Северная вахта. 1942, январь.
5 января J ® 4 2 r A / a 7 ( 1 1 3 ) . СЕВЕРНАЯ ВАХТА СЕГОДНЯ—В УЧЕНЬИ, ЗАВТРА— В СРАЖЕНЬИ! СТАРШИНА ГОЛУБЕВ Подразделение ушло в бой. Надо оыдо нанести со крушительный ѵдар но фашистским бандам, пытающимся вернуть высоту, недавно отнятую у них североморцами. Старшина ІІ. И. Голубев остался в тылу. Близится j время обеда. Забрав продукты, старшина с группой бои- нов пошел па передовую позицию. Попав в окоп, где бойцы только что начали есть, т. Го лубе» борет винтовку. Вдалеке из вражеского блин дажа показался солдат. Быстро прицелившись, старшина ьчлстрелил. —- Сшиб! —• говорит он. Но вскоре там же появляется другой солдат. Голубев стреляет, и почти одновременно, откуда-то со стороны, в камень, за которым он лежал, ударила нуля, затем вторая. «Кукушка», —подумал старшина и тотчас же вспомнил на первый взгляд незаметную деталь — под стреленный им солдат как-то неестественно сполз за укрытие... Раненые, убитые так не надают... О своей догадке Голубев рассказал находящимся по близости бойцам, посоветовал им быть наблюдательнее. Бойцы пообедали. Старшина направился обратно. Попутно помог санитарам в эвакуации раненых. За все время боев на высоте и оборопы ее ни один боец не остался без нищи. Все были сыты. Все тепло одеты и обуты. В этом немалая заслуга старшины т. Голубева. М. КУРНИКОВ. личный ПРИМЕР УЧЕБА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ рва дня 'Г П - I - Младший командир должен | быть требовательным к себе и I к подчиненным, воспитывать в] них выдержку и бесстрашие. Хорошо выполняет эти требова ния младший командир Апкаев. Тон. Апкаев сумел широко развернуть социалистическое соревнование и добился того, что его отделение по боевой подготовке вышло на первое место и части. Постоянно работая с. людьми, гон. Анкаеи умело подмечает малейшие недостатки н пове дении и службе подчиненных. У краснофлотца Тимец были недочеты в содержании оружия. Апкаев побеседовал с ним, рас- сказал о том, как бережно со- храняемое оружие метко разило Фашистских захватчиков. Сей час. т. Тимец не имеет замеча ний. Хорошо работают и младшие командиры Пушкарев и Некра сов. Они в совершенстве освои ли боевую технику, передают знания краснофлотцам, строго следят за тем, как бойцы несут караульную службу. Успех работы младших командиров в значительной сте пени зависит от того, какую помощь им оказывают команди ры я комиссары. Надо, чтобы комапдир боевой части или подразделения по вседневно заботился о воспита нии младших командиров. Необ ходимо сделать все для того, чтобы младшие командиры па основе боевого опыта развивали в бойцах мужество и умение отлично владеть оружием в бою. Г. ПАРОМОВ. В методах и организации учебы по боевой подготовке у пас еще есть недостатки. Их нужно изжить в самый корот кий срок, иначе отдельные младшие командиры не добьют ся того, что нужно в военное время. Я хочу сказать о другой сто роне учебы по специальности ■ 0 практических работах. Красно флотцы наряду с занятиями обслуживают механизмы. По этому в воспитания полноцен ных специалистов практическая сторона дела играет большую роль. Изучать механизмы в дей ствии—это значит приобретать опыт, закреплять и углублять теоретические знания. Взять хотя бы такой вопрос, как экономия топлива. На пер вый взгляд—это простое дело. Соблюдай инструкции — все будет в порядке. Однако, как показала практика, зачастую это значительно труднее. Прошлой осенью, начиная эксплоатировать котел, мы с первых же дней увидели, что много расходуется соляра. Поче му? Нужно было пайти причины. С краснофлотцем Шатовым я взялся за поиски. Здесь нам помогли теоретические знания и опыт. Оказалось, в поспеш ности рабочие не доделали то- I го. что требовалось. Пам при шлось подогнать форсунки— ! установить их но центру. ГІри- 1шлось исправить и установку I парового распыления соляра. ! Этими мероприятиями ко- I тельные машинисты добились полного и правильного сгора ния жидкого топлива. Но это не все. В связи с похолоданием котел и тру ба стали терять много тепла. На поддержку нуж ной температуры потребовалось 1больше топлива. Получался j бесцельный перерасход. Наблю- ; дение, оіШт подсказали необ- 1ходимость сделать непроницае- : мую для тепла изоляцию. I Мы сделали ее. На котел и I трубу наложили слой азбеста. | сверху нашили облицовку из ; листового железа, і Ненормальной по темпера- j туре водой питался котел. Ма- j шинисты устранили и этот не достаток. Пришлось соединить магистралями цистерну с кот лом. отремонтировать и уста новить ижектор. Краснофлотцы сами выточили и клапаны для ижектора. Поступающая в ко тел подогретая вода стала тре бовать меньше топлива для поднятия нужной температуры. Все это. в общей сложности, тоже учеба; помогающая повы сить теоретические и практи ческие знания. Как наладить учет расхода соляра? Об этом мы также долго думали. Сперва было яс но одно— без учета нам не навести должного порядка в расходовании горючего и экс- плоатации техники. Но как учи тывать, сколько на вахте из расходовано соляра, когда в цистерне нет шкалы? Как сде лать ееѵ За эту тонкую работу взялся краснофлотец Комеса- рук. Хорошо зная математику, он замерял цистерну, высчитал все данные и сделал шкалу с I точными делениями. Сейчас мы ведем точный учет расходова ния соляра за каждую рабочую смену. Результаты от всех прове денных нами работ весьма по казательны. В декабре мы из расходовали соляра на S тонн меньше, чем в октябре. Старшина 1-й статьи Я, П. СУДЖЕНКО. Резкий встречный ветер об жигал лица, снежные хлопья слепили глаза, от холода ко ченели руки, но курсанты-лыж ники успешно продолжали свой далекий переход, преодолевая трудности суровой зимы. На пятнадцатом километре пути, когда было уже совсем светло, разведка сообщила, что впереди, за речкой, укрепился ■ противник». Отряд мгновенно принял боевой порядок. Командиру отделения т. Мо розову приказано атаковать на левом фланге ДЗОТ; остальным, «прочесав» густой лес и кус- 'Атарник, уничтожив «кукушек», -''переправиться через речку и с тыла ударить по основным си лам «противника». Задачи были решены успеш но. Отделение командира-фрон- товика Напилкина пробралось сквозь густой кустарник и вне запно появилось в расположе нии обороняющихся, отрезав им путь отступления. Не ожи дая подхода с этой стороны, «противник» ослабил правый фланг и понес большие потери. Умело была проведена и операция но уничтожению БУДУЩИЕ КОМАНДИРЫ ДЗОТ’а. Перед наступлением «выбыл из строя» командир от деления тов. Морозов. Руково дить боем он поручил курсанту Лапину, энергичному, инициа тивному бойцу. Короткое рас стояние шли лощиной, потом незаметно подползли по снегу и окружили ДЗОТ. Для «унич тожения» огневых средств и живой силы применили ручные гранаты. К вечеру поднялась сильная метель., но курсантам предстоя ло провести учебные стрельбы. [Лыжню занесло снегом, двига- j лись по компасу. I Выполнять боевую задачу по j стрельбе пришлось в снегопад, I при плохой видимости, по на тренированность личного соста ва решила успех дола. Не сни мая лыж, курсанты падали в снег и вели огонь. Половина бойцов задачу выполнила на «отлично». Плохих оценок нет. Поздно вечером курсанты вер нулись в расположение части. Будущие младшие командиры ежедневно совершают длитель ные лыжные походы, по усло виям приближенные к боевой обстановке. В поле, в лесу, на холмах и в лощинах они учат ся искусству сухопутного боя. Личпый состав курсов-—воен ные моряки. Большинство из них принимали участие в боях с фашистскими захватчиками, на море и па суше храбро би лись с врагами. Сейчас они снова в боевом строю. Мы учим людей тому, что нужно на войне в условиях зимы. Проводя тактические уче ния, используем опыт боев с белофиннами и действий лыж ных отрядов в дни отечествен ной войны. Многие сначала не умели ходить на лыжах. Те перь — иноо дело. Курсант ІЦѳлкачев, систематически тре нируясь. быстро научился хо дить по пересеченной местности. Успехов в ходьбе, на лыжах добился также комсомолец Же лезняк и многие другие. Воевать придется днем я ночыо, при любой погоде. По этому мы учим курсантов ориентироваться па местности. Они совершают походы, ориен тируясь по компасу и карте, могут определить свое место нахождение по звездам, солнцу. Отделение Напилкина однажды, выполняя тактическую задачу, вышло в расположение своих частей, ориентируясь по пням и ветвям деревьев. Мы используем богатейший опыт войны. Как уничтожать автоматчиков, действовать в лесу, захватывать и уничто жать ДЗОТ’ы —- все эти заня тия проведены нами по мате риалам. опубликованным за по следнее время в газетах. Перед лыжными походами я напоминаю о том, чтобы бойцы соблюдали осторожность, под крадывались без малейшего шороха. Рассказал однажды, как кубанские казаки переби рались через реку по льду: некоторые проваливались и гиб л , но никто «з храбрецов Качество на земной противо воздушной оборо ны зависит от сла женности всех ее звеньен, от вза имодействия сиг нальщиков, про жектористов, слу хачей, зенитчи ков. От того, на сколько быстро будет замечен рражеский само лет, насколько быстро передадут об этом донесе ние на прожек торную станцию, часто зависит исход боя. На снимке: телефо нист Н-ского про жекторного под разделения Куз нецов во время тренировки докла дывает команди ру о приближе нии «противника». Фото J1. Светлова. не проронил пи звука, не вы дал своих товарищей, Изучаем тактику наступле ния наших войск под Москвой и на других фронтах. На одном из занятий подробно разобрали статью «Фланговый удар но войскам Гудериапа». ІІо мате риалам «Ночной бой за город Михайлов» мы провели учение. Все курсанты умеют пользо ваться автоматическим ору жием, изучили ручную гранату, приемы штыкового боя. Буду щие командиры знают, как на до расставить огповые точки, вести бой в лесу днем і ночью, ползти в снегу по- пластунски. маскироваться. Мы приучаем людей к тому, чтобц они искали противника, навя зывали ему бой. Интерес к боевой учебе у курсантов исключительно не лик. Наши воспитанники будут опытными, волевыми команди рами, способными умело унич тожать немецких оккупантов. Старший лейтенант Д. ТРУНЦЕВ. j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz