Северная вахта. 1942, март.
14 марта 1942 г. № 60 <166): а“ *к*и«эишв>«п'шпяжж! СЕВЕРНАЯ ВАХТА Наводчик-отличник П. Нузозаткин во время учебных стрельб на Н-оком корабле. Фоте Д. Кузнецова. ❖ «■ Ж и в у ч е с т ь н а д в о д н о г о к о р а б л я Одпа из главных задач, кото - 1 стоят перед пятой боевой ча- С 7 - ^ _— борьба за живучесть ко рабля. Средства борьбы за живучесть применяются с момента постройки корабля, обеспечивая ему надвод ную защиту от снарядов и авиа бомб брюінировапмем; от мин, то-рнед и авиабомб в подводной части — противоминной 1 защитой в виде ря да переборок. ■Опыт боев показывает, что там, где личный состав умело и само отверженно борется за живучесть, корабль становится неприступной крепостью. Один из миноносцев (Военно-Мор ского Флота СССР с самого на- j чада войны выполнил много бое вых ,заданий командования. Од нажды на корабль налетело де сять «Ю- 8 8 ». Они по одному пи кировали, но бомбежка была без результатной. Метким: огнем зе нитчики подбили два вражеских самолета. Фашисты послали под крепление— еще , 25 бомібардироц- цуряйГ: Маневрируя, корабль укло нялся от бомб, но одна из них. все же попала в носовую часть. Личный состав не растерялся, бы стро ликвидировал повреждение. Отлично работали краснофлотцы аварийной группы во главе со ■старшиной первой статьи Ваку ленко и главстаршиной Земляну- таным. Они быстро потушили возникший пожар и откачали воду © затопленных помещений. Но Для обоспечеивя иеподапліяем-о сти. корпус корабля делится на ряд автономных, отсеков водоне проницаемыми переборками, кото рые предотвращают распростране ние воды по кораблю. Конструкция водонепроницаемых переборок должна обеспечивать полпую водонепроницаемость и значительную прочность- Число от верстий у таких переборок сводится к минимуму, а все проходящие через них магистрали должны быть надежно и прочно уплотне ны'. В задачу личпого состава вхо дит- вести тщательное наблюдение за состоянием переборок и не до пускать, чтобы они ржавели, это ! относится и ко всему корпусу корабля. Пробоина, полученная в под - водной чаУіти, подчас пе может быть быстро заделана из - за ее большого размера. В этом случае личный состав обязан, чтобы вода не распространялась по кораблю, I принять решительные меры, вплоть до затопления поврежден-; ного отсека. В то же время завод кой пластыря или другими сред - ствами надо заделывать получен - ную пробоину с последующим осушениеМі затопленного отсека ТЕХНИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Бойцы Н-ской части на-днях провели четыре технических кон ференции по основным, наиболее трудным вопросам своей специаль ности. Конференции были органи зованы следующим образом: спер ва заранее назначенный докладчик краснофлотец выступал с крат ким разбором темы, затем отвечал на вопросы слушателей. Если до кладчику не удавалось дать ис черпывающий ответ, ему помогал кто-либо из бойцов. Руководитель конференции главстаришпа Чула нов дополнят обоих, давая необхо димые раз’яснения. Содержательный доклад о судо вых огпях сделал на одной из конференций краснофлотец Бобров. Он подробно рассказал о всех ви дах огней, применяющихся на кораблях различных классов, гово рил об устройстве и особенностях осветительных приборов. Бобров дал точные ответы на заданные ему вопросы. Командование части об’явшо ему благодарность за хо рошую подготовку к конференции I и отличные знания. Активно участвовали в конфе ренциях также краснофлотцы Еро хин, Леонтьев и другие. '' 4ІЙ / Шт ■щщщт Младший сержант В. Брилов, от- яичнии боевой подготовки. Фото Д. Кузнецова. Письма молодым краснофлотцам УЧИТЕСЬ ХОДИТЬ В РАЗВЕДКУ Наша часть вела бой в лесах Карелин. Финны действуют груп пами в 10— 15 человек: укроются где-нибудь вблизи дороги, на опушке леса иди на берегу озера и лежат. Как только появятся на ши подразделения, они внезашю открывают огонь из автоматов, а затем, не принимая боя, скрыва ются. Сигнал об отступлении фин ны дают автоматами, выбивая вы стрелами и очередями условные знаки по азбуке Морзе. Нередко бывает, что фашисты небольшими группами проникают в наш тыл и обстреливают иаших бойцов сзади. Из этого видно, ічто борьба в лесу сопряжена о большими труд ностями. Кроме того, глубокий снег затрудняет продвижение подразде лений. Идешь по такой местности — и вдруг застрочит автомат. Это стреляют «кукушки». Укрываются они на деревьях, а внизу остав ляют лыжи. «Кукушка» дает не сколько очередей и быстро уходит. Как правило, финны прыгают с де рева и сразу встают на лыжи. Особых креплений на их лыжах нет, зато на носках ботинок — крючки. Это помогает ішоцкоровцам быстро надевать лыжи и уходить от преследования. На одном из совещаний пред ставитель штаба рассказал нам, как нужно «прочесывать» леса, освобождая их от фашистов. «Прочесать» лес — значит обна ружить и истребить автоматчиков и группы противника. Эти опера ции наша рота проводила так: взводы разбивались на группы по 3— 5 человек. Каждый взвод имел свой участок и продвигался вперед клипом. Группы шли друг от дру га па расстоянии видимости глаза. На флангах роты находились пу леметчики, постоянно готовые от разить внезапную атаку врага- У пас был специальный взвод; который занимался разведкой. Командовал им лейтенант Фнгуров. Однажды Фигурову было приказа- по уточнить подходы и дороги к пункту Н. Днем разведчики гото вились к походу, изучали топогра^ фичесвую карту района, а поздно, j вечером; вышли в путь. Вскоре они оказались вблизи деревни, где расположилась наша соседняя часть. Фигуров зашел к команда ру, еще раз уточнил свой мар шрут, затем тронулся дальше. Долго ходили бойцы в лесу, прове ряли каждую лесную тропу и до рогу, а к утру со- всеми сведения ми вернулись обратно. Никто а і не обнаружил и не обстрелял только потому, что люди хорошо маскировались, шли бесшумно. На другой раз взвод получил задание— добыть «языка». Исполь зуя темноту, чащу леса и кустар ники, разведчики проникли на тер риторию, занятую противником. Вскоре бойцы заметили финского часового. Нужно было взять его живым, без выстрела. Часть бойцов залегла в кусты, а другие тихонь ко поползли к часовому с несколь ких сторон. Часовой стоял спиной к разведчикам. Они подскочили к финну, накрыли его халатом ■ обезоружили. Сделано ѳто было так быстро, что шюцкоровец не успел опомниться. Вскоре он был доставлен в штаб нашей части. Но время наступления пулемет чики нашей роты Дьячков и К р у г лов, нрисматриваясь, откуда бьют финские автоматчики, заметили, что с одной елки посыпался снег. — Там «кукушка»! — доло жил Дьячков. Получив разрешение поймать врага, цул-еміегаджй піоползяи к. елке. Остальные бойцы, отшекая внимание финна, открыли но со- - I седним деревьям огонь. Когда I Дьячков и Круглов подползли к ! цели близко, финн спрыгнул и I сразу встал на лыжи. — Уйдет! -— сердито сказал Дьячков. И не выдержав, дал по финну короткую очередь. Фашист взмах нул руками и упад в снег. А ведь молено было взять его жи вым. Для этого требовалось реши тельно броситься в рукопашную схватку... Лейтенант Е . САМООНОЭ. Нужно обращать серьезное впима - ние и на повреждения падводного борта, особенно на пробоины, близкие к ватерлинии. Важное значепие для боевого ко рабля имеют корабельные онсте - иояс в воде работали трюмные! предназначенные для обеспе - машинисты Шарапов и Красавцев, I пения его живучести. К ним машинисты Епифанов и Каза- относятся: водоотливная, трюм *0В заделывали пробоины, осу- иіали помещения. ■Когда корабль шел своим ходом но - пожарная, система орошения и затопления артпогребов, крено - вая, диферептная и другие. Тре - в базу, на море бушевал шторм. | бом им ; пред’яд ашш д к ник, От сильных ударов волн стал ло-! простота и надежность в работе, чаться разрушенный бомібами посі наименьший вес и габариты, корабля, рвались листы по право-! большая мощпость и автономность. Ц^У-Зорту. Надо было оторвать ли- Краснофлотцы и младшие команди- *;'г^>чтобы .предотвратить . дальней -1 Ры должны безукоризненно знать ШУЮ поломку. Это >можно было j устройство систем* располо- «Делать лишь спустившись за | жепие их на корабле, повсед- б°Рт. Бойцы выполнили задание I невно содержать все в полной <яень быстро. Корабль благополуч-; исправности. ' Дошел до базы. Надо, чтобы яичный состав не ° ооевых условиях корабль мо жет р(1, т „ ,, только имел хорошие знания, та и получить повреждения к а к ; борта, так и днища. От пробоины, У'мел быстро устранять поврежде- 110лученной в борт ниже натерли-! ния. Каждое занятие и учение по забортная вода попадает! живучести доллшо давать прак- “ Рабля, создавая крен, | тнческие навыки, приучать к . то - \ чірент, увеличивается осадка,) «ныиается запас нловучести. | с,,и не прекратить распростране- ,!Раі0М З А М О Р С К И М Р Е Й С му, что придется:делать в бою с нав вОДы по здраіблю, и іг н е тш о - возможность пийеліи. Инженер-капитан 3-го ранга В. П. КАЛЯНОВ. Осенью караван уходил в дале кий морской порт за. ору жием, приобретенным на деньги советских патриотов. Моряки обязались преодолеть любые преграды и лишения, за кончить рейс в самый короткий срок. -— /Это наш долг,— говорили они, — и выполним мы его так, как подобает советским морякам. ...Скоро наши воды остались за кормой. Потянулись тревожные дни пути по океану, где каждую минуту можно было ожидать либо торпеду с фашистской! подводной лодки, либо бомб с самолета. Бдительно несли моряки круглосуточную вах ту. Следили за морем, за воздухом и за другими судами, готовые в елучае надобности тотчас притти на помощь товарищам. Боевые ко рабли охраняли медлительных, неповоротливых «купцов»• В огромный заморский порт ка раван входил на рассвете. Здесь уже ждали его. После швартовки началась погрузка пароходов. Один за другим опускались в трюмы тяжелые большие ящики. Грузчи ки работали быстро, ловко, но мо рякам движения их казались мед ленными: хотелось скорее уйти в море, спешить на родину, где шла напряженная, суровая борьба сі врагом. Они поторапливали грузчи- j ков, сами включались в работу, и хотя это шло вразрез со всеми | правилами, грузчики были доволь ны помощью: им тоже хотелось скорее отправить оружие на фронт борьбы с фашистами. Задолго до срока закончилась погрузка парохода капитана Рын- цвиа, за ним-— -капитана Мирошни ченко и остальных судов. Задрае ны люки. Убраны стрелы. Пар на марке. Прогреты машины. На рас свете караван тронулся в обрат ный путь. Выдался очень трудный морской! переход. День за днем бушевал j шторм. Тяжелые холодные волны обрушивались на пароходы. Среди ящиков, погруженных па палубах, бурлила вода. Корабли тяжело вползали с волны ’на волну. Мо ряки нервничали: шторм задержи вал движение, казалось, что рейсу не будет конца. На одном из пароходов войной едва не сбило за борт матроса. Рискуя (жизнью-, на помощь ему бросился товарищ и спас. На другом -— волны разбили ящики с груэоч, порвали крепления. Тотчас, без вызова, в аврал вклю чились все свободные от вахт: механик іТатринов, кочегар Бон дарев, матросы Егоров, Голубив, Удалов, боцман Карнаухов, старпом Устенко, помполит Прокопьев. Они работали в ледяной воде до тех нор, пока- все повреждения не быии устранены. Пять суток продолжался шторм —пять суток без отдыха, почти без сна вели моряки борьбу за сохранность груза. Приближался родной порт. На встречу каравану в море вышел корабль, и люди его поздравляли отважных моряков с победой. Суда вошли в дарг и ста ли у знакомых причалов. Но задаете еще аю было вы по^неио до іконца: лредетошла быстрая выгрузка, отправка достав ленного груза на фронт. Моряки опять решили помочь грузчикам: они укрепили мачты и стрелы, сменили такелаж и блоки судовы ми лебедками, рассчитанными на нод’ем трехтонных нош, стали ловко и быстро перегружать на берег пятитонные ящики. Несколько дней спустя оружии двинулось на фронт. М. POHOR
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz