Северная вахта. 1942, июль.
СЕВІРНЯЯ СРАЖАТЬСЯ, ИАН ЛЮДИ НАТЕ РА МИГОТИНА! = МУЖЕСТВО — „МОРСКОЙ — Всего* несколько дней про стояли в главной базе, а красно флотцы заметно скучают по мо рю,—говорит командир катера лей. тенант Миготин.—Скоро закончим Небольшой ремонт и опять пойдем -выполнять боевые задания... Этот маленький корабль—гроза подводных лодок врага. Когда акустик услышит под водой шум винтов, на подводного врага о д на за другой л етят глубинные бом би. На верхней палубе, у пушек и пулеметов, поджидают врага ар тиллеристы и пулеметчики. Фа шистские летчики испытали на своей шкуре силу огня «морского охотника». За год войны артиллеристы и Пулеметчики катера Миготина сбили два «Юнкерса», один «Мес. Свршміітт-Ю9» и совместно с д р у гими кораблями подбили нес.толъ- Ко пикировщиков. На катер лейтенанта Миго- гина немецкие летчики сбросили в общей сложности 236 круп- " ых бомб около 60 тонн метал- ла' ^ икаких повреждений на ка тере и потерь в личном состав: зато враг не досчитался х боевых машин. ля^ и ° ях « м н и л с я экипаж кораб- г л й И ^Щ Р Д я врага, бойцы научи- его без промаха. У Я Р цс-еового орудия Евгв- ОХОТНИК» ния Кевлева на груди медаль «За отвагу». Это боевое отличие он заслужил в бою с фашистскими захватчиками. По внешности командир орудия Кевлев ни чем не отличается от другие краснофлотцев. Уроженец Б е л о руссии, он очень скромен, обходи телен, а вот в бою делается неузнаваемым: голос громкий, дви жения энергичны. Огонь его ору- ^ ія фашистские летчики не вы держивают: они преждевременно выходят из пикирования и, сбро сив бомбовый груз наугад, у ди рают. Евгений Кевлев рассказывает: —Подробности всех боев при помнить трудно: их было очен.:, много. Памятны только наиболее жестокие схватки. Однажды наш катер выполнял в море важное задание. На небе была высокая облачность, а прямо над нами цо- явился большой просвет. —Н адо зорче смотреть за этим «окном»,—сказал я краснофлотцам. Прошло немного времени—и из просвета вынырнули четыре «Юн керса». Мы развили предель ную скорострельность. Сна ряды ложились прямо у моторов, сбивая летчиков с боевого курса. Тогда, ф а шисты п очти . всей стаей обруши лись на наш катер. Лейтенант Миготин ловко уводил корабль от падающих бомб: то давал полный ход и бомбы рвались за кормой, то стопорил и они ложились д а леко впереди. Один из «Юнкерсов» начал пи кировать с носа. Мне пришлось управлять огнем, командовать н наводить орудие. Взяв пикиров щика на прицел, орудие начало бить по нему, как автомат. Смот рю в прицел и вижу, что все сна ряды бьют прямо по моторам. «Морской охотник» в боевом походе. Справа командир катера лейтенант В. Миготин. Фото Д. Кузнецова. В воздухе от бомбы оторвался стабилизатор и дальше она летела кувырком. Пробив спардек, бом. ба тяжело ударилась о палубу ' Воды m было: пожарную м аги страль перебило в нескольких мо стах. Люди срывали с себя фу файки, тужу р ки , и все э т о л етел 5 I Северный флот. Капитан-лейтенант В. Путря. Под его руководством корабль И. сбил 3 фашистских самолета. Фото М. Ошуркова. ------ ❖ ♦ -------- Празднование Дня Флота Накануне Дн я ВМФ в Доме Военно-Морского Флота со. стоялся торжественный вечер краснофлотцев, командиров и ] политработников Беломорской | флотилии. С докладом о Дне Флота выступил член Военного Совета, флотилии бригадный комиссар тов. Ананъич. После доклада были приня- !ты приветствия Народному Ког j миссару Обороны товарищу IСта лину и Народному Комис- ; сару Военно-Морского Флота адмиралу Н. Кузнецову. В заключение вечера со стоялся большой концерт. * * * 26 июля утром на Н-ский корабль прибыла агитбригада Северного флота под худо жественным руководством Боголепова. Личный со став корабля прослушал ряд современных боевых и старин ных матросских песен. В 18 часов на стадионе «Ди намо» состоялся товарищеский футбольный матч между сбор ными командами города и ф л > тилии. Встреча закончилась со счетом 4:2 в пользу команды I флотилии. I всеми своими -500 килограммами стали и тротила. Р а зд ал с я глухой взрыв. Выше трубы судн а взвились огненные языки. Воздушная волна прошла над танкером. Летели двери, стекла. Листы обшивки были вырваны на протяжении нескольких метров и скручены так, словно это было не толстое железо, а тонкий ба тист. Капитан Миронов быстро в ско чил на ноги, и, оглядев горящий танкер, кормовой трюм, в котором находилось 500 тонн мазута, к р и к нул первому штурману: — Шибэухов, командуй туш е нием! Я иду к якорю. Пламя вот-вот доберется д о ма зута. Нужно было немедленно снять судно с якоря и отвести а сторону. Вместе с боцманом И с т о миным Миронов принялся раскле пывать якорную цепь: брашпиль не работал из-за поломкй динамо- машины. Сорванный лист обшивки пробил борт ниже ватерлинии. В ко тел ь ное отделение хлынула вода. К о чегары Морозов и Артемьев к и т - ! лись к пробоине, но вода отбро сила ик назад. Тогда они задраи ли клиикеты, чтобы кроме маши ны вода никуда не попала. Поме щение наполнилось дымом, было трудно дышать. Кочегары выгреб ли уголь из топки и только по сле этого, по приказанию Шибзу- хова, поднялись наверх. Весь левый борт был в огне. Горели жилые помещения, палуба, спардек. Морозов устремился за Шибзуховым, который б еж ал к корме. Занялась горловина трюма, где находился мазут. Вместе с подбежавшим машинистом Гладеа- ковым они стали тушить огонь. на горловину. Сверху набрасывали куски брезента— он тл ел , а огонь не унимался. Ещ е и ещ е к и д а л » брезент. И победили. Плам я на горловине погасло. К ак то л ько появилось пламя, к капитану подбеж ал ради ст-си г нальщик Плоский, —Поднять сигнал: «Прошу при. слать пожарный буксир!» — при казал капитан. Сигнал был немедленно поднят. Доложив об этом, Плоский ска зал, что пойдет и прорепетуег сигнал семафо-ром. Он пошел и упал без сознания на палѵбе. Ока залось, что у него от взрыва бом бы лопнула барабанная перепонка, произошло кровоизлияние в моаг. Т яж ел о контуженный, он все-таки бооолся за жизнь своего судна. С подошедших буксиров переки нули шланги. Старший машинист Грязнѵхин, старший механик Г л а голев кинулись заливать огонь. Они с ожесточением л е зл и в гущу дыма, у них тлели брови., и воло-. сы, пузырилась кож а, но они не отступали. ІПибзухов, Гледенков и кочегар Николай Смирнов вытащили из огня кочегара Никитина и еще не сколько товарищей. Третий механик Рамза был т яж е ло ранен в голову, но все вре мя оставался на посту: сам р ас правлял рукава, расчищал про ходы. К этому времени капитан и боцман расклепали якорные цепи и освободили танкер. Миронов, занимаясь якорями, не переставал руководить борьбой с огнем. Его спокойный голос направлял людей, вселял в них новые силы. Через полчаса пожар был потушен И. к р у г л я к . ОТЛИЧНАЯ РАБОТА Отлично работают машинисты левой машины H-cKord корабля. Неоднократно участвуя в боях, корабль много раз подвергался сильным сотрясениям от падавших неподалеку бомб с немецких самолетов. И все это время машина работала точно и безотказно, обеспечивая кораблю необходимые хода и маневренность. За год боевых действий корабля левая машина не имела ни одного скисания. В этом большая заслуга командира отделения Голованова, машинистов Хлопина, Июдина, Завьялова и других. Они в совершенстве изучали мех анизмы и, бдительно наблюдая, тщательно ухаживая за ними, во- время устраняли все неисправно сти, грозившие нарушить нормальную работу. Ежедиавная краснофлотская газѳта Беломорской - № І 7 ~ 8 Вдруг фашистский самолет вздоог. нул, и, накренившись на левую плоскость, р езко пошел в сторо ну. Летчик сбросил бомбы, но и это не помогло. Задымив, «Юн кере» камнем полетел в море... В разгар боя неожиданно кто- то крикнул: — Перископ подводной лодки!.. — Право на борт!— скомандовал Миготин. Р е зк о развернувшись, катер устремился- на подводного врага. Старший краснофлотец Белов мгновенно приготовил к сбрасыва нию глубинные бомбы и они полетели на врага. Фашистские летчики ушли,_ не досчитавшись одной машины. П о д . водная л о д к а поспешно скрылась и больше не показывалась. Н е так дав н о катер в е л бой с 27 немецкими б ом барди р о вщи к а ми. Совместно с другими к о р аб л я ми отразили атаку. В этом бою метко било по в рагу и орудие Терентьева, н а гр аж д ен н о го зн ач ком «Отличник ВМФ». Отличное умение в боях пока зали мотористы П а р о в е н к о и Пи- к алов: их заведы вани е всегда ра б о тало безо тказно, обеспечивая к а теру вы со к ую маневренность. Вспоминая о проведенных боях, моряки говорят о мужестве и командирской воле лейтенанта Владимира Миготина. Много ра * он водил в бой катер и в с е ід а выходил победителем, нанося Hila ry ущерб. П р ави тел ьс тв о н аградило л е й тенанта Миготина м ед ал ью отвагу», Г, ОВСЯННИКОВ . Не считаясь с большими потерями, озверевший враг бросает на поле битвы всю свою боевую технику, все свои людские резервы. Фашист ское командование активизировало действия своей авиации не только на Юге, где идут кровопролитные бои, ио и в Заполярье. С наступлением летних дней, когда установилась более благо приятная погода для дальних по летов, гитлеровцы употребляют бешеные усилия, чтобы нанести с воздуха удары по нашим военно- морским базам, нападают на ко рабли, пытаясь сковать их дей ствия. Вот почему умение быстро распознавать силуэты своих и вра жеских самолетов является сейчас первым необходимым качество! сигнальщиков и наблюдателей. Если наблюдатель своевременно обнаружит самолет, но не сумеет определить его тип и принадлеж ность, F» это сведет нагнет ре зультаты наблюдения. Красно флотцы и младшие командиры должны наметать глаз так, чтобы не только на предельной дистан ции обнаруживать самолеты, но и Мгновенно определить по силуэту — свой это самолет или враже ский. Чтобы делать это всегда безошибочно, надо непрерывно ра ботать над изучением внешних данных как своих, так и неприя тельских машин. В изучении силуэтов самолетов нужно вСячески избегать односто ронности. На отдельных кораблях увлекаются занятиями по опозна ванию силуэтов немецких самоле тов, забывая изучать типы своих. Недавно тральщик выполнял в море боевое задание. В этом рай оне появился самолет. Сигналь щики отделения т. Коваленко об наружили его своевременно, но опознать не сумели: одни утвер ждали, что это бомбардировщик «Ю-88», другие признали его за истребитель «Мессершмитт-ПО», На самом же деле это был... наш скоростной бомбардировщик. Прав да, подобные непростительные ошибки на флотилии редки, но ведь их не должно быть совсем! На передовых кораблях и в ча стях сигнальщики и наблюдатели изучают параллельно как свои, так и вражеские самолеты. На Н-ской зенитной батарее каждый номер орудийного расчета, дально мерщики, прибористы, пулеметчи ки прекрасно знают силуэты са молетов. Враг много раз пытался подойти к об’екту незамеченным, но каждый раз зенитчики свое временно обнаруживали и опознава ли его. Младший сержант Цуркан ежедневно тренирует зенитчиков, приучая их безошибочно распозна вать силуэты. Для быстрого определения са молета надо научиться правильно пользоваться оптическими прибо рами, Если цель недоступна нево оруженному глазу, нужно быстро использовать дальномер, стерео трубу — сделать все для того, чтобы распознать врага на далеком расстоянии, не дать ему застать себя врасплох. Благодаря повсе дневным тренировкам, краснофлот цы отдаленного поста СНИС на учились бдительно вести наблюде ние за воздухом. Старшина 1 статьи Чекулаев научил бойцов опознавать силуэты самолетов на большом расстоянии. Доклады этого поста обо всем замеченном всегда точны. Практика показывает, что для определения силуэтов наблюда тель должен научиться различать самолеты по деталям. Например, обнаружив моноплан, надо попы таться различить, как расположе ны его крылья, какую они имеют форму в плане и т. п. У каждого типа машин есть свои конструк тивные особенности, — их обязан четко знать боец. Сигнальщик и наблюдатель! Страна доверила вам ответствен ный боевой пост. В грозные для Родины дни надо еще больше напрячь свои силы, заострить вни мание, слух и зрение. Чем быст рее будет опознан воздушный враг, тем скорее он будет уничтожен. БЫСТРО ОПОЗНАВАТЬ САМОЛЕТЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz