Северная вахта. 1942, январь.

дявииайі. .^«Я»твЫ ВЯЗ»<Ш 5 1942 г. № 23 (129), СЕВЕРНАЯ ВАХТА Экипаж орденоносцев Они совершали полеты над родным Севером: возили пасса­ жиров, почту, грузы. Когда на­ чалась война, летчики мечтали попасть па тяжелый бомбарди­ ровщик, чтобы участвовать в боевых операциях против фа­ шистов. Они подали рапорт командованию части, в которую были призваны из запаса. Но на бомбардировщик они не попали. Им ответили: — Вы нужны здесь. Вы принесете большую пользу фронту, продолжая работать на транспортном самолете. Летники поняли, что Да '.вой­ не сражается не только тот, кто стреляет. Они тоже воюют, выполняя задания командова­ ния, помогая фронту. И они ста­ ли летать, транспортировать грузы. Опытный полярный лет­ чик тов. Крузе так сказал об одном из них: — Нилот Бахтино® молод, но летает не хуже меня. У него дело пойдет наверняка! Само­ лет в надежных руках. Экипажу воздушного корабля приходится работать в слож­ ных условиях. Нужно обладать немалым летным мастерством, уметь искусно маскироваться во время полета, чтобы не по­ пасть под обстрел вражеских самолетов. За месяцы войны экипаж доставлял грузы и пае-* сажиров, в прифронтовой поло­ се и на фронте приходилось совершать посадки на незнако­ мых аэродромах, а то и просто на полянах, приходилось попа­ дать под огонь. В боевых поле­ тах летчитси-коммунисты зака­ лились-, стали действовать еще более уверенно и спокойно. Вот один из полетов экипа­ жа. В штабе Н-ской части приня­ ли радиограмму: танкисты, на­ ходящиеся в тылу врага, попа­ ли в тяжелое положение. Им нужно срочно, доставить горю­ чее. Задание — лететь на помощь танкистам — получил экипаж Бахтинова. Вскоре самолет поднялся в воздух с пеооходи- мым запасом горючего для на­ ших танков. Пришлось лететь над районом, где мог угрожать огонь вражеских зениток. А са­ молет представлял из себя на­ стоящую «летающую цистер­ ну»: достаточно, казалось, од­ ного попадания, чтобы в маши­ не начался пожар. Но летчики хладнокровно ве­ ди самолет. Пилот Бахтиной, штурман Абрамсон, бортмеха­ ник Краснопѳвков, механик Бирюков делали все для того, чтобы точно в срок доставить важный груз. Вдруг вблизи самолета по­ явились вспышки пламени, за­ сверкали трассирующие пули: зенитки врага открыли огонь. Пробило бензобак, но Бахти- нов, уводя самолет от разрывов зенитных снарядов, продолжал путь. Наконец, внизу показались костры. Вот и условный поса­ дочный знак. Здесь — свои. Летчики доставили груз во-вре- мя и вцелости. Взяв раненых, самолет лег на обратный курс и вскоре вернулся на свою базу. В героической работе отваж­ ного экипажа немало .боевых эпизодов. За время войны само­ лет совершил более сотни по­ летов. Все задания четко вы­ полняются благодаря мастер­ ству, отваге и крепкой боевой дружбе людей экипажа; Все они воспитаны партией боль­ шевиков и готовы сделать все, чтобы помочь армии и флоту одержать победу над врагом. Родина оценила их героиче­ скую работу. Недавно экипаж воздушного корабля награжден орденами и медалями Советско­ го Союза. Тов. Бахтинов на­ гражден орденом Красного Зна­ мени. тов. Абрамсон — орденом Красной Звезды, тт. Краснопев- ков и Бирюков—медалями «За боевые заслуги». П. ТРУФАНОВ. Письма из учебного отряда Таи, где учатся сигнальщики Один. и:і опытнейших морских Летчиков-североморцев, дважлы орденоносец капитан Сечкіш перед полетом. Фото М. Ошуркова. НАСТОЙЧИВОСТЬ Краснофлотцы нашего орудия готовятся метко стрелять по фашистским самолетам. Каждый зенитчик в совершенстве овла­ дел техникой и в любое время сможет заменить выбывшего из строя товарища. Бойцы хорошо отработали взаимозаменяемость всех померов. Заряжающие мо­ гут устанавливать трубки и производить наводку. Так же обучены наводчики и трубоч­ ные: они умеют быстро заря­ жать орудие. Особо следует отметить зе­ нитчиков Смиренпикова, К. Ива­ нова и Чечулина. Они быстро и безошибочно выполняют обязан­ ности каждого номера расчета. Краснофлотцы Смиренников и К. Иванов— полноценные заме­ стители командира орудия, на­ учились самостоятельно управ­ лять огнем. На учениях мой расчет дей­ ствовал отлично. Смиренников успешно вел шквальный огонь но противнику. Автоматизма в действиях добились Маслихов и Сеиичев. Слаженность и быстрота в работе не пришли сами: бой­ цам пришлось много порабо­ тать. Младший сержант КОШЕЛЕВ. В нашей части готовят­ ся для Северного флота кадры самых разнообразных специальностей. Учить молодо­ го специалиста тому, что необ­ ходимо на корабле, привить ему еще в классе практические на­ выки. приближающие ого к боевой обстановке,— этому под­ чинена вся система обучения. Наши рационализаторы за­ тратили много усилий, прояви­ ли инициативу и смекалку, чтобы создать соответствующую обстановку для учебы. И в этой они добились большого успеха. Коротко расскажем о созданных ими кабинетах. Нот один из них: кабинет енотовой сигнали­ зации. Всю стену занимает огром­ нее панно, написанное масля­ ными красками. На полотне — вид на море в вечерние сумер­ ки. Бухты, заливы и строения на переднем'плане напоминают знакомые нам берега Севера. В порту и заливах изобра­ жена на картине боевая жизнь флота. Несколько кораблей при­ швартовано у стенки и прини­ мает запасы, другие стоят на рейде, третьи находятся в дозо­ ре.. а там, на горизонте, возвра­ щается с моря эскадра. Карти­ на дает наглядное представле­ ние о действительной обстанов­ ке крупной базы. Если присмотреться к силу­ этам на панно, то сразу можно узнать наши корабли, на кото­ рых придется служить сигналь­ щикам. Картина дает возмож­ ность изучить силуэты многих іорабдоіі нашего флота, Вы невзначай прикасаетесь к ключу Морзе, укрепленному па столе. И вдруг на одном из ко­ раблей загорается лампочка клотикового фонаря. Вы трогае­ те второй ключ — и на другом корабле горит кдотиковый фо­ нарь. Каждый учащийся, сидя за столом, имеет в своем распоря­ жении ключ Морзе. Он может «связаться» с любым из 30 ко­ раблей., изображенных на по­ лотне. Все корабли имеют свои позывные, и это позво­ ляет им «переговариваться» между собой, вызывать друг друга, передавать извещения, и донесения. Нажим кнопки— и загорают­ ся огни маяков, оживают буи. Маяки различные: постоянные, проблесковые,. грунпо -пробле­ сковые, переменные и т. д. В кабинете одиноко горит и лампочка от ключа. Она мигает■ в преподавательской сидит ин­ структор и передает в класс светограмму, которую обязан принять ученик. В оборудовании кабинета ак­ тивно участвовали преподава­ тели, инструкторы и красно­ флотцы. Особая заслуга при­ надлежит художнику -красно­ флотцу, ученику -сигнальщику т. Иоркину. Главстаршипа Ми- I нин и старшина 1-й статьи Яичугин выполнили все столяр- юло работы, краснофлотец Вол­ ков и старшина 2-й статьи Елисеев сделали монтаж элек­ тропроводки. Старший ішйтенант ШХАЛЬЧЕНКО. Стреляли отлично Н А П О С Т У Далеко от своей части, на другом берегу широкого проли­ ва, расположился Н-ский мор­ ской пост. Наблюдать за воздухом днем и ночыо, во-время заметить самолеты противника, их число, тины, направление полета, неотрывно следить за их дей­ ствиями и немедленно доносить обо всем командованию— тако­ вы задачи небольшой группы краснофлотцев, обслуживающих этот пост. Поблизости— большая дорога. Фашистские аэропланы неред­ ко наведываются сюда, разыски­ вая военные об’екты. Иногда > она наугад сбрасывают бомбы “ и поспешно скрываются, опа­ саясь огня советских летчиков и зенитчиков. Ни один шаг фашистских стервятников не остается неза­ меченным. Бдительные наблюда­ тели немедленно шлют донесе­ ния по проводам и эфиру. На десятки и сотни километров кругом в течение нескольких минут все готово к встрече жротивника. Однажды краснофлотцы поста получили подарки — репродук­ тор, карту, различные предме­ ты обихода. Все это прислали им бойцы Н-ского подразделе­ ния Краспой Армии в знак бое­ вой дружбы и признательности. Ведь пост стал важным помощ­ ником для ближайших подраз­ делений армии. Во время бое­ вых тревог, когда враг еще далеко, еще чуть виден, из частей справляются: — Какие самолеты, сколько? И краснофлотский пост безошибочно дает нужные справки. Одни краснофлотцы несут вах­ ту, другие отдыхают или изу­ чают оружие, силуэты самоле­ тов, коллективно читают газеты, оживленно беседуют о героиче­ ских битвах на фронтах отече­ ственной' войны. Аккуратно, каждый день, записывают ра­ диосообщения Советского Ин­ формбюро и рано утром прово­ дят первую политинформацию. Больше всего хлопот у на­ чальника поста, младшего сер­ жанта Глебова. Он всегда на ногах. От бани до бани он не снимает верхней одежды. Тол-дело поднимается на выш­ ку, особенно в часы, когда ожидается появление врага. После очередного налета Обсуждаются действия про­ тивника. Однажды, при налете на ближайший населенный пункт бомба попала в старую, заброшенную хижину. Ни один из важных об’ектов не постра­ дал. В другой раз произошел такой случай. По дороге к по­ селку двигалась водовозная кляча. Позади шел старик-воз­ чик. Заслышав тревогу, он стег­ нул лошадь, а сам побежал и залег в ближайшую канаву. Бомба упала поблизости. Взрыв. Когда самолеты скрылись, ста­ рик — живой и невредимый -— вылез из своего «укрытия», по­ дошел к останкам своей клячи и, ругаясь, стал зачем-то под­ бирать клочки уничтоженной сбруи. Не раз обсуждали бойцы поста подобные «происшест­ вия». Они радовались тому, что бомбы летят мима оборонных об’ектов. Но была и другая мысль: ам жалко было и лоша- К учебным стрельбам из бое­ вой винтовки мы хорошо готови­ лись. Краснофлотцы, Изучая мате­ риальную часть оружия, отраба­ тывали приемы стрельбы, занима­ лись наводкой. Длительная тре­ нировка дала хорошие резуль­ таты. Недавно краснофлотцы вышли на стрельбище. Они падали в снег и вели огонь по мишеням. Все пули в яблочко — вот показа- і тели большинства бойцов. Пряс- ди. и разрушенной рыбацкой хаты. Ведь все это паше, советское! И росла ненависть к немцам. Хо­ телось немедленно нтти на фронт, драться с врагом. В свободные минуты затева­ лись горячие беседы. Часто говорили о героях и о том, что бойцам здесь, на посту, уже не бывать героями: смотри только, да не зевай— й все де­ ло... И смущенно умолкали, когда входил начальник. — Наше дело смотреть— и будем смотреть. Это, по- вашему, пустяки? — начинал командир. — Мы охраняем бе­ зопасность тысяч бойцов и мир­ ных граждан. Во-время заме­ тить врага—половина победы. И насчет героев тоже можно поспорить!.. Знаю, чего вам хочется. Всему свой черед. Придет время, и мы будем на фронте, А пока смотрите в оба. * * * На вышке стояли красно­ флотцы Забелин и Краснов и начальник поста Глебов. Би ­ нокль дрогнул в руках у на­ блюдателя. нухии -и Березин выбили пе 29 очков из 30 возможных. Скоро мы снова будем прово­ дить учебные стрельбы. Подго­ товка уже началась. Отличные стрелки тренируют бойцов, кото­ рые получили удовлетворитель­ ные оценки. Старшина 2-й статьи пулеметчик Аксенов занимается с Шувановым и Шумковым. Бойцы порторяют пройденное. А. НОЖЕНКО. — Вижу самолет противни­ ка’ «І0нкерс-88». Курс... Немедленно— донесение. — «Юнкере» приближается... Заходит на бо>евой курс... Сбро­ сил бомбу недалеко от поста.,. Донесения одно за другим шли по проводу и в эфир. •Взрывом разрушило красно­ флотский кубрик. Осколки по­ пали в вышку. Град осколков изрешетил вышку, в ней выбило все стек­ ла. Сама вышка трещала от взрывной волны. Но трое на­ блюдателей ни на секунд! не отвлеклись от исполнения своего долга, передавая доне­ сение за донесением. Фашистский самолет скрыл­ ся. Начальник оглянулся кру­ гом. — Живы! Ну, и хорошо. А стервятник опять промазал. Только жилье наше— того... Вскоре жилье было восста­ новлено. Починили и вышку. Глебов, Краснов, Забелин и другие бойцы попрежнѳму бди­ тельно несут боевую вахту. И. НИКОЛАЕВ. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz