Североморский лётчик. 1943, декабрь.

9 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 декабря 1913 'г., № 50. Р а з в е д ч и к Е л ь к и н Г. КРЫМСКИЙ В с т о р о н © о т с т о р о ж е в о г о к а т е р а н а в ы с о т е 700 м е т р о в п р о л е т а л о ш е с т ь н е м е ц к и х и с т р е б и т е л е й . Д е с я т ь с е к у н д с п у с т я , т е м ж е к у р с о м , н а д с а ­ м ы м и г р е б н я м и в о л н , к р о д ­ н ы м б е р е г а м с п е ш и л к р а с н о ­ з в е з д н ы й и с т р е б и т е л ь . — М о г у т з а м е т и т ь , с в о л о ­ ч и , — с к а з а л о д и н и з к а т е р н и ­ ко в . Т у т ж е к р а с н о ф л о т ц ы у в и ­ д е л и : т у п о н о с ы е « ф о к к ѳ р ы » с п о л у п е р е в о р о т о м р а з в е р н у л и с ь в п р а в о и у с т р е м и л и с ь в н и з н а с о в е т с к о г о л е т ч и к а . — З а м е т и л и , г а д ы . С о б ь ю т I — д у м а л и м о р я к и . Э т а ж е м ы с л ь о х в а т и л а и о д и н о к о г о р а з в е д ч и к а , у в и д е в ш е г о г р о ­ з и в ш у ю е м у о п а с н о с т ь . И у Е л ь к и н а с о з р е л о р е ш е н и е : в б о й н е в с т у п а т ь . В о и с п о л н е ­ н и е э т о г о , о н р е з к о р в а н у л м а ш и н у в в е р х , п р я м о п о д « Ф о к к ѳ - В у л ь ф о в » и с к р ы л с я в о б л а к а х . З а в с е с в о и 165 б о е в ы х вы­ л е т о в н а р а з в е д к у Л е о н и д Е л ь к и н в п е р в ы е п о п а л в с т о л ь з а т р у д н и т е л ь н о е п о л о ж е н и е , в ы з в а н н о е с о б с т в е н н о й о ш и б ­ к о й . П р и д я в з е м л я н к у , к о м а н ­ д и р т а к о б ’я с н и л э т о т с л у ч а й п о д ч и н е н н ы м : — К р е п к о з а з е в а л с я . П о с л е у д а ч н о й р а з в е д к и , о с о б е н н о к о г д а п р е о д о л е е ш ь р я д т р у д ­ н о с т е й , п р и в о з в р а щ е н и и д о ­ м о й и п р и в и д е с в о е г о б е р е г а , в д р у г п о ч у в с т в у е ш ь с е б я с в о ­ б о д н ы м , з а б ы в а я д а ж е о т о м , ч т о и з д е с ь м о г у т п о д к а р а у ­ л и т ь ф а ш и с т с к и е и с т р е б и т е л и . Н а э т о т р а з т а к п р о и з о ш л о и со м н о й . С а м и з н а е т е , о д и н п р о т и в ш е с т и н е в о я к а , к т о ­ м у ж е ш е л б р е ю щ и м н а ре- л і и м н ы х о б о р о т а х . О д н и м с л о ­ в о м , с к о р о с т и н е и м е л . Н е л е г к о б ы л о д о т я н у т ь м а ш и н у до о б ­ л а к о в . Е щ е н а п а р у с е к у н д з а п о з д а л бы и « ф о к к е р ы » м о г л и з а й т и в х в о с т м о е м у с а м о л е т у : о н и у ж е , з а д р а в н о ­ с ы , н а ч а л и м е н я л о в и т ь в п р и . ц е л . Н о я , к с ч а с т ь ю , в л е з в о б л а к а . Т у т я и в с п о м н и л Б о ­ р и с а С аф о н о в а , к о т о р ы й н е р а з г о в о р и л — о б л а к а д л я л е т ­ ч и к а д о л ж н ы б ы т ь н е п о м е х о й , а д р у г о м . — Ч т о г л а в н о е д л я р а з в е д ­ ч и к а , к а к и м и с в о й с т в а м и он д о л ж е н о б л а д а т ь ? — с п р о с и л к а к - т о у к о м а н д и р а м л а д ш и й ■лейтенант Г І а н к р а ш й н . Е л ь к и н о т в е т и л п р о с т о : — В о - п е р в ы х ,— с к а з а л он, — в п о л е т е н а д о в с е в и д е т ь . Е с л и р а з в е д ч и к к р о м е з е м л и н и ч е г о н е з а м е ч а е т , о н у ж е н е р а з в е д ч и к , а м и ш е н ь д л я и с т р е б и т е л е й п р о т и в н и к а . П р е с т и ж р а з в е д ч и к а д л я Е л ь к и н а — д е л о е го ч е с т и . С т о и т п о б ы в а т ь в е г о э с к а ­ д р и л ь е н а р а з б о р а х , к о т о ­ р ы е о н п р о в о д и т , и м о ж н о у б е д и т ь с я , к а к в ы с о к о о н ц е ­ н и т р а з в е д ч и к а , в э т о м ж е д у х е в о с п и т ы в а я п о д ч и н е н н ы х . М л а д ш и й л е й т е н а н т Б у г а к о в с п р и б ы т и е м в э с к а д р и л ь ю п о - д а с т о я щ е м у в з я л с я за у ч е б у , п о д р а ж а я в о в с е м о п ы т н ы м л е т ч и к а м . П р е ж д е ч е м п о й т н н а з а д а н и е о н п о д о л г у б е ­ с е д о в а л со с т а р ш и м и , и н т е р е ­ с о в а л с я п р и е м а м и р а з в е д к и , ее м е т о д а м и , т е х н и к о й п и л о т и р о ­ в а н и я в о б л а к а х и в п л о х и х м е ­ т е о р о л о г и ч е с к и х у с л о в и я х . К а к - т о Б у г а к о в в ы л е т е л н а п о и с к н е м е ц к о г о к а р а в а н а . С э т о й з а д а ч е й о н п р е в о с х о д н о с п р а в и л с я . П о з д р а в л я я л е т ч и ­ к а с п о б е д о й , Е л ь к и н о к а з а л : — С д о с т о и н с т в о м п о д д е р ж и ­ в а е ш ь ^ ч е с т ь с е в е р о м о р ц а . — К а к ч е с т ь ? — у д и в и л с я л е т ч и к . — П р и к а з д л я м е н я — в ы с ш и й з а к о н . — Это правильно,—пояснил капитан.. — Каждый из нас готов выполнить любой приказ даже ценою жизни, но на вы­ полнение задания вдохновляет особая сила, она называется- честью. На первый раз этого кое-кто может но понять. Но для меня честь и . авторитет советского разведчика — глав­ ное. — При вылете на задание,— продолжал командир,—у меня стало законом фиксировать на пленку все, что вижу. Без фотоснимков никогда не воз­ вращаюсь с задания. В начале нояОрі я вылетел на разведку вражеского фиорда. Подойдя к давани, увидел, что в воздухе баражируют немецкие истре­ бители. Как же выполнить за­ дание. ыскочу с одного на­ правления — истребители бро­ саются на меня. Опять ухожу в облака. И только в четвер­ тый раз уловил удачный мо­ мент и сфотографировал ко­ рабли. Настойчивость в дости­ жении цели — неот’емлемое качество разведчика. В следующем полете у капи­ тана произошел не менее поучи­ тельный случай. Погода стояла нелетная. Несколько развед­ чиков вылетело и, не дойдя до нужного района, безрезультат­ но возвращались. Капитана вы­ звал генерал: — Надо слетать! — Будет сделано, — ответил ,Елькин. Более часа летел вслепую. На подходе к цели начал пробивать облака. Но нет ли обледенения? И Елькин «снимает пробу» облаков. Об­ лака благоприятствовали поле­ ту. И тогда он начал их про­ живать. Выскочил из них совершенно неожиданно для противника. Немцы даже не успели открыть зенитный огонь. Никакими законами не оправ­ дывается горячность разведчи­ ка, ого тяготение подраться. Поясняя это правило своим питомцам, Елькин говорит: — Если торпедоносец выле: тел на задание и поразил транспорт противника, а на обратном маршруте был пере­ хвачен истребителями, вел с ними бой и сбил один и вто­ рой вражеский самолет — он выполнил задание. Если лет­ чик-истребитель находит про­ тивника и таранит его, он то­ же выполнил задание. Если же разведчик вылетел на задание, достиг своей цели, но, возвра­ щаясь домой, вступил в ■бой с самолетами противника, драл­ ся геройски, повторил подвиг лейтенанта Чиликова и сам погиб — он задание все же не выполнил. Недавно в эскадрилье со­ стоялось партийное собрание. Коммунисты обсулсдали во­ прос, как лучше выполнить приказ товарища Сталина. Елькин.выступил последним и как бы подвел итог прений: — Наша задача, — сказал он,—готовить таких мастеров разведки, которые могли бы летать везде, в любую пого­ ду. И он в пример поставил Б у ­ гакова, Поповича, Александро­ ва. Когда командир произносил эти слс^а, коммунисты думали одно: пример надо брать и с самого командира, прошедшего суровую школу боев, дорожа­ щего честью советского лет­ чика. Капитан Елькин всей своей деятельностью демонстрирует пример мужества и бесстра­ шия. Занятия командиров эскадрилий В Н-ской части проведено!.Капитан т. Се'врюков внес занятие с командирами эскад- предложение — такие занятия рилий и их заместителями, проводить по отдельным во- Капитан Л. И. ЕЛЬКИН. У л етчиков Черноморского флота П Р О Т И В Н И К Н Е С Е Т Б О Л Ь Ш И Й П О Т Е Р И ф Легчики-черноморцы, уничтожая жиау силу и технику врага, с каждым днем нанос? противнику новые удары. Гвардии младший ле тенант Тюрин в течение дня трижды летал в дущим на штурмовку. В этот день отличили^ гвардии младшие лейтенанты Казаков, Кузнецоі нанесшие врагу смелые штурмовые удары. + Прикрывая штурмовиков, отлично дралис летчики части тов. Джапаридзе. В воздушно бою отличился летчик Липатов. Когда наши са молеты были атакованы четырьмя вражеским истребителями, Липатов смело вступил в бой. О умелым маневром зашел в хвост „Фокке-Вульф 190“ и меткой очередью сбил его. Летчик-ист рзбигель Алагарэз в другом бою сбил „Ме-109“ ф За день боевых действий штурмови ки уничтожили свыше 120 солдат и офицеров' іб автомашин, 7 танков и 7 батарей. Днем позж_ летчики части Героя Советского Союза майор; Денисова в воздушных боях сбили четыре вра жеских самолета. ИСТРЕБИТЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ Доклад о практике и руковод­ стве партийно-политической работой сделал т. Сабадырь. просам, — например, как про­ вести политбеседу и др. Д. ТИМОФЕЕВ. Обеспечение боевой работы штурмовиков и бомбардиров­ щиков является одной изслож^- ных задач истребительной авиации. В боях юго-западнее Кремен­ чуга наши истребители, сопро­ вождая бомбардировщиков и штурмовиков, все время ста­ раются найти более совершен­ ные формы взаимодействия с ними в воздухе. В этом отно­ шении заслуживает внимания опыт истребительной части, ко. торой командует Герой Совет­ ского Союза подполковник Мер- кушев. Летчики этой части, со­ провождая группы штурмови­ ков, сбили около 150 немецких самолетов. Этот серьезный бое­ вой итог явился результатом мастерства летчиков и проду­ манной организации каждого воздушного боя. В основу 'боевого порядка истребителей сопровождения в этой части положено взаимо­ действие между группами. Вы­ деляется также специальный резерв. Здесь решительно от­ казались от шаблонного деле­ ния истребителей только на две группы. В зависимости от на­ личия самолетов и задачи соз­ даются три-четыре отряда при­ крытия с обязательным ре­ зервированием части сил для обеспечения боя. Серьезное внимание обращено на самую расстановку сил. Например, если штурмовики идут в ко­ лонне звеньев, то истребители ■сопровождения располагаются так, чтобы с одной стороны боевого порядка штурмовиков шли две группы (в голове и хвосте колонны), а с другой стороны — еще одна группа, летящая в центре и с превыше­ нием. Подобный порядок со­ провождения позволяет кфлан- диру истребителей осущест­ влять взаимодействие между отдельными группами самоле­ тов. Известно, что бой истреби­ телей, сопровождающих штур­ мовики, затруднен еще тем, что приходится вести его на ма­ лой высоте. Чтобы восполнить этот недостаток, в части под­ полковника Меркушѳва прак­ тикуется выделение специаль­ ного резерва. Помимо неболь­ шой сковывающей группы, здесь выделяется пара или четверка мастеров воздушного боя. Обычно они летят за об­ щей группой или же со сторо­ ны солнца и держат превыше­ ние. Такое построение позво­ ляет эшелонировать истреби­ тели сопровождения по высо­ там и создавать глубину бое­ вого порядка. Насколько это важно, легко можно убедиться на примерах отдельных боев. Майор В. ЗЕМЛЯНОЙ Однажды немцы в составе . четырех групп истребителей атаковали наши самолеты. При этом две четверки «Фокке- Вульф-190» направили свой удар против штурмовиков, а «Мессершмитты» старались сковать боем истребители со­ провождения. Атаки велись од ­ новременно против сковыва­ ющей и прикрывающей групп. Это могло принести врагу ус­ пех, если бы в группе сопро­ вождения не было активного резерва. Одна пара самолетов «Яковлев-1», ведомая Героев Советского Союза тов. Дунае­ вым, внезапным ударом с вы­ соты мгновенно изменила об­ становку в нашу пользу. С первой же атаки Дунаев и его напарник сбили двух немцев. Этим была освобождена неко­ торая часть наших истребите­ лей, и они немедленно устре­ мились на помощь своим штур­ мовикам. Дунаев, не теряя темпа, вновь занял выгодную позицию и повторил удар. За короткое время .немцы потеря­ ли шесть самолетов, не сбив ни одного нашего. Расчет вра­ га на сковывание истребите­ лей сопровождения не удался. Этому воспрепятствовала ре­ зервная пара наших истреби­ телей, которая но существу и предрешила исход боя. Подобных примеров, когда пара мастеров воздушного боя решает исход борьбы, в ча­ сти подполковника Меркушева имеется много. Такая тактика обеспечения воздушного боя при сопровождении здесь ши­ роко практикуется. Она инте­ ресна. еще и тем, что в ней разрешен вопрос о место аса при сопровождении штурмови­ ков. Мы знаем немало образ­ цов эффективного использова­ ния асов. Но они, в основном, относятся к борьбе истребите­ лей за господство в воздухе. В этом случае сравнительно легко определить место аса, позволяющее ему свободно ма­ неврировать или выжидать на выгодной позиции завязки боя, чтобы в решительную минуту своим вмешательством изме­ нить обстановку в нашу поль­ зу. Еще более широко приме­ няется тактика свободного по­ лета асов. Но в группах со­ провождения мастер воздушно­ го боя обычно нес обязанности ведущего, и это привязывало его к штурмовикам. Естествен­ но, что в таких условиях лет­ чик не мог проявить полно­ стью свое индивидуальное ма­ стерство. Он не имел возмож­ ности маневрировать и приме­ нять одному ему присущи, комбинации атак. Разумеется ведущим группы сопровожден ния тоже должен быть опыт ный летчик, но оборонитель; ный бой его группы необходим!' обеспечивать одной или двумг: парами активного резерва. : Всегда ли нужно выделяті отдельные пары самолетов? Hr; наш взгляд, это надо делать г зависимости от обстановки. I; части подполковника Мерку шева поступают так лишь т; тех случаях, когда противниі-; весьма активен, а также п р і. определенных метеорологиче. ских условиях. Скажем, ео вре­ мя облачности выгодно иметь- резервную пару под кромкой; облаков. Тогда враг не сможет- внезапно атаковать наши само--; лѳты. Например, недавно пара истребителей под командова­ нием Героя Советского Союза капитана Луганского, ^следуя- за группой под кромкой обла­ ков, лишила немцев их главно- го козыря — внезапности. Лу­ ганский, умело воспользовав-" шись облаками, в короткое-, время сбил два «Мессершмит-з, та». Кстати следует отметить,-; что этот мастер воздушного боя, имея на своем счету более 30 личных побед, одержал поч­ ти все их при сопровождении штурмовиков. Этот факт несом­ ненно показателен в смысле правильного использования аса. Капитан Луганский, являясь прекрасным ведущим и отлич­ ным мастером индивидуально - 1 го 'боя, находится там, гдеэто- го требует обстановка. Если нужно, он возглавляет группу , ^ а когда враг особенно активен, он обеспечивает ей бой. Формы боя истребителей со­ провождения довольно много- образны. Почти каждый полет требует новых приемов борьбы с врагом, которые отвечали бы обстановке. Скажем, при полз- те на^ предельный радиус бое- вые порядки истребителей со- провождения будут значительно 3 отличаться от тех, которых i требует полет над полем боя. В первом случае нельзя вести , сколько-нибудь активный, на- . ступатѳльный бой. Летчики ог- раничены в своих действиях запасом горючего и вынуждены только обороняться. Другоеде- ло над полем сражения. Здесь истребители сопровождения по­ лучают возможность упреж- . дать действия противника, а при слабой активности немцев в воздухе — даже атаковать наземные цели. Каждый коман­ дир обязан постоянно менять . тактику боя истребителей со- провождения, помня, что шао- лон ведет к поражению. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ц

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz