Северная вахта. 1942, январь.

6 января 1942 г. N° 4 (110 ). СЕВЕРНАЯ ВАХТА КОМЕНДОРЫ! ГОТОВЬТЕСЬ МЕТКИМИ ЗАЛПАМИ СОКРУШАТЬ ВРАГА! К О Р Р Е К Т И Р У Я О Г О Н Ь . . . На фронте нашим артиллеристам часто приходится вести огонь но невидимым целям. Роль на­ правляющих орудийную мощь исполняют корректировщики огня. От их выучки и смелости, по- сути, зависит успех. Мне пришлось побывать в боях на Ленинградском фронте. С группой моряков я корректировал огонь артиллерии. Рейды в гылы всегда сопровождались боль- * игйми трудностями. Наиболее яр­ кими были два похода. Однажды мы получили приказ: найти и засечь орудия п р о т и в н и ­ ка. Продвигались лесом, обшари­ вая каждый куст. Однако, когда немецкие пушки молчали, найти их было трудно. Ходили, ходили и все без толку. К счастью, на одной из троп мы встретили крестьянина. Of него мы узнали, что орудия фашистов установлены за деревней Н., на опушке леса. Распросив, как пройти туда, мы пошли. Подползли поближе, на­ бросали план с указанием, где какие орудия стоят. После того, как артиллеристам были доставлены данные, кор­ ректировщики пошли по старым следам с телефоном. Выбрав удоб­ ный пункт, мы стали сообщать данные. Снаряды попали в цель. Отлично поработали артиллери­ сты! На местах, где стояли гер­ манские орудия, образовались героики. Через два дня немцы начали форсировать реку. — Корректировщикам подяйти к. переправе. Дать расчеты!—был приказ. Командир взвода Вепри- ков, я, краснофлотец Наумов и другие пошли к месту назначе­ ния. Продвигаться трудно. То и дело обстреливают «кукушки». Пришлось прикрыть себя ветка­ ми и ползти. Наконец, пункт был достигнут. Наши открыли огонь. Перелет. Мы сообщили об этом. Недолет. Опять сообш.или. — Так держать!—крикнул Веп- риков в трубку, когда снаряды обрушились на переправу. Враг открыл по кустам мино­ метный огонь. У нас вышла из строя связь. Где-то оборвало провод. Краснофлотец Наумов по­ т е л на поиски обрыва. Вскоре опять все пошло так, как надо. Краснофлотец А. Ф. СЕМЕНОВ. Артиллеристы- североморцы — зе­ нитчики береговых батарей, комендоры карабельных ору­ дий непрестанно тренируются, что­ бы в бою метко поражать фашист­ ские корабли, са­ молеты и наземные войска противника. Артиллеристы - се­ вероморцы—масте­ ра меткого огня. Связисты помогают им точно биіь по цели. На снимке: радисты П. Ми­ хайлов и И. Ва­ сильев поддержи­ вают связь с Н-ским артилле­ рийским подразде- '> • > : лением, корректи­ руя стрельбу. Фото Г. Зельма и і Д М. Бернштейн. КОМЕНДОРЫ НАПРЯЖЕННАЯ УЧЕСА Выполнял я вспомогательные it хозяйственные работы. И вдруг вызывает меня лейте­ нант. — Вы будете артиллеристом, —сказал он.—Завтра приходи­ те на занятия... Учиться мне очень хотелось. На другой день, как и все, пришел на уроки. Вводная бы­ ла о стволе орудия. Слушаю— и ничего не понимаю. Вот, ду­ маю, попал! Сам осрамлюсь и товарищей подведу. Прошел час, второй... На третьем—ста­ ло легче. Слушаю и понимаю, о чем идет речь. Так началась учеба. За пят­ надцать дней я узнал больше, чем раньше за год. Хорошо освоил ствол, казенник, затвор, полуавтоматику и другие части орудия. Трудновато давались знания. Бывало, до того досидишь над чертежами, что голова закру­ жится. Идешь на палубу, по­ дышишь свежим воздухом—и опять в кубрик, за альбом. Учились так: лейтенант де­ лал вводные, показывал детали па чертежах, потом спрашивал, кому что непонятно. Вопросов набиралось много. Ответив на них, руководитель начинал бе­ седу. Краснофлотцы выступа­ ли, дополняли друг-друга. В за­ ключение выступал лейтенант. После этого шли к пушке, раз­ бирали и собирали те части, которые можно. Я, например, разбирал полуавтоматику и хо­ рошо закрепил знания. Я буду комендором. Приложу к учебе все силы, а добьюсь своего. Краснофлотец С. Я. УЛЬЧЕНКО. РЕЗУЛЬТАТ УПОРНОГО ТРУДА Подразделение лейтенанта Лобановского было организова­ но в дни войны с немецкими захватчиками. Сюда собрались люди различных флотских спе­ циальностей: комендоры, даль­ номерщики, артэлектрики, сиг­ нальщики. Началась упорная учеба. Проводить ее было трудно: со­ бирались в тесных кубриках, недоставало наглядных посо­ бий. а в группах — люди раз­ личной подготовки и специаль­ ностей. Но лейтенант Лобанов- ский не боялся трудностей; не унывали и его подчиненные. В группе комендоров занятия по специальности проводил сам командир подразделения. Он \елал все для того, чтобы в самые сжатые сроки подгото­ вить опытных артиллеристов. Сейчас все комендоры доби­ лись немалых успехов в изу­ чении материальной части ору­ дия. Старшина 2-й статьи Пу­ занов до войны был артэлек- триком. Вернувшись с сухопут­ ного фронта, он начал изучать специальность комендора. Про­ шло не много времени, а Пуза­ нов уже отлично изучил ма­ териальную часть. Успехов в учебе добились и комендоры Белянин, Старостин и другие. Старостину первое время трудно было разбираться в чертежах, слабо запомина­ лись и многочисленные детали сложных механизмов. Но краснофлотец был настойчив: все свободные часы он проси­ живал за чертежами, распра- шивал товарищей, которые не отказывали ему в помощи. Сейчас Старостин стал передо­ вым бойцом: на последних за­ нятиях он получил хорошие и отличные оценки. Лейтенант Лобановский по­ тратил много усилий, чтобы научить краснофлотцев читать чертежи. Когда бойцы приобре­ ли некоторые теоретические знания, комендоры начали за-1 шшаться непосредственно у \ заведываиия. Здесь лейтенант Лобановский показывал взаи­ модействие частей, учил устра­ нять задержки и повреждения. Медленнее всего усваивали будущие комендоры материаль­ ную часть полуавтоматики. Ло­ бановский несколько дней во­ дил бойцов к орудию и здесь учил комендоров. Такой метод оказался наиболее плодотвор­ ным: почти все краснофлотцы группы комендоров не только хорошо изучили материальную часть, но _и освоили взаимо­ действие частей. Лейтенант Лобановский ши­ роко использует в учебе бое­ вой опыт. Большинство комен­ доров являются участниками боев с врагами. Они рассказы­ вают о наиболее поучительных примерах, лейтенант обобщает факты, и краснофлотцы полу­ чают советы по уходу за тех­ никой в различных условиях, по маскировке и темпах огня. Когда лейтенант Лобановский проводил занятие об организа­ ции наблюдения и обороны артиллерийских позиций, ко­ мендор Пузанов рассказал, как их отделение, подкравшись к финской батарее, забросало позиции гранатами; белофинны и панике убежали, бросив ма­ териальную часть. Эта опера­ ция удалась благодаря отсут­ ствию охранения на позиции врага. Скоро молодые комендоры станут к своим боевым заведы- ваниям. Учились они своей специальности недолго, но с любовью и настойчивостью. Г. ЯКОВЛЕВ. 1 . Страна, вставшая грозной силой против нашествия гер­ манских варваров, призвала своих сынов к. оружию. Быв­ шие балтийцы, черноморцы, тихоокеанцы снова надели краснофлотскую форму. Встре­ тились боевые, товарищи; Ба­ наном и Бобровский — комондо- ,[ с линкоров «Марат» и «Ок­ тябрьская революция», погра­ ничники JIкоилон и Колабиин, тихоокеанцы Авраменко и Гри­ шанин, комендоры балтийских (шртоп Гомзин и Панфилов. Перед комендорами встала задача: освоить материальную часть новейшей морской артил­ лерии, овладеть искусством управления огнем. Это было нелегко. Многие давно ушли с флота: руки, привыкшие дер­ жать молоток и зубило, неуве­ ренно брались за штурвалы тонкой наводки. Глаза, потеря­ ли привычную остроту зрения. Началась учеба. Ускоренный ее темп потребовал большого напряжения. По 10 часов в день занимались комендоры. На лекциях, у пушек, на при­ боре Крылова, у станка заря­ жания—везде жадно черпали они знания. Молодые препода­ ватели —- лейтенанты Хлюпин, Лрусекий, Половинке отдают много сил подготовке мастеров артиллерийского огня. На занятиях рядом сидели молодые бойцы и старые ко­ мендоры, прошедшие суровую школу военной службы. Кур­ санты Маслов и Юрченко нача­ ли отставать в учебе. На по­ мощь им пришли отлично успе­ вающие. Командир отделейия Бобровский и курсант' Красну- хнн взяли шефство над Юрчен­ ко. Он подтянулся, стал учить­ ся лучше. Ранее отстававший Маслов также стал успешнее заниматься. Участник финских боев орде­ ноносец Ярупин — старшина класса. В его классе — наи­ больший процент хороших и отличных оценок, лучше, чем в других, организована товари­ щеская взаимопомощь. Успех этот не случаен: Ярунип сумел сколотить крепкий актив. По отличникам учебы Гришанину, Новоселову и другим равняет­ ся весь коллектив. 2 . На курсовом 30 с правого борта обнаружен эсминец про­ тивника. Дальномер дал дис­ танцию — 60 кабельтовых. Щелкнул секундомер, засекая начало подготовки. Управляю­ щий огнем быстро выбрал дан­ ные из таблиц, скомандовал их на автомат, прицел и целик: — Товсь... Залп! На фоне корабля высоко вверх взметнулись водяные столбы. Недолет. Началась пристрелка. Управляющий ог­ нем уверенно корректировал стрельбу. Эллипс рассеивания постепенно приближался к про­ тивнику. Наконец, цель захва­ чена в последнюю вилку, — Поражение! Залпы через 15 секунд! Враг попал в тиски. Отво­ роты и переменные хода j не спасут его. Управляющий ! огнем немедленно обнаружит сползание цели. С полной ско­ рострельностью работают пуш­ ки. Через несколько мгновений враг не выдержит огневого шквала. — Дробь! Стрельба окончена. Соб­ ственно, настоящей стрельбы не было. Силуэт вражеского корабля нарисован па стекле. Всплески появляются при на­ жатии преподавателем кнопок. Тренировочная стрельба велась на световом приборе Клочано- ва. Управлял огнем курсант Алексеев. Разбирая стрельбу, препода­ ватель лейтенант Ярусский дает оценку: —• Знание правил стрельбы отличное. Командный язык от­ работан. 3 . По заснеженной холмистой равнине, умело маскируясь, но- пластунскп ползет цепь моря­ ков. На фланге — командир взвода Владислав Платау. Вот, наконец, передний край оборо­ ны «противника». Комвзвод подает команду: — В атаку! Во весь рост поднимаются цепи и с винтовками напере­ вес кидаются на врага, чтобы истребить его огнем и штыком. ...После урока по сухопут­ ной тактике комвзвод указы­ вает на отдельные ошибки и промахи бойцов. Курсанты ува­ жают своего командира, У н е т есть чему поучиться. Бывший старшина роты Владислав Пла­ тау дрался с фашистами па фронте и в боях под Ленин­ градом был ранен. Таких, как Платау. немало. Участники боев с белофиннами, участники отечественной вой­ ны—орденоносец Ярунип, Осад- чий, Соловьев, Колабзин, Кар­ пов, Морозов могут многое рас­ сказать о том, как они дрались против немцев и финнов. Зака­ ленные в боях за Родину, они передают свой опыт товари­ щам, воспитывая в них бесстра­ шие и выдержку. Если будет нужно, моряки перейдут на сушу и будут бить врага по-краснофлотски. Сейчас они делают большие лыжные и пешие переходы, учатся штыковым атакам, изу­ чают пулемет, гранату, ав­ томатическое оружие. 4. Несколько дней назад с кур­ сов ушла первая группа. Луч­ шие из лучших были отобраны для выполнения специального задания командования: команди­ ры отделений Балашов, Сытин, Симкин, Князев и другие. С чувством законной гордости провожали курсанты своих товарищей. Единой мыслью, единым стремлением —•как можно ско­ рее подготовить себя к гряду­ щим боям— охвачены будущие мастера артиллерийского огня. Их об’единяет горячая любовь к матери-Родине, жгучая нена­ висть к фашистским захватчи­ кам. Н. ЗИМНИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz