Северная вахта. 1942, январь.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА 9 января 1942 г. N° 7 ( 1 1 3 ) . ВОСПИТЫВАТЬ СТОЙКОГО, БЕССТРАШНОГО ВОИНА! ЗАНЯТИЯ СИГНАЛЬЩИКОВ Успех боевой подготовки лич­ ного состава во многом зави­ сит от того, как краснофлотцы и командиры относятся к уче­ бе. Те товарищи, которые по­ сещают занятия по специаль­ ности только, чтобы «отбыть номер»,—плохо учатся. И, на­ оборот, бойцы, любящие свое дело, настойчиво работающие над собой,— всегда в рядах от­ личников. К нам в подразделение при­ шли молодые бойцы. Воспита­ тельную работу мы с ними на­ чали с первых же дней учебы. В борьбе с не- мецко - фашист­ скими захватчи­ ками, на фронте одинаково важны бойцы всех спе­ циальностей: ар­ тиллеристы, пе­ хотинцы, летчи­ ки, моряки. От четко налажен­ ной связи часто зависит успех операции. Неда­ ром сигнальщи­ ков на флоте на­ зывают «глаза части», «глаза корабля». Упор­ ной учебой снг- нальщики-северо- морцы и бело- морцы повышают свою бдитель­ ность, изощряют £ внимание, чтобы быстро и точно передавать доне­ сения на команд­ ные пункты. На снимке: один из опытных сигналь- щикор.-северомор-; цев С. Бойцов передает доне­ сение на команд­ ный пункт. Фото Г. Зельма и М. Бернштейн. Командиры сначала расска­ зали молодым бойцам, как но­ лики и почетны обязанности сигнальщика в боевой обстанов­ ке. Сигнальщик — глаза ко­ рабля. Поняв это, молодые краснофлотцы с увлечением взялись за учебу. А мы, в свою очередь, постарались получше .организовать занятии, взаимо­ помощь.. На первых порах учиться было трудновато: многих «пу­ гала» азбука Морзе.. «Что вы, какие из нас сигнадыцики. Мы сроду не занимались этим делом»—говорили бойцы и про­ сили перевести их на учебу по другой флотской специальности. После ряда товарищеских бе­ сед молодежь, наконец, поняла: надо учиться по-фронтовому. Среди бойцов развернулось со- циалистическос соревноваігие. Молодых краснофлотцев разби­ ли по группам, к каждой груп пе прикрепили отличников бое­ вой подготовки из старослужа­ щих. Отличники Колтовой, Але- шикцев, Погорелов и другие хорошо готовятся к занятиям, передают товарищам свои теоретические и практические знания. Для достижения успеха в учебе большое значение имеет требовательность командиров отделений. Опи так организова­ ли уроки, что не пропадает да­ ром ни одна минута учебного времени. Когда раздается дуд­ ка, краснофлотцы моментально занимают свои места и начи­ нают внимательно слушать вводные руководителя. Все во- просы, возникшие по томе, раз-1 бираются до мельчайших под­ робностей, пока бойцы не усвоят данную тему. Хорошо осваи­ вают специальность красно­ флотцы Кондачков, Ширяев, Морозов и многие другие. Наряду с положительными результатами в занятиях по специальности у нас до сих пор имеются и существенные недостатки. Мы пѳ сумели еще по-настоящему воспитать во всех бойцах чувство ответствен­ ности. Есть краснофлотцы, за­ нимающиеся с «прохладцей». Так, бойцы Писаренко и Куз­ нецов отстают от товарищей в освоении специальности. Главный старшина ЧУПАНОВ. ФРОНТОВОЙ ОПЫТ В моем отделении — молодые краснофлотцы. Они го­ товятся стать младшими командирами, сами будут обу­ чать подчиненных, поведут их в бон. Сейчас будущие командиры настойчиво учатся ис­ кусству побеждать врага, уничтожать его днем и ігочыо, во всякую погоду. Своих подчиненных я воспитываю на богатейшем опыте отечественной войны, на примерах смелости и мужества- фронтовиков. Накануне большого лыжного перехода я собрал отде­ ление и напомнил о трудностях предстоящего пути. Говоря о том, что мы с утра до вечера не будем иметь горячей нищи, привел случай из фронтовой жизни. ...Обстановка сложилась так, что нельзя было подвез­ ти продуктов. Краснофлотцы три дня ничего не ели. На четвертые сутки мы получили по несколько галет, но кружке холодной воды и снова пошли па штурм сопки. Этот рассказ краснофлотцы крепко запомнили. В по­ ходе никто из них не жаловался, на усталость, пе отстал от товарищей. Во время тактического учения мы долго лежали в глубоком спегу. Ночь была морозная. Я подошел к кур­ санту Синявину и спросил, как он себя чувствует: — Холодно, товарищ командир! — сказал он. Напомнив, что на фронте не придется считаться с холодом, я рассказал Синявину, как бойцы в финскую кампанию в 40-градусный мороз сутками лежали в снегу и не боялись мороза, Закалив себя в учебных походах, будущие командиры будут так же действовать іг на франте. Командир отделения И. НДПИЛНИН. Помощь партийного бюро Наше подразделение готовит для фронта квалифициро­ ванных специалистов-моряков. Партийная организация помо­ гает командованию разрешить эту сложную задачу. Ближайшее знакомство с ра­ ботой коммунастов-преподава­ телей показало, что тт. Оль- нев, Михальченко, Тарасенко и другие хорошо готовят полно­ ценных военных специалистов; младшие командиры Попов, Алимпиев и Лукошков прилага­ ют все свои способности и знания для быстрой и отличной выучки подчиненных. Михальченко оборудовал два учебных кабинета — но спе­ циальности и сухопутной так­ тике, Рощин — кабинет си­ луэтов самолетов. Здесь бойцы получают теоретические зна­ ния и практические' навыки. Младшие кома 11 диры-коммѵни- сты Алимпиев и Лукошков еіцй до начала классных занятий помогли краснофлотцам освоить азбуку Морзе и семафор. Партийное бюро добивается, чтобы каждый краснофлотец, а коммунисты — в первую оче­ редь, отлично знали стрелковое оружие. ГОЛУБЕВ. Политическая работа в бое­ вой обстановке главной своей целью имеет: «Воспитать в каждом красно­ флотце и командире высоко­ квалифицированного в военном отношении,і в совершенстве владеющего своим делом, чест­ ного, храброго, инициативного и стойкого бойца РКВМФ, всег­ да готового самоотверженно сражаться за свою Родину и, если понадобится, отдать за нее свою жизнь» (КУ—39, часть 1). Эти требования Корабельно­ го Устава ко многому обязы­ вают командиров и политработ­ ников, В первую очередь нужно больше и плодотворнее рабо­ тать с младшими командирами, как с непосредственными на­ чальниками краснофлотцев. Чтобы младший командир учил подчиненных личным примером, необходимо воспитывать стар­ шин и сержантов в духе высо­ кой воинской дисциплины и неуклонного выполнения при­ сяги, приказов, уставов и на­ ставлений;' сделать младших командиров отличными знатока­ ДЕЛО БОЛЬШОЙ важ н о с ти ми специальности, мастерами своего дела. Формы и методы воспита­ тельной работы -с младшими командирами, как требует устав, должны целиком соответство­ вать задачам и характеру дея­ тельности корабля или части. Важно избрать такие методы, которые являлись бы наиболее доходчивыми. Правильно поняли эти требова­ ния в Н-ской части. В декабре с младшими командирами регу­ лярно проводились занятия по специальности, где обстоятель­ но изучались те задачи, кото­ рые решала часть/ В учебе старшин было ценно еще и то, что они подробно разбирали ма­ териалы и передовые статьи газет, рассказывающие о ра­ боте связистов в бою. Добиваясь, чтобы командиры отделений ясно понимали воен­ ную обстановку, воспитывая у них ненависть к врагу и непреклонную волю к победе, политрук провел несколько политзанятий по докладу товарища Сталина, беседы на темы: «Приказ командира— за­ кон», «Семья советских народов —нерушимая крепость», «Пар­ тизаны—народные мстители» и другие. Сейчас в части большинство младших командиров правильно оценивает значение воспита­ ния подчиненных, хорошо вы­ полняет эти обязанности. Об­ разцы в несении службы пока­ зывают старшина і-й статьи СтекольнЕков, старшины 2-й статьи Степанов и Пашин, от­ меченные в новогоднем приказе командования: они получили благодарности и денежные на­ грады. Эти командиры учат краснофлотцев личным приме­ ром, их подчиненные успешно Осваивают специальность, безу­ пречно несут вахты. В январе в части со старши­ нами будет проведено четыре занятия но специальности и од­ но на тему: «Роль младшего “командира в бою». Запланиро­ ваны беседы: «Провал гитле­ ровского плана окружения и взятия Москвы», «Сталин — наш вождь и полководец», «Как фронтовики выполняют присягу на верность Године». Кроме этого, организуется семинар младших командиров мелких подразделений. На де­ сятидневном сборе будут разо­ браны методы учебы по спе­ циальности в условиях боевой обстановки, вопросы наблюде­ ния в плохую погоду; планиро- вашія боевой подготовки. На семинаре старшины ознакомят­ ся с положением на фронтах отечественной войны, прослу­ шают международный обзор. Политрук проведет беседу о роли младшего командира в ру­ ководстве бойцами. В январе партийная органи­ зации наметила помочь команди­ рам отделений организовать со­ циалистическое соревнование, наладить учет выполнения взя­ тых обязательств. Многое сделано, многое за­ планировано. Однако нельзя сказать, что в части полностью использованы все виды воспи­ тательной работы. Из планов выпали такие вопросы, как воспитание в личном составе высокой политической бдитель­ ности, информация о военном театре и другие темы. Мало разнообразия в методах работы. Занятия, беседы, семи­ нары... Почему не поискать бо­ лее живых, интересных форм? Разве нельзя устроить коллек­ тивное обсуждение статей, в которых показан опыт частей и кораблей, сражающихся с не­ мецкими захватчиками? Можно. Для этого нужно только подо­ брать материалы, подготовить одного•двух докладчиков. Будет полезно научить стар­ шин и сержантов подбирать ма­ териалы о военной смекалке, изучать то, что нужно на войне. Воспитание младших команди­ ров—дело большой важности. Об этом ни на минуту не дол­ жны забывать старшие началь­ ники и политработники. В. нивин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz