Северная вахта. 1942, май.

мая 1952 г. № 121 ( 2 2 7 ) . СЕВЕРНАЯ ВАХТА Завоюем первенство В наше.4' недр,- юлении на­ чалось соревнование на отлич­ ное овладение боевым оружием-. Каждый краснофлотец стремит­ ся с честыо выполнить свои обязательства. Член бюро ВЛКОІ младший сержант ('алии при помощи комсомольцев и боевого актива раз яснял красаоі|)лотцам пер - вомайекин приказ Народного Комиссара Обороны. ІТ«» ини­ циативе Салина в авиаремонт­ ных мастерских организовано; соревнование. Все бойцы з а ­ ключили индивидуальные до 1'еВтрЫ. Член комсомольского бюро т. Шестаков в часы массовой работы знакомит краснофлот­ цев с материальной частью 'винтовки и гранаты. За корот­ кий срок весь личный состав подразделении изучил гранату. Краснофлотцы Суровцев и Ху­ дяков, ранее отстававшие в учеб.*, теперь также добились успехов. Члены ВЛКСМ Шишков и і Резников обучают краснофлот-! цев автотракторному делу. При- ( ья в вызов артиллеристов и п у - ! •‘^ы&'шков, комсомольская орга | ни'.-йция нашего подразделения і приложит все усилии, чтобы I "авпевать первенство в сорев-1 ногянии. Секретарь комсомольской | организации А. САЛАЗКИН. Скорее в море! Когда корабль встал на по­ грузку угля, краснофлотцы горячо взялись за дело. Раз­ вернулось соревнование: Хоро­ шо работали кандидаты партии ТІодвигин и Шибаев, комсомо­ лец Варфоломеев: они за час подвозили тачками к кораблю по 7— 8 тонн угля. Увлечен­ ные их примером, производи­ тельно работали и остальные товарищи. Корабль очень скоро закон­ чил погрузку. Личный состав горит желанием выйти в море на выполнение боевых заданий командования. Мичмзн К. КУКШИН. Гвардейский норабль „Т—205“ С т арш и н а І-й с та ть и В. Миронов — за проверкой м а т е р и а л ь ­ ной части о р у д и я . Фото Д . К у зн ец о в а . В ученьи—как в бою У ДАЛЬНОМЕРА Дальномерщики нашей бата­ реи настойчиво борются за вы­ полнение первомайского прика­ за товарища Сталина. Стараясь улучшить показатели в изуче­ нии материальной части опти­ ческого прибора, весь расчет усиленно тренируется. Учения на боевом посту проводятся часто и максималь­ но приближены к боевым ус­ ловиям. Такое учение состоя­ лось у дальномерщиков совсем недавно. По команде лейтенан­ та Горбач краснофлотцы быстро занимают места у дальномера. Каждый работает у своего за- ведывания четко и уверенно. Командир отделении дально­ мерщиков младший сержант Зайцев докладывает командиру о готовности к бою. Лейтенант доволен работой дальномерщи­ ков: сегодня они подготовили материальную часть к бою на­ много раньше, чем на прошлых учениях. Стрелка секундомера показывает перевыполнение норматива. Началось учение. Сложные вводные по поимке цели и определению до нее дистанции, отсчет данных для стрельбы — все это дальномерщики решали ! успешно. Началась тренировка Приборист Васильев Краснофлотец Васильев — 1 сигнальщик и не радист. а | прение и слух у него развиты •ак, что он почти всегда пер­ вым замечает появление про­ тивника, Эти качества также важны и для прибориста. Стоит фашистскому самолету появпть- t;|, как Васильев мгновенно Цель 11 начинает четко учитывать данные для стрель- іерез секунды снаряды зе- ниток метко разят непрошен­ ного «гости». Б,,т пример. Самолет врага латался проникнуть к нашим •500ННЫМ об’ектам, но зенитчи- ^ и и был разбит, что называет- ll!’ ВДРебезги. Ломаясь на ча- 1И’ немецкая машина рухнула ’ Морскую пучину. Как всегда, — поясняет і ^тандир батареи, — Васильев ^окойно и четко выполняет ' ' 10 Работу. Были случаи, ког­ да враг появлялся в непосред­ ственной близости, и батарей­ цам грозила опасность быть об­ стрелянными пулеметным ог­ нем. В такие минуты Васильев пи на мгновение но отрывался от своего прибора, — Я так думаю, — говорит приборист Васильев, — в дни войны мало знать только свое дело. Так же хорошо нужно уметь исполнять обязанности и других, рядом стоящих с тобой товарищей... Приборист Васильев расска­ зывает об опыте своей работы в боевой обстановке: — В начале войны, будучи малоопытным прибористом, я допустил непоправимую ошиб­ ку. Однажды во время боя я за­ менял заболевшего товарища. Самолеты появились над гори­ зонтом. Мало того, что я еле справлялся с поимкой цели, по по взаимозаменяемости. Коман­ дир дает вводную: — Командир отделения ра­ нен. Расчет действует без замин­ ки. Второй номер занимает ме­ сто командира. Впоследствии вышел из строя третий номер. Заменить его некому. Дально­ мерщики работают сокращен­ ным составом. Дальномерщики неплохо овла­ дели своей специальностью: хо­ рошо знают устройство прибо­ ра. научились управлять им в любой обстановке. Например, краснофлотец Телеинов довел до минимума теоретическую ошибку при определении ди­ станции до цели. Сейчас Телеп- нев тренируется, чтобы добить­ ся еще лучших показателей. Командир отделения дально­ мерщиков младший сержант Зайцев сумел организовать уче­ бу и тренировки так, что красно­ флотцы с увлечением работают над освоением специальности. Дальномерщики взяли обяза­ тельства — еще глубже изу­ чить материальную часть при­ бора, стать мастерами своего дела. Так дальномерный расчет нашей батареи борется за вы­ полнение приказа товарища Сталина. А. ПИСКАРЕВ. еще и оторвал глаза от нее, чтобы посмотреть на гудящие самолеты противника. Это при­ вело к тому, что точность на­ водки была сорвана. По моей вине снаряды рвались далеко от цели... Я долго мучился, I не мог себе простить этого и дал командиру клятву, что ни­ чего подобного в моей жизни не повторится. С этих нор я решил овладеть обязанностями всех номеров нашего отделения. Для этого нужно много зани­ маться. Вовремя занятий я вы* яеняю все вопросы, на следую­ щее утро повторяю, просмат- 1 иваю документы: руководство по" материальной части и веде­ нию огня зенитной батареи. Кроме этого я проверяю себя вопросами и ответами на самом приборе. Лучше всего это за ­ крепляется во время боя. За­ меченные особенности записы­ ваю и при первом же случае разрешаю их. А таких обстоя­ тельств бывает немало. Всего в Д а л е к о о т Л е н и н г р а д а д о Р и о - д е -Ж а н е й р о — с т о л и ц ы и к р у п н е йш е г о п о р т а Б р а з и л и и . Н а д о пройти Б а л т и к у , п р о л и ­ вы, С е ве р н о е море и А т л а н т и ­ ч е с к и й о к еа н , из о д н о й ч а с т и с в е т а п е р е н е с т и с ь в д р у г у ю . К р а т ч а йш и й п у т ь м е ж д у д в у м я этими по ртами равен 11.643 к и л ом е тр а м . Т а к о й п у т ь п р о ­ ш е л в в о д а х Ф и н с к о г о з а л и в а и Б а л т и к и т р а л ь щ и к « Т - 2 0 5 » в гр о зны е д н и В е л и к о й О т е ­ ч е с тв енно й войны , за л е т н ю ю и о с е н нюю к а м п а н и и 1041 г о ­ да. И з 11.071 к и л о м е т р а т р а л ь ­ щик п р ош е л с т р а л ом 4,584 к и л о м е т р а . Он ф о р с и р о в а л минные п о л я , п о с т а в л е н н ы е врагом , о ч и щ а л п у т ь с о в е т ­ с ким к о р а б л я м , д е л а л е го бе зо п а с ным . Пр о т и в н и к з а с о р и л с о в е т ­ с к и е м о рск и е д о р о г и , п о с т а в и в мины на н аш и х к о м м у н и к а ­ ц и я х . «Т -205» д е н ь и н о ч ь к р у ж и л по морю , в ы к о р ч е в ы ­ в а я в р а ж е с к и е мины, у н и ч т о ­ ж а я минные по л я. В м ашин е, н а вер х н ей п а л у ­ бе и на м о с т и к е т р а л ь щ и к а п е р е д бо е в о й о п е р а ц и е й в о з ­ н и к а л о о ж и в л е н и е . К о р а б л ь с п еш н о г о т о в и л с я к в ы х о д у в море. Л ю д и о т п р а в л я л и с ь не в у ч е б н ы й п о х о д , а на о т в е т ­ с т в е н н ую б о е в ую о п е р а ц ию . Т р а л ь щ и к ш е л п о л ны м х о ­ дом . З е н и т ч и к и г о т о в и л и с ь к вст р е ч е с в о з д у ш н ы м вр аг ом . К о м а н д и р б о е в о й ч а с ти г о в о ­ рил зе н и т ч и к а м : — В с т р е т и м ф аш и с т о в , к а к п о д о б а е т м о р я к а м - б а л т и й ц а м ! Р а з д е л а е м п о д мрамор с с и н и ­ ми п р ож и л к а м и ! , И т о л ь к о с к а з а л э т о к о м а н ­ ди р, к а к в д а л е к е п о с л ы ш а л с я г у л а в и ац и о н н о г о мотор а. На к о р а б л е про б и л и б о е в ую тр е- согу, к а ж д ы й з а н я л по т р е в о ге п о л о ж е н н о е е м у ме­ сто. К а к во ро ны н а л е т е пи ф аш и с т ы на наш т р а л ь щ и к . Он и п р ош л и н а д самым к о р а б ­ л е м и с б р о с и л и бомбы. В тот момент, к о г д а к о р а б л ь с о в е р ­ ш а л ц и р к у л я ц и ю и о пы т ны й р у л ев о й , с т а рш и н а 2-й с т а т ь и Л и л е е в по п р и к а з у к о м а н д и р а тов. Ш к р е б т и о н к о д о о т к а з а п о л о ж и л р у л ь право на б о рт, у к л о н я я с ь о т йом б о вы х у д а ­ ров, о д н а из бомб, с б р ош е н н ы х ф аши стам и , р а з о р в а л а с ь б л и з к о за кормой. И з с т р о я в ыш л а на т р а л ь щ и к е р у л е в а я м ашин а. К о р а б л ь п е р е с т а л у п р а в л я т ь с я и к а т и л с я к берегу. О с т а н о в и т ь м ашин у — это з н ач и л о о б л е г ч и т ь з а д а ч у в р а ­ ж е с к о г о б ом б ом е т ан и я . К а з а ­ ло сь, что к а т а с т р о ф а н е и з б е ж ­ на. Т о г д а с та рши й к р а с н о ф л о ­ тец Л у щ е н к о мигом п о я в и л с я в р ум п е л ьн ом о т д е л е н и и и т ак бы с тро ис п р а в и л п о в р е ж д е н и е , что к о р а б л ь бы л с п ас е н . С т а р ­ шина 2-й с т а т ь и Л и л е е в снова руководстве по ведению огня не предусмотришь. Приборист Васильев так на­ тренирован. что в облачность, мглу, ветер, дождь, заряды он приучил себя работать как в хорошую погоду. После каждого налета он записывает состоя­ ние погоды и облаков, солнеч­ ность, а также откуда появил­ ся враг. •— Надо постоянно развивать чуткость слуха,— поясняет Ва­ сильев ,— считая его продолже­ нием зрения. Если что-то ме­ шает глазу, навались на слух. В одном месте шарь гла­ зом, а другое не отпускай от уха. Если вы поймали цель в перекрестье азимутального ви­ зира, так и держите ее до кон­ ца. не отступая ни па волосок, как бы враг ни метался. Стоит упустить цель хоть на одно д е ­ ление, произойдет ошибка, ко­ торая отразится и на других номерах, а. следовательно, и на Iметкости стрельбы. Правда. т о ч н о и н е з а м е д л и т е л ь н о п е р е ­ к л а д ы в а л р у л ь , в ы п о л н я я п р и ­ к а з а н и я к о м а н д и р а к о р а б д і т о в. Ш к р е б т и е н к о . Т р а л ь щ и к « Т - 2 0 5 » п р о д о л ж а л с в о й п уг:,. В о б щ е й с л о ж н о с т и о н о т б и л ­ с я о т д е в я т и в о з д у ш н ы х а т а к . З о р к и й ч а с о в о й с о в е т с к о й Б а л т и к и « Т - 2 0 5 » о б е з в р е д и т , п о д с е к и у н и ч т о ж и л т р и д ц а т ь в р а ж е с к и х мин. « Т - 2 0 5 » в ы х о д и л в м о р е не в с е г д а в о д и н о ч е с т в е . Ч а с ­ т о з а ним, к а к з а ф л а г м а н о м , с л е д о в а л а в к и л ь в а т е р к о л о н ­ на т р а н с п о р т о в , д о в е р я я с в о ю с у д ь б у г е р о и ч е с к о м у э к и п а ж у и к о м а н д о в а н и ю т р а л ь щ и к а ___ с т а р ш е м у л е й т е н а н т у Ш к р е б ­ т и е н к о и в о е н к о м у — с т а р ш е ­ м у п о л и т р у к у Н и к и ф о р о в у . К о р а б л ^ в о з в р а щ а л с я п о с л е о п е р а ц и и в б а з у и, с л у ч а л о с » , т у т ж е п о л у ч а л н о в о е б о е в о е з а д а н и е . Л ю д и п р и в ы к л и к н е п р е р ы в н ы м п о х о д а м . «В м о - Ре д о м а , н а б е р е г у — в г о с ­ т я х » — г о в о р и л а д м и р а л М а к а р о в . Во в р е м я О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы в к а м п а н и ю 1941 г о д а « Т - 2 0 5 » п р и х о д и л к р о д н о м у б е р е г у т о л ь к о в г о с т и . Т р а л ь ­ щ и к п о с т о я н н о п р е б ы в а л в м о р е . Э т о б ы л а в о л н у ю щ а я б о е в а я ж и з н ь . В р а ж е с к и е б о м б е ж к и с в о з д у х а , т о р п е д ы ф а ш и с т с к и х п о д в о д н ы х л о д о к , а р т и л л е р и й ­ с к и й о б с т р е л б е р е г о в ы х б а т а ­ р е й не м е ш а л и т р а л ь щ и к у в ы ­ п о л н я т ь п о р у ч е н н ы е е м у к о м а н ­ д о в а н и е м б о е в ы е з а д а н и я . С и л ь н ы й д у х о м , с п л о ч е н н ы й э к и п а ж у п р а в л я л с я в о л е в ы м и к о м а н д и р а м и . В о т п о ч е м у ф а ­ ш и с т с к и е з а х в а т ч и к и н е с у м е ­ л и н а н е с т и в р е д а к о р а б л ю , в о т п о ч е м у н е в е р н о л о ж и л и с ь на ц е л ь ф а ш и с т с к и е а в и а б о м б ы , а б е р е г о в ы е б а т а р е и н е м о г л и в з я т ь в в и л к у з а м е ч а т е л ь н ы й с о в е т с к и й к о р а б л ь . В о т п о ч е ­ м у с л а в н о м у э к и п а ж у т р а л ь ­ щ и к а « Т - 2 0 5 » п р и с в о е н о в ы с о ­ к о е з в а н и е г в а р д е й с к о г о . 70 к о р а б л е й п р о в е л з а с в о и ­ ми т р а л а м и « Т - 2 0 5 » . О н д о с ­ т а в и л к м е с т у н а з н а ч е н и я н е м а л о е « о л и ч е с т в о с о в е т с к и х воино в. Т р а л ь щ и к н е т о л ь к о в ы л а в л и в а л м и ны в р а г а , но и с а м с т а в и л ми ны н а в а ж н е й ­ ш и х к о м м у н и к а ц и я х П р о т и в ­ ни ка. Т р а л ь щ и к « Т - 2 0 5 » у н и ч т о ­ ж а л ж и в у ю с и л у и т е х н и к у в р аг а . Л ю д и « Т - 2 0 5 » п р о я в л я ­ л и с т о й к о с т ь и о т в а г у в б о я х з а о т е ч е с т в о , б о р я с ь н е на ж и з н ь , а н а с м е р т ь с н е н а в и с т ­ ным и ф а ш и с т а м и . М о р я к и в с е х ф л о т о в ! К о г д а в ы у с л ы ш и т е о г р я д у щ и х н а ­ ш и х м о р с к и х п о б е д а х в в о д а х Б а л т и к и , т о з н а й т е : с р е д и д р у ­ г и х к о р а б л е й э т у п о б е д у о б е с ­ п е ч и л н а ш е м у ф л о т у т р а л ь щ и к « Т -20 5 ». М . З И Н Г Е Р . ошиока может быть исправле­ на. но это не должно успокаи­ вать зенитчика. Самый ценный залп — первый, и он должен быть особенно точен. Приборист Васильев свой опыт охотно п ер едает и другим зенитчикам. На каждом запятил он внимательно следит з а о т ­ стающими. Сейчас он помогает овладеть точной наводкой и изучить си дуэты самолетов врага красно­ флотцам Леуіиину и Дуркину. -—• Не . отстану от пих до I т е х пор, пока они н е узнают : все, что т р еб у е т от зенитчика прибориста наша боевая обета - \ новка... I За высокую бдительность, ! четкую работу вверенных ему I механизмов, за дисциплиниро­ ванность и любовь к своему дс- лу приборист Васильев полу­ чил не одну благодарность. Н. ТОЛПЕГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz