Североморский лётчик. 1943, декабрь.
— с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 12 декабря 191 Лі! Четвертый боевой вылет О с т а в л я я з а с о б о й с л е д ы черного дыма, с а м о л е т , кренясь и под прыгивая, пошел на сни жение. Еще две — три мину ты и огромный пикирующий бомбардировщик брюхом хлюп нулся в глубокий, рыхлый снег, покрывавший прифронто в о е о з е р о . Замерли моторы. И з кабины выскочил молодой па р е н ь в больших меховых ун т а х и, сняв шлемофон, быстро в ы т е р платком крупные капли п о т а , выступившие на его у с т а л о м , раскрасневшемся лице. Вместе с о штурманом Спири доновым летчик Виктор Зай ц е в помог выкарабкаться из машины стрелку-радисту Бо ровому, только что раненому в бою. I К приземлившемуся самоле ту со всех сторон бежали бой цы и командиры. Они видели, как подбитый краснозвездный бомбардировщик ковылял на посадку, и 'Опешили на помощь к своим воздушным друзьям— братьям по оружию. Раненого немедленно доставили в поле вой госпиталь. Летчик и штур ман, горячо попрощавшись с боевым другом, извлекли из кабины ценные приборы и, сдав самолет охране, сами на правились в свою часть. ...Лишь несколько минут на зад три молодых советских патриота, комсомольцы Зайцев, Спиридонов и Боровой были на волосок о т смерти. Высокое умение, самообладание и вы держка в сочетании с трезвым расчетом летчика спасли весь экрпаж и дорогостоящую ма териальную часть. Дело было так. Пикировщик Зайцев вылетел на. бомбоудар по вражескому аэродрому. В районе цели немецкие зенит ки открыли по самолету ура ганный огонь. Это, однако, не помешало летчикам отбомбить ся. Но едва они развернулись на обратный курс, как вдруг раздалась команда штурмана: — Нас атакуют истребители противника. Д в а «Мессершмитта - 109», п р е д в к у ш а я легкую победу, как к о р ш у н ы , навалились на оди н о к и й советский бомбардиров щик. Немцы вели себя нагло, Ст а рш и й л ейт ен ант Г. К а гальи иц кий они знали одно: свое численное преимущество. Но враг недо оценил другого: железной воли североморцев, их стойкости, и решимости к бою. Немцы предпринимали одну атаку за другой. В тяжелом бою был ранен стрелок-радист. Экипаж, искусно 'маневрируя, продолжал отстреливаться и уходить от преследования. — Держись, штурман! Не дадим гадам расстрелять себя. Самолет все ближе подходил к родной земле. Веселее ста новилось на душе у боевых товарищей. «Мессеры» наседали.' Уже повреждено хвостовое опере ние. Нулями продырявлены бензобаки. Перебит триммер руля глубины. Осколки снаря дов угодили в правый мотор, языки пламени угрожали пло скости, могли перенестись на бензосистему. Резким креном машины пилот сбивает пламя. Неистовствовали немцы. «Мес- -сершмитт», висевший справа у киля самолета, снова развер нулся для нападения. И в ту же секунду штурман коман дует: — Атака! Самолет делает резкое сколь жение в правую сторону. Тра с са остается слева. Другой фа шист .стал заходить сзади снизу с тем, чтобы еще раз ударить по моторам. Но «Ііет- ляков-2» ушел вниз, и хлыст трассирующих пуль оказался выше и прошел мимо. Так, умело маневрируя, Зай цев перелетел линию фронта. Его встретили наши истреби тели. Они ринулись на про тивника и вступили с ним в бой. Вскоре показалось озеро, о т стоявшее в 8 километрах от наших передовых позиций. Командир корабля принял ре шение ‘произвести посадку. В сложившейся обстановке такое решение было единственно ра зумным. Это был четвертый боевой вылет комсомольского экипа жа. Командование отметило инициативу и находчивость молодого летчика. Беседа о дружбе народов СССР Старший лейтенант тов. Круглов провел беседу с млад шими авиаспециалистами на тему: «Дружба народов,^зака ленная в испытаниях войны.— источник силы и непобедимо сти Советского Союза». Просто и доходчиво агитатор расска зал, как Ленин и Сталин спла чивали в единую, монолитную советскую семью народы на шей Родины, как росло и крепло братство народов СССР. В ходе беседы выступили тт. Кропотов, Загоруйко и другие. Они дополнили рассказчика, привели интересные факты. Техник звена, разведчиков старший техник-лейтенант 10. Тихомиров. --------------ф ф --------------- АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ Подача грузов на самолет, находящийся в воздухе В штате Аризона предложено устрой ство для спуска и подъема грузов на самолет, летающий по кругу над зем лей. При помощи троса с самолета спу скается обтекаемая гондола. По мере увеличения длины троса гондола опи сывает все меньшие круги с замедляю щейся скоростью. Вблизи от земли из гондолы автоматически выпускается не большой конец с амортизатором из резиноподобной массы, оказывающей при контакте с землей тормозящее дей ствие. Когда движение гондолы совсем за медляется, люди, находящиеся на земле, имеют возможность ухватиться и оста новить гондолу. После выгрузки или загрузки гондола подтягивается на самолет. („ п о п ю л я р с а й н :-). Использование кино при обучении стрельбе На воздушно-морской станции США для обучения стрельбе по самолетам противника используется кино. Обуча ющийся стреляет по самолету, появля ющемуся на экране. Попадания и прома хи регистрируются электрическим при бором. Появление самолета на экране сопро вождается соответствующими звуковы ми эффектами. („АМЕРИКЭН АВИЭЙШЕН"). Автоматический огнетушитель Обществом „Кидд и К “ (США) скон струирован ударный автоматический ог нетушитель, предотвращающий загора ние самолета при катастрофе. Прибор включается от удара при па дении самолета и автоматически выпус кает газы, которые тушат загоревш ие ся моторы. („САЙЭНТИФИК АМ Е Р И К Э Н "). О С О Б Е Н Н О С Т И В О З Д УШ Н О Г О БОЯ З И Н О Й З имой истребители, в большинстве случаев, ведут бои на малых высотах. Чем характерен та кой воздушный бой? Снежный покров земли сливается с небом на гори зонте. Не легко летчику опре делить пространственное по ложение самолета в ^воздухе, а между тем малейший з е вок, малейшая небрежность в пилотировании могут при вести к катастрофе. Скрады вающаяся из-за снежного по крова земля мешает быстро, без помощи прибора, опреде лять высоту, а напряжение, с которым приходится вести наблюдение за землей и в о з духом, очень утомляет зре ние. Выполняя какую-либо из фигур, летчик не забывает учитывать мнимое влияние малой высоты. От этого ча сто зависит характер выпол няемого маневра. Например, когда мы делаем вираж на высоте, радиус его нам ка жется малым, в то время, как на малой высоте этот же ра диус кажется очень большим. Отар ш и й л ейт енант А . М У Х А М ЕД К И Это происходит вследствие большого углового переме щения самолета по отноше нию к земле. В случае, если летчик обманулся, он ста рается уменьшить радиус виража, перетягивает ручку и легко срывается в штопор. То же самое грозит при вы ходе из пикирования. Отсю да вывод—летчику истреби телю к выполнению фигур высшего пилотажа на малой высоте надо относиться с особым вниманием. Зимой линейные и пло щадные ориентиры теря ют свою резкость. Контуры населенных пунктов сплошь п рядом отсутствуют. Озера, замерзая, заносятся снегом— их трудно отличить от зем ли. Реки различимы только по своим контурам или об рывистым берегам. Почти то же самое происходит с железными, шоссейными и проселочными дорогами. Даже хорошо зная свой райои, нужно перед вступле н и е м в бой засечь время его начала. В процессе боя по стоянно определять в каком направлении он уклоняется. Э т о позволит быстрее ориен тироваться после боя. И если п о расчетам видно, что само л е т находится над террито р и е й противника, в первую очередь необходимо брать к у р с на свою территорию, чтобы выйти на характерные линейные ориентиры и пол ностью восстановить ориен тировку. Теплая и тяжелая зимняя одежда стесняет движения летчика в кабине. Это также ухудшает осмотрительность. Перед вылетом в зимнее время надо тщательно подго нять свою одежду. Очень важным вопросом при полетах зимой является правильное поддержание теп лового режима винтомоторной группы. Летчику нельзя за бывать своевременно при крыть жалюзи, шторки, боко вые створки и периодически, через 15 — 20 минут, менять шаг винта во избежание за мерзания масла в систем». Нарастающие удары морских летчиков Генерал-майор авиации И. ЕЖОВ В д о х н о в л е н н ы е и с т о р и ч е с к и м д о к л а д о м П р е д с е д а т е л я г о с у д а р с т в е н н о г о к о м и т е т а и о о р о - н ы ш е н ф а Ш с с а р и о н о в и ч а С т а л и н а , м о р с к и е с о к о л ы с е щ е о о л ь ш и м о ж е с т о ч е н и е м б у д у т н а н о с и т ь с в о и у д а р ы н о в р а г у д л я д о с т и ж е н и я о к о н ч а т е л ь н о й п о б е д ы . Неувядаемой славой покрыли себя летчики-черноморцы в н е давних боях за Новороссийск. Тесно 'взаимодействуя с вой сками десанта, они надежно прикрывали их с воздуха, с о вершая в день по 5—U боевых вылетов. Зачастую об’екты атаки на ходились от раслололсения на ших частей не более 20—30 метров, однако штурмовики, ведомые командирами эскад рилий гвардии капитаном Барт- кезом Вартанян, гвардии май ором Кунях и гвардии капита ном Даниловым, методически и точно сбрасывали свой боевой груз на заданные цели. За пять дней этого беспри мерного по напряженности и героизму штурма, только лет-' чики полка, которым командует Г ер ой ’ Советского Союза гвар дии майор Ефимов, уничтожи ли и вывели из строя 35 п у шек и минометов, более 40 з е нитных установок, около 200 автомашин, несколько танков, истребили более 2.500 немецких солдат и офицеров. Оказывая огневую помощь нашей морской пехоте, про рвавшейся вглубь города и ве дущей упорные бои в занятых ею отдельных кварталах, ули цах и домах, летчики в то же время надежно обеспечивали своих десантников, снабжая их с воздуха всем необходимым, начиная от боеприпасов и кон чая продовольствием, водой и медикаментами. Действия наземных частей, бомбардировочной и штурмовой авиации надежно прикрывали наши истребители—гвардейцы Снесарев, Кольцов, Карасев, Стариков, Литвинчук, Пашутаев и другие. Ь последующих боях за о с вобождение Таманского полу острова, за Крым, за полное очищение нашей земли о т фа шистской нечисти черномор ские летчики непрерывно у с и ливают свои сокрушительные удары по врагу. За 20 дней борьбы за Та мань только лишь гвардейцы Снесарев, Стариков и Наржин- ский сбили 12 немецких само летов, у каждого из них на личном боевом счету п о пол тора десятка сбитых враяге- ских самолетов. Не отстают от черноморцев в своих боевых делах и летчики Заполярья и Краснознаменной Балтики. Торпедоносцы гвар дии подполковника Сыромят- никова и гвардии майора Бор зова, мастера торпедного уда ра Герой Советского Союза Балашов, Макаревич, Разго- кин, Дубинец и др. уже отпра. вили много десятков герман ских транспортов на дно Ба- ренцова_ и Балтийского морей. Вся Краснознаменная Балти ка знает знатного штурмана торпедоносца, воспитанника комсомола Михаила Советско го, награжденного тремя орде нами Красного Знамени. Три боевых ордена украшают грудь и Александра Курзенкова, с о вершившего более 200 боевых вылетов на бомбардировку ко раблей и батарей, на разведку морских коммуникаций. Однажды ему была поручена сложная, трудная задача — произвести перспективную аэрофотос’емку побережья про тивника. Вследствие невозмож. пости сохранения боевого кур са самолета в момент с ’ем- ки, из-за сильного противодей ствия истребителей и мощной огневой завесы береговых ба тарей, задача казалась невы полнимой. Однако, Александр Курзенков перехитрил против н и к а . П р и с п о с о б и в у с т а н о в к у аэрофотоаппарата в борту с а молета, он с к р ы т н о на б о л ь шой высоте подошел к цели и затем стремительно спикиро вал в заданную точку. На гла зах ошеломленного и неуспев шего притти в себя врага са молет смельчака метеором про несся по заданному маршруту. Задание было выполнено бле стяще. Уместно отметить, что Алек сандр Курзенков брат прослав ленного аса Севера — Героя Советского Союза Сергея Кур зенкова. По пути своих братьев-героев Отечественной войны идет и их третий брат Николай, готовящийся стать морским летчиком-истребите- лем. «Воздушный бой — герман ская форма боя» не раз хваст ливо заявляли на весь мир гитлеровцы, пытаясь внушить всем убеждение о своем превос ходстве в воздухе. Отважные летчики-истреби тели Балтики и Севера блестя ще развенчали эти пустые бредни фашистов. На Ленин град были брошены лучшие асы отборной группы фашист ских стервятников Гитгофена, однако они были биты нашими летчиками. Имена Героев Со ветского Союза Голубева, Ба турина, Татаренко, Каберова, Николаева и др. прогремели на весь Советский Союз. Би тые под Ленинградом немец кие истребители пытались взять реванш на Севере, но еще более жестокий урок по лучили они от славных вос питанников дважды Героя Со ветского Союза Бориса Сафо нова. Весной 1943 г. на Север был брошен отряд истребите лей, собранный из лучших не мецких асов, названный ими «Гордость Германии». Однако, хваленые асы оказались и здесь жидковаты. В двух круп ных воздушных боях этот от ряд был полностью разгром лен и бесславно закончил свое существование. Мастерски прикрывая свои и союзные конвои, корабли и другие о б ’екты флота, сопро вождая своих бомбардировщи ков, торпедоносцев и штурмо виков, безустали несут бое вую вахту летчйки-истребите- ли Заполярья. В первых рядах мулсѳственных соколов Герои Советского Союза Бокий и Климов, трижды орденоносец Адонкин, Харламов, Рассадкин, Петренко, Мельдизин, Бурма- тов и др. У каждого из них на личном боевом счету по десятку и более сбитых фа шистских самолетов. Так изо дня в день множат боевые успехи бесстрашные патриоты своей Родины—лет чики морской авиации. Наша страна достойно оценила их заслуги. Многие сотни наших летчиков награждены медаля ми и орденами Советского Союза. Только лишь за время Великой Отечественной войны 67 морских летчиков удостое ны высшей награды — звания Героя Советского Союза. Одиннадцати авиационным полкам и одной авиадивизии Военно-Морского флота вруче ны 'гвардейские знамена, 11-й штурмовой авиадивизии прис воено почетное наименование Новороссийской. Но не время сейчас упиваться успехами. Впереди — еще более ожесто ченные бои. Морские летчики глубоко понимают слова товарища Сталина, что «Победу можно упустить, если в наших ря дах появится самоуспокоение. Победа не дается без борьбы и напряжения. Она берется с боя. Победа теперь близка, но чтобы ее завоевать, необходи мо новое напряжение сил, са моотверженная работа всего тыла, умелые и решительные действия Красной Армии на Фронте».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz