Северная вахта. 1942, май.

15 мая 1342 г. № 113 (219). СЕВЕРНАЯ ВАХТА В камере газоокуривания Краснофлотцы вошли в по­ мещение камеры. Двери плотно . акрылись. Прозвучала коман­ да: «Ганы!» Бойцы быстро н а ­ чину. иг. маски противогазов. Из круглой жаровни потянулся ды­ мок, хлорпикрина. Пробыв некоторое время в противогазах, бойцы получили ^.команду спяті. противогазы, . Ѵгобы едать зачет на задерж­ ку дыхании и отравленной а т ­ мосфере. Свыше 50 процентов к р апюф л о тц е в выполнило нор­ матив на отлично. Затем бойцы учились опре­ делять неисправности) про тиво ­ газа, находясь в зараженном воздухе. И с этой задачей большинство 'бойцов справд лось успешно. Хорошо сдали зач еты в к а ­ мере окуривания г лаве таршина Хазов, старшина 2-й статьи Скородумов, краснофлотец Чу- / . „ :гг,н. Они быстрее всех наде­ в ают противогазы, дольше всех могут Не дышать, быстро и точи.» определяют неисправно­ с т и противогаза. РАЗВЕДЧИКИ та, от ли вес колхоз ко. где Старший краснофлотец D. Соков части Н-ского корабля. отличник нотой боево'і Фото Д. Кузнсцои.і. М ЕТКИЕ СТРЕЛКИ Х о р о ш о изучили пулемет Пулемет «М-1» и з іш о хо­ лоп, г. люблю «Максим». Такую же любовь к оружию прививаю и краснофлотцам'. В отделение пришли новички. Изучив с ни­ ми г.интовку, я начал з ан я ти я но пулемету. Первые уроки специально отвел дли расска- о том, что т акое пулемет, -каково его назначение в бою. В б с е д е привел несколько фронтовых примеров. как н а ­ гни іма вные пул еме тчики ист­ ребляют немецких оккупантов. После т а к и х з ан я тий красно­ флотцы с интересом с т али изу ­ чать устройство пулемета, и освоили его хорошо. Следует отметить иници а ти ву в учебе краснофлотцев Б е л кин а и Ва­ сильева. Старшин? 2-й статьи А. ЗЕЛЕКСОН. В основном мы готовы к по­ ходу. За зиму перебрали и вы ­ чистили свое оружие, покраси­ ли пулемет, перебрали и пере­ чистили весь боевой запас, з а ­ ново набили ленты* выверили зенитные прицелы. Материаль­ ная часть в бою не подведет. Много и упорно тренирова­ лись мы в стрельбе, как по н а ­ земным. так и по воздушным целям. Чтобы не расходовать зря боевой запас на трениров­ ках, я сконструировал прими­ тивный станок для обучения пулеметчиков. Станок этот поз­ волил па известном расстоянии быстро и точно улавливать цель. Краснофлотцы научились оз.азу же поражать мишени.. Ре­ зул ь т а т т а кой тренировки ска ­ з ал с я на стрельбище: я и пу­ леметчик Макаров из пяти патронов послали на поражение пять, а краснофлотцы Русанов и Зеленин добились хороших результатов. Личный состав отделения прочно усвоил знания матери­ альной части оружия. Любой из краснофлотцев во время стрель­ бы самостоятельно сможет устранить задержки в пулеме­ т е . заменять дефектные части. Усиленно тренировались мы и в стрельбе по воздушным ц е ­ лям. Приказ товарища Сталина требует от нас еще лучше знать свое оружие, уметь в е ­ сти точный, уничтожающий огонь но врагу. Реализуя при­ каз вождя, М'Ы сейчас вновь проходим весь комплекс т рени ­ ровки. повторяя усвоенное, и заново изучаем взаимодействие частей пулемета. Особенно при­ ходится нажимать на учебу краснофлотцу Опарину, который еще не очень твердо усвоил материальную часть. Ему по­ могают Русанов. Зеленин и я. Мы стремимся к тому, чтобы все бойцы нашего отделения стали мастерами огни. Корабль наш готов к походу. Пулеметчики не отстали от краснофлотцев других специ­ альностей. Выйдем в море, и когда встретим врага, будем в е ­ сти но нему меткий, сокруши­ тельный огонь. Командир отделения пуле ­ метчиков П. ВЕШНЯКОВ. С Д Е Л А Н О Е Щ Е Н Е В С Е Артилл ерис ты Н-ского кораб ля минувшей зимой изучали ма териальную часть, боезапас, пр а ви л а ухода з а ним,'- способы ведения с трельбы по воздуш­ ным и нал водным1 целям1. Тр е ­ нировались в отработке ав тома ­ тизма, во взаимозаменяемости номеров. Хороших р е зуль т атов добились в учебе командир о т ­ делении с т арш ин а 2 -й статьи ■Синицын, с т а рш и й краснофло­ т е ц Р а зжи вин . краснофлотцы Коробов, Па т руше в . Казалось, что артилл ери с ты у ж е вполне готовы к боям, большего и ж е л а т ь нельзя . Но вот прочитали они 'приказ На­ родного Комиссара Обороны, кр«?мческн-Проверили свои з н а ­ нии ^ и увидели, что далеко не, все у них готово к ’ боевым походам.. Немало недостатков нашлось д аж е у лучших из них. Синицын, например, все еще не отработал точный, лаконич ­ ный командирский я зы к . Ча­ стенько з а пи н а е т с я , отдавая приказания, и командир орудия Газжишщ . Отлично освоив пр а ­ вила стрельбы по воздушным Целям», он н е тв ердо з н а е т усло ­ вия ведения огпя по надводно- . МУ противнику. Немало нашлось недостатков и у других артиллеристов Краснофлотец Глущенко — хо­ роший наводчик, но 4 слабо зн а е т материальную часть ору­ дия. С к а зыв а е т с я , н а корабле ошибочно считали, будто эти знания не обязательны для наводчика. Глущенко не может самостоятельно разобрать и собрать пушку . Если в бою выйдут из строя другие номера расчета, этот боец не сможет вести огонь, не сумеет испра­ вить повреждения. Ясно, что Глущенко далеко /еще не ма­ стер своего дела, и чтобы вы ­ полнить приказ вождя, ему надо .много учиться. Мы тренируем сейчас лич­ ный состав по освоению но­ вой боевой техники, — говорит командир второй боевой части тов. Городецкий. — Установ­ щик панорамы краснофлотец Коробов и прицельный Патру­ шев изучили! таблицы, научи­ лись действовать быстро и безошибочно. Однако тов. Городецкий тут же признается, _ что не все краснофлотцы добились отлич­ ных результатов. Установщик панорамы Белиснко, например, все еще не уяснил сеое, к а ­ кой ответственный пост дове­ рен (ему. Он работает вяло, невнимателен, часто путается во время тренировок'. Таким образом. недоделок много. —- Мы н аме тили .— говорит тов. Городецкий, — ряд п р а к ­ тических мероприятий, по р е а ­ лизации приказа товарища Сталина. Заново проведем от­ работку всей организации на боевых постах, приближая тре­ нировки к условиям, на с тояще ­ го боя. Еще раз проведем учения по взаимозаменяемости Номеров расчетов. Приступим к практическому изучению вновь установленной Техники, которую сейчас краснофлотцы знают еще только теоретиче­ ски. Надо организовать дело та,к. чтобы к назначенному сроку были закончены работы по подготовке корабля к выходу в м о р е ./ и одновременно люди должны упорно работать над освоением боевой техники, чтобы мастерски управлять і? бою своим оружием. М. РОНОВ. 1 . 3 БОЙ, ЧТОБЫ МСТИТЬ Долгое время Арсений Луги- нец не получал писем от бра- матери и сестер. Мыс- 'бежали туда, на юг, в имени Тараса Шевчец- жили родные. И jbot пришло письмо. Бело- морец читал, перечитывал его. с трудом удерживая слезы: «Немцы высадили д е с а н т ,— писал брат, — з а н я ли село. Двенадцать селян они тут же расстреляли. Не знаю, где мама, ничего т е знаю, что с р е б я т ам и— НІуриком и Г а ­ лей... Наше богатое село т е ­ перь под грязным сапогом о к ­ купанте!:. Старостой с е л а нем­ цы поставили вора-рецидиви- ста Высоцкого, выпущенного из тюрьмы. Я — в партизанах , в тылу врага»... ІІроніло несколько дней. Воентехник 2-го ран г а Луги- нец 'снова получил бумагу на свое имя. Ему возвратили р а ­ порт с просьбой о нап р авл е ­ нии на фропт, в части мор ­ ской пехоты. На рапорте была резолюция: «Нет никакой н е ­ обходимости». — Значит, я не смог об'яс- нить ату необходимость. — д у ­ мал Лугинец. Ему хотелось рассказать о той ненависти, которую и спытыв а е т он к врагу, хотелось говорить сло­ ва. полные великого гнева. Но он не умел говорить т а к ярко и сильно, как чувствовал. И в беседе с комиссаром он просто, даже, как ему показалось, блед­ но передал содержание письма брата и снова попросил отпра­ вить его на фронт. — Я понимаю, — говорил Лугинец, — что охрана об’ск- тои от пожара тоже важный участок, но ведь меня легко заменить. Не Імогу я не пойти на фронт, поймите вы это, товарищ военком. И комиссар понял. На р а ­ порте Лугинца он написал: «Удовлетворить просьбу». Вскоре воентехника 2-го ранга назначили командиром стрелкового 'взвода. Часть от-/ правили по назначению. Моло­ дой командир присматривался к своим» подчиненным. Красно­ флотцы и ,младшие командиры нравились ему — люди, видать, смелые, расторопные, в бой идут с, охотой. Путь к передовым позициям был долгий. Наконец, морские пехотинцы прибыли на ук а ­ занный рубеж и з аняли оборо­ ну. Полагалось отдохнуть, но у командира было много дел. Надо разместить людей, поза­ ботиться о каждом бойце, что­ бы он был сыт. отдохнул. Поздно вечером усталый Лугинец вошел в землянку командира батальона. — Товарищ капитан, по в а ­ шему приказанию воентехник 2-го ранга Лугинец прибыл,— доложил он. -—Ну ка к самочувствие бой­ цов. — спросил капи т ан Не- женцов. — Самочувствие отличное, товарищ командир. — Вот что. товарищ Луги­ нец. Надо наступать, а « я зы ­ ка» нет. Как. быть? — Достаті, надо, т о в арищ капитан. — Правильно. Думчію пору­ чить вам это дело. Справи­ тесь? — ( правлюсь, т о в а р ищ к а ­ питан... Командир подробно по яснил, как нужно ор г ани зо в а т ь о п е ­ рацию, н а зн ачил вр ем я и п о ­ жел ал успеха . 2. ЗА «ЯЗЫКОМ» Ночь. Бойцы были готовы. Взвод ,в ыш е л в лощину. — Идем в р а зв едку с боем. — пояснил Лугинец . — Задач л сложная. Кто у с т ал или плохо себя чувствуе т, о с т а в а й т е с ь . Никто не выш е л из строя. Никто не з а х о т е л о с т а т ь с я н блиндаже, когда товарищ;,1 идут в дело. — Товарищ Сметанин, — обратился Лу гин ец к одному из кра снофлотцев , — у вас, к аж е т с я , нога болела? — Все прошло, я вполне здоров, т о в а рищ командир. — отрапортовал моряк. Лугинец проверил подгонку снар яжени я , п у л ем е ты , п а т р о ­ ны, — словом все, до посл ед ­ ней мелочи. Беломорцы д в ин у ­ лись в поход. В поход по г л у ­ бокому снегу. Пройдя к и л о м е т ­ ров восемь, достигли р у б еж а до исходного положения . Здесь Лугинец устроил короткий привал и собрал командиров отделений. После короткого совещания было решено незамеченными з а б р а т ь с я па сопку, где были р а сположены передовые посты противника , и добывать « я зы к а » . Каждый командир отдел ения получил четкие «и н с т р у к ции » . -—Бе з моей команды ни ш а ­ гу назад. — предупредил Л у г и ­ нец. В случае чего примем* бой. ,По местам! Рассветало , взвод бесшумно поднялся на сопку, к в р а ж е ­ ским землянкам . Бойцы п р и ­ слушивались в каждому шоро ­ ху, присматривались к к аж д о ­ му кустику. Вдруг поступил приказ: «Ложись!» Бой цы з а ­ легли. По западному склону сопки несся лыжник, подни ­ мая за собой столбы снежной ныли. Его ждал «сюрприз» . На одном из поворотов он со в с е ­ го ра змаха н а л е т е л на п о с т а ­ вленное разведчиками п р е п я т ­ ствие и ш л е п н у л с я в снег. К нему подскочили двое р а з ­ ведчиков и после короткой борьбы обезоружили, с в я зали и в а т к н у л и рот. Лугинец облегченно в здох ­ нул и подал сигнал отходить. Это был прекра сный « я зы к* . При допросе выяснилось, чт > лыжни к с л ужи т в б а т альоне «СС» горно-егерьской дивизии. До того, как попа сть в Рос сию, он п р ош ел половину Ев ропы и везде ему ка з а л о с ь , что н и к а к а я п у л я не с т р аш н а п р е д с т а в и т е лю ’ «непобедимой германской армии. Он очен., удивлялся, что рус ским уда­ лось т а к ле гко з а х в а т и т ь его в плен, — « к а к б а р аш к а » , по его выр ажению . Это был а п е р в а я с е р ь е зн а я о п е р а ци я , пров еденная взводом Разведчиков Лу гинца . Капи тан Н еж е н ц е в н е расточал молодо­ му командиру похвал, только пож ал ему руку и с улыбкой ск а зал : — Вот т а к и в дальнейшем действуйте, чтобы быстро, бел шуму и с толком! ѵ Т. ДЖАТИЕ8 (Окончание следует)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz