Североморский лётчик. 1943, декабрь.
- - с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 10 декабря 1013 г., ЭД 52. ЧЕСТИ ГВАРДИИ НЕ УРОНИМ Советская Гвардия родилась s Отечественной войне. Дата ее рождения — историческая битва под Москвой в конце 1911 года. С тех лор наша Гвардия покрыла себя неувя- даемой славой, окружила свои ряды заслуженным почетом и уважением нашего .народа. Гвардии много дано, по с нее много и спрашивается. «Положение о Гвардии Фло та Союза ССР» требует: «Служба в Гвардии Флота яв ляется особо почетной и к каж дому гвардейцу пред ’являются особые требования: наряду с высокими политико-моральны ми качествами и образцовым выполнением своего долга пе ред Родиной, он должен быть бесстрашным и самоотвержен ным в бою, стойко переносить лишения и невзгоды боевой обстановки, быть сметливым и упорным при выполнении по ставленных задач, быть всегда впереди и личным примером влиять на отстающих н мало душных, обладать мастерством своего дела, уметь передавать другим своп навыки и знания и иметь всегда безупречный внешний воинский вид». Эти черты обязательны для каждого гвардейца, они — д е ло его чести. В числе первых на Севере получила Гвардейское звание наша авиачасть. В огне боев закалились летчики, техники. Они твердо и непоколебимо не с у т гвардейское знамя, при нятое первым асом Заполярья дважды Героем Советского Союза подполковником Бори сом Феоктистовичем Сафоно вым. Наши лучшие гвардейцы, боевые соратники и ученики Бориса Сафонова летчики Герои Советского Союза Петр Сгиб- нев, Николай Бокий, Павел Климов, Павел Орлов, а также летчики Павел Обувалов, Петр Коломиѳц, Захар Сороки» и многие другие являются оли цетворением подлинных гвар дейцев. Почему мы их считаем п о д линными гвардейцами? Пото му, что они своими боевыми делами ревниво оберегают и множат славу части. У каждо го из них на боевом сче ту значительное количество воздушных боев и сбитых вра жеских самолетов, у техниче ского с остава—сотни безупреч но обелуж&нных боевых выле тов. Всякий ли может быть гв ар дейцем? Только заслуженный врин, честно и безукоризненно выполняющий свой воинский долг, может получить это п о четное звание. Г в а р д и и м а й о р Ж . А Л Т О Н О В . Вручение гвардейских зна ков производится у нас не сразу. Мы даем эти знаки тем, кто докажет, что он достоин быть в гвардейской семье. По лучение гвардейских знаков новыми товарищами является .праздником всего личного с о става части. Это лишний раз подчеркивает, какое большое значение для воина имеет вступление его в гвардейскую часть. Получая гвардейский знак, летчик, техник или оружейник чувствует, что наряду с при нятием почетного звания гвар дейца он принимает на себя и большие обязанности. Недостойное поведение, сла бая дисциплина, зазнайство — черты, которые несовместимы со званием гвардейца. 'Гот, кто носит гвардейский знак, а до пускает в боевой работе, д и с циплине и поведении пробелы, порочащие имя гвардейца — недостоин гвардейского зва ния В нашей части сложилась традиция, на которой воспиты . ваются вновь прибывающие к нам люди. Каждый, пришед ший в часть, чувствует это влияние и повседневную под держку старых гвардейцев. Механик самолета Белов-' вначале имел ряд нарушений воинской дисциплины. Как-то раз Белова вызвал к себе Г е рой Советского Союза гвар дии капитан Сгибнев. — У вас на груди гвардей ский знак, — сказал он ему,— он завоеван лучшими людьми нашей части в жестоких боях с озверелым фашизмом. Это знак славы, чести и благород ства. Он многому обязывает. Вы своим поведением порочите великую честь гвардейца. Сде~. лайте для себя вывод, старай тесь своим пребыванием в гвардии множить ее славу, а не порочить ее. Глубоко в душу Белова за пали эти слова. Механик Бе лов быстро исправил свои ошибки и теперь он один из лучших воинов части. Есть еще у нас и факты, когда -поведение отдельных т о варищей ни в коей мере не совместимо со званием гвар дейцев. Получив гвардейский знак, эти люди зазнались, п е рестали расти, допускают на рушения дисциплины. Могли ли мы таких людей оставлять Бт наших рядах? Ясно, что нет. Недостойные быть в рядах гвардейцев должны лишаться этого звания. Младший сержант Поздеев совершил ряд грубых воин ских проступков. Все меры воспитательного характера со стороны командиров, старых гвардейцев, не помогали. Был поставлен вопрос о лишении Поздеева гвардейского звания. На летной площадке выстро ился весь личный состав ча сти. Поздеев был выведен из строя, и т у т же был зачитан приказ, который гласил: «За поступки, позорящие честь гвардейца младший сержант Поздеев лишается звания гвардейца, и возбуждается х о датайство о переводе его в другую часть». Большое осуждение и возму. щѳниѳ вызвали поступки и т. Никонова. Он совершенно забыл, что является гвардей цем. К работе он относился плохо, нарушал дисциплину. Такое поведение было в стре чено с возмущением всем личным составом части. — Для поднятия чести на шего полка вы сделали очень мало, а вот совершать недо стойные гвардейца поступки вы время находили, — сказал Никонову гвардии техник-лей тенант Ильин. Так же высказались и остальные наши товарищи. Собрание офицеров обратилось к командованию с ходатай ством о лишении Никонова гвардейского звания. Никонов был лишен гвардейского зва ния и переведен в другую часть. Так мы .поступали и будем поступать со всеми, кто поро чит гвардейское звание, гвар дейскую честь. Гвардеец—это звучит гордо. Надо чтобы эту гордость повседневно чув ство вали в с е люди нашей части. Это гордость боевыми делами, воздушными победами. Впереди — жестокие бои. Перед гвардейцами нашей ча сти стоят большие задачи. Р е шить их с честью, как решал наш лучший и первый гвар деец Борис Феоктистович Са фонов,—долг и обязанность каждого летчика и техника. Мы, вместе с другими летчи ками, сумели завоевать г о с подство в воздухе, отобрать небо у немца. Теперь перед нами задача окончательно очи стить это небо от фашистского мусора. Понесем же еще выше гвардейское знамя. Будем и впредь воевать так, как учил нас Сафонов, чтобы нашу бое вую хватку везде узнавали, чтобы каждый с гордостью и восхищением произносил: «Эго дерутся гвардейцы-сафоновцы». БО Е ВЫХ ВЫЛЕ ТО В 150 боевых вылетов на бомбежку вражеских пор тов совершил экипаж майора орденоносца А.М. Лунина (Черноморский Флот.). Недавно экипаж потопил два буксира и самоходную баржу про тивника. На с н им к е : штурман орденоносец майор II.Н. Шулин, водивший само лет на бомбежку Кон станцы, Плоешти, Черно- водского моста и других вражеских об'ектов. Фото Е. Халдея. И н ж е н е р - п о д п о л к о в н и к А. КОКОРЕВ . ВЗЛЕТНЫЕ ЛЫЖИ Из практики известно, что самолет на колесном шасси можно без особого риска- п о с а дить на снежный покров, в 2—3 раза более глубокий, не жели снеговой покров, д оп у скающий безопасный взлет на колесах. Об’ясняется это тем, что при посадке о т с у т с т в у е т капотиру. ющий момент тяги винта. Исходя из этого, НИИ Граж данского Воздушного флота по строил и испытал взлетные лыжи для самолетов различ ных типов. Сущность их состоит в том, что самолет с 'колесными ша с си заруливает на эти лыжи и, пользуясь ими как своеобраз ными «галошами», производит по снежному покрову в се нуж ные эволюции, а при взлете оставляет их на земле. Взлетные сбрасывающиеся лыжи дают возможность само летам на колесном шасси: 1. Взлетать со снегового неукатанного аэродрома; 2. Взлетать, с мокрого «ра скисшего» аэродрома, покры того тающим снегом, провали вающимся под колесами; 3. Взлетать со снегового п о крова в местах вынужденной посадки без специальной под готовки взлетной дорожки; , 4. Взлетать с заснеженного Аэродрома и садиться на под готовленный, укатанный или бесснежный аэродром; 5. После посадки рулить по аэродрому, покрытому глубо ким снегом; 6. Взлетать на колесах с аэ родрома вне зависимости от состояния снегового покрова взлетно-посадочных дорожек (после метели, снегопада, б у рана) или когда сильный бо ковой ветер не дает возможно сти взлетать по дорожке. рулежка и маневрирование самолета на взлетных лыжах б основном ничем не отличает с я от рулежки и маневрирова ния на обычных лыжах. Ш л е т на сбрасывающихся лыжах происходит следующим образом: самолет начинает раз бег, поднимает хвост и посте пенно набирает скорость. Б момент, когда поступа тельная скорость самолета при ближается к скорости отрыва, колеса постепенно выходят из своих гнезд в лыжах, самолет уходит в воздух, а лыжи про должают катиться по аэро дрому. Особенности взлета на сбра сывающих ся лыжах состоят в •том, что нельзя взлетать с преждевременным подрывом. Если «подорвать» самолет на скорости, меньшей скорости отрыва, т о он может сначала выйти из лыж, а, затем, по скольку лод'емная сила еще недостаточна, снова опустить ся вниз и не попасть в гнезда лыж обоими или одним коле сом. Если самолет опустится на одно колесо, оно может за- .рыться в снег, и самолет раз вернет. <І При выполнении обычного взлета, без преждевременного - подрыва, в се происходит нор- _ мально, и взлет самолета на сбрасывающихся лыжах вполне безопасен. ■;( В качестве взлетно-сбрасы- вающихся лыж в необходимых .случаях можно использовать-, обычные лыжи с небольшими j переделками, выполненными в ( і любом авиационном подразде- • лении. 19 » О военной культуре офицера-летчика Герой Советского Союза гвардии подполковник А. СЕМЕНОВ. Вспомним прежде всего неко - 1 случаях в тех или иных деталях [ которой происходит воздушный торые детали зарождения нашей І_проявляется и в нынешние дни. • бой, если мысль его вращается авиации. Первые р усские в о з душны е бойцы были хорошими летчиками. Они отважно воевали против ее врагов. Но в то же вре мя в авиационных частях царил дух своеобразной летной богемы. Довольно распространенным б ы ло мнение, что летать мо кет лишь человек, особо одаренный, обла дающий сверхъестественными ка чествами. 'Именно так расцени вался и самый полет. Обстановка, созданная тогда вокруг авиации, как бы подчеркивала эту принад лежность пилотов к особой кате гории людей, которые такое по с тигли, что им уж е нет дела до вопросов военной культуры . Д у х летной богемы до извест ной степени давал себя чув ство вать и в первые годы строитель ства советской авиации. К тому ж е рост авиационной техники по рождал стремление к в и р ту о зно му выполнению полета. Конечно, о „св ер х‘естестввнности“ летчика не было и речи, но любование процессом полета с узко техни ческой то чк и зрения все еще продолжалось и в некоторы х Это сказывается, например, в том, что л е тч и к порою , разбирая про веденный им бой, оценивает его односторонне, ставя во главу у г ла л и ш ь техническую сторону дела. Иного маловдумчивого лет чика процесс боя интересует только в смысле техники пилоти рования, и таким образом он не вольно у п у с к а е т из виду такти ку боя. Он как бы любуется те ми эволюциями, которые п р и ш лось ему проделать в полете, а главное, т. е. са мый бой в слож ной воздушной обстановке, о с тается в стороне. Это, на мой взгляд, подчас мешает развитию подлинной поенной культуры офицера-летчика. Н аш авиаци онный офицер вла деет наиболее сложной и высоко развитой в о ен ной техникой, что уже само с о б о й определяет его общ ую к у л ь т у р у . Однако только одно эго, как мне кажется, не мо жет бы гь м ер и л ом военной куль туры со в е тско го воздушного бой ца. Если тот или иной летчик имеет одност ороне(і представление о воздушном бое и обстановке, в только в о кр у г одной техники по лета,— значит он не совсем пра вильно понимает сущность воен ной культуры авиационного оф и цера и превращается в техника- пилота. Для военного летчика нашего времени пилотаж является лишь средством боя, а не самоцелью. Полет, даже в самых сложных его формах, должен быть для хо рошего пилота делом совершенно привычным, автоматическим, о котором в бою он почти не дол жен думать. Скажем , летчику- истребителю нужно выполнять пилотаж с той же привычной лег костью, с какой шагает пешеход или ездит велосипедист. Эго в равной мере касается и других специалистов воздушного флота. Например, простейшие функции штурмана в области самолетово ждения не должны отнимать у него большого времени, чтобы не отодвигались на задний план воп росы подлинно офицерской рабо ты в полете. Х о р ош ий летчик или ш турм ан— это мастер, с п е циалист своего дела. Но ведь, кроме этого, он офицер, самое звание которого требует, чтобы он, помимо определенных навы ков з своей специальности, об ладал основами общевоенной кул ь туры . Победа над врагом зависит от умения о^ицера-легчика правиль но оценивать воздушную и на земную обстановку, быстро н а х о дить наиоолее эффективные спо собы оорьоьі с противником. В о з душный бой или удар с воздуха по войскам противника скороте чен. Значит, победу одержит прежде всего тот, кто умеет мгновенно решать многообразные задача. Нынешняя борьба в воз духе отличается осооой ож есто ченностью. В этих условиях осо бую роль играют высокие мо ральные качества воздушного оойца. Все эго, несомненно, в хо дит в круг насущных вопросов подготовки офицера-летчика. Поверхностный подход к оцен ке боевого полета заметен порою не только среди молодых летчи ков, но и у более опы тны х авиа ционных офицеров. И мне думает ся, что именно этот недочет воен ной кул ьтуры порождает иной раз шаблон в воздушной тактике, которого невольно придерживают ся в отдельных авиачастях. Не гак давно, находясь в одном ис- лой,количеством. Чем сложнее за дача, тем большую группу наря- и жает командир, пору чан коман-' 8 дование одному и тому же веду- : щему летчику. Такой подход к делу может показаться законо* і, мерным. Но на деле иногда по- < лучалоеь иное: большие группы ц истреби гелей оказывались ско- з ванными в своем маневре, пого- < му что обстановка требовала ден- :;і; сгвий оолее мелкими маневрен-и ными группами. Однако командир полка не замечал ^гого, а легча- ки, не приученные внимательно.% анализировать события и делать нужные выводы, не высказывали ему своих соооражений. ѵ В другой авиачасти задачу обеспечения наземных войск раз- ' решали на протяжении всего дня патрулированием мелкими груп- ^ нами, но должного боевого ^ фекга не достигали, потому чг%,. оостановка требовала действий крупными группами, требовала ^ наращивания сил. псе эти недоче ты показывают, что в данных час- тях не уделяют достаточного вни мания военной культуре летчиков. Ьсякий боевой полег многооб разен по своим тактическим нрие- ѵ ...... оыст- мам. Авиационная техника ро совершенствуется, предостав ляя офицеру - летчику б о га ты ^ возможности выбора наиоол и іШ-U і I , % г , требительном полку, я обратил I эффективных форм оор ■ внимание, что здесь любят ре- НУЖН0 °ы т ь новатором, і шать боевые задачи только с и - 1 (Продолжение на 3 стр.)-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz