Северная вахта. 1942, июль.

СЕВІРНЯЯ СРАЖАТЬСЯ, ИАН ЛЮДИ НАТЕ РА МИГОТИНА! = МУЖЕСТВО — „МОРСКОЙ — Всего* несколько дней про­ стояли в главной базе, а красно­ флотцы заметно скучают по мо­ рю,—говорит командир катера лей. тенант Миготин.—Скоро закончим Небольшой ремонт и опять пойдем -выполнять боевые задания... Этот маленький корабль—гроза подводных лодок врага. Когда акустик услышит под водой шум винтов, на подводного врага о д ­ на за другой л етят глубинные бом­ би. На верхней палубе, у пушек и пулеметов, поджидают врага ар­ тиллеристы и пулеметчики. Фа­ шистские летчики испытали на своей шкуре силу огня «морского охотника». За год войны артиллеристы и Пулеметчики катера Миготина сбили два «Юнкерса», один «Мес. Свршміітт-Ю9» и совместно с д р у ­ гими кораблями подбили нес.толъ- Ко пикировщиков. На катер лейтенанта Миго- гина немецкие летчики сбросили в общей сложности 236 круп- " ых бомб около 60 тонн метал- ла' ^ икаких повреждений на ка­ тере и потерь в личном состав: зато враг не досчитался х боевых машин. ля^ и ° ях « м н и л с я экипаж кораб- г л й И ^Щ Р Д я врага, бойцы научи- его без промаха. У Я Р цс-еового орудия Евгв- ОХОТНИК» ния Кевлева на груди медаль «За отвагу». Это боевое отличие он заслужил в бою с фашистскими захватчиками. По внешности командир орудия Кевлев ни­ чем не отличается от другие краснофлотцев. Уроженец Б е л о ­ руссии, он очень скромен, обходи­ телен, а вот в бою делается неузнаваемым: голос громкий, дви­ жения энергичны. Огонь его ору- ^ ія фашистские летчики не вы ­ держивают: они преждевременно выходят из пикирования и, сбро­ сив бомбовый груз наугад, у ди ­ рают. Евгений Кевлев рассказывает: —Подробности всех боев при­ помнить трудно: их было очен.:, много. Памятны только наиболее жестокие схватки. Однажды наш катер выполнял в море важное задание. На небе была высокая облачность, а прямо над нами цо- явился большой просвет. —Н адо зорче смотреть за этим «окном»,—сказал я краснофлотцам. Прошло немного времени—и из просвета вынырнули четыре «Юн­ керса». Мы развили предель­ ную скорострельность. Сна­ ряды ложились прямо у моторов, сбивая летчиков с боевого курса. Тогда, ф а­ шисты п очти . всей стаей обруши­ лись на наш катер. Лейтенант Миготин ловко уводил корабль от падающих бомб: то давал полный ход и бомбы рвались за кормой, то стопорил и они ложились д а ­ леко впереди. Один из «Юнкерсов» начал пи­ кировать с носа. Мне пришлось управлять огнем, командовать н наводить орудие. Взяв пикиров­ щика на прицел, орудие начало бить по нему, как автомат. Смот­ рю в прицел и вижу, что все сна­ ряды бьют прямо по моторам. «Морской охотник» в боевом походе. Справа командир катера лейтенант В. Миготин. Фото Д. Кузнецова. В воздухе от бомбы оторвался стабилизатор и дальше она летела кувырком. Пробив спардек, бом. ба тяжело ударилась о палубу ' Воды m было: пожарную м аги ­ страль перебило в нескольких мо­ стах. Люди срывали с себя фу­ файки, тужу р ки , и все э т о л етел 5 I Северный флот. Капитан-лейтенант В. Путря. Под его руководством корабль И. сбил 3 фашистских самолета. Фото М. Ошуркова. ------ ❖ ♦ -------- Празднование Дня Флота Накануне Дн я ВМФ в Доме Военно-Морского Флота со. стоялся торжественный вечер краснофлотцев, командиров и ] политработников Беломорской | флотилии. С докладом о Дне Флота выступил член Военного Совета, флотилии бригадный комиссар тов. Ананъич. После доклада были приня- !ты приветствия Народному Ког j миссару Обороны товарищу IСта лину и Народному Комис- ; сару Военно-Морского Флота адмиралу Н. Кузнецову. В заключение вечера со­ стоялся большой концерт. * * * 26 июля утром на Н-ский корабль прибыла агитбригада Северного флота под худо­ жественным руководством Боголепова. Личный со­ став корабля прослушал ряд современных боевых и старин­ ных матросских песен. В 18 часов на стадионе «Ди ­ намо» состоялся товарищеский футбольный матч между сбор­ ными командами города и ф л > тилии. Встреча закончилась со счетом 4:2 в пользу команды I флотилии. I всеми своими -500 килограммами стали и тротила. Р а зд ал с я глухой взрыв. Выше трубы судн а взвились огненные языки. Воздушная волна прошла над танкером. Летели двери, стекла. Листы обшивки были вырваны на протяжении нескольких метров и скручены так, словно это было не толстое железо, а тонкий ба­ тист. Капитан Миронов быстро в ско ­ чил на ноги, и, оглядев горящий танкер, кормовой трюм, в котором находилось 500 тонн мазута, к р и к ­ нул первому штурману: — Шибэухов, командуй туш е­ нием! Я иду к якорю. Пламя вот-вот доберется д о ма­ зута. Нужно было немедленно снять судно с якоря и отвести а сторону. Вместе с боцманом И с т о ­ миным Миронов принялся раскле­ пывать якорную цепь: брашпиль не работал из-за поломкй динамо- машины. Сорванный лист обшивки пробил борт ниже ватерлинии. В ко тел ь­ ное отделение хлынула вода. К о ­ чегары Морозов и Артемьев к и т - ! лись к пробоине, но вода отбро­ сила ик назад. Тогда они задраи­ ли клиикеты, чтобы кроме маши­ ны вода никуда не попала. Поме­ щение наполнилось дымом, было трудно дышать. Кочегары выгреб­ ли уголь из топки и только по­ сле этого, по приказанию Шибзу- хова, поднялись наверх. Весь левый борт был в огне. Горели жилые помещения, палуба, спардек. Морозов устремился за Шибзуховым, который б еж ал к корме. Занялась горловина трюма, где находился мазут. Вместе с подбежавшим машинистом Гладеа- ковым они стали тушить огонь. на горловину. Сверху набрасывали куски брезента— он тл ел , а огонь не унимался. Ещ е и ещ е к и д а л » брезент. И победили. Плам я на горловине погасло. К ак то л ько появилось пламя, к капитану подбеж ал ради ст-си г­ нальщик Плоский, —Поднять сигнал: «Прошу при. слать пожарный буксир!» — при­ казал капитан. Сигнал был немедленно поднят. Доложив об этом, Плоский ска­ зал, что пойдет и прорепетуег сигнал семафо-ром. Он пошел и упал без сознания на палѵбе. Ока­ залось, что у него от взрыва бом бы лопнула барабанная перепонка, произошло кровоизлияние в моаг. Т яж ел о контуженный, он все-таки бооолся за жизнь своего судна. С подошедших буксиров переки­ нули шланги. Старший машинист Грязнѵхин, старший механик Г л а ­ голев кинулись заливать огонь. Они с ожесточением л е зл и в гущу дыма, у них тлели брови., и воло-. сы, пузырилась кож а, но они не отступали. ІПибзухов, Гледенков и кочегар Николай Смирнов вытащили из огня кочегара Никитина и еще не­ сколько товарищей. Третий механик Рамза был т яж е ­ ло ранен в голову, но все вре­ мя оставался на посту: сам р ас­ правлял рукава, расчищал про­ ходы. К этому времени капитан и боцман расклепали якорные цепи и освободили танкер. Миронов, занимаясь якорями, не переставал руководить борьбой с огнем. Его спокойный голос направлял людей, вселял в них новые силы. Через полчаса пожар был потушен И. к р у г л я к . ОТЛИЧНАЯ РАБОТА Отлично работают машинисты левой машины H-cKord корабля. Неоднократно участвуя в боях, корабль много раз подвергался сильным сотрясениям от падавших неподалеку бомб с немецких самолетов. И все это время машина работала точно и безотказно, обеспечивая кораблю необходимые хода и маневренность. За год боевых действий корабля левая машина не имела ни одного скисания. В этом большая заслуга командира отделения Голованова, машинистов Хлопина, Июдина, Завьялова и других. Они в совершенстве изучали мех анизмы и, бдительно наблюдая, тщательно ухаживая за ними, во- время устраняли все неисправно­ сти, грозившие нарушить нормальную работу. Ежедиавная краснофлотская газѳта Беломорской - № І 7 ~ 8 Вдруг фашистский самолет вздоог. нул, и, накренившись на левую плоскость, р езко пошел в сторо­ ну. Летчик сбросил бомбы, но и это не помогло. Задымив, «Юн­ кере» камнем полетел в море... В разгар боя неожиданно кто- то крикнул: — Перископ подводной лодки!.. — Право на борт!— скомандовал Миготин. Р е зк о развернувшись, катер устремился- на подводного врага. Старший краснофлотец Белов мгновенно приготовил к сбрасыва­ нию глубинные бомбы и они полетели на врага. Фашистские летчики ушли,_ не досчитавшись одной машины. П о д . водная л о д к а поспешно скрылась и больше не показывалась. Н е так дав н о катер в е л бой с 27 немецкими б ом барди р о вщи к а­ ми. Совместно с другими к о р аб л я ­ ми отразили атаку. В этом бою метко било по в рагу и орудие Терентьева, н а гр аж д ен н о го зн ач­ ком «Отличник ВМФ». Отличное умение в боях пока­ зали мотористы П а р о в е н к о и Пи- к алов: их заведы вани е всегда ра­ б о тало безо тказно, обеспечивая к а ­ теру вы со к ую маневренность. Вспоминая о проведенных боях, моряки говорят о мужестве и командирской воле лейтенанта Владимира Миготина. Много ра * он водил в бой катер и в с е ід а выходил победителем, нанося Hila­ ry ущерб. П р ави тел ьс тв о н аградило л е й ­ тенанта Миготина м ед ал ью отвагу», Г, ОВСЯННИКОВ . Не считаясь с большими потерями, озверевший враг бросает на поле битвы всю свою боевую технику, все свои людские резервы. Фашист­ ское командование активизировало действия своей авиации не только на Юге, где идут кровопролитные бои, ио и в Заполярье. С наступлением летних дней, когда установилась более благо­ приятная погода для дальних по­ летов, гитлеровцы употребляют бешеные усилия, чтобы нанести с воздуха удары по нашим военно- морским базам, нападают на ко­ рабли, пытаясь сковать их дей­ ствия. Вот почему умение быстро распознавать силуэты своих и вра­ жеских самолетов является сейчас первым необходимым качество! сигнальщиков и наблюдателей. Если наблюдатель своевременно обнаружит самолет, но не сумеет определить его тип и принадлеж­ ность, F» это сведет нагнет ре­ зультаты наблюдения. Красно­ флотцы и младшие командиры должны наметать глаз так, чтобы не только на предельной дистан­ ции обнаруживать самолеты, но и Мгновенно определить по силуэту — свой это самолет или враже­ ский. Чтобы делать это всегда безошибочно, надо непрерывно ра­ ботать над изучением внешних данных как своих, так и неприя­ тельских машин. В изучении силуэтов самолетов нужно вСячески избегать односто­ ронности. На отдельных кораблях увлекаются занятиями по опозна­ ванию силуэтов немецких самоле­ тов, забывая изучать типы своих. Недавно тральщик выполнял в море боевое задание. В этом рай­ оне появился самолет. Сигналь­ щики отделения т. Коваленко об­ наружили его своевременно, но опознать не сумели: одни утвер­ ждали, что это бомбардировщик «Ю-88», другие признали его за истребитель «Мессершмитт-ПО», На самом же деле это был... наш скоростной бомбардировщик. Прав­ да, подобные непростительные ошибки на флотилии редки, но ведь их не должно быть совсем! На передовых кораблях и в ча­ стях сигнальщики и наблюдатели изучают параллельно как свои, так и вражеские самолеты. На Н-ской зенитной батарее каждый номер орудийного расчета, дально­ мерщики, прибористы, пулеметчи­ ки прекрасно знают силуэты са­ молетов. Враг много раз пытался подойти к об’екту незамеченным, но каждый раз зенитчики свое­ временно обнаруживали и опознава­ ли его. Младший сержант Цуркан ежедневно тренирует зенитчиков, приучая их безошибочно распозна­ вать силуэты. Для быстрого определения са­ молета надо научиться правильно пользоваться оптическими прибо­ рами, Если цель недоступна нево­ оруженному глазу, нужно быстро использовать дальномер, стерео­ трубу — сделать все для того, чтобы распознать врага на далеком расстоянии, не дать ему застать себя врасплох. Благодаря повсе­ дневным тренировкам, краснофлот­ цы отдаленного поста СНИС на­ учились бдительно вести наблюде­ ние за воздухом. Старшина 1 статьи Чекулаев научил бойцов опознавать силуэты самолетов на большом расстоянии. Доклады этого поста обо всем замеченном всегда точны. Практика показывает, что для определения силуэтов наблюда­ тель должен научиться различать самолеты по деталям. Например, обнаружив моноплан, надо попы­ таться различить, как расположе­ ны его крылья, какую они имеют форму в плане и т. п. У каждого типа машин есть свои конструк­ тивные особенности, — их обязан четко знать боец. Сигнальщик и наблюдатель! Страна доверила вам ответствен­ ный боевой пост. В грозные для Родины дни надо еще больше напрячь свои силы, заострить вни­ мание, слух и зрение. Чем быст­ рее будет опознан воздушный враг, тем скорее он будет уничтожен. БЫСТРО ОПОЗНАВАТЬ САМОЛЕТЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz