Северная вахта. 1942, май.
2С мая 1942 г. N ° 117 (223). СЕВЕРНАЯ ВАХТА Рулевые, сигнальщики, артиллеристы! Используйте каждую свободную минуту для учебы, повышайте боевую выучку! 1'' - ~ С К О Р О — В П О Х О Д ! Старшина 1-й статьи А. Муса- ток — командир отделения р у левых — осматривает материаль ную часть. Фото Д. Кузнецова. Плодотворные занятия I рулевыми мы регулярно приводили: зимой занятия п-> специальности. На классных л тренировоч ных занятиях рулевые научи лись управлять рулем . при помощи ручного привода, непосредственно у сектора ру ля. определять местонахожде ние корабля по пеленгам. Оил всесторонне изучили устрой ство своего заведыванин. прин- нины действий его п правила ухода за материальной частью. Зная, что и практике приго дятся знании по сигналнишу делу, рулевые освоили также сш иалонроизводстно ручным семафором* и шлюпочные сиг налы. Наряду с этим они в совершенстве овладели винтов кой и гранатами. Все бойцы занимались доб росовестно и успешно. Первым же среди передовых является у нас рулевой т. Федотов. Младший лейтенант РОЗЕНЦВЕЙН. Ж Б о е ц Юрий Мошков Краснофлотец ТОрий Мошков на батарею прибыл недавно. Он успел уже побывать на фрон те, участвовал в боях с немец кими оккупантами, был ранен. В сражениях Мошков накопил боевой опыт, познакомился с тактикой противника, научился еще больше ненавидеть врага*. (' первых дней службы на батарее краснофлотец горячо взялся за изучение нового для него оружия. — На фронте я видел, — говорит он, — каким грозным оружием является наша совет ская артиллерия. Мастера огня — артиллеристы — метко били по укреплениям, блиндажам), ба тареям противника, уничтожая его боевые запасы и живую си лу. Идя в атаку после обстрела вражеских позиций, мы находи ли груды дымящихся развалин и множество трупов фашист ских вояк. Война показала, что побеждает лишь тот, кто в со вершенстве владеет своим ору жием. Такими мастерами огня должны быть все наши воины. IТаким отличны» специалистом стану и я. Мошков сдержал слово. В ко роткое время он глубоко изу чил свое заведывание, стал бы стро, четко исполнять обязан ности. путем упорных трениро вок добился нужного автома тизма в действиях. В свободное время Мошков собирает бойцов, рассказывает им о боях, в которых участво вал, о зверстве фашистов, о мужество и бесстрашии совет ских воинов. Помогает бойцам в изучении пулемета-пистолета. Н. ТОРЦЕВ. У Ч Е Б А С И Г Н А Л Ь Щ И К О В Си гн а л ьщи к Н-ского корабли И. Сорокин передает сигнал по светофору. Фото Д . К у зн ец о в а Изучают оружие Выполняя первомайский при каз товарища Сталина, лич ный состав нашей батареи еще настойчивее взялся за овладение военным делом, за изучение техники. Большое внимание уделяет ся винтовке. Бойцы усиленно тренируются в наводке, учеб ных и боевых стрельбах. На диях будет проведена техниче ская конференция, на которой личный состав подробно озна комится с материальной ча стью, боевыми свойствами и приемами стрельбы. В подразделениях разверну лось социалистическое сорев нование на лучшее освоение боевой техники. Попрсжнему и соревновании идут впереди краснофлотцы-от личники Ермолин, Опотсяи и Правилов. Они ие останавли ваются на достигнутом, еще энергичнее взялись за глубо кое и всестороннее изучение боевых механизмов. В ученьи—как в бою ХИМ И Ч ЕС К А Я Т Р Е В О Г А 06‘явлена химическая трево- г;і. Весь личный состав подраз деления связистов одевает про тивогазы. Военфельдшер и са нитар докладывают о готовно сти обмывочного пуцкТа к і приему пораженных отравляю щими. веществами. Скидки никому нет. Даже коки-красно- флотцы Филиновский н Борода чей готовят обед без пробы, п о , проверенному рецепту. Тревога' длительная, снимать противога.1 зы нельзя. Тяжело кокам стоять в противогазах, у рас каленной плиты, но мастера своего дела не падают духом. Выполняя свои обязанности, .как. в обычной обстановке, они Подбадривают работающих на камбузе краснофлотцев; — Сегодня, у нас «слепой» полет. Действуем только по приборам... J мело действуют в противо- |;!:->а\ и другие бойцы. Красно флотцу т. Нестерову дана пгодная: — Сигнальщик Атамась «по. I икон» фосгеном* и находится |! отравленной атмосфере — ва- 'ira Действия! Несторов работает быстро и умело: одевает на «поражен ного» противогаз, принимает меры к выносу бойца из зара женной зоны. По его указанию краснофлотцы положили т. Ата, мась на носилки и вынесли в безопасное место. Здесь Нестеров ослабил «по страдавшему» ремень, расстег нул пуговицы на обмундирова нии, напоил его чаем и обес печил покой. — Искусственного дыхания делать нельзя, — поясняет -т. Нестеров.— При отравлении •фосгеном дополнительное дав ление способствует разруше нию дыхательных .органов. Действия краснофлотца Не стерова получили отличную оценку. Прекрасно знают хими ческие и физические свойства слезоточивых ОБ краснофлотцы Атамась, Бобров, Куликов, Баб кин и другие. Занятия и учения по хими ческой подготовке у нас прово дятся так, чтобы они напоми нали краснофлотцам обстановку боя. Опыт учебы показывает, что теоретические занятия, оторванные от боевой практи ки, приносят мало пользы, а зачастую приучают бойцов к условиям, мешающим действо вать при решении практиче ских задач. Практические занятия на учили краснофлотцев решать любые задачи даже в сложной обстановке. В этом отношении мы уже много поработали. Краснофлотцы научились непло хо выполнять свои обязанности в противогазах в отравленной атмосфере. Личный состав нашего под разделения успешно сдал нор мативы но противогазу и за щитной одежде. Особое внима ние уделяли тому, чтобы каж дый краснофлотец умел поль зоваться поврежденным проти вогазом*. умел заменить его в стравлениой атмосфере. Фашистские мерзавцы на Крымском участке фронта при менили снаряды с ОБ. Мы дол жны подготовить себя так, чтобы враг не застал нас врасплох. Каждый боец должен быть всегда готовым к отраже нию химического нападения. Старшина t -й статьи И. МАКСИМЕНКО. ★ ★ Советы сигнальщикам и наблюдателям Наблюдение за самолетами При наблюде и за воздухом необходимо знать характерные опознавательные и отличительные признаки самолетов СССР и про тивника, применять при наблю дении известную систему и уметь пользоваться соответствующими приборами. Каждый самолет имеет па крыльях, фюзеляже или хвосто вом оперении специальные, опре деленные для каждого госуд ар ства, оно шавательные знаки. Опо знавательным знаком самолегои военно-воздушных сил Красной Армии п Военно-Морского \Флота является пятиконечная красная звезда, накрашенная на крыльях и фюзеляже, самолета. Надежным способом определе ния принадлежности и типов с а молетов является только распо знавание их по силуэтам, так как противник, вопреки принятым международным правилам, может замазать опознавательные знаки на своих самолетах и попользо вать для маскировки нашу эм блему. Распознавать типы самолетов в различных положениях н а д л е жит по следующим характерным конструктивным особенностям: 1. Форма очертания и располо жения плоскостей; 2. Форма очертания фюзеляжа, хвостового оперения и шасси; 3. Расположение моторов, их количество и тактические приз наки — разведывательная, бом бардировочная, истребительная и т. п. авиация. Для этого необ ходимо тщательно изучать внеш ность самолетов по фотографиям, помещаемым в различных а в и а ционных книгах, журналах и аль бомах. При наблюдении за воздухом необходимо отработать последова тельность в рассматривании про летающих самолетов, так как, если наблюдатель попытаегеч охватить все .сразу, то он может растеряться и упустить важные подробности. Вследствие ограниченности по ля зрения бинокля, наблюдение следует вести простым глазом, а пользоваться биноклем надо тогда, когда уже обнаружен ле,- тящий самолет. Обычно, раньше чем обнаруже ны самолеты, наблюдатель слы шит шум моторов. При этом нуж но найти на фоне неба их точки. Направление, в котором ^следует сосредоточить наблюдение, опре деляется по слуху. При благоприятных условиях шум (.мотора можно услышать за 15 километров, а увидеть само леты—за 5—8 километров. Опре делив направление, надо знать, на какой высоте над горизонтом следует разыскивать самолет. Об наружив шум моторов, никогда не нужно искать цель очень низ ко, так как шум моторов само летов, летящих бреющим поле том, издалека не слышен. Низко над горизонтом обнаружить с а молеты на большом расстоянии невооруженным глазом чрезвычай но трудно. Как только самолеты будут обнаружены, нужно немедленно сосчитать ,их количество и убе диться, все ли замеченные маши ны однотипны (обычно вместе мо гут летать самолеты не более двух типов) и доложить по команде. Если самолеты однотипны, з а дача наблюдателя упрощается: нужно, вооружившись биноклем или стереотрубой, сосредоточить I внимание па одном (ближайшем) самолете и, рассматривая его во всех положениях (ракурсах), оп ределить с точностью его тип, а по типу—-государственную принад лежность, и продолжая наблю дение все время, пока самолеты приближаются, докладывать о них и всех дополнительных на блюдениях. Определить расстояние можно с помощью бинокля «лира-даль номер» или дальномера (где он есть); их курс (направление, о т куда и куда они летят) можно установить по компасу или ве хам. Определить высоту обнаружен ного самолета можно совершенно точно как с помощью «лир а-д а л ь номера», так и с помощью сетки артиллерийского бинокля. Но здесь ■ особенно важно, чтобы н а блюдатель к ак можно скорее со общил свое донесение командова нию, не тратя времени на вычис ления. Достаточно знать, что высота полета обнаруженного самолета будет составлять, примерно, 2/3—3/4 расстояния, определенно го по «лира-дальномеру» или по сетке бинокля. Наблюдатель д олж ен твердо помнить, что появление самоле тов из-под солнца и с кормовых курсовых углов—весьма часто- явление. Обнаружить их здесь трудно, а поэтому эти н аправле ния ДОЛЖНЫ быть ПОД ОСООЫі'1 наблюдением. Наблюдатель за воздухом д о л жен та кж е твердо помнить, что возможно появление самолетов противника и с 'б р еющ е г о полета, когда шум моторов издалека не слышен, а самолет вырисовы вается почти в непосредственной близости. Если наблюдатель обнаружил противника на курсовом угле сек тора, в котором ведет н аб люд е ние второй наблюдатель, то он не имеет права оставить без внимания свой сектор, так как противник может появиться о дн о временно и с д ру г их курсовых углор. Определить расстояние до с а мо тега можно при помощи ар тиллерийского призматического бинокля, имеющего сетку д е л е ний. Рассматривая самолет в би нокль, нужно навести его на сетку делений размахом (крыльев или по длине фюзеляжа. Зная размеры самолетов (см. рисунок), нужно угол, изме ряюіции линейную длину ф ю з е л я ж а (или размаха) самолета, разд е лить на количество тысячных, умножить на 1.000 и получим, т а ким образом, дистанцию (расстоя ние) до самолета. В сетке биноклей к аждо е ма- лое деление равно 5-тысячным, а бо л ьш о е— 10-тысячным; « т ы сячная» соответствует одной т ы сячной дистанции. Допустим, что в поле зренчч бинокля находится самолет. Угол, измеряющий полную длину фю зе ляжа этого самолета, равен 10-тысячным (два деления по сетке). Тип самолета нами о п о зн а н— это разведчик, имеющиГ; длину фю зе л яж а 10 м. Линейная величина длины фю зеляжа самолета 10 м. соо твет ствует ее угловой величине 10- тысячных. Следовательно, одна тысячная будет равна: 10: 10 = 1 м. Это длина дуги, равная одно;! тысячной дистанции (расстояния), а значит и дистанция будет 1 .1 0 0 0 = 1000 м. Совершенно очевидно, что п о добный расчет весьма легко про извести в уме. Научившись в с о вершенстве владеть биноклем, можно с точностью определит;, любое расстояние до самолета В о е н т е х н и к 1-го р а н г а И . П О Л И Щ У К .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz