Северная вахта. 1942, март.

утшлвяшкзанашаоа U tetPH flM BAAIA О передаче боевого onbima Личный состав .батареи тов. Демченко (Северный флот) после детального разбора нескольких артиллерийских, боев пришел к выводу, что бойцы должны научиться хорошо ■действовать не только на своих постах, но и на постах товарищей. После, упорной много- .днешгой 'Тренировки краснофлотцы Трусов. Каширин, Кузнецов и другие освоили обязан­ ности номерных на шести постах. Командир орудия младший сержант Александров на­ учился с сокращенным наполовину расчетом вести огонь по противнику. Для передачи своего опыта учебы отлич- составили книгу «Как мы добились усііолV Работали над ней 28 человек, Вскоре о краснофлотской инициативе уз­ нала в соседнем подразделении. Командир Шевченко изучил опыт передовиков и пере­ дал его подчиненным. Сейчас, артиллеристы тов. Шевченко добились таких же результа­ тов. как Трусов, Каширин и другие. Также должны изучать боевой опыт артил­ леристы Беломорской флотилии. Однако не везде опыт передовиков вос­ принимается. полностью. На однойиз батарей, например, хорошо отработали взаимозаменяе­ мость номеров, многие бойцы добились автома­ тизма в действиях, но дальше этого дело не пошло. Младшие сержанты не научились вести огонь с уменьшенными расчетами. В чяодразделешцг тов. Баіпева не подумали пал недодачей опыта иучших. Даже самая нро- 'форма работы—встреча отличников пе­ редового подразделения с бойцами других ба­ тарей—-не была .использована. На некоторых кораблях такой важный раздел боевой подготовки, как борьба за жи­ вучесть корабля, отрабатывается без учета опыта войны.Что'может произойти в бою.хо ­ рошо показано в материалах о людях траль­ щика «Туман». К сожалению, многие маши­ нисты не знают подробностей героической ра­ боты моряков Тральщика. Отработка аварийных задач была хорошо .налажена в боевой части тов. Суханова. Но опыт учебы этого коллектива не был передан на другие корабли и в результате некоторые электромеханические подразделения допуска­ ми условности, шаблон в занятиях. Пора покончить с шаблоном и условно­ стью в учебе. Настойчиво изучать опыт луч­ ших бойцов, множить ряды отличников—та- ^ ковытребований военной обстановки. В. нивин. Старшина 2-й статьи Я. Дюкарев тщательно ухаживает :іа материальной частью. Фото Д. Кузнецова. Нѳтаые стрельбы Недавно в газете «Красно­ флотец» выступил со статьей участник боев старшина 1-й статьи Н. Афонин. Неко­ торые. замечания о ночных стрельбах, высказанные им, яв­ ляются полезными и для на­ ших артиллеристов. «Ночыо залп сопровождается яркой вспышкой, ослепляющей на несколько секунд весь ору­ дийный расчет,—писал отлич­ ник.— В это время первый снарядный должен вложить оче­ реднойснаряд в лоток орудия. Раньше, в таких случаях рас­ чету советовали закрывать гла­ за. Практика показала, что это не всегда помогает. Иногда трудно угадать момент залпа, (’нарядный должен быть так натренирован, чтооы работать вслепую, автоматически. Затруднении испытывает во время ночных стрельб и командир орудия. Ослепленный пороховым взрывом, он не все­ гда может увидеть откат, а звук выстрела тонет в грохоте залпов других орудий. Для того, чтобы точно определить произошел ли выстрел, я обыч­ но кладу руку на казенную часть пушки. Боевая практика показала, что подчас пропуски происхо­ дят по вине командира орудия. В спешке нетрудно перепутать трубки. Чтобы избежать этой ошибки, я кладу трубки в спе­ циальные сумки, которые ве­ шаю через плечо». На первом месте В ІІ-ском: подразделении наш взвод по всем показателям за­ нял первое место в соревнова­ нии. Готовясь к боям на суше, краснофлотцы отлично усвоили приемы штыкового боя. и те­ перь- любой боец сумеет в сра­ жении но толькохорошо стре­ лять. но и умело действовать штыком. Большое внимание уделяли мы лыжной подготовке. Итоги. обучения, ходьбе на лыжах мы подвели при сдаче норм ГТО. Весь взвод сдал нормы полностью. Больше по­ ловины краснофлотцев прошли дистанцию в 10 километров меньше чем. в час. Бойцы Со- пилов и Павловсовершили пе­ реход за 54 минуты. I Застрельщиками соревнова­ ния во взводе были комсомоль­ цы. Тт. Соколов, Филиппов, Игумнов постоянно помогали мне, показывали пример в уче­ бе. и дисциплине. Командир взвода И. ОМЕТОВ. в Люди скафандрах На льду возле корабля прилепилась ма­ ленькая, сделанная из необтесанных досок, будка водолазной станции. Из нее выходит одетый в водолазный костюм-скафаідр коре­ настый молодой краснофлотец и направляет­ ся к. проруби. Ему одевают тяжелый металлический шлеми он скрывается подо льдом. В это время недалеко от корабля медленно 'прохо­ дит ледокол, ломая и отбрасывая в стороны ледяные глыбы. Все вокруг дрожит и скри­ пит, корабль качается... — Выбирай шланг! Быстрее! Задохнул­ ся! -тревожно закричал телефонист, держав­ ший связь с водолазом. Командир отделения Федоренко быстро распорядился поднять во­ долаза. Краснофлотца вытащили из воды, освобо­ дили от скафандра 'и ввели в будку. Отды­ шавшись, он рассказал о ітом, что с ним про­ изошло. Он работал под килем, старательно ра­ зыскивая повреждения корпуса. В это время прошел ледокол, прочищавший фарватер. Глы­ бы разбитого льда прижались к корпусу ко­ рабля, лезли под него, вода превратилась в чёрную кашу грязи и льда.Корабль зака­ чался. а между корпусом и грунтом расстоя­ ние очень невелико, водолаза 'моглопридавить. Нот он немного и растерялся. —- Нечего теряться,-—-сказал ©му мичман ІІерцек, старшина группы.—Наше дело та­ кое. приходится работать в любых условиях, на то мы и водолазы. Не можем же мы ждать, пока корабль на лед поднимут! — Разрешите, я закончу работу, — по­ просил старшина 1-й статьи Федоренко. Стар­ шина разрешил. Федоренко надел рубашку из прорезиненной ткани, шлем, «манишку», тя­ желые «галоши». Потом на него наценили двухпудовые гири. Он медленно спустился 1 ! прорубь и исчез под водой. Ледокол продолжал окалывать лед, выводя корабли из ледяного окружения. Телефонист волновался и часто повторял один и тот же вопрос: —- Как вы себя чувствуете, товарищ командир? — Все нормально!— отвечал Федоренко. Он работал под водой уже три часа. ...Работа под водой в зимних условиях не легка. Подводку пластырей, заделку бор­ товых пробоин и 'повреждений водолазы про­ водят иной раз с риском для жизни. Тре­ буется опыт, мужество й хладнокровие. Лучшие водолазы-беломорцы тт. Церцек, Федоренко и другие коммунисты тщательно обучают молодежь, показывают личный при­ мер самоотверженного труда. Д. ТИМУРОВ. J k m € Летом 1916 годадевятнадца- •тилетннй Дмитрий Дроздов при­ шел на Балтику кочегаром на броненосец «Слава». Едва успел он пообвыкнуть, осмотреться на корабле, как «Слава» вместе с броненосцами «Гражданин». «Диана». «Баян» 'Снялась с. Кронштадтского рей­ да и ушла в Рижский залив, к Мооизунду на охрану моря от немцев. Враги рвались в Фин­ ский залив, к Петрограду. Дроздов был на «Славе», когда русская эскадра в 1917 г. вступила с немецким флотом в неравный бой. В этой операции немцы потеряли 20 кораблей, но так и не смогли осилить балтийцев, хотя из больших русских кораблей против них действовали только броненосцы «Гражданин» и «Слава». Вместе с командой «Славы» Дроздов уехал в Гельсингфорс. А когда, революция призвала моряков на защиту завоеваний Октября, весь экипаж «Славы», во главе с матросами-болыпе- виками выехал в Питер на бой с войсками Керенского, на. борьбу за новую жизнь. Моряки «Славы» храбро би­ лись под станцией Александров­ ной. защищая от белых родной Петроград. Кочегар Дроздов ле­ жал в цепи и стрелял на вы­ бор, целясь тщательно, по-мор- скому спокойно. Вместе с красногвардейцами, с нутилов- цами моряки отстояли ІІитер. Затем Дроздов бился с белыми на севере, гнал их к Белому морю.А когда враг бежал, для оалтивца нашлась другая ра­ бота—на море. Несколько лет он плавалма­ шинистом на спасательном ко­ рабле «Совнарком». В шторм, в осенние ночи выходило ма­ ленькое суденышко на помощь терпящим аварии? кораблям. Не одному, десятку судов помог «(Совнарком» избежать гибели. Но на «Совнаркоме» Дроздо­ ву казалось «слишком спокой­ но» и он перешел на корабль, охранявший советские север ные' воды. Был машинистом, потом командиром отделения, главным старшиной. Наконец, стал командиром пятой боевой части. Дни и ночи проводил корабль в морских дозорах, в рейсах, каждый из которых равен настоящему боевому по­ ходу. Соседи всегда «интересова­ лись» нашими водами. То ма­ ленький тральщик придет в укромную бухту, будто спасаясь от шторма, и для чего-то нач­ нет измерять глубину; то с транспорта слишком лристаль- Iно рассматривают берега; то Iвдруг отвалит от парохода 1шлюпка, и пассажиру ее обя­ зательно незамеченным надо Iдобраться до нашего берега. За !всем должен уследить дозор- :ный корабль, любую хитрость распознать’. j Особенно боялись погранич- !ников морские воры,и самые Iглавные из них — немцы. При- !крываясь туманом, приходили Iони в наши воды, ставили се- Iти, воровали рыбу. Но корабль находил, задерживал их н jдоставлял в гавань. ! Машиныкорабля, за которыми ‘ухаживал Дмитрий Яковлевич Дроздов, не знали перебоев, и ни один хищник не мог удрать от пограничников. Началась война — третья война в жизни Дмитрия Яков­ левича Дроздова—великая оте­ чественная война советского народа против германского фа­ шизма. Фашистские бомбардировщи- ки налетали на корабль. Бом­ бы рвались за бортом. Но со­ ветские моряки мужественно, неустрашимо встречали врага. Недаром Дмитрий Яковлевич часто рассказывал своим краснофлотцам о прошлых боях, тщательно учил, воспитывал бойцов. Фашистские самолеты ничего не могли поделать с маленьким кораблем: ни одна из сброшенных бомб не попала цель, все^атаки противника моряки отбивали решительно умело. О стойкости моряков, о их беззаветной храбрости свиде­ тельствует высокая правитель­ ственная награда, которой удо­ стоились воспитанники Дрозде- ва —- машинисты Маслинский и Балакирев, получившие меда­ ли «За боевые заслуги». Корабль и. его люди готовы к новым боям. Дмитрий Яков­ левич Дроздов, четверть века прослуживший на море, снова и снова обходит машинное от­ деление. осматривает механиз­ мы. Он делает все для того, чтобы корабль точно и в срок, сумел выполнить боевые зада­ нии. Д. МИРОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz