Североморский лётчик. 1943, декабрь.
9 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 декабря 1913 'г., № 50. Р а з в е д ч и к Е л ь к и н Г. КРЫМСКИЙ В с т о р о н © о т с т о р о ж е в о г о к а т е р а н а в ы с о т е 700 м е т р о в п р о л е т а л о ш е с т ь н е м е ц к и х и с т р е б и т е л е й . Д е с я т ь с е к у н д с п у с т я , т е м ж е к у р с о м , н а д с а м ы м и г р е б н я м и в о л н , к р о д н ы м б е р е г а м с п е ш и л к р а с н о з в е з д н ы й и с т р е б и т е л ь . — М о г у т з а м е т и т ь , с в о л о ч и , — с к а з а л о д и н и з к а т е р н и ко в . Т у т ж е к р а с н о ф л о т ц ы у в и д е л и : т у п о н о с ы е « ф о к к ѳ р ы » с п о л у п е р е в о р о т о м р а з в е р н у л и с ь в п р а в о и у с т р е м и л и с ь в н и з н а с о в е т с к о г о л е т ч и к а . — З а м е т и л и , г а д ы . С о б ь ю т I — д у м а л и м о р я к и . Э т а ж е м ы с л ь о х в а т и л а и о д и н о к о г о р а з в е д ч и к а , у в и д е в ш е г о г р о з и в ш у ю е м у о п а с н о с т ь . И у Е л ь к и н а с о з р е л о р е ш е н и е : в б о й н е в с т у п а т ь . В о и с п о л н е н и е э т о г о , о н р е з к о р в а н у л м а ш и н у в в е р х , п р я м о п о д « Ф о к к ѳ - В у л ь ф о в » и с к р ы л с я в о б л а к а х . З а в с е с в о и 165 б о е в ы х вы л е т о в н а р а з в е д к у Л е о н и д Е л ь к и н в п е р в ы е п о п а л в с т о л ь з а т р у д н и т е л ь н о е п о л о ж е н и е , в ы з в а н н о е с о б с т в е н н о й о ш и б к о й . П р и д я в з е м л я н к у , к о м а н д и р т а к о б ’я с н и л э т о т с л у ч а й п о д ч и н е н н ы м : — К р е п к о з а з е в а л с я . П о с л е у д а ч н о й р а з в е д к и , о с о б е н н о к о г д а п р е о д о л е е ш ь р я д т р у д н о с т е й , п р и в о з в р а щ е н и и д о м о й и п р и в и д е с в о е г о б е р е г а , в д р у г п о ч у в с т в у е ш ь с е б я с в о б о д н ы м , з а б ы в а я д а ж е о т о м , ч т о и з д е с ь м о г у т п о д к а р а у л и т ь ф а ш и с т с к и е и с т р е б и т е л и . Н а э т о т р а з т а к п р о и з о ш л о и со м н о й . С а м и з н а е т е , о д и н п р о т и в ш е с т и н е в о я к а , к т о м у ж е ш е л б р е ю щ и м н а ре- л і и м н ы х о б о р о т а х . О д н и м с л о в о м , с к о р о с т и н е и м е л . Н е л е г к о б ы л о д о т я н у т ь м а ш и н у до о б л а к о в . Е щ е н а п а р у с е к у н д з а п о з д а л бы и « ф о к к е р ы » м о г л и з а й т и в х в о с т м о е м у с а м о л е т у : о н и у ж е , з а д р а в н о с ы , н а ч а л и м е н я л о в и т ь в п р и . ц е л . Н о я , к с ч а с т ь ю , в л е з в о б л а к а . Т у т я и в с п о м н и л Б о р и с а С аф о н о в а , к о т о р ы й н е р а з г о в о р и л — о б л а к а д л я л е т ч и к а д о л ж н ы б ы т ь н е п о м е х о й , а д р у г о м . — Ч т о г л а в н о е д л я р а з в е д ч и к а , к а к и м и с в о й с т в а м и он д о л ж е н о б л а д а т ь ? — с п р о с и л к а к - т о у к о м а н д и р а м л а д ш и й ■лейтенант Г І а н к р а ш й н . Е л ь к и н о т в е т и л п р о с т о : — В о - п е р в ы х ,— с к а з а л он, — в п о л е т е н а д о в с е в и д е т ь . Е с л и р а з в е д ч и к к р о м е з е м л и н и ч е г о н е з а м е ч а е т , о н у ж е н е р а з в е д ч и к , а м и ш е н ь д л я и с т р е б и т е л е й п р о т и в н и к а . П р е с т и ж р а з в е д ч и к а д л я Е л ь к и н а — д е л о е го ч е с т и . С т о и т п о б ы в а т ь в е г о э с к а д р и л ь е н а р а з б о р а х , к о т о р ы е о н п р о в о д и т , и м о ж н о у б е д и т ь с я , к а к в ы с о к о о н ц е н и т р а з в е д ч и к а , в э т о м ж е д у х е в о с п и т ы в а я п о д ч и н е н н ы х . М л а д ш и й л е й т е н а н т Б у г а к о в с п р и б ы т и е м в э с к а д р и л ь ю п о - д а с т о я щ е м у в з я л с я за у ч е б у , п о д р а ж а я в о в с е м о п ы т н ы м л е т ч и к а м . П р е ж д е ч е м п о й т н н а з а д а н и е о н п о д о л г у б е с е д о в а л со с т а р ш и м и , и н т е р е с о в а л с я п р и е м а м и р а з в е д к и , ее м е т о д а м и , т е х н и к о й п и л о т и р о в а н и я в о б л а к а х и в п л о х и х м е т е о р о л о г и ч е с к и х у с л о в и я х . К а к - т о Б у г а к о в в ы л е т е л н а п о и с к н е м е ц к о г о к а р а в а н а . С э т о й з а д а ч е й о н п р е в о с х о д н о с п р а в и л с я . П о з д р а в л я я л е т ч и к а с п о б е д о й , Е л ь к и н о к а з а л : — С д о с т о и н с т в о м п о д д е р ж и в а е ш ь ^ ч е с т ь с е в е р о м о р ц а . — К а к ч е с т ь ? — у д и в и л с я л е т ч и к . — П р и к а з д л я м е н я — в ы с ш и й з а к о н . — Это правильно,—пояснил капитан.. — Каждый из нас готов выполнить любой приказ даже ценою жизни, но на вы полнение задания вдохновляет особая сила, она называется- честью. На первый раз этого кое-кто может но понять. Но для меня честь и . авторитет советского разведчика — глав ное. — При вылете на задание,— продолжал командир,—у меня стало законом фиксировать на пленку все, что вижу. Без фотоснимков никогда не воз вращаюсь с задания. В начале нояОрі я вылетел на разведку вражеского фиорда. Подойдя к давани, увидел, что в воздухе баражируют немецкие истре бители. Как же выполнить за дание. ыскочу с одного на правления — истребители бро саются на меня. Опять ухожу в облака. И только в четвер тый раз уловил удачный мо мент и сфотографировал ко рабли. Настойчивость в дости жении цели — неот’емлемое качество разведчика. В следующем полете у капи тана произошел не менее поучи тельный случай. Погода стояла нелетная. Несколько развед чиков вылетело и, не дойдя до нужного района, безрезультат но возвращались. Капитана вы звал генерал: — Надо слетать! — Будет сделано, — ответил ,Елькин. Более часа летел вслепую. На подходе к цели начал пробивать облака. Но нет ли обледенения? И Елькин «снимает пробу» облаков. Об лака благоприятствовали поле ту. И тогда он начал их про живать. Выскочил из них совершенно неожиданно для противника. Немцы даже не успели открыть зенитный огонь. Никакими законами не оправ дывается горячность разведчи ка, ого тяготение подраться. Поясняя это правило своим питомцам, Елькин говорит: — Если торпедоносец выле: тел на задание и поразил транспорт противника, а на обратном маршруте был пере хвачен истребителями, вел с ними бой и сбил один и вто рой вражеский самолет — он выполнил задание. Если лет чик-истребитель находит про тивника и таранит его, он то же выполнил задание. Если же разведчик вылетел на задание, достиг своей цели, но, возвра щаясь домой, вступил в ■бой с самолетами противника, драл ся геройски, повторил подвиг лейтенанта Чиликова и сам погиб — он задание все же не выполнил. Недавно в эскадрилье со стоялось партийное собрание. Коммунисты обсулсдали во прос, как лучше выполнить приказ товарища Сталина. Елькин.выступил последним и как бы подвел итог прений: — Наша задача, — сказал он,—готовить таких мастеров разведки, которые могли бы летать везде, в любую пого ду. И он в пример поставил Б у гакова, Поповича, Александро ва. Когда командир произносил эти слс^а, коммунисты думали одно: пример надо брать и с самого командира, прошедшего суровую школу боев, дорожа щего честью советского лет чика. Капитан Елькин всей своей деятельностью демонстрирует пример мужества и бесстра шия. Занятия командиров эскадрилий В Н-ской части проведено!.Капитан т. Се'врюков внес занятие с командирами эскад- предложение — такие занятия рилий и их заместителями, проводить по отдельным во- Капитан Л. И. ЕЛЬКИН. У л етчиков Черноморского флота П Р О Т И В Н И К Н Е С Е Т Б О Л Ь Ш И Й П О Т Е Р И ф Легчики-черноморцы, уничтожая жиау силу и технику врага, с каждым днем нанос? противнику новые удары. Гвардии младший ле тенант Тюрин в течение дня трижды летал в дущим на штурмовку. В этот день отличили^ гвардии младшие лейтенанты Казаков, Кузнецоі нанесшие врагу смелые штурмовые удары. + Прикрывая штурмовиков, отлично дралис летчики части тов. Джапаридзе. В воздушно бою отличился летчик Липатов. Когда наши са молеты были атакованы четырьмя вражеским истребителями, Липатов смело вступил в бой. О умелым маневром зашел в хвост „Фокке-Вульф 190“ и меткой очередью сбил его. Летчик-ист рзбигель Алагарэз в другом бою сбил „Ме-109“ ф За день боевых действий штурмови ки уничтожили свыше 120 солдат и офицеров' іб автомашин, 7 танков и 7 батарей. Днем позж_ летчики части Героя Советского Союза майор; Денисова в воздушных боях сбили четыре вра жеских самолета. ИСТРЕБИТЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ Доклад о практике и руковод стве партийно-политической работой сделал т. Сабадырь. просам, — например, как про вести политбеседу и др. Д. ТИМОФЕЕВ. Обеспечение боевой работы штурмовиков и бомбардиров щиков является одной изслож^- ных задач истребительной авиации. В боях юго-западнее Кремен чуга наши истребители, сопро вождая бомбардировщиков и штурмовиков, все время ста раются найти более совершен ные формы взаимодействия с ними в воздухе. В этом отно шении заслуживает внимания опыт истребительной части, ко. торой командует Герой Совет ского Союза подполковник Мер- кушев. Летчики этой части, со провождая группы штурмови ков, сбили около 150 немецких самолетов. Этот серьезный бое вой итог явился результатом мастерства летчиков и проду манной организации каждого воздушного боя. В основу 'боевого порядка истребителей сопровождения в этой части положено взаимо действие между группами. Вы деляется также специальный резерв. Здесь решительно от казались от шаблонного деле ния истребителей только на две группы. В зависимости от на личия самолетов и задачи соз даются три-четыре отряда при крытия с обязательным ре зервированием части сил для обеспечения боя. Серьезное внимание обращено на самую расстановку сил. Например, если штурмовики идут в ко лонне звеньев, то истребители ■сопровождения располагаются так, чтобы с одной стороны боевого порядка штурмовиков шли две группы (в голове и хвосте колонны), а с другой стороны — еще одна группа, летящая в центре и с превыше нием. Подобный порядок со провождения позволяет кфлан- диру истребителей осущест влять взаимодействие между отдельными группами самоле тов. Известно, что бой истреби телей, сопровождающих штур мовики, затруднен еще тем, что приходится вести его на ма лой высоте. Чтобы восполнить этот недостаток, в части под полковника Меркушѳва прак тикуется выделение специаль ного резерва. Помимо неболь шой сковывающей группы, здесь выделяется пара или четверка мастеров воздушного боя. Обычно они летят за об щей группой или же со сторо ны солнца и держат превыше ние. Такое построение позво ляет эшелонировать истреби тели сопровождения по высо там и создавать глубину бое вого порядка. Насколько это важно, легко можно убедиться на примерах отдельных боев. Майор В. ЗЕМЛЯНОЙ Однажды немцы в составе . четырех групп истребителей атаковали наши самолеты. При этом две четверки «Фокке- Вульф-190» направили свой удар против штурмовиков, а «Мессершмитты» старались сковать боем истребители со провождения. Атаки велись од новременно против сковыва ющей и прикрывающей групп. Это могло принести врагу ус пех, если бы в группе сопро вождения не было активного резерва. Одна пара самолетов «Яковлев-1», ведомая Героев Советского Союза тов. Дунае вым, внезапным ударом с вы соты мгновенно изменила об становку в нашу пользу. С первой же атаки Дунаев и его напарник сбили двух немцев. Этим была освобождена неко торая часть наших истребите лей, и они немедленно устре мились на помощь своим штур мовикам. Дунаев, не теряя темпа, вновь занял выгодную позицию и повторил удар. За короткое время .немцы потеря ли шесть самолетов, не сбив ни одного нашего. Расчет вра га на сковывание истребите лей сопровождения не удался. Этому воспрепятствовала ре зервная пара наших истреби телей, которая но существу и предрешила исход боя. Подобных примеров, когда пара мастеров воздушного боя решает исход борьбы, в ча сти подполковника Меркушева имеется много. Такая тактика обеспечения воздушного боя при сопровождении здесь ши роко практикуется. Она инте ресна. еще и тем, что в ней разрешен вопрос о место аса при сопровождении штурмови ков. Мы знаем немало образ цов эффективного использова ния асов. Но они, в основном, относятся к борьбе истребите лей за господство в воздухе. В этом случае сравнительно легко определить место аса, позволяющее ему свободно ма неврировать или выжидать на выгодной позиции завязки боя, чтобы в решительную минуту своим вмешательством изме нить обстановку в нашу поль зу. Еще более широко приме няется тактика свободного по лета асов. Но в группах со провождения мастер воздушно го боя обычно нес обязанности ведущего, и это привязывало его к штурмовикам. Естествен но, что в таких условиях лет чик не мог проявить полно стью свое индивидуальное ма стерство. Он не имел возмож ности маневрировать и приме нять одному ему присущи, комбинации атак. Разумеется ведущим группы сопровожден ния тоже должен быть опыт ный летчик, но оборонитель; ный бой его группы необходим!' обеспечивать одной или двумг: парами активного резерва. : Всегда ли нужно выделяті отдельные пары самолетов? Hr; наш взгляд, это надо делать г зависимости от обстановки. I; части подполковника Мерку шева поступают так лишь т; тех случаях, когда противниі-; весьма активен, а также п р і. определенных метеорологиче. ских условиях. Скажем, ео вре мя облачности выгодно иметь- резервную пару под кромкой; облаков. Тогда враг не сможет- внезапно атаковать наши само--; лѳты. Например, недавно пара истребителей под командова нием Героя Советского Союза капитана Луганского, ^следуя- за группой под кромкой обла ков, лишила немцев их главно- го козыря — внезапности. Лу ганский, умело воспользовав-" шись облаками, в короткое-, время сбил два «Мессершмит-з, та». Кстати следует отметить,-; что этот мастер воздушного боя, имея на своем счету более 30 личных побед, одержал поч ти все их при сопровождении штурмовиков. Этот факт несом ненно показателен в смысле правильного использования аса. Капитан Луганский, являясь прекрасным ведущим и отлич ным мастером индивидуально - 1 го 'боя, находится там, гдеэто- го требует обстановка. Если нужно, он возглавляет группу , ^ а когда враг особенно активен, он обеспечивает ей бой. Формы боя истребителей со провождения довольно много- образны. Почти каждый полет требует новых приемов борьбы с врагом, которые отвечали бы обстановке. Скажем, при полз- те на^ предельный радиус бое- вые порядки истребителей со- провождения будут значительно 3 отличаться от тех, которых i требует полет над полем боя. В первом случае нельзя вести , сколько-нибудь активный, на- . ступатѳльный бой. Летчики ог- раничены в своих действиях запасом горючего и вынуждены только обороняться. Другоеде- ло над полем сражения. Здесь истребители сопровождения по лучают возможность упреж- . дать действия противника, а при слабой активности немцев в воздухе — даже атаковать наземные цели. Каждый коман дир обязан постоянно менять . тактику боя истребителей со- провождения, помня, что шао- лон ведет к поражению. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ц
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz