Северная вахта. 1942, июнь.
м е р т ь н е м е ц к и м о к к у п а н т а м і Р Н Я Я Ежедневная краснофлотская газета Беломорский Военной Флотилии № 152 (258) ~~ БЕЗ ПРОМАХА БИТЬ ПО ВРАЖЕСКИМ САМОЛЕТАМ В противовоздушной обороне военных об’ектов, баз, портов зе нитная артиллерия занимает важ нейшее место. Зенитчики ставят огневую завесу, преграждая фа шистским бомбардировщикам путь к об’екгам, сбивают врага с боево го курса, затрудняют ему при цельное бомбометание. Меткими залпами артиллеристы уничтожают вражеские самолеты, несмотря на то, что фашистские летчики пы таются применять самые разнооб разные противозенитные маневры. За год войны зенитчики Север ного флота приобрели большой военный опыт. Только за II меся цев зенитчики-североморцы отбили сотни групповых и одиночных атак вражеской авиации, сбили 56 са молетов противника. Зенитчики-беяоморцы также на копили уж е некоторый опыт. Ба- тарейцы пункта Н. не раз осу ществляли оборону берега, во взаимодействии с артиллеристами кораблей отбивали нападения фа шистских пилотов. Но беломорцы не должны оста навливаться на изучении только своего военного опыта. Нужно всячески использовать данные о боевой работе североморцев, пере нимать у них тактические приемы борьбы с фашистской авиацией. Чрезвычайно важно, чтобы зе нитчики действовали в тесном кон такте с наблюдателями, случача- ми, прожектористами. Сейчас, в светлые северные ночи, прожекто ристы. не могут помочь аргиллорн етам обнаружить противника. По этому еще большая ответствен ность ложится на звукоулавлива ние и визуальное наблюдение. Зоркие, бдительиые сигнальщики всегда сумеют обеспечить зенит чикам своевременное оповещение. Так было на тральщике, которым командует младший лейтенант Го лубенцев. Вражеские самолеты попытались совершить неожидан ное нападение, идя на небольшой высоте из-за гор. Но отличные наблюдатели корабля, сигналь щик. Левочкин и другие обнару жили врага по шуму моторов, д о ложили об этом командиру и со общили в пункт И., где зенитчики также сумели своевременно подго товиться к встрече противника. Попутно нужно заметить, что каждый корабль на стоянке з ба зе может оказать большую по мощь наземным средствам проти вовоздушной обороны, усилив своей зенитной артиллерией уда)) по воздушному врагу. j Чтобы умело ставить огневую завесу, метко уничтожать враже- , ские самолеты, необходимо вести I непрерывную, усиленную учебу, практиковать учебные стрельбы по воздушным целям, тренироваться в повышении скорострельности, в отработке взаимозаменяемости но меров расчета. Особое внимание следует обратить на быструю поимку цели и тщательную слеж ку за целью. Плохо натренирован ные зенитчики медленно отыски вают цель, теряют драгоценное время и тем самым дают против нику возможность приблизиться к об’екту. Хорошо организована учеба в подразделении командира тов. Еро хина. Здесь из пяти учебных стрельб, по предварительным ре зультатам, три проведены на от лично, одна с оценкой хорошо и одна — удовлетворительно. Пуле метные стрельбы получили отлич ную оценку. Недавно батареи, расположен ные вблизи военного об’екта, про вели учебные стрельбы по пики ровщикам и штурмовой авиации. Зенитчики вели меткий огонь по конусам, некоторые добились пря мых попаданий. Успешно провели артиллерийские стрельбы по вто рой огневой задаче отделения сержанта Брагина и младшего сержанта Шавкуиова. В стрельбе по конусу отлично действовали бойцы сержанта Тимонина. Быстро и точно работали краснофлотцы Парыгин, Гущин, Приезжев. Но в организации учений были допущены и существенные недо статки. Артиллеристы не трениро вались во взаимодействии с истре бительной авиацией, между тем, в бою зенитчикам часто приходится вести огонь так, чтобы не поме шать нашим истребителям уничто жать вражеские бомбардировщики. Не везде с достаточной тщатель ностью проверили материальную часть, полуавтоматику —-и в от дельные моменты стрельб проис ходили задержки. Нельзя забывать, что в боевой обстановке вести огонь неизмери мо труднее, чем во время учеб ных стрельб. Поэтому на трени ровках нужно добиться полнейше- шего автоматизма в действиях, не допускать ни малейшей за держки в ведении огня, практико вать самые разнообразные и неожи данные маневры авиации, чтобы приучить зенитчиков ко всем слу чайностям боя, научить их унич тожать врага без промаха. Ш Группа командиров и краснофлотцев Н-ского корабля (слева направо): лейтенант В. Михайлин, старший машинист Ф. Одинцов, младший лейтенант Н. Голубенцев, старший краснофлотец И. Ер маков, командир БЧ-5 В. Дражников, минер М. Первушин, младший лейтенант П. Луковников и командир отделения сигнальщик ов В. Левочкин. Фото Д . Кузнецова. М о р с к о е с е р д ц е j л Онайперы-артняяериеты Орудийные расчеты младших сержантов Кошелева и Назар- кина в войне с фашистами по казали образцы боевой выучки, і мастерского, снайперского огня. Орудие. Кошелева уже уничто жило 23 автомашины с грузом, 11 складов с боезапасом, го рючим и военным имуществом, 4 Д ЗО Т ’а, 2 орудия, 41 зем лянку с находившимися в них 600 гитлеровцами. Орудие Назаркина истреби ло 20 автомашин, 4 Д ЗО Т ’а, И) складов, 4 орудия, 42 землян ки, более 600 фашистов. Счет обоих снайперских орудий ра стет. Артиллеристы умело и беззаветно сражаются с вра гом. В недавнем бою батарея ве ла огонь по противнику. Фа шисты открыли ответный огонь. Хотя снаряды рвались истода леку, орудие Кошелева продол жало стрелять и вскоре пода вило вражескую батарею. В Другом бою орудие 11а- заркина било по ближним тьи лам фашистов, уничтожая тех нику, живую силу и укрепле ния.’ Фашисты обрушили на ба тарею шквал артогня. Осколком тяжело ранило комендора Па- лехова. Назаркин подполз к ра неному, оказал первую помощь и отправил и безопасное ме сто, а сам продолжал командо вать огнем. Таких эпизодов много-. Коше, лев м Назаркин воспитывают краснофлотцев стойкими, му жественными воинами, ПЛІ^ менио ненавидящими врага. В I перерывах между боями в рас- I четах .ИЯёт боевая учеба и тре- 1 НПрОВ'Й:-; • ■ ! Командование высоко оцени- ! ло заслуги снайперов - северо- ! морцев.. Младший сержант Ко- 1 ш е л ’ев награжден медалью «За отвагу.», младший сержант На- 1 -щркин — медалью «За боевые I зас.іѵги-'. і А. МИРОНОВ. { т о телеграфу от наш. корр.). Корабль вернулся с моря. В своей базе он не был уже давно. Теперь у него — вид пут ника, который совершил долгое и трудное странствие.,. Облезла краска, пробита скула правого борта, а в левом борту, в районе полубака, тянется большая вмя тина. Зимой младший лейтенант Голу бенцев провел свой тральщик сквозь тяжелые льды в пункт Н. Весной началась обычная работа: поиск вражеских мин, проводка кораблей за тралом, тренировка минеров и артиллеристов. Обычная работа Командир отделение коммунист Виноградов не жалел времени на занятия. Отличный комендор, он, по выражению военкома, «не да вал продыхнуть» расчету носового орудия. Военком постоянно проверял, как учатся комендоры, и с удов летворением видел, что с каждым днем все точнее работает навод- 'чик-комс.омолец Жиров, что руле вой Киричев становится неплохим установщиком прицела, а поднос чик патронов Киселев умеет те перь заменять другие номера рас чета. Постоянно тренировались и лю ди аварийной партии — Николай Киселев, Одинцов, минеры Ануф риев, Первушин и другие. Они проводили учения по заделке про боин, заводке пластыря, а коман дир отделения рулевых Фомин старался в каждом походе как можно лучше изучить все коман ды, и даже жесты Голубенцева,— он знал, что когда придется уво дить корабль от ударов враже ских бомб, каждая секунда будет решать вопрос о жизни и смерти экипажа. Однажды четыре тральщика, в том числе и корабль Голубенцева, шли на выполнение важного зада ния. Появившийся на горизонте «Юнкерс-88» был своевременно за мечен, и комендоры жарким огнем сбили его с курса. Все же само лет сбросил весь свой бомбовый гр у з— четыре бомбы по 250 кило граммов. Один из этих «гостин цев» пробил фальшборт соседнего корабля, попал на корабль Голу бенцева, со скрежетом пронесся по палубе, раздробив шлюпку. Эта бомба не причинила серьез-^ ных повреждений кораблю. Коман-' диру пришлось потратить немало труда и искусства, чтобы уводить тральщик от этих скрежещущих, начиненных огнем и грохотом, про- -клятых штук. В мае корабль вместе со своим товарищем проводил траление. м-г 'ры работали уверенно, уда- . . -. Ѵл ; П. орвать тр» В это .... ,-Л горизор- '44: 1500 метров, появиЙ#іг "*ітѵ "па жеских самолетов. Как всегда, первым заметил их командир отде ления сигнальщиков Левочкин. Он доложил командиру, что при ближаются три «10-88» и два «До-215». Исключительная зор кость наблюдателя спасла кораб ли—удалось быстро обрубить тра лы, освободиться для маневриро вания, Оба тральщика, помогл і друг другу огнем, поставили заве су, стреляя из кормозых и носо вых пушек и всех пулеметов. Са молеты не смогли пикировать, свернули с. боевого курса и из 16 сброшенных бомб ни одна не по пала в цель. Настоящий бой Всего на корабль было совер шено 15 налетов вражеской авиа ции, сброшено 55 бомб. Вот как протекала одна из схваток с про тивником. _ 18 мая,—-рассказывает коман дир, — немецкие бомбардировщики появились неожиданно из-за высо ких гор, со стороны солнца. Мы стояли на рейде, и если бы наши -отличные сигнальщики Левочкин, секретарь партийной организации Демидов и пулеметчик ІІІелемен- цев не обнаружили приближение врага по шуму моторов, то кораб лю досталось бы на орехи. Появилось два эшелона — по Шесть «Юнкерсов» в каждом. Первая группа прошла севернее, вторая бросилась прямо на траль щик строем «уступа». Моряки знали, что «Юнкерсы», как прави ло, берут по четыре 250-килограм мовых бомбы каждый. Таким обра зом, предстояло получить на го лову 24 бомбы, шесть тонн взрыв чатого вещества. Первая тройка пикировала, сни зившись до 500—700 метров, одно временно открыв интенсивный огонь из пулеметов. Бомбы обру шились справа и слева по борту и под кормой, на расстоянии 15— 20 метров. Вторая группа «Юнкер сов» повторила тот ж е манезр. Все 24 бомбы упали вблизи от корабля, причем самая дальняя — только в 50 метрах от него. Ко рабль содрогался от взрывов, ра зошелся шов по левому борту, ослабла одна заклепка, лопнула лапа крепления балластной донки. Стекла в рубке были выбиты, приборы сорвало с мест. — И sto все, чего достигли «Юнкерсы» со своими шестью тоннами бомбового груза, — усме хается командир. — Конечно, нам пришлось поработать! Снявшись с якоря, мы старались держаться носом против ветра, повернувшись ! бортом к приближающимся само- ' летам. Таким образом, мы могли I использовать против врага кормо вые и носовые пушки и пулеметы, и подставляли для удара мень- ' шую площадь (только ширину, а не длину корабля). Некоторые бомбы падали прямо на нас —и тогда я не беспокоился: это зна чит, что бомба перелетит. Но вот когда бомбы шли с левого борта на корму, тогда нужно было не дремать. Я приказывал перело жить руль лево на борт, чтобы резко изменить курс и забросить корму вправо. Рулевой Фомин хладнокровно и быстро выполнял команды. Мага? .<сты по г луг-' с командиром боевой частя тов. Дражниковьш выжимали из ма шины все, что она может дать, обеспечивали кораблю полный ход и нужные реверсы. Мы не уйдем с поста 16 июня с норда, из-за скалис того острова, неожиданно появи лись четыре «Ю-88». И снова Л е вочкин заметил их по шуму мо торов. Боевая тревога. Боцман Ненахов выбрал якорь. Комендоры сразу открыли огонь из обеих орудий, , развив исключительную скорострельность. Только одному самолету удалось пикировать. Он сбросил четыре бомбы, и одна из них пошла на полубак, Казалось, прямое попадание неминуемо. Командир и рулевой сделали все, что было в их силач, и бомба, задев скулу правого бор та, рикошетировала в воду. Р а з дался взрыв. От страшного удара все на тральщике повалились с ног. Только командир устоял на мостике, вцепившись пальцами в поручни.. Столб воды поднялся выше спардека. В районе полуба ка, в правом борту, образовалась пробоина диаметром 30— 40 санти метров, в кубриках разбило о б шивку и переборки м ежду каюта ми. Вода хлынула в трюм. __ Завести пластырь и заделать пробоину! — закричал командир своим резким, тонким голосом. Люди, еще оглушенные силой взрыва, бросились выполнять при каз. Первым кинулся в машину военком. Дражников доложил ему, что машина в порядке, тогда воен ком побежал к трюму. Вода х л е стала в трещину. Могли лопну гь переборки, тогда корабль быстро наполнился бы и затонул. Но трюмный машинист, коммунист Ермаков уж е заделывал клиньями шов. Аварийная партия— Николай Киселев, Одинцов и другие— зазе- ла дополнительные крепления меж ду переборками главного и ре зервного трюма. Затем был заве ден пластырь, и когда подошли спасательные катера, то им оста лось только откачивать воду. К о рабль /был спасен. Нашалубе осколками бомбы бы ли ранены боцман и комендоры. Военфельдшер Фомин после взры ва выскочил на полубак и п о д хватил боцмана, раненого в голо ву. Но тот, по словам военфельд шера, «в категорической форме» отказался уйти с палубы и про должал выполнять приказания командира. Только обрубив фалы шлюпок, которые мешали катерам подойти к тральщику, боцман по терял сознание. Командир носово го расчета Виноградов, также ра неный в голову и контуженный, не покинул своего поста, привел в порядок пушку и только через день, по приказанию военкома, ушел с корабля в госпиталь. Осмотрев корабль, инженеры предложили командиру поставить тральщик на обсушку для ремон та. Но командир БЧ-5 тов. Д р аж ников и трюмный машинист Ерма ков внесли другое предложение: поставить на пробоину железные «карманы», залить их цементом и дойти до базы самостоятельно. Целые сутки работали моряки. Проверка показала, что Дражни ков и Ермаков были правы— течь совершенно прекратилась. Корабль мог выходить в поход. 22 июня, в годовщину войны, корабль снова вышел в море, вед і за собой транспорт. Он благопо лучно вернулся в базу и здесь встал на ремонт, чтобы вскоре снова выйти г" боевые операции. Команда тральщика причинила немцам больше вреда, чем они причинили кораблю. Один «Юн кере», подбитый метким огнем комендоров носового орудия, не дотянул до своего аэродрома и записан за тральщиком. Второй был поражен с третьего выстрела і прямым попаданием и добит огнем I наших зениток на берегу, і Большинство моряков тралыдл- : ка пришли на военный флот в начале войны. Год боевых похо- ! дол, сражений, опасностей сделал мирных людей военными людьми, і спокойными и суровыми воинами ІУ каждого на корабле — твердое, 1мужественное морское сердце, і К). КОНОВАЛОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz