Североморский лётчик. 1943, декабрь.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 9 декабря 1943 г., № 5 j. С коростной пассажирский самолет, ныряя в низ ко опустившиеся обла. ка, летел на северо - за пад — к Ленинграду. Среди пассажиров—командиров авиа ционной части—находился сер жант—мастер вооружения Фе дор Кульборисов. Он впервые поднялся в воздух и с восхи щением переживал ощущение полета. Самолет снизился и, пробе жав по густой траво летного поля, остановился возле дере вушки, разрушенной неприя тельскими бомбами. Пикирую, щиѳ бомбардировщики, выле тевшие вслед за «Дугласом», находились уже здесь, и их экипажи встречали знакомый самолет. — Здравствуйте, товарищ ка питан! — Здравствуйте Кульбори сов,— приветствовал командир своего подчиненного и, подой дя ближе, сказал: — Пока «Дуглас» сделает второй рейс, доставит старше го техника по вооружению, вам придется поработать за него. — Есть, за старшего техни ка! — отвечал сержант, трону тый доверием командира. А тот уже давал указания; «Ва риант загрузки такой-то, о готовности доложите в 18.00». Времени оставалось немного, и Кульборисов поспешил выпол нять задание. Привезли бое запас. Настал решающий для оружейника момент—подвеска бомб. Трудностей оказалось немало. Материальная часть была новой, достаточной прак тики в подвеске бомб у людей не было, Кульборисов ходил от самолета к самолету. — Отдай трос! Вверх! Вы ключай собачку! — звучала его команда. На одной машине он протягивал трос, на другой — укреплял карабин, на третьей — налаживал сбрасы ватель — словом, сумел поспе вать всюду. Закончив проверку всех ог невых средств, он пошел к командиру с докладом. Только сейчас Кульборисов вспомнил, что не обедал. Организм ощу щал усталость, но сознание выполненного дела бодрило. Моросил дождь. В опускающей ся ночи шепта лись листья, вдалеке шумел лес, и Кульбо рисов вспом нил Ленинград, институт на Васильевском острове. Сер жанта охватило чувство сожа ления, что он не может сам непо средственно, с оружием в руках отстаивать лю бимый город. «Такая уж доля наша техниче ская», — заклю- го- лет. Кульборисов одевал пара шют, когда начальник связи давал последние указания. Вскоре группа пикировщиков легла на курс к вражескому об’екту. Зная самолетную ра цию, Кульборисов быстро свя зался с землей и ведомым. — Федя,—услышал он весо мый голос штурмана,—бомбим скопление фрицев. Высоты нет, будешь стрелять из пулемета. Чувство гордости охватило серліанта. Он, о.ружейник, летит на задание, будет бить из пулемета по презренным кол басникам! Сидя за пулеметом, Кульборисов наблюдал за дру гими самолетами, которые вследствие болтанки то взмы вали вверх, то проваливались, казалось, до земли. — Подходим, — 'предупредил штурман. ‘ Внизу показалась извили стая лента реки, и в ту же минуту из кустов забили автоматы* Кульборисов открыл ответный огонь. — Федор Захарович! Поддай огонька!—весело, в пылу сра жения, кричал штурман, и сержант, взяв в прицел кусты, нажимал на гашетку. Он не различал, где небо1, где земля, где другие самолеты. — Домой, — услышал он го лос штурмана и передал сиг нал флагмана летчику. Само лет сфотографировал резуль. таты работы и взмыл в облака. Дым пожаров перемешивал ся с облачностью. Пахло гарью. «Красота твоя с ума меня свела», — запел штурман. «Ты постой, постой, красавица моя»,—подтянул экипаж, при ближаясь к родному аэро- ді ому. Спустя несколько минут са молеты приземлились. Федор аульборисов, скинув парашют, опять работал у самолетов. Он подвешивал бомбы, добавлял боезапас. В последнюю оче редь сержант почистил свой пулемет, уложил новый бое комплект и, возбужденный ощущениями полета, пошел к командиру с докладом о го товности самолетов отправитъ- і ся в новый бой... И. ЗЕМ ЧЕЙКОВ . слушаться летчика. Вскоре умолк пулемет штурмана. Немцы обнаглели еще больше. Они подходили так близко, что сержант мог различать фигу ры фашистов. Снарядом пробило приемник пулемета,« он замолчал. Охва ченный пламенем, самолет па дал на землю. Надо было по кидать машину и, открыв люк, из которого показался язык огня, Кульборисов выбросился. Сержант затянул прыжок, но когда раскрыл парашют, новая наглость «мессера» защемила сердце, сея огненные трассы, один из немцев шел на пара шютиста. Очередь фашиста легла чуть ниже, заставив по догнуть колени. Самолет про несся в нескольких метрах и развернулся для нового захода. Кульборисов стал раскачи ваться на парашюте, затруд няя немцу ведение прицельно го огня. Нули пронеслись над головой, перебили несколько строп парашюта. После двух заходов фашист кинулся в сторону, где наши истребите ли вели бой с остальными са молетами противника. Кульборисов приземлился у линии фронта, в болоте. Кру гом гудела артиллерийская ка нонада и слышался треск пу леметов. Невдалеке упал горя щий самолет. К нему спешили трое, как потом оказалось, пар тизан с гранатами з а поясом и берданками. Партизаны сооб щили, что один из «Мессер- шмиттов», атаковавших совет ский пикировщик, вспыхнул и упал. Раненые летчик и штурман выпрыгнули раньше. Оба при землились гут же, неподалеку друг от друга. Когда все трое встретились, штурман подошел к сержанту и своим шутливым тоном проговорил: — Не горюй, Федор Заха- рыч. За одного битого двух небитых дают. Скоро мы им отомстим. Несколько дней спустя все трое на новом пикировщике отправились в новый полет. Они летели мстить за свою к Р о в ь . а л „ По грозовым, полными неожи данностями доро гам войны идут годы, меняя и преобразовывая на своем пути ок ружающую дей ствительность. В них крепнет и закаляется жизнь советского воина, уверенно стремя щегося к завет ной цели, начер танной всой ве ликой историей родного народа. ^Вот он, Федор Кульборисов, воз мужавший, заго- Щ И Т Э К И П А Ж А Выше бдительность в полете, стрелок - радист! Вражеские истребители пы таются атаковать наши бом бардировщики при подходе их к цели и в момент нанесения самого удара. Поэтому важно, чтобы именно в это время стрелок-радист проявлял осо бую бдительность и насторо женность. Главное внимание ему необходимо обратить на заднюю полусферу, вести за ней пристальное наблюдение. Однажды наши пикировщики, отбомбившись по базе против ника, грамотным маневром вышли из зоны зенитного об стрела. Но едва самолеты ус пели миновать огонь, как они тут же были атакованы двумя «Мессершмиттами». Ведомые не растерялись, тесно примкнули к ведущему и плотным строем продолжали полет. Яростные атаки фашистов умело отби вали воздушные стрелки, кото рые вели по немцам дружный, сосредоточенный огонь. Стре лок-радист Ханкевич, шедший правым ведомым, подвергся одновременно атакам сверху и снизу. Трезво оценив обста новку, экипаж допустил не приятельских истребителей на короткую дистанцию и выпу стил по ним несколько длин ных очередей. В результате боя один «Мѳ-109» был сбит, а другой отстал. Вот что зна чит тлядеть в оба и не дать врагу застигнуть себя врас плох! К сожалению, некоторые стрелки не всегда проявляют высокую осмотрительность, ос лабляют наблюдение за возду хом. Это может привести к тяжелым последствиям. Звено летчика Попова выхо дило из атаки. Несмотря на слояіноать обстановки, экипаж ведомого т. Копытина снизил боевую настороженность. Штур ман Флюс и стрелок-радист Цехоношвили отвлеклись дру гими делами, и не случайно поэтому экипаж не заметил, как к нашим самолетам под крались три «стодевятых». Фа шисты вели огонь по ведуще му и особенно по ведомому Копитішу. Лишь умелые и ре шительные действия коман дира Попова, своевременно обнаружившего противника, помогли предотвратить навис шую опасность. Правильный маневр, сочетаемый с огнем, спас положение. Штурман Скнарев и стрелок- радист Карманов сбили враже ский самолет, а остальным «мессерам» не дали повторить атаку, заставив их убраться на свою территорию. Штурман же Флюс и стрелок Цехоно швили оказались неподготов ленными к обороне и не смог ли бы отразить нападение, если б их не выручил из бе ды экипаж ведущего. Пример этот свидетель ствует, что притупление бди тельности в воздухе может иногда для экипажа окончить- ся плохо. Штурман и стрѳ- z лок-радист в продолжении всего полета и тем более при подходе к цели и уходе от нее. должны зорко следить завоз-1' духом и быть готовыми отра- зить атаки неприятельских а истребителей. Иначе экипаж :. может стать для врага легкой ; добычей. Майор С. МУРЫЧЕВ. л Предупредить обморожения летно-технического состава чил он, с речью подни маясь по лестни це на командный пункт. — Товарищ капитан, разре шите доложить: загрузка эс кадрильи, поверка оружия про. изведены. Все в порядке. Раз решите иттн? — закончил сер жант. — Минутку, Кульборисов. Ви дите радист повредил руку,— проговорил командир, указы вая на стоявшего рядом стар шего сержанта, в глазах кото рого светилась обида на свою рану. Из руки через толстый слой повязки сочилась кровь,— Заменить его некем. Завтра полетите на задание. — Есть, завтра на задание,— ответил сержант и, получив разрешение, вышел с команд ного пункта. « * $ Утро выдалось дождливое, туманное, но экипажи были у машин, уточняли задание. К обеду туман рассеялся, облач ность поднялась, и товарищи снаряжали оружейника в по- р ѳ л ы й , с п р е ж - Т ѳ х н и к и з а б о т л и в о г о т о в я т а в и а б о м б ы д л я п о д в е с к и н е й в е с е л о й у л ы б - к с а м о л е т а м . Ф о т о Е . Х а л д е я . к о й и д е т о т с а м о - г т „ л е т а к с а м о л е т у Н е д е л и ш л и , а « Д у г л а с а » ~ в с е н е б ы л о . К у л ь б о р и с о в у с п е л с о в е р ш и т ь д е с я т к и в ы л е т о в , п о д в е с и т ь м н о г и е т о н н ы б о м б , п о в с т р е ч а т ь с я и д р а т ь с я в в о з д у х е с « м е с с е р а м и » . З а п о м н и л с я о д и н в ы л е т . П е р е д в е ч е р о м г р у п п а н а ш и х с а м о л е т о в п и к и р о в а л а н а ж е л е з н о д о р о ж н ы й у з е л с в о и н с к и м и э ш е л о н а м и . З а т е м , д а л е к о з а л и н и е й ф р о н т а , э к и п а ж л е г н а о б р а т н ы й к у р с . В в ы с о к и х р е д к и х о б л а к а х ш л и о д н и . И в д р у г и з - з а о б л а ч н о с т и , п о - в о р о в с к и , в ы н ы р н у л и п я т ь « м е с с е р о в » . П е р в о й в н е з а п н о й а т а к о й о н и п е р е б и л и у п р а в л е н и е и п о д о ж г л и п р а в ы й м о т о р . Н а н е у п р а в л я е м о й г о р я щ е й м а ш и н е , с п е р е б и т ы м п е р е г о в о р н ы м у с т р о й с т в о м э к и . п а ж д о л г о о т б и в а л с я о т п р о т и в н и к а . Пулемет Кульборисова рабо тал безотказно. Продолжал стрелять раненый в плечо коммуниста выполняет свой штурман. Самолет перестал і долг перед Родиной, ѵіл.иичѵ і j . Он уже старший сержант и око ло года служит старшим техни ком подразделения. С первого дня войны Кульборисов на фронте. Его руками подвешена не одна сотня тонн бомб. Под готовленным им оружием сби то полтора десятка вражеских самолетов. Около тысячи бое вых вылетов обслужил воору женец. Он неустанно обучает моло дой летный состав мастерству владения оружием, отдает весь свой накопленный опыт, уме ние и силы священному делу борьбы с врагом. Воспитанник ленинско-ста линского комсомола Федор Кульборисов с достоинством Первые признаки начавшего ся обморожения—это чувство незначительного пощипывания или покалывания пораженного участка кожи. Затем насту пают резкое побледнение и потеря чувствительности кожи на обмороженном участке. Первые признаки обмороже ния часто могут остаться не замеченными. Если не огра дить организм от дальнейшего действия холода, то. на пора женном участке кожи может появиться омертвление тканей и наступит третья степень об морожения. Поэтому перѣд боевыми полетами, особенно высотными, нужно тщательно проследить за тем, чтобы обмундирование было хорошо просушено, пригнано по фигу ре, нигде не сдавливало и не стесняло движений, чтобы ме таллические части не прика сались к незащищенной коже. Обувь не должна сжимать стопу, ноги должны себя чув ствовать удобно как в спокой ном состоянии, так п при ходьбе. В кожаной обуви же лательно сделать вкладные стельки из утильных валенок, сукна, войлока. Носки нужно хорошо просу шить, а портянки должны плотно охватить ногу, не об разуя складок (особенно на пальцах, пятке и на под’еме стопы). Никаких подвязок, дпнурков для укрепления пор тянок на ноге но должно быть. Ь читывая, что на высоте сужаются кровеносные капил ляры н повышается вязкость крови, не нужно сильно н атя гивать крепления теплоизоля ционной кислородной маски, ■Недостаток кислорода в орга- а низме на высоте сопровож- t дается перераспределением крови — усиливается крово-д снабжение периферии. Поэто-: му, когда в отдельных местах : сдавливается поверхность ко- ;; жи, то затрудняется кровообѵ;; ращение и создаются благо- приятные условия для обморо-з жѳния. I с Ввиду того, что недостаток./ кислорода в организме на вы- Ре соте способствует обморожѳ- нию, перед вылетом нужно тщательно проследить за со- стоянием кислородного балло- па, газопровода и маски, что- . бы не допускать утечки газа. Техническому составу нужно следить за тем, чтобы при подготовке материальной части (по возможности) голыми ру ками меньше касаться метал лических частей. Рекомен дуется смазывать кожу, осо бенно открытых частей тела, обезвоженным жиром или спе циальной мазью от обмороже ний. Техникам, работающим в мо роз целыми днями на аэро дроме, необходимо чаще да* вать возможность обогревать ся. Командование авиачастей должно позаботиться о т°м>.;^ чтобы своевременно предупре. дить возможность обморожений летного и технического со- і става. Майор медицинской службы Е. ПЕШКОВ. 5 Техническая конференция ТТ О ТГГГѵ А ___ На днях в подразделении тов. Яншина прошла техниче ская конференция. На конфе- енции присутствовали летчи ки, штурманы, стрелки и техни ки. Они поделились мнениями, как лучше и грамотней экспло-^ атировать материальную часть, вскрыли недостатки в иодго- товке машин к полетам. Особо активное участие в конференции принял капитан т. Великанов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz