Северная вахта. 1942, май.
2t мая 1942 /. № 118 (224). СЕВЕРНАЯ ВАХТА Белоторцы не пропустят врага ни на суше, ни в море, ни в воздухе Еще напряженнее учиться, еще выше поднять качество боевой подготовки Орудийный расчет ТЛЯХ. старшины 1-й статьи Н.Сукова на заня- Фото Д. Кузнецова. О С е в е р н а я ночь о Чернеют у причалов мачты и пахнет лесом и треской. Покрыла, ночь крылом прозрачным старинный город над ревой. _ По солнце — словно рядом где-то, п а р и понрежнему видна л бледным пологом рассвета одета мутная Двина, и небо кажется ' стеклянным, в тишине— еще слышней по тротуарам деревянным шаги полночных патрулей. И ночь полна таким покоем, такой спокойной светлотою, что забываешь про войну. Старинный город над рекою молчит и смотрит в тишину. А б Белом море бедой ночью, у Берегов Большой Земли морскую пену режут в клочья сторожевые корабли, морские часовые ю, к о н о в а л о в : о и ждут врага издалека — не спят они в часы ночные, оберегая берега. Спокойные, простые люди давно созрели для побед и комендоры у орудий и торпедисты у торпед. От шквальных брызг насквозь промокли, стоят на вахте моряки и дальнозоркие бинокли не выпускают из руки. Они всегда готовы к бою-— таков обычай моряков— за этот город над! рекою и за поморских земляков, за все, о чем в стихах поэты, и в песнях девушки поют, — за эти бледные рассветы, за лес, листвой сквозной одетый, за наш простой, свободный труд, за города, что строят где-то, за блеск зимы, за прелесть лета, — - за все, что Родиной зовут. Надо учитЬся БЕСЕДА С Рулевые Н-ского корабля старательно готовятся к выхо ду ® море. Командир отделе ния П. Долгодворов рассказал: — Готовясь к, походам, у нас на корабле проводят общеко рабельные учения. На них я научился выполнять ряд опе раций, которые, может быть, придется выполнять в бою. Так по вводной: .«Механиче ское управление, вышло из строя» натренировался быстро перебегать с ходового мостика в рубку и переключаться >на ручное управление. Больше трудов потребовало решение другой вводной: !«Пе ребит штуртрос». Нужно было быстро перебегать с мостика корму, прикреплять к обу- лредохрагаітелыюй рамы нере- авле- йия кораблем. В этой я упраж нялся несколько раз. Сейчас, если потребуется, мюгу точно ■яест-и корабль и таким спосо бом.. На тренировочных учениях Рулевым' давались и такие на хач сектора румпель-тали и ключаться туда для Ѵі РУЛЕВЫМ вводные, которые приходилось выполнять двоим. Например, измерение глубины механиче ским лотом Томсона. Красно флотец Шестаков тренировал ся в прикреплении груза, я— в использовании глубинных трубок 11 других принадлежно стей, применяемых для изме рения глубины на ходу. Наше умение выполнять обязанности в бою недавно проверял флагманский специа лист. Он дал такую вводную: — Перебит штуртрос. Сби ты компасы. Взяв с собой шлюпочные компасы, я перебежал на кор му, ввел в действие для руле вого управления корабля |-ум- Ноль-тали, а штурман занялся компасами. Йройе этих тренировок с рулевыми были проведены занятия по специальности. На них я и краснофлотец Шеста ков ознакомились с разбивкой ручного -лота. Учиться ■ рулевым нужно много, так как мы еще не ста ли мастерами своего дела. На до в совершенстве изучить ТЧинерЬі гошовЬі в бой Это было зимой. В мое рас поряжение прибыл молодой краснофлотец Яков Корнаков. Боец не знал минного дела. Я с ним сходил на боевой пост. Показал, откуда мы бу дем сбрасывать глубинные бомбы. Кратко ^рассказал о на значении и устройстве корабля, его скорости. Говоря о скоро сти, я тут же подчеркнул, что она имеет большое значение и в учебе и в боевой практике. Занятия начали с освоения глубинных бомб и взрывате лей. Занимались вдвоем. Спер ва прочли описание по устрой ству бомбы. Затем взяли чер тежи, напечатанные в учеб ном ■‘материале, и стіали разби рать их. Я читаю описание, а Корнаков разбирает чертеж. Потом он читает, а я слушаю и разбираю чертеж. И тут же задаю ему контрольные вопро сы. Боеіц отложив книгу, ‘от вечает: Что не так скажет, поправляю. Корнаков хорошо изучил глубинную бомбу, труднее бы ло освоить взрывателя. Эта механизмы настолько сложны, что нам пришлось потратить на них 'добрую половину учеб ного времени, отведенного для освоения глубинных бомб. На уроках по освоению взрывателя особое внимание было уделено взаимодействии» частей! По имеющимся дан ным высчитывали расстоя ние до места взрыва бом бы. Решение таких задач по могло нам научиться устанав ливать на взрывателе все данные для такого взрыва бомбы, который не будет опа сен нашему кораблю. Старшина 2-й статьи Н. ГОРБАЧЕВ. устройство рулевого управле ния и яриборов. В особенности надо много поработать над изучением) театра, его особен ностей, научиться хо*роіно вес ти прокладку курса. В остав шиеся до походов дни с (бой цами предстоит провести ряд тренировок по переходу на ручное управление, цо измере ниям глубин механическим и ручным лотом. Краснофлотец Бурков, имею щий практический опыт управ ления рулем, является моим заместителем, но ему до сих пор не удалось решать ввод ные, как заместителю команди ра отделений. Этим мы зай мемся теперь. Первомайский п р и к а з товарища Сталина обязывает в совершенстве овладеть своим оружием. Наше оружие — • ру левое уйравление корабля, приборы. Мы должны отлично водить корабль, четко выпол нять распоряжения командира, переключаться на другие виды управления. !Этого мы добьем ся. Каждую свободную минуту в походах и.вд стоянках бу дем) использовать для совер шенствования твоих знаний и опыта. Записал Н. НИ8ИН. ★ ★ Советы сигнальщикам и наблюдателям КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РАССТОЯНИЕ ДО САМОЛЕТА При отсутствии бинокля или при наличии его, но без ар тиллерийской сетки тысячных, расстояние до обнаруженного самолета можно определять с достаточной точностью при по мощи «Лиры-далыіомера». «JIиріа-дальномер» представ ляет собой фанерную или ме таллическую пластинку (см. рисунок), в середине которой выпилена фигурная прорезь, со ответствующая кажущемуся уменьшению об’ектов при уда лении. По бокам этой прорези на пластинке нанесены деле ния, рассчитанные по разме рам нужного типа самолетов и указывающие расстояние до об’ екта. По размаэсу к р ы л ь е в ~ Ш іУ - 200С - ЗООО По длине cp>o-Jes7Q>kc Д / 1 0 Ю - 8 8 сты и доступны каждому. Н е обходимо знать, для наблюде ния за каким® самолетами предназначена «лира». Если прибор рассчитывается для наблюдения за бомбардировщи ками, то 'берут средние разме ры самолетов) этого типа, если жо для истребителей, то средние размеры истребителей. Средние размеры самолетов бомбардировочной авиации: раз мах крыльев — 20 м., длина фюзеляжа — 15 м.; размах крыльев самолетов истреби тельной авиации — 12 м., длина фюзеляжа, — 8 м. Располагая этими данными, можно рассчитать все деления градуировки «лиры - дальноме ра» и нанести их по бокам прорези, как указано выше: слева— для определения рас стояния по размаху крыльев, сираваг—по длине фюзеляжа. Для расчета применяется следующая простая формула: размах (или длииа фюзеляжа), умноженный на 60 см. (рас стояние «лиры» от глаза) и де ленный на дистанцию наблю дения. Обозначив размах— буквой А. длину фюзеляжа — буквой Б и дистанцию— буквой С получим формулу: «JIира-дальнрмер» ральной величины. Наблюдая заі пролетающими самолетами, необходимо при пользовании «лирой» держать ее всегда на одном> и том же расстоянии от глаз. При этом нужно подогнать наблюдаемый самолет, таким образом, чтобы он находился прямо по гори зонтали, по длине фюзеляжа или по размаху крыльев между краями прорези. Деления градуировки слева покажут расстояние до самоле та, если это определение взя то по размаху крыльев, и спра ва, если определение взято по длине фюзеляжа. Принято, что «лиру» нужно держать от глаз на расстоянии 60 см., что соответствует средней длине вытяітутой руки. Для того, чтобы выдерживать это расстояние, необходимо «ли ру» подвешивать себе па шею на шнурке, который не позво лит -относить ее от глаз даль ше 60 см. Как изготовить «лира-дально мер». Изготовить «лира-дальномер» можно самому из фанеры, но лучше из металлической пла стинки, в середине которой вы пилить фигурную прорезь. Рас чет прорези и градуировка «лиры-дальномера» '{весьма про «Хейнкель-111» средний бомбардировщик «І0нкерс-87В» пикирующий бомбардировщ ик «Юпкерс-88К» пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-88 А -1» пикирующий бомбардировщик С (и ли Г>), 00 д~ = х . где X —г ширина прорези для данной дистанции наблюдения. Задавшись целью вычислить ширину прорези для дистанции 1000 м., подставляем в -форму лу известные данные. Для про стоты расчета приводим все данные к выражению в санти метрах. Оперируя с этой формулой, можно рассчитать и все осталь ные деления градуировки «ли ры » как для размаха, т а к и для длины фюзеляжа: и, таким образом, можно получить все данные для вычерчивания «ли ры». «Лиру-дальномер» нужно рас считывать ва дальности до 8000 метров. Цифры на нем должны быть такой величины, чтобы их можно было легко читай, на расстоянии 60 см. Делать две «лиры»— для бом бардировщиков и истребителей — не нужно, так к ак градуи ровку можно произвести с двух сторон: одна для бомбардиро вочной авиации, вторая— истро бительной. Ниже приводим размеры не которых типов германских са молетов, которые в основнѳмг оперируют на беломорском те атре. На изучение этих силуэ тов необходимо обратить осо бое внимание при изучении: размах - длииа— размах - длина — размах - длина —■ размах - длина — Воентехник I ранга - 22,0 м. 16,6 м. - 13,8 м. 10,8 м. - 1 8 . 3 7 м. 14,35 №. - 17.98 Ш 14,17 м. И. П О Л И Щ У К .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz