Североморский лётчик. 1943, декабрь.
10 декабря 1948 г.. Ml 52. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК КОГДА ПОЛУЧЕН ПРИКАЗ... и з ОПЫТА КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ч а с т и п о л у ч е н п р и к а з : Н а н е с т и ш т у р м о в о й у д а р п о а э р о д р о м у п р о т и в н и к а » . У ч и - і ы в а я , ч т о , н а в ы п о л н е н и е э т о й о п е р а ц и и п о й д у т м н о г и е к о м с о м о л ь ц ы , б ю р о В Л К С М н а м е т и л о . п л а н м е р о п р и я т и й , н а п р а в л е н н ы й н а у с п е ш н о е в ы п о л н е н и е з а д а н и я к о м а н д о в а н и я . П р и а к т и в н о м у ч а с т и и . к о м с о м о л ь ц е в б ы л и в ы п у щ е н ы б о е в ы е л и с т к и » . В н и х з а о с т р я л о с ь в н и м а н и е т е х н и ч е - ■ sor o с о с т а в а о т л и ч н о п о д г о т о в и т ь м а т е р и а л ь н у ю ч а с т ь к в ы л е т у , а к о м с о м о л ь ц а м , и д у щ и м в б о й , с ч е с т ь ю в ы п о л н я т ь с в о й в о и н с к и й д о л г . К о м с о р г ч а с т и т . М и х а й л о в п р о в е л с о в е щ а н и е к о м с о р г о в э с к а д р и л и й с в о п р о с о м : « Р о л ь к о м с о м о л ь ц е в в в ы п о л н е н и и й о е в о г о з а д а н и я » . Т у т ж е о н с о о б щ и л о м и т и н г е , к о т о р ы й б у д е т п р о х о д и т ь ‘п о д л о з у н г а м и : « Ш т у р м о в и к и с б о е в о г о к у р с а н е с в о р а ч и в а ю т » , « С б р о с и т ь б о м б о в о й г р у з 'ТОЧНО в ц е л ь » . К о м с о р г и э с к а д р и л и й п р о в е л и б е с е д ы с к о м с о м о л ь ц а м и , р а с с к а з а л и и м о б о е в ы х д е л а х м о л о д е ж и , н е о д н о к р а т н о у ч а с т в о в а в ш е й в т а к и х о п е р а циях. П е р е д в ы л е т о м н а м и т и н г е м л о д о й л е т ч и к Ф е д о р о в с к а з а л : S — У х о д я н а б о е в о е з а д а н и е , я п р и з ы в а ю в с е х л е т ч и к о в н е . а б ы в а т ь н а ш л о з у н г : « Ш т у р - и о в и к и с б о е в о г о к у р с а н е с в о р а ч и в а ю т , н е с м о т р я н и н а к а - іиѳ т р у д н о с т и » . П о с л е м и т и н - а т о в . М и х а й л о в и к о м с о р г и эскадрилий еще раз побеседо вали с каждым комсомольцем в отдельности. В се летчики и стрелки му жественно воли себя в бою. На подходе к цели их атаковала большая группа немецких ис т реби тел ей, од нов рем онно встретил сильный зенитный огонь. Штурмовик}! все же прорвались к аэродрому и уничтожили на нем свыше де сятка самолетов противника. Храбро дрались в бою ком сомольцы. Самолет Варпша был сильно поврежден, а сам летчик тяжело ранен. Но ком сомолец продолжал ве сти огонь и сбил «Мб-109». В этом же бою был ранен и воздушный стрелок младший лейтенант Гецман. Превозмогая боль, он отбивал атаки противника и сбил немецкий истребитель. I У спеху штурмового удара ! способствовала предваритель ная работа комсоргов эскадри- ‘ лий с молодежью и своевремен- I пая помощь им в этом, ока- ■занная комсоргом части т. Ми- I хайловым. ; Возвратившиеся на аэродром комсомольцы Гецман и Варгин I были отправлены в госпиталь. ! Тов. Михайлов посетил их. В j б е седе т. Гецман заявил: «Пе- : редайтѳ комсомольцам, что я і за свою рану отомщу немцам ! сполна». Позднее комсомоль- ; ское бюро написало письмо ро дителям т. Гецмана. В нем было рассказано о мужестве и храбрости их сына. Старший лейтенант В. ЖАБИН. Построен клуб и агитземлянка В базе, где заместителем командира т. Кулагин, сила- ка бойцов и командиров в веѵрочное время построен щб-землянка на 250 мест. В клубе часто идет кино, итаются д о к л а д ы / лекции, работает кружок краснофлот ской самодеятельности. В помещении клуба чисто и уютно. Бойцы и офицеры іюбят свой клуб и с боль ным желанием посещают его. В этой же части из прос того подвального помещения 10заниматься боевым творчест- ,зм- В противном случае техника 6Г» ру >ах будет мертвой, и Par немедленно восп эльзуегся рш. В^авиацик особенно нетер- Мшаблон. Истина —всем извесг- ія. но не везде к ней относятся фьезяо, не во всех частях, соз- «з деловая обстановка, позво- ,юШая офицерам-летчикам неук- ВДио повышать свою военную Рьтуру. Что же нужно сіелать? ^ежде всего -изменить сущест- ^ющнй в ряде частей подход к ;Ценке каждого боевого вылета. Мэдо приучить летчика к тому, ;°бы его доклад о боевом ио.те- ,ссодержал серьезную оценку с о тням. Пусть будет видно, что Зі°рит не только специалист _fIHoro дела, но еще и военный ,('Ювек, имеющий определенную ^нную подготовку. Такая по:та- ■Ика дела заставит летчика го- .°Рить после боя не об одних :нгУРах высшего пилотажа и ■^ровистой атаке, а приучит его .анализу воздушной и наземной остановки. Он сможет критичес- 'яоценить проведенный бой, выс- гІЗать дельные соображения о . как следует поступать в Яснейшем ему и его соседям. чтобы каждый летчик арался на основе личного опы- (Окончание. Начало см. на 2 отр.). оборудована прекрасная агит землянка. В ней произведе на обшивка, покраска стен и потолков. На окнах агит- землянки —■занавески, на столах—салфетки. Сейчас в агитземлянке имеется библиотека, читаль ный зал, комната самосто ятельной работы офицерско го состава. Б. И г а н о в . та внести нечто нозое в раззитне тактических форм воздушного бол. Особенно это ка :ается авиа ционных офицеров, командующих подразделениями. Серьезным препятствием для роста военной культуры офицера- летчика является вольное или не вольное сковызание его инициа тивы. Например, вполне правиль ным считается, что центральная фигура воздушного боя—это ве дущий офицер-летчик. Он должен готовить к вылету свою группу пилотов, избирать приемы борьбы, после боя подводить итог. В от дельных же случаях получается так: летчику, назначенному веду щим, поручается руководство случайно подобранной группой. Он не участвует в ее подготовке к вылету, уже в воздухе времен но вступает в права командира, а после полета снова занимает юложение рядового летчика В этих условиях, коне іно, не может проявиться в должной мере ини- циатива ведущего авиационного офицера, обладающего помимо специальных навыков достаточной военной культурой. На мой взгляд, детальный разбор боевого вылета обязан прежде всего производить тот летчик, который водил груп пу в бой. Старший командир, присутствующий на разборе, слу шает доклады всех летчиков и затем подводит итог, делая более Ч т о п о н а з а л и Н а п р и к р ы т и и к а р а в а н а . Г р а в ю р а н а л и н о л е у м е Б . К р ы л о в а . С помощью товарищей О д н о в р е м я с е р ж а н т С т е п и н с ч и т а л с я с а м ы м н е д и с ц и н л и - 1 н и р о в а н н ы м о р у ж е й н и к о м в j п о д р а з д е л е н и и . К м а т е р и а л ь н о й ! ч а с т и о н о т н о с и л с я н е б р е ж н о , ; б ы л н е р а с т о р о п е н и в д о б а в о к с о в е р ш а л п р о с т у п к и . К о м с о р г п о д р а з д е л е н и я т . А г е е в с е р ь е з н о з а д у м а л с я н а д п о в е д е н и е м к о м с о м о л ь ц а . С о з в а л и б ю р о . П р е д л о ж и л и и с к л ю ч и т ь С т е п и н а и з В Л К С М . — И с к л ю ч и т ь н и к о г д а н е п о з д н о , — р е з о н н о з а м е т и л А г е е в , — и с к л ю ч и т ь л е г к о , п е р е в о с п и т а т ь т р у д н е е . Н о п е р е в о с п и т а т ь н а д о . Э т о д о л г к о м с о м о л а — п о с т а в и т ь ч е л о в е к а н а п р а в и л ь н ы й п у т ь . П о в е д е н и е С т е п и н а о б с у ж д а л и н а к о м с о м о л ь с к о м с о б р а н и и . К р и т и к а б ы л а б е с п о щ а д н о й и п р я м о й . Н е ч е г о б ы л о с к а з а т ь С т е п и н у в о т в е т т о в а р и щ а м . У п р е к и к о м с о м о л ь ц е в н е п р е . к р а т и л и с ь и п о с л е с о б р а н и я . Т о в к у б р и к е , т о н а р а б о т е С т е п и н с л ы ш а л п о с в о е м у а д р е с у о б и д н ы е с л о в а . С к а з а т ь ч т о - л и б о в о п р а в д а н и е о н н е м о г : ч у в с т в о в а л , ч т о в с е м л а д ш и е с п е ц и а л и с т ы о с у ж д а ю т е г о , а п р е ж н и е д р у з ь я и з б е г а ю т б е с е д с н и м . О д н а ж д ы С т е п и н о б р а т и л с я к с в о е м у т о в а р и щ у п р и б о р и с т у Щ е г л о в у - с л и ч н ы м в о п р о с о м . — И г о в о р и т ь с т а к и м н е х о ч у , — о т ч е к а н и л т о т . С т е п и н ! з а д у м а л с я . Ч т о э т о ? Н е у ж е л и о н т а к о й н е г о д н ы й ч е л о в е к ? Н е т ! О н п о к а ж е т с е б я . И в о т н а о ч е р е д н о м к о м с о м о л ь с к о м с о б р а н и и в п р е н и я х С т е п и н п о п р о с и л с л о в а . К о м с о м о л ь ц ы н а с т о р о ж и л и с ь . С е р ж а н т о т к а ш л я л с я и , с н е п р и в ы ч к и в о л н у я с ь , с к а з а л . — К о м с о м о л ь ц ы - о р у ж е й н и к и о б е с п е ч и л и м н о г о у с п е ш н ы х б о е в ы х в ы л е т о в . В п е р е д и н е м а л о н о в ы х . Я л и ч н о о б я з у ю с ь м а т е р и а л ь н у ю ч а с т ь и з у ч и т ь о т л и ч н о и г р а м о т н о э к с п л о а т и - р о в а т ь е е в д а л ь н е й ш е м . К т о - т о н е у д е р ж а л с я и с к а з а л : — Н а к о н е ц - т о ! С э т о г о д н я С т е п и н с т а л н е у з н а в а е м . В с я к о е д е л о у н е г о с п о р и л о с ь . Д н и и н о ч и п р о в о д и л у м а ш и н ы , к р о п о т л и в о у с т р а н я л н е п о л а д к и к с к а к и м - т о о ж е с т о ч е н и е м в о р о ч а л т я ж е л ы е б о м б ы . С т а л С т е п и н и с п р а в л я т ь с я к в п о в е д е н и и . В з ы с к а н и й н а н е г о у ж е н е з а ч т о б ы л о н а к л а д ы в а т ь , а в с к о - . р е н е к о т о р ы е и з п р е ж н и х б ы л и с н я т ы . Е с л и в ы о п р о с и т е с е й ч а с у к о м с о м о л ь ц е в , к т о у н и х л у ч ш и й о р у ж е й н и к , в а м в п е р в у ю оче р е д ь н а з о в у т В л а д и м и р а С т е п и н а . О н с т а л с т а р а т е л ь н ы м , и с п о л н и т е л ь н ы м м л а д ш и м с п е ц и а л и с т о м , п е р е д о в ы м к о м с о м о л ь ц е м . Т о , ч т о б ы л о , — п р о ш л о и н е п о в т о р и т с я . С т е п и н д о в о л е н , ч т о э т о было к о г д а - т о , ч т о э т о г о н е с л у ч и т с я в п р е д ь . К а к б ы в б л а г о д а р н о с т ь с в о и м т о в а р и щ а м , о н ч а с т е н ь к о ч и т а е т и м с в е ж и е г а з е т ы , и н т е р е с н ы е с т а т ь и и д а ж е п р о с и т и н о г д а у к о м с о р г а р а з р е ш и т ь п р о в е с т и б е с е д у . С е р ж а н т с т а л м н о г о р а б о т а т ь н а д с о б о й , р а с ш и р я т ь с в о и з н а н и я и а к т и в н о у ч а с т в о в а т ь в о б щ е с т в е н н о й ж и з н и п о д р а з д е л е н и я . С е й ч а с С т е п и н г о т о в и т с я в с т у п и т ь в п а р т и ю . Г. ТРАПИН. з а ч е т ы Недавно среди техникой, гвардейцев были проведен:.: зачеты по знанию материаль ной части и умению правиль но эксплоатировать находя щиеся на вооружении и стре бители. К зачетам личный с о став отнесся серьезно. Гвардии старшина г. Рунеп старался всегда глубже познать свою машину, де тонкости конструктивных особенное ген. знать каждый ое агрегат. На зачетах сказалось это. Тон. Рунец на все вопросы отвечал отлично. Хорошие знания п о казали гвардии старший тех ник-лейтенант т. Долгов, гвар дии техник-леіітенант т. Смир- чов, гвардии старшина т. Нау ма и и другие. Зачеты показали, что техни ческому составу нужно еще больше обратить внимания на изучение конструкции карбю ратора мотора «Аллисон» и РИД (регулятора наддува), знать их взаимодействие в работе и своевременно уметь обнаруживать ту или иную неисправность и быстро у стра нять ее. Сейчас, после проведенных зачетов, технический состав нашей части со всей сер ь ез ностью и тщательностью при нялся за изучение « Н И А С - 43», по которому в скором Бре мени так же будут приняты зачеты. Гвардии старший техник- лейтенант В. АЗУБКОВ. Хорошая инициатива глубокие обобщения. Такая орга низация разбора поіволит всем офицерам - летчикам высказать свою оценку событий, и это зас тавит их серьезно обдумать бой как в смысле собственного уча стия в нем, так и в плане общей воздушной обстановки. В авиации издавна признано, что хорошей школой боевого совершенствования летчиков слу жат разбор и предварительный розыгрыш полетов. Бывает, что разбор боевого дня сводится лишь к отдельным замечаниям команди ра о том, как вели себя подчи ненные в бою. а иной раз, что еще хуже, к разговорам о каче стве взлета или посадки. Делая так, командиры забывают, что за мечаниями о .передире хяоста“ или .недобранной ручке' они оценивают лишь специальную подготовку пилота, но отнюдь не его военное мастерство. А ведь именно на разборах полетов командир имеет возможность глу боко вскрыть обстановку, всесто ронне обсудить со своими летчи ками тактические приемы про тивника, наметить новые формы борьбы. На разборе боевых полетов старший авиационный командир должен выступать в первую оче редь как воспитатель, творческая мысль которого захватывала бы его летчиков. Командир, именно так понимающий свою роль, бу дет каждый раз серьезно гото виться к своему выступлению. Он подумает над тем, чтобы боевой вылет был наглядно выражен в схемах, постарается привлечь до полнительный материал. Не менее тщательно должны быть органи зованы и предварительные розы грыши полетов. Но, конечно, одних разборов и розыгрышей полета недостаточно, чтобы воспитывать авиационных офицеров в духе высокой воен ной культуры. Основой боевого совершенствования остается серь езная учеба. Некоторые говорят, что в боевой обстановке летчику нет времени учиться, что это по просту невозможно. Такие разго воры происходят лишь потому, что люди, высказывающие эту в корне неправильную мысль, не желают по-настоящему заботиться о росте военной культуры своих подчиненных и личном боевом совершенствовании. Опыт лучших авиационных час тей показывает, что учеба летчи ков и в боевой обстановке может протекать непрерывно. Первой предпосылкой этого является пра вильная организация боевых вы летов, заставляющая офицера- летчика работать над собой, а его командира—заботиться о знаниях и навыках своих подчиненных. С П о и н и ц и а т и в е п а р т и й н о й и к о м с о м о л ь с к о й о р г а н и з а ц и й ч а с т и , т . С т а . р о в а б о й ц ы и к о м а н д и р ы в з я л и ш е ф с т в о н а д о д н и м и з р а й о н о в С м о л е н с к о й о б л а с т и , н е д а в н о о с в о б о ж д е н н ы м о т н е м ц е в . В р а й о н б ы л о н а п и с а н о и п о с л а н о п и с ь м о , н а к о т о р о е в ч а с т ь п р и ш е л г о р я ч и й п а т р и о т и ч е с к и й о т в е т . С е й ч а с л и ч н ы й с о с т а в г о т о в и т к в е с е н н е й п о с е в н о й к а м п а н и и д л я к о л х о з о в п о д ш е ф н о г о р а й о н а п о л н ы й к о м п л е к т и н с т р у м е н т а и р я д д е т а л е й д л я т р а к т о р о в и с ѳ л ь - с к о - х о з я й с т в ѳ н н ы х м а ш и н . Н-ская часть (Наш корр.). другой стороны, необходима стро гая система самой боевой учебы, т. е. разумная организация заня тий. Если на занятиях повторяют ся давно известные истины, то это, несомненно, будет в тягость лет чикам. Надо уметь найти новые темы, которые отвечали бы зап росам офицеров авиации, волно вали их. Это большая и серьез ная область работы. Тот авиаци онный командир, который недо оценивает ее,—не сумеет долж ным образом воспитывать своих подчиненных. Я коснулся лишь немногих воп росов, связанных с ростом воен ной культуры офнцера-летчика. Но как будто сказанного доста точно, чтобы сделать некоторые выводы. В среде авиационных офицеров должно быть высоко ра*вито чувство нового, стремле ния к творческой инициативе. Для этого нужна такая система работы, при которой процесс лич ного совершенствования летчиков стал бы непрерывным и их воен ная культура неуклонно повыша лась. Надо всегда помнить, что высокое военное образование от крывает перед офицером-летчи- ком еще большие возможности для победы над врагом. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz