Северная вахта. 1942, март.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА жмаыктяайшлм» 20 марта 1942 № 65 (171) ВЫСТУПЛЕНИЕ TOB. ЛИТВИНОВА И ЛОРДА ГАЛИФАКСА В НЬЮ-ЙОРКЕ НЬЮ-ЙОРК, 17. (ТАОС). 16 юр­ т а то». Литвинов и с т у п и л с речью щ «экономическом клубе Нью-Йор­ ка» на приочге, на кютарюм высту­ пами тачикѳ янтлмйсшй посол лищ Галмфаюс, аедоайкда-й посол Ху-шн и другие. іРуэнолот обратился іс участни­ кам этого приема с посланием,і и котором приветствует «выдающихся представителей об’единешшх стран, сшшиаіых между оойіио .клятвой овсоничшия іпг^еды 'шраввдивести яад силами зша, стрешіщиміюся к установлению мирового господства». Фою. Литюшош у-вашиг, что целью сею шотуишиил яшяотсд осаѳщшшѳ топо вклада аьощрый «ввйслт Сошпскжй Ооноз в обще® дело. Тов. Литвинов заявил, что даоей борьбой против гиплефюшекиіх арм.ии в течение 9 мюсявдз йрис- в д Атоьия діишша Гитлера ам - кюжиоютіи 'Предцріішггь мме-либо в ш и м ш ы в во&ншъі* опершим гдв-лшіоз в друігсм месте. ®рашая Армия уничтожила легенду о непо­ бедимости гитлеровской армии, на­ несла ей колоссальные потери людьми и техникой, педорхш вю- дшшоо состояние гетмаисвои .ар­ мии и тыла. «■Мы отогаали гагпюроягкие ар­ мии ив так далеко,— «аяігагл тов. Литвинов,— «о оойсрпешшо «ьевид- ВО, что осли бы иашін силы моіжіню было уівшіиічііпъ или же,— д этого вщв Л-С(ГФѲ ДОШІІЧЬ,---№ЦИ rcjUKUir- СКИО силы могут быть расколоты либо югаайіішы на сошнюинаиимаи- Mflout фрошіш л утем олімсічі іиіия ил » доутов место, то было бы ооа-| КЮоішіым опчлпшть их сицо дальше назад, до гормашкой границы, іо Бертона я д а л ь » n w . Чем дш ,- Ш'О іТОдшііжія армия будет ошода- оа, тем больше в дай будет демю- рашшащки, над бллышо •будет і&ро- жшмя .в oo рядах и тем силіыівд будет шдавіольетва ъшуігци Герм.и- нии, том большая активность бу­ дит пршшлена ыаіселеініжм оккупи­ рованных стран, ненавидящим Гит - 1 лера, населением, которое толь­ ко и ждет см іі ала для рашащцих дейсчшіі. А едюнмівеішшй гшвш-, который оно признает,— -это серьез­ ныіі роаадалм гормаяммій дани». іГедаря о соЕмесшаои барьібе смо- бедолюдавыіх наірсдов прошив гит­ леризма, тов. Липший нрсідоістеіреіг ■от увлечения общими заявлениями о дам, что «в шкіцо ®ошцов (Мое- дим, так как добро неизбежно востор­ жествует над алым». «Мне кадат- . ся,— ирадш-йш тою. Липшйам», — что ндаршо то;.івиліиеь на торшон- *Ч) практический иути обеспечения победы над Гиииерм, ш я ю іщ ш оетмшіЫі гарушшой д-ераоа® осн. Е е ш л оцріищаггъ ту истину, что цракшичейжи® пути к. ноібедо свя­ заны! с риском. Но разве Гитлер пе обязан своим значительным успе­ хом в высшей степени рискованной попытке в Норвегии? Не исключено, ЧТО нцхсця политику ожидания, я» предпринимая ничего и упуская одну asm ѵжиоіеть за другой,' мы подвя?ірігаа.\; н ещо большему риску. Между яч м, действия, ^вявашью с ршоюші. иімісіют іпо исавом случае а»вацоі'.'Ы-. шансы «д успех, в і то время как бездействие, которое иаікжіѳ кдаявапо с ргеп,. ій, - і ш ш - , сад нигоорда но привюджю к усно- хам». «Мы <: ш 'ж ш думать,— -пказал * заключений тов. Литвияз/ов,— что бы юоодать в одпосторнпего каждый новый год войны дает до- падшительиыв иіансы на победу. Мы иршываем врвм стать нашим союзником. Но -мне кажется, что время является коварным союзни­ кам., который готов сражаться на любой стороие. Для стран, борю­ щиеся с тичлершамом, коиечно, бы­ ло бы веісьіМіа выгодно проводить выжидательную политику, пока бу­ дут сюедашы рсоеры и вооружения л больших (размерах, чем это мо­ жет сделать противник, если бы он поклялся беодействдаль в тече- вяэ «июню адѳмвди. ІІіл имению это­ го cat и не допустит', он иишлечет іьытоды из своих нышеашпгх усне- хсіа для даш'ышейшйго прод^'жиния іс ц^лыо «квуиащии иоівых иуінистов, ебеспсчивлющих .захват дсіполнчг- телыіыіх, источников сырья, для по- 'раійощешйя еще больших млшшшшов людей, для пріиюЙіретеиия, а э:*> міажот случиться, НОВЫХ СОЮШШШІ. ^ги преимущестЕа могут более чем ураівніовіееить любоа правоеходстаэ вооружения, какое аитигитлерав- оімсе сіраиы моош период такого рода пеіремщш». Аигл’ийс’кий посш лед (Галифакс в своей речи, в частности, заявил: «15 истории чейовече&тш нивовда во было такого счикийио возник­ шего cwioaai, как ;ой’единенные стра­ ны’, 'еюявашшиюся сшірудамчаігь в каічемво истинных товарищей во і ш Юдисіго общего дел»— іразгрюма и уиичФшяоеиігя тирании, іМаідрафа- чсі.апй фаисторы будут определять учаістоас ваекдой .из стран в общем деле». Осташювшвишгсь на рша (Ки­ тон, логд Галифакс раввиш1: «Мир далеко не сразу осознал, что борь- ба Ііитаія .является чаістыо общего дола «игротііішвшия бедаааоошгю . и аііросс.'иіи. іМвір находігтгя щ долгу ,ці;'і»ец Юитшеім блаподліря тому му- ажііву, с Шпорим ом выполнил эту гигантскую задачу». «За икііетаедние 9 меояіцав,—щ>о- должал іашіглиискіий посол,— 'ua фронте нротяжеінжм в исотошшо тысяч щшь Ройсіия пришила на се­ бя вою саду удара гецмжйой ар­ мии. Доблестьк своей организован­ ной армии, действиями своих храбрых отрядов, дампирующих в ікігішісікіом тыау, героизмом рус- сіких летчиков и , нзумштелыным хяедяичровием црагагдаш^зто віаісе- лашія Оаіветежаа Россия йекавала всем нам великолепный пример». Лорд Г-алифаікіс заявил дшее, что еокшикя не ваіжірепы -огращ'и,- чіиэатыея ойотщитеиыгой стратеги­ ей, «которая никогда не может обес­ печить оіотюго ірааіірома Гитлера и с;ііз оотощцишз». 'Вчсмой и лет'ш шгребуется мтапо мужества и вы- ісгіжвси. «Мы мшіго юіотиряли 11 можем потерять еще больше». Тем не менее, сказал в заключение Галифакс, щмиизвнш уже паічга дсіспт . іг предела своей воешей и іщ*:мышл'гіимой мощи, в то время ка,к •сбЧдяИвапые «трзшы обладают «УМНЫМИ 'ВОчГЛШІМН я промышлен­ ными іреэегрвами, а также місото- чік.леіквьші еоюзншавш, в том I всех ойскѵ-1 Ж И В У Ч ЕС Т Ь С О В Р ЕМ ЕН Н Ы Х Устранение этого крупнейшего, механизмы располагаются дальность действия н педостатка в конструкция кораблей! эшелонном порядке, т. е. Еще первая мировая война по­ казала, что живучесть боевого ко­ рабля-— не менее важпый фактор, чем его наступательная сила. Вывод, сделанный из опыта пер­ вой мировой войны, относится к живучести кораблей всех классов и, в первую очередь, линкоров. Повышенное внимание к вопросам живучести вызвано также и тем, что после первой мировой войны, и особенно в последнее время, значительно возросла боевая сила воздушного, .минно-торпедного и артиллерийского оружия. Резко возросли нрооивная способность снаряда, скорострельность орудии, увеличил­ ся заряд ториед, усовершенствова­ лась мшіа. Быстрыми темнами ра­ стет и совершенствуется новый могущественный противник корабля — оомбардировочная и торпедонос­ ная морская авиация. Обеспечение живучести корабля — весьма трудная задача. Его размеры ограничены многими так­ тико-техническими требованиями — маневренность, огневая мощь, ско­ рость хода, дальность плавания, проходимость на малых глубинах, зависимость от станелей, доков, ка­ налов и т. н- История сохранила любопытный проект одного корабля. Автор — бывший германский император Вильгельм П— с гордостью подчер­ кивал, что этот проект— плод его «многолетних исследований, унор-І ного труда и долгих, размышле­ ний». Проект был дап на отзыв1 специалисту но военному корабле-: строению того времени адмиралу Брину, который после тщательного анализа лобезно ответил копструк-j тору, примерно, следующее: «Судно, которое ваше величество желает построить, будет самым мо­ гущественным, грозным и притом самым красивым военным кораи-' лем, который когда-либо существо­ вал. ш разовьет такую скорость, какая никогда еще не была до­ стигнута; его вооружение превзой­ дет все до енх нор существовав­ шее; его мачты будут самыми вы -; сокими, а орудия— самыми дально­ бойными в мире. Великолепный корабль имеет только один недо-! статок: как только будет снущен немедленно пойдет ко разделение переборками междуна- <w последнее время лубиых пространств приводило к также и бронирование тому, что при подводной пробоине I Современные крупные ‘ ' две-три и повреждении палубы, в этом рай­ оне вода разливалась по большому пространству, создавала отрица­ тельную остойчивость, и корабль переворачивался или с большим креном шел ко дну. Между тем, правильно спроектированный ко­ рабль должен при получении но-, вреждений топуть, не опрокиды­ ваясь, т. е. исчерпав весь запас пловучести. изменено палу}/ корабли имеют таких палубы причем суммарная толщина их бро­ ни значительно возросла, достигая например, на американских линко­ рах типа «Вашингтон» 6 щ, Такая система палубного брониро­ вания делает корабль менее уязви­ мым от попадания в лалубу не только снарядов, но и авщ. бомб. 1 На всех современных кораблях или в машин- решалось рациональным распреде -1 ные и котельные отделения чере- лением главных водонепрогівдае-j дуются, или же, как на немецкщ мых переборок на основе предва-: линкорах, между машинными в рителыгых расчетов непотопляемо­ сти корабля и разработкой методов котельными отделениями по ддищ корабля размещаются другие но»-, щения — вспомогательных механиз­ мов, погреба боезапаса средней ар­ тиллерии и т. п. Таким образом, при попадании снаряда илнугорпе-І ды или при подрыве ко^ако% мице он не теряет полписть ^ аі. го хода. Многие механизмы, щшн.~ борьбы за непотопляемость непос­ редственно в бою. Так, на совре­ менных кораблях устанавливаются центральные посты живучести, от­ куда ведется централизованное управление всеми средствами борь­ бы еа живучесть и действиями аварийных групп. Совершенствуют-1 мер, генераторы, рулевое управле- ся трюмные системы и трюмнав) ние, различные вспомогательные мел сигнализация. Важнейшее место в ханизмы и устройства на совре- комплексе вопросов борьбы за жи- менных кораблях дублируются. Во- вучесть занимают также боевые ■ дяные, паровые, электрические ва- таблицы непотопляемости, впервые: гистрали проведены кольцевым ме- разработанные виднейшим нашим тодом н разделены на секции, мо- кораблестроителем и ученым ака-1гущие работать самостоятельно. демиком А. Н. Крыловым. Опыт войны на море заставил кораблестроителей пересмотреть также и вопросы бронирования- Таким образом, если на старьш кораблях в случае перебиваний паровой магистрали корабль терш! скорость, то сейчас имеется воз Появление на море новых боевых можпость быстро отключить по факторов — увеличение дистанции; врежденную секцию магистрали и| боя, массовое применение бомбоме на воду, дну». он завывать, должны I число и ліэде народов нисшашш'ых Мы никогда не должны что, вьгиілраій войну, иы шитрать м.цр. Китайский посол Ху-ши в споем выступлении подчеркнул, что иоигнкю г< ІршчесвЬѳ «юоревкшоеиие советски армий ,и всего еісетсямісо іи'о;.іада різдшѵалыным образоім изме­ нило характер войны в Бвроно. Основные элементы живучести корабля — непотошшемость его, т. е. способность держаться на плаву после получения иоврежде-1 нип в корнусе и затопления от- < дельных отсеков, и живучесть ко-1 рабельныіх механизмов, вооружения,: устройств— всей многочисленной и | многообразной техники, которая и обеспечивает боевую активность корабля- I Обеспечение боевой неиотопляе-; мости кораблей за последнее время шло по трем направлениям: ра-; цнональное распределение перебо-1, рок, техническое совершенствование противоминной защиты » усиление бронирования. I Опыт войн показал, что часто даже крупные корабли, например,1 таппя с воздуха— побудило надеж­ нее защитить орудийные башни, погреба боезапаса и т. д. Все это наложило свой отпечаток на совре­ менную систему j ноеинык кораблей. I Известно, что нет никакой воз- I можности покрыть весь надводный 1борт абсолютно непробиваемой бро­ ней. Такой корабль представлял бы тяжелухо, неповоротливую броневую помощи коробку, на которую нельзя было Уже во бы уже поставить ни вооружение, ни механизмы, так как иначе он I пошел бы ко дну. После долгих і исследований установились две си- I стемы бронирования— европейская п американская. 1 При первой системе толстый I броневой пояс (330— 380 мм) идет по ватерлинии в средней ча- ; сти корабля, закрывая машинно- котельные отделения, погреба бое- I запаса и главнейшие центральные I посты. В оконечностях корабля і ставятся тонкие броневые плиты в переключиться на другую. Рассре­ доточиваются и важнейшие команд­ ные пункты, посты и средства внешней связи. Оборудуются за­ пасные командные пункты и н«£- бронирования j сты, в которые и переходит управ- I ление после выхода из строя ос­ новных. Каждый современный ко­ рабль обеспечен аварийно-спаса­ тельным имуществом (пластыри, заглушки, подпоры и т. п.), при которого личный состав время боя может задашь і пробоины и ликвидировать различ­ ные повреждения. < Противохимическая защита раблей обеспечивается при герметизации помещений, соз». ** і повышенного давления в постах, рубках и башнях, установкой сне циальных устройств, подающих туда профильтрованный воздух, и оборудованием изолированных ка­ бин для управления машинами и котлами. Живучесть продолжает оставать­ ся важнейшей проблемой корабле- линкор типа «Маджестик» и другие, і и норайзщошшх стран. [ гибли от взрыва у их борта толь-! ко одной торпеды' или мнны. Это происходило из-за несоответствия в распределении водонепроницаемых переборок как ниже ватерлинии, так і и в надводной части корабля. Пе- ус- і реборки зачастую расставлялись без учета принципов непотопляе­ мости. Известно, Что запас плову- чести и остойчивости обеспечивает­ ся неповрежденной надводной частью корабля. Поэтому редкое 70— 100 мм. іВыіпе главного бро-! нового пояса иногда идет один пли два пояса из плит толщиной 150 — 200 мм. Это делается для того, чтобы покрыть броней возможно; большую площадь надводного борта и обеспечить кораблю максималь­ ный запас боевой пЛовучести и остойчивости. Американская система брониро­ вания предусматривает только бро­ невой пояс (350— -400 мм), иду­ щий по ватерлинии в средней ча­ сти корабля. Этот пояс, защищая главнейшие жизненные части ко­ рабля, .ограничен поперечными пе­ реборками-траверзами. Все вместе представляет собою мощную брони­ рованную цитадель, которая утол­ щена за счет сокращения брони в- оконечностях и отсутствия верх­ них •броневых ноясов. Большое- внимание уделено усиленному местному бронированию: защите^ дымовых кожухов, барбетов багоен, рулевых приводов и т. д. j го- і строения. Крупнейшие морские { сударства, строя новые линкоры, уделяют первостепенное внимание их живучести. К достижению по­ ставленной цели кораблестроители идут различными путями. Напри­ мер, американские линкоры (<Ва’ пшнгтон» и «Норд КаролііЕДз W ют толщину брони, превосл’^иШШ1' броневую защиту всех современ­ ных линкоров других страп. у і «Вашингтоне» и «Норд Карвлші f' запроектирована броня толщиной ві 406 мм. От подводных варывоі11 защищают буди — специальны* J утолщения снаружи борта, отда- ляющис взрыв торпеды или минь': от жизненных частей корабля. этих линкорах предусмотрено см- циальиое засекреченное нриспосоИ Ление для борьбы с магннтнычч^ минами и торпедами. Инженер капитан-лейтенант П. ФАВОРОВ. (Печатается в сокращенном виде) («Красный Флот») ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz