Северная вахта. 1942, май.

2С мая 1942 г. N ° 117 (223). СЕВЕРНАЯ ВАХТА Рулевые, сигнальщики, артиллеристы! Используйте каждую свободную минуту для учебы, повышайте боевую выучку! 1'' - ~ С К О Р О — В П О Х О Д ! Старшина 1-й статьи А. Муса- ток — командир отделения р у левых — осматривает материаль­ ную часть. Фото Д. Кузнецова. Плодотворные занятия I рулевыми мы регулярно приводили: зимой занятия п-> специальности. На классных л тренировоч­ ных занятиях рулевые научи­ лись управлять рулем . при помощи ручного привода, непосредственно у сектора ру­ ля. определять местонахожде­ ние корабля по пеленгам. Оил всесторонне изучили устрой­ ство своего заведыванин. прин- нины действий его п правила ухода за материальной частью. Зная, что и практике приго­ дятся знании по сигналнишу делу, рулевые освоили также сш иалонроизводстно ручным семафором* и шлюпочные сиг­ налы. Наряду с этим они в совершенстве овладели винтов­ кой и гранатами. Все бойцы занимались доб­ росовестно и успешно. Первым же среди передовых является у нас рулевой т. Федотов. Младший лейтенант РОЗЕНЦВЕЙН. Ж Б о е ц Юрий Мошков Краснофлотец ТОрий Мошков на батарею прибыл недавно. Он успел уже побывать на фрон­ те, участвовал в боях с немец­ кими оккупантами, был ранен. В сражениях Мошков накопил боевой опыт, познакомился с тактикой противника, научился еще больше ненавидеть врага*. (' первых дней службы на батарее краснофлотец горячо взялся за изучение нового для него оружия. — На фронте я видел, — говорит он, — каким грозным оружием является наша совет­ ская артиллерия. Мастера огня — артиллеристы — метко били по укреплениям, блиндажам), ба­ тареям противника, уничтожая его боевые запасы и живую си­ лу. Идя в атаку после обстрела вражеских позиций, мы находи­ ли груды дымящихся развалин и множество трупов фашист­ ских вояк. Война показала, что побеждает лишь тот, кто в со­ вершенстве владеет своим ору­ жием. Такими мастерами огня должны быть все наши воины. IТаким отличны» специалистом стану и я. Мошков сдержал слово. В ко­ роткое время он глубоко изу­ чил свое заведывание, стал бы­ стро, четко исполнять обязан­ ности. путем упорных трениро­ вок добился нужного автома­ тизма в действиях. В свободное время Мошков собирает бойцов, рассказывает им о боях, в которых участво­ вал, о зверстве фашистов, о мужество и бесстрашии совет­ ских воинов. Помогает бойцам в изучении пулемета-пистолета. Н. ТОРЦЕВ. У Ч Е Б А С И Г Н А Л Ь Щ И К О В Си гн а л ьщи к Н-ского корабли И. Сорокин передает сигнал по светофору. Фото Д . К у зн ец о в а Изучают оружие Выполняя первомайский при­ каз товарища Сталина, лич­ ный состав нашей батареи еще настойчивее взялся за овладение военным делом, за изучение техники. Большое внимание уделяет­ ся винтовке. Бойцы усиленно тренируются в наводке, учеб­ ных и боевых стрельбах. На­ диях будет проведена техниче­ ская конференция, на которой личный состав подробно озна­ комится с материальной ча­ стью, боевыми свойствами и приемами стрельбы. В подразделениях разверну­ лось социалистическое сорев­ нование на лучшее освоение боевой техники. Попрсжнему и соревновании идут впереди краснофлотцы-от­ личники Ермолин, Опотсяи и Правилов. Они ие останавли­ ваются на достигнутом, еще энергичнее взялись за глубо­ кое и всестороннее изучение боевых механизмов. В ученьи—как в бою ХИМ И Ч ЕС К А Я Т Р Е В О Г А 06‘явлена химическая трево- г;і. Весь личный состав подраз­ деления связистов одевает про­ тивогазы. Военфельдшер и са­ нитар докладывают о готовно­ сти обмывочного пуцкТа к і приему пораженных отравляю­ щими. веществами. Скидки никому нет. Даже коки-красно- флотцы Филиновский н Борода­ чей готовят обед без пробы, п о , проверенному рецепту. Тревога' длительная, снимать противога.1 зы нельзя. Тяжело кокам стоять в противогазах, у рас­ каленной плиты, но мастера своего дела не падают духом. Выполняя свои обязанности, .как. в обычной обстановке, они Подбадривают работающих на камбузе краснофлотцев; — Сегодня, у нас «слепой» полет. Действуем только по приборам... J мело действуют в противо- |;!:->а\ и другие бойцы. Красно­ флотцу т. Нестерову дана пгодная: — Сигнальщик Атамась «по. I икон» фосгеном* и находится |! отравленной атмосфере — ва- 'ira Действия! Несторов работает быстро и умело: одевает на «поражен­ ного» противогаз, принимает меры к выносу бойца из зара­ женной зоны. По его указанию краснофлотцы положили т. Ата, мась на носилки и вынесли в безопасное место. Здесь Нестеров ослабил «по­ страдавшему» ремень, расстег­ нул пуговицы на обмундирова­ нии, напоил его чаем и обес­ печил покой. — Искусственного дыхания делать нельзя, — поясняет -т. Нестеров.— При отравлении •фосгеном дополнительное дав­ ление способствует разруше­ нию дыхательных .органов. Действия краснофлотца Не­ стерова получили отличную оценку. Прекрасно знают хими­ ческие и физические свойства слезоточивых ОБ краснофлотцы Атамась, Бобров, Куликов, Баб­ кин и другие. Занятия и учения по хими­ ческой подготовке у нас прово­ дятся так, чтобы они напоми­ нали краснофлотцам обстановку боя. Опыт учебы показывает, что теоретические занятия, оторванные от боевой практи­ ки, приносят мало пользы, а зачастую приучают бойцов к условиям, мешающим действо­ вать при решении практиче­ ских задач. Практические занятия на­ учили краснофлотцев решать любые задачи даже в сложной обстановке. В этом отношении мы уже много поработали. Краснофлотцы научились непло­ хо выполнять свои обязанности в противогазах в отравленной атмосфере. Личный состав нашего под­ разделения успешно сдал нор­ мативы но противогазу и за­ щитной одежде. Особое внима­ ние уделяли тому, чтобы каж­ дый краснофлотец умел поль­ зоваться поврежденным проти­ вогазом*. умел заменить его в стравлениой атмосфере. Фашистские мерзавцы на Крымском участке фронта при­ менили снаряды с ОБ. Мы дол­ жны подготовить себя так, чтобы враг не застал нас врасплох. Каждый боец должен быть всегда готовым к отраже­ нию химического нападения. Старшина t -й статьи И. МАКСИМЕНКО. ★ ★ Советы сигнальщикам и наблюдателям Наблюдение за самолетами При наблюде и за воздухом необходимо знать характерные опознавательные и отличительные признаки самолетов СССР и про­ тивника, применять при наблю­ дении известную систему и уметь пользоваться соответствующими приборами. Каждый самолет имеет па крыльях, фюзеляже или хвосто­ вом оперении специальные, опре­ деленные для каждого госуд ар ­ ства, оно шавательные знаки. Опо­ знавательным знаком самолегои военно-воздушных сил Красной Армии п Военно-Морского \Флота является пятиконечная красная звезда, накрашенная на крыльях и фюзеляже, самолета. Надежным способом определе­ ния принадлежности и типов с а ­ молетов является только распо­ знавание их по силуэтам, так как противник, вопреки принятым международным правилам, может замазать опознавательные знаки на своих самолетах и попользо­ вать для маскировки нашу эм ­ блему. Распознавать типы самолетов в различных положениях н а д л е ­ жит по следующим характерным конструктивным особенностям: 1. Форма очертания и располо­ жения плоскостей; 2. Форма очертания фюзеляжа, хвостового оперения и шасси; 3. Расположение моторов, их количество и тактические приз­ наки — разведывательная, бом­ бардировочная, истребительная и т. п. авиация. Для этого необ­ ходимо тщательно изучать внеш­ ность самолетов по фотографиям, помещаемым в различных а в и а ­ ционных книгах, журналах и аль­ бомах. При наблюдении за воздухом необходимо отработать последова­ тельность в рассматривании про­ летающих самолетов, так как, если наблюдатель попытаегеч охватить все .сразу, то он может растеряться и упустить важные подробности. Вследствие ограниченности по­ ля зрения бинокля, наблюдение следует вести простым глазом, а пользоваться биноклем надо тогда, когда уже обнаружен ле,- тящий самолет. Обычно, раньше чем обнаруже­ ны самолеты, наблюдатель слы ­ шит шум моторов. При этом нуж ­ но найти на фоне неба их точки. Направление, в котором ^следует сосредоточить наблюдение, опре­ деляется по слуху. При благоприятных условиях шум (.мотора можно услышать за 15 километров, а увидеть само­ леты—за 5—8 километров. Опре­ делив направление, надо знать, на какой высоте над горизонтом следует разыскивать самолет. Об­ наружив шум моторов, никогда не нужно искать цель очень низ­ ко, так как шум моторов само­ летов, летящих бреющим поле­ том, издалека не слышен. Низко над горизонтом обнаружить с а ­ молеты на большом расстоянии невооруженным глазом чрезвычай­ но трудно. Как только самолеты будут обнаружены, нужно немедленно сосчитать ,их количество и убе­ диться, все ли замеченные маши­ ны однотипны (обычно вместе мо­ гут летать самолеты не более двух типов) и доложить по команде. Если самолеты однотипны, з а ­ дача наблюдателя упрощается: нужно, вооружившись биноклем или стереотрубой, сосредоточить I внимание па одном (ближайшем) самолете и, рассматривая его во всех положениях (ракурсах), оп ­ ределить с точностью его тип, а по типу—-государственную принад­ лежность, и продолжая наблю­ дение все время, пока самолеты приближаются, докладывать о них и всех дополнительных на­ блюдениях. Определить расстояние можно с помощью бинокля «лира-даль­ номер» или дальномера (где он есть); их курс (направление, о т­ куда и куда они летят) можно установить по компасу или ве­ хам. Определить высоту обнаружен ного самолета можно совершенно точно как с помощью «лир а-д а л ь ­ номера», так и с помощью сетки артиллерийского бинокля. Но здесь ■ особенно важно, чтобы н а ­ блюдатель к ак можно скорее со ­ общил свое донесение командова­ нию, не тратя времени на вычис­ ления. Достаточно знать, что высота полета обнаруженного самолета будет составлять, примерно, 2/3—3/4 расстояния, определенно го по «лира-дальномеру» или по сетке бинокля. Наблюдатель д олж ен твердо помнить, что появление самоле­ тов из-под солнца и с кормовых курсовых углов—весьма часто- явление. Обнаружить их здесь трудно, а поэтому эти н аправле­ ния ДОЛЖНЫ быть ПОД ОСООЫі'1 наблюдением. Наблюдатель за воздухом д о л ­ жен та кж е твердо помнить, что возможно появление самолетов противника и с 'б р еющ е г о полета, когда шум моторов издалека не слышен, а самолет вырисовы­ вается почти в непосредственной близости. Если наблюдатель обнаружил противника на курсовом угле сек тора, в котором ведет н аб люд е­ ние второй наблюдатель, то он не имеет права оставить без внимания свой сектор, так как противник может появиться о дн о ­ временно и с д ру г их курсовых углор. Определить расстояние до с а ­ мо тега можно при помощи ар ­ тиллерийского призматического бинокля, имеющего сетку д е л е ­ ний. Рассматривая самолет в би­ нокль, нужно навести его на сетку делений размахом (крыльев или по длине фюзеляжа. Зная размеры самолетов (см. рисунок), нужно угол, изме ряюіции линейную длину ф ю з е л я ­ ж а (или размаха) самолета, разд е­ лить на количество тысячных, умножить на 1.000 и получим, т а ­ ким образом, дистанцию (расстоя­ ние) до самолета. В сетке биноклей к аждо е ма- лое деление равно 5-тысячным, а бо л ьш о е— 10-тысячным; « т ы ­ сячная» соответствует одной т ы ­ сячной дистанции. Допустим, что в поле зренчч бинокля находится самолет. Угол, измеряющий полную длину фю зе ­ ляжа этого самолета, равен 10-тысячным (два деления по сетке). Тип самолета нами о п о ­ зн а н— это разведчик, имеющиГ; длину фю зе л яж а 10 м. Линейная величина длины фю ­ зеляжа самолета 10 м. соо твет­ ствует ее угловой величине 10- тысячных. Следовательно, одна тысячная будет равна: 10: 10 = 1 м. Это длина дуги, равная одно;! тысячной дистанции (расстояния), а значит и дистанция будет 1 .1 0 0 0 = 1000 м. Совершенно очевидно, что п о ­ добный расчет весьма легко про извести в уме. Научившись в с о ­ вершенстве владеть биноклем, можно с точностью определит;, любое расстояние до самолета В о е н т е х н и к 1-го р а н г а И . П О Л И Щ У К .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz