Северная вахта. 1942, июнь.
Смерть немецким оккупантам) С Е В Е Р Н А Я В Й Х Т Я Ежедневная краснофлотская газета Беломорской Военной Флотилии № 149 (255 ) 26 июня 1942 года, пятница Р У Л Е В Ы Е Опыт в о й н ы на морс показал, что от м ас т ер ст в а рулевых, их: четкости и точности действий подчас зав и с и т усп ех в борьбе с морскими и воздушными силами противника. Р у л е вы е , пунктуально выполняющи е боевые инструкции и р асп о ряж ени я командира, умело у в одя т к о р аб л ь от артиллерийских и бомбовых ударо в врага, на п ере ходах точно в е д у т к о рабл ь по к у р су, при о б ст р ел е берегов умелым маневрированием на огневой пози ции обесп ечивают меткость ст р ел ь бы. С т о р ож ев и к Н. н ах о ди л ся в д о зоре. Н а н его л ет ел о д е в я т ь «Юн- керсов». Самол еты разд е ли л и с ь по звеньям и поочередно, через н ебольши е п р ом ежу тки времени, ат ак о ва л и ко р аб л ь с носа и к о р мы. В эти опасные минуты с т ар шина 2 статьи Флегантов, четко выполняя приказы командира, ис кусной п е р ек л ад к о й р у л я уводил к о рабл ь от массированных ударов. Все сброшенные фашистами бомбы у п али в море. Усп ех обесп ечивал ся умением. Фл еган то в п ар ал лел ьн о с команди ром к о р аб л я н аблюд ал за повед е нием ф аши стски х самолетов в в о з д у х е , у л а в л и в а л момент отрыва бомб от машин и производил р а с ч е т—к у д а и н а ско л ь к о градусов н ужн о перел ожи ть ру л ь. Ко гд а поступала команда: «Л ев о на борт» или «Право на борт», он выполнял ее быстро, с необходимой величи ной у гло в о го уклонения. Не менее в ажн о в боевом опыте ру л ево го Фл еган то ва то, что он, н есмотря на сл ож н о с т ь обстановки, находи т время д л я р асчетов по использованию силы волн. Если ко р аб л ь ш ел н австречу волнам, вразрез им, Фл еган тов д е л ал мень шую у г л о в ую п е р е к л а д к у руля (волны помогали быстрее разв ер нуться), а при попутных волнах — большую , ибо в этом сл учае с о противление воды сильнее. Старшина 2 статьи Флегантоя да к о т е л ьщ и к о в зн ачи тельно у с к о рила темпы ремонтных работ. К о рабли бо л ьш ую час ть времени н а х одятся в море на выполнении боевых задач. В порт они заход ят лишь д л я б ункеровки и получения боезапаса и п р одовольстви я. Во время этих н епр од о лжи тельны х остановок мы д о л ж ны усп еть про извести в се необходимые ремонт ные работы, ни на минуту не з а д е рж ав вы х о д ко р аб л я в море. Р або чи е моей бри гады п рави л ь но поняли в о зл ож е н н ую на них задачу, р аботали бо л е е интенсив но, чем п р еж д е , и добили сь того, что бри гада выполнила план при мерно на 200 процентов. Основная наша работа — это Установка тумб д л я шлюпбалок. П р еж д е о дн у тумб у изгото вл яли и ставили не меньше, чем за 8 дней. Мы сократили это т ср ок д о 5 Дней, а иногда нам у д а с т с я произ вести у ст ан о в к у ещ е быстрее. Т ак было, например, при раб о те на Н -ском корабле. Мы п о лу чили зад ани е 10 июня и д о лжны были выполнить его к 15-му. В это время у нас за б о л е л о д в о е из п я ти работников, д а к тому ж е, кро- отлично изучил маневренные каче ства к орабля, районы плавания, что в значительной мере способ ствует усп ех у в отражении воз душных а т а к и проведении боевых операций. Флегантов несет боевую с л уж бу, к ак требуют Корабельный Устав и инструкции. Но он учиты вает, что «боевые инструкции призваны не сковывать инициати ву, а наоборот, всячески способ ствовать ее развитию» (КУ-41 г.). Поэтому рулевой не механически заучивает свои обязанности, а твор чески осваивает специальность, быстро ориентируется в обстанов ке, в нужный момент проявляет находчивость. Т ак д о лж ны действовать все ру левые нашей флотилии. Их д о л г— досконально изучить опыт своих товарищей, участвовавших в боях. Нужно то л ь ко учесть, что в бое вой обстановке нецелесообразно заниматься голым изучением тео рии. Н адо практически трениро вать людей на постах, добиваясь абсолютной точности в выполне нии инструкции, развивая инициа тиву. В этом отношении правильно о р г ^ш зо в а л занятия по специаль ности старшина 2 статьи Митусов. Он научился быстро переходить с одного поста управления на Дру гой, п еребежкой с первого на тре тий пост через кап сократил нор матив на о дн у минуту. Е го бойцы хорошо зн ают ка р т у театра, умеют оп р едел ять истинный курс, изме рять глубины ручным и механиче ским лотом. В подго то вке рулевых этого от деления н е д остает одного—трени ровки в п ер е к л а д к е р у л я и в бы строте выполнения команд. Эго н ужно отработать в первых же походах. Стать мастером своего дела! Вот до л г к аж д о го рулевого— краснофлотца и младшего коман дира. ме основного задания, поручили установить ещ е ростры. Три рабочих бригады— тт. Федо сеев, Горшков и Трубин решили самостоятельно выполнить все р а боты. Много помогла нам пра вильная организация труда. Мы заранее о тдаем в точку все ци- I линдрические детали, пр едва рительно подготовляем все необ ходимые трубы, материалы, ин струмент. Это обеспечивает беспе ребойную работу. Д в а дн я уш л о у нас на уста новку ростр, а в оставшиеся дни нам уд ал о сь полностью изготовить тумбы и укрепи ть их на палубе. Во время выполнения этого и других заданий мы старались э к о номно расходовать металл: ис пользовали бросовое железо ; ч т о бы было меньше обрезков, ак к у ратно размечали и кроили листы. Бригада имеет договор на с о ц и а листическое соревнование. Б о л ь шинство пунктов его, взятых в мае, выполнено. Сейчас мы взяли на себя новые обязательства и выполним их так, как требуют ин тересы фронта. Бригадир котельщиков Ф. Ш ЕПУ РЕВ . Встреченные метким огнем з е нитчиков, «Юнкерсы» доспешно освободились от бомбового груза и взмыли за гору. Бомбы упали за кормой, около бортов, впереди корабля. К о гд а все стихло-, бере говой пост запросил по семафору: •— Сообщите, ск о л ь ко убитых и раненых? Командир корабля приказал си г н альщ ик у ответить: — Убитых и раненых нег. Много ж естоки х боев прозе я корабль за дни великой о течест венной войны. Т ол ько за пять м е сяцев 1942 го д а зенитчики у сп еш но отразили 25 атак вражеских самолетов, заставив фашистов бес цельно сбросить в море несколько десятков бомб. Бывали дни, когда на корабле об’являлось по 5— 8 тревог, люди сутками не р а зд е в а лись, неся боевую готовность на постах. В боях и в штормовых походах краснофлотцы и командиры м у жали, проходили суровую ш к о л у воспитания ж елезной сто й ко сти и беспощадности к врагу. Ко- гда-то в н ачале войны краснофло>- тец Суханов, прежде чем занять по тревоге свое место по расписа^- нию, прихватывал спасательный пояс. Т еперь Суханов, к а к и все, д е й ств у ет смело и решительно. Везде и во всем усп ех обеспе чивали люди. Лучшим из них п о священы эти короткие рассказы. В Ы У Ч К А , Р О Ж Д Е Н Н А Я В Б О Я Х Командир орудия Ш еп ел ев р а с сказывает о прожитом и виденном. ...Действительную я с л уж и л на береговой батарее. П отом работал коком. П о мобилизации, как и хотел, попал на к о рабл ь к о р у дию. В расчете были необстре лянные краснофлотцы . Пришл о сь учить их в боях и м еж д у боями. Подучи ли сь они неплохо-. О д н аж ды корабль нес с л уж б у по охране транспорта. Вдру г н а л етели стервятники. Мы выбрали ближайший самолет и открыли огонь. С ко рострельность превыси-1 л а нормативную на 7 выстрелов. М ет к о с т ь и быстрота помогли нам сбить «Юнкере» с боевого курса и заставить его сбросить бомбы в море, д а л е к о от цели. Скорострельность ' до сти гается практикой, Д л я ускорения темпа стрельбы я обучил наводчика Арясова и у стано вщика прицела и ц ели к а Шул еп о ва сам остоятельно вносить поправки в ведение огня. Они с успехом осуществили это в бою. З атем хорошо натренировал зар яжающ его: он з а р яж а е т орудие быстро. Все бойцы расчета могут зам е нить любой номер. Б ы л такой случай. Я заметил приближение самолета противника. Д о л о ж и л об этом командиру и, не д ож и д а я с ь сигнала боевой тревоги, ппибежал к пушке. Там нес в а х ту второй замочный. С ним я начал с т р е л ять по самолету. Он производил наводку, устан авли вал п риц ел и целик. Я проводил все остальные операции. Т а к дали п ят ь вы с т р е лов. По лн ая взаимозаменяемость д о с тигнута т а к ж е упорной трениров кой. Бывало, в дозоре бойцы о т дыхают, а мы тренируемся. Т акже- мы учились и устранять зад ержки . О д н аж ды о т к азал а в работе полу- автоматика. Н е теряя ни одной секунды , мы отрегулировали з а д ний упор, сбивающий н аружную собачку полуавтоматики, и опять начали стрелять. Неизменное правило в нашей учебе — разбор Л о г о в боя. К о н чим стрел ьбу — и я отмечаю, кто к ак дей ство вал и почему п о л у ч и лись те или иные сшибки. В о д ном из боев у наводчика Арясова сильной о тдачей прицела разбил о нос. Я заинтересовался, почему раньше не бы л о большой отдачи. О казало сь, Арясов непоавилъно п оставил стопор к репл ения оп ти чес кого прицела. У к азав на ош и б ку, я потребовал от всех к р ас яо - флоти ев тщ ат е л ь н ее го то ви ть ^ за- ведывание к действию. П од о бны е недочеты больше не повторялись. Наши зенитчики обеспечили неуязвимость к орабля с во зд у х а, повредили в боях д в а самолета противника. Артиллеристы воевали и учились, готовили замену. В послеобеденное время я по д го т о вил резервный расчет и з машини- j стов. * П У Л Е М Е Т Ч И К Б А Р А Н О В В первые дни войны т о -и -д е л о говорили о Б ар ан о ве, к а к о н е р а ди вом бойце и н а р уш и т е л е д и с циплины. Военком в ы з ы в а л его иногда по н е с к о л ь к о р а з в ден ь. К о гд а н аступили г о р я ч и е дни боев, Б а р ан о в с т ал поиим ать н е д о пустимость своего п о в е д е н и я и о д н аж ды с к а з а л к ом ан ди р у : « Б о л ь ше за мной уп ущ ений не б у д е т I С тану учиться». В короткий с р о к способный боец отлично изучил п у л ем е т . П о том стал о в л а д е в а т ь тех н ик о й меткой стрельбы . Т р а с с и р ующ и е п у ли помогали ему в этом. Вот п у лем ет б ь е т в ц е л ь , но «Ю н к е р сы» ух о д я т . ГІочемѵ т а к п о л у чается? Б а р а н о в с т а л ры т ь с я в литературе. Н аш е л с т а т ью п р о сл авл енн о го л етчи к а Б о р и с а С а ф о нова, из нее у зн ал у я зв имы е м е ста у само л ето в противника. У ч е ба помогла. О д н аж ды ему у д а л о с ь п о дж е ч ь бомбарди р овщик . Н а д р у гой раз он с т р е л я л н о о с т е к л е н ной кабине л етчика. Fie в ы д е р ж а в м еткого огня, с амо л ет с д е л а л к р у той развор от и п ош е л за гору. Н а д сопкой он сильно н а к р е н и л с я , из кабины по л ет е л и г и л ь зы , п е р чатки и д р у г и е вещи. ...Баранов с т ал л у чш им бойцом на к о рабле, мастером св оего дел а. З н ани я и о пы т он у м е л о п е р е д а е т товарищам. З а и с т екш и е м ес я цы войны он н ау чи л с т р е л я т ь из п у лем ета 80 п р оцен тов л и ч н о го с о става корабля, Н А Х О Д Ч И В О С Т Ь Е г о место п о боевой т р е в о г е на мостике. И он в с е г д а там , ^ г о т о вый чет к о выпо лни ть свои о б я з а н ности в бою. Вот о т с и ль н о го сотр ясени я в р ад и о р у б к е со рв ало силовой щит. С а в а т е е в б еж и т т у д а , на п ом ощ ь к ом а н д и р у отдег ления. Щ и т виси т н а п ро вод ах . П р ом ед л и минуту— д в е , и р а д и о с в я зь вый д ет из строя. Р а д и с ты бер ут щи т, в о д в о р яю т его на ст аро е место. С д е л а н о эт о бы стро и хорошо. О п а с а т ь с я бол ьше нечего. А в е д ь им не п р и хо ди л о сь р еш ат ь т а к и х в в о д ны х на учениях. К р а с н оф л о т цы на х од у смекнули, к а к по ступи ть в данном случае. В разгар ман евриро вани я о т к а з а л машинный т е л е гр аф . К о м а н дир с мостика п е р е б еж а л в р у л е вую рубку. _ С а в а т е е в , к п ереговорным т р у бам! — р а с п о р я д и л с я к ом ан ди р . О тр еп ето в ав п рик азание, с т а р ший к р асн оф л о т ец з а н я л м е с т о и четко, без единой оши б ки п е р е д а в а л р асп о р яж е ни я д о к о н ц а боя. С а в ат ее в у п р и х о д и л о сь п о д н о си ть к о рудию б о езап ас, и с п р а в л я т ь п р о в о д к у к звонкам . В е з д е и во всем ч у в с т в о в а л о с ь м а ст ер ст в о бойца. В М АШ И Н Е Им не видно, к а к п и к и р ую т с а м о леты . Н о з а т о все х о р ош о с л ы ш но, бой ч у в с т в у е т с я по с о д р о г а ниям устан ово к . В зры в — д р о ж и т к орпус, машина. М аш и н и с ты г о т о вы к о всему: з а д е л а т ь о с к о л о ч н ую пробоину, п ер е к ры т ь к л а п а н а , п е р е к лю ч и т ь с я на д р у г и е м е х а н и з мы. П о расписанию в м ашин е — 4 человека.. О пы т п о к а з а л , ч т о э т о г о к о л и ч е с т в а бойцов достаточно- Один стои т на верхних р еш е т к а х , го товый п ер ек лю чи т ь дин амо , о т к ры т ь или за к ры т ь к л а п а н а труо. Д р у г о й — у ревер сивной машины, Р ом ан о в — у т е л е г р а ф а и п ер его ворных труб. К ом ан ди р о т д е л е н и я К о ч н е в—у машинного р е г у л я т о р а . Б о л ьш е в сего д о с т а е т с я Кочне,- в у и Ром ан о ву. Они о б е с п е ч и в а л и ман евренность к ор абл я . В о йн а в ы р аб о т а л а в них о с т ры й с л у х и з о р к о с т ь н аблюд ени я з а р а б о т аю щ е й машиной. В о сем ь м е с я ц е в к о р а б л ь х о д и л без ремон та. О б е с п ечи вая ч е т к ую р а б о т у м а т е ри альной части, к р а с н о ф л о т ц ы о д н о в р ем енн о с э к о н ом и л и 300 к и л о гр амм о в см азо ч н о го м асл а. * * * Т ак о вы и то ги б о е вы х д е й с т в и й э т о г о к о в а б л я . Т а к о в ы е г о лю д и , Г. О В С Я Н Н И К О В . Н. Б А Х Р У Ш И Н . В о е н т е х н и к 2 р а н г а М . И н т ц , н а г р а ж д е н н ы й п о ч е т н о й г р а м о т о й Н К В М Ф . Ф о т о Д . К у з н е ц о в а . В совершенстве владеть оружием Т р е н и р о в к а з е н и т ч и к о в С у д ь б у б о я с. в о з д у ш н ы м п р о т и в н и к ом р е ш а е т в е с ь к о л л е к т и в з е н и т ч и к о в . Ош и б к а , м е д л и т е л ь н о с т ь о д н о г о о б е с ц е н и в а е т р а б о т у д р у г и х . М н о г о е з а в и с и т и о т у с т а н о в щ и к а д и с т а н ц и о н н о й т р у б ки. Э т о т н ом е р в б ою д о л ж е н б ы т ь о с о б е н н о в н и м а т е л е н , бы с т р и ч ет о к . П р а к т и к а п о к а з а л а , ч т о х о р ош о н а т р е н и р о в а н н ы й б о е ц м о ж е т п р о и з в о д и т ь у с т а н о в к у т р у б о к з н а ч и т е л ь н о б ы с т р е е н о р м а т и в а . П о э т о му я о с о б е н н о е в н и м а н и е у д е л я ю т р е н и р о в к а м у с т а н о в щ и к о в т р у б о к и з а р я ж а ю щ и х . Н а и б о л е е с п о с о б ными у ч е н и к а м и б ы л и к р а с н о ф л о т ц ы к о м с о м о л е ц Н е ф е д о в и к о м м у нист; А к у л и ч . О ни п е р е в ы п о л н я ю т н о рм атив. С е й ч а с у п о р н о д о б и в аю т с я бы с т р о т ы в р а б о т е Л а т к и н и М и т я е в . М н о г о п р и х о д и т с я р а б о т а т ь с м о л о дым и б о й ц ам и . Д л я т р е н и р о в о к и с п о л ь з у ю т с я д а ж е п е р е ры вы . С с е к у н д о м е р о м в р у к а х д а ю к ом ан ды . Б о е ц и м е е т у ч е б н ы й с н а р я д и к лю ч . З а п и с ы в а ю и с п о л н ение к а ж д о й к о м а н д ы . З а с е к а ю в р ем я и п о д в о ж у и т о г и т у т ж е у о р у д и я . Э т о з а и н т е р е с о в ы в а е т б о й цов. К р а с н о ф л о т ц ы О р д а л ь е н о в и К а п у с т и н у ж е п о с л е н е с к о л ь к и х з а н я т и й с т а л и р а б о т а т ь з н а ч и т е л ь н о бы ст р е е. У ч а т с я с ж е л а н и е м , ч а с т о т р е н и р у ю т с я с а м о с т о я т е л ь но. М н о г о им п о м о г а е т и к о м а н д и р о р у д и я Б р и л о в . С т а рш и н а г р у п п ы к о м е н д о р о в Н . З А Х А Р О В . Успехи прибористов З а п о с л е д н и е п о л т о р а м е с я ц а п р и б о р и с ты д о с т и г л и б о л ь ш и х у с п е х о в в б о е в о й п о д г о т о в к е . П о мимо з а н я т и й п о с п е ц и а л ь н о с т и и з у ч и л и с т а н к о в ы й и р у ч н о й п у л е м е ты , в и н т о в к у , м и н о м е т , г р а н аты . Они г о т о в ы д а т ь т о ч н ы е д а н н ы е д л я с т р е л ь б ы п о в о з д у ш ным ц е л я м , а е с л и п о т р е б у е т с я — б у д у т б е с п о щ а д н о у н и ч т о ж а т ь в р а г а и з с т р е л к о в о г о о р у ж и я . В м ае п р и б о р и с ты у ж е н е и м е л и п л о х и х о ц е н о к по с п е ц и а л ь н о с т и , у в е л и ч и л о с ь ч и с л о о т л и ч н и к о в . О т л и ч н о у ч а т с я к о м м у н и с т Малхл- ш ев, к о м с о м о л ь ц ы Ш е с т а к о в , Ко>- ф а н о в и д р у г и е . Р а н е е о т с т а в а в ш и е Ж у к о в и Н и к и т и н с к и й с е й ч а с п р е к р а с н о о с в о и л и с в о ю с п е ц и а л ь ность, М н о г о т р у д а в л о ж и л и п р и б о р и с ты , ч т о б ы о т р а б о т а т ь в з а и м о з а м е н я е м о с т ь н о м е р о в . С в о е й ц е ли д о с т и г л и : к а ж д ы й м о ж е т р а б о т а т ь л ю б ы м н о м е р о м , а к р а с н о ф л о т е ц М а л ы ш е в г о т о в з а м е н и т ь к о м а н д и р а о т д е л е н и я . П р о в е л и н е с к о л ь к о т е х н и ч е с к и х к о н ф е р е н ц и й . О с о б е н н о о ж и в л е н н о п р ош л и к о н ф е р е н ц и и п о и зу ч е н ию м и н о м е т а и р у ч н о г о п у л е м е т а . С д о к л а д а м и в ы с т у п а л и к о м с о м о л ь ц ы Ш е с т а к о в , П о г р е б н я к , К о ф а - н о в и д р у г и е . Н а ш е о т д е л е н и е на б а т а р е е з а н я л о п е р в е н с т в о в с о р е в н о в а н и и . П о с т а р а е м с я , ч т о бы п е р в о е м е с т о и в п р е д ь о с т а в а л о с ь з а нами. М л а дш и й с е р ж а н т В. В А С И Л Ь Е В . ------------ ---------------- ------- - Социалистическое соревнование работников тыла Дл я ф р о нта В первой половине июня брига-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz