Северная вахта. 1942, май.
26 мая 1942 г. Ѣ 122 (228). СЕВЕРНАЯ ВАХТА Старший краснофлотец ком сом ол ец А. Гошев — комендор Н-ского корабля. Фото Д. Кузнецова. Советы сигнальщикам и наблюдателям БДіТЁЛЬНО СЛЕДИ ВА ПОВЕРХНОСТЬЮ МОРЯ! На сигнальщиков возложено наблюдение за поверхностью моря, чтобы обеспечить безо пасное плавание наших кораб лей и исключить возможность неожиданного, нападения фа шистских. самолетов, кораблей /■»' подлодок. От сигнальщика, стоящего на вахте, зависит г і иное и своевременное обнару жение появившегося против ника.- В газете «Северная вахта» в .свое время рассказывалось о tow , как кораоль командира ./■'Гиреева потопил фашистскую :^подводную лодку. Это произо-1 шло благодаря бдительному не- і сонию Бахты по наблюдению за морем. В таких случаях секун ды имеют громадное. значение: кто первым заметит противни ка, тот первый применит ору жие. Сигнальщики должны пом нить. что нельзя ни на секун ду задерживать доклад о^ заме ченном. Особенно важно быстро и без задержки, докладывать в условиях плохой видимости и ночью, так как в этих случаях все замеченное обычно появ ляется в непосредственной бли зости от корабли. Находясь на вахте, сигналь щик обязан вести, непрерывное наблюдение за морем и возду хом, зорко смотреть за всем появляющимся: кораблями, ды мами. шлюпками, ракетами. Нельзя, оставлять без внима ния никакие предметы, плаваю щие на воде, так как под безо бидным бочейком или ящиком может быть скрыт перископ. В прошлую империалистиче скую войну был такой случай: п' 4едкая подводная лодка по- шла к английскому кораблю і дистанцию торпедного зал па, замаскировав свой перископ ящиком из-под мыла. Выпу щенной торпедой корабль был ■потоплен! 'На английском ко рабле наблюдатели заметили ящик, но не придали значения тому, что он плыл против те чения. Чтобы командир мог принять правильное и быстрое решение, доклад сигнальщика или наблю дателя. должен быть исчерпы вающим. Так, если сигнальщик Доложит, что видит торпеду (ее ■М|) йшо обнаружить по воздуш ным. пузырям, оставляющим характерный след), но не до ложит, с' какого борта и на ка ком расстоянии он ее видит, — командир не будет знать, ку да повернуть корабль, чтобы уклониться от торпеды. Сиг нальщик должен докладывать, с какого борта, на каком кур совом угле и на каком рас стоянии замечена торпеда. На пример, «курсовой угол правого борта 30 градусов, в расстоя нии 5 кабельтовых след тор педы». Для того, чтобы на предель ной дистанции определить, что за корабль появился на види мости, нужно изучить и знать силуэты кораблей как своих, так и противника. Незнание силуэтов кораблей может при вести к печальным послед ствиям. В 1916 году, в Чер ном' моро, русский линейный корабль «Императрица Мария» был атакован дивизионом своих миноносцев, которые приняли его за немецкий линейный крейсер «Гобен». В Цусимском бою 15 мая 1905 года русский крейсер «Владимир Мономах» дважды открывал огонь по сво им миноносцам «Бедовому» и «Громовому», приняв их за японские. Во время войны надо пом нить, что противник будет ста раться затруднить нам опреде ление клаееов своих кораблей, применяя различные способы маскировки. В 1914 году гер манский крейсер «Эмден», по ставив фальшивую четвертую трубу, что придало ему сходст во с английским крейсером «Ярмут», зашел под англий ским! флагом во французский порт Пенанг и утоппл стояв ший в порту крейсер. Выходя из гавани, «Эмден» встретил дозор ный миноносец «Мускэ», кото рый не сумел разгадать хитро сти врага и стал его жертвой. Так, из-за отсутствия бди тельного наблюдения погибло два боевых корабля. Когда че рез несколько дней «Эмден» пытался повторить свой налет, но уже в районе Кокосовых островов хитрость врага была обнаружена дозорными кораб лями. Личный состав заметил, что наклон у одной из труб (фальшивой) был несколько иным, чем у остальных. Бди тельное несение вахты на до зорных кораблях предотврати ло атаку противника. Наблюдение должно быть . непрерывным, быстрым, бди тельным. Только так можно обеспечить командиру выполне ние боевых задач, поставлен ных коміандованием. Капитан 3-го ранга В. СЕВАСТЬЯНОВ. Непрестанно изучай боевой опыт на берегу, в походе, после боя П Р И Б О Р И С Т Ы В заведывании прибористов на ходится сложная боевая техника. Эффективней ее использовать мож но только тогда, когда бойцы отлично изучат устройство прибо ров и отработают слаженность в действиях всего отделения. Если, например, второй помер непра вильно совместит деления, это приведет к тому, что уста новки трубок па орудиях будут сделаны неверно, а снаряды ра зорвутся с недолетом или пере летом. Краснофлотцы нашего отделе ния на учениях отрабатывают слаженность работы івсех номеров при стрельбе по основному спосо бу и по пикировщикам. Хороших показателей в учебе добился на водчик т. Сивков. Среди наших прибористов есть краснофлотцы, которые имеют бо гатый фронтовой опыт. Первый номер т. Бнзюк часто рассказы вает товарищам, как -надо рабо тать в боевой обстановке, чтобы готовить точные данные и четко передавать их на орудия. Гов. Бизюк отлично знает специаль ность, но повседневно совершен ствует свою выучку и помогает другим прибористам. Все наши імысли направлены к тому, чтобы стать мастерами своего дела, всей силой нашей боевой техники бить немецких оккупантов. Младший сержант F.. РЯ БИ НИН. Счет % д е т п р о д о л ж е н ОС ее, Но обеспечивая меткость огня, в орудийном расчете мет- В прошлогоднюю кампанию наш корабль неоднократно уча-, ствовал в боях с вражеской •кость и скорострельность в авиацией. Как ни старались | равной мере зависят от всех гитлеровцы потопить или тя бы вывести пз строя I хо- j номеров. Если хорош наводчик, ко- ! но (плох установщик прицела и ШШШЩщ . Лучший стрелок Н-ской части, отличник боевой подготовки А. Гудков. рабль, им это не удалось. Мы не только отбили все атаки врага, по и. совместно с дру гими кораблями, сбили три бо^бардировіцрка «І0нкорс-88». Мог ли корабль нанести про тивнику еще большее пораже ние? Безусловно, мог. Ведь сво им огнем мы повредили еще, несколько бомбардировщиков. В том. что они. хоть и подби тые, но ушли— были виноваты мы. комендоры, не сумевшие добить стервятников! Особенно ясно стало это нам после1 изу чения первомайского приказа товарища Сталина, — приказа, требующего от всех советских воинов высокого мастерства. Анализируя итоги прошлой кампании, мы вскрыли все не достатки в подготовке комендо ров. Зимюй, во время учебы, главное внимание сосредоточи ли на изучении материальной части орудия, на тренировках в условиях, максимально при ближенных к боевой обстанов ке. Пригодился наш боевой опыт. Зная свои слабые места, бойцы старались отработать автоматизм действий, добиться высокой точности огня и ско рострельности. t На корабле есть хорошие специалисты — зенитчики. На водчик нашего орудия тов. Ро стовский служит на флоте не сколько лет, специальность свою знает в совершенстве и обязанности других номеров расчета изучил хорошо. В бою он свободно может заменить командира орудия и любого бойца. В том, что мы непло хо вели огонь по вражеским самолетам, —- немалая заслуга наводчика Ростовского: зная прибор «па-зубок», он быстро ловит цель и прочно держит I целика — эффективность огня I резко снизится). Это заставило 1нас обратить особенное впи- 1мание на отличную подго товку всех номеров расче- ! та, чтобы добиться предель- I ной слаженности, взаимодей ствия. і Установщик прицела и це лика Рыбаков— комендор моло дой. Учить его пришлось бук вально с азов. Об’яснил я ему, что он должен делать но бое вой тревоге, как устанавливать прицел и целик. Когда Рыба ков изучил инструкцию, мы приступили к тренировкам на боевом посту. Начали' с про стых вводных и постепенно ус ложняли их. Рыбаков исполнял приказания, а я или Ростов ский контролировали его дей ствия и сразу же исправляли ошибки. За полтора месяца Рыбаков добился некоторых успехов—- сейчас ошибки у него редки. Но учебу и тренировки мы не прекращаем!, чтобы он, как и другие комендоры, отлично ос воил материальную часть, уме.т устранять задержки, был спо собен исполнять обязанности любого номера расчета. Раньше мы стремились к то му, чтобы комендоры отлично знали лишь свои специально сти (наводчика, подносчика сна рядов и т. д.). Теперь наша задача— сделать всех бойцов полноценными специалистами. В боевых походах учеба бу дет продолжаться. Наш расчет дал слово — стать мастерами зенитного огня. Счет сбитых самолетов, начатый в прошлую кампанию, мы продолжим. Командир орудия, старший краснофлотец 3. КОСЕНКО. НАШ МЕТОД Занятия по боевой подготов ке мы проводим по планам, ко торые разрабатываются на каж- дый месяц и неделю. Кроме того, раз в неделю я провожу повторное двухчасовое занятие по общевойсковой подготовке. Сигнальщики за зиму изучи ли пулеметы, винтовки, грана ту, изучали наставления. Первомайский п р и к а з товарища Сталина воодушевил краснофлотцев на еще более глубокое освоение стрелкового оружия. — Мы должны быть пуле метчиками! Такое желание выразили все сигнальщики. На мостике, по соседству от нашего боевого поста установлены зенитные пулеметы. Их-то в первую оче редь сигнальщикам и нужно знать, чтобы в критические ми нуты боя заменить выбывшего пулеметчика. Включившись в социалистическое соревнование на отличное освоение оружия, краснофлотцы за месяц с не большим решили освоить кора бельные пулеметы. Сигнальщики не забывают и совершенствовать свою выучку по специальности. Проводим, занятия по изучению силуэтов самолетов. Уроки по этой теме начались с беседы о воздушных силах воюющих государств. По том краснофлотцы изучили си луэты и характерные. отличи тельные признаки всех типов своих самолетов, затем — гер манских и части английских и американских. - Чтобы сигнальщики распозна вали вражеские самолеты во всех положениях, практикую показ силуэтов самолетов в вы резанном на газетном листе «окне». Прн этом самолеты по казываются Вразнобой. В ОДНОМ Ш положений. ІІапример. пока зываю вид самолета «ИЛ-2» сбоку. За ним «10-87». А через три-четыре •разных, рисунка снова показываю силуэт «ИЛ-2», но уже не сбоку, а спереди или снизу. Сигнальщики моего отделе ния отлично изучили силуэты всех самолетов, но продолжают углублять свои знания. Сейчас учимся определять типы само летов через бинокль, в воздухе. В этой тренировке также при шлось внести отвечающие бое вому опыту коррективы. Раз глядывая самолет через бинокль обычным способом, можно бы стро определить его отличи тельные черты: машина значи тельно увеличивается и как бы придвигается ближе к тебе. Но ведь сигнальщик обязан так «отточить» свой глаз, чтобы безошибочно определять само лет на далеком расстоянии. По этому я учу краснофлотцев для выработки зоркости исполь зовать бинокль иначе: смотреть не ,через окуляр, а через об’ек тив. В этом случае самолет «отдаляется», у него едва за метны детали. По сигналопроизводотву краснофлотцы тренируются на мостике. На этих занятиях бойцы од новременно изучают сигналі» пыо флаги и отрабатывают чет кость доклада. Старшина 2-й статьи М. АЗАРЕНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz