Североморский лётчик. 1943, декабрь.

— с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 7 декабря 1913 г., X» 49. М а й о р Д . О Л Е Й Н И К Башенны „воздушного танка 1 Североморские штурмови­ ки стали грозой для запо­ лярных фрицев. За сравни­ тельно короткое время наши летчики нанесли десятки со­ крушительных ударов по аэродромам и коммуникациям противника. Вместе с летчиками-штур- мовиками ходят на задания воздушные стрелки—башен­ ные советского «воздушного танка», его живая защита. Роль воздушного стрелка на «ИЛ’е» огромна. Он обеспечи­ вает выход штурмовика в атаку, отражая нападение вражеских истребителей, он является «вторыми глазами» летчика, 'ведя непрерывное наблюдение за воздухом. Воздушные стрелки нашей части — это патриоты Роди­ ны, которые, с честью выпол­ няют ее наказ, и, не щадя своих жизней и крови, муже­ ственно защищают ее свобо­ ду и независимость. Штурман -и флагманский воздушный стрелок подраз­ деления лейтенант Алексей Казаков—'сын ленинградского рабочего. В ожесточенных и неравных боях с фашистски­ ми истребителями он всегда показывает образцы муже­ ства и геройства. На его боевом счету 3 сбитых само­ лета. Совсем недавно лейте­ нант Казаков был участни­ ком налета наших штурмо­ виков на вражеский аэро­ дром.'Мужественный воздуш­ ный стрелок грудью защи­ щал свой штурмовик от атак «Мѳссѳршмиттов». Он не дрог­ нул, когда на его машину шли в атаку сразу несколько истребителей. Казаков умело отбивал вражеские атаки. В этом бою лейтенант сбил один за другим два «Мессер-. шмитта». На славных подви­ гах замечательного бойца учится наша молодежь. Штурман звена и воздуш­ ный стрелок «Ильюшиных» Александр Гецман пришел в часть, чтобы отомстить вра- - гу. Кровавый Гитлер, напав на нашу Родину, разру­ шил все планы этого спо- 'собного юноши. До войны Гецман, окончив десятилет­ ку, готовился поступить в университет. Он добровольно пришел на фронт защищать свое право на образование. За короткое время боев Гецман сбил два самолета протк- ника. Люди нашей ча­ сти ьйкогда не забудут его героического подвига в один из налетов штурмовиков на вражеский аэродррм. В воздушном бою Гецман был тяжело ^анен, но он не бро­ сил своего 'пулемета. Исте­ кая кровью, теряя последние силы, он отбивал атаки истре­ бителей противника. Отвага молодого воина победила. В этом бою Гецман сбил одного «Ме-109», защитил свой штур­ мовик и вернулся на свой аэродром. Его любят и ува­ жают в 'подразделении не только как хорошего воздуш­ ного стрелка, но и как лучше­ го комсорга и пламенного патриота-агитатора. Отважно сражается и воздушный стрелок старший сержант Гусев. Он—участник многих боевых операций. В каждом воздушном бою Гу­ сев показывает образцы стойкости и умения. На его боевом счету 3 сбитых не­ мецких самолета. До конца исполнил свой долг перед Родиной верный ее патриот, воздушный стре­ лок комсомолец Герасимов. Придя в часть, он быстро освоил оружие и вошел в строй боевых экипажей. Ге­ расимов каждую минуту рвался в бой. Ему хотелось мстить проклятым немцам за горе и разрушения, которые принесли они его Родине. Несколько боевых вылетов показали высокое мастерство и отвагу этого патриота. В неравном бою над фашист­ ским караваном Герасимов пал смертью храбрых, до, по­ следнего дыхания защищая свою машину, выполняя свой долг перед отечеством. Наши воздушные стрел­ ки Скороходов, Гуменный, Марченко- сбили по одному самолету противника. Не останавливаясь на достигну­ т а , они ежедневно повышают свое мастерство, обобщают опыт проведенных боев, бе­ рут из него все лучшее, что­ бы в грядущих боях еще сильнее громить немцев. Гірм іш і сакшт „НІ-88 С -6 “ Воздушный - стрелок Александр Гецман ------ф ф ------- Учеба стрелков- радистов В нелетную погоду стрел­ ки-радисты гвардейского под­ разделения занимаются бое­ вой учебой. Они совершен­ ствуют свою специальность, обогащают знания, трениру­ ются, готовясь к новым боям. На этот раз гвардейцы изучали самолеты противни­ ка. Стрелки внимательно слу ­ шали. Занятия проводил ком­ сорг подразделения стрелок- радист т. Агеев. Перед ним была схема силуэтов фашист­ ских -самолетов и таблицы их летно-технических данных. — Ракетский, какой это са­ молет? — спрашивал Агеев, указывая на рисунок. . — Хейнкель- 111 . — Расскажите о его летных и технических качествах. Стрелок рассказывал. Если он что-нибудь не договари­ вал, дополняли товарищи и сам Агеев. Особое внимание на занятиях уделяло-сь во­ оружению и бронированию фашистских машин. Некото­ рые стрелки вспоминали про­ веденные бои, как сбивали в них самолеты противника, со­ ветовались, в какие уязви­ мые места лучше всего бить врага. Г. ТРАПИН. Отсутствие в германских военно-воздушных силах спе­ циального самолета-штурмови­ ка заставляет немцев приспо­ сабливать для этой цели дру ­ гие типы машин, как, напри­ мер, истребитель «Фокке- Вульф-190». К числу таких «штурмовиков» относится и са ­ молет типа «10-88 С- 6 ». Эта машина является моделью од­ ной из последних серий обще­ известного немецкого пикирую­ щего бомбардировщика «іОіі- керс- 88 ». От других серий по внешнему виду «С- 6 » отли­ чается тем, что носовая часть фюзеляжа у него не застекле-. на, а закрыта металлическим коком. Кроме того, на этом с а ­ молете не предусмотрено бом­ бометание с пикирования, вследствие чего тормозные ре­ шетки на плоскостях и наруж­ ные бомбодержатели отсут­ ствуют. Основное отличие «Ю -88 С- 6 » — в более мощном стрел­ ковом вооружении, направлен­ ном вперед. В люльке нижнего стрелка и носовой части фю­ зеляжа неподвижно установле­ ны три 20 мм пушки «Эрликон» и три пулемета «МГ-17» к а ­ либра 7,92 мм. Запас снарядов на каждую пушку — 120 штук, па пулеметы—по 1000 патро­ нов. Из этого вооружения огонь ведет летчик. Для стрельбы назад вверх установлены 2 пулемета «МГ- 81»' калибра 7,92 мм. Нижняя задняя полусфера прикрывает­ ся спаренными пулеметами «МГ-81». Однако из-за тесноты в люльке стрелка (в ней у ста ­ новлено вооружение летчика) оружие зачастую не -спари­ вается. Второе существенное отли­ чие этого самолета заклю­ чается в усиленном брониро­ вании спереди. Перед прибор­ ной доской находится 8 —іо мм. бронеплита. Козырек летчика сделан из пулестойкого стекла толщиной 70—80 мм. Броне-си- дение имеет стальной наголов> ник. На самолете устанавливают ся 2 мотора «ЮМО- 211 » ш 1175 л. С. или «БМВ-801 Д- 2 » Максимальная скорость — 471 км. в час—достигается на вы соте 5.000 м. Дальность поле т а—до 2.200 км. Бомбовые о-т секи, расположенные в фюзе ляже, рассчитаны на 10 бом весом по 50 кг. каждая. Противник впервые приме нил в бою «Ю -88 С- 0 » весно нынешнего года на . южно- участке советско-германское фронта. Немцы предполагал! что самолет, имея усиленно, вооружение для стрельбы вш ред и повышенную бронезащі ту, сможет действовать, ка штурмовик, на поле боя против малых кораблей. Кроы того, он предназначался дл, дальних разведок, бомбардирГ вок и выполнения функци ночного истребителя. Однако первые же бои пок зали, что «Ю -88 С- 6 » не мож( итти ни в какое сравнение нашим замечательным штурм-, виком «Ильюшин-2». Самолі легко уязвим при обстреле земли не только сзади, но снизу и спереди. Моторы расположенными -впереди р диаторами и топливными нас- сами внизу легко выводятся ь строя или поджигаются. Kpot того, и бронирование летчика не надежное прикрытие д:~ него. Большие потери этих «эрза штурмовиков» в течение ле и осени свидетельствуют просчете немцев, стремивши; ся создать неуязвимый мног целевой самолет. Майор Ч. ЮРЬЕВ. ЗИМ У ВСТРЕ ТИЛИ н е п о д г о т о в л е н н ы м : В п о д р а з д е л е н и и , г д е с т а р ­ ш и м т е х н и к о м т . Ф е т и с о в , т е х ­ н и ч е с к и й с о с т а в п л о х о п о д г о ­ т о в и л с я к з и м е . Н е д а в н о ме­ х а н и к и с а м о л е т о в Н о с о в и М у р . н а к о в п о д г о т а в л и в а л и с а м о л е ­ т ы к в ы л е т у . Л р и п р о б е м о т о ­ р о в и х м а ш и н ы с о р в а л и с ь с к о л о д о к , ч т о п р и в е л о к п л о х и м п о с л е д с т в и я м . Х а л а т н о с т ь и п л о х а я п о д г о т о в к а а э р о д р о м н о ­ г о и н в е н т а р я ( к о л о д к и б ы л и б е з ш и п о в ) д о р о г о о б о ш л а с ь п о д р а з д е л е н и ю . Д о с и х п о р н а н е к о т о р ы х м а ш и н а х у т . Ф е т и с о в а е щ е нет теплых чехлов, а если ок: и есть, то не подогнаны к:; следует и не удерживают пр': должительное время темпер, туры мотора. Отсутствие х рошо подогнанных чехлов пр; водит к частому прогреву м торов и напрасному расходов нию дорогостоющѳго горючеі. Организацией технико-э сплоатационной службы в по разделении т. Фетисову нео- ходимо заняться самым серье ным образом. Технин-лейтензнт Н. МАРЕЕВ. С вечера старший техник- лейтенант Александр Топта- лин предупредил механика флагманского самолета звена техник-лейтенанта Котовского о том, что его машина намечает-, ся в полет завтра утром. Топ- талин сказал об этом также торпедисту Алещенко, электри­ ку Нагорному и вооруженцу Черепанову. — Оно всегда так: когда все заранее знают о предстоящей работе, и дело лучше идет. Все на своих местах, все знают, за что браться,—говорит Топ- талин.—А подготовить торпе­ доносец к полету, особенно на «свободную охоту» — это боль­ шое дело. Поэтому техник зве­ на Топталпн всегда заранее предупреждает своих подчи­ ненных о предстоящей работе, поэтому он и сейчас еще с ве­ чера побеспокоился о завтраш­ нем предполетном осмотре, дав каждому указания, составив план работ. Отправляясь на отдых, он предупредил дне­ вального, чтобы тот разбудил его в половине седьмого. В семь весь технический экипаж техник-лейтенанта Ко­ товского был у своего торпедо­ носца. Хозяин самолета вместе с механиком сержантом Бенде- линовым расчехлял машину, а моторист сержант Кузнецов го­ товил АПЛ. Техник звена вме­ сте с Котовским осматривал моторы, оружейник Черепанов устанавливал пулеметы, кото Д . Н И К О Л А Е В ОНИ ОБЕСПЕЧИЛИ ПО БЕД У рыѳ накануне снимал для ча­ стично"; разборки и чистки, техник по спецоборудованию старший техник-лейтенант На­ горный проверял работу бор­ товой электросети, состояние аккумуляторов и приборы, а торпедист старшина Алещенко готовил торпеду к подвеске. Черепанов первым доложил о готовности вооружения. Его чистоте и быстроте в работе многие могут позавидовать. Черепанов с первого дня вой­ ны обеспечивает боевые выле­ ты. Он отлично знает свое де­ ло. Любую неисправность в пулемете или пушке он нахо­ дит быстро, а еще быстрее ее устраняет. Сейчас он проверил работу пулеметов, боекомплект. Котовский посмотрел на тер­ мометр. Температура была достаточная, чтобы приступить к запуску. К этому времени уже закончили осмотр планера и спецоборудования. В послед­ нюю минуту, когда хозяин машины уже сидел в кабине, Бенделинов и Кузненов сняли чехлы- с моторов. — <От винта, контакт! — командовал Котовский. Винт левого, мотора лениво повора­ чивался. из патрубков выска- Iкивали языки пламени. Мотор чихал, но не забирал, как сле­ дует. Еще два шприца, и он быстро замелькал лопастями. Потом запустили правый. Пока Котовский прогревал моторы на малых оборотах, Топталин схо­ дил к Алещенко узнать, как с торпедой. Она была готова к подвеске, и торпедист ожидал, когда выключат моторы. Техник прибавлял газ. Топ­ талин стоял впереди самолета и вслушивался в звуки работы его моторов. Техник звона об­ ладает исключительно тонким слухом. Он легко отличает все оттенки работы мотора. В этом ровном и мягком шелесте он слышит звон импеллера, лег­ кий шорох шестерен редукто­ ра. Многое узнает этот человек о моторе только по слуху. Бы ­ вало механики часами ищут ка- кую-нибудь причину неисправ­ ности, а Топталин подойдет .к машине, насторожится, вслу­ шается в гул мотора, посмотрит на выхлопы _ и скажет: «Кон­ такты прерывателя надо про­ верить». И коль он сказал, так и делать надо: причина най­ дена, и мотор будет работать нормально. Сейчас техник звена был до­ волен. Мотор работал отлично. ■Котовский попеременно выклю­ чал то одно, то другое магне­ то. Это мог заметить только Топталин — мотор совершенно не сдавал оборотов. Потом Ко­ товский переводил винт с ма­ лого на большой шаг, проверял Приемистость. Все было нор­ мально. Котовский остановил моторы. Приготовив одновре­ менно кабину для летчика, чтобы больше не возвращаться к ней, он -еще раз вскрыл мо­ торы и осмотрел их. З а это время торпедисты подвесили торпеду. Самолет сейчас вы­ глядел совеем иначе, чем пол­ тора часа назад. Он ожил, и крылья его, казалось, подня­ лись выше, и весь он стоял настороженный, готовый к взлету. Было еще совсем темно. По­ сле перекура Котовский запол ­ нил бортовой .журнал, привел в порядок стоянку, ожидал лет­ чиков. — Который раз вот так, как сегодня, приходится готовить боевую машину, — вспоминал Котовский. Ему было, что вспомнить. Более 140 полетов совершил его торпедоносец, 5 транспортов на его боевом сче­ ту. Это на машине Котовского топили фашистские корабли Островский и Величкин. Еще издалека техник зам тил приближающихся летчике Котовский, многозначителЫ:. •пробежав взглядом по самол^ ту, направился к майору. — Товарищ гвардии май самолет Тотов к полету. Командир- экипажа креп ; пожал руку техника и прист пил к осмотру. Гвардии маис- Литвинов доверяет своему те^ нику, он всегда уверен в н дежноста работы торпедоно ца, но также всегда и пров ряет его. Штурман гвард» капитан Снрчин ізалез в свс кабину, стрелки гвардии ста шина Бадюк и гвардии мла ший сержант Данилов сели і своим местам» каждый ПР°® рил свое и доложил об этс командиру. Котовский помогал запуска, моторы летчику, и когда оі з а р а б о т а л ^ о н пожал Литвин ву руку и соскочил с плоек- сти. Машина покатилась і заснеженному аэродрому. “ те, кто готовил ее,- наблюдал как она взлетела, как, Раз® нувшись над стояний , л | на курс. I ...В этот день экипаж гва]| дии майора Литвинова в о . ів ; ѵ тился с крейсерской оі/ераци- потопив транспорт водойзмевд нием в 10.000 тонн. К р ы л а ть гвардейцы г о р я ч о б л а г о д а р и своих боевых друзей техник и младших авиаспециалист - которые обеспечили им эту мѳчательную победу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz