Североморский лётчик. 1943, декабрь.

— с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 12 декабря 191 Лі! Четвертый боевой вылет О с т а в л я я з а с о б о й с л е ­ д ы черного дыма, с а ­ м о л е т , кренясь и под­ прыгивая, пошел на сни­ жение. Еще две — три мину­ ты и огромный пикирующий бомбардировщик брюхом хлюп­ нулся в глубокий, рыхлый снег, покрывавший прифронто­ в о е о з е р о . Замерли моторы. И з кабины выскочил молодой па­ р е н ь в больших меховых ун ­ т а х и, сняв шлемофон, быстро в ы т е р платком крупные капли п о т а , выступившие на его у с т а ­ л о м , раскрасневшемся лице. Вместе с о штурманом Спири­ доновым летчик Виктор Зай­ ц е в помог выкарабкаться из машины стрелку-радисту Бо ­ ровому, только что раненому в бою. I К приземлившемуся самоле­ ту со всех сторон бежали бой­ цы и командиры. Они видели, как подбитый краснозвездный бомбардировщик ковылял на посадку, и 'Опешили на помощь к своим воздушным друзьям— братьям по оружию. Раненого немедленно доставили в поле­ вой госпиталь. Летчик и штур ­ ман, горячо попрощавшись с боевым другом, извлекли из кабины ценные приборы и, сдав самолет охране, сами на­ правились в свою часть. ...Лишь несколько минут на­ зад три молодых советских патриота, комсомольцы Зайцев, Спиридонов и Боровой были на волосок о т смерти. Высокое умение, самообладание и вы­ держка в сочетании с трезвым расчетом летчика спасли весь экрпаж и дорогостоящую ма­ териальную часть. Дело было так. Пикировщик Зайцев вылетел на. бомбоудар по вражескому аэродрому. В районе цели немецкие зенит­ ки открыли по самолету ура ­ ганный огонь. Это, однако, не помешало летчикам отбомбить­ ся. Но едва они развернулись на обратный курс, как вдруг раздалась команда штурмана: — Нас атакуют истребители противника. Д в а «Мессершмитта - 109», п р е д в к у ш а я легкую победу, как к о р ш у н ы , навалились на оди­ н о к и й советский бомбардиров­ щик. Немцы вели себя нагло, Ст а рш и й л ейт ен ант Г. К а гальи иц кий они знали одно: свое численное преимущество. Но враг недо­ оценил другого: железной воли североморцев, их стойкости, и решимости к бою. Немцы предпринимали одну атаку за другой. В тяжелом бою был ранен стрелок-радист. Экипаж, искусно 'маневрируя, продолжал отстреливаться и уходить от преследования. — Держись, штурман! Не дадим гадам расстрелять себя. Самолет все ближе подходил к родной земле. Веселее ста­ новилось на душе у боевых товарищей. «Мессеры» наседали.' Уже повреждено хвостовое опере­ ние. Нулями продырявлены бензобаки. Перебит триммер руля глубины. Осколки снаря­ дов угодили в правый мотор, языки пламени угрожали пло­ скости, могли перенестись на бензосистему. Резким креном машины пилот сбивает пламя. Неистовствовали немцы. «Мес- -сершмитт», висевший справа у киля самолета, снова развер­ нулся для нападения. И в ту же секунду штурман коман­ дует: — Атака! Самолет делает резкое сколь­ жение в правую сторону. Тра с­ са остается слева. Другой фа­ шист .стал заходить сзади снизу с тем, чтобы еще раз ударить по моторам. Но «Ііет- ляков-2» ушел вниз, и хлыст трассирующих пуль оказался выше и прошел мимо. Так, умело маневрируя, Зай­ цев перелетел линию фронта. Его встретили наши истреби­ тели. Они ринулись на про­ тивника и вступили с ним в бой. Вскоре показалось озеро, о т ­ стоявшее в 8 километрах от наших передовых позиций. Командир корабля принял ре­ шение ‘произвести посадку. В сложившейся обстановке такое решение было единственно ра­ зумным. Это был четвертый боевой вылет комсомольского экипа­ жа. Командование отметило инициативу и находчивость молодого летчика. Беседа о дружбе народов СССР Старший лейтенант тов. Круглов провел беседу с млад­ шими авиаспециалистами на тему: «Дружба народов,^зака­ ленная в испытаниях войны.— источник силы и непобедимо­ сти Советского Союза». Просто и доходчиво агитатор расска­ зал, как Ленин и Сталин спла­ чивали в единую, монолитную советскую семью народы на­ шей Родины, как росло и крепло братство народов СССР. В ходе беседы выступили тт. Кропотов, Загоруйко и другие. Они дополнили рассказчика, привели интересные факты. Техник звена, разведчиков старший техник-лейтенант 10. Тихомиров. --------------ф ф --------------- АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ Подача грузов на самолет, находящийся в воздухе В штате Аризона предложено устрой­ ство для спуска и подъема грузов на самолет, летающий по кругу над зем ­ лей. При помощи троса с самолета спу­ скается обтекаемая гондола. По мере увеличения длины троса гондола опи­ сывает все меньшие круги с замедляю­ щейся скоростью. Вблизи от земли из гондолы автоматически выпускается не­ большой конец с амортизатором из резиноподобной массы, оказывающей при контакте с землей тормозящее дей­ ствие. Когда движение гондолы совсем за­ медляется, люди, находящиеся на земле, имеют возможность ухватиться и оста­ новить гондолу. После выгрузки или загрузки гондола подтягивается на самолет. („ п о п ю л я р с а й н :-). Использование кино при обучении стрельбе На воздушно-морской станции США для обучения стрельбе по самолетам противника используется кино. Обуча­ ющийся стреляет по самолету, появля­ ющемуся на экране. Попадания и прома­ хи регистрируются электрическим при­ бором. Появление самолета на экране сопро­ вождается соответствующими звуковы­ ми эффектами. („АМЕРИКЭН АВИЭЙШЕН"). Автоматический огнетушитель Обществом „Кидд и К “ (США) скон­ струирован ударный автоматический ог­ нетушитель, предотвращающий загора­ ние самолета при катастрофе. Прибор включается от удара при па­ дении самолета и автоматически выпус­ кает газы, которые тушат загоревш ие­ ся моторы. („САЙЭНТИФИК АМ Е Р И К Э Н "). О С О Б Е Н Н О С Т И В О З Д УШ Н О Г О БОЯ З И Н О Й З имой истребители, в большинстве случаев, ведут бои на малых высотах. Чем характерен та­ кой воздушный бой? Снежный покров земли сливается с небом на гори­ зонте. Не легко летчику опре­ делить пространственное по­ ложение самолета в ^воздухе, а между тем малейший з е ­ вок, малейшая небрежность в пилотировании могут при­ вести к катастрофе. Скрады­ вающаяся из-за снежного по­ крова земля мешает быстро, без помощи прибора, опреде­ лять высоту, а напряжение, с которым приходится вести наблюдение за землей и в о з ­ духом, очень утомляет зре­ ние. Выполняя какую-либо из фигур, летчик не забывает учитывать мнимое влияние малой высоты. От этого ча­ сто зависит характер выпол­ няемого маневра. Например, когда мы делаем вираж на высоте, радиус его нам ка­ жется малым, в то время, как на малой высоте этот же ра­ диус кажется очень большим. Отар ш и й л ейт енант А . М У Х А М ЕД К И Это происходит вследствие большого углового переме­ щения самолета по отноше­ нию к земле. В случае, если летчик обманулся, он ста ­ рается уменьшить радиус виража, перетягивает ручку и легко срывается в штопор. То же самое грозит при вы­ ходе из пикирования. Отсю­ да вывод—летчику истреби­ телю к выполнению фигур высшего пилотажа на малой высоте надо относиться с особым вниманием. Зимой линейные и пло­ щадные ориентиры теря­ ют свою резкость. Контуры населенных пунктов сплошь п рядом отсутствуют. Озера, замерзая, заносятся снегом— их трудно отличить от зем­ ли. Реки различимы только по своим контурам или об­ рывистым берегам. Почти то же самое происходит с железными, шоссейными и проселочными дорогами. Даже хорошо зная свой райои, нужно перед вступле­ н и е м в бой засечь время его начала. В процессе боя по­ стоянно определять в каком направлении он уклоняется. Э т о позволит быстрее ориен­ тироваться после боя. И если п о расчетам видно, что само­ л е т находится над террито­ р и е й противника, в первую очередь необходимо брать к у р с на свою территорию, чтобы выйти на характерные линейные ориентиры и пол­ ностью восстановить ориен­ тировку. Теплая и тяжелая зимняя одежда стесняет движения летчика в кабине. Это также ухудшает осмотрительность. Перед вылетом в зимнее время надо тщательно подго­ нять свою одежду. Очень важным вопросом при полетах зимой является правильное поддержание теп­ лового режима винтомоторной группы. Летчику нельзя за­ бывать своевременно при­ крыть жалюзи, шторки, боко­ вые створки и периодически, через 15 — 20 минут, менять шаг винта во избежание за­ мерзания масла в систем». Нарастающие удары морских летчиков Генерал-майор авиации И. ЕЖОВ В д о х н о в л е н н ы е и с т о р и ­ ч е с к и м д о к л а д о м П р е д ­ с е д а т е л я г о с у д а р с т ­ в е н н о г о к о м и т е т а и о о р о - н ы ш е н ф а Ш с с а р и о н о в и ч а С т а л и н а , м о р с к и е с о к о л ы с е щ е о о л ь ш и м о ж е с т о ч е н и е м б у д у т н а н о с и т ь с в о и у д а р ы н о в р а г у д л я д о с т и ж е н и я о к о н ч а ­ т е л ь н о й п о б е д ы . Неувядаемой славой покрыли себя летчики-черноморцы в н е ­ давних боях за Новороссийск. Тесно 'взаимодействуя с вой­ сками десанта, они надежно прикрывали их с воздуха, с о ­ вершая в день по 5—U боевых вылетов. Зачастую об’екты атаки на­ ходились от раслололсения на­ ших частей не более 20—30 метров, однако штурмовики, ведомые командирами эскад­ рилий гвардии капитаном Барт- кезом Вартанян, гвардии май­ ором Кунях и гвардии капита­ ном Даниловым, методически и точно сбрасывали свой боевой груз на заданные цели. За пять дней этого беспри­ мерного по напряженности и героизму штурма, только лет-' чики полка, которым командует Г ер ой ’ Советского Союза гвар­ дии майор Ефимов, уничтожи­ ли и вывели из строя 35 п у ­ шек и минометов, более 40 з е ­ нитных установок, около 200 автомашин, несколько танков, истребили более 2.500 немецких солдат и офицеров. Оказывая огневую помощь нашей морской пехоте, про­ рвавшейся вглубь города и ве­ дущей упорные бои в занятых ею отдельных кварталах, ули­ цах и домах, летчики в то же время надежно обеспечивали своих десантников, снабжая их с воздуха всем необходимым, начиная от боеприпасов и кон­ чая продовольствием, водой и медикаментами. Действия наземных частей, бомбардировочной и штурмовой авиации надежно прикрывали наши истребители—гвардейцы Снесарев, Кольцов, Карасев, Стариков, Литвинчук, Пашутаев и другие. Ь последующих боях за о с ­ вобождение Таманского полу­ острова, за Крым, за полное очищение нашей земли о т фа­ шистской нечисти черномор­ ские летчики непрерывно у с и ­ ливают свои сокрушительные удары по врагу. За 20 дней борьбы за Та­ мань только лишь гвардейцы Снесарев, Стариков и Наржин- ский сбили 12 немецких само ­ летов, у каждого из них на личном боевом счету п о пол ­ тора десятка сбитых враяге- ских самолетов. Не отстают от черноморцев в своих боевых делах и летчики Заполярья и Краснознаменной Балтики. Торпедоносцы гвар­ дии подполковника Сыромят- никова и гвардии майора Бор­ зова, мастера торпедного уда­ ра Герой Советского Союза Балашов, Макаревич, Разго- кин, Дубинец и др. уже отпра. вили много десятков герман­ ских транспортов на дно Ба- ренцова_ и Балтийского морей. Вся Краснознаменная Балти­ ка знает знатного штурмана торпедоносца, воспитанника комсомола Михаила Советско­ го, награжденного тремя орде­ нами Красного Знамени. Три боевых ордена украшают грудь и Александра Курзенкова, с о ­ вершившего более 200 боевых вылетов на бомбардировку ко­ раблей и батарей, на разведку морских коммуникаций. Однажды ему была поручена сложная, трудная задача — произвести перспективную аэрофотос’емку побережья про­ тивника. Вследствие невозмож. пости сохранения боевого кур­ са самолета в момент с ’ем- ки, из-за сильного противодей­ ствия истребителей и мощной огневой завесы береговых ба­ тарей, задача казалась невы­ полнимой. Однако, Александр Курзенков перехитрил против­ н и к а . П р и с п о с о б и в у с т а н о в к у аэрофотоаппарата в борту с а ­ молета, он с к р ы т н о на б о л ь ­ шой высоте подошел к цели и затем стремительно спикиро­ вал в заданную точку. На гла­ зах ошеломленного и неуспев­ шего притти в себя врага са­ молет смельчака метеором про­ несся по заданному маршруту. Задание было выполнено бле­ стяще. Уместно отметить, что Алек­ сандр Курзенков брат прослав­ ленного аса Севера — Героя Советского Союза Сергея Кур­ зенкова. По пути своих братьев-героев Отечественной войны идет и их третий брат Николай, готовящийся стать морским летчиком-истребите- лем. «Воздушный бой — герман­ ская форма боя» не раз хваст­ ливо заявляли на весь мир гитлеровцы, пытаясь внушить всем убеждение о своем превос­ ходстве в воздухе. Отважные летчики-истреби­ тели Балтики и Севера блестя­ ще развенчали эти пустые бредни фашистов. На Ленин­ град были брошены лучшие асы отборной группы фашист­ ских стервятников Гитгофена, однако они были биты нашими летчиками. Имена Героев Со­ ветского Союза Голубева, Ба­ турина, Татаренко, Каберова, Николаева и др. прогремели на весь Советский Союз. Би­ тые под Ленинградом немец­ кие истребители пытались взять реванш на Севере, но еще более жестокий урок по­ лучили они от славных вос­ питанников дважды Героя Со­ ветского Союза Бориса Сафо­ нова. Весной 1943 г. на Север был брошен отряд истребите­ лей, собранный из лучших не­ мецких асов, названный ими «Гордость Германии». Однако, хваленые асы оказались и здесь жидковаты. В двух круп­ ных воздушных боях этот от­ ряд был полностью разгром­ лен и бесславно закончил свое существование. Мастерски прикрывая свои и союзные конвои, корабли и другие о б ’екты флота, сопро­ вождая своих бомбардировщи­ ков, торпедоносцев и штурмо­ виков, безустали несут бое­ вую вахту летчйки-истребите- ли Заполярья. В первых рядах мулсѳственных соколов Герои Советского Союза Бокий и Климов, трижды орденоносец Адонкин, Харламов, Рассадкин, Петренко, Мельдизин, Бурма- тов и др. У каждого из них на личном боевом счету по десятку и более сбитых фа­ шистских самолетов. Так изо дня в день множат боевые успехи бесстрашные патриоты своей Родины—лет­ чики морской авиации. Наша страна достойно оценила их заслуги. Многие сотни наших летчиков награждены медаля­ ми и орденами Советского Союза. Только лишь за время Великой Отечественной войны 67 морских летчиков удостое­ ны высшей награды — звания Героя Советского Союза. Одиннадцати авиационным полкам и одной авиадивизии Военно-Морского флота вруче­ ны 'гвардейские знамена, 11-й штурмовой авиадивизии прис­ воено почетное наименование Новороссийской. Но не время сейчас упиваться успехами. Впереди — еще более ожесто­ ченные бои. Морские летчики глубоко понимают слова товарища Сталина, что «Победу можно упустить, если в наших ря­ дах появится самоуспокоение. Победа не дается без борьбы и напряжения. Она берется с боя. Победа теперь близка, но чтобы ее завоевать, необходи­ мо новое напряжение сил, са­ моотверженная работа всего тыла, умелые и решительные действия Красной Армии на Фронте».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz