Североморский лётчик. 1943, декабрь.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к И декабря 1943 г., № БЫВАЛЫЕ ЛЕТЧИКИ РАССКАЗЫВАЮТ Поискиприкрытие Капитан В. ХАМДОХОВ . караванов вморе У словия севора затруд няют как поиски, так и прикрытий караванов в море Мощные и частью сн.ого- Bl.ii' заряды, попадая в кото рые самолет облоденеваег, по стоянные туманы являются по мехой .в поисках караванов. В море ориентиров нет. Ле теть над ним приходится только по точным расчетам. Эти расчеты но являются не изменными. Погода на севере часто меняется. Шить хотя оы смену ветра. Б полете это бы вает незаметно для летчика и он поправку иа изменение в вотре обычно в расчеты не вносит. А отсюда снос самоле та в сторону, который затруд няет выход на прикрываемый .караван. Что нужно для того, чтобы безукоризненно, с минималь ными потерями проводить в наших условиях поиск и при крытие караванов? Прежде всего иметь отличную технику пилотирования. Снежных за рядов бояться особенно не нужно. Если, проходя в них, самолет ие обледеневает, зна чит намеченный курс можно смело продолжать. Причем, летчикам надо добиваться, то го, чтобы в облаках ^ ходить всегда строем (парой). Опыт .показал, что когда ведомый экішож но особенно хороша ориентируется и ходит по рас четам, но в зарядах прекрасно держится в паре с ведущим, он точно приходит на цель и обеспечивает наделшое при крытие караванов. Летчикам нужно отлично знать необходимый район бе реговой черты. Выходя на нее, штурмац или летчик аірн пер вом же взгляде должен точно определить свое местоиахожде- нио. Этим сохраняется очень дорогое время, лимитируемое горючим, которое иногда тра тится на восстановление ориентировки уже над берегом. В зимних условиях, если есть возможность иттн брею щим полетом, нужно осяза тельно использовать ее. Брею щим летчик должен уметь хо дить даже при отсутствии го ризонтальной видимости. Как правило, внизу на высоте 25— 30 метров над водой самолет не обледеневает. Поиски караванов лучше производить группами от 3 до 5 самолетов. Во время поисков летчики должны обязательно видеть друг друга. Между экипажами необходима отлич ная радиосвязь. Это особенно валено потому, что при поисках и прикрытии перед одним из экипажей ставится задача по сле обнаружения прикрывае мых кораблей немедленно воз вращаться на базу для того, чтобы точно -сообщить точку нахождения каравана. Что мо жет случиться, когда связь между .самолетами в полете бу дет отсутствовать? Один са молет, найдя караван, возвра тится на .свою базу, остальные же могут, ничего не обнару жив, также вернуться на базу. В результате караван на определенное .время окажется без прикрытия. Заметить копабли в море в зимние темные дни, дело не простое. Когда летишь, то всегда кажется, что каждое темное место на воде — кара ван. Это чувство неплохое. Оно заставляет летчика систе матически и более вниматель но смотреть. Как же все-таки лучше обнаружить караван? Здесь трудно выступать о ка кими-то рецептами, можно только дать ряд советов. Глав ное—лучше смотреть. В тихую погоду заметен бурун, который остается сзади хода каравана. Этот бурун хорошо помогает в розыске каравана. В зимнее I время в районе движения ко- | раблой по их маршруту оста- | ются длинные темные полосы масша. Они также заметны с высоты. і Решающее значение в обна-1 ружѳнии каравана играет штурман. Его расчеты должны быть безупречны и, что очень j важно, сам он в них должен быть уверен. Как-то раз мы со штурманом -капитаном т. Сова пришли в предполагаемый район нахождения каравана. Это •место моря было закрыто зарядом. Капитан Сова был уверен в своих расчетах и, подождав несколько времени, когда заряд ушел в сторону, мы обнаружили точно иод со бой необходимый караван. ■Найдя караван, летчик, перед которым поставлена задача прикрыть его, должен прежде всего оценить метеорологиче скую обстановку и в зависи мости от нео •выбрать высоту прикрытия. Если облачность сплошная н высота ее пример но 2.000—2.500 метров, то луч ше прикрывать караван под облаками. Если облачность 5—6 баллов и вы-сота ее 1.000 — 1.500 метров,надо ходить так же под облаками, но периоди чески одному или паре само летов выходить за облака и проверять: нет ли в воздухе неприятельских самолетов. При ясной погоде лучше прикры вать караван на высотах 1.500—2.000 мотров. Если прикрытие производит ся несколькими парами, и авиа ция противника действует ак тивно, то ходить чад карава ном нужно эшолонировапно: Примерная схема организа ции прикрытия каравана чет веркой истребителей. ------ -— ф $ ----------- АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ П а р ашю тны е бомбы Военно-воздушными силами Англии при налетах на промышленные районы 1ерманнп с успехом применяются пара шютные бомбы. Замедленное падение таких бомб, по зволяет производить бомбардировку с ореющего полета и повышает .точность оомбометашія. („ПОПЮЛЯР САЙНС-). Р е зи н о в а я об о ло ч к а н а пропеллере Самолетостриительной фирмой „Файр- стон Эркрафт“ разработана конструкция оболочек из синтетического каучука,, предотвращающих обледенение пропел лера. Оболочки, надежно прикрепляе мые специальным клеем к алюминиевой поверхности лопастей.пропеллера, имеют рифления, спомощьюкоторых поповерх, ности лопастей равномерно распреде ляется антифриз (жидкость, препятствую щая образованию льда), поступающий из специального устройства. Это новое средство действует надежно вне зависимости от температуры: «АЭРО ДАЙДЖЕСТ-). нижним самолетам на высоте 1.000—1.500 метров, верхним — 4.000—5.000 метров. Между группами должна быть отлич ная радиосвязь, чтобы в лю бую минуту можно было обеспе чить взаимную помощь. Ниж ней группе особенно внима тельно следует наблюдать за воздухом и .верхней группой. На фоне моря машины часто скрадываются и поэтому ниже летящим летчикам всегда лег че обнаружить врага и преду предить об этом верхнюю группу. Та в свою очередь сверху, внезапно, может ата ковать противника. Во время полетов летчикам необходимо все время следить за сигналами конвоев карава на. Как правило, личный со став прикрываемых кораблей всегда имеет возможность рань ше обнаруживать воздушного врага. После обнаружения мо ряки передают летчикам о приближающемся противнике или зенитными выстрелами, или определенными условны ми световыми сигналами. Раньше прикрытие кораблей производилось нами так: вся группа самолетов «кучей» хо дила определенным курсом, по определенному радиусу. Те перь эту группу 'самолетов мы разбиваем на две я три и производим прикрытие по схе ме, указанной на рисунке. При построении тактики при крытия летчик должен учиты вать горизонтальную види мость. При плохой видимости ни в 'Коом случае нельзя са молетам друг от друга ухо дить на расстояние, превы шающее 2 —3 километра. Д у мать о том, что враг всегда появится со светлой части го ризонта — значит совершить ошибку. Ііа удары по нашим караванам немецкое командо вание обычно посылает опыт ных летчиков. Они в налетах на караваны применяют самую разнообразную тактику иобыч. но выходят на корабли со сто роны облачности и снежных зарядов. Применяют немцы и такую тактику: для отвлечения на ших самолетов прикрытия по сылают свои одиночные ма шины. Увлекаться одиночками не следует, ибо всегда надо ожидать, что где-то в стороне ость у немцев основная, удар ная группа. Во время прикрытия надо осматривать не только ближ ние воздушные подступы кара ванов, но и дальние. Это де лать следует потому, что не мецкие разведчики часто не доходят до каравана и по ра дио наводят свои подводные лодки. Задача, нашего летчика— обязательно сбить разведчика, опять-таки не увлекаясь при этом его преследованием. При окончании барража над караваном для смены барражи рующих групп следует назна чать определенную высоту, о которой договариваться надо еще на земле. Бывает так, что придут самолеты на разных высотах и тратят впустую н время и горючее на обнару жение друг друга, Все готово. ЛетчикИ. Капля садится в кабину. Через не сколько минут он идет на вы полнение боевого задания. Эксплоатация стрѳлково- пушечного вооружения зимой G трелково-пушечное во оружение, установлен ное на истреоителях, в любых условиях работает безотказно, если оно внима тельно, правильно и свое временно подготовлено. При подготовке авиавооружения к зиме следует учитывать два вида условий, в которых оно находится: вооружение, уста новленное на моторе самолета (моторные пушки, синхронные пулеметы); вооружение, уста новленное в плоскостях 'само летов (крыльевые пулеметы, пушки, синхронные пулеметы и родукторная пушка). * # »5« Оружие, лишенное подогрева от мотора, требует к себе боль шого внимания. Однажды при чистке пулеметов оружейник, ввиду невнимательности, соои- рая затворы пулеметов, встав лял боевые пружины замаслен ными руками. Слой масла был незначителен и не привлек к себе внимания. Но когда в воз. духе летчик открыл огонь, пу леметы отказали. После посад ки самолет сразу ate привели в тир, где при проверке пуле меты стреляли без задержек. Можно было на этом успо коиться. Но из анализа причин отказа стало ясно, что при по вторном вылете пулеметы от кажут вновь. Пришлось разби рать их и протирать насухо пружины. Чистота оружия — залог его безотказной работы. <« # 9 Образующаяся пленка нага ра на подвижных частях пуле мета или пушки нарушает взаимодействие их. В резуль тате этого при стрельбе поду чаются неотдачи и осечки. Бы ли случаи, когда пушки отка зывали вследствие загрязнения газовых регуляторов. Этот от каз иногда трудно отыскать. Зимой все внимание оружейни ков сосредоточено на смазке оружия. Если пушка отказы вает, ее снимают, чистят, оставляя не смазанными пру жины. Но при обстреле она дает ту же задержку. В чем дело? Оказывается, что газо вый регулятор, который яв ляется коридором для прохода пороховых ■ газов из канала ствола к подвижным частям, бывает засорен. Его необходи мо чистить после каждой стрельбы. * * * Исключительного внимания требует 'синхронная установ ка. Во избежание простре ла винтов зимой следует ежедневно проверять регули ровку синхронного привода. Опыт эксплоатации вооруже ния на одном из типов само летов полностью подтверждает это. При понижении темпера туры тяги укорачиваются, вследствие чего выстрел про исходит раньше, чем при нор мальной регулировке. В этом случае пуля может простре лить лопасть винта, под кото рую отрегулирован пулемет. При повышении температуры тяги удлиняются, іі выстрел происходит позднее, чем при нормальной регулировке. В этом случае пуля может про бить очередную лопасть. Про верка регулировки на самоле тах зимой прошлого года по казала, что моменты выстре лов от изменения температур смещаются до 5 см., что яв ляется весьма опасным. * * ❖ Синхронные установки, стоя щие на моторах, менее чувст вительны к колебаниям темпе ратуры, так как стрельба про изводится всегда при плюсо вой температуре. Однако это не значит, что оружейник мо жет полностью доверять уста новкам такого типа. Многоо зависит от правильной регу лировки синхронного привода. Практически на самолете «Як-1б» регулировка 'произво дится следующим образом: 1) необходимо убедиться ів том, что пулемет разряжен, для чего необходимо отвести от пулемета патронную ленту и несколько раз произвести перезарядку; 2) поставить ло пасть винта на момент выст рела (на самолете «Як-1б» про должение оси канала ствола в момент выстрела должно про ходить через центр лопасти); 3) установить кулачковую шай бу вершиной кулачка на 1—1,5 мм. недоходя до вершины ро лика (по касательной) рычага синхронизатора; £) законтрив кулачковую шайбу, укоротить тягу до момента выстрела; 5) после контровки тяги прове рить регулировку, проворачи вая винт (моменты выстрелов под все три лопасти н е долж ны отходить от центров лопа стей); 6) проверить включение и выключение ползушки син хронизатора и осмотреть всю установку; 7) зарядить оружие. * * * Особое внимание зимой нуж но обращать на боевой ком плект. Патроны, снятые с са молета, должны храниться в холодном помещении, ибо при отпотевании порох становится сырым. Это приводит к затяж ным выстрелам и может, даже при правильной регулировке, привести к простреливанию ло пастей винта. Очень часто при пополнении боевого комплекта, стремясь выполнить работу быстрее, оружейники кладут патроны на заснеженные чех лы, плоскости, капоты, а затем вкладывают их в ящики. При работе мотора снег тает и патронах образуется вода, торая может проникнуть внутрь патрона к пороху. ■> * « Безотказность работы воору жения в зимних условиях пол ностью зависит от степени зна ния материальной части только орулсейниками, но всем летным и техническим составом. Летчик, отлично зна ющий свое оружие, никог аМП. допустит, чтобы на его лете оружие подготавливался плохо на ко- во и . С т а р ш и й ™ ™ M g j * g n w { j K
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz