Северная вахта. 1942, март.
СЕВЕРНАЯ ВАХТА жмаыктяайшлм» 20 марта 1942 № 65 (171) ВЫСТУПЛЕНИЕ TOB. ЛИТВИНОВА И ЛОРДА ГАЛИФАКСА В НЬЮ-ЙОРКЕ НЬЮ-ЙОРК, 17. (ТАОС). 16 юр т а то». Литвинов и с т у п и л с речью щ «экономическом клубе Нью-Йор ка» на приочге, на кютарюм высту пами тачикѳ янтлмйсшй посол лищ Галмфаюс, аедоайкда-й посол Ху-шн и другие. іРуэнолот обратился іс участни кам этого приема с посланием,і и котором приветствует «выдающихся представителей об’единешшх стран, сшшиаіых между оойіио .клятвой овсоничшия іпг^еды 'шраввдивести яад силами зша, стрешіщиміюся к установлению мирового господства». Фою. Литюшош у-вашиг, что целью сею шотуишиил яшяотсд осаѳщшшѳ топо вклада аьощрый «ввйслт Сошпскжй Ооноз в обще® дело. Тов. Литвинов заявил, что даоей борьбой против гиплефюшекиіх арм.ии в течение 9 мюсявдз йрис- в д Атоьия діишша Гитлера ам - кюжиоютіи 'Предцріішггь мме-либо в ш и м ш ы в во&ншъі* опершим гдв-лшіоз в друігсм месте. ®рашая Армия уничтожила легенду о непо бедимости гитлеровской армии, на несла ей колоссальные потери людьми и техникой, педорхш вю- дшшоо состояние гетмаисвои .ар мии и тыла. «■Мы отогаали гагпюроягкие ар мии ив так далеко,— «аяігагл тов. Литвинов,— «о оойсрпешшо «ьевид- ВО, что осли бы иашін силы моіжіню было уівшіиічііпъ или же,— д этого вщв Л-С(ГФѲ ДОШІІЧЬ,---№ЦИ rcjUKUir- СКИО силы могут быть расколоты либо югаайіішы на сошнюинаиимаи- Mflout фрошіш л утем олімсічі іиіия ил » доутов место, то было бы ооа-| КЮоішіым опчлпшть их сицо дальше назад, до гормашкой границы, іо Бертона я д а л ь » n w . Чем дш ,- Ш'О іТОдшііжія армия будет ошода- оа, тем больше в дай будет демю- рашшащки, над бллышо •будет і&ро- жшмя .в oo рядах и тем силіыівд будет шдавіольетва ъшуігци Герм.и- нии, том большая активность бу дит пршшлена ыаіселеініжм оккупи рованных стран, ненавидящим Гит - 1 лера, населением, которое толь ко и ждет см іі ала для рашащцих дейсчшіі. А едюнмівеішшй гшвш-, который оно признает,— -это серьез ныіі роаадалм гормаяммій дани». іГедаря о соЕмесшаои барьібе смо- бедолюдавыіх наірсдов прошив гит леризма, тов. Липший нрсідоістеіреіг ■от увлечения общими заявлениями о дам, что «в шкіцо ®ошцов (Мое- дим, так как добро неизбежно востор жествует над алым». «Мне кадат- . ся,— ирадш-йш тою. Липшйам», — что ндаршо то;.івиліиеь на торшон- *Ч) практический иути обеспечения победы над Гиииерм, ш я ю іщ ш оетмшіЫі гарушшой д-ераоа® осн. Е е ш л оцріищаггъ ту истину, что цракшичейжи® пути к. ноібедо свя заны! с риском. Но разве Гитлер пе обязан своим значительным успе хом в высшей степени рискованной попытке в Норвегии? Не исключено, ЧТО нцхсця политику ожидания, я» предпринимая ничего и упуская одну asm ѵжиоіеть за другой,' мы подвя?ірігаа.\; н ещо большему риску. Между яч м, действия, ^вявашью с ршоюші. иімісіют іпо исавом случае а»вацоі'.'Ы-. шансы «д успех, в і то время как бездействие, которое иаікжіѳ кдаявапо с ргеп,. ій, - і ш ш - , сад нигоорда но привюджю к усно- хам». «Мы <: ш 'ж ш думать,— -пказал * заключений тов. Литвияз/ов,— что бы юоодать в одпосторнпего каждый новый год войны дает до- падшительиыв иіансы на победу. Мы иршываем врвм стать нашим союзником. Но -мне кажется, что время является коварным союзни кам., который готов сражаться на любой стороие. Для стран, борю щиеся с тичлершамом, коиечно, бы ло бы веісьіМіа выгодно проводить выжидательную политику, пока бу дут сюедашы рсоеры и вооружения л больших (размерах, чем это мо жет сделать противник, если бы он поклялся беодействдаль в тече- вяэ «июню адѳмвди. ІІіл имению это го cat и не допустит', он иишлечет іьытоды из своих нышеашпгх усне- хсіа для даш'ышейшйго прод^'жиния іс ц^лыо «квуиащии иоівых иуінистов, ебеспсчивлющих .захват дсіполнчг- телыіыіх, источников сырья, для по- 'раійощешйя еще больших млшшшшов людей, для пріиюЙіретеиия, а э:*> міажот случиться, НОВЫХ СОЮШШШІ. ^ги преимущестЕа могут более чем ураівніовіееить любоа правоеходстаэ вооружения, какое аитигитлерав- оімсе сіраиы моош период такого рода пеіремщш». Аигл’ийс’кий посш лед (Галифакс в своей речи, в частности, заявил: «15 истории чейовече&тш нивовда во было такого счикийио возник шего cwioaai, как ;ой’единенные стра ны’, 'еюявашшиюся сшірудамчаігь в каічемво истинных товарищей во і ш Юдисіго общего дел»— іразгрюма и уиичФшяоеиігя тирании, іМаідрафа- чсі.апй фаисторы будут определять учаістоас ваекдой .из стран в общем деле». Осташювшвишгсь на рша (Ки тон, логд Галифакс раввиш1: «Мир далеко не сразу осознал, что борь- ба Ііитаія .является чаістыо общего дола «игротііішвшия бедаааоошгю . и аііросс.'иіи. іМвір находігтгя щ долгу ,ці;'і»ец Юитшеім блаподліря тому му- ажііву, с Шпорим ом выполнил эту гигантскую задачу». «За икііетаедние 9 меояіцав,—щ>о- должал іашіглиискіий посол,— 'ua фронте нротяжеінжм в исотошшо тысяч щшь Ройсіия пришила на се бя вою саду удара гецмжйой ар мии. Доблестьк своей организован ной армии, действиями своих храбрых отрядов, дампирующих в ікігішісікіом тыау, героизмом рус- сіких летчиков и , нзумштелыным хяедяичровием црагагдаш^зто віаісе- лашія Оаіветежаа Россия йекавала всем нам великолепный пример». Лорд Г-алифаікіс заявил дшее, что еокшикя не ваіжірепы -огращ'и,- чіиэатыея ойотщитеиыгой стратеги ей, «которая никогда не может обес печить оіотюго ірааіірома Гитлера и с;ііз оотощцишз». 'Вчсмой и лет'ш шгребуется мтапо мужества и вы- ісгіжвси. «Мы мшіго юіотиряли 11 можем потерять еще больше». Тем не менее, сказал в заключение Галифакс, щмиизвнш уже паічга дсіспт . іг предела своей воешей и іщ*:мышл'гіимой мощи, в то время ка,к •сбЧдяИвапые «трзшы обладают «УМНЫМИ 'ВОчГЛШІМН я промышлен ными іреэегрвами, а также місото- чік.леіквьші еоюзншавш, в том I всех ойскѵ-1 Ж И В У Ч ЕС Т Ь С О В Р ЕМ ЕН Н Ы Х Устранение этого крупнейшего, механизмы располагаются дальность действия н педостатка в конструкция кораблей! эшелонном порядке, т. е. Еще первая мировая война по казала, что живучесть боевого ко рабля-— не менее важпый фактор, чем его наступательная сила. Вывод, сделанный из опыта пер вой мировой войны, относится к живучести кораблей всех классов и, в первую очередь, линкоров. Повышенное внимание к вопросам живучести вызвано также и тем, что после первой мировой войны, и особенно в последнее время, значительно возросла боевая сила воздушного, .минно-торпедного и артиллерийского оружия. Резко возросли нрооивная способность снаряда, скорострельность орудии, увеличил ся заряд ториед, усовершенствова лась мшіа. Быстрыми темнами ра стет и совершенствуется новый могущественный противник корабля — оомбардировочная и торпедонос ная морская авиация. Обеспечение живучести корабля — весьма трудная задача. Его размеры ограничены многими так тико-техническими требованиями — маневренность, огневая мощь, ско рость хода, дальность плавания, проходимость на малых глубинах, зависимость от станелей, доков, ка налов и т. н- История сохранила любопытный проект одного корабля. Автор — бывший германский император Вильгельм П— с гордостью подчер кивал, что этот проект— плод его «многолетних исследований, унор-І ного труда и долгих, размышле ний». Проект был дап на отзыв1 специалисту но военному корабле-: строению того времени адмиралу Брину, который после тщательного анализа лобезно ответил копструк-j тору, примерно, следующее: «Судно, которое ваше величество желает построить, будет самым мо гущественным, грозным и притом самым красивым военным кораи-' лем, который когда-либо существо вал. ш разовьет такую скорость, какая никогда еще не была до стигнута; его вооружение превзой дет все до енх нор существовав шее; его мачты будут самыми вы -; сокими, а орудия— самыми дально бойными в мире. Великолепный корабль имеет только один недо-! статок: как только будет снущен немедленно пойдет ко разделение переборками междуна- <w последнее время лубиых пространств приводило к также и бронирование тому, что при подводной пробоине I Современные крупные ‘ ' две-три и повреждении палубы, в этом рай оне вода разливалась по большому пространству, создавала отрица тельную остойчивость, и корабль переворачивался или с большим креном шел ко дну. Между тем, правильно спроектированный ко рабль должен при получении но-, вреждений топуть, не опрокиды ваясь, т. е. исчерпав весь запас пловучести. изменено палу}/ корабли имеют таких палубы причем суммарная толщина их бро ни значительно возросла, достигая например, на американских линко рах типа «Вашингтон» 6 щ, Такая система палубного брониро вания делает корабль менее уязви мым от попадания в лалубу не только снарядов, но и авщ. бомб. 1 На всех современных кораблях или в машин- решалось рациональным распреде -1 ные и котельные отделения чере- лением главных водонепрогівдае-j дуются, или же, как на немецкщ мых переборок на основе предва-: линкорах, между машинными в рителыгых расчетов непотопляемо сти корабля и разработкой методов котельными отделениями по ддищ корабля размещаются другие но»-, щения — вспомогательных механиз мов, погреба боезапаса средней ар тиллерии и т. п. Таким образом, при попадании снаряда илнугорпе-І ды или при подрыве ко^ако% мице он не теряет полписть ^ аі. го хода. Многие механизмы, щшн.~ борьбы за непотопляемость непос редственно в бою. Так, на совре менных кораблях устанавливаются центральные посты живучести, от куда ведется централизованное управление всеми средствами борь бы еа живучесть и действиями аварийных групп. Совершенствуют-1 мер, генераторы, рулевое управле- ся трюмные системы и трюмнав) ние, различные вспомогательные мел сигнализация. Важнейшее место в ханизмы и устройства на совре- комплексе вопросов борьбы за жи- менных кораблях дублируются. Во- вучесть занимают также боевые ■ дяные, паровые, электрические ва- таблицы непотопляемости, впервые: гистрали проведены кольцевым ме- разработанные виднейшим нашим тодом н разделены на секции, мо- кораблестроителем и ученым ака-1гущие работать самостоятельно. демиком А. Н. Крыловым. Опыт войны на море заставил кораблестроителей пересмотреть также и вопросы бронирования- Таким образом, если на старьш кораблях в случае перебиваний паровой магистрали корабль терш! скорость, то сейчас имеется воз Появление на море новых боевых можпость быстро отключить по факторов — увеличение дистанции; врежденную секцию магистрали и| боя, массовое применение бомбоме на воду, дну». он завывать, должны I число и ліэде народов нисшашш'ых Мы никогда не должны что, вьгиілраій войну, иы шитрать м.цр. Китайский посол Ху-ши в споем выступлении подчеркнул, что иоигнкю г< ІршчесвЬѳ «юоревкшоеиие советски армий ,и всего еісетсямісо іи'о;.іада різдшѵалыным образоім изме нило характер войны в Бвроно. Основные элементы живучести корабля — непотошшемость его, т. е. способность держаться на плаву после получения иоврежде-1 нип в корнусе и затопления от- < дельных отсеков, и живучесть ко-1 рабельныіх механизмов, вооружения,: устройств— всей многочисленной и | многообразной техники, которая и обеспечивает боевую активность корабля- I Обеспечение боевой неиотопляе-; мости кораблей за последнее время шло по трем направлениям: ра-; цнональное распределение перебо-1, рок, техническое совершенствование противоминной защиты » усиление бронирования. I Опыт войн показал, что часто даже крупные корабли, например,1 таппя с воздуха— побудило надеж нее защитить орудийные башни, погреба боезапаса и т. д. Все это наложило свой отпечаток на совре менную систему j ноеинык кораблей. I Известно, что нет никакой воз- I можности покрыть весь надводный 1борт абсолютно непробиваемой бро ней. Такой корабль представлял бы тяжелухо, неповоротливую броневую помощи коробку, на которую нельзя было Уже во бы уже поставить ни вооружение, ни механизмы, так как иначе он I пошел бы ко дну. После долгих і исследований установились две си- I стемы бронирования— европейская п американская. 1 При первой системе толстый I броневой пояс (330— 380 мм) идет по ватерлинии в средней ча- ; сти корабля, закрывая машинно- котельные отделения, погреба бое- I запаса и главнейшие центральные I посты. В оконечностях корабля і ставятся тонкие броневые плиты в переключиться на другую. Рассре доточиваются и важнейшие команд ные пункты, посты и средства внешней связи. Оборудуются за пасные командные пункты и н«£- бронирования j сты, в которые и переходит управ- I ление после выхода из строя ос новных. Каждый современный ко рабль обеспечен аварийно-спаса тельным имуществом (пластыри, заглушки, подпоры и т. п.), при которого личный состав время боя может задашь і пробоины и ликвидировать различ ные повреждения. < Противохимическая защита раблей обеспечивается при герметизации помещений, соз». ** і повышенного давления в постах, рубках и башнях, установкой сне циальных устройств, подающих туда профильтрованный воздух, и оборудованием изолированных ка бин для управления машинами и котлами. Живучесть продолжает оставать ся важнейшей проблемой корабле- линкор типа «Маджестик» и другие, і и норайзщошшх стран. [ гибли от взрыва у их борта толь-! ко одной торпеды' или мнны. Это происходило из-за несоответствия в распределении водонепроницаемых переборок как ниже ватерлинии, так і и в надводной части корабля. Пе- ус- і реборки зачастую расставлялись без учета принципов непотопляе мости. Известно, Что запас плову- чести и остойчивости обеспечивает ся неповрежденной надводной частью корабля. Поэтому редкое 70— 100 мм. іВыіпе главного бро-! нового пояса иногда идет один пли два пояса из плит толщиной 150 — 200 мм. Это делается для того, чтобы покрыть броней возможно; большую площадь надводного борта и обеспечить кораблю максималь ный запас боевой пЛовучести и остойчивости. Американская система брониро вания предусматривает только бро невой пояс (350— -400 мм), иду щий по ватерлинии в средней ча сти корабля. Этот пояс, защищая главнейшие жизненные части ко рабля, .ограничен поперечными пе реборками-траверзами. Все вместе представляет собою мощную брони рованную цитадель, которая утол щена за счет сокращения брони в- оконечностях и отсутствия верх них •броневых ноясов. Большое- внимание уделено усиленному местному бронированию: защите^ дымовых кожухов, барбетов багоен, рулевых приводов и т. д. j го- і строения. Крупнейшие морские { сударства, строя новые линкоры, уделяют первостепенное внимание их живучести. К достижению по ставленной цели кораблестроители идут различными путями. Напри мер, американские линкоры (<Ва’ пшнгтон» и «Норд КаролііЕДз W ют толщину брони, превосл’^иШШ1' броневую защиту всех современ ных линкоров других страп. у і «Вашингтоне» и «Норд Карвлші f' запроектирована броня толщиной ві 406 мм. От подводных варывоі11 защищают буди — специальны* J утолщения снаружи борта, отда- ляющис взрыв торпеды или минь': от жизненных частей корабля. этих линкорах предусмотрено см- циальиое засекреченное нриспосоИ Ление для борьбы с магннтнычч^ минами и торпедами. Инженер капитан-лейтенант П. ФАВОРОВ. (Печатается в сокращенном виде) («Красный Флот») ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz