Северная вахта. 1942, январь.

5 января J ® 4 2 r A / a 7 ( 1 1 3 ) . СЕВЕРНАЯ ВАХТА СЕГОДНЯ—В УЧЕНЬИ, ЗАВТРА— В СРАЖЕНЬИ! СТАРШИНА ГОЛУБЕВ Подразделение ушло в бой. Надо оыдо нанести со­ крушительный ѵдар но фашистским бандам, пытающимся вернуть высоту, недавно отнятую у них североморцами. Старшина ІІ. И. Голубев остался в тылу. Близится j время обеда. Забрав продукты, старшина с группой бои- нов пошел па передовую позицию. Попав в окоп, где бойцы только что начали есть, т. Го­ лубе» борет винтовку. Вдалеке из вражеского блин­ дажа показался солдат. Быстро прицелившись, старшина ьчлстрелил. —- Сшиб! —• говорит он. Но вскоре там же появляется другой солдат. Голубев стреляет, и почти одновременно, откуда-то со стороны, в камень, за которым он лежал, ударила нуля, затем вторая. «Кукушка», —подумал старшина и тотчас же вспомнил на первый взгляд незаметную деталь — под­ стреленный им солдат как-то неестественно сполз за укрытие... Раненые, убитые так не надают... О своей догадке Голубев рассказал находящимся по­ близости бойцам, посоветовал им быть наблюдательнее. Бойцы пообедали. Старшина направился обратно. Попутно помог санитарам в эвакуации раненых. За все время боев на высоте и оборопы ее ни один боец не остался без нищи. Все были сыты. Все тепло одеты и обуты. В этом немалая заслуга старшины т. Голубева. М. КУРНИКОВ. личный ПРИМЕР УЧЕБА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ рва дня 'Г П - I - Младший командир должен | быть требовательным к себе и I к подчиненным, воспитывать в] них выдержку и бесстрашие. Хорошо выполняет эти требова­ ния младший командир Апкаев. Тон. Апкаев сумел широко развернуть социалистическое соревнование и добился того, что его отделение по боевой подготовке вышло на первое место и части. Постоянно работая с. людьми, гон. Анкаеи умело подмечает малейшие недостатки н пове­ дении и службе подчиненных. У краснофлотца Тимец были недочеты в содержании оружия. Апкаев побеседовал с ним, рас- сказал о том, как бережно со- храняемое оружие метко разило Фашистских захватчиков. Сей­ час. т. Тимец не имеет замеча­ ний. Хорошо работают и младшие командиры Пушкарев и Некра­ сов. Они в совершенстве освои­ ли боевую технику, передают знания краснофлотцам, строго следят за тем, как бойцы несут караульную службу. Успех работы младших командиров в значительной сте­ пени зависит от того, какую помощь им оказывают команди­ ры я комиссары. Надо, чтобы комапдир боевой части или подразделения по­ вседневно заботился о воспита­ нии младших командиров. Необ­ ходимо сделать все для того, чтобы младшие командиры па основе боевого опыта развивали в бойцах мужество и умение отлично владеть оружием в бою. Г. ПАРОМОВ. В методах и организации учебы по боевой подготовке у пас еще есть недостатки. Их нужно изжить в самый корот­ кий срок, иначе отдельные младшие командиры не добьют­ ся того, что нужно в военное время. Я хочу сказать о другой сто­ роне учебы по специальности ■ 0 практических работах. Красно­ флотцы наряду с занятиями обслуживают механизмы. По­ этому в воспитания полноцен­ ных специалистов практическая сторона дела играет большую роль. Изучать механизмы в дей­ ствии—это значит приобретать опыт, закреплять и углублять теоретические знания. Взять хотя бы такой вопрос, как экономия топлива. На пер­ вый взгляд—это простое дело. Соблюдай инструкции — все будет в порядке. Однако, как показала практика, зачастую это значительно труднее. Прошлой осенью, начиная эксплоатировать котел, мы с первых же дней увидели, что много расходуется соляра. Поче­ му? Нужно было пайти причины. С краснофлотцем Шатовым я взялся за поиски. Здесь нам помогли теоретические знания и опыт. Оказалось, в поспеш­ ности рабочие не доделали то- I го. что требовалось. Пам при­ шлось подогнать форсунки— ! установить их но центру. ГІри- 1шлось исправить и установку I парового распыления соляра. ! Этими мероприятиями ко- I тельные машинисты добились полного и правильного сгора­ ния жидкого топлива. Но это не все. В связи с похолоданием котел и тру­ ба стали терять много тепла. На поддержку нуж­ ной температуры потребовалось 1больше топлива. Получался j бесцельный перерасход. Наблю- ; дение, оіШт подсказали необ- 1ходимость сделать непроницае- : мую для тепла изоляцию. I Мы сделали ее. На котел и I трубу наложили слой азбеста. | сверху нашили облицовку из ; листового железа, і Ненормальной по темпера- j туре водой питался котел. Ма- j шинисты устранили и этот не­ достаток. Пришлось соединить магистралями цистерну с кот­ лом. отремонтировать и уста­ новить ижектор. Краснофлотцы сами выточили и клапаны для ижектора. Поступающая в ко­ тел подогретая вода стала тре­ бовать меньше топлива для поднятия нужной температуры. Все это. в общей сложности, тоже учеба; помогающая повы­ сить теоретические и практи­ ческие знания. Как наладить учет расхода соляра? Об этом мы также долго думали. Сперва было яс­ но одно— без учета нам не навести должного порядка в расходовании горючего и экс- плоатации техники. Но как учи­ тывать, сколько на вахте из­ расходовано соляра, когда в цистерне нет шкалы? Как сде­ лать ееѵ За эту тонкую работу взялся краснофлотец Комеса- рук. Хорошо зная математику, он замерял цистерну, высчитал все данные и сделал шкалу с I точными делениями. Сейчас мы ведем точный учет расходова­ ния соляра за каждую рабочую смену. Результаты от всех прове­ денных нами работ весьма по­ казательны. В декабре мы из­ расходовали соляра на S тонн меньше, чем в октябре. Старшина 1-й статьи Я, П. СУДЖЕНКО. Резкий встречный ветер об­ жигал лица, снежные хлопья слепили глаза, от холода ко­ ченели руки, но курсанты-лыж­ ники успешно продолжали свой далекий переход, преодолевая трудности суровой зимы. На пятнадцатом километре пути, когда было уже совсем светло, разведка сообщила, что впереди, за речкой, укрепился ■ противник». Отряд мгновенно принял боевой порядок. Командиру отделения т. Мо­ розову приказано атаковать на левом фланге ДЗОТ; остальным, «прочесав» густой лес и кус- 'Атарник, уничтожив «кукушек», -''переправиться через речку и с тыла ударить по основным си­ лам «противника». Задачи были решены успеш­ но. Отделение командира-фрон- товика Напилкина пробралось сквозь густой кустарник и вне­ запно появилось в расположе­ нии обороняющихся, отрезав им путь отступления. Не ожи­ дая подхода с этой стороны, «противник» ослабил правый фланг и понес большие потери. Умело была проведена и операция но уничтожению БУДУЩИЕ КОМАНДИРЫ ДЗОТ’а. Перед наступлением «выбыл из строя» командир от­ деления тов. Морозов. Руково­ дить боем он поручил курсанту Лапину, энергичному, инициа­ тивному бойцу. Короткое рас­ стояние шли лощиной, потом незаметно подползли по снегу и окружили ДЗОТ. Для «унич­ тожения» огневых средств и живой силы применили ручные гранаты. К вечеру поднялась сильная метель., но курсантам предстоя­ ло провести учебные стрельбы. [Лыжню занесло снегом, двига- j лись по компасу. I Выполнять боевую задачу по j стрельбе пришлось в снегопад, I при плохой видимости, по на­ тренированность личного соста­ ва решила успех дола. Не сни­ мая лыж, курсанты падали в снег и вели огонь. Половина бойцов задачу выполнила на «отлично». Плохих оценок нет. Поздно вечером курсанты вер­ нулись в расположение части. Будущие младшие командиры ежедневно совершают длитель­ ные лыжные походы, по усло­ виям приближенные к боевой обстановке. В поле, в лесу, на холмах и в лощинах они учат­ ся искусству сухопутного боя. Личпый состав курсов-—воен­ ные моряки. Большинство из них принимали участие в боях с фашистскими захватчиками, на море и па суше храбро би­ лись с врагами. Сейчас они снова в боевом строю. Мы учим людей тому, что нужно на войне в условиях зимы. Проводя тактические уче­ ния, используем опыт боев с белофиннами и действий лыж­ ных отрядов в дни отечествен­ ной войны. Многие сначала не умели ходить на лыжах. Те­ перь — иноо дело. Курсант ІЦѳлкачев, систематически тре­ нируясь. быстро научился хо­ дить по пересеченной местности. Успехов в ходьбе, на лыжах добился также комсомолец Же­ лезняк и многие другие. Воевать придется днем я ночыо, при любой погоде. По­ этому мы учим курсантов ориентироваться па местности. Они совершают походы, ориен­ тируясь по компасу и карте, могут определить свое место­ нахождение по звездам, солнцу. Отделение Напилкина однажды, выполняя тактическую задачу, вышло в расположение своих частей, ориентируясь по пням и ветвям деревьев. Мы используем богатейший опыт войны. Как уничтожать автоматчиков, действовать в лесу, захватывать и уничто­ жать ДЗОТ’ы —- все эти заня­ тия проведены нами по мате­ риалам. опубликованным за по­ следнее время в газетах. Перед лыжными походами я напоминаю о том, чтобы бойцы соблюдали осторожность, под­ крадывались без малейшего шороха. Рассказал однажды, как кубанские казаки переби­ рались через реку по льду: некоторые проваливались и гиб л , но никто «з храбрецов Качество на­ земной противо­ воздушной оборо­ ны зависит от сла­ женности всех ее звеньен, от вза­ имодействия сиг­ нальщиков, про­ жектористов, слу­ хачей, зенитчи­ ков. От того, на­ сколько быстро будет замечен рражеский само­ лет, насколько быстро передадут об этом донесе­ ние на прожек­ торную станцию, часто зависит исход боя. На снимке: телефо­ нист Н-ского про­ жекторного под­ разделения Куз­ нецов во время тренировки докла­ дывает команди­ ру о приближе­ нии «противника». Фото J1. Светлова. не проронил пи звука, не вы­ дал своих товарищей, Изучаем тактику наступле­ ния наших войск под Москвой и на других фронтах. На одном из занятий подробно разобрали статью «Фланговый удар но войскам Гудериапа». ІІо мате­ риалам «Ночной бой за город Михайлов» мы провели учение. Все курсанты умеют пользо­ ваться автоматическим ору­ жием, изучили ручную гранату, приемы штыкового боя. Буду щие командиры знают, как на­ до расставить огповые точки, вести бой в лесу днем і ночью, ползти в снегу по- пластунски. маскироваться. Мы приучаем людей к тому, чтобц они искали противника, навя­ зывали ему бой. Интерес к боевой учебе у курсантов исключительно не лик. Наши воспитанники будут опытными, волевыми команди­ рами, способными умело унич­ тожать немецких оккупантов. Старший лейтенант Д. ТРУНЦЕВ. j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz