Североморский лётчик. 1943, декабрь.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к И декабря 1943 г., № БЫВАЛЫЕ ЛЕТЧИКИ РАССКАЗЫВАЮТ Поискиприкрытие Капитан В. ХАМДОХОВ . караванов вморе У словия севора затруд­ няют как поиски, так и прикрытий караванов в море Мощные и частью сн.ого- Bl.ii' заряды, попадая в кото­ рые самолет облоденеваег, по­ стоянные туманы являются по­ мехой .в поисках караванов. В море ориентиров нет. Ле­ теть над ним приходится только по точным расчетам. Эти расчеты но являются не­ изменными. Погода на севере часто меняется. Шить хотя оы смену ветра. Б полете это бы­ вает незаметно для летчика и он поправку иа изменение в вотре обычно в расчеты не вносит. А отсюда снос самоле­ та в сторону, который затруд­ няет выход на прикрываемый .караван. Что нужно для того, чтобы безукоризненно, с минималь­ ными потерями проводить в наших условиях поиск и при­ крытие караванов? Прежде всего иметь отличную технику пилотирования. Снежных за­ рядов бояться особенно не нужно. Если, проходя в них, самолет ие обледеневает, зна­ чит намеченный курс можно смело продолжать. Причем, летчикам надо добиваться, то­ го, чтобы в облаках ^ ходить всегда строем (парой). Опыт .показал, что когда ведомый экішож но особенно хороша ориентируется и ходит по рас­ четам, но в зарядах прекрасно держится в паре с ведущим, он точно приходит на цель и обеспечивает наделшое при­ крытие караванов. Летчикам нужно отлично знать необходимый район бе­ реговой черты. Выходя на нее, штурмац или летчик аірн пер­ вом же взгляде должен точно определить свое местоиахожде- нио. Этим сохраняется очень дорогое время, лимитируемое горючим, которое иногда тра­ тится на восстановление ориентировки уже над берегом. В зимних условиях, если есть возможность иттн брею­ щим полетом, нужно осяза­ тельно использовать ее. Брею­ щим летчик должен уметь хо­ дить даже при отсутствии го­ ризонтальной видимости. Как правило, внизу на высоте 25— 30 метров над водой самолет не обледеневает. Поиски караванов лучше производить группами от 3 до 5 самолетов. Во время поисков летчики должны обязательно видеть друг друга. Между экипажами необходима отлич­ ная радиосвязь. Это особенно валено потому, что при поисках и прикрытии перед одним из экипажей ставится задача по­ сле обнаружения прикрывае­ мых кораблей немедленно воз­ вращаться на базу для того, чтобы точно -сообщить точку нахождения каравана. Что мо­ жет случиться, когда связь между .самолетами в полете бу­ дет отсутствовать? Один са­ молет, найдя караван, возвра­ тится на .свою базу, остальные же могут, ничего не обнару­ жив, также вернуться на базу. В результате караван на определенное .время окажется без прикрытия. Заметить копабли в море в зимние темные дни, дело не простое. Когда летишь, то всегда кажется, что каждое темное место на воде — кара­ ван. Это чувство неплохое. Оно заставляет летчика систе­ матически и более вниматель­ но смотреть. Как же все-таки лучше обнаружить караван? Здесь трудно выступать о ка­ кими-то рецептами, можно только дать ряд советов. Глав­ ное—лучше смотреть. В тихую погоду заметен бурун, который остается сзади хода каравана. Этот бурун хорошо помогает в розыске каравана. В зимнее I время в районе движения ко- | раблой по их маршруту оста- | ются длинные темные полосы масша. Они также заметны с высоты. і Решающее значение в обна-1 ружѳнии каравана играет штурман. Его расчеты должны быть безупречны и, что очень j важно, сам он в них должен быть уверен. Как-то раз мы со штурманом -капитаном т. Сова пришли в предполагаемый район нахождения каравана. Это •место моря было закрыто зарядом. Капитан Сова был уверен в своих расчетах и, подождав несколько времени, когда заряд ушел в сторону, мы обнаружили точно иод со­ бой необходимый караван. ■Найдя караван, летчик, перед которым поставлена задача прикрыть его, должен прежде всего оценить метеорологиче­ скую обстановку и в зависи­ мости от нео •выбрать высоту прикрытия. Если облачность сплошная н высота ее пример­ но 2.000—2.500 метров, то луч­ ше прикрывать караван под облаками. Если облачность 5—6 баллов и вы-сота ее 1.000 — 1.500 метров,надо ходить так­ же под облаками, но периоди­ чески одному или паре само­ летов выходить за облака и проверять: нет ли в воздухе неприятельских самолетов. При ясной погоде лучше прикры­ вать караван на высотах 1.500—2.000 мотров. Если прикрытие производит­ ся несколькими парами, и авиа­ ция противника действует ак­ тивно, то ходить чад карава­ ном нужно эшолонировапно: Примерная схема организа­ ции прикрытия каравана чет­ веркой истребителей. ------ -— ф $ ----------- АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ П а р ашю тны е бомбы Военно-воздушными силами Англии при налетах на промышленные районы 1ерманнп с успехом применяются пара­ шютные бомбы. Замедленное падение таких бомб, по­ зволяет производить бомбардировку с ореющего полета и повышает .точность оомбометашія. („ПОПЮЛЯР САЙНС-). Р е зи н о в а я об о ло ч к а н а пропеллере Самолетостриительной фирмой „Файр- стон Эркрафт“ разработана конструкция оболочек из синтетического каучука,, предотвращающих обледенение пропел­ лера. Оболочки, надежно прикрепляе­ мые специальным клеем к алюминиевой поверхности лопастей.пропеллера, имеют рифления, спомощьюкоторых поповерх, ности лопастей равномерно распреде­ ляется антифриз (жидкость, препятствую­ щая образованию льда), поступающий из специального устройства. Это новое средство действует надежно вне зависимости от температуры: «АЭРО ДАЙДЖЕСТ-). нижним самолетам на высоте 1.000—1.500 метров, верхним — 4.000—5.000 метров. Между группами должна быть отлич­ ная радиосвязь, чтобы в лю­ бую минуту можно было обеспе­ чить взаимную помощь. Ниж­ ней группе особенно внима­ тельно следует наблюдать за воздухом и .верхней группой. На фоне моря машины часто скрадываются и поэтому ниже летящим летчикам всегда лег­ че обнаружить врага и преду­ предить об этом верхнюю группу. Та в свою очередь сверху, внезапно, может ата­ ковать противника. Во время полетов летчикам необходимо все время следить за сигналами конвоев карава­ на. Как правило, личный со­ став прикрываемых кораблей всегда имеет возможность рань­ ше обнаруживать воздушного врага. После обнаружения мо­ ряки передают летчикам о приближающемся противнике или зенитными выстрелами, или определенными условны­ ми световыми сигналами. Раньше прикрытие кораблей производилось нами так: вся группа самолетов «кучей» хо­ дила определенным курсом, по определенному радиусу. Те­ перь эту группу 'самолетов мы разбиваем на две я три и производим прикрытие по схе­ ме, указанной на рисунке. При построении тактики при крытия летчик должен учиты­ вать горизонтальную види­ мость. При плохой видимости ни в 'Коом случае нельзя са ­ молетам друг от друга ухо­ дить на расстояние, превы­ шающее 2 —3 километра. Д у ­ мать о том, что враг всегда появится со светлой части го­ ризонта — значит совершить ошибку. Ііа удары по нашим караванам немецкое командо­ вание обычно посылает опыт­ ных летчиков. Они в налетах на караваны применяют самую разнообразную тактику иобыч. но выходят на корабли со сто­ роны облачности и снежных зарядов. Применяют немцы и такую тактику: для отвлечения на­ ших самолетов прикрытия по­ сылают свои одиночные ма­ шины. Увлекаться одиночками не следует, ибо всегда надо ожидать, что где-то в стороне ость у немцев основная, удар­ ная группа. Во время прикрытия надо осматривать не только ближ­ ние воздушные подступы кара­ ванов, но и дальние. Это де­ лать следует потому, что не­ мецкие разведчики часто не доходят до каравана и по ра­ дио наводят свои подводные лодки. Задача, нашего летчика— обязательно сбить разведчика, опять-таки не увлекаясь при этом его преследованием. При окончании барража над караваном для смены барражи­ рующих групп следует назна­ чать определенную высоту, о которой договариваться надо еще на земле. Бывает так, что придут самолеты на разных высотах и тратят впустую н время и горючее на обнару­ жение друг друга, Все готово. ЛетчикИ. Капля садится в кабину. Через не­ сколько минут он идет на вы полнение боевого задания. Эксплоатация стрѳлково- пушечного вооружения зимой G трелково-пушечное во­ оружение, установлен­ ное на истреоителях, в любых условиях работает безотказно, если оно внима­ тельно, правильно и свое­ временно подготовлено. При подготовке авиавооружения к зиме следует учитывать два вида условий, в которых оно находится: вооружение, уста­ новленное на моторе самолета (моторные пушки, синхронные пулеметы); вооружение, уста­ новленное в плоскостях 'само­ летов (крыльевые пулеметы, пушки, синхронные пулеметы и родукторная пушка). * # »5« Оружие, лишенное подогрева от мотора, требует к себе боль­ шого внимания. Однажды при чистке пулеметов оружейник, ввиду невнимательности, соои- рая затворы пулеметов, встав­ лял боевые пружины замаслен­ ными руками. Слой масла был незначителен и не привлек к себе внимания. Но когда в воз. духе летчик открыл огонь, пу­ леметы отказали. После посад ки самолет сразу ate привели в тир, где при проверке пуле меты стреляли без задержек. Можно было на этом успо­ коиться. Но из анализа причин отказа стало ясно, что при по­ вторном вылете пулеметы от­ кажут вновь. Пришлось разби­ рать их и протирать насухо пружины. Чистота оружия — залог его безотказной работы. <« # 9 Образующаяся пленка нага­ ра на подвижных частях пуле­ мета или пушки нарушает взаимодействие их. В резуль­ тате этого при стрельбе поду­ чаются неотдачи и осечки. Бы ­ ли случаи, когда пушки отка­ зывали вследствие загрязнения газовых регуляторов. Этот от­ каз иногда трудно отыскать. Зимой все внимание оружейни­ ков сосредоточено на смазке оружия. Если пушка отказы­ вает, ее снимают, чистят, оставляя не смазанными пру­ жины. Но при обстреле она дает ту же задержку. В чем дело? Оказывается, что газо­ вый регулятор, который яв ­ ляется коридором для прохода пороховых ■ газов из канала ствола к подвижным частям, бывает засорен. Его необходи­ мо чистить после каждой стрельбы. * * * Исключительного внимания требует 'синхронная установ­ ка. Во избежание простре­ ла винтов зимой следует ежедневно проверять регули­ ровку синхронного привода. Опыт эксплоатации вооруже­ ния на одном из типов само­ летов полностью подтверждает это. При понижении темпера­ туры тяги укорачиваются, вследствие чего выстрел про­ исходит раньше, чем при нор­ мальной регулировке. В этом случае пуля может простре­ лить лопасть винта, под кото­ рую отрегулирован пулемет. При повышении температуры тяги удлиняются, іі выстрел происходит позднее, чем при нормальной регулировке. В этом случае пуля может про­ бить очередную лопасть. Про­ верка регулировки на самоле­ тах зимой прошлого года по­ казала, что моменты выстре­ лов от изменения температур смещаются до 5 см., что яв­ ляется весьма опасным. * * ❖ Синхронные установки, стоя­ щие на моторах, менее чувст­ вительны к колебаниям темпе­ ратуры, так как стрельба про­ изводится всегда при плюсо­ вой температуре. Однако это не значит, что оружейник мо­ жет полностью доверять уста­ новкам такого типа. Многоо зависит от правильной регу­ лировки синхронного привода. Практически на самолете «Як-1б» регулировка 'произво­ дится следующим образом: 1) необходимо убедиться ів том, что пулемет разряжен, для чего необходимо отвести от пулемета патронную ленту и несколько раз произвести перезарядку; 2) поставить ло­ пасть винта на момент выст­ рела (на самолете «Як-1б» про­ должение оси канала ствола в момент выстрела должно про­ ходить через центр лопасти); 3) установить кулачковую шай­ бу вершиной кулачка на 1—1,5 мм. недоходя до вершины ро­ лика (по касательной) рычага синхронизатора; £) законтрив кулачковую шайбу, укоротить тягу до момента выстрела; 5) после контровки тяги прове­ рить регулировку, проворачи­ вая винт (моменты выстрелов под все три лопасти н е долж­ ны отходить от центров лопа­ стей); 6) проверить включение и выключение ползушки син­ хронизатора и осмотреть всю установку; 7) зарядить оружие. * * * Особое внимание зимой нуж­ но обращать на боевой ком­ плект. Патроны, снятые с са­ молета, должны храниться в холодном помещении, ибо при отпотевании порох становится сырым. Это приводит к затяж­ ным выстрелам и может, даже при правильной регулировке, привести к простреливанию ло­ пастей винта. Очень часто при пополнении боевого комплекта, стремясь выполнить работу быстрее, оружейники кладут патроны на заснеженные чех­ лы, плоскости, капоты, а затем вкладывают их в ящики. При работе мотора снег тает и патронах образуется вода, торая может проникнуть внутрь патрона к пороху. ■> * « Безотказность работы воору­ жения в зимних условиях пол­ ностью зависит от степени зна­ ния материальной части только орулсейниками, но всем летным и техническим составом. Летчик, отлично зна­ ющий свое оружие, никог аМП. допустит, чтобы на его лете оружие подготавливался плохо на ко- во и . С т а р ш и й ™ ™ M g j * g n w { j K

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz