Североморский лётчик. 1943, декабрь.

- - с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 10 декабря 1013 г., ЭД 52. ЧЕСТИ ГВАРДИИ НЕ УРОНИМ Советская Гвардия родилась s Отечественной войне. Дата ее рождения — историческая битва под Москвой в конце 1911 года. С тех лор наша Гвардия покрыла себя неувя- даемой славой, окружила свои ряды заслуженным почетом и уважением нашего .народа. Гвардии много дано, по с нее много и спрашивается. «Положение о Гвардии Фло­ та Союза ССР» требует: «Служба в Гвардии Флота яв­ ляется особо почетной и к каж­ дому гвардейцу пред ’являются особые требования: наряду с высокими политико-моральны­ ми качествами и образцовым выполнением своего долга пе­ ред Родиной, он должен быть бесстрашным и самоотвержен­ ным в бою, стойко переносить лишения и невзгоды боевой обстановки, быть сметливым и упорным при выполнении по­ ставленных задач, быть всегда впереди и личным примером влиять на отстающих н мало­ душных, обладать мастерством своего дела, уметь передавать другим своп навыки и знания и иметь всегда безупречный внешний воинский вид». Эти черты обязательны для каждого гвардейца, они — д е ­ ло его чести. В числе первых на Севере получила Гвардейское звание наша авиачасть. В огне боев закалились летчики, техники. Они твердо и непоколебимо не­ с у т гвардейское знамя, при­ нятое первым асом Заполярья дважды Героем Советского Союза подполковником Бори­ сом Феоктистовичем Сафоно­ вым. Наши лучшие гвардейцы, боевые соратники и ученики Бориса Сафонова летчики Герои Советского Союза Петр Сгиб- нев, Николай Бокий, Павел Климов, Павел Орлов, а также летчики Павел Обувалов, Петр Коломиѳц, Захар Сороки» и многие другие являются оли ­ цетворением подлинных гвар­ дейцев. Почему мы их считаем п о д ­ линными гвардейцами? Пото­ му, что они своими боевыми делами ревниво оберегают и множат славу части. У каждо­ го из них на боевом сче ­ ту значительное количество воздушных боев и сбитых вра­ жеских самолетов, у техниче­ ского с остава—сотни безупреч ­ но обелуж&нных боевых выле­ тов. Всякий ли может быть гв ар ­ дейцем? Только заслуженный врин, честно и безукоризненно выполняющий свой воинский долг, может получить это п о ­ четное звание. Г в а р д и и м а й о р Ж . А Л Т О Н О В . Вручение гвардейских зна­ ков производится у нас не сразу. Мы даем эти знаки тем, кто докажет, что он достоин быть в гвардейской семье. По­ лучение гвардейских знаков новыми товарищами является .праздником всего личного с о ­ става части. Это лишний раз подчеркивает, какое большое значение для воина имеет вступление его в гвардейскую часть. Получая гвардейский знак, летчик, техник или оружейник чувствует, что наряду с при­ нятием почетного звания гвар­ дейца он принимает на себя и большие обязанности. Недостойное поведение, сла­ бая дисциплина, зазнайство — черты, которые несовместимы со званием гвардейца. 'Гот, кто носит гвардейский знак, а до­ пускает в боевой работе, д и с ­ циплине и поведении пробелы, порочащие имя гвардейца — недостоин гвардейского зва­ ния В нашей части сложилась традиция, на которой воспиты . ваются вновь прибывающие к нам люди. Каждый, пришед­ ший в часть, чувствует это влияние и повседневную под ­ держку старых гвардейцев. Механик самолета Белов-' вначале имел ряд нарушений воинской дисциплины. Как-то раз Белова вызвал к себе Г е ­ рой Советского Союза гвар ­ дии капитан Сгибнев. — У вас на груди гвардей­ ский знак, — сказал он ему,— он завоеван лучшими людьми нашей части в жестоких боях с озверелым фашизмом. Это знак славы, чести и благород­ ства. Он многому обязывает. Вы своим поведением порочите великую честь гвардейца. Сде~. лайте для себя вывод, старай­ тесь своим пребыванием в гвардии множить ее славу, а не порочить ее. Глубоко в душу Белова за­ пали эти слова. Механик Бе­ лов быстро исправил свои ошибки и теперь он один из лучших воинов части. Есть еще у нас и факты, когда -поведение отдельных т о ­ варищей ни в коей мере не­ совместимо со званием гвар­ дейцев. Получив гвардейский знак, эти люди зазнались, п е ­ рестали расти, допускают на­ рушения дисциплины. Могли ли мы таких людей оставлять Бт наших рядах? Ясно, что нет. Недостойные быть в рядах гвардейцев должны лишаться этого звания. Младший сержант Поздеев совершил ряд грубых воин­ ских проступков. Все меры воспитательного характера со стороны командиров, старых гвардейцев, не помогали. Был поставлен вопрос о лишении Поздеева гвардейского звания. На летной площадке выстро­ ился весь личный состав ча­ сти. Поздеев был выведен из строя, и т у т же был зачитан приказ, который гласил: «За поступки, позорящие честь гвардейца младший сержант Поздеев лишается звания гвардейца, и возбуждается х о ­ датайство о переводе его в другую часть». Большое осуждение и возму. щѳниѳ вызвали поступки и т. Никонова. Он совершенно забыл, что является гвардей­ цем. К работе он относился плохо, нарушал дисциплину. Такое поведение было в стре­ чено с возмущением всем личным составом части. — Для поднятия чести на­ шего полка вы сделали очень мало, а вот совершать недо­ стойные гвардейца поступки вы время находили, — сказал Никонову гвардии техник-лей­ тенант Ильин. Так же высказались и остальные наши товарищи. Собрание офицеров обратилось к командованию с ходатай­ ством о лишении Никонова гвардейского звания. Никонов был лишен гвардейского зва­ ния и переведен в другую часть. Так мы .поступали и будем поступать со всеми, кто поро­ чит гвардейское звание, гвар­ дейскую честь. Гвардеец—это звучит гордо. Надо чтобы эту гордость повседневно чув ство­ вали в с е люди нашей части. Это гордость боевыми делами, воздушными победами. Впереди — жестокие бои. Перед гвардейцами нашей ча­ сти стоят большие задачи. Р е ­ шить их с честью, как решал наш лучший и первый гвар­ деец Борис Феоктистович Са­ фонов,—долг и обязанность каждого летчика и техника. Мы, вместе с другими летчи­ ками, сумели завоевать г о с ­ подство в воздухе, отобрать небо у немца. Теперь перед нами задача окончательно очи ­ стить это небо от фашистского мусора. Понесем же еще выше гвардейское знамя. Будем и впредь воевать так, как учил нас Сафонов, чтобы нашу бое­ вую хватку везде узнавали, чтобы каждый с гордостью и восхищением произносил: «Эго дерутся гвардейцы-сафоновцы». БО Е ВЫХ ВЫЛЕ ТО В 150 боевых вылетов на бомбежку вражеских пор­ тов совершил экипаж майора орденоносца А.М. Лунина (Черноморский Флот.). Недавно экипаж потопил два буксира и самоходную баржу про­ тивника. На с н им к е : штурман орденоносец майор II.Н. Шулин, водивший само­ лет на бомбежку Кон­ станцы, Плоешти, Черно- водского моста и других вражеских об'ектов. Фото Е. Халдея. И н ж е н е р - п о д п о л к о в н и к А. КОКОРЕВ . ВЗЛЕТНЫЕ ЛЫЖИ Из практики известно, что самолет на колесном шасси можно без особого риска- п о с а ­ дить на снежный покров, в 2—3 раза более глубокий, не­ жели снеговой покров, д оп у ­ скающий безопасный взлет на колесах. Об’ясняется это тем, что при посадке о т с у т с т в у е т капотиру. ющий момент тяги винта. Исходя из этого, НИИ Граж ­ данского Воздушного флота по­ строил и испытал взлетные лыжи для самолетов различ­ ных типов. Сущность их состоит в том, что самолет с 'колесными ша с­ си заруливает на эти лыжи и, пользуясь ими как своеобраз­ ными «галошами», производит по снежному покрову в се нуж­ ные эволюции, а при взлете оставляет их на земле. Взлетные сбрасывающиеся лыжи дают возможность само­ летам на колесном шасси: 1. Взлетать со снегового неукатанного аэродрома; 2. Взлетать, с мокрого «ра­ скисшего» аэродрома, покры­ того тающим снегом, провали­ вающимся под колесами; 3. Взлетать со снегового п о ­ крова в местах вынужденной посадки без специальной под­ готовки взлетной дорожки; , 4. Взлетать с заснеженного Аэродрома и садиться на под готовленный, укатанный или бесснежный аэродром; 5. После посадки рулить по аэродрому, покрытому глубо­ ким снегом; 6. Взлетать на колесах с аэ родрома вне зависимости от состояния снегового покрова взлетно-посадочных дорожек (после метели, снегопада, б у ­ рана) или когда сильный бо­ ковой ветер не дает возможно­ сти взлетать по дорожке. рулежка и маневрирование самолета на взлетных лыжах б основном ничем не отличает­ с я от рулежки и маневрирова­ ния на обычных лыжах. Ш л е т на сбрасывающихся лыжах происходит следующим образом: самолет начинает раз­ бег, поднимает хвост и посте­ пенно набирает скорость. Б момент, когда поступа­ тельная скорость самолета при­ ближается к скорости отрыва, колеса постепенно выходят из своих гнезд в лыжах, самолет уходит в воздух, а лыжи про­ должают катиться по аэро­ дрому. Особенности взлета на сбра­ сывающих ся лыжах состоят в •том, что нельзя взлетать с преждевременным подрывом. Если «подорвать» самолет на скорости, меньшей скорости отрыва, т о он может сначала выйти из лыж, а, затем, по­ скольку лод'емная сила еще недостаточна, снова опустить­ ся вниз и не попасть в гнезда лыж обоими или одним коле­ сом. Если самолет опустится на одно колесо, оно может за- .рыться в снег, и самолет раз­ вернет. <І При выполнении обычного взлета, без преждевременного - подрыва, в се происходит нор- _ мально, и взлет самолета на сбрасывающихся лыжах вполне безопасен. ■;( В качестве взлетно-сбрасы- вающихся лыж в необходимых .случаях можно использовать-, обычные лыжи с небольшими j переделками, выполненными в ( і любом авиационном подразде- • лении. 19 » О военной культуре офицера-летчика Герой Советского Союза гвардии подполковник А. СЕМЕНОВ. Вспомним прежде всего неко - 1 случаях в тех или иных деталях [ которой происходит воздушный торые детали зарождения нашей І_проявляется и в нынешние дни. • бой, если мысль его вращается авиации. Первые р усские в о з­ душны е бойцы были хорошими летчиками. Они отважно воевали против ее врагов. Но в то же вре­ мя в авиационных частях царил дух своеобразной летной богемы. Довольно распространенным б ы ­ ло мнение, что летать мо кет лишь человек, особо одаренный, обла­ дающий сверхъестественными ка­ чествами. 'Именно так расцени­ вался и самый полет. Обстановка, созданная тогда вокруг авиации, как бы подчеркивала эту принад­ лежность пилотов к особой кате­ гории людей, которые такое по с­ тигли, что им уж е нет дела до вопросов военной культуры . Д у х летной богемы до извест­ ной степени давал себя чув ство ­ вать и в первые годы строитель­ ства советской авиации. К тому ж е рост авиационной техники по­ рождал стремление к в и р ту о зно ­ му выполнению полета. Конечно, о „св ер х‘естестввнности“ летчика не было и речи, но любование процессом полета с узко техни­ ческой то чк и зрения все еще продолжалось и в некоторы х Это сказывается, например, в том, что л е тч и к порою , разбирая про­ веденный им бой, оценивает его односторонне, ставя во главу у г ­ ла л и ш ь техническую сторону дела. Иного маловдумчивого лет­ чика процесс боя интересует только в смысле техники пилоти­ рования, и таким образом он не­ вольно у п у с к а е т из виду такти­ ку боя. Он как бы любуется те­ ми эволюциями, которые п р и ш ­ лось ему проделать в полете, а главное, т. е. са мый бой в слож ­ ной воздушной обстановке, о с­ тается в стороне. Это, на мой взгляд, подчас мешает развитию подлинной поенной культуры офицера-летчика. Н аш авиаци онный офицер вла­ деет наиболее сложной и высоко развитой в о ен ной техникой, что уже само с о б о й определяет его общ ую к у л ь т у р у . Однако только одно эго, как мне кажется, не мо­ жет бы гь м ер и л ом военной куль туры со в е тско го воздушного бой ца. Если тот или иной летчик имеет одност ороне(і представление о воздушном бое и обстановке, в только в о кр у г одной техники по­ лета,— значит он не совсем пра­ вильно понимает сущность воен­ ной культуры авиационного оф и ­ цера и превращается в техника- пилота. Для военного летчика нашего времени пилотаж является лишь средством боя, а не самоцелью. Полет, даже в самых сложных его формах, должен быть для хо ­ рошего пилота делом совершенно привычным, автоматическим, о котором в бою он почти не дол­ жен думать. Скажем , летчику- истребителю нужно выполнять пилотаж с той же привычной лег­ костью, с какой шагает пешеход или ездит велосипедист. Эго в равной мере касается и других специалистов воздушного флота. Например, простейшие функции штурмана в области самолетово ждения не должны отнимать у него большого времени, чтобы не отодвигались на задний план воп­ росы подлинно офицерской рабо­ ты в полете. Х о р ош ий летчик или ш турм ан— это мастер, с п е ­ циалист своего дела. Но ведь, кроме этого, он офицер, самое звание которого требует, чтобы он, помимо определенных навы ­ ков з своей специальности, об­ ладал основами общевоенной кул ь ­ туры . Победа над врагом зависит от умения о^ицера-легчика правиль­ но оценивать воздушную и на­ земную обстановку, быстро н а х о ­ дить наиоолее эффективные спо ­ собы оорьоьі с противником. В о з­ душный бой или удар с воздуха по войскам противника скороте­ чен. Значит, победу одержит прежде всего тот, кто умеет мгновенно решать многообразные задача. Нынешняя борьба в воз­ духе отличается осооой ож есто­ ченностью. В этих условиях осо­ бую роль играют высокие мо ральные качества воздушного оойца. Все эго, несомненно, в хо ­ дит в круг насущных вопросов подготовки офицера-летчика. Поверхностный подход к оцен­ ке боевого полета заметен порою не только среди молодых летчи­ ков, но и у более опы тны х авиа­ ционных офицеров. И мне думает­ ся, что именно этот недочет воен­ ной кул ьтуры порождает иной раз шаблон в воздушной тактике, которого невольно придерживают­ ся в отдельных авиачастях. Не гак давно, находясь в одном ис- лой,количеством. Чем сложнее за­ дача, тем большую группу наря- и жает командир, пору чан коман-' 8 дование одному и тому же веду- : щему летчику. Такой подход к делу может показаться законо* і, мерным. Но на деле иногда по- < лучалоеь иное: большие группы ц истреби гелей оказывались ско- з ванными в своем маневре, пого- < му что обстановка требовала ден- :;і; сгвий оолее мелкими маневрен-и ными группами. Однако командир полка не замечал ^гого, а легча- ки, не приученные внимательно.% анализировать события и делать нужные выводы, не высказывали ему своих соооражений. ѵ В другой авиачасти задачу обеспечения наземных войск раз- ' решали на протяжении всего дня патрулированием мелкими груп- ^ нами, но должного боевого ^ фекга не достигали, потому чг%,. оостановка требовала действий крупными группами, требовала ^ наращивания сил. псе эти недоче­ ты показывают, что в данных час- тях не уделяют достаточного вни­ мания военной культуре летчиков. Ьсякий боевой полег многооб­ разен по своим тактическим нрие- ѵ ...... оыст- мам. Авиационная техника ро совершенствуется, предостав­ ляя офицеру - летчику б о га ты ^ возможности выбора наиоол и іШ-U і I , % г , требительном полку, я обратил I эффективных форм оор ■ внимание, что здесь любят ре- НУЖН0 °ы т ь новатором, і шать боевые задачи только с и - 1 (Продолжение на 3 стр.)-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz