Северная вахта. 1942, май.
22 мая 1942 г. № 119 (225). СЕВЕРНАЯ ВАХТА КАК ДОСТИГАЛСЯ УСПЕХ На сухопутном фронте, где j отряд моряков сражался, с по -1 моцкими оккупантами, я был; автоматчиком. Здесь я убедил с я . как важно умело владеть свони боевым оружием. Но больше всего я полюбил пуле мет. Бывало, когда, мы шля в атаки, с флангов метко били по врагу наши пулеметчики. Впоследствии моя мечта — стать пулеметчиком — сбы лась. Но передо мной вставала трудность: автомат я знал прекрасно, а вот о пулемете, имел только, общие понятия. Освоить все сразу было труд но, ко я так увлекся' своим новым оружием, что просижи вал все вечера напролет за пулеметом и наставлениями. Когда материальная часть станкового пулемета была усвоена -неплохо, я начал тре нироваться в наводке, выборе цели и приемах стрельбы. "Очень много помогли пулемет чики-фронтовики, у которых я учился умению выбирать по зицию, маскироваться и шести огонь но врагу. Так я стал ломандиром отделения пуле метчиков. Сейчас я. сам обучаю краснофлотцев. В подготовке пулеметчиков очень важно знать особенности каждого краснофлотца. В этом я убедился на собственном /~шштс. В нашем взводе есть краснофлотец т. Павленко. На занятиях он всегда дисципли нирован и внимателен, а нач нешь спрашивать, отвечает плохо. Побеседовав с бойцом, я решил в ' свободное время, заниматься с ним отдельно. Через месяц Павленко начал хорошо усваивать материаль ную часть, а впоследствии сдал зачеты на отлично. На тренировках по паводке ’опять встретились трудности: Пав ленко очень несмело обращал ся с пулеметом, при наводке излишне торопился, прежде временно спускал курок, и ре зультаты были очень плохие. Я рассказал краснофлотцу, что в бою так действовать нельзя, и показал, как это надо де лать. Когда подготовка была за копчена. мы пошли на стрель бище. Результат получился неплохой. Две задачи он вы полнил на хорошо, а осталь ные три — на отлично. Очень много пришлось пора ботать и с краснофлотцем; т. Жуйкоошм. При наводке в цель он никак не мог закры вать один глаз: хочет закрыть один, а закрываются оба. Или смотрит при наводке обоими глазами. Дали ему так 4 пат рона, но пи одна пуля даже в щит не попала. Я сперва приучал Жуйкова, спокойно наводить и нажимать на курок. Затем начал при учать его смотреть в прорезь одним глазом. При наводке я ложился рядом. закрывал Жѵйковѵ ладонью правый глаз. 0 постепенно приучил его к правилу. Первую стрелковую задачу Жуйков выполнил поюредствен- но. Я подбодрил бойца и еще несколько раз тренировал его в наводке при помощи арто- скопа. Вторая задача была выполнена на хорошо, а все остальные — на отлично. Выполняя приказ товарища Сталина, мы еще крепче взя лись за освоение пулемета. Наряду с занятиями и трени ровками, мы проводим учения, где пулеметчики приобретают умение выбирать позиции для пулемета, определять дистан цию до цели и вести огонь по врагу. Недавно мы про вели такое учение — наш пу леметный расчет цолучил хоро шую оценку. Старшина 1-й статьи В. ШИПОВ. Младший сержант П. Рычев, отличник боевой и политиче ской подготовки (Н-с кая часть). Фото Д. Кузнецова. Усиленно тренируемся У орудий Недавно мы провели техни ческую конференцию. Я позна комил личный состав с мате риальной частью орудия, взаи модействием механизмов. До клад длился один час, остальное время занимались у пушки, практически знакомясь со все ми частями. Молодым краснофлотцам мы оказываем индивидуальную по мощь. Установщик прицела Гомзиков и установщик дистан ционной трубки Попов— недав но на орудии. С ними я зани маюсь ежедневно. Попову я часто даю вводные. Во время учений однажды скомандовал: —- Застопорило замок, Попов но смог устранить пов реждения. Я тут же показал ему, как надо это сделать. Непо средственно у орудия рассказы вал о других задержках, кото рые могут произойти во время боя. Попов быстро усваиваот свое дело. Нашему орудийному расчету недостает еще слаженности, не отработан автоматизм в дей ствиях. Сейчас мы вступили в соревнование по овладению бое вой техникой. Старшина 2-й статьи А. СИНИЦЫН. Советы сигнальщикам и наблюдателям ЧЕТКО И СВОЕВРЕМЕННО ДОКЛАДЫВАТЬ ОБО ВСЕМ ЗАМЕЧЕННОМ Посты службы наблюдения и связи являются «глазами коман дования» на побережьи. От того, насколько четко и быстро будет работать личный состав постов, зависит своевременное обнаружение надводных, подвод ных и воздушных сил против ника. Каждый сигнальщик должен помнить, что, заступая на вах ту. он должен обеспечить командование своевременными и достоверными донесениями об обстановке на театре. Ііыстроо и своевременное обнаружение врага дает возможность свое временно привести в боевую готовность средства борьбы с ним и лишить противника нре- имущества внезапности. Главное в наблюдении— свое временно и безошибочно опреде лить фашистские корабли, под лодки и самолеты и как мож но быстрее доставить эти све дения командованию. Ведя наблюдение, всегда нужно помнить, что при появ лении в видимости поста вра жеских или своих кораблей необходимо как можно точнее выяснить элементы их движе ния и действия. Порядок доне сения о кораблях и самолетах сигнальщики должны помнить наизусть. Чтобы донесение было пол ным, необходимо сообщать следующее: кто наблюдает (номер или позывные своего поста), время наблюдения, что наблюдается (корабль, самолет, их типы), пеленг на об’ект, расстояние до об'екта, высота (если наблюдается самолет), курс, и что делает наблюдае мый об’ект (показался, стоит без хода, на якоре, скрыл ся и т. д.). Если в донесении какой-либо из перечисленных пунктов бу дет упущен или передан невер но, то ценность такого донесе ния понижается, так как вос произвести обстановку в райо не поста будет трудно. Для того, чтобы не было ошиоок в донесениях, сигналь щик должен знать силуэты своих и вражеских кораблей и самолетов, точно установить таксиметр, чтобы не было ошибки при отсчете пеленга, научиться точно определять на- I глаз курс, расстояние до об’ек- I тов, появившихся в видимости ' поста. ! _ Но сигнальщик должен на- ! блюдать и доносить не только о ! кораблях и самолетах,— он дол жен непрерывно вести наблю- Iдоние и докладывать обо всем 'замеченном в районе видимости ! поста: о плавающих минах, 1шлюпках, выпущенных ракетах I и других сигналах, о резком ! ухудшении видимости и т. п. Если корабль поднял сигнал или вызывает пост другими средствами с'вязи, сигнальщик должен быстро ответить, так как сигналы с корабля обычно бывают видны недолго, а имен но— когда корабль проходит вблизи траверза поста. Быстрота и точность переда чи донесения зависят не толь ко от сигнальщика, но и от четкой и быстрой работы всех сиязистов, несущих в это вре мя вахту на телеграфных, те лефонных станциях и рациях. Вахтенные связисты должны, ни на минуту не задерживая, без искажений, быстро и четко принимать и передавать теле граммы и радиограммы доби ваясь быстрейшей доставки их адресату. За счет скорости I нельзя ухудшать ка,честна ра- ! боты, так как быстро передан- 1пая, но искаженная телеграмма повлечот за собой излишние запросы — и время прохожде ния донесения не сократится, а увеличится. При передачах донесения всегда помни, что враг может подслушать. Поэтому не пере давай незакодированных доне сений. При переговорах ни в- коем случае не называй места расположения своего поста. Капитан 3-го ранга В. Е. СЕВАСТЬЯНОВ. 1. Люди корабля . -‘тот - корабль пользуется заслуженной славой. Вся стра на знает отом, как замечатель но работал он до войны, вы полняя ответственные, важные задания. Подетать кораблю и его лю ди: смелые, стойкие, волевые моряки. Война поставила перед ними новые, еще іболео ответ ственные, чем в мирное время, задачи, и моряки выполняют их честно, мужественно. •■Корабль давно нуждался в ремонте. В котлах затвердел толстый слой накипи, износи лись некоторые механизмы. Надо 'было осмотреть, отре монтировать корпус, гребные винты. Но наступила северная кима. во льду застряли и про сили помощи рыболовные тральщики, транспорты. Корабль, отказавшись от ре монта, приступил к зимней ра боте. Начали моряки с чистки котлов. В мирное время на это потребовалось бы не ме нее трех суток, но теперь и на сутки нельзя было выво дить корабль из строя. Коче гары из бригады Тяпкина но стали іждать, пока остынут котлы. Постелив доски, они влезли в . жаркие топки ■и, изнемогая, от жары, работали, пока не сделали все, что тре бовалось. Только 12 часов за тратили стахановцы на. очист ку котлов — в шесть раз мень ше, чем (полагалось по норме. В походе кочегаров ожидало новое испытание. Во льдах, далеко от базы, вышли из строя два боровка н котлах. Казалось, нечего было и ду мать о быстром ремонте: ведь не полезешь в раскаленную топку. Однако, кочегары полез ли. В котлах снизили давле ние до 9 атмосфер, из одной тонки выгребли жар (в ос тальных горение продолжа лось). Кочегары Кириллов и Вещагия работали в топке, намочив одежду в воде и обмо тав лица мокрыми тряпками. Полтора часа провозился над своим боровком Кириллов, ! более двух часов— Вещагин. Тлела быстро просыхавшая одежда, на руках, на кончиках ушей появились ожоги. Но I герои продолжали работать— и сделали все. Л когда обна ружилась течь в подкрепляю щих скобах котлов, кочегар Иванов, захватив сварочпт.ій агрегат, тоже полез в горя чую топку — и заварил течь, не выводя котлы из строя. Корабль выполнял боевые задания. В любой день мог он встретиться о врагом. Красно флотцы Емельянов, Закатов, младшие командиры Филиппов, Елин и другие много трениро вались, учились вести меткий огонь по врагу. На корабле нехватадо лю дей. Вместо шести часов коче гары работали 'восемь. Часто для помощи им в котельную спускались рулевьщ И комендо ры. Л в свободное время моря ки находили силы для того, чтобы обеспечить еще боль шую неуязвимость, живучесть корабля. Клинкеты между отсеками были устроены очень неудоб но: по тревоге их приходилось закрывать с палубы, специаль ным приводом. Случись обстрел с самолета — и многие люди могли выйти из строя раньше, чем удалось бы закрыть клин- кеты. Моряки решили переде лать это устройство. Перевели привод прямо в кочегарку, упростили .его. Все клинкеты можно теперь закрывать впя теро быстрее прежнего. Много и напряженно рабо тали и машинисты Бармин, Киселев, Грибанов. Пользуясь малейшими остановками, а ча сто и на ходу, они снимали дефектные детали, чистили их, ремонтировали. Ни единой за минки не знали сложные ме ханизмы корабля в течение всей осенней, зимней и весен ней работы. Рулевой Колычев в любую погоду точно водил корабль, но отклоняясь от курса ни на градус. Рулевой Дерягин, на гражденный медалью «За тру довое отличие», орденоносец Малыгин, рулевой Попов мно го лет плавали боцмацада. Море, корабельную службу они знают на-зубок. Вместе с ко рабельным боцманом Леоно вым, знатоком своего дела, они работали так, что любое зада ние по буксировке судов ва льдах корабль выполнял с от личными результатами. Не раз пришлось показать свое мастерство корабелышн водолазам. Однажды зимой по требовалось осмотреть гребные винты корабля. Водолазы, вы званные с берега, медлили браться за эту работу. Стар ший водолаз корабля Худяков, выслушав их, сказал, как всегда, коротко: — Сделаем'! Всю работу проделали по- военному, быстро, даже не за водя подкильные концы. Позд нее так же быстро распутали стальной трос, намотавшийся на винт. А. МИРОНОВ. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz