Северная вахта. 1942, январь.
6 января 1942 г. N° 4 (110 ). СЕВЕРНАЯ ВАХТА КОМЕНДОРЫ! ГОТОВЬТЕСЬ МЕТКИМИ ЗАЛПАМИ СОКРУШАТЬ ВРАГА! К О Р Р Е К Т И Р У Я О Г О Н Ь . . . На фронте нашим артиллеристам часто приходится вести огонь но невидимым целям. Роль на правляющих орудийную мощь исполняют корректировщики огня. От их выучки и смелости, по- сути, зависит успех. Мне пришлось побывать в боях на Ленинградском фронте. С группой моряков я корректировал огонь артиллерии. Рейды в гылы всегда сопровождались боль- * игйми трудностями. Наиболее яр кими были два похода. Однажды мы получили приказ: найти и засечь орудия п р о т и в н и ка. Продвигались лесом, обшари вая каждый куст. Однако, когда немецкие пушки молчали, найти их было трудно. Ходили, ходили и все без толку. К счастью, на одной из троп мы встретили крестьянина. Of него мы узнали, что орудия фашистов установлены за деревней Н., на опушке леса. Распросив, как пройти туда, мы пошли. Подползли поближе, на бросали план с указанием, где какие орудия стоят. После того, как артиллеристам были доставлены данные, кор ректировщики пошли по старым следам с телефоном. Выбрав удоб ный пункт, мы стали сообщать данные. Снаряды попали в цель. Отлично поработали артиллери сты! На местах, где стояли гер манские орудия, образовались героики. Через два дня немцы начали форсировать реку. — Корректировщикам подяйти к. переправе. Дать расчеты!—был приказ. Командир взвода Вепри- ков, я, краснофлотец Наумов и другие пошли к месту назначе ния. Продвигаться трудно. То и дело обстреливают «кукушки». Пришлось прикрыть себя ветка ми и ползти. Наконец, пункт был достигнут. Наши открыли огонь. Перелет. Мы сообщили об этом. Недолет. Опять сообш.или. — Так держать!—крикнул Веп- риков в трубку, когда снаряды обрушились на переправу. Враг открыл по кустам мино метный огонь. У нас вышла из строя связь. Где-то оборвало провод. Краснофлотец Наумов по т е л на поиски обрыва. Вскоре опять все пошло так, как надо. Краснофлотец А. Ф. СЕМЕНОВ. Артиллеристы- североморцы — зе нитчики береговых батарей, комендоры карабельных ору дий непрестанно тренируются, что бы в бою метко поражать фашист ские корабли, са молеты и наземные войска противника. Артиллеристы - се вероморцы—масте ра меткого огня. Связисты помогают им точно биіь по цели. На снимке: радисты П. Ми хайлов и И. Ва сильев поддержи вают связь с Н-ским артилле рийским подразде- '> • > : лением, корректи руя стрельбу. Фото Г. Зельма и і Д М. Бернштейн. КОМЕНДОРЫ НАПРЯЖЕННАЯ УЧЕСА Выполнял я вспомогательные it хозяйственные работы. И вдруг вызывает меня лейте нант. — Вы будете артиллеристом, —сказал он.—Завтра приходи те на занятия... Учиться мне очень хотелось. На другой день, как и все, пришел на уроки. Вводная бы ла о стволе орудия. Слушаю— и ничего не понимаю. Вот, ду маю, попал! Сам осрамлюсь и товарищей подведу. Прошел час, второй... На третьем—ста ло легче. Слушаю и понимаю, о чем идет речь. Так началась учеба. За пят надцать дней я узнал больше, чем раньше за год. Хорошо освоил ствол, казенник, затвор, полуавтоматику и другие части орудия. Трудновато давались знания. Бывало, до того досидишь над чертежами, что голова закру жится. Идешь на палубу, по дышишь свежим воздухом—и опять в кубрик, за альбом. Учились так: лейтенант де лал вводные, показывал детали па чертежах, потом спрашивал, кому что непонятно. Вопросов набиралось много. Ответив на них, руководитель начинал бе седу. Краснофлотцы выступа ли, дополняли друг-друга. В за ключение выступал лейтенант. После этого шли к пушке, раз бирали и собирали те части, которые можно. Я, например, разбирал полуавтоматику и хо рошо закрепил знания. Я буду комендором. Приложу к учебе все силы, а добьюсь своего. Краснофлотец С. Я. УЛЬЧЕНКО. РЕЗУЛЬТАТ УПОРНОГО ТРУДА Подразделение лейтенанта Лобановского было организова но в дни войны с немецкими захватчиками. Сюда собрались люди различных флотских спе циальностей: комендоры, даль номерщики, артэлектрики, сиг нальщики. Началась упорная учеба. Проводить ее было трудно: со бирались в тесных кубриках, недоставало наглядных посо бий. а в группах — люди раз личной подготовки и специаль ностей. Но лейтенант Лобанов- ский не боялся трудностей; не унывали и его подчиненные. В группе комендоров занятия по специальности проводил сам командир подразделения. Он \елал все для того, чтобы в самые сжатые сроки подгото вить опытных артиллеристов. Сейчас все комендоры доби лись немалых успехов в изу чении материальной части ору дия. Старшина 2-й статьи Пу занов до войны был артэлек- триком. Вернувшись с сухопут ного фронта, он начал изучать специальность комендора. Про шло не много времени, а Пуза нов уже отлично изучил ма териальную часть. Успехов в учебе добились и комендоры Белянин, Старостин и другие. Старостину первое время трудно было разбираться в чертежах, слабо запомина лись и многочисленные детали сложных механизмов. Но краснофлотец был настойчив: все свободные часы он проси живал за чертежами, распра- шивал товарищей, которые не отказывали ему в помощи. Сейчас Старостин стал передо вым бойцом: на последних за нятиях он получил хорошие и отличные оценки. Лейтенант Лобановский по тратил много усилий, чтобы научить краснофлотцев читать чертежи. Когда бойцы приобре ли некоторые теоретические знания, комендоры начали за-1 шшаться непосредственно у \ заведываиия. Здесь лейтенант Лобановский показывал взаи модействие частей, учил устра нять задержки и повреждения. Медленнее всего усваивали будущие комендоры материаль ную часть полуавтоматики. Ло бановский несколько дней во дил бойцов к орудию и здесь учил комендоров. Такой метод оказался наиболее плодотвор ным: почти все краснофлотцы группы комендоров не только хорошо изучили материальную часть, но _и освоили взаимо действие частей. Лейтенант Лобановский ши роко использует в учебе бое вой опыт. Большинство комен доров являются участниками боев с врагами. Они рассказы вают о наиболее поучительных примерах, лейтенант обобщает факты, и краснофлотцы полу чают советы по уходу за тех никой в различных условиях, по маскировке и темпах огня. Когда лейтенант Лобановский проводил занятие об организа ции наблюдения и обороны артиллерийских позиций, ко мендор Пузанов рассказал, как их отделение, подкравшись к финской батарее, забросало позиции гранатами; белофинны и панике убежали, бросив ма териальную часть. Эта опера ция удалась благодаря отсут ствию охранения на позиции врага. Скоро молодые комендоры станут к своим боевым заведы- ваниям. Учились они своей специальности недолго, но с любовью и настойчивостью. Г. ЯКОВЛЕВ. 1 . Страна, вставшая грозной силой против нашествия гер манских варваров, призвала своих сынов к. оружию. Быв шие балтийцы, черноморцы, тихоокеанцы снова надели краснофлотскую форму. Встре тились боевые, товарищи; Ба наном и Бобровский — комондо- ,[ с линкоров «Марат» и «Ок тябрьская революция», погра ничники JIкоилон и Колабиин, тихоокеанцы Авраменко и Гри шанин, комендоры балтийских (шртоп Гомзин и Панфилов. Перед комендорами встала задача: освоить материальную часть новейшей морской артил лерии, овладеть искусством управления огнем. Это было нелегко. Многие давно ушли с флота: руки, привыкшие дер жать молоток и зубило, неуве ренно брались за штурвалы тонкой наводки. Глаза, потеря ли привычную остроту зрения. Началась учеба. Ускоренный ее темп потребовал большого напряжения. По 10 часов в день занимались комендоры. На лекциях, у пушек, на при боре Крылова, у станка заря жания—везде жадно черпали они знания. Молодые препода ватели —- лейтенанты Хлюпин, Лрусекий, Половинке отдают много сил подготовке мастеров артиллерийского огня. На занятиях рядом сидели молодые бойцы и старые ко мендоры, прошедшие суровую школу военной службы. Кур санты Маслов и Юрченко нача ли отставать в учебе. На по мощь им пришли отлично успе вающие. Командир отделейия Бобровский и курсант' Красну- хнн взяли шефство над Юрчен ко. Он подтянулся, стал учить ся лучше. Ранее отстававший Маслов также стал успешнее заниматься. Участник финских боев орде ноносец Ярупин — старшина класса. В его классе — наи больший процент хороших и отличных оценок, лучше, чем в других, организована товари щеская взаимопомощь. Успех этот не случаен: Ярунип сумел сколотить крепкий актив. По отличникам учебы Гришанину, Новоселову и другим равняет ся весь коллектив. 2 . На курсовом 30 с правого борта обнаружен эсминец про тивника. Дальномер дал дис танцию — 60 кабельтовых. Щелкнул секундомер, засекая начало подготовки. Управляю щий огнем быстро выбрал дан ные из таблиц, скомандовал их на автомат, прицел и целик: — Товсь... Залп! На фоне корабля высоко вверх взметнулись водяные столбы. Недолет. Началась пристрелка. Управляющий ог нем уверенно корректировал стрельбу. Эллипс рассеивания постепенно приближался к про тивнику. Наконец, цель захва чена в последнюю вилку, — Поражение! Залпы через 15 секунд! Враг попал в тиски. Отво роты и переменные хода j не спасут его. Управляющий ! огнем немедленно обнаружит сползание цели. С полной ско рострельностью работают пуш ки. Через несколько мгновений враг не выдержит огневого шквала. — Дробь! Стрельба окончена. Соб ственно, настоящей стрельбы не было. Силуэт вражеского корабля нарисован па стекле. Всплески появляются при на жатии преподавателем кнопок. Тренировочная стрельба велась на световом приборе Клочано- ва. Управлял огнем курсант Алексеев. Разбирая стрельбу, препода ватель лейтенант Ярусский дает оценку: —• Знание правил стрельбы отличное. Командный язык от работан. 3 . По заснеженной холмистой равнине, умело маскируясь, но- пластунскп ползет цепь моря ков. На фланге — командир взвода Владислав Платау. Вот, наконец, передний край оборо ны «противника». Комвзвод подает команду: — В атаку! Во весь рост поднимаются цепи и с винтовками напере вес кидаются на врага, чтобы истребить его огнем и штыком. ...После урока по сухопут ной тактике комвзвод указы вает на отдельные ошибки и промахи бойцов. Курсанты ува жают своего командира, У н е т есть чему поучиться. Бывший старшина роты Владислав Пла тау дрался с фашистами па фронте и в боях под Ленин градом был ранен. Таких, как Платау. немало. Участники боев с белофиннами, участники отечественной вой ны—орденоносец Ярунип, Осад- чий, Соловьев, Колабзин, Кар пов, Морозов могут многое рас сказать о том, как они дрались против немцев и финнов. Зака ленные в боях за Родину, они передают свой опыт товари щам, воспитывая в них бесстра шие и выдержку. Если будет нужно, моряки перейдут на сушу и будут бить врага по-краснофлотски. Сейчас они делают большие лыжные и пешие переходы, учатся штыковым атакам, изу чают пулемет, гранату, ав томатическое оружие. 4. Несколько дней назад с кур сов ушла первая группа. Луч шие из лучших были отобраны для выполнения специального задания командования: команди ры отделений Балашов, Сытин, Симкин, Князев и другие. С чувством законной гордости провожали курсанты своих товарищей. Единой мыслью, единым стремлением —•как можно ско рее подготовить себя к гряду щим боям— охвачены будущие мастера артиллерийского огня. Их об’единяет горячая любовь к матери-Родине, жгучая нена висть к фашистским захватчи кам. Н. ЗИМНИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz