Северная вахта. 1942, май.
13 мая 1942 г. № 120 (22S ). СЕВЕРНАЯ ВАХТА ФЛОТСКАЯЧЕСТЬМОРЯКАМДОРОГА-БУДЕМГРОМКТЬБЕСПОЩАДНОВРАГА! Г о т е - Ь винтовку , пулемет , пушку так , чтобы 'к 'к -к старшина второй статьи Старшина 2-й статьи Нвал- чонко пользуется заслуженным авторитетом в части. Почет и уважение молодой патриот за служил честным выполнением сно“ГО воинского долга, Мятый год служит он на флоте. До сих пор в его па мяти сохранились белорусские ■проаол.ы. Парии играли н і гармониях, белокурые девчата пелit песни. Молодые и старые провожали своего друга на ..щиту морских границ люби- •!" 1 Родины. — Не забывай нас. друже! Служи честно! Ниши! — гово рили. земляки на прощанье. Поезд умчал будущего краснофлотца на юг, к Чер ному морю. Окончив па крым ском берегу школу связи, Иванченко прибыл на север. С тех пор он непрерывно не- оет здесь боевую вахту. За это время много произошло перемен Накануне войны ему писали родные, что стали жить 'еще лучше и богаче, . <:н лашали его в гостя. " іі вдруг— война. С начала ее гтаглнина 2-й статьи не по-- лучил ни одной весточки от родных. Читая, как гитлеров цы оскверняют священную млю цветущей Белоруссии, Иванченко сжимает кулаки. У /г- сердце обливается кровью, хочется мстить бандитам. Но и здесь фронт. Оружие Иванченко — радиоаппарату ра. К.' надо было подготовить к боевым походам. Прошлой ■осенью, когда сторожевые ка тера встали на ремонт, стар шина 2-й статьи, возглавил работу радистов боевых кораб лей. — Ремонтировать станции будем саміи. Помощи ожидать неоткуда. Придется подна жать... — сказал он товари щам, после того, как все пла ны по ремонту были составлены и утверждены командиром. Дружно взялись бойцы за работу. Выполнили заданно так. как положено. Начались занятия но специальности. В группе оказались молодые краснофлотцы. Это еще'больше озаботило командира отделения и главного старшину. Начались занятия. Люди сперва изучили устройство приемников и пе редатчиков. Затем занялись электротехникой. А когда и в этой отрасли все касающиеся радиоотдела вопросы были ра зобраны, бойцы начали осваи вать технику приема и пере дачи. Тут нужна была тренировка. Иванченко организовал ее. На следующий же день бы ло сделано несколько «зумме ров» и оборудована передача через репродуктор. Трениров ка началась. Один передавал, остальные записывали. Затем командир проверял, кто и как принял. Изучал характер оши бок. советовал, как лучше устранить их. — Теперь надо приучиться работать в сети нескольких станций... — говорил он. Сказано — сделано! Красно флотцы, по указанию старши- I ньт. установили ключи в трех I помещениях. Иначе говоря, j было оборудовано несколько I разных мест для передачи и одно— для приема. Соблюдая все правила радиообмена, бой цы приступили к тренировке. И эта сложная задача по обучению радистов была ус пешно решена. Теперь, когда хорошо отре монтированные и (всесторонне изученные радиоустановки опять на своих мостах, а мо лодые специалисты Садовщи- ков, Нуждин и другие встали на самостоятельную вахту, старшина 2-й статьи Иванчен ко заверяет: — .Радисты не подведут! 8/!. ЛУЖБИН. они безотказно действовали в бою * Знап іь орудие WW I ! т .1 ш ш г 9Ы Ш « мм ■ЙІ Wi-"-'• Наводчики посту. Г. Ходюк и Д . Абрамов тренируются на боевом Фото Д . Кузнецова. Подготовка пулемета к стрельбе Н авод ка по открытым целям из станкового пулемета с назем ным прицелом происходит в с л е дующей последовательности: у с тановка ствола I в 'горизонтальное положение, грубая наводка пуле мета в цель, установка прицела и целика, открепление болтов рассеивающего механизма и тон кой в ер т и к а л ь н о й ' наводки, точная наводка пулемета в цель. Е сли пулеметчик намерен в ес ти стрел ьбу в одну точку, тз механизмы н адо закрепить. Если необходимо вести стрельбу с рас сеиванием по фронту, то зак реп л я т ь механизмы не нужно. П о мощник наводчика устанавливает прицельное кольцо на нужное деление. Всю эту работу надо произво дить быстро, не ослабляя в то же время наблюдения за против ником. Только при установке прицела и целика наводчик от рывается от наблюдения. Наводчик устанавливает при цел па выбранное им самим деле ние. Д е л а е т это .он так: б о л ь шим пальцем правой руки с д в и гает тормозную планку и в р а щ ает маховичок до совмещения верхнего обреза хомутика с пул: ■ ным делением прицельной п лан ки. Д л я закрепления хомутика па стойке прицела надо с д в и нуть тормозную планку на место. Чтобы установить целик на нужное деление, нужно левой рукой .вращать за головку х о д ѵ вой впит до совмещении у к а за теля ц елика с нужным делением шкалы на трубке. Затем правой рукой надо открепить механизм тонкой вертикальной наводки, а левой— рассеивающий механизм. Вращай правой рукой махови чок тонкой наводки: д л я повыше- І ния у г л а— вправо, д л я уменьше- ! ния— влево. Д е р ж а с ь л ево й ру- ! кон ѵ»а р учк у заты ль н и ка, наводи ! пу лем ет в ц е л ь так, чтобы вер- - шина мушки н ах о ди л ась на с е р е дине прорези ц ели ка, ровно с ее краями и к а с а л а с ь точки наводки. Правый г л аз д о лж е н находи ться от прорези ц е л и к а на 12— !5 см., а левый д о л ж е н быть закрыт. Д л я стрел ьбы в т о ч к у (без рассеивания) н адо п о с л е д о в а т е л ь но закрепить л евой ру к о й р ас сеивающий механизм, а правой— механизм тонкой в ер ти к ал ьной наводки. Е сли потребу ется вести огонь с рассеиванием в глубину, то левой рукой надо зак р еп и т ь т о л ь к о рассеивающий механизм. Д а л е е наводчик п р ик азы вает своему помощнику по ст ави т ь прицельное к о л ьцо на нужное деление, которое д о лж н о с о о т ветствовать делению на п р и ц е л ь ной планке (если другое д ел ени е не указано командиром). Например, если приц ел у с т а новлен на цифре £>, то и при цельное к о л ь цо у ст ан авл и вает ся на такой ж е цифре. Д л я этого надо взят ь ся большим и у к а з а тельным пальцами правой руки за прицельное кольцо и в ращ ать его д о совмещения н уж н о го д е ления с ук азат ел ем в окне втулки. После установки п риц ельного к ол ьца надо обя зател ьн о прове рить, не сбилась ли наводка. ГІо распоряжению навод чи ка его помощник д о к л а ды в а е т командиру о готовности пулемета к ст рел ьбе Старшина 2-й статьи А. С Е ЛЮ Т И Н . Пулеметчики долго готови лись к выполнению второго упражнения. Вот, наконец, на ступил день стрельб. Бойцы вышли на линию огня и у всех было одно желание — не осра миться, хорошо выполнить упражнение. Сержант Борисов и младший сержант Тихонов выполнили за дачу па отлично, краснофлотцы ІИергин, Репин, Нирогов и Си доров — на хорошо. Отстали только Губко и Черепов. Они, как выяснилось на стрельбе, невнимательно готовились к выполнению задачи. Порвое ме сто на стрельбах заняло отделе ние сержанта Борисова. Сейчас пулеметчики готовят ся к выполнению последующих упражнений. Выполняя перво майский приказ товарища Сталина, они стараются в со вершенстве овладеть пулеме том и техникой стрельб. Недавно состоялась техниче ская конференция по пулеме ту, которая привлекла внима ние всех бойцов. К . ТОРЦЕВ. Наши обязательства Лучше изучить свое оружие, в совершенстве овладеть им — такую задачу взяли на себя все наши комсомольцы. Они обяза лись отлично выполнить задачи па предстоящих учебных стрель бах. Отличники боевой подго товки Солодов и Скороходов по могают отстающим на ремонте машин. Сейчас поі вечерам отведены дополнительные часы на заня тия по изучению оружия и противогаза. Два раза в месяц будут проводиться технические конференции. Комсомольцы нашей авиача сти горячо поддержали обраще ние зенитчиков и иулемотчиков об организации соревнования по овладению боевой техникой. Секретарь бюро ВЛКСМ Н. БАЛУЕВ. 2. В м Зима пришла дружная, ветре- , пая, морозная. В несколько: дней рока, взморье, море у бе регов покрылись вязким креп ким льдом. Лед “нарастал бы стро, час от часу становясь плотнее, крепче. Ветер и про ходящие корабли взламывали его, сбивали в большие торо систые льдины, которые смер зались в огромные поля. Скоро ими было покрыто все морс. Даже в порту корабли не могли самостоятельно передви гаться по пробитым во льду каналам. Лед затягивал воду корой и корабли застревали в все крепчал и и°й. А мороз крепчал. В море, далеко от берога, В| сплошном десятибалльном льду Дрейфовали транспорта. В трю- *) См. «Северную вахту» за мая. о р>*> мах у них хранился цепный груз. Груз и суда надо было1 спасти в кратчайший срок. Медленно, метр за метром, пробивал корабль путь среди льдов к затертым транспортам. Or то отходил назад, на расчи щенное уже место, то набирал полную скорость и бросался вперед, на чистое поле, прола мывая его стальным форштев нем и своей тяжестью. Ветер и течение сжимали пробитый ка нал. вновь торосили льды. Ча сто гигантские льдины встава ли на ребро и. словно живые, ползли вверх по борту, на па лубу. Но корабль продолжал бить, таранить их. и. наконец, пробился к судам. Пять раз пришлось ему совершить похо ды между базой и дрейфующи ми транспортами. Одного за другим, он прибуксировал паро ходы в порт. Груз и суда были спасены. Но корабль ждала уже дру гая работа, Пополнив запасы, он снова ушел в море, на этот раз выводить тральщики. Стоя ли морозы, лед стал еще креп че, торосистее. Иной раз за целую вахту корабль не мог пробиться и на корпус. Счита лось удачей, если за сутки уда валось пройти 8— 10 кабель товых. И все же корабль про шел этот трудный путь. Под его проводкой прибыли траль щики в базу и встали у стен ки, на зимний ремонт. А корабль снова покинул порт и пошел проводить сквозь льды, на чистую воду, новые корабли. Трудно сказать, кто лучше работал в таких походах. В мо роз, в ветер, в пургу шагали но мостику то командир, то по мощник его, то дублер команди ра— ледовый капитан Кучерин. У руля, чуткие, внимательные, сменяли друг друга рулевые Колычев, Дерягин, Малыгин. Зорко несли вахту сигнальщи ки и наблюдатели. Мерзли, сты ли на ветру, но ни на секун ду не ослабляли внимания комендоры Филиппов, Дудкин, Елин. Глубоко в кочегарке без устали шуровали, подламывали уголь в топках кочегары Ки риллов, Безбородов, Тяпкии. Выжимали из машины все, что она может дать, машинисты Грибанов, Телов, Белозеров. Корабль шел среди льдов и всей своей мощью пробивал путь. Такие походы повторя лись несколько раз. Стали прибывать дни. пока залось низко над оледенелым морем солнце, и кораблю при шлось торопиться еще больше: ведь весной, когда начинаются самые сильные подвижки льда, судам грозит особенная опас ность от них. Много испытаний вынес ко рабль за эти предвесенние дни. Даже его стальной, огромной крепости фортштевень не вы держал страшных ударов об лед и дал трещину. Были сре заны заклепки в обшивке кор пуса. в трюм поступала вода, и отливные помпы работали круглые сутки. Бывало и так, что корабль, зажатый льдами, оставался почти без угля, рис куя и сам превратиться в иг рушку стихии. Но моряки, уп рямые. несгибаемые советские люди, преодолевали все трудно■ сти. Наконец прошел ледоход, на чало очищаться море. Корабли, пароходы, рыбацкие тральщи ки, закончив зимний ремонт, готовились к горячей летней работе. К корабль, нуждаю щийся в серьезном ремонте, но поирѳжнему готовый к бою, впервые получил возможность спокойно встать к причалу. Он стоял и, словно, смотрел на идущие мимо пароходы, траль щики, баржи, корабли— на суда, которые он вывел изо льдов за минувшую зиму. А. МИРОНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz