Северная вахта. 1942, июнь.

СЕВЕРНАЯ ВАХТА 3 ОГОНЬ ПО САМОЛЕТУ На кораблях проводили учеб­ ные стрельбы пулеметчиков. Целью служил большой бумаж­ ный змей, выпущенный на вы­ соту 120 метров. ■ Цель казалась очень малень­ кой н почти неуязвимой: в мо­ ре была волна, корабли раска­ чивались, ветер бросал змей из стороны в сторону. Я стрелял последним. Бе­ ленький квадратный змей ны­ рял в высоком небе. Прежде, чем выпустить первую очередь, я внимательно осмотрел пуле­ мет. поставил прицел на Соот­ ветствующее деление. Первая очередь — пять вы­ стрелов. Змей дернулся, лопнул и витками пошел к воде. Я дал вторую очередь — «добил» его. а третьей очередью, над самой водой, прикончил «про­ тивника». Командир соединения об’явил мне благодарность за отличную стрельбу. Почему же не сбили змей 'Пулеметчики, стрелявшие до меня? Как я и предполагал, они недостаточно подготовились к лзтельбе: не учли силы ветра, быстроты бросков змея, рас­ стояния до него, не поставили прицел на соответствующее де­ ление. Понятно, что без подго­ товки всех данных цель нора- I зцть невозможно. I Вот этому — точности, хлад- j нокровию, расчету — обучаю я j своих подчиненных. Зимой, во I время ремонта, мы основатель­ но изучили материальную часть. Разбирали и собирали пулемет, хорошо освоили взаимодействие I частей. Я заставлял бойцов от­ вечать на вопросы, заранее го­ товиться к занятиям по отдель­ ным темам. Вторым этапом учебы была подготовка к стрельбе. Когда бойцы приобрели необходимые навыки, мы стали тренировать­ ся в наводке по наземным и зенитным целям. Использовали для этого каждый случай появ­ ления наших самолетов в пре­ делах видимости, учились бы­ стро улавливать их на прицел и удерживать до момента услов­ ного поражения. Тренировки продолжаются. Бойцы отрабатывают автома­ тизм действий, быстроту при­ готовления постов к бою, взаи­ мозаменяемость номеров. Результаты учебы — налицо. Пулеметчик Крылов, например, отлично знает обязанности пер­ вого номера, научился метко и быстро вести огонь. Теперь он нередко заменяет меня на занятиях, обучая пулеметчиков. И. ПОПОВ. „Ш: А Ш И Н с т ОДаслобородова ждали. Он да­ ж е не успел переодеться и пря­ мо из машинного отделения при­ шел на собрание. Военком говорил о самоотвер­ женной работе машинистов на ремонте. Затем под аплодисменты бойцов он ,вручил награды Воен­ ного Совета старшине 2-й статьи Кузнецову и краснофлртцу Мас- лобородову. В ответном слове Маслоборо- дов коротко сказал: — Чтобы оправдать эту награ­ ду, я не пожалею сил. Поста­ раюсь работать и учиться еще лучше. А после собрания снова ушел в машинное отделение. Здесь царил образцовый порд- дск, все сверкало и блестело. Но Маслобородов нашел работу: езяв чистый кусок ветоши, стал протирать верхние части машины, затем проверил смазку. Внимательно готовился к похо­ дам машинист Маслобородов. Го­ товился, по своему обыкновению, настойчиво, внимательно. Долгими \часами краснофлотец изучал свое завёдывание, затем ремонтировал его. Когда смена кончала работу, Маслобородов оставался в машине один и про­ должал работу или изучал дета­ ли механизмов. Приходил коман­ дир отделения: — Пора кончать, товарищ Мас­ лобородов! — Сейчас! — отвечал красно­ флотец и продолжал заниматься. Шли дни. Корабль был хорошо подготовлен к походам. Подго­ товился отлично нести ходовые вахты и машинист Маслобородов. За инициативу и любовь к делу бойца уважает весь личный со­ став. Краснофлотцы стараются подражать ему во всем. Б. ГОРОХОВ. в результате напряженной, са моотверженной работы красно­ флотцев и командиров боевых частей многие корабли флоти­ лии досрочно закончили ремонт. На снимке: один из отличников ремонта, старший краснофлотец В. А. Нилаев, награжденный недавно значком <Отличник Военно-Морского Фл ота» Фото Д . Кузнецова. Зимой я тщательно подгото­ вил свое заведывание к пред­ стоящим боевым походам: устроил специальные стеллажи для хранения глубинных бомб, покрасил бомбы в черный цвет, сшил для них чехлы. Когда на корабль прибыли новые взры­ ватели. я пересмотрел их, при­ вел в порядок, подготовил так, чтобы без малейшей задержки можно было пустить их в дело. Сейчас у меня все готово к походу. Готов и я сам: в те­ чение зимы немало трениро­ вался в приготовлении бомб к сбрасыванию. Часто заряжая и разряжая их, я добился суще­ ственного сокращения норма­ тивов на этой операции. Доли секунд нужны сейчас, чтобы установить взрыватель на глу­ бину. Бомбы теперь можно под­ готавливать в любых условиях: во время качки, в темноте, ощупью. За это же время я подгото­ вил по своей специальности заместителя. Поговорил я с на­ шими краснофлотцами и млад­ шими командирами, и один из них— командир отделения хи- мистов, старшина 2-й статьи Гранкин— захотел изучить мое заведывание. Командование ко­ рабля разрешило обучать Гран­ кина специальности минера. Мы взялись за учебу. Подробно рассказывал я Гранкину об устройстве глу­ бинных бомб, о взрывателе и его действии, о принципах ра­ боты с ним. В свободное время старшина изучал наставления и тут же, по каждому пункту, я показывал ему, как надо действовать практически. Ког­ да Гранкин изучил материаль­ ную часть нашего оружия, мы принялись за тренировки на быстроту и точность действий. Гранкин крепко полюбил но­ вое дело, все свободное время проводил возле глубинных бомб — и за два месяца ому удалось отлично освоить специальность. Может случиться, что в бою потребуется еще один минер. И вот недавно я взялся за обуче­ ние краснофлотца Балакирева. По боевому расписанию он нахо­ дится в расчете кормового ору­ дия, до глубинных бомб ему — «рукой подать». К тому же, боец сам захотел изучить мою специальность. Сейчас он, как и Гранкин, учится упорно, на­ стойчиво, делая немалые успе­ хи. Наш корабль готов к выходу в боевой дозор. Готовы не толь­ ко механизмы, оружие, прибо­ ры. но и люди. Готовы и мы, минеры. Когда придется нам встретиться с врагом, все наши бомбы пойдут в цель. Старшина 2-й статьи А. НЕПОЧАТЫХ. „Мессершмитт“ в пике ныряет, — Но до цели не дойдет! Пули метко посылает Краснофлотский пулемет м о й З А М Е С Т И Т Е Л Ь Д ея т ел ь н о ст ь постов на боевом корабле во многом зависи т ог электриков: в их зав еды вани е находятся вся к о р абел ь н ая про­ водка, прожектора, пародинамо и т. д. В боях любой из этих механизмов д о лж е н работать четко. Готовясь к походам, я т щ а ­ тельно проверил все наше э л е к ­ трическое хозяйство. Там, где требовалось, произвел ремонт, п е ­ ребрал динамо, электро л ампу , умформер, прожектор. Во время ремонта я решил подготовить себе зам ести тел я — старшего краснофл о тца Перелеч- ко, который давно интересовался электроделом . Учил я его п процессе ремон­ та отдельных механизмов. С н ач а­ ла готовил теоретически, по п осо­ биям, потом н епосредственно у механизмов. Вместе с П ер епеч ко мы своими силами сдел али н екоторые прибо,- ры, которые могут п о н а д о б и т ь с і во время похода. У нас не было специального щита д л я зар я д к и аккумуляторов. Я нашел разбиты; мраморный щит, из него мы с д е ­ лали ламповый реостат. Сейчас у нас все п одготовлено к выходу в море. Ни за чем не будет зад ерж ек ! Командир отделения электриков И . Ш И Б А Е В . П о д г о т о в к а г л у б и н н ы х бомб. Н а с н им к е: о т л и ч н и к боевой п о д г о т о в к и к р а с н о ф л о т е ц П. Ми нин. н 1 Чтобы одержать победу, недо статочно отлично подготовить только свое оружие. Надо, что­ бы люди, которым оно доверено, знали, как управлять стрельбой, умели вести уничтожающий огонь по фашистским самолетам. В прошлом году мы встреча­ лись с вражеской авиацией. Н а ­ леты фашистов не увенчались успехом: ни одной бомбой не удалось им поразить наш к о ­ рабль. Комендоры умело вели заградительный огонь, отгоняя гитлеровцев. Но сейчас нам это­ го мало: мы решили ,так овладеть своей специальностью, чтобы не только прогонять, но и сби­ вать гитлеровские машины. Скоро мы уходим в дозор. О глядываясь назад, на месяцы напряженной учебы, вижу: нами сделано немало! Все бойцы р ас­ чета знаюг материальную часть орудий, ■ действуют уверенно, быстро, в любых условиях —■ ночью н днем, в шторм л при плохой видимости. Особенно ’упорно стали учиться и тренироваться после первомай­ ского приказа товарища Сталина. Мы решили добиться, чтобы каждый из бойцов орудийного расчета стал подлинным масте­ ром зенитного огня, знал свою специальность так, к ак этого а „ т о в с ы требует Народный Комиссар Обо­ роны. Если раньше мы стреми­ лись к отработке быстроты и ав­ томатизма действий к аж д о го о т ­ дельного специалиста, то теперь поставили перед собой задачу —сделать всех краснофлотцев универсалами-зенитчиками, д о ­ биться, чтобы каждый из них мог заменить товарища, сам о с т о я т е л ь ­ но вести огсгнь. Глубже стали изучать и м ате­ риальную часть оружия. Устано в­ щик прицела Чесноков, например, до приказа товарища Сталина о т ­ лично знал свои обязанности по ин­ струкции, но слабее— устройство прицела. А ведь без этого он не может быть мастером огня! Пришлось Чеснокову, а вместе с ним и другим комендорам, в з я т ь ­ ся за изучение своего заведыва- ішя. Сейчас каждый знает з е ­ нитную пушку так, что не т о л ь к о мож ет быстро Вести огонь, у с т р а ­ нять зад ержки при стрельбе, но паощупь определить в се ли части пушки находятся в н а д л еж ащ ем порядке. Недавно у нас с о ст о я л а сь т е х ­ ническая конференция. Н а к о н ­ ференции д о к л а д о т а к т и ч е ­ ских данных зенитного ор уди я и правилах стр ел ьбы из него сдел ал командир о т д е л е н и я к о ­ мендоров тов. Подвигин. Вы- ступали с д о к л а д ам и по о п р е д е ­ ленным темам все комендоры . Конф еренци я п о казала, что к р а с н о ­ ф л отцы отлично знают свои с п е ­ циальности. В учебе нам много помог командир о т д ел ен и я тов. П о д в и ­ гни. Опытный с п еци али ст, метки е залпы кото ро го испы тали у ж е на себе гитл еро вски е «ассы», он п ередает нам свои зн ани я, с з о \ м етод ведени я огня. Подвигни у ч и т нас за б о т и т ь ся о матери альной части . Н а к о р а б ­ ле вышел и з сг р о я у р о в е н ь , н е ­ обходимый к ом е н д о р ам д л я т о ч ­ ной стрел ьбы . Б е з н его н ел ь зя было у х о д и т ь в море, а и с п р а ­ вить его п очти не п р е д с т а в л я л о с ь возможности . ’З а э т у р а б о т у в з я л ­ ся сам П о д в и г ин , и сей час у р о ­ вень н ах о ди т с я в отличном с о ­ стоянии. Все у н ас ^готово к походам, н бою: и о р у д и я , и люди, о б с л у ­ ж и в ающ и е их. В прошлом год , г и т л ер о в цы «познакомились» у ж . с силон н аш его огня. Сейчас ми с н етерпением ж д ем приказа о выходе в море. Хочется сно; 1 в стр е ти т ьс я с противником, ч т о ­ бы пр актически испытать р е з у л ь ­ т аты нашей упорной зимней учебы. Командир орудия И. В ЕРХОВОД .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz