Северная вахта. 1942, январь.

31 января 1942 г. №28 (f-32) --маыммлиьдичаянам м и и ш м м СЕВЕРНАЯ ВАХТА З е н и т ч и к и г о т е в я т с I f б о ям СЧЕТ СЕКУНДАМ Краснофлотцы заняли свои места у орудия. Перед тем, как начать тренировку, я кратко рассказал о теме частных уче­ ний. Закончив об’яснеьия, дал вводную: открыть ОГОНЬ по истребителю. Наводчики быстро поймали цель. Щелкнул затвор. Дан выстрел. За ним второй, третий .. Темп стрельбырос с каждой секундой. Даю вторую вводную: — Вышла из строяпружина уравновешивающего механизма клина. Заменить ее! Это. касалось краснофлотца •!психина. Он сразу прекратил заряжание и начал заменять деталь. Сперва Лисихин снял уравновешивающий механизм, свернул упор. Я смотрел на се­ кундомер.. вел счет каждой се­ кунды. Проворно работалбоец. Когда «сломан ая» пружина быласнята, он взял из ящика новую и моментально поста­ вил ее. Пока Лисихин последова­ тельно собирал механизмыи устанавливал их па место, про­ шло еще несколько секунд. — Детальзаменена. Орудие готово к стрельбе1- доложил краснофлотец. Орудие продолжало вести огонь по истребителю. Лнсихин заменилпружину в два с поло­ виной раза быстрее, чем по нормативам. Хороших результатов доби­ лись и другие бойцы. Итого мы достигли упорной учебой. Например, одну вводную Лиси- хиіі выполнял раз ІГ>. Сперва дело не клеилось..Я указывал ему на недостатки, показывал, как надо делать. А. когда боец научился действовать правиль­ но. мы начали отрабатывать приемы на быстроту. Работали много. Вывали случаи, когда люди других расчетов отдыха­ ли, а мы были на посту. Хороших показателей в заме­ не деталей добился и замести­ тель Лисихина краснофлотец Котцов. Он педавпо пришел в орудийный расчет,, за корот­ кое времяотличноизучилсвои обязанности. Младший сержант В. БРАГИН. В МОРОЗНЫЕ СУМЕРКИ іиаШ Отличный специалист Н-ской батареи краснофлотец Н. Шав- кунор в случае надобности іа- мещает командира орудия. ЗАМЕНА УБЫЛЫХ На корабль прибыли молодые артиллеристы. Началась напря­ женная учеба, которую мы про­ водили н часы, свободные от боевой службы. Ознакомившись с' чертежами,» краснофлотцы приходил к орудиями здесь, внимательно присматриваясь к каждой детали, изучалимате­ риальнуючасть. Когда все хорошо освоили технику, мы приступили к изу­ чению. инструкциии трениров­ кам на боевых постах. Навод­ чики Михин и Карузйн, уста­ новщики трубок Фурин и Елсу- ков, установщик целика Иванов под руководствомстаршины 2-й статьи Полигушко научились быстро готовить орудия к стрельбе. Много внимания уделяется взаимозаменяемости номеров. В орудийных расчетах младших командиров Полигушко и Кар­ пова каждый краснофлотец знает и умело выполняет свои обязанности. Все это достигнуто в результате тренировок и уче­ ний но замене номеров. ...Командирорудийного расче­ та получил извещение о том. что из строя выбыл установ­ щик целика краснофлотец Ива­ нов. — Наводчик Карузйн, заме­ ните установщика целика!—от­ дал распоряжение командир. Наводчик Карузйн работает быстро и четко,не отстает от другихномеров орудийного рас­ чета. Хорошо совмещает обя­ занности установщика прицела и целика краснофлотец тов. Корконосов. В любое время мо­ жет заменить командира ору­ дия краснофлотец тов. Фуриж. В. ЧИЖИКОВ. СЛАЖЕННЫЕ РАСЧЕТЫ Комендоры нашего корабля неоднократно отражали налеты j фашистских самолетов, обстре-1 ливалископления войск против-1 ника, его береговые батареи. | Особенно отличаетсячетко- J стыов работе орудийный расчет j старшины 2-й статьи Леонова, j Во время боякраснофлотцы его j расчетаработают спокойно, без ! суеты. Этого Леонов добился б результате тренировок, прово­ димых на боевых постах. Бойцы тов. Леонова продол­ жают совершенствовать знания, изучая не только свои, но и специальности товарищей. На­ пример. патронный Щепель от­ лично изучил обязанности командира орудия и может за­ менить его в бою. Наводчик Лебедев может работать одно­ временно на приборах верти­ кальной и горизонтальной на­ водки. Четкой взаимозаменяемост и номеров орудийных расчетов до­ биваются и етаршины 2-й ста - 1 тьи Клековкин и Наумов. В бояхи учебе комендорами руко-j водит командир тов. Боровен-, ков, награжденный за образце-1 вое выполнение боевых зада- j ний командования медалью «За: отвагу». ' Гпавстаршина ! Н. ПРИВАЛОВ. I Надвигались морозные сумер­ ки. Сегодня намечено произве­ сти батарейное учение. Осмат­ ривая позиции, командир уви­ дел в воздухе наши самолеты. І»ни шли над нолем. Принято іешение: использовать это для тренировки орудийных расче­ тов. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Прошло несколько се­ кунд. а прибористы ужо успе­ ли сделать расчеты. Данные поступили на орудия. Раздаласькоманда. Темн «стрельбы» увеличи­ вается с каждой минутой. Уче­ ние усложняется — выключена электроэнергия. Краснофлотцы начали действовать вручную, наощупь. На орудии младшего сержанта Тимошша «вышел из строя» второй наводчик? Его место занялшестой номер. Ос­ колком «убило»командира ору­ дия. Командовать стал красно­ флотец Приезжаев. Пушка по- прежнему ведет «огонь», несмотря на то, что из расчета выбыло два человека. Самолеты скрылись. Управ­ ляющий огнем, пройдя по сиг­ нальному мостику, оглянулся кругом. Струяхолодного ветра уносила к опушке леса снег. ІІо дороге шла автомашина с зажженными фарами. — Справа—парашютный де­ сант! Слева—танк!—Дал ввод­ ную командир. Этой команды было достаток- Iно. Первое и второе орудия са­ мостоятельно открыли «огонь» гш «десаиту», остальные пуш­ ки — но «танку». Вдруг на орудии Кошелева сломался боек. —- Заменить! 11оэтой команде боец К. Ива­ нов, несмотря на мороз, голыми руками разоорал мгновенно заменил механизм и боек. Норма­ тив сокращен! Зенитка с преж­ ней скорострельностью начала вести «огонь». j Автомашина ушла, исчез и !снежный вихрь. Опять нужно 1 искать цель. Но уже темно, ;найти ее трудно. Внезапно на краюлеса вспыхнул костер. ! — По «пехоте противника»' !огонь! I Жерла орудий направлены на костер. Зенитчики «стреляют» .шрапнельными. I — На батарею идет взвод 'автоматчиков!—доложил наблю­ датель. ПушкаСорневаоткрыла но «наступающим» огонь. Осталь­ ные расчеты заняли места в окопах. Атака отбита... Хорошо действовали все краснофлотцы. Ни мороз, ни темнота не снизили их работо­ способности. Следует сказать, что нарядус отличными резуль­ татами были и недостатки: краснофлотец Медведев допу­ стил ошибку в установке ази­ мута. Старший сержант К. КОЛЕСОВ. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО В учебе наших прибористов установилосьзолотое правило: работать точне ибыстрее всех. Выполняя это правило так же четко, как инструкции, красно­ флотцы энергично добиваются автоматизмав действиях. Занятия с расчетом я прово­ жу непосредственно уприборов. Даю обстановку, максимально приближен ую- к боевой дей­ ствительности. Наряду с реше­ нием задачпо определению наи­ более сложных данных, я даю вводные: «перейти на режим действий сокращенным расче- Самолетьі «противника», опе­ рирующие и районе Н,, обнару­ жили месторасположение зенитной батареи. Чтобы не подставить се­ бя под удар вражеской авиации, артиллеристы решили сменить •гневую позицию. Ранним утром об этом был получен приказ стар шего начальника. В 4 часа 30 ми­ нут командир батареи, собрав •личный состав, рассказал об об­ становке1 и предстоящих задачах. Краснофлотцы приступили к вы­ полнению задания. Через Несколько времени па по­ рцию пришли тракторы с платфор­ мами. Бойцы привели материаль­ ную часть в походное положение. Погрузка орудий и приборов про­ шла организованно и быстро. От­ лично работали краснофлотцы огневого взвода под руководством сержанта Гаврилова. Колонна готова к выходу. На J становления моста есть "уть следования высланы развед­ чики и боевое охранение. Вскоре гг разведки получено донесение: —■Препятствий на пути следо­ вания мет. По дороге нами вы­ ставлены «маяки». — По машинам! Походной к о ­ лонной марш!—разнеслись в ут­ ренней тишине слова командира батареи. БАТАРЕЯ МЕНЯЕТ ПОЗИЦИЮ Воздух наполнился ревом мото­ ров. Колонна тронулась в путь. По обеим сторонам на лыжах скользят разведчики и наблюда­ тели. Дается вводная: в воздухе Появились самолеты! — Рядом с колонной разорва­ лась химическая бомба!—-доложил наблюдатель. — Одеть противогазы!—подана команда. «Участок заражения» пройден. Опасность поражения отравляю­ щим веществом миновала. Смяв противогазы, бойцы продолжили путь. — В .трех километрах от ко­ лонны, на дороге разрушен мост через речку. Материалы для вос- На восстановление моста посла­ ны саперы. Командир приказал мотористам увеличить интервал между' тракторами, замедлить ход. К назначенному часу мост был исправлен. Вот и то место, где намечалась новая огневая позиция. Тракторы подвели платформы к кустам. З е ­ нитчики, осторожно скатив ору­ дия, установили их. Радисты свя­ зались с главным командным пунк­ там. Краснофлотцы снегом и мел­ кими елками начал» маскировать позицию. Но не успели они за­ кончить маскировку, как сигналь­ щик Жуков доложил: —Воздух! Слышу шум моторов! Зенитчики заняли места у ору­ дий, насторожились. Ожидать дол­ го не пришлось. Вскоре цель по­ явилась. —По самолету... Несколько секунд производили расчеты. Данные есть! — Огонь!—скомандовал управ­ ляющий стрельбой. Орудийные расчеты работали слаженно. Самолеты сошли с кур­ са и скрылись за лесом. Стрель­ ба кончена. Усилено наблюдение. Краснофлотцы, используя пере­ дышку, продолжали маскировку позиции. Опять тревога. Дана новая вводная: —Курсом на об’екг идет штур­ мовик! Орудийные расчеты младших сер­ жантов Брагина, Тимонина и К о ­ шелева самостоятельно открыли «огонь» по самолету. — Заметил!—сказал командир и принял решение: переменить ог­ невую позицию, сдвинуть ее вправо. Так и сделали. А когда насту­ пил день, пришла пора возвра­ щаться обратно. Команді-р дал приказ: — Отбой! Приготовиться к по­ ходу! Орудия и приборы приведены в боевое походное положение. К о ­ лонна тронулась на основную ог­ невую позицию. Каковы итоги учения? В целом оно прошло хорошо. Несмотря на глубокий снег, хо ­ лод и ночные условия, зенитчики успешно выполнили задачу, полу­ чили практические навыки. Оео- бо отличились прибористы расче­ та младшего сержанта Квасова. Краснофлотцы Касьянов, Гусев и другие действовали, как в настоя­ щем бою. Мастерски выполняли свои обязанности бойцы орудий­ ного расчета т. Кошелева. том». Вэтих случаях отдельным бойцам приходится работать за двоих, а следовательно, вдвое быстрее. Такие вводные даюдо тех нор, пока не достигается требуемый результат. Сейчас можно сказать, что прибористы достигли поставлен­ ной цели. Они точно и быстро выполняют все требования управляющего огнем. Образцы показывают краснофлотцы Гу­ сев, Касьянов, Ефимчук. Младший сержант П. КВАСОВ Наряду с этим, на учении были и серьезные недостатки, которые возникли от безинициативности и чрезмерной «условности» в дей ­ ствиях отдельные товарищей. Больше всех допускали ошибки связисты т. Кузнецова. Они мед­ ленно прокладывали линию связи. Кабель проложили по дороге, где ходили автомашины и тракторы. Этим они демаскировали провод и давали «противнику» возмож­ ность обнаружить линию, по­ рвать ее. <Не успев до возвращения ко­ лонны к основной огневой пози­ ции смотать на катушки кабель, связисты привели в негодность много ценного провода. Кабель был испорчен гусеницами трак­ торов. Подчиненные младшего сержан­ та Крысанова безответственно от­ неслись к делу. Линию связи можно было проложить в 15—20 метрах от дороги по кустам, в рыхлом снегу. Маскировка была бы хорошей, провод — в безопас­ ности. Однако связисты решил» итти по Дороге: «Тут снегу нет и работать легче» Недооценили фактора маскиров­ ки и мотористы. Они везли тракторы с зажженными фарами. В. нивин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz