Североморский лётчик. 1943, декабрь.
— с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 7 декабря 1913 г., X» 49. М а й о р Д . О Л Е Й Н И К Башенны „воздушного танка 1 Североморские штурмови ки стали грозой для запо лярных фрицев. За сравни тельно короткое время наши летчики нанесли десятки со крушительных ударов по аэродромам и коммуникациям противника. Вместе с летчиками-штур- мовиками ходят на задания воздушные стрелки—башен ные советского «воздушного танка», его живая защита. Роль воздушного стрелка на «ИЛ’е» огромна. Он обеспечи вает выход штурмовика в атаку, отражая нападение вражеских истребителей, он является «вторыми глазами» летчика, 'ведя непрерывное наблюдение за воздухом. Воздушные стрелки нашей части — это патриоты Роди ны, которые, с честью выпол няют ее наказ, и, не щадя своих жизней и крови, муже ственно защищают ее свобо ду и независимость. Штурман -и флагманский воздушный стрелок подраз деления лейтенант Алексей Казаков—'сын ленинградского рабочего. В ожесточенных и неравных боях с фашистски ми истребителями он всегда показывает образцы муже ства и геройства. На его боевом счету 3 сбитых само лета. Совсем недавно лейте нант Казаков был участни ком налета наших штурмо виков на вражеский аэро дром.'Мужественный воздуш ный стрелок грудью защи щал свой штурмовик от атак «Мѳссѳршмиттов». Он не дрог нул, когда на его машину шли в атаку сразу несколько истребителей. Казаков умело отбивал вражеские атаки. В этом бою лейтенант сбил один за другим два «Мессер-. шмитта». На славных подви гах замечательного бойца учится наша молодежь. Штурман звена и воздуш ный стрелок «Ильюшиных» Александр Гецман пришел в часть, чтобы отомстить вра- - гу. Кровавый Гитлер, напав на нашу Родину, разру шил все планы этого спо- 'собного юноши. До войны Гецман, окончив десятилет ку, готовился поступить в университет. Он добровольно пришел на фронт защищать свое право на образование. За короткое время боев Гецман сбил два самолета протк- ника. Люди нашей ча сти ьйкогда не забудут его героического подвига в один из налетов штурмовиков на вражеский аэродррм. В воздушном бою Гецман был тяжело ^анен, но он не бро сил своего 'пулемета. Исте кая кровью, теряя последние силы, он отбивал атаки истре бителей противника. Отвага молодого воина победила. В этом бою Гецман сбил одного «Ме-109», защитил свой штур мовик и вернулся на свой аэродром. Его любят и ува жают в 'подразделении не только как хорошего воздуш ного стрелка, но и как лучше го комсорга и пламенного патриота-агитатора. Отважно сражается и воздушный стрелок старший сержант Гусев. Он—участник многих боевых операций. В каждом воздушном бою Гу сев показывает образцы стойкости и умения. На его боевом счету 3 сбитых не мецких самолета. До конца исполнил свой долг перед Родиной верный ее патриот, воздушный стре лок комсомолец Герасимов. Придя в часть, он быстро освоил оружие и вошел в строй боевых экипажей. Ге расимов каждую минуту рвался в бой. Ему хотелось мстить проклятым немцам за горе и разрушения, которые принесли они его Родине. Несколько боевых вылетов показали высокое мастерство и отвагу этого патриота. В неравном бою над фашист ским караваном Герасимов пал смертью храбрых, до, по следнего дыхания защищая свою машину, выполняя свой долг перед отечеством. Наши воздушные стрел ки Скороходов, Гуменный, Марченко- сбили по одному самолету противника. Не останавливаясь на достигну т а , они ежедневно повышают свое мастерство, обобщают опыт проведенных боев, бе рут из него все лучшее, что бы в грядущих боях еще сильнее громить немцев. Гірм іш і сакшт „НІ-88 С -6 “ Воздушный - стрелок Александр Гецман ------ф ф ------- Учеба стрелков- радистов В нелетную погоду стрел ки-радисты гвардейского под разделения занимаются бое вой учебой. Они совершен ствуют свою специальность, обогащают знания, трениру ются, готовясь к новым боям. На этот раз гвардейцы изучали самолеты противни ка. Стрелки внимательно слу шали. Занятия проводил ком сорг подразделения стрелок- радист т. Агеев. Перед ним была схема силуэтов фашист ских -самолетов и таблицы их летно-технических данных. — Ракетский, какой это са молет? — спрашивал Агеев, указывая на рисунок. . — Хейнкель- 111 . — Расскажите о его летных и технических качествах. Стрелок рассказывал. Если он что-нибудь не договари вал, дополняли товарищи и сам Агеев. Особое внимание на занятиях уделяло-сь во оружению и бронированию фашистских машин. Некото рые стрелки вспоминали про веденные бои, как сбивали в них самолеты противника, со ветовались, в какие уязви мые места лучше всего бить врага. Г. ТРАПИН. Отсутствие в германских военно-воздушных силах спе циального самолета-штурмови ка заставляет немцев приспо сабливать для этой цели дру гие типы машин, как, напри мер, истребитель «Фокке- Вульф-190». К числу таких «штурмовиков» относится и са молет типа «10-88 С- 6 ». Эта машина является моделью од ной из последних серий обще известного немецкого пикирую щего бомбардировщика «іОіі- керс- 88 ». От других серий по внешнему виду «С- 6 » отли чается тем, что носовая часть фюзеляжа у него не застекле-. на, а закрыта металлическим коком. Кроме того, на этом с а молете не предусмотрено бом бометание с пикирования, вследствие чего тормозные ре шетки на плоскостях и наруж ные бомбодержатели отсут ствуют. Основное отличие «Ю -88 С- 6 » — в более мощном стрел ковом вооружении, направлен ном вперед. В люльке нижнего стрелка и носовой части фю зеляжа неподвижно установле ны три 20 мм пушки «Эрликон» и три пулемета «МГ-17» к а либра 7,92 мм. Запас снарядов на каждую пушку — 120 штук, па пулеметы—по 1000 патро нов. Из этого вооружения огонь ведет летчик. Для стрельбы назад вверх установлены 2 пулемета «МГ- 81»' калибра 7,92 мм. Нижняя задняя полусфера прикрывает ся спаренными пулеметами «МГ-81». Однако из-за тесноты в люльке стрелка (в ней у ста новлено вооружение летчика) оружие зачастую не -спари вается. Второе существенное отли чие этого самолета заклю чается в усиленном брониро вании спереди. Перед прибор ной доской находится 8 —іо мм. бронеплита. Козырек летчика сделан из пулестойкого стекла толщиной 70—80 мм. Броне-си- дение имеет стальной наголов> ник. На самолете устанавливают ся 2 мотора «ЮМО- 211 » ш 1175 л. С. или «БМВ-801 Д- 2 » Максимальная скорость — 471 км. в час—достигается на вы соте 5.000 м. Дальность поле т а—до 2.200 км. Бомбовые о-т секи, расположенные в фюзе ляже, рассчитаны на 10 бом весом по 50 кг. каждая. Противник впервые приме нил в бою «Ю -88 С- 0 » весно нынешнего года на . южно- участке советско-германское фронта. Немцы предполагал! что самолет, имея усиленно, вооружение для стрельбы вш ред и повышенную бронезащі ту, сможет действовать, ка штурмовик, на поле боя против малых кораблей. Кроы того, он предназначался дл, дальних разведок, бомбардирГ вок и выполнения функци ночного истребителя. Однако первые же бои пок зали, что «Ю -88 С- 6 » не мож( итти ни в какое сравнение нашим замечательным штурм-, виком «Ильюшин-2». Самолі легко уязвим при обстреле земли не только сзади, но снизу и спереди. Моторы расположенными -впереди р диаторами и топливными нас- сами внизу легко выводятся ь строя или поджигаются. Kpot того, и бронирование летчика не надежное прикрытие д:~ него. Большие потери этих «эрза штурмовиков» в течение ле и осени свидетельствуют просчете немцев, стремивши; ся создать неуязвимый мног целевой самолет. Майор Ч. ЮРЬЕВ. ЗИМ У ВСТРЕ ТИЛИ н е п о д г о т о в л е н н ы м : В п о д р а з д е л е н и и , г д е с т а р ш и м т е х н и к о м т . Ф е т и с о в , т е х н и ч е с к и й с о с т а в п л о х о п о д г о т о в и л с я к з и м е . Н е д а в н о ме х а н и к и с а м о л е т о в Н о с о в и М у р . н а к о в п о д г о т а в л и в а л и с а м о л е т ы к в ы л е т у . Л р и п р о б е м о т о р о в и х м а ш и н ы с о р в а л и с ь с к о л о д о к , ч т о п р и в е л о к п л о х и м п о с л е д с т в и я м . Х а л а т н о с т ь и п л о х а я п о д г о т о в к а а э р о д р о м н о г о и н в е н т а р я ( к о л о д к и б ы л и б е з ш и п о в ) д о р о г о о б о ш л а с ь п о д р а з д е л е н и ю . Д о с и х п о р н а н е к о т о р ы х м а ш и н а х у т . Ф е т и с о в а е щ е нет теплых чехлов, а если ок: и есть, то не подогнаны к:; следует и не удерживают пр': должительное время темпер, туры мотора. Отсутствие х рошо подогнанных чехлов пр; водит к частому прогреву м торов и напрасному расходов нию дорогостоющѳго горючеі. Организацией технико-э сплоатационной службы в по разделении т. Фетисову нео- ходимо заняться самым серье ным образом. Технин-лейтензнт Н. МАРЕЕВ. С вечера старший техник- лейтенант Александр Топта- лин предупредил механика флагманского самолета звена техник-лейтенанта Котовского о том, что его машина намечает-, ся в полет завтра утром. Топ- талин сказал об этом также торпедисту Алещенко, электри ку Нагорному и вооруженцу Черепанову. — Оно всегда так: когда все заранее знают о предстоящей работе, и дело лучше идет. Все на своих местах, все знают, за что браться,—говорит Топ- талин.—А подготовить торпе доносец к полету, особенно на «свободную охоту» — это боль шое дело. Поэтому техник зве на Топталпн всегда заранее предупреждает своих подчи ненных о предстоящей работе, поэтому он и сейчас еще с ве чера побеспокоился о завтраш нем предполетном осмотре, дав каждому указания, составив план работ. Отправляясь на отдых, он предупредил дне вального, чтобы тот разбудил его в половине седьмого. В семь весь технический экипаж техник-лейтенанта Ко товского был у своего торпедо носца. Хозяин самолета вместе с механиком сержантом Бенде- линовым расчехлял машину, а моторист сержант Кузнецов го товил АПЛ. Техник звена вме сте с Котовским осматривал моторы, оружейник Черепанов устанавливал пулеметы, кото Д . Н И К О Л А Е В ОНИ ОБЕСПЕЧИЛИ ПО БЕД У рыѳ накануне снимал для ча стично"; разборки и чистки, техник по спецоборудованию старший техник-лейтенант На горный проверял работу бор товой электросети, состояние аккумуляторов и приборы, а торпедист старшина Алещенко готовил торпеду к подвеске. Черепанов первым доложил о готовности вооружения. Его чистоте и быстроте в работе многие могут позавидовать. Черепанов с первого дня вой ны обеспечивает боевые выле ты. Он отлично знает свое де ло. Любую неисправность в пулемете или пушке он нахо дит быстро, а еще быстрее ее устраняет. Сейчас он проверил работу пулеметов, боекомплект. Котовский посмотрел на тер мометр. Температура была достаточная, чтобы приступить к запуску. К этому времени уже закончили осмотр планера и спецоборудования. В послед нюю минуту, когда хозяин машины уже сидел в кабине, Бенделинов и Кузненов сняли чехлы- с моторов. — <От винта, контакт! — командовал Котовский. Винт левого, мотора лениво повора чивался. из патрубков выска- Iкивали языки пламени. Мотор чихал, но не забирал, как сле дует. Еще два шприца, и он быстро замелькал лопастями. Потом запустили правый. Пока Котовский прогревал моторы на малых оборотах, Топталин схо дил к Алещенко узнать, как с торпедой. Она была готова к подвеске, и торпедист ожидал, когда выключат моторы. Техник прибавлял газ. Топ талин стоял впереди самолета и вслушивался в звуки работы его моторов. Техник звона об ладает исключительно тонким слухом. Он легко отличает все оттенки работы мотора. В этом ровном и мягком шелесте он слышит звон импеллера, лег кий шорох шестерен редукто ра. Многое узнает этот человек о моторе только по слуху. Бы вало механики часами ищут ка- кую-нибудь причину неисправ ности, а Топталин подойдет .к машине, насторожится, вслу шается в гул мотора, посмотрит на выхлопы _ и скажет: «Кон такты прерывателя надо про верить». И коль он сказал, так и делать надо: причина най дена, и мотор будет работать нормально. Сейчас техник звена был до волен. Мотор работал отлично. ■Котовский попеременно выклю чал то одно, то другое магне то. Это мог заметить только Топталин — мотор совершенно не сдавал оборотов. Потом Ко товский переводил винт с ма лого на большой шаг, проверял Приемистость. Все было нор мально. Котовский остановил моторы. Приготовив одновре менно кабину для летчика, чтобы больше не возвращаться к ней, он -еще раз вскрыл мо торы и осмотрел их. З а это время торпедисты подвесили торпеду. Самолет сейчас вы глядел совеем иначе, чем пол тора часа назад. Он ожил, и крылья его, казалось, подня лись выше, и весь он стоял настороженный, готовый к взлету. Было еще совсем темно. По сле перекура Котовский запол нил бортовой .журнал, привел в порядок стоянку, ожидал лет чиков. — Который раз вот так, как сегодня, приходится готовить боевую машину, — вспоминал Котовский. Ему было, что вспомнить. Более 140 полетов совершил его торпедоносец, 5 транспортов на его боевом сче ту. Это на машине Котовского топили фашистские корабли Островский и Величкин. Еще издалека техник зам тил приближающихся летчике Котовский, многозначителЫ:. •пробежав взглядом по самол^ ту, направился к майору. — Товарищ гвардии май самолет Тотов к полету. Командир- экипажа креп ; пожал руку техника и прист пил к осмотру. Гвардии маис- Литвинов доверяет своему те^ нику, он всегда уверен в н дежноста работы торпедоно ца, но также всегда и пров ряет его. Штурман гвард» капитан Снрчин ізалез в свс кабину, стрелки гвардии ста шина Бадюк и гвардии мла ший сержант Данилов сели і своим местам» каждый ПР°® рил свое и доложил об этс командиру. Котовский помогал запуска, моторы летчику, и когда оі з а р а б о т а л ^ о н пожал Литвин ву руку и соскочил с плоек- сти. Машина покатилась і заснеженному аэродрому. “ те, кто готовил ее,- наблюдал как она взлетела, как, Раз® нувшись над стояний , л | на курс. I ...В этот день экипаж гва]| дии майора Литвинова в о . ів ; ѵ тился с крейсерской оі/ераци- потопив транспорт водойзмевд нием в 10.000 тонн. К р ы л а ть гвардейцы г о р я ч о б л а г о д а р и своих боевых друзей техник и младших авиаспециалист - которые обеспечили им эту мѳчательную победу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz