Северная вахта. 1942, март.

18 марта' ц(!^і)ц СЕВЕРНАЯ ВАХТА » « Максимально приблизить учебу к боевым условиям! По сигналу боевой тревоги настороженная тишина: в эти ми­ нуты за горизонтом: следили уже не только сигнальщики, но и все, кто бьн на палубе, на мостике, у орудий, у нулеметов, возле глу- биппых бомб. Дана вводпая: самолеты «про­ тивника» в воздухе. Первыми доложили о готовности к бою пулеметчики Кощеев и Дол- гобородов. Едва умолкли колокола громкого боя, как они уже сдерну­ ли чехлы и продели лепты, ожи­ дая приближения цели. Кощеев действовал внешне неторопливо, без спешки, и все же он на не- ^ сколько секупд быстрее Долгоборо- *чстановку. Бойцы тщательно ваясь в складках местности, бойцы! дова приготовил оружие к бою. ; } р в а л и с ь на исходных ру-. Ларионова устремились к ручному! Лутагай пѵлеметчик на кооабіе 5 ежи,' были ооорудовапы огневые пулемету «противника». Они дей - 1 ’ ’ t . САМОЛЕТ „ПРОТИВНИКА" [ орудий. Быстро выполняют прика- g \ запия номера расчетов, вскоре после полудня па кораб- п - ле сыграли бое»,» тревогу. Н аѴ і , ? разг,р 6о" у я » общекорабельные учевия. С е -! т Г ™ ор Лип*тов’ * , I вслед за ним «выбыли» остальные ганные секунды потребовались п „„„„„ „|Т - номера расчета. Остался один подпос- сигналіыцикам, чтобы запять свои . п і* I чиіс патронов краснофлотец Романеи- посты. Каждый в своем секторе, у - 1 ’ | ко. Встав к орудию, он действует опи стали прощупывать пебо, воз- - ____ тт • , ’ уверенно, быстро, наводит орудие дух, море. Над кораблем повисла на цель, заряжает ©го, стреляет. Комендор - наводчик С. Ярмош— отличник бг-этой подготовки. Фото Д. Кузнецова. А Д К А У К Р Е П Л Е Н Н О Й ПОЗИЦИИ «M/а у ч е н и я х в з в о д а к о м а н д и р а Б у р н а т о в а Короткими перебежками, укры- | | ш ' * 1 £ учении все напоминало бое- Щі П4г, точки, наблюдатели неотрывно ствовали хладнокровно и настолько Кощеев не делает ни одного лиш- (еіедили за укрепленной линией, быстро, что «враг» не успел опом-, д,0,ведены, до автоматизма. 0я ЛІ0 Романенко но хуже других поме­ рив расчета знает материальную часть, умеет вести огонь—и те­ перь на практике доказал, как важна постоянная, упорная учеба. У орудия Ярмота неожиданно «лопнула» боевая пружипа. Наводчик не растерялся. Считанные секун­ ды потребовались ему, чтобы сме­ нить деталь и вшівь открыть огонь. Но были у комендоров и недо­ статки. Вяло, монотонным голосом, без боевого «огонька» подавал команду командир отделения Зуб. Эта вялость особенно непроститель­ на потому, что т. Зуб—-отличпый зенитчик, успешно проводит теоре­ тические и практические занятия пего движения: все действия его j доведены до автоматиз точка ( 5 ИТ и зпает свою В 0 ИНСКуЮ спе. с діихіыл составом, воспитал, боль- циальность, много тренируется и шипство комендоров корабля. I «противника». і ниться, как его отпевая Командир взвода младший лей - ' перестала существовать. Нйант Бурнатов вызвал на команд-1 Так же стремительно действова- біаголат)я это.мѵ длится четкости , „ Ьый пункт младших сержантов Ла- ло отделение Тюрина, захватившее • Л Г * ПРТИУ ™ ж т " 3уо БСем своим видш словпо ронова, Гуляева и Тюрнпа. станковый пулемет. «Противник» каждого движения-^ ПОдЧеркивал> что это только [ — Задача решается следующим ■ остался без огневой защиты. Тог- Командир дает вводные, быстро учебная тревога. Постепеппо это образом: первыми вступают в бой да в бой двинулись бойцы млад- мепяет данные для стрельбы. Пу- передалось некоторым бойцам, и те ьаши бойцы, товарищ Ларионов, і шего сержанта Гуляева, рриептир, показал рукой младший j Командир наметил два промежу- Мтенант, двухэтажный дом. Там. точных рубежа, которые удалось [тноетен ручной пулемет «про- j преодолеть быстро. Когда до «про- леметчики, повторяя данные, так лее быстро поворачивают оружие, придавая ему нужный угол. 2. КОМЕНДОРЫ ВЕДУТ ОГОНЬ Псрйым среди зенитчиков доло гивішка». Задача—подавить его. тивника» осталось всего метров сто, Продвижение вашего отделения под- Гуляев поднял бойцов в атаку. Іерживают огнем два других отде-І Бросок был стремительным, бой- пения. Бойцам Тюрина пред-; цы хорошо держали боевой порядок. стоит у опуіщш леса уничтожить j Закрепившись на захваченных Несколько секѵнд спустя поступил расчет станкового пулемета «про-! пѵ,д„жах ктислоАчотпи nmmmnnr- " " * у поступил ігавника». Затем вступаете в бой і ^ cf “ ’б о Т в ^ П б о ію ^ ш й Д н ПеРВ0Г° Т ° ‘ вы;, товарищ Гуляев. Сближаясь с У Р оборонительной ;ва. Некоторое отставание псизбеж- стали терять первоначальный боевой пыл. Так было, например, с уста­ новщиком прицела и целика краснофлотцем Темпиным. Начав действовать энергично, быстро, к концу занятия он стал отставать, нервничать, а отвечая па вопрос ІМелейкши «врага», ваши бойцы іничтожают их ів рукопашной схватке. Действуйте смело, реши­ тельно, сообразно с обстановкой. Ко­ да одно отделение наступает, два _ _ па то, что вести сои пришлось т и и его поддерживают сбоим ог- - (нем. Это— главное.'Сейчас раз’ясни- г‘ • 0 °' n , f свой бойцам задачу. Наступать СПЛЫІ01[ M0p03e’ Осо6епио .іачнете по моему сигналу полосы «противника». Па ѳтом ІІ(>. борной пост расчета Липатова дальше, учение закончилось. «Бой внутри находится значительно оборонительной полосы»—тема еле-. чем боевой пост Ярмоша. дующего занятия. Учение прошло хорошо, пеемотря По главная причппа — расчет в Ярмоша работает так, что его ста- снегу, на ветру, при' ШІТ в пример всем: бойцам корабля. ОТЛИЧИ-*( ^ лись сноровкой, быстротой действий Ярмош крепко любит свою спе- жил о готовности своего боевого командира корабля о своих обязап- поста наводчик Сергей Ярмош. аоюмх, окончательно обился. Большинство комендоров, которые привыкли на учебе чувствовать себя, как в бою, продолжали энер­ гично пести «огонь». Скоро с мостика поступило донесение, что налет «противника» отбит. 3. БО й Ь Ы - ЗА BGPT1 Прозвучал1 сигнала Учение___ «дей- младШ™ серЖаНТ ГуЛЯеВ’ боЙЦЫ ІГйал№0СТЬ’ П[>0В0ЛІТ в(Ше зепит‘ — _ _ _ ТТ (Лтт ТГТТТ«ЛГГ>Г^ТТ!ІГ К* ГѴТГЛТТПТ» Г ІГЧ Ѵ .Л О ТТ.П ТГ ТТЛЧТГЙТ/*Т» Т> П П Л ^ Л Т Т Т П Л П ГІП ІІГІ вия бойца в наступлении»-™- , ПодажвІІЙ ’ К^ЗН6Ц0'В- Гудков- ОСЬ. и. РАКОВИЦКИЙ. Рационализация учебы И н т е р е с н ы е м о д е л и Посреди комнаты—болі.шой сто*!, j пехватшго карт. Будущие рулевые Скрытый белой марлей- Спимиге I и наблюдатели вынуждены были врывало, и откроется рельефный ]1 по очереди пользоваться картами, ЙЕет острова, на котором бази- из-за этого теряли время. Пзучеіние РУется П-ская часть. На макете, основ штурманского дела и корабле- даан іщ^з цемента, с точностью! вождения задерживалось. Тогда Росцроь. ;ед,ена 1 контуры острова, ) старшина 1-й статьи Лялин и Ле­ бедев предложили сделать макеты. Щ ы , заливы, озера, реки, Мпг и населенные пункты, ука- ваньг ^вубины, во ISP Младшие командиры работали ной пушіки все свободное время. Оп участвовал уже в боях, был тяжело рапеп, видел зверства гит­ леровцев и поклялся мстить им беспощадно. Попав после выздоров­ ления на корабль, став зонитчп- Но тревога не окончилась: на корабле продолжали ожидать ново­ го «нападения». Вдруг командир отделения сигнальщиков доложил, что с левого борта показался «пе­ рископ». — Лодка идет на погружение! —послышалось следующее донесе­ ние. — Приготовить глубинные бом- ! бы!—последовал приказ командира. Минеры Животов и Кулебакин ком, Ярмош решил так подгото- бросились исполнять приказ. Быст виться к новым встречам с вра -1 ро, помогая друг другу, подготови- . — всех положенных несколько суток, сами сделали ме- «етаѴ стоят маяки. Правда, они таллические каркасы, приготовилиj инструкцию отлично, как и мате Сот°й всего с обыкновенный ка- специальный состав цемента и вы- j риаяъную часть J f 1- ІТ0 точно воспроизводят; лепили макеты. Теперь подготовка руотся сам и наСтойчиво учит L ">ИгУРацию в окраску настоящих ] сигнальщиков и рулевых ускорн - 1 г На вершинах моделей уста-лась, и обучение приобрело боль Вл‘>п" разноцветные лампочки, шую наглядность. фашист' лн они к сбрасыванию глубинные 1 бомбы. Хуже получилось у минеров, ко­ гда им пришлось готовить к по­ становке змейковый трал. Сам Без запинки оп докладывает обо К 0 * 1 ігшД1Ф отделения миперов Куле- всем, что должен делать в различ- (') а к и І 1 слкшком Долго возился с ные момепты боя. Ярмош зпает гом, чтобы ни один пе смог от него уйти живым. —■Ваши обязанности?—спраши­ вает командир корабля у Ярмоша. І^Щие с помощью мипиатюрното р^оііоторчика пульсацию света, ядом установлен другой максі Кроме этих моделей тов. Лялин вместе с младшим командиром Ер- ______ »«»ѵ. маковым сделал макет истинного ^ого Мйря. На нем можно найти I горизонта. Это остроумное приспо- 6 &УХТЫ,, острова, заливы. | собление значительно облегчает и ««орил ѳтих М№ето,в та.кова: а ускоряет обучение молодых руле- Ч'Оцесс. ѳ обучения краснофлотцев ' вых правилам пеленгования. орудия, трени­ уется са воспитывает товарищей по расчету. За несколько месяцев службы па корабле он получил пять благодар­ ностей от командира и комиссара за образцовое несение службы. ...И вот «бой» начался. Одна за Другой поступают с мостика кор­ ректировочные данные для стрель-, бы. Четко повторяют их командирысы и сразу пустили из- тралом, неправильно называл от­ дельные части его, путал их с названиями частей трала другой системы. 4. ПОЖАР В ТРЮМЕ Одна из сброшенньк. «противни­ ком» зажигательных бомб пробила палубу, упала в трюм и вызвала «пожар» неподалеку от артилле­ рийского погреба. Тотчас па борь­ бу с огнем бросилась аварийная группа во главе с б/іцмапом Моло­ ковым. Бойцы захватили минемак- ши не­ сколько пенпых струй, в саны* очаг «пожара». — Пламя сбито! — доложи т. Молоков и приказал бойцам за сыпать бомбу песком. В это время дана новая вводная: «За бортом корабли разорвалась фугасная бомба. Боль­ шой осколок пробил подвод,- пый борт возле тридцатого шпан­ гоута, и в трюм хлынула вода*. Не ожидая приказа, краснофлотца Ганичев и Мосягип бросились « «пробоине». В трюме они взял* пробку соответствующего диаметр» и ликвидировали течь. Аварийная группа справилась я с тушением «пожара», и с задед- кой «пробоины». Бойцыі действова­ ли энергично, особенно Ганичев я Мосягип, отлично знающие своя обязанности. И все же они могля бы действовать еще лучше, если бы не недостатки командира группа боцмана Молокова- Слишком (вол­ нуется командир, суетится, теряет ся, неуверенно отдает приказания Когда во время «пожара» посту­ пило донесение о возникновения «очага» огня в другом месте, Мо­ локов не сумел быстро выделить краснофлотцев на тушение и поте­ рял целых полторы минуты. 5. В ПОЛНОЙ ТЕМНОТЕ «Повреждения» от осколков би­ ли и в машинном отделении ко­ рабля. Осколок «вывел» из строя’ динамо. Машинисты оказались в- полной темноте, по это не поме­ шало их уверенным действиям. Ко­ гда последовала команда запустить донку для откачки воды из трюма, старшипа машинистов Чистяков бросился к клапанам, сразу нашел нужный и запустил донку. Так жо уверенно действовал в темноте я командир отделения машинистов Востряков, запуская пожарную донку. Машинисты хлопотали возле ди* намо, ремонтируя его. В это время осколкон «пробило» левый борт ниже ватерлинии, и машинное от­ деление стало заливать водой. —• Заделать пробоину! — прика­ зал командир пятой боевой части тов. Касаев. Машинисты не стали ожидать прибытия аварийной группы. Чис­ тяков и Востряков ощупью нашли пробку и прекратили течь. Вскоре дииамомашина была вос­ становлена. Вновь вспыхнул свет. Все машинисты стояли на своих местах. В том, как быстро они устраняли повреждения, сказались постоянные тренировки, знание садего дела. Наконец, паверху прозвучал отбой общекорабельньй. учений. Командование корабля подвело итоги. Высокую оценку получили сигнальщики, пулеметчики, ’ ма- шинисты. Похвально- отозвались командир и комиссар о комендорах Липатове п Ярмоше, краснофлот­ цах Ганичеве и Мосягине, пуле­ метчике Кощееве. Лучшие люда кор&тші', они настойчивы в учебе, примерны в дисциплине. По ним равняется весь личный состав боевых частей. «Трудно в учебе—легко в бою», ; таков лозунг советских воинов, —- і говорил комиссар, — и во время j учебных занятий каждый боец я ! командир должен чувствовать себя так, словно корабль его ведет н* I стоящий бой с противником, я всеми силами стремиться к победе. А. МИРОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz