странное дело, летчики- гвардейцы, привыкшие ко всем испытаниям войны, смотревшие смерти прямо в глаза, ложившие ся на боевой курс под огненным ливнем вражеских зениток, не могли улежать под звуками этого занозистого скрипучего тенорка и вскакивали с постели совер шенно обезумевшие. —С таким голосом, Паша, ты один мог бы самого Гитлера в гроб загнать, — мрачно сказал штурман Ландышев, — а ^потому убирайся к чертям со всей своей консерваторией! Но эта нелестная оценка не помешала Загогуленко продолжать: Мой костер в Тамани светит, Фрицы дохнут налету. Если нас зенитка встретит, Я ударю по мосту... В сторону Паши летели казен ные подушки и другие предметы шкиперского хозяйства. Паша убегал к своему самолету, где он, как командир, мог рассчитывать на небольшою, но позорную ауди торию своего экипажа. Никто не знал, между прочим, каким образом Паша оказался в авиации и чем он занимался до войны. И если бы не случайный мой приезд в полк, куда забро* Гри г . Сорочин сила меня судьба военного кор респондента, многое до сих пор оставалось бы тайной. Мы встретились с ним в полу темной столовой фронтового аэ родрома, и я не сразу мог узнать моего приятеля. Да, кроме того, на нем был новенький китель с золотыми погонами лейтенанта. Наши взоры встретились, но я никак не мог припомнить, где я видел это подвижное лицо. До чего меняет человека военная форма I Лейтенант усердно доли вал себе в эмалированную круж ку шампанское и, наконец взгля нув на мои интендантские погоны, пропел: Последний на свете писатель, Кто с нами не пьет. Я чуть не упал со стула. Такой голос мог принадлежать только одному человеку на свете и боль ше никому. Это пел Паша Загогуленко, знаменитый наездник и дрессиров щик лошадей, выступавший в цирке „Шапито" под громкой фамилией Андре Бижу. Это он научил свою чистокровную араб скую кобылу танцевать модный в свое время танец „Джимми, я всегда с тобой“. Когда он появлялся на арене в своей бархатной курточке и в малиновых галифе с длинным звонким шамбарьером в руках, грохот аплодисментов потрясал шаткое здание „Шапито". Андре Бижу был, между про чим, бедствием для мужей, бояв шихся за своих жен. Председа тель горсовета одного заволжско го города в тот сезон, когда при ехал цирк с лошадьми Бижу, заставлял свою супругу уклады ваться спать до начала представ ления в цирке, еще засветло, а затем ради предосторожности увез свою блондинку за Урал, подальше от опасного соперника. Рассказ Но Андре Бижу, он же Паша Загогуленко, вовсе не был Дон- Жуаном, и уже давно был влюб лен в экв ілибристку мадемуа зель Жюли или попросту Таню Иванову. Я вспомнил, как, щелкая звон ким бичом, носился Бижу по све жему песку манежа, и лошади, словно загипнотизированные, по виновались сухому треску шам- барьера и таинственным, им од ним понятным пулеметным щел каньям. А Жюли, стройная, в чер ном костюме наездницы, счастли во улыбалась Андре. Чорт побери, эта история с Ардре Бижу слишком увлекатель на, чтобы рассказать ее коротко! Дело было так. Оказалось, что Бижу был ревностным членом аэ роклуба. И когда грянула война, Паша Загогуленко попал прямо с бала на корабль, т. е. непосред ственно на ,У-2". А это уже по том он стал штурмовиком. Так вот с ним и случилось в одной из штурмовок необычайное происшествие. Дали ему как-то раз задание — разгромить в од ной лоіцине эскадрон вражеской кавалерии. Загогуленко вылетел к тому месту, которое указала раз ведка, но ничего не обнаружил, ни всадников, ни лошадей. Ло щина была пустынна. И в этом Загогуленко легко убедился, про смотрев ее с малой высоты или с бреющего полета. Тем не ме нее, скорее для очистки совести, чем по необходимости, лейтенант прострелял ее несколькими оче редями. Лощина огласилась эхом выст релов, и все замолкло. Загогу ленко решил покинуть этот мир ный уголок, встревоженный гу лом выстрелов и мощным мото ром самолета. Вдруг ему пришла шалая мысль. В середине лощины красова Рис. Б. Крылова. С. В а рш а в с к и й , Б. Р е ет По ту сторону нашего фронта ЗАМЕТКИ О СЕВЕРНОЙ НОРВЕГИИ S. СУМЕРКИ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА От Тромсе до Киркенеса вы соко громоздятся над морем суровые скалистые берега Се верной Норвегии. Их очерта ния хорошо знакомы летчику- североморцу. Кем бы он ни был—торпедоносцем или раз ведчиком, 'бомбардировщиком, штурмовиком или дальним истребителем,—он узнает ‘Каж дый фиорд и каждую шхеру так же безошибочно, как п е х о тинец-разведчик или сапер о т личает по едва приметным признакам одну неведомую вы. сотку от другой, один овра жек о т соседнего, тропку от тропки, ручеек от ручейка. Узнает потому, что здесь он воюет, потому, что здесь он бьет и уничтожает немцев. Скоротечны торпедная атака, штурмовой и бомбардировоч ный удар. Тонет фашистский транспорт в Варангор-фиордо, на траверзе Гамвика или Берле- вога, горят причалы и п ор т о вые сооружения в Киркенес©! пли Варде, черный дым сте- летая над морем и застилает горизонт — это летчик у н и - , чтожил корабль водоизмо щением в столько-то тысяч тонн н вызвал столько - то взрывов и пожаров. Но ре , зультат боевого труда вашего летчика нельзя измерять о д - ; ним только материальным , ущербом, нанесенным врагу. Грохот взрыва получает дол гий и раскатистый отзвук, и з , порта в порт, из базы в базу j несет волна Баренцева м о р я : гулкое эхо, и ужасом полнятся сердца немцев, притаившихся і в норвежских скалах. Весть о . грядущем и скором возмездии • несет им ветер с моря, н по- ; этому все отчаянней жмутся теперь немцы к сухопутью, заболевают в повальном и мае-1 севом масштабе водобоязнью. | Это тоже результат боевой pa-j боты североморцев. , Интересно подвести некоторые. итоги минувшей заполярной | осени, б е р я ' при этом в расчет I лось довольно оольшое, почти правильной формы, круглое, чер ное пятно, выжженое, по всей видимости, костром. Пролетев над этим пятном, Па ша захотел проверить прицель- ность своего бомбометания и, не раздумывая, сбросил бомбу пря мо в центр черного круга. • И вот что произошло. Внезапно из-под черного пятна, которое вдруг стало расползаться от огня и оказалось ловко натянутым большим черным маскировочным тентом, стали выбегать обезумев шие лошади и солдаты, рассыпа ясь по всем направлениям. Мгно венно Загогуленко вошел в пике и стал в упор расстреливать ме чущийся под полотном и сбив шийся в кучу вражеский эскад рон. Около сотни рыжих, черных, белых откормленных лошадей вырвались из этой горящей мы шеловки и бешеным галопом ки нулись в сторону наших позиций. Вот тут-то и проснулся в Паше Загогуленко знаменитый наездник и дрессировщик. Он щелкнул языком, как когда-то это делал, выходя на арену, Андре Бижу— гордость цирка „Шапито”. Он решил помочь лошадям перейти на нашу сторону фронта. Но как это сделать? В руках у него бы ла только ручка управления, а не длинный черный хлыст шам- барьера. Тогда, потеряв несколь ко скорость и высоту, Загогу ленко, зайдя в тыл лошадям, стал как воздушный ковбой подгонять их треском пулеметных очередей, и лошади, иод щелканье огнен ных бичей, в мыле и пене от су масшедшего страха, перемахнули во весь опор с налитыми кровью глазами к нашим позициям, дос тавив заодно и трофеи: пулеме ты и две противотанковые пуш ки. Это был последний бенефис знаменитого дрессировщика и на ездника Андре Бижу. И когда он закончил свой рассказ, мы выпи ли за его неугасимую любовь к святому искусству. Конная исюрия обошлась ГІаше недешево. Целый месяц после этого Пашу Загогуленко спраши вали: „Когда же, наконец, на кам бузе появится шашлык, и почему он не пригонит в полк баранов или, чего доброго, стадо коров. И почему ему вообще не штур мовать в дальнейшем по хозяйст венной линии?". Да, в копеечку влетел ему последний бенефис! В полумраке столовой фронто вого аэродрома я стал прощаться с Пашей Загогуленко, и на мое пожелание счастливо ему воевать он сказал мне: — Ну, какая это война, когда с нашей первоклассной техникой немца теперь и не догонишь. Он лукаво улыбнулся и попы тался что-то пропеть мне по это му поводу, но я почувствовал та кой ледяной холод, прошедший по моей спине от его тенорка, что так и не распрощался о мо им приятелем штурмовиком Па шей Загогуленко — любителем сольного пения. 12 декабря 1919 года /■осенью 1919 года генерал Юденич сделал еще од ну попытку захвзтнгь Пет роград. Но героический про летариат Петрограда н мат росы Балтийского флота не пропустили врага. Юденич был разбит. Остатки его банды бежали в Эстонию. В боях особенно отличи лись моряки форта „Пере довой*. 12 декабря 1919 года за героизм и мужество лично го состава в боях против войск Юденича форт был награжден Почетным Рево люционным Красным Зна менем. ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛНИЛОСЬ Д авно мечтал старший сержант Борисов стать мотористом. Он был старши ной, занимался разными х о зяйственными вопросами, ра ботал старательно н добросо вестно, как подобает канди дату ВКіі(б). Но все это бы ло не то. В тайне он зави довал тем, кто работал на боевых машинах, кто непо средственно помогал летчи кам бить врага. Борисов ре шил стать мотористом. При каждом удобном случае он посещал занятия техниче ского состава. Вскоре ему удалось достать книги. В свободное время старший сержант читал п составлял конспекты. Частенько он о б ращался к инженерам. Осо бенно много помог Борисову техник-лейтенант т. Рябов. Так шли дни. Борисов по дал докладную с просьбой допустить его к работе мото ристом. Он уже хорошо знал детали самолета и был уве рен, что в просьбе не отка жут. Но зсе-*гаки волновался, когда его вызвал заместитель командира. Он расспросил старшину о работе, а потом сказал: — Ну, вот, товарищ Бо рисов, вы назначаетесь мото ристом на машину техника- лейтенанта Рябова. Не пед- водете? , — Нет, товарищ майор, не подведу, я ведь коммунист. И в о т ' желание исполни лось. Теперь Борисов рабо тает мотористом. Он вместе с моханико.м готовит к боям свой истребитель. Г. СЕВЕРНЫЙ. не тоннаж многочисленных по топленных фашистских кораб лей, а тот моральный эффект, который производят наши уда ры н удары наших союзников ка ‘психику врага. Информа ция, появляющаяся от поры до времени в печати, позволяет приподнять завесу над тем, что немцы так тщательно скрывают от постороннего гла. за. Известно, например, что гер манское военно-морское коман дование, проиграв «битву за Атлантику», сочло за благо спрятать свои корабли в б у х тах Альтен-фиорда. Флот, пре тендовавший на гегемонию в океанах, вынужден был ук рыться в тихую гавань. Но страх преследует немцев и здесь. В сентябре из Норвегии сообщалось, что в Альтен- фиорде произошел бунт на двух крупных военных кораб лях — линкорах «Тирпиц» и «Шарнхорст», которые почти совсем не выходят в операции из-за серьезных волнений сре д и своих команд. Спустя ко роткие сроки, вслед за этим сообщением последовало н дру гое: специальный стокгольм ский корреспондент агентства «Рейтер» передал, что команды линкоров «Тирпиц», «Шарн хорст» и «Лютцов», находя щихся в Альтен-фиорде, на несли этим кораблям повреж дения. Очевидцы заметили,что на. «Шарнхорстѳ» работают на сосы, ы наблюдали оживленное движение между кораблями и пловучей ремонтной базой в том же фиорде. Волнения сре ди экипажей трех линкоров усилились, когда стало изве стно, что командование. наме рено направить эти корабли на операции против караванов с у дов в Атлантическом океане: видимо, -торпеды Лунина, в свое время серьезно повредив шие «Тирпица», не выходят из памяти матросов. Кааіитуля- ция итальянского флота так же сильнейшим образом по влияла на состояние духа не мецких моряков. Что же делает сейчас фа шистский 'флот в уединенном норвежском фиорде? В ино странной печати высказывают ся предположения, что лучшие корабли немецкой эскадры, не будучи в силах предпринять « е то, что крупные операции, но и проявить какие-либо приз наки активности, заняты упо рядочением своих «внутренних дел»: матросские бунты вы нуждают командование спешно заменять экипажи. Стремясь предохранить ко рабли от нападения союзни ков, немцы загородили фиорд минами и сетями и установили непрерывное патрулирование дозорными кораблями и авиа цией. Тем не менее, и в Аль тен-фиорде гитлеровцы не мо гут считать себя в безопасно сти. В средних числах октября I стало известно, что несколько I английских малых подводных I лодок проникли в Альтен- фиорд и выпустили торпеды в линкор «Тирпиц». Фотос’емка, } произведенная после атаки, ^установила, что вблизи «Тир- ; пица» вода на большом про- ! странстве покрыта нефтью. Высказывалось предположение, что этот самый крупный не мецкий линкор поврежден. Та ким образом, и Альтѳн-фиорд сказался недостаточно верным прибежищем для последних надводных кораблей герман ского флота. Подобные факты в еще боль шей степени усиливают приз наки падения морального со стояния в фашистской эскадре. Не менее показателен в этом отношении и бунт, происшед- (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz