Северная вахта. 1942, октябрь.

Советские летчики — соколы нашей Родины! Беспощадно и смело громите врага в воздухе и на земле 1 Да здравствуют советские летчики! № лозунгов ц к в к г к з і Смерть немецким оккупантам 1 сшвшрнт вяхтя Ежздияаиаямкраснзфпотокая газзга Бэлояпрсхэй ЗзэннэЯ Флзтипни Ns 257 (388) 30 октября 1942 года, пятница ВОСПИТЫВАТЬ АССОВ Бить врага по-сафоновскн! Унич­ тожать фашистских черных воро­ нов так, как уничтожают их сталин­ ские соколы Севера—Герои Совет­ ского Союза тт. Коваленко и Сгн&нев! Вот благородное стрем­ ление каждого моШодого летчика Северного флота и Беломорской военной флотилии. В охране коммуникаций и важ­ ных баз, в отражении атак враже­ ской авиации на корабли и части наши крылатые боевые товарищи- летчики проявляют замечательное мужество, богатырскую силу и до­ блесть. Работая в тесном взаимо­ действии с военными моряками, пи­ лоты сбивают вражеские «Юнкер- сы» иа подступах к нашим оо'ек- там, ьедут разведку, несут дозор­ ную службу над отдаленными за­ полярными районами. Их мастер­ ство не меньше их отваги. Сафо­ нов славен как воинской дер­ зостью, так и холодным расчетов, мудрой опытностью закаленного конка. В сочетании отваги н хлад­ нокровия, расчета и риска, боевого искусства и умения ориентировать­ ся в обстановке —■ непобедимая мощь сафоновского; удара. Закаленные в суровых условиях Севера, вооруженные опытом мно­ гих боев, советские морские лет­ чики ищут врага, навязывают ему ехватку, преследуют его, где бы он ни появился. Не только: истре­ бителю, но и разведчику нужно обладать сафоновскими качества- ’ ми, чтобы в любую погоду обна­ ружить вражескую подводную лод­ ку, уничтожить ее точным бомбо­ вым ударом. Воля к победе и лет­ ное искусство воспитываются толь­ ко непрестанной учебой. Морской разведчик старший лейтенант По­ пов выполнил самые сложите за­ дания потому, что к своему нема­ лому опыту полярного летчика прибавил постоянные тренировки даже во время боевой работы, Никогда не останавливаться на достигнутом, всегда итти вперед — вот закон советского воздушного снайпера. Привить эти качества моло­ дым пилотам, закалить их харак­ тер, воспитать новых ассов мор­ еной авиации — ответственная и благородная задача. Передавая свой опыт молодым истребителям, помогая им освоить новую мате­ риальную часть, боевые летчики ~• майор-орденоносец Погорелый, капитан Меньшиков, старший лей­ тенант Рогожин и другие—делают не менее важное дело, чем непо­ средственная схватка с противни­ кам. Молодые пилоты тт. Кириченко, Джериев, Авер ья н ов и другие твер­ до помнят, что в оттачивании лет­ ного мастерства нет мелочей. Тех­ ника пилотирования, знание так­ тики врага, детальное изучение особенностей своего самолета, — все в одинаковой степени важно Лля успеха в воздушном бгію. Пе­ ренимая опыт истребителя Рого­ зина или капитана - орденоносца итина, молодые пилоты должны гакже внимательно усваивать со- ет,ы таких знатоков материаль­ ном части, как старший сержант з ош . Чем лучше они изучат >иства мотора, тем больше уве- Р ности получат в успешном ис* Д£ Л|°бо й своей операции. Будущие советские ассы, мор- впаг лстчики Севера! Учитесь бить В03д у хе , бить со всей мо- «той орлиной силой! МОЛОДЫЕ ЛЕТЧИКИ КАЖДЫЙ молодой летчик, готовясь отправиться на фронт’ чтобы уничтожать в воздухе вражеские бомбардировщики, тщательно изучает сейчас боэ- коіг опыт сталинских соколов, славных североморцев Сафоно­ ва, Коваленко, Сгибнева и дру­ гих. Новую материальную часть молодежь старается освоить в совершенстве, чтобы бить нем цев без промаха. Немало талантливых истре­ бителей вырастет из этих на­ стойчивых, смелых юношей. Уже сейчас, в учебных поле­ тах, такие летчики, как Кири­ ченко, Беспутькс, Джериев, Аверьянов, Волков, показывают неплохие успехи в технике .пи­ лотирования. Помимо пилотажа, он» тщательно изучают типы и особенности материальной части германской авиации, тактику врага, его сильные и слабые стороны. Построенный по нашей ини­ циативе двухместный учебный самолет того типа, который осваивают наши молодые лет­ чики, значительно облегчает их обучение при полетах с инст­ руктором. Известные летчики - североморцы нередко рассказы­ вают молодежи о своих боевых делах, и это' вместе с исполь­ зованием газетного и журналь­ ного материала о тактике авиа­ ции', помогает вооружить ис­ требителей практическими зна­ ниями. Немало наших «учеников» уже проявили себя на фронте. Сержанты Чулков, Качевскпй, Кащеев Имели несколько успеш­ ных боевых встреч с против­ ником. В воспитании стойких и умелых пилотов —большая за­ слуга таких командиров, как капитан Меньшиков, старший лейтенант Рогожин, капитан- орденоносец Митин и другие. Майор-орденоносец Ю. ПОГОРЕЛЫЙ. авиамеханики, не летаем. Мы I I D I только провожаем наших пилотов, когда они идут в воздух, и встречаем их при посадке на аэродром. Но каждый летчик да­ же в заоблачных высях помнит о своем механике: в бою ли с вра­ гом, в разведке ли безотказно р а ­ ботающий мотор самолета помо­ гает нилоту точно выполнить за­ дание, и летчик всегда помянет механика добрым словом. Наша обязанность —■следить за материальной частью, горючим, смазкой, устранять все. неисправ­ ности в самолете, а если нужно— произвести необходимый текущий ремонт. Надо знать все мельчай­ шие особенности каждой машины, учитывать замечания летчика, а иной раз и самому делать замеча­ ния молодым пилотам: «Легче тор­ мози» или «Резче убирай газ при посадке». Этим н летчику помо­ жешь, и материальную часть луч­ ше сбережешь, не позволяя, ска­ жем, форсировать мотор - давать большую мощность без необходи­ мости. Самолет, за который отвечаю я, уже пятый месяц работает без еди­ ного случая отказа іга старте или в воздухе, хотя ему приходится Летчик - орденоносец майор Ю, Погорелый. ОХОТА ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ Рассказывает старший лейтенант В. ПОПОВ В работе морского летчика- разведчика успех не опреде­ ляется количеством сбитых са­ молетов противника или унич­ тоженных фашистских подвод­ ных лодок. Далеко не всегда посчастливится встретиться с врагом. Само присутствие на­ ших разведывательных самоле­ тов е воздухе часто заставляет врага покинуть данный район. Так и случилось, когда наши пилоты прибыли в один из отдаленных пунктов северно­ го побережья, играющий нема­ ловажную роль, как база для охраны наших морских ком­ муникаций. Фашистские подвод­ ные лодки, до того времени пытавшиеся проникнуть на под- ходь< к базе, вынуждены были перенести район своего плава ния значительно севернее, вда­ леке от широкой морской доро­ ги, наиболее часто посещаемой нашими военными кораблями и транспортами, В задачу моего звена входи­ ло барраж, охрана караванов на коммуникациях. Мы должны были в просторах заполярных вод обнаружить крошечный пе­ рископ вражеской подлодки. Летали в любых метеорологи­ ческих условиях, учитывая, что немецкие лодки выбирают имен­ но дурную погоду: им тогда легче маскироваться. Полеты производили «в паре»: летчики взаимно оберегают друг друга от нападения вражеских самолетов. Кроме того, парный полет обеспечивает лучшую просматриваемое^ и бомбовой удар при атаке на подводную лодку. Когда удар нанесен, один самолет остается сторо­ жить раненного врага, второй вызывает «морского охотника» или летчиков и «наводит» их на цель. Поиск вели на средней высо­ те: это помогает увидеть под­ лодку как в крейсерском или позиционном положении, так и под перископом, да и длябом. бежки удобно. Нужно уметь незаметно подойти к вражеской подлодке, что хорошо удается в облачную погоду. Чем яснее небо, тем эта хуже для нас, морских разведчиков. Заметив лодку, мы должны немедленно атаковать ее. На подходе к цели я устанавли­ ваю скорость и высоту по ука­ заниям штурмана. Мы с капи­ таном Коровинским регулярно тренировались, и хорошо отра­ ботали заход на цель и бом­ бежку. Главное в поиске лодок — тщательное наблюдение и сра­ ботанность экипажа, На моем самолете наблюдала вся трой­ ка: я, штурман и стрелок-ра­ дист лейтенант Хутарецкий. Это отличный наблюдатель: однаж­ ды он с воздуха заметил даже вражескую мину. Наше звено работало безава­ рийно, выполнило! все задания командования. Мы выполнили свой долг—помогли обеспечить морякам безопасное плавание. Фото Д. Кузнецова. _ С К О Р О В Б О Й _ , РОДНЫЕ мои остались 1оккупированной немцами террн- ! , тории в г. Николаеве. Что с ними—не знаю, ко сердцем чувствую, какие страдания при­ ходится им переносить^ Об этом думаю я непрестан­ но', когда повышаю свое летное ( мастерство, осваиваю боевую ■ машину, на которой скоро до ­ ведется уничтожать врагов, Стараюсь изучить машину так, чтобы в бою она слушалась каждого моего движения, вы­ полняла каждую мысль. По всем дисциплинам добился хо­ роших оценок. Закончив пилотаж и сгрель- бы, я начинаю тренироваться в воздушном бою. Это—учеба, а скоро .пойдем в настоящий бой. Постараемся сражаться так, чтобы не уронить честь нашей , авиачасти, честь советского летчика-истребителя. В, К И РИ Ч ЕН КО . иногда «трудиться» по нескольку часов в день. В промежутках между полетами я обязательно даю мотору немного остыть. Два с половиной часа по­ лета — тридцать минут отдыха! Иначе мотор быстро выйдет из строя. Окончен рабочий день ма­ шины — произвожу .послеполетный осмотр, учитывая замечания пило­ та. Если воздух «травит», подтя­ гиваю штуцер гайки, если «газ ве­ лик», регулирую газ. Сливаю масло с тем, чтобы утром, залив горячее масло, легче запускать мо­ тор. Тщательно осматриваю мотор, слежу, чтобы масло не текло, во­ дяная система не пропускала. Утро. Машина сейчас пойдет в і полет. Заливаю горячим маслом баки, подогреваю мотор, осматри­ ваю залив бензина и охлаждающей смеси. Затем произвожу пробный запуск мотора и, наконец, докла- I л;ываю пылотѵ. — Самолет к вылету готов! В течение летного дня слежу за каждой посадкой «своего» самоле­ та. Если посадка была грубая, про­ веряю шасси машины — иет ли де­ формации подкосов п костыля. По­ путно высказываю молодому лет­ чику свои соображения, например: — Нельзя при взлете давать большую скорость, а затем уби­ рать шасси. Это может привести | к неисправности, Молодые пилоты не обижаются! на замечании своих помощников. Ведь даже опытные летчики иног­ да просят перед полетом восста­ новить у них в памяти сведении об особенностях данного самолета. Зимой за самолетом нужен еще более тщательный уход. Я свое­ временно отеплил масляную маги­ страль машины, подготовил при­ способления для подогрева мотора, промыл трущиеся части и подгото- * * л их к переводу на звмнюю £СТЬ, ДАТЬ БЕНЗИН! МОЯ работа—«земная», я во- 1дитель автомашины - бензоза- ■ правщика. Скромный труд, но когда наши боевые самолеты идут в небо, я чувствую: и моя доля в этот полет вложена! I Недавно пришлось напряжен­ но потрудиться: спал часа два- три в день, не больше. Но могу сказать—из-за меня летчики за­ держки не имюлн. Мотор авто­ мобиля, шланги, фильтры, на­ сос—все действовало безот­ казно. А. П ЕТРО В , смазку. Особенности запуска мото­ ра моего самолета знаю еще по прошлой зиме. Прежде всего, пе­ ред запуском вручную проворачи­ ваем коленчатый вал — это обес­ печивает смазку цилиндров тонким слоем горячего масла н облегчает запуск. Затем зашприцовываю мо­ тор и после двух-трех оборотов ко- ленчатого вала еще раз шприцую. После этого проверяем давление бензина н масла, температуру по­ следнего, выдерживаем мотор на малом газе, пока не повысится тем­ пература охлаждающей смеси. Наконец, опробываю мотор — не «барахлит» ли он. Мотор должен работать без хлопков, без тряски, иначе он еще не прогрет. Стараемся работать так, чтобы хорошо выполнить наши предок­ тябрьские обязательства. Когда бы ло нужно, я произвел сборку мо тора в два дня, за что получил благодарность командования. Кон чин свое дело, помогаем товарн щам в с’емке н постановке в и н т , замене костылей, шасси и г. д. Мы любим наши самолеты, и никакая работа не кажется нам слишком трудной, Старший сержант И. САСИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz